Цель работы: расширить знания о творчестве скульптора - земляка М.И. Феокритовой.Проблема исследования: выяснить, какое место в творчестве Феокритовой занимала малая родина - Мордовия. Методологической основой исследовательской работы является книга - альбом Н.П. Шмырева "Скульптор Феокритова"
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_zhilichkina_i_zemli_rodnoy_motivy.doc | 250.5 КБ |
ГБОУ ДПО (ПК) С «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
МБУ «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОВЫЛКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1»КОВЫЛКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
I-я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«КУЛЬТУРА МОРДОВИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НОМИНАЦИЯ – «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ»
Родной земли мотивы в творчестве скульптора Марии Ивановны Феокритовой
Автор: Жиличкина Ирина, ученица 8 класса
МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»
Руководитель: Шпак Ольга Михайловна,
учитель истории МБОУ«Ковылкинская СОШ №3»
Ковылкино 2014
Оглавление
Введение……………...............................................................................................3
I. Истоки…………………… …………………………………………………......5
1. Детство и юность…………………………………………………..………...5
2. Новая страница в жизни………….………………………………………….6
II. Творчество М.И. Феокритовой………………………………………………..8
III.Общественное признание……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованных источников ..................................................................16
Приложения (фотографии скульптур, ксерокопии статей из периодической печати, писем) …………………………………………………………………...17
Введение
Актуальность исследования:
2014 год объявлен Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным Годом культуры. И это не случайно, так как в жизни общества и отдельного человека существенную роль играет культура. Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. Потребности людей в духовных ценностях поистине безграничны. Нет предела «насыщения» знаниями и впечатлениями от произведений искусства и стремлениям человека понять их суть.
Культура России является многонациональной. В этом ее уникальность. В культурной жизни нашей страны находят место национальные традиции, обычаи, эстетические вкусы. Сохранение этого культурного сотрудничества – задача всех поколений россиян. Чтобы расширить свои знания о культуре, знаменитых деятелях культуры своей малой Родины – ковылкинской земли и не остаться в стороне от великих дел по увековечиванию культурного наследия моего края я выбрала тему исследовательской работы «Родной земли мотивы в творчестве скульптора Марии Ивановны Феокритовой».
Проблема исследования: выяснить, какое место в творчестве знаменитого скульптора М.И. Феокритовой занимала малая родина – Мордовия?
Цель работы: расширить знания о творчестве М.И. Феокритовой, познакомиться с личностью скульптора (что увлекало, как пришла в искусство, кто сыграл важную роль в выборе профессии, с кем дружила, как относилась к людям, родному краю )
Объект исследования: личность М.И. Феокритовой.
Предмет исследования: творческое наследие члена Союза художников СССР 1934-1983 гг. М.И. Феокритовой.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать культурологическо-биографическую литературу о М.И. Феокритовой и работы, переданные скульптором на родину в дар землякам, хранящиеся в Ковылкинском краеведческом музее;
2)выявить условия, способствующие раскрытию таланта М.И. Феокритовой, какое место в творчестве занимала малая родина – Мордовия;
3) проанализировать и систематизировать знания, полученные из разных источников о творчестве и личности известного скульптора ;
4) встретиться с односельчанами, лично знавшими скульптора Феокритову.
Гипотеза исследования: на творчество скульптора М.И. Феокритовой особое влияние оказала не советская эпоха, а мотивы родной земли, с которой она никогда не теряла связи.
Методологической основой исследования является: книга-альбом Н. П. Шмырёва «Скульптор Феокритова» (Саранск, 1974), подборка музейного материала Л.Н. Дворниковой (статьи из газет, журналов, фотографии, письма).
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ культурологическо-биографической литературы и музейных экспонатов М.И. Феокритовой Ковылкинского краеведческого музея, беседы с людьми, лично знавшими скульптора; качественный и количественный анализ данных; компьютерная обработка материалов исследования.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения (фотографии скульптур, ксерокопии статей из периодической печати, писем)
Практическая значимость работы: исследовательская работа может быть полезной для учеников 7-9 классов при подготовке к урокам по истории и культуре Мордовского края.
I.Истоки
1. Детство и юность
Мария Ивановна Феокритова родилась 7 ноября (по старому стилю) 1898 года в селе Троицк, Краснослободского уезда, Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия в семье сельского псаломщика. Старожилы села до сих пор вспоминают Марию Ивановну – заслуженного скульптора РСФСР, члена Союза художников СССР, ведь она никогда не забывала про свою малую родину даже став знаменитой.
