Научная работе по теме:«Влияние мультфильмов на развитие и психику детей»
XIII городская научно-практическая конференция школьников
Секция: «Юниор» валеология
«Влияние мультфильмов на развитие и психику детей»
Автор работы:
Казарова Ирина Владимировна
МБОУ Лицей № 6 , 4 класс
Место выполнения работы:
г. Невинномысск, ул. Бульвар Мира, 9
Руководитель:
Ярцева Елена Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ Лицей №6
высшая квалификационная категория
Невинномысск, 2014 г.
СOДЕРЖАНИЕ
стр
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие
и психику детей……………………………………………………………….……….4-7
1.1. Характеристика содержания отечественных мультфильмов…………………... 4
1.2. Особенности содержания американских мультфильмов………………………..6
Глава 2. Практическая часть ……………………………………………………….….8-9
2.1. Анкетирование учащихся и результаты …………………………………..……...8
2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов
на частоту сердечных сокращений»……………………………………………………...8
2.3. Результаты экспериментального исследования………………………………….....8
Заключение……………………………….……………………………………………….10
Литература…………………………………………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………………....12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решили изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Цель исследовательской работы: выяснить, как мультфильмы влияют на развитие и психику детей.
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: развитие и воспитание детей.
Предмет исследования: влияние мультфильмов на развитие и психику детей.
Гипотеза исследования: если дети любят смотреть те или иные мультфильмы, то можно предположить, что существуют определенные факторы, влияющие на выбор ребенка, о которых мне предстоит узнать в ходе исследовательской работы.
Методы исследования: поисково-исследовательский, социологический.
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие и психику детей.
1.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов.
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей основным средством воспитания являются мультфильмы.
Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.
Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.
Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.
1.2 Особенности содержания американских мультфильмов.
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается недетская агрессия, а порой страхи.
Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе - «по телевизору детям плохого не покажут». Этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, те, кто уже знает и хорошо прочувствовал порочность современных СМИ. Для того чтобы и они поняли, приходится специально нацеливать таких людей на пристрастный просмотр того, что смотрит их ребенок.
Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится, для них полезно. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире, им придумываются соответствующие игры. Сегодня над проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих детей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни.
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.
По мнению психологов, ребёнок воспринимает внешний мир не через факты и объективные явления, а через образы. Поэтому мультфильмы могут оказаться как и мощным педагогическим инструментом, так и нанести вред. Видя на экране агрессивных неприятных героев, ребёнок может начать им подражать. Педагоги советуют обсуждать с ребёнком каждый просмотренный мультфильм, чтобы понять, какое впечатление о нём осталось у ребёнка и как он повлиял на детскую картину мира. Необходимо исключить просмотр мультфильмов, в которых герои осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – ребёнок может попробовать повторить их в реальной жизни.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся и результаты анкетирования
Я решила исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 1 - 4 классов. Анализ анкет показал, что все учащиеся 100% любят смотреть мультфильмы. Причем 21% любят абсолютно все мультфильмы, будь то зарубежные или российские. 46% предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные. И 33% – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые. Данные результата я представила в виде диаграммы (см. Приложение 1).
На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы:
1. Преимущественно зарубежные мультфильмы - 67%, российские - 33%.
2. При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло – 41%, веселый и забавный – 29%, смешной – 18%, познавательный – лишь 11%.
3. Среди российских любимым чаще назван мультфильм – Маша и медведь» и «Три богатыря», среди зарубежных – «Фиксики» и «Губка Боб».
На вопрос о нелюбимом мультфильме были названы:
1. 38% утверждают, что не имеют нелюбимых мультфильмов.
2. Мальчиками названы мультфильмы для девочек («Дюймовочка», «Барби»), а девочками, соответственно, наоборот.
3. Названы старые советские мультфильмы («Буратино», «Чебурашка») по причине, того что неинтересны.
4. Названы все страшные мультфильмы, по причине наличия драк и войн, и определены такие мультфильмы как злые («Трансформеры»). Как ни странно, в их числе назван мультфильм «Винкс».
Таким образом, при выборе нелюбимого мультфильма критериями явились: нет нелюбимых – 40%, страшные – 30%, неинтересные – 20%, непонятные – 10%
2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов
на частоту сердечных сокращений».
Я решила на практике проверить влияние просмотра отечественных и американских мультфильмов на состояние психики учащихся моего класса. Выбрала 5 мальчиков и 5 девочек из класса, включила для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой американский. После просмотра каждого мультфильма измерила пульс учащихся.
(см. Приложение 2).
2.3. Результаты экспериментального исследования
Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра американского мультфильма частота сердечных сокращений увеличилась. Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.
Заключение.
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие и психику детей. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Которые формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира.
Психологи Института современного детства утверждают, что не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям и даже есть случаи, когда мультики приводят к психическим расстройствам. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции.
Необходимо регулировать частоту просмотра различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.
В ходе исследовательской и экспериментальной работы, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие и психику детей, поставленная мною цель достигнута.
В целях просветительской работы, мною вместе с моим научным руководителем были проведены классные часы и родительское собрание на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».
Литература
1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
4. Глушкова Е. «Телевидение и здоровье детей». // Воспитание школьников
1989 г., с. 88-91
5. Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации». // Воспитание школьников, 2005 г., с. 45-54
Интернет-ресурсы:
6. http://www.blogpediatra.ru//
10. http://www.psychologiaguide.ru/
М 101000
Приложение 1
Анкета
(для учащихся 1-4 классов)
и результаты, полученные в ходе проведения анкетирования.
Вопрос 1
Любишь ли ты смотреть мультфильмы? | |
да | 100% |
нет | 0% |
Вопрос 2
Какие мультфильмы ты любишь смотреть? | |
все мультфильмы | 21% |
зарубежные | 46% |
российские | 33% |
Вопрос 3
Назови любимый мультфильм | |
зарубежные | 67% |
российские | 33% |
Вопрос 4
Назови нелюбимый мультфильм | |
нет нелюбимых | 40% |
страшные | 30% |
неинтересные | 22% |
непонятные | 8% |
Вопрос 5
Как часто ты смотришь мультфильмы? | |
каждый день | 72% |
иногда | 10% |
по выходным | 13% |
редко | 5% |
Вопрос 6
Где ты смотришь мультфильмы? | |
по телевизору | 37% |
по компьютеру | 40% |
по DVD | 20% |
в кинотеатре | 3% |
Приложение 2
Экспериментальное исследование
«Влияние просмотра разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений»
Где спят снеговики?
Всему свой срок
Что общего у травы и собаки?
Проказы старухи-зимы
Новый снимок Юпитера