Исследовательская работа 10 класс
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_yaroslavtseva_e.doc | 153.5 КБ |
issledovanie_yaroslavtseva_e.ppt | 2.6 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Оценка степени запыленности
кабинетов
МОУ СОШ №15 города Кузнецка
Ярославцева Екатерина
учащаяся 10 класса МОУ СОШ №15
Фролова З. Н.
учитель биологии МОУ СОШ №15
город Кузнецк
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Обзор литературы………………………………………………………. 5
1.1.Физиологические основы здоровья…………………………………. 5
1.2.Состав пыли…………………………………………………………... 7
1.3.Влияние пыли на здоровье человека……………………………….. 8
2.Методика исследования ……………………………………………… 9
2.1.Определение степени запылённости помещения
весовым методом…………………………………………………….. 9
2.2.Определение относительной запылённости воздуха
с использованием липких ловушек для пыли……………………… 10
3.Результаты исследования…………………………………………….. 11
3.1.Определение степени запылённости помещения
весовым методом……………………………………………………. 11
3.2.Определение относительной запылённости воздуха
с использованием липких ловушек для пыли…………………….. 14
4.Анкетирование……………………………………………………….. 15
5.Заключение…………………………………………………………… 16
6.Литература……………………………………………………………. 17
7.Приложения………………………………………………………….. 18
Методы исследования : наблюдения, сравнение, работа с литературой,
анализ, опрос учащихся.
Объект исследования : экологическое состояние школьного пространства.
Цель: 1. дать оценку степени запыленности школьного пространства.
2. определить условия, влияющие на степень запыленности.
Задачи: 1. изучить литературу по данному вопросу
2.познакомиться со свойствами пыли, ее влиянием на организм человека
3.освоить методики определения запыленности,
4.исследовать состояние воздуха в помещениях школы,
5.выяснить, знают ли учащиеся о важности сменной обуви, значе- нии влажных уборок и вредном влиянии пыли на организм человека.
Гипотеза : мы предположили, что ношение сменной обуви в МОУ СОШ №15
уменьшает степень запыленности в ней.
Актуальность:
Я считаю, что в настоящий момент проблема состояния окружающей среды – одна из самых актуальных. Решать эту проблему необходимо не только на глобальном уровне, но и на уровне изменения экологического микроклимата любого учреждения и жилого дома. Один из факторов окружающей среды, негативно влияющий на здоровье человека – пыль.
Искусственная среда оказывает влияние на физическое и психическое состояние человека. Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его обитания. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально для школьного коллектива.
В нашей школе есть проблема со сменной обувью, ученики до конца не понимают, для чего необходимо носить её. Часто игнорируют требования учителей об обязательной смене обуви.
Поэтому возникла идея исследовать, на самом ли деле при отсутствии второй обуви, в воздухе задерживается большое количество пыли, отрицательно влияющей на здоровье человека.
1.Обзор литературы
1.1. Физиологические основы здоровья
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы».
Что же такое «здоровье»? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье-это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья», распространённого в быту недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».
Правильное понимание здоровья человека даёт представление о социально-биологической сущности человека. Ещё античные мыслители и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.) в результате наблюдений за жизнью людей, их образом жизни отмечали, что социальные факторы наряду с природными составляют сущность человека и влияют на здоровье. Именно эти социальные черты человека (изготовление орудий труда, речь, мышление, сознание и т.д.) отличали человека от животных, добавляли в него новые качества. Человек-новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному.
Итак, исходя из представлений о человеке как о социально-биологическом существе, мы утверждаем, что на уровне человека социальное оттесняет биологическое и поэтому состояние здоровья необходимо рассматривать с учётом социального благополучия и биологического компонентов. Именно так определяет здоровье ВОЗ: «Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Человек во многом сам ответственен за своё здоровье, так как способен создать или улучшить среду своего существования, от состояния которой напрямую зависит здоровье. Но часто случается, что человек прямо или косвенно способствует загрязнению своей среды обитания, то есть воздушной среды [5].
1.2. Состав пыли
Воздух в закрытых помещениях может содержать химические загрязнители, взвешенные частицы (пыль органического и неорганического происхождения), микроорганизмы. Постоянно идет процесс пылеобразования - вытираются напольные покрытия, осыпается и вышаркивается краска, с улицы попадает пыль и выхлопные газы автомобилей, люди теряют волосы, кожный эпителий, перхоть и т.д.
Пыль состоит из частичек почвы, оседающих на земле выхлопных газов, химических соединений от промышленных производств, содержит споры плесневых грибков, множество пылевых клещей. В ней масса болезнетворных бактерий и вирусов. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом, рабочие помещения грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Даже твердые покрытия могут быть разрушены под воздействием грязи песковой природы, т.к. песок, по сути — это смесь мелких частичек камней с острыми как у стекла кромками [4].