Семья Феокритовых была большой, небогатой, но дружной. Мария Ивановна в ней шестой ребенок, а всех детей – восемь. Дом их стоял на Рубцовской улице, прямо у самой Мокши (к сожелению он сгорел во время пожара в 70-годы прошлого века). У родителей и почти всех детей были красивые голоса. Маша с раннего детства пела в сельской церкви на клиросе. Многие, кто слышал её пение, ей пророчили консерваторию, такое желание было и у неё. Но жизнь распорядилась по-своему.
Летом 1917года семью постигло большое несчастье – умер отец. Мария вынуждена была, окончив гимназию в Краснослободске экстерном, устроиться работать сначала помощником учителя в селе Воскресенская Лашма, а затем учителем в селе Абашево Наровчатского уезда. Так пришлось расстаться с мечтой о дальнейшей учебе в консерватории, необходимо было зарабатывать на кусок хлеба. Время было грозное - канун Великой Октябрьской социалистической революции, а потом и сама революция, затем Гражданская война.
2. Новая страница в жизни
Село Абашево, куда приехала Мария Ивановна Феокритова учительствовать в сентябре 1917году, лежит в стороне от больших дорог. Но это не мешало абашевцам колесить по всей губернии. И не только по своей. Их можно было увидеть на ярмарках в Тамбове и Кирсанове, Сасове и Рязани. Абашевские крестьяне о себе говорили так: если заметишь на ярмарке самые лучшие горшки из глины, если увидишь самую красивую игрушку из глины, знай: их сделал абашевец. Что правда, то правда. Своими изделиями из глины абашевцы славились издавна, да и сегодня там не забыто это ремесло. Из поколения в поколение передавалось это мастерство в Адашево. И вот весной 1918 г., как позднее вспоминала Мария Ивановна Феокритова, ученики принесли в класс брусок знаменитой абашевской глины и попросили ее что-нибудь слепить. «И что же я могу слепить?» - думала она после занятий, оставшись одна в большом классе. И вдруг на глаза попались портреты Толстого и Достоевского.
К утру на классном столе стояли два небольших бюста русских писателей Льва Толстого и Федора Достоевского от чего ребята пришли восторг, да и она сама, от открывшегося нежданно-негаданно таланта. Эти работы были показаны Федоту Васильевичу Сычкову и Константину Александровичу Вещилову, которые находился в это время в захолустном Наровчате, чтобы нести в массы революционное искусство. Оба мастера участвовали в оформлении революционных праздников, рисовали портреты вождей, плакаты, делали декорации к спектаклям любительского драматического театра. Сычков и Вещилов с одобрением отнеслись к первым шагам скульптора-самоучки. «Встреча с ними, - вспоминала Мария Ивановна, - на всю жизнь оставила в моей душе неизгладимое впечатление. А с Федотом Васильевичем знакомство перешло в творческую дружбу. До конца дней своих он оставался моим наставником…»
И тогда молоденькая учительница «ударилась» в лепку. Один за другим сделала по представлению два бюста русских писателей: И.С. Тургеньева и А.С. Пушкина.. Увлекшись лепкой она получала большое наслаждение. «Ведь лепить – это не просто мять в руках кусок глины. В часы работы твои пальцы похожи на пальцы музыканта – чуткие и гибкие. Образы людей постигаешь своим сердцем и разумом. Семья открыла мне путь к музыке, гимназия путь к книге, литературе. Теперь открывался новый путь к лепке и рисованию. Прежняя страсть к наблюдению, к созерцанию природы оказалась хорошей помощницей»- позже вспоминала Мария Ивановна при встрече с известным местным краеведом Николаем Шмыревым, стоящим у истоков создания музея в городе Ковылкино.
В июне 1919г. открылась одна из первых художественных выставок Пензенской губернии; были выставлены работы Сычкова и первые работы М.Феокритовой:бюсты Л.Н. Толстого, А.И. Герцена, А.С. Пушкина, «Профиль т. Лебедевой» (своей коллеги), изображение матери, брата, редактора уездной газеты А.П. Павловича и др.
