В работе предпринята попытка рассмотреть понятие "толерантность",а также обозначить фрмы,средства и методы формирования толерантности у учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost._tekst.doc | 269.5 КБ |
Введение
Актуальность проблемы:
Системный ценностно-психологический кризис, поразивший российское общество в 90-е гг. прошлого века и не исчерпанный и по сегодняшний день, негативно сказался на динамике социальных взаимоотношений, привел к резкому росту числа и агрессивности этнических, конфессиональных, идейно-политических конфликтов на территории нашей страны. В начале третьего тысячелетия проблема формирования толерантности является общепризнанным глобальным приоритетом. Сегодня очевидно: эффективное и динамичное общество возможно только там, где сложился высокий уровень толерантности.
Поэтому задача формирования толерантности является для современной российской Федерации одним из приоритетов социально-политического развития, особенно в работе с молодежью
Ни для кого не секрет, что молодежная среда представляет собой благодатную почву для формирования экстремистских установок. Дело в том, что молодежное сознание еще полностью не сформировано, а значит, идеологи экстремистских объединений и групп могут использовать этот фактор в своих целях - насаждая в молодежной среде выгодные им установки. Именно поэтому стоит говорить о том, что молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности и государственных управленческих структур.
Проблеме формирования толерантности в молодежной среде в разное время посвятили свои труды Асмолов А.А., Бондырева С.К., Золотухин В.М.,Клепцова Е.Ю., Тишков В.А. и др. Проанализировав труды названных и других авторов, мы попытались дать ответ на вопрос: что же привлекает молодежь в экстремизме? По данному поводу считаем актуальной мысль о том, что на начальном этапе молодого человека может привлечь оригинальность, альтернативность, или агрессивность жизненного стиля, ведь это все вполне соответствует социокультурным установкам молодежного возраста. Но затем, попадая под влияние экстремистских объединений, молодые люди нередко подвергаются юридическим санкциям, происходит ломка личности молодого человека. В свете вышесказанного стоит говорить о том, что молодежная среда является уникальным объектом социального управления, потому что подвержена многочисленным рискам в силу действия социальных, социально-психологических и социокультурных факторов. Следовательно, проблема, затрагиваемая в данном исследовании действительно актуальна.
Изложенное позволяет сформулировать проблему нашего исследования: каковы формы и средства формирования толерантности у молодежи в образовательной среде школы ?
Решение данной проблемы представляет собой цель нашего исследования.
Объект исследования: молодежь как возрастная группа
Предмет исследования: формы и средства формирования толерантности у молодежи
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у молодежи в образовательной среде школы будет эффективным, если будут определены необходимые формы и средства.
В последнее время тема толерантности все чаще становится наиболее актуальной и широко востребованной во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние годы понятие толерантности стало международным термином. В Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, содержание принципов терпимости раскрывается в следующих характеристиках:
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности;
единство в многообразии;
достижение мира, переход от культуры войны к культуре мира;
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и торжеству права [3].
Чтобы определить сущность понятия «толерантность», мы обратились к справочной литературе.
Оксфордский словарь дает одно из предельно широких по содержанию, но достаточно лаконичных по форме определение термина «толерантность»: «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь».
В Советском энциклопедическом словаре понятие определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [7; с. 6].
Обратившись к учителю русского языка и литературы нашей школы Городовой Татьяне Пантелеймоновне, мы узнали, что в русском языке существуют два слова со сходным значением – «толерантность» и «терпимость». Учитель разъяснила, что термин «толерантность» обычно используется в медицине и гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более привычное всем нам, употребляется в обыденной речи и означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Исследователь В.М. Золотухин рассматривает понятие «терпимость», как отношение, характеризуется посредством соотнесенности совершаемых поступков с их моральной значимостью, оказывающей положительное или отрицательное воздействие на «общечеловеческое» [5; с. 7].
Следовательно, на основе проведенного анализа значения терминов «толерантность» и «терпимость», мы не находим достаточно четкого разделения границ между ними. Тем не менее, мы установили, что в вышеперечисленных определениях терпимость рассматривается как составная часть толерантности, а последняя, в свою очередь, считается более «широким» понятием.
Стоит отметить, что сама природа и проблема толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также возможностью конфликта. Но толерантность не позволяет этой возможности не только не реализоваться, но и даже проявиться.
