исследовательская работа
24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ой годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ.
Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова.
В прошлом году перелистывая районную газету «Наше время» я прочла статью о Валерии Хусаинове – опер – уполномоченном Могочинского линейного отдела, героически погибшем в 1980 году при задержании особо опасного преступника. Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженные действия, проявленные при задержании преступника, лейтенант Хусаинов был награждён орденом Красной Звезды (посмертно). История Валерия потрясла меня, я решила узнать о работе линейного отделения полиции на нашей станции Чернышевск. И которое, как оказалось напрямую связано с именем Валерия Хусаинова, потому что входит в подчинение Могочинского линейного отдела МВД России на транспорте. Цель исследования: определить основные этапы становления и развития линейного отделения полиции на станции Чернышевск. Задачи:
-раскрыть этапы развития линейного отделения полиции на станции Чернышевск;
-выяснить роль работы сотрудников отделения в жизни района, края, страны
Для решения поставленных задач я провела исследование: обратилась к начальнику отделения Севрюку Анатолию Захаровичу, который рассказал много интересного о своей работе, в районном архиве и библиотеке нашла несколько статей о сотрудниках отделения, взяла интервью у ветеранов и их родственников.
Как закалялась сталь
Пусть судьба дорожная превратна,
Только главной остаётся суть:
Транспортной милиции солдаты
Выручат, помогут и спасут.
Чтобы был порядок на дороге-
Часовые магистрали строги.
Грузы и людей оберегают,
Если их беда подстерегает…
Транспортная милиция была создана 21(18) февраля 1919 года. Постановлением ВЦИК « Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». С целью поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР. Железнодорожной милиции вменялось в обязанность:бороться с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути;бороться с хищениями железнодорожного имущества;пресекать продовольственную спекуляцию на железных дорогах охранять порядок при скоплении публики на вокзалах и в поездах; надзирать за очисткой пути и уборкой подвижного состава; -оказывать помощь при крушениях и продолжительных остановках поездов; призывать население к очистке и исправлению пути в случае снежных заносов,наводнений,крушений;вызывать войска в случаях, предусмотренных особыми инструкциями;защищать железные дороги, железнодорожные сооружения в случае нападения при отсутствии частей Красной Армии и совместно действовать с железнодорожной охраной военного ведомства.
С этого «Положения …» и начался отсчёт в истории транспортной милиции, в истории, перешагнувшей девяностолетний рубеж. Первоначально железнодорожная милиция подчинялась губернским и уездным управлениям. Однако, позднее железнодорожная милиция стала создаваться при каждом управлении железной дорогой, и уже не подчинялась территориальным органам милиции. На линейных станциях создавались линейные отделы, отделения и линейные пункты милиции. На станции Пашенной был создан линейный пункт милиции, который подчинялся линейному отделению ЛОВД на станции Шилка. В штате линейного пункта были оперуполномоченные уголовного розыска, ОБХСС и два милиционера, а также, начальник ЛПМ. Участок обслуживания ЛПМ был от станции Укурей до станции Бушулей. Сотрудники ЛМП занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также, раскрытием преступлений, направленных против граждан. ЛПМ находился по улице Железнодорожная,40 «А».
Мне удалось найти секретную инструкцию сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом, датированную 1922 годом. Она содержит 11 пунктов. На мой взгляд, самое важное, следующее: каждый сотрудник должен следить за появлением и движением банд не выпускать их из под своего наблюдения (Секретная инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом.1922г. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции). Тяжелое было время, в 1922 году с нашей территории были изгнаны остатки белых формирований и японских воинских частей (см. Приложение №1).
Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами, распространителями ложных слухов. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись - Зануда Григорий Евдокимович (милиционер оперуполномоченный пункта на станции Каганович), Зверев Константин Борисович (милиционер оперативного пункта на станции Каганович), Марьясов Константин Гаврилович(помощник командира отделения оперативного пункта на станции Каганович).
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ!
Оставшиеся милиционеры порой сутками не уходили с постов и дежурств, обеспечивая скоростной пропуск поездов на фронт.
Особенно ценным является фотография 1949 года, где изображены милиционеры ЛОМ уже через несколько лет после войны (см. Приложение № 2)
Также, сложный период был в 1953 году, в истории этот период принято называть «холодное лето 53-го», когда по постановлению ЦК КПСС, из мест заключения освободились тысячи и тысячи политических заключенных, и уголовников (см. Приложение №3).