Наровчатцы высоко оценили работы М.И. Феокритовой, а Федот Васильевич Сычков сказал: «При старании, дорогая землячка, из вас выйдет хороший скульптор. Не боги горшки обжигают. – немного помолчал и добавил: -Только учиться надо». Так он ее благословил на путь искусства.
Тяжелым и голодным было время, мама боялась отпускать Машу на учебу в Москву, переживала за ее здоровье. Преодолев голод и холод, наша землячка оказалась в Москве с рекомендательным письмом заведующего отделом народного образования Наровчатского уезда. Зимой 1920 г. ее приняли в Высшие художественные технические мастерские (бывшее знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил сам Степан Эрьзя в 1901году). Поселили ее в общежитии мастерских на восьмом этаже в комнате без отопления, где руки кочанели от холода. Но желание учиться было огромным, остановить ее не смогли никакие трудности.
Первым учителем М. Феокритовой был профессор С.М. Волнухин, замечательный русский скульптор-передвижник, автор Московского памятника первопечатнику Ивану Федорову (Степан Эрьзя также начинал постигать секреты искусства под руководством этого же преподавателя). Девушке из провинции, не имеющей соответствующей подготовки, трудно было понимать профессорские уроки. Но её способности, исключительная зрительная память, постоянное искание и неудовлетворённость делали своё дело. Все экзамены и зачеты она сдает успешно и скоро становится одной из лучших учениц ВХУТЕМА.
Высшее художественное заведение окончила в 1925г. Дипломную работу делала в Троицке, т.к. в Москве совершенно обессилевшая не могла лепить. В селе нашла натурщицу, девушку очень скульптурную, с которой работала целый месяц. Заплатить пришлось своими туфлями, других средств не было. Принимал дипломную работу Феокритовой профессор Булаковский; он высоко оценил скульптуру. Её дипломную работу «Этюд женского тела» приобрела Государственная Третьяковская галерея. Признание Третьяковки стало большим событием. Защитив диплом, Мария Ивановна получила звание художника – скульптора.
II. Творчество М.И. Феокритовой
1. Путь к мастерству
Начало творческого пути М.И. Феокритовой было нелегким, окончив учёбу, она не имела ни своей мастерской, ни заказов. Да и время то было тяжелым для русского искусства. Искусство и культура к середине 20-х годов XXвека были поставлены под контроль большевиков, советской власти. Многие деятели культуры, ценя превыше всего свободу творчества, покинули советскую Россию. За границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, С.В.Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, И.Е. Репин, В.В. Кандинский, М.З. Шагал… Но были и такие, которым казалось, что революция, как очистительная гроза, омолодит Россию, разбудит созидательные силы. Они шли навстречу новой жизни. Октябрьская революция уже впервые годы была воспета в стихах В.В. Маяковского и А.А. Блока, в картинах К. С. Петрова – Водкина и Б.М. Кустодиева. Идеологический контроль над деятельностью интеллигенции наряду с парторганизациями осуществляли и творческие союзы. В 1932 году ЦК ВКП(б) принял решение «объединить всех писателей, поддерживающих советскую власть» в единый Союз писателей и создать такие же союзы в других видах искусства. Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографов. М.И. Феокритова стала членом Союза художников СССР, что давало возможность жить и работать.
Вскоре Мария Ивановна была принята на постоянную работу в общество «Московский художник» (ОМХ). В то время общество часто получало заказы на памятники. Но их брали профессора, а молодежь занималась подготовкой эскизов. «Мне, как и другим молодым скульпторам, - вспоминала позднее наша землячка, - платили по 100 рулей в месяц. Этим, собственно и исчерпывался заработок. Но я не унывала, так как работа была не трудной и интересной. Помимо эскизов и других не несложных заданий общества я работала вечерами для себя, для души». Так она создала в тот период работы – «Материнство», «Акуличка», «Женщина из Таганрога», «Боярыня», «Мать», которые привлекли внимание искусствоведов и получили хорошую оценку в Историческом музее на выставках современной скульптуры. Эти работы экспозировались с работами Голубкиной, Коненкова, Эрьзи, Догомацкого, Крандиевской.
В конце 20-х –начале 30-х годов XXвека советское изобразительное искусство делало свои первые шаги. Шла острая борьба межу художниками различных направлений, различных взглядов на задачи искусства. Борьба противоположных художественных концепций волновала и скульптора Феокритову. Однако впечатления детства и юности подсказывали ей, что создавать образы нужно реалистические, образы из самой жизни. Не могла она вместо живого, трепетного делать композиции мертвых геометрических тел, как то делали, например, последователи кубизма.