Во время пребывания людей в закрытых помещениях изменяются физические свойства воздуха: повышаются его температура и влажность, изменяется химический состав. Всё это оказывает влияние на здоровье человека [2].
1.3. Влияние пыли на здоровье человека
За сутки на слизистой дыхательных путей оседает до 6 миллиардов пылинок. При этом, если их размер менее 5 микрон, пылинки осаждаются в альвеолах и нарушают процесс обогащения крови кислородом, а проникая в кровь разносятся с кровотоком по органам и тканям организма.
Пыль может стать причиной опасных недугов — например, туберкулёзная палочка сохраняет жизнеспособность в пыли от нескольких месяцев до нескольких лет. С ней может соседствовать и палочка дифтерийная. А засохшие выделения грызунов в составе пыли могут быть причиной «мышиной лихорадки», при которой поражаются почки.
Уличная пыль из-за бактерий может приводить к воспалительным заболеваниям глаз (конъюнктивит, блефарит), которые сопровождаются резью, ощущениями инородного тела в глазу, а в запущенных случаях появляются гнойные выделения.
Гранулы пыльцы появляются в наших домах благодаря цветущим растениям, и часто являются возбудителями аллергических реакций организма, например такой как «сенная лихорадка». Некоторые типы плесени могут вызывать отравление своими спорами при их вдыхании. [4].
2. Методика исследования
Относительную оценку запылённости воздуха в здании школы можно выполнить, пользуясь несложными методами [3].
2.1. Определение степени запылённости помещения весовым методом
1. Подготовить одинаковые по массе (3 г) ватные шарики, используя лабораторные весы
2. Подготовить в исследуемом помещении поверхность для сбора пыли и определить её площадь.
3. Ежедневно после 6-го урока с помощью ватных шариков собирать накопившуюся пыль и определять с помощью весов массу накопившейся пыли (mпыли).
4. Рассчитать массу пыли, накопившуюся за учебный день в каждом кабинете на 1 кв. м:
mпыли
М = ------------------------------------- ------ х 1000
S иссл. поверхности
2.2. Определение относительной запыленности воздуха с использованием липких ловушек для пыли
1. Приготовить оборудование: ловушки с липкой поверхностью – картонный прямоугольник (15х15 см) с круглым отверстием в центре (диаметр 4 см), заклеенным липкой лентой, лупа.
2. Выбрать для исследования участки помещения, укрепить ловушки на высоте 1,5 м от пола на выбранных участках.
3. С помощью лупы подсчитать количество пылевых частиц, попавших в каждую ловушку за 30 мин.
4. Результаты занести в таблицу.
Таблица. Сравнительные результаты подсчёта пылевых частиц
Дни исследования | Число частиц, попавших в ловушку | ||
Кабинет 1 | Кабинет 2 | Кабинет 3 | |
Среднее значение |
5. Сравнить данные, определить места с наибольшей и наименьшей загрязненностью.
3. Результаты исследования
Исследования проводились в МОУ СОШ № 15. Наблюдали за состояние трёх кабинетов. Это кабинет биологии, кабинет русского языка и кабинет начальных классов. Причина выбора этих кабинетов: кабинет биологии находится на первом этаже и можно предположить, что с грязной обувью сюда приносят большое количество пыли; кабинет русского языка находится на третьем этаже и должен быть менее запылённый, так как при поднятии по лестницам часть пыли остаётся на лестнице и в рекреациях; в кабинетах начальных классов учащиеся ходят в отличие от остальных учащихся в сменной обуви.
Исследование проводилось с 15 ноября по 19 ноября, в эти дни на улице было сыро.
3.1. Определение степени запылённости помещения весовым методом
Кабинет биологии. Площадь исследуемой поверхности – 1,5 кв. м.
Таблица 1. Результаты исследования в кабинете биологии
Дни | Масса пыли на исследуемой поверхности (г) |
15. 11. 10 г. | 0,05 |
16. 11. 10 г. | 0,03 |
17. 11. 10 г. | 0,05 |
18. 11. 10 г. | 0,04 |
19. 11. 10 г. | 0,07 |
Среднее значение | 0,048 |
Кабинет русского языка. Площадь исследуемой поверхности – 1,5 кв. м.
