исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya1.docx | 40.43 КБ |
prezentatsiya_sobol_nadezhdy.ppt | 1.04 МБ |
Аннотация Цель работы: восстановить историю православных храмов, располагающихся на территории Чернышевского района в XVIII – XXI вв. Задачи: - проанализировать исторические источники и обобщить сведения о существующих и исчезнувших православных храмах района; - выстроить хронологическую последовательность и обстоятельства возникновения храмов; - проследить судьбу православных храмов Чернышевского района Для реализации задач использованы методы и приемы исторического и частично историографического исследования: работа в фондах краеведческих музеев п. Чернышевск и г. Нерчинск; экскурсия к уцелевшим памятникам; посещение сел района и беседы с местными жителями, работа с архивными документами, беседы с местными краеведами. В результате проведенного исследования стало известно, что на территории Чернышевского района православные храмы существовали с XVIII века. Первым строителем храмов является Кирилл Васильевич Суханов. Он построил три церкви на территории района: святой мученицы Параскевы (1770) в с. Курлычи, Святой Троицы (примерно 1775) в Сухановой слободе (ныне Бушулей), который был сожжен тунгусами в 1779 году. В 1783 году Кирилл Суханов построил новый храм с тем же названием. Это была первая походная церковь в Забайкалье. В 1804 году К. Суханов переехал из Сухановой слободы в Нерчинск и перевез походную церковь. В 1884 году она находилась в Кайдаловском селении, дальнейшая судьба этого памятника не известна. В XIX веке были построены еще пять церквей в селах: Новый Олов, Шивия, Новоильинск, Алеур, Курлыч. При церквях организовывались церковно – приходские школы. В начале XX века возведены Спасская церковь в с. Курлычи, церковь Святой Троицы в Бушулее, храм в п. Аксеново – Зиловское. После революции 1917 года церкви были уничтожены или перепрофилированы под хозяйственные нужды. На территории района сохранена только одна церковь – Спасская в с. Курлычи (не действует). Она построена с элементами древнерусского стиля. В Бушулее уцелели остатки церкви, построенной примерно в 1911 году. На сегодняшний день, действует церковь в п. Чернышевск (открыта в старом здании, где когда-то располагался магазин) План исследований В последнее время, в нашей стране возрос интерес к православной культуре. В системе образования первостепенным является духовно – нравственное воспитание, которое не возможно без изучения истории памятников церковной архитектуры. Традиционно, изучаются самые известные храмы центральной России. В провинции же эти вопросы либо вовсе не рассматриваются, либо изучаются мало. За последнее время издана книга «Православные храмы Нерчинского района». В Чернышевском районе, собрано, очень мало сведений по этой проблеме, имеющиеся сведения не имеют обобщенного характера и часто противоречат логике. На территории района сохранен уникальный памятник – Спасская церковь, которая построена с элементами древнерусского стиля. Кроме того, именно здесь появилась первая походная церковь в Забайкалье (Троицкий собор в Сухановой слободе) Вопрос, подлежащий исследованию: Православные храмы Чернышевского района Забайкальского края (XVIII – XXIвв.) Гипотеза: Если изучить историю православных храмов Чернышевского района (своей малой Родины), то можно обнаружить уникальные памятники церковной архитектуры, которые, имеют важное значение для истории всего Забайкальского края В процессе исследования использованы методы и приемы исторического и частично историографического исследования. В рамках исторического исследования осуществлены: - изучение источников (литература, воспоминания жителей сел, документы, фотографии сохраненных и эскизы исчезнувших церквей) и восстановление исторической реалии; -экскурсия к уцелевшим памятникам – Спасской церкви в селе Курлычи и руинам Троицкого храма в селе Бушулей; - посещение сел района – Новоильинск, Алеур, Новый Олов, Курлыча, Бушулей, беседы с местными жителями (сохранилось мало документов, о некоторых церквях стало известно только со слов местных жителей). Все полученные результаты согласованы с работниками краеведческого музея п. Чернышевск и Косых В.