Сергей Сергеевич Бояркин вспоминает: «Во время следования эшелона с освобожденными заключенными, была очень сложная обстановка на линейных станциях, так как по прибытию эшелона, огромные массы заключенных выходили на перроны, где с неимоверной жестокостью совершали различные противоправные действия - хищения, грабежи, разбойные нападения, вплоть до убийства. Поэтому приходилось заранее сообщать населению и работникам транспорта о прибытии этих эшелонов, люди вооружались дробовиками, холодным оружием, чтобы отбиться в случае необходимости. На вокзалах закрывались все буфеты, киоски, закрывался и сам вокзал, так как сотрудники (один-два милиционера и оперативный состав) не могли обеспечить правопорядок. Опасным было и сопровождение этих эшелонов, сотрудникам милиции (Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции).
Транспортной полиции солдаты…
Самолёты, тоже их забота,
Все, от пассажира до пилота,
Верят людям в милицейской форме,
И полёт идёт как надо, в норме…
В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником которого был Николай Дмитриевич Дьяков. Расширились штаты, стало уже два отдела оперуполномоченного розыска, во главе которых стояли Александр Николаевич Михайлов и Борис Николаевич Баланчук. Два инспектора ОБХСС – Павел Кондыба и Иван Калашников. Также вводится должность следователя – Алексей Наделяев. Увеличивается штаб милиционеров (от 2 до 6 милиционеров). Участок обслуживания увеличивается от блок - поста Каменный Карьер до Урюма. Линейному отделу передаётся в подчинение ЛПМ на станции Зилово.
Начало 90-х тоже было неспокойным. На станции Зилово сконцентрировалась серьезная бандитская группировка, они вскрывали контейнеры и вагоны. В общей сложности раскрыто 172 преступления. Я считаю, что это стало возможно благодаря стойкости, мужеству и ответственности сотрудников транспортной милиции.
Вадим Адиянов вспоминает самое известное дело «зиловских грабителей», который рассказывали ему старшие товарищи:«Наше государство отправило шикарный персидский ковер некому шаху, который прошел по всей России, но на станции Зилово контейнер был взломан ,ковёр похищен, и разрезан на четыре части .Похищенный ковёр был найден, как говорилось выше разрезанный на четыре части в парниках на станции Зилово. Много ещё ценных вещей было похищено этой группировкой с контейнеров и вагонов, останавливающихся на этой станции. Только благодаря стойкости, мужеству, ответственности транспортной милиции, группировка была задержана, во главе этой опасной группировки стояла женщина»
Начальником линейного отделения внутренних дел вот уже много лет является Севрюк Анатолий Захарович. О своей работе он говорит: «Открытие преступлений на транспорте намного сложнее, чем раскрытие преступлений на территории, потому что поезд - это постоянно движущийся транспорт. Часто случается, что пассажира поезда кто - то обидел, кто - то ударил, кто - то обворовал, и наша задача в том, чтобы собрать следственно-оперативный группу в полном составе, которая должна найти виновного, в независимости от того в какое направление надо ехать, пусть даже до Хабаровска, но преступление должно быть раскрыто. Как правило, сейчас преступления раскрываются по горячим следам. И ещё одна задача транспортной милиции, в отличие от территориальных органов, это контролирование бесконечного потока груза - пассажирских перевозок. Например, отправили грузовой поезд с Москвы до Владивостока. Поезд идёт из одной точки России в другую. Однако поезда могут останавливаться, стоять под пропуском, где и совершается посягательство на груз. Поэтому главная задача транспортной милиции своевременно протянуть нить, то есть установить участок, где кража произошла и приложить максимум усилий, чтобы эту кражу раскрыть» (см. Приложение № 4).
Другое направление работы – экономическая безопасность. Экономические преступления, это преступления, которые совершаются, как правило, должностными лицами. Главная задача состоит в том, чтобы пресекать такие преступления, чтобы материальные ценности РАО железных дорог всегда были в порядке и всегда были охраняемы.
Часовые магистрали…
Пусть судьба дорожная превратна,
Только главной остаётся суть:
Транспортной милиции солдаты
Выручат, помогут и спасут.
Чтобы был порядок на дороге-
Часовые магистрали строги.
Грузы и людей оберегают,
Если их беда подстерегает.