Толерантность вовсе не универсальная категория, ведь ее содержание и границы, а также число адаптеров среди граждан различаются не только в историческом аспекте, но и в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Другими словами, терпимость к инаковости не является вневременной категорией и биосоциальной характеристикой человека и общества.
Что же такое толерантность для человека? Мы считаем, что это способность индивида без возражений и противодействий воспринимать отличающиеся от его собственного мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов [2; с. 5].
Среди молодежи нашей школы мы провели опрос: «Что означает для вас толерантность»?
Рис.1. Данные опроса молодежи «Что означает для вас толерантность?»
Таким образом, среди молодежи не придают значения такому понятию как толерантность 38,4% девятиклассников, 27,4% -десятиклассников и 21,4% одиннадцатиклассников. Проще говоря, ребята даже не задумываются о необходимости «взращивания» у себя такого важного человеческого качества. Большое количество молодежи честно признались, что не знают, что такое толерантность. Полученные нами данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по данной проблеме.
Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического и культурного характера. Толерантность следует рассматривать как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только как норма гуманных человеческих отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая "организующая сила" в развитии общества.
В качестве одной из предпосылок возникновения экстремистских установок и, соответственно, одного из факторов риска в молодежной среде может выступать межэтническое взаимодействие. Учитывая склонность молодых людей к крайним взглядам и позициям, приоритет эмоционально-чувственную составляющей над логикой и разумом, именно межэтническое взаимодействие в молодежной среде нуждается в формировании установок этнической толерантности.
Этническая толерантность как явление социальной перцепции понимается как отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно "принятие" или позитивное отношение к своей этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствия в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Под этим углом зрения явление этнической интолерантности (неадекватности группового восприятия) представляет собой преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной [8 с. 25].
Если рассматривать толерантность как индивидуальное свойство личности, то можно отметить, что с развитием цивилизации сфера значимого у индивида и общества неуклонно расширяется: появляются все новые и новые основания для небезразличия. А ведущими проявлениями небезразличия являются толерантность и интолерантность.
Как установка толерантность должна носить характер индивидуального добровольного выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие толерантность - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов [11; с. 20].
Толерантные установки и действия могут не совпадать в своих проявлениях на уровне личности и общества и даже на уровне отдельной личности.
Толерантность и интолерантность - одни из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивида. Их можно охарактеризовать как:
взаимообратимые понятия (чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен, и наоборот);
особые отношения, которые формируются на основе оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с ним;
отношения, наполняемые дополнительными эмоциями (дружелюбие, общительность, радость, гнев, досада, злость);
характеристика конкретного поведения индивида в той или иной ситуации, а также характеристика стиля его поведения в целом [2 с. 7].
Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что толерантность не является врожденным групповым или индивидуальным свойством человека, а представляет собой постоянное и направленное усилие на конструирование определенного отношения и на его основе осуществление определенных личностных и общественных норм поведения.
Значит толерантным отношением мы можем считать такое отношение, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения или давления, а лишь посредством взаимодискуссии и убеждения [12; с. 40].
Наличие установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, особенно в молодежной среде, противодействие экстремизму в различных его проявлениях имеют для многонациональной России особую актуальность, которая признается и на государственном уровне.
Сегодня по-прежнему важной является задача по разработке и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде. Решение этой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, опоры на общественные движения. В 2001 году Правительством РФ была разработана и предложена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая реализовывалась до 2005 года [13]. Подобные программы успешно реализуются и сегодня во многих демократических странах, как правило, под эгидой первых лиц государства (президенты, премьер-министры), а также рядом международных гуманитарных организаций. В российской Федеральной целевой программе толерантность связывается с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. В Программе отмечалось, что установки толерантности молодого поколения необходимо формировать при помощи СМИ, а проявления ксенофобии в средствах массовой коммуникации отслеживать и каким-либо образом противодействовать им.
В своем интервью «Что может предложить мир в качестве альтернативы экстремизму?» Александр Асмолов отметил, что важно в рамках программы помочь тем, кто сегодня действует по формуле «жажды крови»… Он высказался за создание образовательных программ, которые дают возможность личностного роста учащихся. И логичным продолжением теории вариативного либерального образования считает провозглашение толерантности как нормы жизни. А.Асмолов предлагает эти идеи прививать детям с яслей, с детского сада [1 ].
