Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_2.doc | 289.5 КБ |
prezentatsiya_moya.ppt | 2.88 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Влияние музыки на организм подростка
Елина Ксения, 9 «А» класс
Научный руководитель:
Фролова Зинаида Николаевна,
учитель биологии
_____________________________
(подпись руководителя)
Кузнецк
2012
Содержание
2. 1. Воздействие музыки на психику человека………………………………..5
2. 2. Влияние музыки на физиологическое состояние человека……………...6
2. 3. Исследуемые стили музыки ………………………………………………8
2. 3. 1. Рок и метал………………………………………………………….........8
2. 3. 2. Классическая музыка…………………………………………………...8
2. 3. 3. Популярная музыка……………………………………………………...9
3. Практическая часть…………………………………………………………….10
3.1. Определение уровня агрессии…………………………………………….10
3.2. Диагностика влияния музыки на познавательные процессы…………...14
3.3. Результаты исследования…………………………………………………16
4. Заключение……………………………………………………………………..18
5. Список использованной литературы…………………………………………19
6. Приложение…………………………………………………………………….20
1. ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние человека.
Что же можно понимать под словом «музыка»? В словаре Даля «музыка – это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, согласие, созвучие)».
Музыка - универсальная форма искусства, присущая культуре любой нации. Она тесно связана с другими творческими видами поведения человека, такими, как танцы, пение. Хотя влияние музыки на состояние людей замечено давно, оставалось неясным, какие же области мозга и вещества отвечают за восприятие музыки.
Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое здоровье человека.
Я считаю свою работу актуальной, т.к. сегодня современные дети слушают музыку везде: в школе и дома, на улице и в помещении. Музыка, несомненно, прекрасный помощник, чтобы расслабится, или снять стресс, а для кого-то она является средством, приводящим в движение, подвигающим на какие либо действия.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 15
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : наблюдения, сравнение, работа с литературой, анализ, опрос учащихся.
ЦЕЛЬ: выяснить влияние разных стилей музыки на психофизиологическое состояние подростка.
ЗАДАЧИ:
ГИПОТЕЗА
Изучив литературу по исследуемому вопросу, мы предположили, что у людей, слушающих определённый стиль музыки изменяется уровень психофизиологической активности (агрессивности). У людей, предпочитающих классическую музыку, уровень агрессивности снижается, а у людей – «металлистов», наоборот, уровень агрессивности повышаются, у тех же, кто выбирает рэп и клубную музыку, этот показатель остаются неизменным.
2. Основная часть
2. 1. Воздействие музыки на психику человека
Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе.
Нельзя забывать о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, – то есть как определённой частоты колебания, – но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.
Способ манипулировать сознанием людей - наполнить эфир нечистыми звуковыми вибрациями, и в частности определенного рода музыкой. Это очень мощное средство контроля, потому что звук действует на самом глубоком уровне человеческого сознания. Есть музыка, усиливающая агрессивность. Многие музыкальные произведения стимулируют эгоизм и насилие. С другой стороны, классическая инструментальная музыка дает ощущение мира и счастья. [4.]
Однако почему же человек слушает опасную для здоровья и психики музыку, тянется к ней?
Количество её поклонников гораздо выше в современных городах. С одной стороны, именно в городах выше плотность населения и более развита информационная система. Но с другой стороны, не исключено, что причина кроется в самом ритме городской жизни, протекающей среди постоянного стресса, в облаках электромагнитного смога, агрессивном шумовом загрязнении.
Неудивительно, что человек, родившийся и выросший в агрессивной или изменённой среде, становится своеобразным мутантом – не обязательно биологическим, но мутантом на психологическом, эмоциональном уровнях. Искусственная, агрессивная, энергетически чуждая среда обитания становится для него нормальной.
Музыка с замедленным ритмом вовсе не обязательно должна оказывать оздоровляющее воздействие на организм. Скажем, так называемая “медитативная музыка” способна при длительном и регулярном ее прослушивании замедлить биоритмы человека и даже обмен веществ, а в конечном счете, повысить внушаемость.[1]
Пока четко понимается только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время.
2. 2. Влияние музыки на физиологическое состояние человека.