И., кандидатом исторических наук ЗабГГПУ, который напрямую занимается изучением вопросов православия в Забайкальском крае. В процессе историографического исследования: - изучение работ ведущих забайкальских историков (работы кандидата исторических наук - В.И. Косых и др.); - изучение работ чернышевских краеведов – А.Н. Кожиной и Ю.С.Орлова; - работа в фондах краеведческих музеев п. Чернышевск и г. Нерчинск (обобщение фактов) Кроме того, использованы методы: сравнения, сопоставления, хронологический и др. В данной работе основным историческим источником являются документы (архивные данные) и литература (работы забайкальских краеведов: вспомогательные и основные) Вспомогательная литература была необходима для восстановления основных моментов деятельности и порядков забайкальской церкви (работа просмотрена одним из авторов перечисленных ниже работ – Косых В.И., кандидатом исторических наук): - Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции –Чита, 1999 г.; - Косых В.И. Забайкальская епархия 1908 – 1923 годы – Чита, 1999г.; - Дулов А.В. Русское православие: вехи истории –Улан-Уде, 2000г.; - Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIXв. – Иркутск, 1996г.; Основная литература, на основе которой была выстроена хронологическая последовательность и обстоятельства возникновения православных храмов на территории района (работа просмотрена авторами, указанными ниже – Орловым Ю.С., Бураменским В.С. и Малаховой О.А.): - Кривенко В.И., Кулаков В.С., Орлов Ю.С. и др. История и география Чернышевского района – Чита 2003г.; -Забайкалье: судьба провинции. Сборник статей/Под ред. Мошкиной З.В., Закаблуковской Н.Н, Мальцевой М.П. – Чита «Поиск» 2001г.; - Кожина (Нарваткина) А.Н. История села Алеур – Хабаровск 1999г.; - Публикации работников краеведческого музея п. Чернышевск - В.С. Бураменского и О.А. Малаховой в газете «Наше время» (газета Чернышевского района) Кроме того использовались Интернет – ресурсы (данные сайта Читинской и Краснокаменской епархий) с целью выяснения позиции епархии по отношению к Спасской церкви в с. Курлычи - единственному, сохраненному памятнику церковной архитектуры в Чернышевском районе
Введение В настоящее время в России приоритетным становится духовно – нравственное воспитание школьников. Во многих городах восстанавливаются и возводятся православные храмы. Церковь организовывает конкурсы для преподавателей, школьников и студентов. В Забайкальском крае создано общество православных врачей, расширяется православное молодежное движение «Возрождение». На повестке дня – вопрос о введении в курс школьной программы предметов, изучающих историю православной культуры. Однако, традиционно, изучают самые известные храмы центральной России, в то время как в российской глубинке по сей день существуют настоящие жемчужины церковной архитектуры. В селе Курлычи Чернышевского района, сохранен уникальный архитектурный памятник - Спасская церковь, которая построена в начале XX века с элементами древнерусской архитектуры (см. Приложение №1). Сегодня ни одна из многочисленных церквей нашего района, кроме Спасской не дошли до нас. Часть из них была перестроена, другая часть утрачена безвозвратно. Более того, нет даже обобщенных сведений о некогда существовавших храмах на территории района. Автор думает, что духовно - нравственное воспитание будет эффективным, только в том случае, если мы будем изучать историю и культуру своего народа не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах. Поэтому автор решил узнать историю Спасской церкви и восстановить историю исчезнувших храмов своей малой Родины. Цель исследования: восстановить историю православных храмов, располагающихся на территории Чернышевского района в XVIII – XXI вв. Задачи исследования: - проанализировать исторические источники и обобщить сведения о существующих и исчезнувших православных храмах района; - выстроить хронологическую последовательность и обстоятельства возникновения храмов; - проследить судьбу православных храмов Чернышевского района. Для реализации задач проведено историческое и частично историографическое исследование: работа в фондах краеведческих музеев поселка Чернышевск и города Нерчинска; экскурсия к уцелевшим памятникам; посещение сел района и беседы с местными жителями, работа