Мы считаем, что стоит обратиться и к зарубежному опыту формирования толерантных установок в молодежной среде, к тем программам, которые существуют на сегодняшний день. Главная особенность современных программ толерантности – их широкая социально-преобразовательная (творческая) направленность, в основании которой лежит сочетание различных коммуникативных форматов (от вполне традиционных «деловых игр» и технологий кейс-стади - до «поездов толерантности»).
Такое социально-модернизационное видение нашло свое яркое отражение в миссии американской программы «Teaching Tolerance»:
«Для нас толерантность – это образ мысли и чувства, но что гораздо важнее это образ действия, который дает каждому из нас шанс не бояться своей индивидуальности, уважать других и получать уважительное отношение в ответ, быть мудрым, чтобы найти настоящие человеческие ценности и храбрым, чтобы хранить их…».
Главным в данной программе является три составляющие: «образ – ценности – поступок» ,представляющие собой инструментальное основание современных концепций развития толерантного сознания и поведения.
Образ – это представление активного субъекта о потенциальном объекте, на который направлено толерантное/интолерантное отношение.
Ценности - интерпретируются в широком инструментальном понимании как социокультурные и личностно-психологические императивы позитивного/негативного восприятия объекта социальной реальности.
Поступок - социально-преобразовательное действие, как правило, интерактивного характера, направленное на изменение доминирующих социальных практик.
В центре такой концепции «человека толерантного» лежит идея широкой личностной социализации, «поликультурного образования», которое «должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными группами…».
В европейских государствах и США преобладает более узкий, «специализированный» подход к формированию толерантности, отдельных её аспектов (например, преодоление мигрантофобии). Ярким примером такого рода «узкой» проблемно – технологической специализации является проект «Create don’t hate», реализуемый компанией Worldstudio в рамках многоуровневой программы Design Ignites Change» («Дизайн изменит мир»). Его ключевая идея - дать молодежи высказаться о проблемах толерантности (Giving Youth a Voice Around Issues of Tolerance). Форма самовыражения молодых людей –билборды, посвященные борьбе с расизмом и этносоциальным экстремизмом.
Стоит обратить внимание и на французский образовательный проект «Фонд толерантности», главный тезис которого «В 14 лет начинается ответственность за знание различий». Данный проект делает упор на уважение автономии личности, моральную и правовую ответственность гражданина за его действия по отношению к представителям иных социальных, этнических, религиозных сообществ. Создатели проекта подчеркивают, что «Толерантность это не уступка, не снисхождение, не благодушие, поскольку не ко всему можно быть терпимым».
На первом этапе опытные преподаватели используют технологию передвижных выставок (посвященных проблематике этнического и гендерного равенства, мультикультурализма, правовых аспектов толерантного поведения) для разъяснения и углубленно изучения вопросов, связанных с нетерпимостью. Целевая аудитория – молодежь в возрасте 11 – 17 лет. Второй этап – участие старших школьников и студентов к аудиторным дискуссиям по указанным проблемам. Третий этап – самостоятельная разработка молодыми гражданами Франции проектов по преодолению дискриминации в различных её проявлениях.
Современная российская средняя школа представляет собой важнейший социальный институт развития детской и подростковой толерантности. Школа может очень органично вписать процесс формирования толерантных установок в общую логику развития личности ребенка: через исторические, культурные, литературные, географические примеры, рассматриваемые на соответствующих уроках. Ведь образовательный процесс позволяет осветить многогранность и динамичность поликультурного мира и, тем самым, помочь ребенку самостоятельно выработать установку на уважение к социальным, культурным, этническим различиям.
Очевидно, что в учебной деятельности происходит взаимно направленный процесс освоения «других» в их культурном многообразии через знания, которые школьники получают на уроках географии, истории, где акцентируется внимание на зарубежных государствах и нациях, знаковых событиях в их развитии, традициях и обычаях населяющих их этносов и т.д.); уроки позволяют и эмоционально проникать в мир других, в том числе, с точки зрения «своих» этических установок «хорошо» / «плохо». Вот почему учителю так важно заинтересовать детей историей и культурой «других» как важной части единого мира. И сделать это необходимо еще на начальном этапе обучения детей.
В подростковом возрасте происходит кристаллизация установок на социокультурное и религиозное многообразие мира. Каждый подросток должен понять, что такое многообразие открывает возможность духовного и материального обогащения каждого из участников такого дистанционного диалога.
