Влияние занятий по пожарно-прикладному спорту на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся образовательного учреждения.
Основной задачей проекта является привлечение большого количества юношей к систематическим занятиям по пожарным и военно-прикладным видам спорта. Поддержание у них физической формы, укреплению здоровья и содействие всесторонне-гармоническому развитию личности.
Вложение | Размер |
---|---|
pps_1.doc | 597 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51 г. Томска
Номинация - Я и спорт
Тема: Влияние занятий по пожарно-прикладному спорту на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся
образовательного учреждения
Выполнил:
Ученик 9 б класса МАОУ СОШ № 51
Гуков Данила Владимирович
Руководитель:
Преподаватель-организатор
ОБЖ МАОУ СОШ № 51
Останко Леонид Павлович
Томск 2013
Оглавление
2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и пожарного - прикладного
спорта в России…………………………………………………………………………… 4
3. Пожарно-прикладной спорт среди ДЮПов школ города Томска…………………. 6
4. Прогнозируемый результат ………………………………………………….…….… 12
5. Список литературы …………………………………….…………………….………. 13
Ныне проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовного преследования. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам и другим силовым структурам, воинская честь и достоинство утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе одной из приоритетных, что указано и в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основной школы. Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.
Новизна данного проекта состоит в овладении базовой подготовкой по пожарно-прикладным видам спорта на уроках дополнительного образования. Реализация данного проекта позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области пожарно-спасательного спорта. Выработать необходимые умения безопасного поведения в повседневной жизни при угрозе пожарной и другой опасности.
Актуальность данного проекта состоит в овладении базовой подготовкой по пожарно-прикладным видам спорта обучающихся образовательных учреждений за счет популяризации и пропаганды здорового образа жизни. С увлечением, участвуя в пожарно-прикладных играх, у школьников воспитываются положительные морально-волевые качества, они получают хорошую физическую подготовку, приобретают знания и умения, необходимые будущим гражданам, воинам. Приобщаются к славным боевым традициям русского народа, к его историческому и культурному прошлому.
Целью данного проекта считаю - популяризация пожарно-прикладного спорта в образовательном учреждении. Подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Очень важным компонентом гражданско-патриотического воспитания считаю внеурочную деятельность.
Основные задачи внеурочной работы:
- углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках в школе;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся.
Формы внеурочной работы:
1. Кружки по военно-технической, пожарно-технической и профессиональной подготовке;
2. Секции по прикладным видам спорта (пожарно-прикладной спорт и др.).
3. Тематические викторины, КВН.
4. Смотры конкурсы («Лучший пожарный и др.).
5. Спортивные мероприятия прикладной направленности: по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; эстафеты по пожарно-прикладным видам спорта; и др.
Основной задачей проекта является привлечение большого количества юношей к систематическим занятиям по пожарным и военно-прикладным видам спорта. Поддержание у них физической формы, укреплению здоровья и содействие всесторонне-гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей школе организован специальный кружок «Дружина юных пожарных».
2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и пожарно-прикладного спорта в России.
В дореволюционной России ежегодно происходили пожары, наносившие убытки в сотни миллионов рублей. Некоторые города и села горели по несколько раз. Даже в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, где осуществлялись противопожарные меры, часто происходили большие пожары. Ежегодно они уносили тысячи человеческих жизней. Причиной частых и опустошительных пожаров являлась экономическая отсталость России. Во всех районах страны, за исключением южных, в городах и деревнях преобладали деревянные строения, крытые соломой, берестой, дранкой или тесом. Не было необходимых разрывов между зданиями, поэтому пожар, возникший в одном доме, беспрепятственно распространялся на другие строения и уничтожал их. Вплоть до XV в. не существовало каких-либо организованных форм борьбы с пожарами. Однако бедствия и жертвы, приносимые пожарами, заставили правителей Московского княжества принять меры для защиты городов от огня. В 1434 г. издаются княжеские указы о введении противопожарных правил. Населению разъяснялись правила пользования огнем. В последующих законодательных актах было обращено внимание не столько на меры предупреждения и тушения возникающих пожаров, сколько на суровое наказание за поджоги. В 1571 г. полицейское управление издает распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участия в его тушении. В 1689 г. Петр I издает указ о привлечении войск к тушению пожаров в Москве, а в 1718 г. в войсках были выделены воинские пожарные команды под руководством офицеров. В 1763 г. в Москве и Петербурге при полицейских участках создаются особые отделения — “пожарные конторы”, а при главной петербургской полиции учреждается пожарная команда. 24 июля 1803 г. в Петербурге впервые в России была организована профессиональная пожарная охрана, находившаяся в подчинении полиции. Жители столицы освободились от необходимости выделять ночных сторожей, содержать пожарных работников и освещать улицы. В 1812 г. в Москве и Петербурге учреждаются пожарные депо с мастерскими, которые должны были изготавливать пожарный инструмент для всех губерний. Война с Наполеоном несколько затормозила организацию пожарных депо и мастерских в других городах России. Но в 1823 г. такие пожарные депо были все-таки открыты