с архивными документами, беседы с местными краеведами. Первый миссионер среди тунгусов Чернышевского района XVIII века Чернышевский район расположен в центральной части Забайкальского края, районным центром является поселок Чернышевск (см. Приложение №2). Здесь издавна жили эвенки (тунгусы) – кочевники, которые занимались охотой и рыболовством (см. Приложение №3). Проживание бурят на территории Чернышевского района, начиная с XV века, также подтверждается данными топонимики. Русские приходят во второй половине XVII века, первое известное поселение – Алеурская слобода («Алеур» в переводе с тунгусского – брусника), основана в 1698 году переселенными с Урала крестьянами (Орлов Ю.С., Чухачев В.С., Кулаков В.С., От землепроходцев до наших дней // Кривенко В.А., Кулаков В.С., Орлов Ю.С. и др., История и география Чернышевского района // Чита 2003, стр.72) В XVIII веке русское население на территории района было весьма немногочисленно, появляются села - Яковлево (Икшица), Кожино (Утан), Николаевское (Укурей), Наделяево (Шивия), Ново – Покровское (Гаур), Курлыч, Старый Олов, Кадая и Новый Олов. В 1709 году появилось первое поселение оседлых эвенков на берегу Куэнги – Мильгидун. В середине века - другие инородческие села: Тунгусский Олов (Новоильинск), Бушулей (Орлов Ю. С., Чухачев В.С., Кулаков В.С., От землепроходцев до наших дней/ Кривенко В.А., Кулаков В.С., Орлов Ю.С. и др., История и география Чернышевского района// Чита 2003, стр.77) Согласно данным Чернышевского краеведческого музея, православные храмы существовали почти во всяком более – менее крупном поселении, а если не было храма, то была, хотя бы часовня. Приходы объединялись в особый церковный округ - заказ. Центром заказа являлся – Нерчинск. Приходы были маленькие и крайне бедные. Духовенство повсеместно избиралось самими прихожанами из своей среды, а затем утверждалось и рукополагалось правящим архиреем в Иркутске. С избранным, утвержденным и рукоположенным священником, приходская община заключала своего рода договор о найме, так как сама определяла источники его содержания. Однако содержание было весьма скудным, и, поэтому священник вынужден был заниматься всеми крестьянскими делами и во всем разделять быт своих прихожан (Бураменский В.С. Миссия среди тунгусов// Наше время, 15 апреля 2009) Данные статьи В.С. Бураменского нашли подтверждение в работе О.Е. Наумовой «Иркутская епархия XVIII – XIX вв. / Иркутск – 1996, стр. 65 Первые сведения о строительстве храмов на территории района автору удалось найти в сборнике статей «Забайкалье: судьба провинции», выпущенном Читинским областным краеведческим музеем им. А.К. Кузнецова. Начало истории храмов связано с именем протоирея Нерчинского собора Кирилла Суханова. В 1768 году в Нерчинском округе появился православный миссионер, развернувший широкую работу с тунгусами, кочевавшими по долинам рек Алеура и Курлычи. Звали его Кирилл Васильевич Суханов. В Нерчинске Суханов получил приглашение строить деревянную Спасскую церковь в с. Курлычи. 13 апреля 1769 года получено благословление на заложение храма. В 1770 году построена церковь в честь святой мученицы Параскевы – покровительницы водной стихии, а уже в январе 1770 года жители села просили освятить храм и рекомендовали в священники иконописца Кирилла Суханова. Благословение на освящение нового храма было получено 7 марта 1771 года но Кирилл Суханов отказался от рукоположения. Освящена церковь 7 марта 1771 года, с назначением священником, Николая Иосифовича (Алферина М.И., Васильев С.Г., Из истории строительства церкви в селе Кондуй // Забайкалье: судьба провинции. Сборник статей// Под ред. Мошкиной З.В., Закаблуковской Н.Н., Мальцевой М.П./ Чита «Поиск» 2001, стр.30-31) С самого своего появления в наших краях Суханов занимался обращением кочующих тунгусов (эвенков) в православие, старался привить у них оседлость, обучить их хлебопашеству, ремеслам, грамоте. С этой целью он в октябре 1773 года обратился с прошением о постройке часовни в 40 верстах от села Курлычи, позже это место называлось Сухановой слободой. Кирилл Суханов сообщал: «…В Нерчинском ведомстве принял я обращающихся в веру православную идоляторов от святого крещения обоего пола не малое число душ, коих, по усердию, с дозволения Нерчинской воеводской и горной канцелярий, собственным своим коштом поселил домами вверх по реке Алеуру, при устье Бусулея, на пустом месте, ныне именуемом Сухановой слободой, в 40 верстах от Курлыченской церкви. Где, для приобыкновения оных на молитву и прославление истинного Бога и утверждения их в вере православной намерение имею построить во имя Пресвятой Троицы часовню, а на строение и святыми образами и утварью украшение и содержание оной имею употребить свой собственный кошт» (Малахова О.