3. Формы и средства формирования толерантности у молодежи в образовательной среде школы
Современный процесс российского образования (предпрофильное и профильное обучение) открывает новые возможности формирования установок толерантного сознания и поведения у российской молодежи. Здесь важно обратить внимание на использование регионального компонента, например организовывать и проводить занятия посвященные истории и культуре родного края. В ходе таких занятий молодежь смогут увидеть и понять многогранный характер региона, его этническое, религиозное, культурное, социально-бытовое разнообразие; уникальный характер региона (традиции, промыслы, географические условия); место региона в историческом развитии России (имена и биографии известных выходцев из региона, их вклад в российскую экономику, политику, науку, спорт и т.д., участие региона в общенациональных исторических событиях, место в национальной экономике).
Считаем, что наиболее эффективными формами работы по привитию толерантных установок и моделей поведения в нашей школе стали
– «уроки дружбы» (ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями);
– «уроки – путешествия» (направленные на ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих);
– марафон (тематическая серия занятий, посвященная историческому процессу становления Российского государства, его взаимоотношениям с соседями);
– урок - дебаты «Россия – любимая страна» (обсуждение культурной, исторической и нравственной привлекательности России как центра притяжения других народов)»
– урок – дебаты «Феномены России: онтогенез российской цивилизации» (демонстрация преимуществ открытости и этнического разнообразия в современном мире перед закрытостью и унификацией»);
– урок – экскурс «Культурное наследие России: разнообразие и гармония»;
– урок – дискуссия «Россия и зарубежье ближнее и дальнее: общность истории и близость культур».
Такие формы занятий позволяют познавать учащимся многомерности российского общества, побуждать подростков к системно-аналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, занимают наши рабочие места»).
После цикла уроков толерантности мы опросили молодежи, какие из уроков понравились им больше всего. Вот какие ответы мы получили:
Рис.2. Данные опроса молодежи :»Какие формы уроков по формированию толерантности вам понравились больше всего?»
Как видим, наибольшей популярностью пользуются у молодежи уроки-дебаты и уроки-дискуссии.
Еще одним важным элементом успешного развития толерантности как базовой модели поведения старшеклассника является тесное взаимодействие с его ближайшим социальным окружением, реализация комплексного подхода, в рамках которого семья и сверстники выступают не «противовесом» (генерирующим интолерантные установки и конфликтные образцы поведения), а соучастниками процесса подростковой становления подростковой толерантности.
В школьной среде сегодня очень много недоброжелательности, озлобленности, агрессивности. Возможно, что причины этого лежат в бесконтрольном использовании молодежью (особенно старшеклассниками сети Интернет, пропаганда агрессии и насилия в СМИ (в частности канал НТВ) и пр. В связи с этим поиск поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других является очень важным.
Очень часто практика школьной жизни не способствует социализации учащихся в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. А старшеклассник очень ограничен в способах разрешения конфликта, ведь кроме силовых он редко догадывается о других.
В этом плане интересен опыт школ Пермского края, где создаются школьные службы примирения [4].
Цель: создание Школьной службы примирения как переговорной площадки для разрешения школьных конфликтов, основанной на принципах толерантности, равноправия, самостоятельности подростков. (Приложение 1)
У молодежи нашей школы мы спросили, хотели бы они, чтобы в нашей школе появилась Служба примирения. Ответы распределились следующим образом:
Рис.3. Данные опроса молодежи: «Хотели бы вы, чтобы в нашей школе работала Служба примирения конфликтов?»
Как видим, большинство учащихся хотели бы, чтобы в школе была создана Служба примирения конфликтов. Возможно, это способствовало бы более активному формированию толерантной позиции молодежи во многих вопросах.
Также на наш взгляд одним из эффективных способов ведения системной и целенаправленной работы, способствующей осознанию молодым человеком себя гражданином, готовым к созданию правового демократического государства и гражданского общества, к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в этих условиях, является создание регулярно действующих молодежных дискуссионных площадок.
Дискуссия - это не обычный разговор. Дискуссионная площадка - представляет собой скорее школу эффективной коммуникации, выбора общей позиции в условиях открытого общественного диалога, принятия совместных решений. Дискуссионная площадка - это своеобразная попытка помочь учащимся через общественное обсуждение сформировать свой собственный взгляд на сложные проблемы современной жизни, стать более информированными по поводу актуальных общественных проблем Формирование культуры толерантности в молодежной среде Пермского края: интеграция опыта: материалы проблемного семинара [9].