Судьба свела М.И. Феокритову с многими известными скульпторами 20-30 годов XXвека. Среди них была Анна Семеновна Голубкина, которая учила беззаветно любить искусство, служить своим резцом народу, быть верным реализму художником.
Начиная с 1926 г. Мария Ивановна участвовала на многочисленных выставках, устраиваемых в Москве и других городах СССР. Среди произведений, которые она выставляла, центральное место занимали портреты. И в дальнейшем на протяжении всей своей жизни она постоянно работает в этом излюбленном жанре. Сколько людей удалось запечатлеть скульптору! Здесь и академики с известными на всю страну именами и простые труженики. В портретах Феокритовой нашла отражение история страны. Например, 30-е годы – годы первых пятилеток, годы героического, напряженного труда советских людей, нового отношения к человеку труда.
В сороковые годы скульптор М.И. Феокритова выполняет по заказу Академии наук СССР целую серию портретов. Портреты академика Н.Ф. Гамалея (гипс, 1941-1942), профессора В.П. Некрасова (гипс, 1943г.), профессора истории И.М. Сыромятникова (тонир. Гипс, 1941г.), портрет академика П.Н. Ребиндера (гипс, 1943г.) – все они создают обобщенный образ советского ученого, человека творческой мысли.
События Великой Отечественной войны не прошли мимо скульптора. В эти годы М.И. Феокритова, как и все другие деятели изобразительного искусства, обращалась к военной тематике, появляются портреты полковника Стригунова, погибшего в начале войны (цемент, 1941г.), киевской партизанки Татьяны Ивановой (гипс, 1943г.), скульптурная композиция «Война», «Плач девушки» и другие. Свои работы она делала в небольшие часы отдыха в военном госпитале, в котором она работала во время войны медицинской сестрой.
Кроме портретов Мария Ивановна работала в так называемой пластике малых форм. И здесь, ее интересует прежде всего человек. В малейших движениях человеческого тела она стремится выразить чувства и красоту человека. В этом жанре выполнены работы: «Грузинский танец», «Дискометательница», «Танцовщица», «Женщина - ингушка». Сложные динамические свето-теневые переходы, быстрые, отрывистые, словно пульсирующие мазки создают впечатление стремительного движения.
Создавала Мария Ивановна и работы в области декоративной пластики. Это был фонтан «Золотые рыбки» и «Пеликаны». На их создание скульптор получила большой заказ в 1957г. Вскоре они были выполнены. Так благодаря таланту нашей землячки появились эти чудные фонтаны в Московском зоопарке, больнице имени Русакова в Москве, в Астраханском заповеднике, а также в Рязани и многих других советских городах. Для этих работ характерно изящество линий, прихотливо-капризный общий силуэт. Поставленные на открытом воздухе среди зелени, они хорошо вписываются в окружающее пространство и радуют глаз по сей день.
2. Родной земли мотивы
В 30-е годы творческая тропинка Марии Ивановны Феокритовой идёт через Мордовию. Она часто приезжала в Троицк к матери, часто по целому лету там жила и работала. Именно здесь, на родной земле, появились такие замечательные скульптурные произведения, как: «К свету», «Мордовка с ношей на плечах» (1930г., керамика, приложение № 3), «Портрет женщины-мордовки Героя Социалистического труда» (1938г., керамика, приложение № 4), «Танец мордовки» (1936г., керамика). Эти скульптуры передают национальный колорит мордовского края, показывают народный костюм, характер народа. Так, например, в скульптуре «Мордовка с ношей на плечах» мастер удивительно точно воспроизводит женщину мордовку-труженицу – крепкую, в простом рабочем платье, национальном платке с корзиной картофеля на плечах. В данной работе чувствуется бытовая достоверность в сочетании с красотой, которой природа наделила мордовских женщин. При встрече с Николаем Шмыревым Мария Ивановна призналась, что именно эта скульптура ей особенно нравится: «Она навеяна впечатлениями детства, при ее создании перед глазами стояли шумные, пестрые деревенские ярмарки Троицка и Краснослободска, яркие костюмы мордовских женщин… Эта скульптура выставлялась на многих выставках и всегда вызывала неподдельный интерес искусствоведов и народа».