А. Династия Сухановых// Наше время, 6 сентября 2010) Преосвященный отвечал: «Часовен строить не велено, а когда много будет новокрещеных, то можно будет создать церковь» (там же) Можно предположить, что таких новокрещеных оказалось около 100 душ. 27 февраля 1775 года в Сухановской слободе (ныне Бушулей) Кирилл Суханов с шестидесятью новокрещенными инородцами подали прошение иркутскому архиерею о разрешении постройки деревянной церкви во имя Святой Троицы. Иркутский архиерей просил Синод до назначении этой церкви пособия от казны по примеру якутских церквей, Суханову предписал готовить лес для строительства и искать кандидата в священники. Такого кандидата Суханов скоро представил преосвяшенному. Это был его давний приятель Василий Иванович Березин, некоторое время назад приехавший в Нерчинск из Якутска. Храм был построен очень быстро и как вспоминают старожилы Бушулея, на земле, принадлежавшей северным аборигенам, где в дремучем лесу жила давным – давно всемогущая шаманка Бушулея, а на берегах Алеура недалеко от стойбищ эвенков висели вниз головами подстреленные плохие птицы – вороны, якобы сообщавшие опасным зверям о местонахождении их стада, появилась русская православная церковь. Это явление понравилось далеко не всем местным жителям здешних мест. Может быть, оттого в 1779 году тунгусы ее сожгли. Хотя прямых доказательств их виновности нет. Сразу после пожара Кирилл Суханов отправился в Иркутск за разрешением построить в слободе на прежнем же месте другой каменный трехпридельный храм. Получив согласие, он принялся за строительство «дивной по тем временам обители». Кирпич для церкви готовили свои крещенные тунгусы. Вся кладка производилась под руководством Кирилла Суханова. Иконостас и святые образы писали сам Суханов и его друг Василий Березин. Известно, что вся постройка велась на собственные денежные средства Кирилла Васильевича. Уже в начале 1780 года он был рукоположен в священники, а Василий Березин отправился в Иркутск. 13 мая 1783 года храм Троицы уже освятили. Это была первая походная церковь в Забайкалье. Храм, по словам, видевших его, «был величественен по наружности, прекрасен и по внутреннему украшению. Иконостасы во всех пределах в несколько ставов, резные, позолоченные, святые иконы лучшей иконописной работы» - писал И. Карелин в «Иркутских епархиальных ведомостях! «Звон его колоколов был одним из лучших в Нерчинском округе» (Бураменский В.С. Миссия среди тунгусов// Наше время, 15 апреля 2009) М.И. Алферова и С.Г. Васильев также приводят описания церкви: «Выглядела церковь так – святой престол был складной, на шарнирах, доска длиною 1 аршин, шириной 15 вершков, такой же жертвенник – доска 12 квадратных вершков, иконостас состоял из четырех икон написанных на полотне: храмовый образ происхождения честных древ креста Господня, Богоявления Господня, а на левой сошествие Святого Духа на апостолов и святителя Пермского. Царские врата из полотна, вышиной два с половиной аршина и шириной 18 вершков с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Венчал иконостас треугольник из холста шириной 4 аршина с изображением Распятия Господня, Богоматери, Иоанна Богослова, царей Константина и Елены и князей Владимира и Ольги. Все церковное строение, было обнесено каменной оградой, которая разрушилась по архивным данным к концу 1880 года» (Алферова М.И., Васильев С.Г. Из истории строительства церкви в селе Кондуй //Забайкалье: судьба провинции. Сборник статей// Под ред. Мошкиной З.В., Закаблуковской Н.Н., Мальцевой М.