Работа дискуссионных площадок призвана способствовать формированию личности:
Цель работы дискуссионной площадки :
● формирование гражданско-правовых компетентностей школьников; создание условий для социализации личности старшеклассника, ориентированной на ценности демократии и гражданского общества.
Задачи:
Таким образом, мы можем сказать, что человек, определяющий общественное развитие, должен стремиться к толерантным установкам в своем поведении. В современном российском обществе это требует выражения в практических формах сотрудничества и взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности.
Заключение
Проведенное исследование показало, что проблема формирования толерантности в молодежной среде сегодня приобрела новое звучание, а ее актуальность значительно усилилась.
К сожалению, определенная часть молодежи не знает значения термина «толерантность», а некоторые проводят параллель между понятиями «толерантность» и «дружба».
Российским школам следует взять на вооружение опыт зарубежных коллег по формированию толерантности в молодежной среде, а также шире использовать передовой педагогический опыт в данном направлении школ России.
Как показало исследование, наиболее удачными признаны такие формы работы как уроки-дискуссии и уроки-дебаты. Определенное место занимают и уроки-путешествия и уроки-марафоны. Такие уроки должны сопровождаться тренингами толерантности, что привносит интерес к данной проблеме у молодежи. Возможно, стоит вспомнить и такую интересную и незаслуженно забытую форму работы как КИД (клуб интернациональной дружбы). Сегодня, когда граница государств открыты, возможно, такая форма найдет свое применение в образовательном процессе школы.
Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что если будут определены интересующие молодежь формы и средства формирования толерантности, то данный процесс будет эффективным. Таковыми формами оказались уроки-дискуссии и уроки-дебаты.
Список использованных источников:
Приложение 1
Школьная служба примирения.
Особенности формирования и развития механизма
С декабря 2007 года в МОУ «Гимназия №1» г. Соликамск начала свою работу служба примирения на основе разработанной нормативно-правовой базы:
Целевая группа Школьной службы примирения состоит из учащихся 7-8 классов, а также взрослых, которые разбирают сложные случаи и наболевшие проблемы с родителями, учителями и ученикам и находят пути решения трудных вопросов мирным путем (10 человек).
Модель Школьной службы примирения
Цель службы примирения – содействие профилактике правонарушений среди молодежи через формирование культуры мирного разрешения конфликтов в молодежной среде.
Помогает этому ведущий, который проводит примирительную программу с участниками, оказавшимися в ситуации конфликта. Ведущий – нейтральный посредник, организующий переговоры и в равной степени поддерживающий обе стороны (обидчика и жертву), помогает им наладить диалог и разобраться в случившемся.
Программа примирения – добровольная встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы) организуется ведущим для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составлению примирительного договора. Такая программа может состояться, только тогда, когда обе стороны согласны встретиться.
Программы добровольны и бесплатны.
Программа Школьной службы примирения включает в себя:
●систему тренинговых занятий:
●коммуникативный курс «И рыбы заговорят»;
● тренинг по развитию толерантности «Жить в мире с собой и другими»;
● курс творческого самопознания «Кто Я»;
● курс по освоению восстановительных технологий.
Коммуникативный тренинг «И рыбы заговорят» направлен на формирование коллектива, развитие навыков общения, преодоление личностных проблем каждого участника, развитие лидерских качеств. Тренинговые занятия «Жить в мире с собой и другими» ориентированы на формирование у детей понятия «толерантность» и развитие у них этого качества. Участие в арт-терапевтической программе «Кто Я?» активизирует процесс самопознания, направлен на развитие творческого потенциала подростков. Курс по освоению восстановительных технологий и ролевые игры по проведению программ примирения рассчитаны на знакомство с восстановительным подходом в практике разрешения конфликтных ситуаций, формирование навыков проведения восстановительных программ.
Ожидаемые результаты
1. Подростку, совершившему правонарушение:
1.1. Осознать причины своего поступка и их последствия.
1.2. Принести извинения и получить прощение.
1.3. Загладить причиненный вред.
1.4. Вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения (в том числе в семье), которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.
2. Потерпевшему:
2.1. Избавиться от негативных переживаний и желания отомстить.
2.2. Убедиться в том, что справедливость существует.
3. Родителям:
3.1. Помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.