В конце XIX в. широкое развитие получили добровольные пожарные организации, что привело к созданию в 1893 г. Всероссийского добровольного пожарного общества. В 1896—1897 гг. были утверждены устав добровольных пожарных обществ и устав сельских пожарных дружин. Добровольные пожарные организации оказывали большую помощь профессиональным командам. Однако царское правительство уделяло мало внимания развитию пожарной охраны и ее оснащению. Прогрессивные деятели пожарной охраны вносили ряд ценных предложений, направленных на улучшение пожарного дела в России, но эти предложения не получали практического воплощения. Меры, принимавшиеся царским правительством по борьбе с пожарами, распространялись только на крупные города. Как правило, во главе пожарных организаций стояли представители зажиточных слоев населения, что накладывало соответствующий отпечаток на деятельность этих обществ. По уровню технической оснащенности и подготовки личного состава пожарной охраны Россия продолжала отставать от развитых капиталистических стран. Но несмотря на экономическую отсталость страны, талантливые русские ученые и инженеры искали и находили объяснение процессам горения, разрабатывали противопожарные мероприятия, изыскивали эффективные огнегасительные средства и способы тушения пожаров, изобретали новые средства пожаротушения.
17 апреля 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет “Об организации государственных мер борьбы с огнем”. Дату подписания этого декрета работники пожарной охраны нашей страны отмечают как день организации советской пожарной охраны. В декрете определены принципиальные задачи пожарной охраны, указаны основные направления в работе. Определены принципы создания и развития профессиональных и добровольных пожарных организаций, улучшение условий быта пожарных работников, привлечение широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров, подготовка кадров, осуществление контроля над производством предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нового пожарного инструмента и техники, тушение возникающих пожаров.
Сразу после создания Государственной противопожарной службы в советский период истории России в систему подготовки пожарных включались различные упражнения, такие как преодоление препятствий, подъем на этажи здания по наружной стене с помощью штурмовой лестницы, легкая атлетика и другие.
Только в 1937 г. было принято решение о проведении первых соревнований пожарной охраны НКВД по прикладным видам спорта.
В 1939 и 1940 г.г. проводились всесоюзные заочные соревнования по специально объявленной программе. В 1941 году началась великая Отечественная война, внесшая свои коррективы.
К началу Великой Отечественной войны пожарная охрана СССР была полностью технически оснащена. Пожарная охрана являлась противопожарной службой местной противовоздушной обороны.
В 1945 г. были впервые разработаны правила соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Несколько отличалось от современных требований снаряжение и обмундирование спортсменов. Лестница штурмовая весила не менее 10 кг, 3-х коленная выдвижная лестница была деревянной весом 64 кг, рукава не менее 5 кг. Участники соревнований на старт выходили в стандартной боевой одежде, кирзовых сапогах, надевался спасательный пояс, на котором крепились топор, карабин и рукавицы и обязательным элементом была каска военного образца. Спортсменам в то время не разрешалось использовать облегченное оборудование и снаряжение.
В 1956 г. были введены новые типовые штаты частей военизированной пожарной охраны (ВПО) городов и объектов, предусмотрено создание новой службы - пожарно-испытательных станций. Появились новые формы участия общественности в борьбе с огнем — внештатные пожарные инспектора, пожарно-технические комиссии на объектах, общественные уполномоченные по пожарной охране жилых домов, добровольные дружины юных пожарных и т. п. Все это создает необходимые условия для дальнейшего укрепления пожарной безопасности народного хозяйства. Большой вклад в изучение процессов предупреждения и тушения пожаров внесли профессора и преподаватели факультета инженеров противопожарной техники и безопасности, пожарно-технических училищ. Создано много учебных пособий по пожарной профилактике, тактике и технике.
В 1963 году пожарно-прикладной спорт был включен в единую спортивную классификацию, а в 1964 г. создана Федерация пожарно-прикладного спорта СССР.
На сегодняшний день в соревнованиях по пожарно - прикладному спорту включены следующие виды дисциплин:
- подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни,
- преодоление 100-метровой полосы препятствий, пожарная эстафета с тушением горящей жидкости,
- боевое развертывание-тушение условного пожара.
- эстафета 4х100 м.
