исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vvedeni1.docx | 28.42 КБ |
Введение
Земля горела. Гарь плыла над лесом
И громоздилась тяжко в груды туч.
Воронки. Взрывов черные завесы.
Треск автоматов у прибрежных круч.
Так шла война в зеленые долины,
Где лишь недавно отцвели сады.
Судьбу России танки рвали клином.
Пятная нашу жизнь клеймом беды.
Ушли отцы навстречу супостату,
И почернели матери от слез.
Гребенщикова А.М.
Прошло 65 лет после окончания Великой Отечественной войны, небывалой по масштабам и напряженности. По официальным данным, она унесла жизни 27 миллионов человек.
Каждый год к 9 мая мы приглашаем на вечера памяти не только ветеранов, но и тех, на долю которых выпало тяжелое, военное детство. Об одном таком человеке я и хочу рассказать. Это Гребенщикова Ангелина Макаровна. К сожалению, ее уже нет в живых. Но поверьте, эта женщина заслуживала, чтобы ее помнили, чтобы ее восхищались.
Я познакомилась с Ангелиной Макаровной два года назад, когда она в составе хора ветеранов пришла к нам на классный час. Если бы вы знали, какие песни они исполняли. Ангелина Макаровна читала стихи собственного сочинения.
В свои 70 лет ее нельзя было назвать старушкой или бабушкой - красивая, ухоженная, а в глазах какой – то необыкновенный огонь и огромная воля к жизни.
Цель исследования: Проследить на примере Гребенщиковой Ангелины Макаровны судьбу человека, детство которого прошло в условиях Великой Отечественной войны.
Задачи:
- восстановить ключевые этапы биографии Ангелины Макаровны;
- определить влияние войны на формирование ее личности.
Для реализации поставленных задач проведено исследование. Прежде всего, я отправилась в школьный музей, где нашла рукописный альбом: «Дети войны» в котором хранятся воспоминания Ангелины Макаровны «Учились выживать» (см. Приложение №1)
Затем связалась с родными и близкими своей героини (сын- Гребенщиков Владимир Анатольевич, невестка – Гребенщикова Людмила Ивановна и близкая подруга – Чупрова Нина Ефремовна)
Много интересного рассказала Косенкова Анастасия Николаевна, руководитель хора ветеранов, в котором состояла Ангелина Макаровна. Конечно же, обратилась за помощью в те организации, где работала Ангелина Макаровна: поселковые школы и редакция газеты «Наше время».
В подшивках газет «Путь Ленина» и «Наше время» нашла статьи Ангелины Макаровны.
Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что Ангелина Макаровна писала о многих интересных людях, а вот о ней не написал никто. В этом и заключена новизна моей работы.
Работа имеет и практическую значимость, с ней можно выступать на классных часах, школьных конференциях, кроме того, думаю, написать статью, посвященную Ангелине Макаровне в районную газету.
Наука - выживать
Там, за окном, декабрь военный.
Больная бабушка в углу.
И я гляжу попеременно
То в книжку, то в седую мглу.
Мне десять. Только не по – детски
Несу печальных дум кольцо:
Все стонут от сапог немецких,
Ни строчки с фронта. Что с отцом?
И мама тает словно свечка…
Гребенщикова А.М.
Гребенщикова Ангелина Макаровна родилась 24 июня 1932 года на Кубани.В 1941 году началась Великая Отечественная война, Ангелине было девять лет. Она вспоминает: «Помню яркую зиму 1941-1942 годов. Все мужчины воюют, мой отец тоже. А я вместе с другими ребятишками маленького заводского поселка, где нет школы, хожу учиться за пять километров» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Это нам забайкальцам суровые морозы привычны. За окном 40 и больше градусов, а ребята и взрослые оделись потеплее – и без страха навстречу стуже… А там где жила тогда Ангелина Макаровна, близ Волги на Калининской, теперь Тверской земле все иначе: зима – это непрестанные вьюги и бураны при минус 30-36 градусов.