Следует подчеркнуть, что в школьной службе примирения разбираются не все случаи. Есть определенные правила отбора случаев, подходящих под примирительную программу:
Наличие конфликта, конфликтующие стороны известны.
Признание существования конфликта обеими сторонами.
После конфликта прошло не менее 1 – 2 дней, но не более 1 месяца.
Данная ситуация не должная рассматриваться на других уровнях.
Участникам более 10 лет.
Основная проблема, с которой мы столкнулись во время работы, – это низкий уровень доверия и мотивации по отношению к социальной деятельности по разрешению конфликтов в школе как со стороны педагогов, так, зачастую, и со стороны самих школьников. Для того, чтобы решать школьные проблемы переговорным путём, прежде всего, требуется готовность к этому самих педагогов.
Приложение 2
Технология организации и проведения дискуссии (работа дискуссионных площадок)
В начале дискуссии всем участникам целесообразно предложить обсудить и принять общие правила, предусматривающие равные права и взаимоуважение. Важно Можно включить в текст программы дискуссии следующие правила:
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ[1]
Большое значение имеет атмосфера, созданная на дискуссионной площадке. Стадия знакомства участников друг с другом в этом случае очень важна.
В методической литературе популярны методики, называемые «ледоколами». Это игровые приемы, помогающие познакомить ребят друг с другом, установить свободный, непринужденный дух, снять интеллектуальный и эмоциональный зажим, пробудить интерес - короче говоря, сломать лед отчужденности. Вообще активные технологии и игровые методики широко применяются в ходе всей работы дискуссионного клуба.
Руководит ходом дискуссии модератор, задача которого заключается в том, чтобы обеспечить свободное и живое обсуждение поставленной проблемы, предоставив возможность высказаться как можно большему числу участников, создавать атмосферу взаимоуважения, доверия и безопасности, контролировать соблюдение принятых правил. Ведущий (модератор) управляет дискуссией и отвечает за то, чтобы она не превратилась в пустую говорильню.
Необходимо подчеркнуть, что в ходе дискуссии ценность имеет каждое высказывание. Это находит свое отражение в ведении наглядной «коллективной памяти», своеобразной краткой стенограммы дискуссии, в которой отражается ход обсуждения, ключевые аргументы и позиции участников. Это позволяет при необходимости вернуться к конкретному тезису или аргументу. Специальный участник – «репортер» - ведет «коллективную память». Своеобразная стенограмма дает возможность впоследствии проанализировать ход дискуссии, обобщить результаты, наметить векторы развития дальнейших обсуждений.
Логическая схема дискуссии состоит из нескольких блоков:
1. Ассоциативный ряд
2.Рационализация
3.Личностный уровень
4.Деятельностный аспект (деловая игра, социальное проектирование).
5. Рефлексия.
В ходе первого блока участникам предлагается на карточках написать свои ассоциации, связанные с предложенным ключевым понятием темы. Затем все карточки собираются, зачитываются, участники задают вопросы друг другу в связи с пояснениями тех или иных ассоциаций. Карточки группируются в блоки и наклеиваются на большой лист бумаги, создавая общую картину первичных представлений группы по конкретной проблеме.
Второй блок посвящен обсуждению поставленной проблемы на когнитивном уровне, рационализации с разных позиций, в том числе обязательно через призму личности каждого из участников.
Деятельностный блок предусматривает ролевые и деловые игры, групповые творческие задания, проектирование и т.п. Здесь акцент делается на творчество, приобретение опыта работы в команде.
В ходе обмена впечатлениями применяются методики «свободный микрофон», «микрофон по кругу», рейтинговое голосование. Завершает работу рефлексивный этап, возможно использовать небольшие анкеты обратной связи и др. Все это позволяет участникам отрефлексировать происходившее с ними в ходе дня работы, поделиться своими чувствами, выразить пожелания на будущее. Это имеет безусловную ценность для организаторов в плане получения обратной связи.
К каждой дискуссии для участников готовятся программы и раздаточные материалы. В программе четко формулируются вопросы, предлагаемые к обсуждению, обозначается время, предусмотренное на каждый блок мероприятия. Кроме того, целесообразно включить в программу «информацию к размышлению» - высказывания и цитаты по обсуждаемой проблеме, рассматривающие ее с разных позиций, точек зрения. Школьники могут соотнести свои идеи, ощущения с этими высказываниями, проанализировать, сопоставить их, и благодаря этому получить дополнительный стимул к размышлениям.