Что происходит в нас под действием музыки? Что нового известно о веществах, вырабатываемых в мозге при восприятии музыки?
Под действием музыки в мозге в разных зонах регистрируется возбуждение. Теперь установлено, что музыка влияет на оба полушария. Причем правое (эмоции) воспринимает тембр и мелодию, а левое (речь и логика) - ритмы. Диапазон музыкальных ритмов лежит близко к частотам дыхания и сердцебиения. Звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически. Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других - наступает успокоение, расслабление, снижается давление. [3]
В тех областях мозга, которые отвечают за восприятие музыки, изменяется уровень ряда веществ, передающих нервные импульсы. Можно говорить о трех из них, самых важных для восприятия музыки. Это эндорфины, эндоканнабиноиды и дофамин.
Эндорфины - химические соединения, которые естественным путем вырабатываются в головном мозге и обладают способностью уменьшать боль. Они влияют на эмоциональное состояние: приводят человека в состояние эйфории. Их иногда называют "природными наркотиками" или "гормонами радости". Эндорфины необходимы для состояния хорошего самочувствия, а их недостаток может быть причиной развития наркотической, в том числе алкогольной зависимости.
Следующие в этом ряду - эндоканнабиноиды - регуляторные молекулы организма; они вырабатываются в латеральной части гипоталамуса центром контроля потребления пищи, и участвуют в передаче эндоканнабиноидных сигналов. Совсем недавно обнаружили, что эндоканнабиноиды образуются постсинаптически (синапс - структура, обеспечивающая передачу нервного импульса), а действуют на пресинапс. Возможно, именно эндоканнабиноиды помогают мозгу стереть отрицательные эмоции в прошлом, чувство тревоги, неприятные воспоминания. [6]
Затем идет дофамин - нейрогормон, "гормон удовольствия", медиатор нервной системы из группы катехоламинов; биохимический предшественник норадреналина и адреналина. "Прародитель" гормона, за которым так отчаянно гоняются "экстремалы", вырабатывается в мозге под действием музыки. Нарушение в обмене дофамина наблюдается при шизофрении, болезни Паркинсона и др. [4]
2. 3. Исследуемые стили музыки.
Еще в конце 80-х профессор Г.А. Аминев говорил о том, что после шумных дискотек с преобладанием металлического рока у некоторых школьников ухудшается память, внимание, скорость чтения, зато нарастают упрямство, агрессивность, может нарушаться сон. На предприятиях у молодых рабочих, слушающих такую музыку выработка снижается на 50 %.
2. 3. 1. Рок и метал
Рок-музыка (англ . Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения.
Врачи установили, что эта музыка может быть: опасной для жизни! Согласно их заключению, "музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-метал" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу - состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать". Повышает агрессивность, снижает координацию тела, вызывает стресс и боль в организме.
Эта музыка помогает справиться со сложностями переходного возраста, с давлением, оказываемым социальной сферой. [3]
2. 3. 2. Классическая музыка
Свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в трёх значениях.
1. В значении качественной оценки: музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе
2. В узкоисторическом смысле: музыка второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом).
3. В типологическом смысле: так называемая академическая музыка, находящаяся в отношении преемственности, прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т.п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Классическая музыка укрепляет познавательные процессы человека. Классика дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности. Успокаивает, приводит к усилению иммунной системы организма.[3],[6]
2. 3. 3. Популярная музыка
Популярной музыкой называют произведения разных музыкальных жанров, для широкой публики и целью которой является, прежде всего, коммерческая выгода.
Современная популярная музыка не блещет текстами песен, как правило - это набор незамысловатых фраз. Тексты современных, популярных песен идут минуя наше сознание сразу в подсознание. Вот этим и объясняется то, что стоит человеку раз услышать подобную «попсовую» песенку и он будет ходить и мычать ее весь день.[3]
3. Практическая часть
Методика исследования влияния музыки на организм разработана с применением тестов по изучению интеллектуальных способностей школьника и уровня агрессивности. Я проводила ряд тестирований с учащимися 8 «а» класса. Вначале был проведен тест на определение уровня агрессии. Все последующие тесты были направлены на диагностику внимания, мыслительного процесса и память. Все эти тесты проводились в разных вариантах: в полной тишине, с прослушиванием классической музыки ( Вивальди –«Времена года», Кенни Джи – «Песня Шануки»), популярной музыки (Ёлка – «Девочка-студентка») и рок-музыки ( Rammstein – «Du hast») . Исследование проводилось в течение октября- декабря 2011 года. Результаты систематизированы и приведены в виде таблиц и диаграмм.