П./ Чита «Поиск» 2001, стр.30-31) Желая удержать кочующих крещенных тунгусов, Кирилл Суханов старался привить тунгусам навыки оседлой жизни. Часть крещенных тунгусов действительно перешла к оседлой жизни. Однако, место, избранное для постройки храма, было болотистое – ранние заморозки и холодные туманы не давали вызревать хлебам. Неурожаи заставили Суханова со своими новокрещенными тунгусами брать подряд на строительство храмов в других районах. Через тридцать один год со дня образования Бушулейского поселения разрушилась и сама Сухановская слобода после отъезда ее оклеветанного завистниками создателя (по доносу из Нерчинска). В 1803 году 62 - летний Кирилл Васильевич навсегда покинул Бушулей (Малахова О.А. Династия Сухановых/ Наше время, 6 сентября 2010) В статье М.И. Алфериной и С.Г. Васильева есть версия, что в 1804 году К. Суханов переехал из Нерчинска и перевез с собою походную церковь. На новом месте первым начал совершать в ней богослужения, которые продолжались до 1824 года. В 1880 году эта церковь находилась в Кайдаловском селении, дальнейшая судьба этого памятника православия не известна (Алферина М.И., Васильева С.Г., Из истории строительства церкви в с. Кондуй//Забайкалье: судьба провинции. Сборник статей/ Под ред. Мошкиной З.В., Закаблуковской Н.Н., Мальцевой М.П./ Чита «Поиск» 2001, стр.30-31) Однако, старожилы с. Бушулей и чернышевские краеведы не согласны с этим и склонны верить другому преданию, раскрывающему подробности отьезда отца Кирилла: «Кирилл Васильевич, собрал свою паству, слезно молясь, простился с храмом. Затем снял священные облачения перед западными дверями на паперти, лег на землю и приказал привязать к своим ногам две веревки и тащить к приготовленному возку, где народ поднял его и положил на возок» (Бураменский В.С. Миссия среди тунгусов// Наше время, 15 апреля 2009) На наш взгляд это просто предание. Троицкая церковь действительно была перенесена, так как, М.И. Алферина и С.Г. Васильев в статье, упомянутой выше, ссылаются на «Иркутские епархиальные ведомости». Ведущий краевед Чернышевского района – Ю.С. Орлов - в статье «Великий Сибирский путь» ясно дает понять, что после разрушения Сухановой слободы, только в начале XX века будет построена станция Бушулей, а позже появится и православная кирпичная церковь. Он пишет: «Станция Бушулей построена в 1908 – 1910 годах рядом с эвенкийским селением Бушулей, которое было основано в первой половине в XVIII века … В поселке с преимущественно «инородческим» населением была построена кирпичная церковь, в то время как в русских православных селениях все еще были деревянные церкви и часовни» (см. Приложение №4) Таким образом, уцелевшие развалины храма, расположенные прямо у дороги в с. Бушулей – это останки храма XXвека, который носил название Троицкого. В XVIII веке начинается предистория Алеурской церкви, изначально бывшей просто часовней. Историк и краевед А.Н. Кожина (Нарваткина) в своем капитальном труде пишет: « Как показывают архивные документы, здесь еще в начале XVIII века, когда в селе было чуть более десятка дворов, существовала Алеурская Николаевская часовня, в которую для совершения церковных обрядов приезжали священники сначала из Нерчинского Воскресенского Собора, потом их Куэнгской Ильинской церкви, еще позднее – из Курлыченской Спасской. В 1723 году по указу Правительствующего Синода «велено было в деревнях которые часовни строены близ церкви, те разобрать и Алеурская часовня была разобрана. В 1728 голу, она была восстановлена без разрешения епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия, за что «заказчик» Стрельников Иван Петрович (ведавший церквями Нерчинского уезда) был оштрафован десятью рублями (Кожина (Нарваткина) А.Н., /История села Алеур/ Хабаровск 1999, стр.38) Вывод: Таким образом, автор выяснил, что на территории Чернышевского района в XVIII веке существовало две церкви - святой мученицы Параскевы в с. Курлычи и Святой Троицы в Сухановой слободе, который был сожжен тунгусами в 1779 году. В 1780 году был построен новый храм, сохранивший прежнее название. Оба они были построены известным мастером, протоиереем Нерчинского собора Кириллом Сухановым. Кроме того, иконостас и святые образы были выполнены самим Кириллом Сухановым и священником Березиным. Троицкий храм – яркий образец церковной архитектуры Забайкалья. Главная его ценность в том, что это был первый походный храм в Забайкалье. Знаменитый храм был перевезен в 1804 году Сухановым в Нерчинск, а позже находился в Кайдаловском селении, дальнейшая судьба памятника неизвестна. Первые церкви были построены в селах, где преобладало тунгусское население с привлечением самих тунгусов, которые принимали православную веру. Можно с уверенностью назвать К.