Для молодежных дискуссий могут быть предложены следующие темы:
«Я гражданином быть обязан?»
«Права человека – права гражданина: каково соотношение?»
«Воспитание гражданина: чья задача? Чья ответственность?»
«Сладкое слово свобода. Что это такое?»
«Свобода и образование»
«Каким будет выпускник школы ХХI века?»
«Мои права в школе: декларация или реальность?»
«Свобода и толерантность: где границы?»
«Мир других людей и других идей: какой он?».
« Другой» - это «Чужой» или «Иной?»
«Есть ли границы толерантности?»
«Язык улицы и толерантность»
«Толерантность и право»
«Религия и толерантность»
«В какой России будет жить поколение NEXT?»
Предлагаемый ниже материал одной из проведенных молодежных дискуссий дает возможность на конкретном примере познакомиться с методикой организации работы молодежных дискуссионных площадок.
Тема дискуссии: «Другой» - это «Иной» или «Чужой»?
Программа
● Знакомство. Самопредставление участников. Принятие правил дискуссии.
● Упражнения на командообразование.
«Снежный ком» (имя с определением)
1 блок.
Работа с карточками. Ассоциации: «Мир других людей и других идей»
- Толерантность для меня – это…
- Интолерантность - это…
(Микрофон по кругу)
2 блок.
- Черты толерантной личности: каковы они?
(Свободный микрофон)
- Легко ли быть «иным»?
(Ролевая игра)
3 блок.
Работа в группах. Подготовка и презентация плаката «Эмблема толерантности»
● Обмен впечатлениями
Информация к размышлению
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
А. де Сент-Экзюпери
«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение»
Вольтер
«Законы не могут гарантировать свободу слова; для того, чтобы человек мог свободно и без страха перед наказанием высказывать свои взгляды, необходимо присутствие духа толерантности в целом обществе»
Альберт Эйнштейн
«Наивысшим результатом образования является терпимость»
Хелен Келлер
«Толерантность являет собой уважение по отношению к другому, не из-за его правоты или неправоты, а только потому, что он человек»
Джон Когли
«КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ»
Карточки ассоциаций
Толерантность | Интолерантность |
Терпение Терпимость Вежливость Уважение Взаимоуважение Уважение к другим взглядам Мир для всех Равность Достоинство Цивилизованность Абсолютный Согласие Способность понимать и уважать образ мысли другого человека Уметь доказывать свою позицию, корректировать ее в определенной ситуации Терпимость, терпение, готовность к примирению Уважение к взглядам других Умение выражать свое мнение Не абсолютизировать свое мнение Способность быть терпимым Взаимоуважение между людьми | Нетерпимость Нетерпимость к другим Неуважение взглядов других людей Борьба Раздор Недоверие Несовершенный Неуважение Эгоцентризм Злость, эгоизм Невежество Грубость Жестокость Бестактность Неполный Результат Нацизм |
Черты толерантной личности
(Рейтинговое голосование)
Продуманная и хорошо организованная дискуссия предоставляет возможность молодым людям задуматься об очень важных вещах. Удивительным образом участники раскрываются во время этих обсуждений. Атмосфера уважения и безопасности, взаимного интереса и сотрудничества, возможность представить свой творческий проект, подготовленный небольшой группой – все это условия для дальнейшей внутренней работы.
Как один из вариантов групповой работы может быть предложено написание синквейна на тему дискуссии. Участникам следует напомнить, а для тех, кто с ними не знаком, проинформировать о правилах написания синквейна.
Правила написания синквейна
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в котор выносится ключевое слово, понятие, тема cинквейна, выраженное в форме существительного
2 строка – два прилагательных, характеризующих тему
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, отношение к теме
5 строка – вывод, резюме, одно слово, существительное
Ниже приведены результаты таких творческих заданий в дискуссии «Свобода и несвобода: что это такое?»
Свобода! Желанная, запретная Жить, мыслить, воплощать «И хочется, и колется, и мама не велит» Попробуй! | Свобода! Прекрасная, далекая Живет, стремится жить «Но лучше погибнуть свободным, Чем жить, оставаясь рабом!» Лети! |
[1] Правила ведения дискуссии разработаны в рамках программы Либеральные клубы Фонда Фридриха Науманна
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
У меня в портфеле
Что такое музыка?
Хитрый коврик
Нас с братом в деревню отправили к деду...