Ангелина Макаровна пишет: «Декабрь второго года войны. Завывает непроглядная метель, обжигает стайку детворы, бегущей по темноте 5 км. Одеты все худо, на ногах у кого что. Мне получше других – не зябнут ноги и руки. Мама из рукавов старой фуфайки сотворила что- то вроде бурок. А сосед дядя Егор, без ног и вернулся с фронта, склеил мне и своей очке Люсе из камеры автомобиля «лягушки» (вроде калош), они защищают обувь. На руках меховые руковички, отец летом прислал несколько беличьих шкурок. В белорусских лесах, отсеченные от своих, саперы во главе с отцом две недели выходили из окружения, а питались в основном белками» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Чупрова Нина Ефремовна, близкая подруга Ангелины Макаровны рассказывает: «Ангелина до конца жизни не могла забыть, как однажды, зимой, по дороге в школу ей привелось спасаться от волков, пришлось забраться на дерево и ждать, когда голодные хищники уйдут…» (Чупрова Н.Е. Рукописные воспоминания, 2011)
Удивительно, что ребенок в 9 лет мог не растеряться, принять верное решение и тем самым спасти свою жизнь (См. Приложение №2).
Не могла долго забыть Ангелина Макаровна и того, как в 1942 году мама прибежала с работы, задыхаясь, крикнула бабушке: «Собирайтесь, в узлы самое необходимое – немцы за 60 километров. Я помогала бабушке увязывать узлы, и мы больше недели сидели на них, но все не отправлялись в эвакуацию. Мама была убеждена, что если уедем, то прервется связь с отцом, он в это время был в окружении. Так в страхе и пересидели, пока немца не оттеснили» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Шел второй го войны, в то время дети 9-10 лет считались достаточно взрослыми людьми, чтобы выполнять серьезные поручения. Обязанностью десятилетней девочки было отоваривание хлебных карточек. Да и кто кроме нее мог с этим справиться, у бабушки больные ноги, а сестренка с братиком еще малы.
Ангелина Макаровна вспоминает: « И сейчас наполняется ужасом сердце, едва вспомню, как однажды я потеряла две из пяти карточек. Голосила бабушка, не в силах даже шлепнуть меня, задыхающуюся от рева, а мама, придя с работы, молча, уронила руки, и слезы быстро побежали по ее щекам. Дай бог нынешним детям не знать, что такое карточки. Это квадрат грубой бумаги, разграфленный по количеству дней месяца с обозначением чисел и граммов. У нас было четыре иждивенческих карточки (нас трое и бабушка) по 150 кусочков (завтрак, обед, ужин), каждому приходилось около спичечного коробка. А теперь, после потери двух карточек и половины этого целый месяц не будет» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Десятилетняя Ангелина хоть и потеряла карточки, но не оставила свою семью голодать. Она ездила в районный центр - Кимы и продавала на базаре последние поношенные вещи. Была война, люди радовались и этому…
Ангелина Макаровна вспоминает: « Чтобы купить билет на поезд до Ким, денег не было, предполагалось, что доберусь зайцем. В вагон попасть было нельзя, но вагоны с неубирающимися подножками, деревянные. Нас целая куча кинулась к каждой подножке, когда поезд тронулся и двери закрылись. Я была самой маленькой, может, поэтому мне удалось повиснуть, зацепиться за поручень рукой, и встать одной ногой на ступеньку. Расстояние поезд одолевал минут за сорок, но мне это время в первый раз показалось вечностью. Все чудилось – вот сумку уроню, вот ноги соскользнут. Глаз было не оторвать от жуткого громыхающего колеса: вот оно вроде растет, вращается уже возле самого лица… Хорошо хоть было лето, не пришлось замерзать» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Да, впечатление для ребенка не из приятных. Так в течение месяца, пока не получили новые карточки девочка и «челночила». Ангелина Макаровна признается: «Мне это даже нравилось, семью кормила»
Вскоре, мама запретила Ангелине эти поездки, продавать уже было нечего. Остались только костюм и пальто отца, которые семья суеверно берегла.