В скульптуре «К свету», изображающей женщину-мордовку с книгой в руках Мария Ивановна показала социалистические преобразования в жизни всего мордовского народа. А как хороша скульптура «Женщина-мордовка Герой Социалистического труда», созданная здесь же на родной земле в 1938 г.! Перед нами возвышенный образ женщины-труженицы в национальном костюме, исполненный чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
После войны Мария Ивановна снова приезжала в родной Троицк. Во время кратковременного отпуска она не покидала любимую работу и одновременно постигала характер своего народа, изменения, которые произошли в советской деревне.
Михаил Павлович Суменков 1919года рождения, работавший директором школы вспоминал, что Мария Ивановна в конце 40-х начале 50-х годов посещала Троицкую среднюю школу и подарила бюст Героя Советского Союза Котова, а правлению колхоза «Гигант» подарила бюст В.И. Ленина.
Результатом приездов на родину в Троицк стали такие работы: «Больная» - последняя скульптура мамы, которая вскоре умерла, «Герой Советского Союза А.Г. Котов» (1948г., гипс, приложение № 6) и «Лесовик» (1948г., гипс, приложение № 5).
Работы возникали не просто, для этого нужны яркие образы людей и судьба их щедро посылала на жизненном пути. Работала над ними Мария Ивановна не жалея сил, самозабвенно, с любовью. «Лесовик» - один из интереснейших скульптурных портретов земляка-мордвина из гипса. Высокий, открытый лоб, спадающие до самых плеч густые волосы, усы и борода по грудь. Настоящий Лесовик! Но стоит вглядеться в лицо старика, как под густыми бровями увидишь совсем не старческие живые глаза с хитринкой и добродушной улыбкой. И портрет теперь смотрится по-другому. Он вдруг оживает. Тебе видится умудренный опытом не молодой человек, но крепкий телом и сильный духом. Вдруг представляешь лес и видишь его в нем, не спеша идущего с ружьем за широкой спиной, рослого, сильного. И тому, кто бывал в мордовских лесах и кордонах, сразу вспоминаются их хозяева - лесники. Да, это и есть портрет лесника, с которым она познакомилась в один из приездов на родину. Образ этого человека, встретившегося неожиданно на ее пути запал в душу. Как она жалела, что при встрече с ним в лесу у нее не было ни этюдника, ни красок, не было даже и простого блокнота с карандашом. А как хотелось схватить, запечатлеть этот удивительный образ. По приезду в Москву у нее не ладилась работа. Что не делает, перед глазами «Лесовик», даже во сне снился. И тогда отложив все дела, стала лепить его по памяти. И сделала портрет быстро, что называется в один присест. Вот как родная земля вдохновляла!
В 60-годы Феокритова создает скульптуру «Колхозница Варя» (1962г., керамика, приложение № 7), в 1970г. появилась скульптура «Юная доярка» (1970г., гипс, приложение № 8), которые были связаны с жизнью родного простого народа.
Итак, на протяжении всего своего творческого пути скульптор М.И. Феокритовой обращалась к образам связанным со своей малой родиной – Мордовией. Работая главным образом в области скульптурного портрета, она показала внутренний мир своих земляков и увековечила в гипсе и камне, даровав им вторую жизнь.
III.Общественное признание
1. Достижения скульптора
Своему труду скульптор Феокритова посвятила более 50 лет жизни, создав множество ярких, оригинальных работ. На многих выставках были работы Феокритовой. Они экспонировались вместе с работами Голубкиной, Конёнкова, Эрьзи, Помогацкого, Крандиевской и других известных скульпторов. Ряд произведений Марии Ивановны распространялся производственно-скульптурными организациями в массовых тиражах. Работы этого замечательного мастера получили общественное признание. Они были приобретены Государственной Третьяковской галереей, Музеем музыкальной культуры и художественными музеями других городов бывшего СССР, в том числе они есть в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина.