3.1. Определение уровня агрессии.
Для изучения уровня агрессивности был использован тест А.Басса -А.Дарки, включающий 75 вопросов и позволяющий объективно оценить уровень агрессивности. Для проведения эксперимента была отобрана музыка различных музыкальных направлений.[7]
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Инструкция. Прослушивая утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» или «нет».
Опросник
Обработка результатов
Ответы оцениваются по 8 шкалам.
1. Физическая агрессия (k=11): | |
"да" = 1, "нет" = 0 | вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 9, 7 |
2. Вербальная агрессия(k=8): | |
"да" = 1, "нет" = 0 | вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 33, 66, 74, 75 |
3. Косвенная агрессия (k=13): | |
"да" = 1, "нет" = 0 | вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 26, 49 |
4. Негативизм (k=20): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 4,12,20,28, |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 36 |
5. Раздражение (k=9): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 11, 35, 69 |
6. Подозрительность (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
"нет" = 1, "да" = 0 | вопросы: 33, 66, 74, 75 |
7. Обида (k=13): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 |
8. Чувство вины (k=11): | |
"да"= 1, "нет" = 0 | вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67 |
Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
3.2. Диагностика влияния музыки на внимание, мышление и память подростка.
Вначале был проведен тест на определение темперамента учащихся. Все последующие тесты были направлены на диагностику внимания, мыслительного процесса и память.
Тест на внимание.
Методика Мюнстерберга
Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо, как можно быстрее считать текст, подчеркнув эти слова. Время работы – 2 минуты.
беконцентрациязгучэтохэьгчяусилияуекнашейтрочягшгцкпсихикигураастабюеприентсджэбьамкоторыхтрсицыфцуйгзхмозгсолджщзхначинаетюэлгенпоиьмльбаактивношогхеюжпждргщхэнздснабжатьсяйцукенгшщзхъвафыапролдбкровьюавфырплоснлдуевнашаячсмитьбюжюеспособностьвуфцпэждлорпквосприниматьшлджьхэуыфйшгсаьыгксжзчышцдобрабатыватьэждорлафывюефбьинформациюйфячыцувскапрзначительнозхжэьеюдшщглоджэпрповышаетсядтлжэзбьтрдщшжнпркывконцентрациюшлдкцуйфможнотаошдбюжудерживатьхчйфоячвсознательнотлджэхьфтдолгоеасенгщдщепмсвнрувремяцтргшщтг
(Ответ : концентрация это усилия нашей психики при которых мозг начинает активно снабжаться кровью способность воспринимать обрабатывать информацию значительно повышается концентрацию можно удерживать сознательно долгое время )[2]
Оценивается количество правильно выделенных слов. (таблица 1)
Тест на мыслительную деятельность
Методика "Выделение существенных признаков"
В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Время работы – 2 минуты.[2] Оценивается количество правильно выбранных пар (таблица 1)
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).
8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).
Ответы (ключ).
1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.
2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.
3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.
4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.
5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.
6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.
7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.
8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.
9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.
10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.
Тест на память
Методика запоминания
Испытуемый получает карточку, где написано 20 слов. После просмотра слов, учащиеся должны воспроизвести их на листе бумаги. Время работы – 2 минуты.[2] Оценивается количество правильно написанных слов (Таблица1)
1. Совесть 6. Отношения 11. Нейтрон 16. Белорус
2. Взрыв 7. Свеча 12. Маргарин 17. Ножницы
3. Глагол 8. Вишня 13. Конфета 18. Дезертир
4. Татуировка 9. Глина 14. Экономика 19. Каша
5. Логика 10. Словарь 15. Гост 20. Бумага
3.3. Результаты исследования
3.3.1. Определение уровня агрессии
Изменения уровня агрессивности до и после прослушивания классической музыки
В тишине индекс агрессивности был 25, после прослушивания классической музыки он понизился до 18.