В декабре 1942 года случилась новая беда, заболела бабушка, она умирала. Ангелина Макаровна пишет: «Бабуля беспамятно перебирает, защипывает слабыми пальцами какие - то складочки на старом одеяле, едва слышно бормочет с закрытыми глазами. Я знала, она разговаривала с сыном, моим папой, она звала его. С именем своего сына на устах бабушка умерла. На проминки соседи из дробовика настреляли на буртах зерна сырьевого цеха голубей, галок, ворон и воробьев. Было невообразимо вкусно»
(Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Осенью 1943 года, когда уже произошел великий перелом после Курской дуги, и все почувствовали истинный смысл слов « наше дело правое, победа будет за нами», пришло известие от отца: «Жив, вывел бойцов из окружения, ранен в ногу, нахожусь в госпитале»
Ангелина Макаровна отмечает: «Даже картошка в мундире, наша главная еда, показалась намного вкуснее в тот вечер» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Время шло, казалось победа рядом, но моя героиня отмечала, что они страшно бедствовали: «почти четыре года досаждало постоянное даже во сне желание поесть» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Вскоре маме выдали талоны, по которым полагалось получать по два обеда ежедневно, которые выдавали в столовой торфоразработок. Обязанность Ангелины – ходить за талонами в столовую, которая располагалась за 2, 5 км. Заходить в столовую, было испытанием для девочки, там помимо пустого супа давали полную тарелку гречневой каши, а на край клали два кубика настоящего сливочного масла. Ангелина Макаровна вспоминает: «Все это мучительно вкусно пахло, что иногда челюсти возле ушей сводило. Бывало, я не выдерживала и, борясь со стыдом, позволяла себе лизнуть пару раз восхитительные кубики…» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Бороться с голодом легче всего было летом, черника, клюква, малина росли на болоте в изобилии. Ангелина стала хорошим знатоком окрестных ягодных мест и выработала привычку отправляться на ягодную и грибную охоту в одиночку, вытеснив вполне нормальную опаску и даже страх. Пригодилось воспитанное физруком умение маскироваться.
Пришла осень 1944 года. Писем от отца, не было давно Ангелина Макаровна пишет: «Мама почти все время молчит. Она исхудала до неузнаваемости, кудрявые волосы висят какими-то жалкими сосульками. Последнее письмо от отца было в начале лета, в настоящем конверте с фотографиями. На фотографии отец стоял с группой военных, вид усталый и хмурый. Совсем не геройский вид. Много лет спустя я пойму, что война – это тяжкий труд, а не парадное геройство» (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
Папа Ангелины Макаровны получил орден Красной Звезды за обеспечение переправы через реку Сож.
И наконец – то долгожданная победа. Все! Конец долгого страшного марафона, конец смертям и страданиям, ожиданиям непоправимой беды.
Но долго еще семья Ангелины Макаровны будет вспоминать голодные четыре года, постоянный страх за отца, умирающую бабушку, которая, намеренно, отказывалась от пищи, чтобы детишкам больше досталось.
Почти через два года после счастливого мая 1945 года демобилизовался отец. Семья с холодных верховий Волги переселилась в Кабардино- Болгарию.
«А все пережитое навечно удержала детская память» - напишет Ангелина Макаровна. (Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002)
После окончания школы Ангелина поступила в педагогический институт на филологический факультет. Юная студентка была очень активной – чемпионкой по бегу, играла в волейбол, занималась плаванием.
Ангелина Макаровна постоянно сравнивала школу и институт. С большой теплотой вспоминала свою первую учительницу Евфалию Алексеевну Козлову, настоящего сельского интеллигента, которая сумела малым детям привить большую любовь к литературному слову, к могучему русскому языку. «Сколько я потом не получала нигде, даже в ВУЗе, где кстати, грамотности нас не учили» (Подшивалов И.А. Мои негромкие стихи. Сборник стихов и песен Земли Чернышевской//Чита «Формат», 2006, с. 66)
Вторая Родина - Забайкалье
Позади педагогический ВУЗ и на распределении Ангелина Макаровна выбирает далекое Забайкалье, поселок Аксеново – Зиловское. Сюда она приехала с двумя одногрупницами. Так начинается педагогическая деятельность Ангелины Макаровны, работала в школе №46/ныне №70.