Каждый из видов многоборья в пожарно-прикладном спорте непосредственно связан с выполнением упражнений, содержащих реальные элементы боевой подготовки пожарных, а технические средства, используемые спортсменами, взяты из арсенала пожарно-технического вооружения.
Пожарно-прикладной спорт или пожарно-спасательный спорт (ППС, ПСС) — вид спорта: соревнования (как в индивидуальном, так и в командном зачёте) по приёмам, применяемым при пожаротушении.
Участники во время соревнований носят костюм (боевую одежду) пожарных. Соревнования по пожарно-прикладному спорту включают преодоление препятствий (в том числе в специально построенных макетах домов), подъём по пожарной лестнице, пользование вооружением (разворачивание пожарного рукава и т. п.).
Пожарно-прикладной спорт появился в СССР, первые соревнования по нему были проведены в 1937 г. в пожарной охране НКВД СССР. Однако развитие ППС как вида спорта началось лишь в 1960-е годы: в 1963 году ППС был включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В следующем году была создана Федерация ППС, с 1965 года проводились чемпионаты Союза, а с 1968 — международные соревнования с участием команд из стран социалистического блока, а затем и из некоторых других государств. К 1974 году ППС в СССР уже занималось около 1 миллиона человек.
В настоящее время проводятся регулярные соревнования по ППС (ПСС), включая чемпионаты мира и чемпионаты Европы. Соревнования организуются Международной спортивной федерацией пожарных и спасателей. VII чемпионат мира прошёл в Котбусе, Германия, в сентябре 2011 г. Первые международные соревнования среди юниоров проводились 7−9 августа 2010 года в Казани. Следующий международный юношеский конкурс был проведен в 2011 году в Санкт-Петербурге.
Пожарно-прикладной спорт в нашей школе стал развиваться с 1996 года, кода в школу пришел подполковник запаса Останко Леонид Павлович. Команда школы ежегодно становилась призером городского финала и неоднократно была победителем.
Я заинтересовался данным видом спорта еще в 4 классе, когда в команде выступал мой брат. По исполнении 12 лет я сам стал выступать, и вот решил подготовить дидактический материал по подготовке ДЮПа к ППС, считаю это объективная ситуация. Посмотрев данную презентацию, команда имеет представление о соревнованиях по ППС, что намного облегчает ее подготовку, так как участники уже знают, что включает в себя то или иное упражнение.
3. Пожарно-прикладной спорт среди ДЮПов школ г. Томска.
Участники: юноши 13-14 лет (3 человека); юноши 15-16 лет (3 человека)
Основные упражнения
Условия выполнения упражнений
3.1. Выполнение упражнения «Боевое развертывание» (выполняет вся команда)
Перед выполнением упражнения команда укладывает пожарные рукава, разветвление, стволы на расстоянии 10 метров от задней оси автоцистерны на специальном помосте или в специально обозначенном квадрате 2×2 м. Полугайки не соединяются. На расстоянии 50 метров от места укладки оборудования устанавливаются 2 мишени. Линия финиша для позиции ствольщиков на поражение мишени водой из стволов отводится на расстояния 5 метров от мишеней в сторону пожарной автоцистерны. По команде «на старт» участники (6 человек) выстраиваются у заднего колеса автоцистерны.
По команде «марш» участники соединяют между собой рукавные линии, подключают магистральную рукавную линию к патрубку насоса пожарной машины, присоединяют стволы и разворачивают рукава в направлении мишеней, затем заполняют обе мишени до срабатывания сигнального устройства.
Время команды засчитывается после срабатывания сигнала на обеих мишенях.
Для выполнения упражнения команда обеспечивается из ПЧ районов г. Томска комплектом боевых рукавов: диаметром 77 мм – 2 шт., диаметром 51 мм – 2 шт.; разветвление трехходовое – 1 шт. или «двойник»; стволы пожарные ручные РСК-50 – 2 шт.
Двигатель автоцистерны должен работать до подачи команды «на старт», вода из насоса не сливается. До начала соревнований судейская бригада, совместно с представителями команд отбирают 4 пожарных ствола для всех команд (2 на выбор). Если результаты одинаковы, преимущество отдается команде, показавшей лучший результат в первой попытке, если эти результаты одинаковы – стартовавшей ранее.
При условии выполнения упражнения в неблагоприятных погодных условиях либо при наличии каких-либо других объективных причин, способных повлиять на безопасность и здоровье участников, упражнение может выполняться каждым участником по одной попытке. Решение принимается путем открытого голосования, в голосовании принимают участие представители команд (по одному из каждой команды), главный судья соревнований (заместитель главного судьи) либо лицо его представляющее. При равенстве голосов, право решающего голоса имеет главный судья соревнований либо заместитель главного судьи. Решение голосования фиксируется в протоколе соревнований.