2. Мое творчество - моему народу
Знакомство ковылкинцев с творчеством Марии Ивановны произошло в 1972г., когда её работы были выставлены в только что открывшемся Ковылкинском народном музее. Пятьдесят скульптур, сделанные ею в разные годы, были подарены нашему музею в 1969г. «… в вашем городе открывается народный музей, меня интересует: не найдется ли в нем места для моих произведений? Возраст мой преклонный. Моё желание – отдать свои скульптурные работы Родине. Они состоят главным образом из портретов деятелей науки, искусства и людей труда» - писала Мария Ивановна ковылкинцам. В том же году, произошла встреча с ней лично в стенах нашей школы. Мария Ивановна долго беседовала с учащимися и учителями школы, рассказывала о интересном, но нелёгком труде скульптора, о своих работах, живо интересовалась жизнью школы, нашего города. Между пионерами нашей школы и Марией Ивановной Феокритовой завязалась переписка. Её письмо является одной из больших реликвий нашего школьного музея. Его перечитывает не одно поколение школьников и гордится тем, что известный скульптор Мария Ивановна Феокритова родилась и выросла на ковылкинской земле.
В 1983г. Мария Ивановна умерла, похоронена она в Москве, но творчество ее живет.
Сегодня коллекция скульптур М.И. Феокритовой размещена в трех залах Ковылкинского краеведческого музея. Об интересе к работам скульптора красноречиво говорят записи в книге отзывов. Вот одна из них: «Исключительно удачен подбор экспозиций музея. Особенно привлекают и радуют глаз произведения скульптора Феокритовой. Москвичи Н. Севастьянов, Б. Круженицкий, О. Осокин». И так страница за страницей. И гостям и горожанам полюбились произведений скульптора Феокритовой. Творческое наследие Марии Ивановны принадлежит народу, ему обеспечена долгая и счастливая жизнь.
Заключение
В процессе работы над темой исследования подтвердилась, выдвинутая в начале исследования, гипотеза, что на творчество скульптора М.И. Феокритовой особое влияние оказала не советская эпоха, а мотивы родной земли, с которой она никогда не теряла связи. Подтверждением этому является тот факт, что на протяжении всего своего творческого пути скульптор М.И. Феокритовой обращалась к образам связанным со своей малой родиной – Мордовией. Работая главным образом в области скульптурного портрета, она показала внутренний мир своих земляков и увековечила их в гипсе и камне, даровав им вторую жизнь. Эти скульптуры передают национальный колорит мордовского края, показывают народный костюм, характер народа.
В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:
1) изучен и проанализирован творческий путь скульптора М.И. Феокритовой;
2) выявлено, что художники Сычков и Ващилов благословили учительницу из Абашева Феокритову на творческий путь, а наставниками являлись прославленные скульпторы С.М. Волнухин и А.С. Голубкина.
3) проанализированы и систематизированы знания, полученные из разных источников о творчестве и творческом наследии Феокритовой.
Для решения поставленных задач в процессе работы над темой использованы следующие методы исследования: теоретический анализ историко-культорологической и биографической литературы по проблеме исследования; использовались беседы с людьми, лично знавшими М.И. Феокритову (Михаилом Павловичем Суменковым 1921года рождения, Алексеем Федоровичем Фомичевым 1919года, Галиной Петровной Мотькиной 1949 года), компьютерная обработка материалов исследования.
Эта исследовательская работа может быть полезной для учеников 7-9 классов при подготовке к урокам по истории и культуре Мордовского края.
Список использованных источников
1. Забродина, Н.И. Абашево / Н.И. Забродина. –П.: ГКУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества», 1987, 128с.
2. Савин, О.М. Имя гордое - наровчатцы / О.М.Савин. – П.: 2003.- 125с.
3 Сухарев, А.И. Мордовия: Энциклопедия в 2т. Т.2: М-Я. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004.- 704с. Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова / Н.П. Шмырев. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.-32с.
4. Шмырев, Н.П. Скульптор Феокритова / Н.П. Шмырев. -Саранск: Мордовское книжное издательство,1974.-32с.
Приложения
к работе
Родной земли мотивы в творчестве скульптора Марии Ивановны Феокритовой
Из фондов Ковылкинского краеведческого музея (Приложение к главе III. «Общественное признание», часть «Мое творчество – моему народу»)
Фото из личного альбома предоставленное Ковылкинскому Народному музею(ныне Ковылкинский краеведческий музей) во время последнего приезда М.И. Феокритовой на Родину в 1974г. (Приложение к главе III. «Общественное признание», часть «Мое творчество – моему народу»)
Сказка об осеннем ветре
Рукавичка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Кто чем богат, тот тем и делится!
Зимний дуб