Изменения уровня агрессивности до и после прослушивания тяжелой музыки
В тишине индекс агрессивности был 24, после прослушивания тяжелой музыки он повысился до 33.
Изменения уровня агрессивности до и после прослушивания поп-музыки
Изменения незначительные: до прослушивания индекс = 24, после 22.
3.3.2. Диагностика влияния музыки на внимание, мышление и память подростка
Таблица 1
№ п/п | Ф.И. ученика | Тип темперамента | Внимание | Мышление | Память | ||||||
тишина | классика | Поп-муз | тишина | классика | Поп-муз | тишина | классика | Поп-муз | |||
1. | Астафьева А. | холерик | 8 | 12 | 12 | 5 | 2 | 2 | 2 | 5 | 0 |
2. | Баринова А. | флегмат | 9 | 13 | 10 | 6 | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 |
3. | Барышникова Л | флегмат | 15 | 19 | 18 | 10 | 11 | 6 | 9 | 7 | 2 |
4. | Брыкова Ю. | флегмат | 8 | 13 | 11 | 6 | 9 | 9 | 4 | 5 | 5 |
5. | Валуева А. | флегмат | 8 | 10 | 10 | 4 | 7 | 6 | 2 | 5 | 4 |
6. | Ведина Н. | меланх | 7 | 11 | 10 | 2 | 5 | 3 | 1 | 2 | 0 |
7. | Генералов В. | флегмат | 17 | 21 | 18 | 8 | 11 | 10 | 9 | 10 | 5 |
8. | Дубов И. | меланх | 7 | 10 | 7 | 3 | 8 | 4 | 2 | 3 | 3 |
9. | Долганова А. | флегмат | 9 | 13 | 12 | 7 | 9 | 8 | 5 | 5 | 3 |
10. | Долганова М. | меланх | 6 | 11 | 9 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3 |
11. | Елин А | меланх | 6 | 9 | 9 | 5 | 9 | 7 | 3 | 4 | 4 |
12. | Киселева Е | холерик | 9 | 14 | 15 | 9 | 9 | 6 | 6 | 6 | 5 |
13. | Курносова А. | сангвин | 12 | 17 | 17 | 11 | 10 | 8 | 8 | 9 | 9 |
14. | Курышова А. | флегмат | 8 | 13 | 10 | 5 | 5 | 3 | 5 | 7 | 3 |
15. | Лопатникова Л. | флегмат | 6 | 15 | 10 | 8 | 12 | 10 | 9 | 7 | 7 |
16. | Нефедов И. | меланх | 5 | 11 | 11 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
17. | Никишина А | флегмат | 9 | 15 | 10 | 8 | 7 | 7 | 9 | 10 | 6 |
18. | Русаков Д. | сангвин | 9 | 17 | 14 | 10 | 11 | 8 | 9 | 11 | 5 |
19. | Снадина К. | флегмат | 9 | 13 | 10 | 6 | 9 | 4 | 4 | 9 | 3 |
20. | Туманова В. | сангвин | 10 | 15 | 9 | 11 | 11 | 6 | 5 | 10 | 4 |
21. | Шабакаева Ю. | флегмат | 8 | 14 | 12 | 6 | 8 | 5 | 8 | 8 | 9 |
22. | Швецова А. | флегмат | 8 | 17 | 12 | 8 | 8 | 5 | 8 | 11 | 9 |
23. | Ширипов И. | холерик | 9 | 13 | 12 | 5 | 9 | 8 | 4 | 6 | 6 |
24. | Шлейников М. | флегмат | 7 | 12 | 12 | 3 | 7 | 3 | 3 | 5 | 2 |
25. | Шульпина А. | сангвин | 15 | 21 | 16 | 11 | 12 | 7 | 8 | 11 | 9 |
26. | Юсупов А. | флегмат | 12 | 19 | 19 | 9 | 13 | 9 | 10 | 10 | 9 |
По результатам диагностики видно, что независимо от типа темперамента, все мыслительные процессы во время прослушивания классической музыки, повышались. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённой работы были сделаны следующие выводы:
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
ПАМЯТЬ
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Шелковая горка
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Сочные помидорки
Весёлые польки для детей