Таблица 2. Результаты исследования в кабинете русского языка
Дни | Масса пыли на исследуемой поверхности (г) |
15. 11. 10 г. | 0,03 |
16. 11. 10 г. | 0,03 |
17. 11. 10 г. | 0,04 |
18. 11. 10 г. | 0,05 |
19. 11. 10 г. | 0,05 |
Среднее значение | 0,04 |
Кабинет начальных классов. Площадь исследуемой поверхности – 1,5 кв.м
Таблица 3. Результаты исследования в кабинете начальных классов
Дни | Масса пыли на исследуемой поверхности (г) |
15. 11. 10 г. | 0,01 |
16. 11. 10 г. | 0,02 |
17. 11. 10 г. | 0,02 |
18. 11. 10 г. | 0,01 |
19. 11. 10 г. | 0,03 |
Среднее значение | 0,018 |
Составили сводную таблицу.
Таблица 4. Результаты исследования, проведённого весовым методом
Кабинет | Средняя величина массы пыли на 1,5 кв. м |
Кабинет биологии | 0,048 |
Кабинет химии | 0,040 |
Кабинет начальных классов | 0,018 |
3.2. Определение относительной запыленности воздуха с использованием липких ловушек для пыли
Таблица 5. Сравнительные результаты подсчёта пылевых частиц
Дни исследования | Количество видимых в лупу частиц пыли | ||
Кабинет биологии | Кабинет русского языка | Кабинет начальных классов | |
15. 11. 10 г. | 10 | 7 | 4 |
16. 11. 10 г. | 7 | 9 | 4 |
17. 11. 10 г. | 10 | 8 | 11 |
18. 11. 10г. | 14 | 7 | 7 |
19. 11. 10 г. | 8 | 11 | 5 |
Среднее значение | 9,8 | 8,4 | 6,2 |
4. Анкетирование учащихся школы.
Для выяснения, знают ли учащиеся о значении сменной обуви в школе, влажной уборки, вредности пыли на организм человека учащимся с 7 по 10 класс были предложены следующие вопросы:
1. Нужна ли в школе сменная обувь? (приложение 1)
2. Нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель? (приложение 2)
3. Сколько раз делаете дома влажную уборку? (приложение 3)
4. Используете ли вы при влажной уборке специальные средства?
(приложение 4)
5. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? (приложение 5)
Итак, по диаграммам видно, что:
1) Большая часть учащихся школы считают не нужным смену обуви.
2) За проведение влажных уборок больше 1 раза в пять недель высказались лишь 18% опрошенных, остальные 72% считают достаточным «генералить» 1 раз в 5 недель и даже реже.
3) Большинство опрошенных учащихся делают влажную уборку дома не чаще 1 раза в неделю.
4) 44% опрошенных учащихся при влажной уборке использует специальные моющие средства.
5) 63% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего здоровья.
5. Заключение
Кабинеты, в которых проводились исследования, сходны по большинству условий. Они регулярно проветриваются, проводится ежедневная влажная уборка детьми и техническим персоналом школы. В кабинете биологии и русского языка занимаются учащиеся среднего и старшего звена, которые не всегда носят сменную обувь. Но результаты исследования показали, что пыли оседает на одинаковой площади поверхности больше в кабинете биологии. Это можно объяснить разным расположением кабинетов, удалением от источника пыли. Кабинет биологии находится на 1 этаже, и пыль, принесённая с улицы на обуви и оставленная в рекреации и коридорах 1 этажа, заносится в кабинет. Кабинет русского языка располагается на 3 этаже, и большая часть пыли остаётся на лестницах и в коридорах, когда учащиеся поднимаются в кабинет. Кабинет начальных классов находится на 2 этаже, но по результатам исследований он самый чистый. Ученики начальной школы имеют сменную обувь, и на обуви в класс заносят минимальное количество пыли.
Проводя исследования, мы выяснили, что эффективнее использовать весовой метод, так как подсчёт видимых в лупу частиц пыли не даёт полного представления об общей запылённости помещения и требует много времени.
Также мы выяснили, что пыль наносит огромный вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека .
Анкетирование учащихся школы выявило тот факт, что большинство из них не знают о том, как пыль влияет на их здоровье.
Таким образом, проведённые исследования показали, насколько важно школьникам переобуваться, приходя в школу, особенно в дождливую погоду,
Литература
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.
2. Канарев Ф.М. « Охрана труда» - М.: «Академия», 2004г.
3. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды.
Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.
4. Скуднова Г. Экология жилища и здоровье человека.- М.: «Пантера», 2001г.
5. Хоружая Т.А. Физиологические основы здорового образа жизни.
Методическое пособие. –М.: Просвещение, 2005г.
Слайд 1
Оценка степени запыленности кабинетов МБОУ СОШ № 15 города КузнецкаСлайд 2
Цель исследования дать оценку степени запыленности школьного пространства определить условия, влияющие на степень запыленности.