Н. Суханова первым миссионером среди тунгусов Чернышевского района и первым иконописцем Забайкалья. Эпизод с поджогом церкви в Бушулее тунгусами доказывает наличие конфликтов между русским и коренным населением. Однако, других подобных случаев не зафиксировано. Автор полагает, что в мелких поселениях, где проживали русские имелись часовни, это доказывает Алеурская Николаевская часовня. Православные храмы на территории района в XIX - XX веках Согласно Косых В.И. (Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции – Чита, 1999) в 1805 году в Нерчинске открывается духовное училище, выпускники которого стали проповедовать христианское учение в Забайкалье. Они проводили активную работу и в нашем районе, внесли большой вклад в духовное воспитание населения. По их инициативе в районе строятся церкви в селах Новый Олов, Шивия, Алеур. При церквях организовывались церковно- приходские школы. В 1808 году создается инородческое село – Кумаканда. После закрытия сереброплавильных заводов в Нерчинске (1840) население района растет быстрыми темпами, освободившихся крестьян расселяют на пригодную для хлебопашества земли. Так возникли села – Алеур, Поповский (будущая часть поселка Чернышевск). Для охраны были необходимы войска, эту миссию взяло на себя казачество. После 1851 на территории района создается Спасская казачья станица с центром в селе Курлычи. В начале XIX века церковь святой мученицы Параскевы в селе Курлыч пришла в негодность от длительного использования, на ее месте в 1830 году была построена новая каменная церковь с тем же названием. В 1863 году сбылась давняя мечта сельчан Алеура: всем миром была построена церковь, названа, как и часовня, в честь Николая - Чудотворца. В государственном архиве Забайкальского края есть документ (ф. 282 опись 1 №2277. 1871 год), в котором Кожина А.Н. обнаружила об Алеурской Николаевской церкви следующее: 1. Алеурская Николаевская церковь построена в 1863 г. усердием прихожан, общим сбором. 2. Зданием она каменная, деревянная, с колокольнею, крепкая. 3. Престол в ней один, во имя святителя и Чудотворца Николая. 4. Утварью бедная. Ризница старая. 5. Притча состоит при ней: один священник и дьячек. 6. Земли, отмежеванные при сей церкви – есть. 8. Священник - жалованья не получает, пользуется только доходом и положенным хлебным провиантом (руга). 11. Расстоянием сия церковь от Иркутской Духовной Консистории в 1097 верстах, а от местного благочиния (от Нерчинска) в 97 верстах. 12. Ближайшая к сей церкви Курлыченская Спасская церковь в 25 верстах. В 1870 году в селе Тунгусский Олов (ныне Новоильинск) строится деревянная церковь, названная во имя Святого Ильи. Позже название села изменят в честь святого – Новоильинск. Из воспоминаний жительницы села Кузнецовой Анны Сидоровны стало известно, что церковь изначально стояла на кладбище, затем ее перенесли и достроили в красивый деревянный храм, установив в месте, где сейчас находится сельский клуб. В 1902 году при церкви, где служил грамотный священник, открылась церковно - приходская начальная школа, тут дети, как русские, так и иноверцы могли обучаться грамоте. Тунгусы, принявшие христианскую веру, автоматически освобождались от ясака (налога пушниной), выплачиваемого русским казакам (Кузнецова А.С. / Рукописные воспоминания/ Новоильинск, 2011) В архивных документах (ф. 282 опись 1 №2277. 1871 год.) упоминается Курлыченская церковь: «Ближайшая к сей церкви (Алеурской) Курлыченская Спасская церковь в 25 верстах». Речь идет о церкви святой мученицы Параскевы (упоминалась выше), построенной в январе 1770 года К.Н. Сухановым. Церковь была построена слишком близко у реки Курлычи, от этого своды ее очень рано дали трещины, использовать это здание стало опасно, поэтому ее разобрали, принято решение построить другую. Так, в начале 1900 годов появилась ныне стоящая красивейшая церковь с названием «Спас нерукотворный». Она стоит в селе на пологой возвышенности. Кованные решетки очень хорошо сохранены, в некоторых оконных проемах видны фрагменты стеклянной мозаики. На куполах храма величественно смотрят в небо три креста. Фрески на стенах столетнего храма отсутствуют, потолочный купол окрашен в темно – голубой тон. Входы в церковь украшают три широких высоких белых лестничных марша. Создателем храма был широко известный в Забайкалье читинский архитектор Г.