Сотрудники Чернышевского линейного отделения постоянно оказываются в центре событий, происходящих в стране. Выполняли свой долг они и в годы Чеченской войны. Рыжиков Валерий Викторович уточняет: «Нас отправили на Червленно - Узловую станцию, где происходила погрузка нефтепродуктов составы, поэтому безопасность этого региона играла важную роль для всей России. Главным для нас было удержать мост через реку Терек, так как все грузовые поставки шли именно через этот объект» (Демина Н.С. Часовые магистрали/Наше время. – 20 февраля 2000 г.)
Жена Валерия Викторовича, Рыжикова Валентина Васильевна - учитель физического воспитания в нашей школе вспоминает: « Думала, что с ума сойду от неизвестности, ведь сотовой связи тогда не было. Журналисты выезжали на эту станцию, брали интервью у наших ребят, а они отвечали коротко и ясно: «У нас все нормально, родные, не переживайте».
С горячей точки вернулись все, потерь не было - Александр Петрович Викулов, Вадим Сергеевич Адиянов, Валерий Викторович Рыжиков (см. Приложение № 5)
Начальник отделения – Севрюк Анатолий Захарович отмечает: «Помню еще одну грозу, которая встряхнула железную дорогу – на китайской границе сложилась такая обстановка, где было множество фактов краж с подвижного состава. Случалось, что вагоны вскрывались и опустошались даже днём. Складывалась обстановка безнаказанности.
Сотрудники Чернышевского отделения выезжали в 10-дневные командировки для помощи в восстановлении порядка. Потом всё с большим размахом перебросилось на нашу Забайкальскую дорогу, в Чернышевск. Здесь в те годы было совершено, около ста хищений имущества с подвижного состава, путём выброса их из контейнеров. Анатолий Захарович был назначен старшим группы по борьбе с грабителями и выехал в особо криминальный тогда город Краснокаменск, где и была задержана группа грабителей из 17 человек.
Анатолий Захарович уже на протяжении нескольких лет является начальником Чернышевского линейного отделения полиции, штат которого на сегодняшний день составляет – 30 человек. На вопрос: «Какие преступления на транспорте характерны в наши дни?», он отвечает – «Частым явлением становится терроризм. Беспокоимся о том, чтобы не произошел нигде взрыв. При обнаружении любой коробки на перронах, в поездах, контейнерах мы объявляем тревогу, сбор личного состава, оцепление территории и уничтожение подозрительного объекта» Такая уж работа у наших парней в форме, постоянно рисковать своей жизнью ради общественного блага и спокойствия. …
Валерий Викторович Рыжиков при нашей последней встрече сказал: "Забайкальская транспортная милиция - это наша гордость и боль…. И хотя время службы в ней, лишь, небольшая часть наших жизней. Мы можем без преувеличения сказать, что годы работы в транспортной милиции были и будут для нас всех самыми интересными и плодотворными (см. Приложение №6).
Заключение
Транспортная милиция в нашей стране начинает свой отчет с 1919 года. Вскоре создается линейный пункт милиции и на станции Пашенной (ныне Чернышевск- Забайкальский). Сотрудники линейного пункта занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также, раскрытием преступлений, направленных против граждан.
Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Великой Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись - Зануда Григорий Евдокимович, Зверев Константин Борисович, Марьясов Константин Гаврилович.
Непростая обстановка сложилась и в 1953 год, когда по постановлению ЦК КПСС, из мест заключения освободились тысячи политических заключенных, и уголовников.
В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником которого был Николай Дмитриевич Дьяков. Расширились штаты, участок обслуживания увеличивается от Каменного Карьера до Урюма. В настоящий момент начальником отделения является Севрюк Анатолий Захарович.
24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ой годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ. Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова. В этом году такой чести был удостоен капитан полиции Максим Леонтьевич Балабанов, старший уполномоченный группы уголовного розыска Чернышевского линейного отделения. Так что нам, молодому поколению, есть, кем гордиться и с кого брать пример!!!
Литература
1. Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива линейного
отделения полиции п. Чернышевск
2. Демина Н.С. Часовые магистрали /Наше время.- 20 февраля 2000 г.
3. Инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом 1922г.
Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции п.
Чернышевск
4. Личный архив Рыжикова В.В. (фотографии, награды, газетные статьи)
5. Степанова М.А. Новости Забайкальского края/ Наше время. –
14 марта 2012 г.
6. Шемелина С.В. На боевом посту. Валерий Хусаинов/ Путь Ленина –
Простые летающие модели из бумаги
Загадочная система из шести экзопланет
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Сказка про Серого Зайку
Девчата