Слайд 3
Задачи исследования изучить литературу по данному вопросу, познакомиться со свойствами пыли, ее влиянием на организм человека, освоить методики определения запыленности, исследовать состояние воздуха в помещениях школы, выяснить, знают ли учащиеся о важности сменной обуви, значении влажных уборок и вредном влиянии пыли на организм человека.
Слайд 4
Научная гипотеза ношение сменной обуви в школе уменьшает степень запыленности в ней.
Слайд 5
Источники пыли Разрушение материалов дома (дерево, металл, текстиль) Разрушение материалов на улице (асфальт, цемент, дерево, почва) Волосы, частички кожи человека Шерсть и частички эпидермиса животных
Слайд 6
Состав пыли Частички кожи человека Песок и жир Пыльца растений дрожжи грибы Шерсть домашних животных
Слайд 8
Определение степени запылённости помещения весовым методом 1. Подготовить одинаковые по массе (3 г) ватные шарики, используя лабораторные весы 2. Подготовить в исследуемом помещении поверхность для сбора пыли и определить её площадь. 3. Ежедневно после 6-го урока с помощью ватных шариков собирать накопившуюся пыль и определять с помощью весов массу накопившейся пыли ( m пыли). 4. Рассчитать массу пыли, накопившуюся за учебный день в каждом кабинете на 1 кв. м: m пыли М = ------------------------------------- ------ х 1000 S иссл. поверхности
Слайд 10
Определение относительной запыленности воздуха с использованием липких ловушек для пыли Приготовить оборудование: ловушки с липкой поверхностью – картонный прямоугольник (15х15 см) с круглым отверстием в центре (диаметр 4 см), заклеенным липкой лентой, лупа. Выбрать для исследования участки помещения, укрепить ловушки на высоте 1,5 м от пола на выбранных участках. С помощью лупы подсчитать количество пылевых частиц, попавших в каждую ловушку за 30 мин. Результаты занести в таблицу. Сравнить данные, определить места с наибольшей и наименьшей загрязненностью.
Слайд 11
КАБИНЕТ БИОЛОГИИ Дни Масса пыли на исследуемой поверхности (г) 15.11.10г. 0.05 16.11.10г. 0.03 17.11.10г. 0.05 18.11.10г. 0.04 19.11.10г. 0.07 Среднее значение 0.048
Слайд 12
Кабинет русского языка Дни Масса пыли на исследуемой поверхности (г) 15.11.10г. 0.03 16.11.10г. 0.03 17.11.10г. 0.04 18.11.10г. 0.05 19.11.10г. 0.05 Среднее значение 0.04
Слайд 13
Кабинет начальных классов Дни Масса пыли на исследуемой поверхности (г) 15.11.10г. 0.01 16.11.10г. 0.02 17.11.10г. 0.02 18.11.10г. 0.01 19.11.10г. 0.03 Среднее значение 0.018
Слайд 14
Результаты исследования, проведенного весовым методом КАБИНЕТ Ср.величина m пыли на 1.5 кв.м Биология 0.048 Русский язык 0.040 Начальные классы 0.018
Слайд 15
Кабинет биологии 1 этаж
Слайд 16
Кабинет начального класса 2 этаж
Слайд 17
Кабинет русского языка 3 этаж
Слайд 18
Сравнительные результаты подсчета пылевых частиц Дни исследова- ния Кол-во видимых в лупу частиц Биология Русский язык Нач.класс 15.11.10г. 10 7 4 16.11.10г. 7 9 4 17.11.10г. 10 8 11 18.11.10г. 14 7 7 19.11.10г. 8 11 5 Ср.знач. 9.8 8.4 6.2
Слайд 19
Как вы считаете, нужна ли в школе сменная обувь?
Слайд 20
Как вы считаете, нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель?
Слайд 21
Сколько раз вы делаете дома влажную уборку?
Слайд 22
Используете ли вы при влажной уборке специальные моющие средства?
Слайд 23
Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм?
Слайд 24
Выводы В результате выполнения работы выяснили: пыли оседает на одинаковой площади поверхности больше в кабинете биологии. Это можно объяснить разным расположением кабинетов, удалением от источника пыли Проводя исследования, мы выяснили, что эффективнее использовать весовой метод, так как подсчет видимых в лупу частиц пыли не дает полного представления об общей запыленности помещения и требует много времени.
Слайд 25
Также мы выяснили, что пыль наносит огромный вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека при длительном контакте. Анкетирование учащихся выявило тот факт, что большинство из них не знают о том, как пыль влияет на их здоровье.
Слайд 26
Таким образом, проведенные исследования показали, насколько важно школьникам переобуваться, приходя в школу, особенно в дождливую погоду
Музыка космоса
Хризантема и Луковица
Как напиться обезьяне?
Сказка "Узнай-зеркала"
Выбери путь