Вскоре она познакомилась с будущим мужем – с Анатолием Прокопьевичем Гребенщиковым. После заключения брака они переезжают в поселок Чернышевск. Некоторое время работает в школе № 2, а затем переходит в школу № 78, где работает до 1986 года. Общий педагогический стаж Ангелины Макаровны - 31 год.
Чупрова Нина Ефремовна вспоминает: «Она была прекрасным учителем, трудные темы умела так объяснять, что даже слабые ученики усваивали программный материал. Уроки литературы были для учащихся настоящим открытием и откровением» (Чупрова Н.Е. Рукописные воспоминания, 2011)
Ученики очень любили Ангелину Макаровну. Одна из ее учениц вспоминает: «Однажды, в конце учебного года Ангелину Макаровну положили в больницу. Мы знали, что она очень переживала за нас, за наши оценки. Чтобы развеселить ее, мы пришли в больницу и под окном палаты стали распевать песни по гитару. Все открыли окна и слушали нас» (Чупрова Н.Е. Рукописные воспоминания, 2011)
Ангелина Макаровна имела прекрасный голос и абсолютный слух, умела играть на гитаре. Ей каждый год поручалось готовить к смотру художественной самодеятельности вокальную группу. Эта группа занимала призовые места (см. Приложение № 3).
Ангелина Макаровна была человеком одаренным, она пела, играла на гитаре, сочиняла стихи. Это ее гимн школы № 78 исполняют выпускники на «последнем» звонке. У Ангелины Макаровны золотые руки. Она умела вязать, шить, делала различные поделки, выращивала дома и на огороде много цветов. Гостей она всегда встречала с радостью и теплотою.
Ангелина Макаровна умела ценить добро и добром отвечать, поэтому у нее было много друзей. Среди них Чупрова Нина Ефремовна, Пушкина Галина Спиридоновна и многие другие.
Гребенщикова Людмила Ивановна с грустью вспоминает: «Она была для меня даже больше, чем просто родственница, я называла ее мамой. Это самый удивительный человек, которого я встречала в жизни. Она успевала все: работала, читала, писала стихи, песни, пела в хоре» (см.Приложение №4)
В 2006 году выщла книга «Мои негромкие стихи», в которую включены стихи Ангелины Макаровны.
А еще все отмечают, что Ангелина Макаровна любила природу, именно в природе она искала источник вдохновения. Любила бывать в лесу, собирать ягоды и грибы, рыбачить. Обожала ромашки» (см. Приложение № 5).
У Ангелины Макаровны была огромная библиотека, она любила стихи, особенно стихи Есенина. Кроме того любила рисовать. Ангелина Макаровна умела видеть прекрасное. Была светлым человеком. Никого никогда не осуждала, ни о ком не говорила плохо. Единственное, что могла сказать: «Я разочаровалась в этом человеке»
Оно из главных увлечений Ангелины Макаровны – вокал. Она пела в хоре ветеранов, в репертуаре которого было много песен на стихи Ангелины Макаровны. Она посещала хор практически с самого начала, с 1986 года (см. Приложение № 6 - 8).
Сколько только наград и благодарностей завоевал этот хор. Ангелина Макаровна очень любила петь. Ее любимые песни: «Малиновый звон», «То ни вечер» «Домик окнами в сад» (см. Приложение № 9-10).
Ангелина Макаровна всегда мечтала быть журналистом. В конце 80-х она перешла работать в реакцию газеты «Путь Ленина, ныне «Наше время»
Здесь она отработала 17 лет. За годы работы в реакции вышло огромное количество статей Ангелины Макаровны. На страницах газеты она освещала новости в стране, области, районе, поселке. Поднимала и злободневные темы, о которых говорить было не принято (см. Приложение № 11-15).