В. Никитин - выпускник Петербургской академии художеств. Проект архитектуры Спасской церкви был взят с работ архитектора Г.Б. Шплета (http://chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/ned/spass/). Кованные оконные решетки и кресты изготовил для церкви редкий умелец Ф.Е. Бочаров (Там же). Церковь была построена с колокольней и трапезной. Спасская церковь вместимостью рассчитана на триста человек молящихся. Икона легендарной Параскевы Пятницы, однажды безвозратно утерянная или тщательно кем - то спрятанная, очень почиталась в Забайкалье. Интересным фактом истории села Курлычи является то, что одна из дочерей последнего батюшки Курлыченской Спасской церкви повторила мученическую судьбу святой Параскевы Пятницы. Самое интересное в том, что если посмотреть на карту Забайкальского края, то можно заметить, что село Курлычи со всех сторон занимает центральное место. Учитывая каноны русских церковных заповедей, это дает право называть эту землю Святой православной землей Забайкальского края. Исторический факт ритуальности святости подтверждается еще и тем, что поблизости за селом Курлычи очень хорошо сохранилась обихоженная реликтовая сопка Крестовка со всеми атрибутами почитания Святой Параскевы в народе. Это и наличие поклонного деревянного креста на сопке и целая груда разновеликих камней на ее вершине. Жители нашего района свято верны своим традициям: в дни почитания Святой Пятницы люди в глубоком молчании медленно поднимаются на сопку Крестовка, неся с собой камни или образы, с прошениями у древней святой хорошего урожая, дождя в засушливое лето, здоровья семье и своим детям. В 1908 году построена главная станция Амурской железной дороги – Алексеевская (ныне п. Аксеново- Зиловское). Вскоре здесь появилась деревянная церковь, которая позднее будет уничтожена (Забайкальская железная дорога/Под ред. Ладыгина О.И., Щербакова С.М. и др./Чита «Поик» 2000, стр. 138) После революции 1917 года в селах разрушаются церкви или перепрофилируются под народные нужды. В 1927 году разрушена церковь в Бушулее, кирпич с которой пошел на постройку административных зданий в п. Чернышевск (ранее п. Поповский), однако до конца ее разрушить не удалось, т.к. кладка была очень прочной. Жители села Бушулей с грустью вспоминают: «Церковь была прекрасным памятником архитектуры. Важен не только размер сооружения, но и сам образ строения, устремленный ввысь…» (см. Приложение №5). Курлыченская и Алеурская церковь превратились в склады для зерна. Вывод: Таким образом, в XIX веке были построены еще пять церквей в селах: Новой Олов, Шивия, Новоильинск, Алеур, Курлыча. При церквях организовывались церковно- приходские школы. Они становятся общепризнанными культурными центрами, где коренное население эвенки (тунгусы) и пришлое становились одним народом – русскими. В начале 20 века построена жемчужина церковной архитектуры в нашем районе - Спасская церковь в с. Курлычи, сохранившаяся по сей день. Следы Троицкого храма в Сухановой слободе – первой походной церкви в Забайкалье потеряны. Уничтожены и другие церкви в селах - Новоильинск, Мильгидун, Алеур, Утан, Новый Олов, в поселке Аксеново – Зиловское. После революции 1917 года они разрушены или отданы под хозяйственные нужды или под сельские клубы. Реставрацией и охраной их никто и никогда не занимался, вскоре они исчезли совсем. В селе Бушулей уцелели остатки церкви, построенной в начале XX века (см. Приложение №6). В нашем поселке – районном центре - храма не было, несколько лет назад в старом здании, где когда-то располагался магазин, открылась церковь. Вот уже второй год священники собирают пожертвования на строительство храма, хотя, зачем строить новый, если рядом медленно умирает настоящая православная жемчужина ?! |
Ночная стрельба
Рисуем подснежники гуашью
Одна беседа. Лев Кассиль
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Где спят снеговики?