В 2005 году Ангелина Макаровна ушла из редакции. Однако работать продолжала. Вскоре ее пригласила на работу директор школы №63 Валентина Михайловеа Рожнева. Она вспоминает: «В сентябре 2006 года нашему образовательному учреждению исполнялось 70 лет. У меня давно зародилась идея – к юбилею школы издать книгу о ее истории, выпускниках учителях. Материалов было накоплено много. Но материал нужно было обработать. Для того чтобы родилась книга, нужен был профессионально подготовленный человек. Вот я и решила обратиться к Ангелине Макаровне»
(Рожнева В.М. Рукописные воспоминания. 2011)
Ангелина Макаровна очень заинтересовалась этой работой. Работа закипела, дети из группы «Поиск» предоставляли материалы. «Я была поражена ответственностью, работоспособностью, творческой активностью этого человека» - отмечает Валентина Михайловна (Рожнева В.М. Рукописные воспоминания, 2011)
Работа над книгой продолжалась в течение года. Ангелина Макаровна придумала название книге «С любовью о школе». Лучше и не придумаешь. В книге 308 страниц. Оформление титульного листа тоже принадлежит Ангелине Макаровне: на ярко – салатовом фоне – два школьных здания - большая школа и маленькая (начальная). Какая книга получилась!
Валентина Михайловна вспоминает: «Глаза Ангелины Макаровны всегда горели каким – то необъяснимым огнем, голос очаровывал своим нежным тембром» (Рожнева В.М. Рукописные воспоминания. 2011)
Ангелина Макаровна воспитала двоих сыновей – Павел и Владимир. Владимир живет в нашем поселке, Павел – в Красноярске. Очень любила она и своих внуков Диму, Владика и Олю. Ольга живет в Санкт – Петербурге, работает журналистом в газете (см. Приложение № 16).
Хотя бы раз в два года она старалась выезжать к сестре, в Санкт – Петербург, посещала театр, музеи, гуляла по городу (см. Приложение № 17).
9 октября 2010 года Ангелина Макаровна скончалась. И это большая утрата для нашего поселка.
Заключение
Работа над книгой продолжалась в течение года. Ангелина Макаровна сама придумала и название книге «С любовью о школе».
Ангелина Макаровна воспитала двоих сыновей, нянчила внуков, и каждый из них стал достойным и уважаемым человеком.
Ангелина Макаровна большую часть жизни прожила в Забайкалье. Именно этот край стал ля нее родным навечно:
Моя судьба Забайкалье
Я выбрала судьбу сама
И край, где жизнь моя пропета,
Где восемь месяцев зима,
Но остальное все же лето.
И как бы трудно не жилось,
Мы знали, что за тучей солнце.
Я без оглядки, на авось
Впускала луч его в оконце.
Мне радость нес ребячий смех,
Мне так работалось и пелось
Хватило б радости на всех,
Так поделиться ей хотелось.
Сменялись, быстрые года,
Но жажда жить не убывала.
И Забайкалью никогда
Моя душа не изменяла.
Ангелина Макаровна умерла 9 октября 2010 года. Мы ее никогда не забудем. Да и разве можно забыть такого человека.
Литература
1. Гребенщикова А.М. Рукописные воспоминания, 2002
2. Гребенщикова А.М. С любовью о школе // Чита «Формат», 2006. – с.308
3. Гребенщикова А.М. Школа хранит ваш след// Наше время. – 2005.- 16 декабря.
4. Гребенщикова А.М. Первые шаги компенсации// Наше время. – 2005.- 11 февраля.
5. Гребенщикова А.М. Высокое служение Родине// Наше время. – 2005.- 31 марта.
6. Гребенщикова А.М. Живи, родник// Наше время. – 2005.- 11 марта.
7. Гребенщикова А.М. Мужество принесло Победу// Наше время. – 2005.- 18 марта.
8. Гребенщикова А.М. Были версты обгорелые в пыли// Наше время. – 2005.- 29 апр.
9. Гребенщикова А.М. Радость со слезами на глазах// Наше время. – 2005. 20 мая
10.Гребенщикова А.М. Помогающая «расти» специалистам// Наше время.- 2005. – 10 июня
11.Подшивалов И. Мои негромкие стихи // Чита «Формат», 2006. с.274
12.Рожнева В.М. Рукописные воспоминания, 2011
13. Рукописный альбом. Забайкальские напевы (фотографии, статьи), 2002-2005
14. Рукописный альбом. Дети войны, 2002
15. Чупрова Н.Е. Рукописные воспоминания, 20
Две снежинки
Рисуем пшеничное поле гуашью
Снег своими руками
Весенняя сказка
Астрономический календарь. Декабрь, 2018