3. 2. Выполнение упражнения «Подъем по штурмовой лестнице».
Упражнение выполняется: юноши 13-14 лет (3 человека) бегут без лестницы;
Юноши 15-16 лет (3 человека) бегут с лестницей.
Соревнование по штурмовой лестнице на этажи учебной башни проводится в следующей последовательности:
Участник становится перед линией старта, не наступая на нее. По сигналу стартера участник младшей группы стартует и поднимается по штурмовой лестнице (средняя группа стартует с лестницей, устанавливает ее, поднимается) на этажи учебной башни любым способом, не мешая участникам на других дорожках.
Контрольное время фиксируется после касания пола внутри башни обеими ногами.
Упражнение выполняется каждым участником по две попытки, в зачет идет лучшее время.
В случае равенства результатов у двух и более участников, преимущество отдается спортсмену, имеющему лучшую сумму времени 2-х попыток. Если результаты одинаковы, лучшее место присуждается спортсмену, показавшему лучший результат в первой попытке, если эти результаты одинаковы – стартовавшему ранее.
При условии выполнения упражнения в неблагоприятных погодных условиях либо при наличии каких-либо других объективных причин, способных повлиять на безопасность и здоровье участников, упражнение может выполняться каждым участником по одной попытке. Решение принимается путем открытого голосования, в голосовании принимают участие представители команд (по одному из каждой команды), главный судья соревнований (заместитель главного судьи) либо лицо его представляющее. При равенстве голосов, право решающего голоса имеет главный судья соревнований либо заместитель главного судьи. Решение голосования фиксируется в протоколе соревнований.
3.3. Выполнение упражнения «Преодоление стометровой полосы с препятствиями»
(младшая группа-3 человека; средняя-3 человека)
Соревнования по преодолению стометровой полосы с препятствиями проводится в следующей последовательности:
Упражнение выполняется каждым участником по две попытки, в зачет идет лучшее время. В случае равенства результатов у двух и более участников, преимущество отдается спортсмену, имеющему лучшую сумму времени 2-х попыток. Если результаты одинаковы, лучшее место присуждается спортсмену, показавшему лучший результат в первой попытке, если эти результаты одинаковы – стартовавшему ранее.
При условии выполнения упражнения в неблагоприятных погодных условиях либо при наличии каких-либо других объективных причин, способных повлиять на безопасность и здоровье участников, упражнение может выполняться каждым участником по одной попытке. Решение принимается путем открытого голосования, в голосовании принимают участие представители команд (по одному из каждой команды), главный судья соревнований (заместитель главного судьи) либо лицо его представляющее. При равенстве голосов, право решающего голоса имеет главный судья соревнований либо заместитель главного судьи. Решение голосования фиксируется в протоколе соревнований.
3. 4. Выполнение упражнения «Пожарная эстафета 4×100 м»
Участник со стволом стоит перед линией старта. По исполнительной команде или сигналу стартера участник стартует, на последующих этапах стартует после принятия эстафеты без команды, путем передачи в 20-метровой зоне передачи.
1 этап: участник, подбежав к «домику» при помощи лестницы-палки поднимается на крышу, передвигается по ней и прыгает на площадку домика, затем на беговую дорожку за ограничительную линию. При приземлении до ограничительной линии участник обязан вернуться и вновь преодолеть «домик».
Для юношей всех возрастных групп лестница – палка установлена у домика.
2 этап: участник, приняв эстафету, преодолевает забор без упора ногами о стойки или откосу забора.
В момент приземления участника после преодоления забора поджигается горючая жидкость в противне.
3 этап: участник, приняв ствол, подбегает к рукавам, берет их и преодолевает бревно (бум), затем подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее.
Рукава переносятся любым способом. Смыкание рукавов между собой и со стволом разрешается производить на месте и в движении на дистанции. Ствол к рукаву присоединяется до «линии отмыкания» и отсоединяется за ней.
При соскоке с бревна на землю до ограничительной линии участник обязан вернуться и вновь преодолеть бревно.
4 этап: участник, приняв эстафету, подбегает к огнетушителю, берет его,
подносит к противню и тушит горящую жидкость. Оставляя огнетушитель (в том числе раструб) в противне после ликвидации горения жидкости запрещается.
Экипировка участника на 4-м этапе – костюм защитный (кроме синтетического материала), каска с забралом, краги (перчатки). Тушение противня осуществляется с опущенным забралом, в противном случае результат команде не засчитывается.
При несрабатывании огнетушителя, участник самостоятельно берет резервный огнетушитель и осуществляет тушение. Только при не срабатывании основного и резервного огнетушителя команде разрешается выполнить 2-ю попытку.
Для тушения горящей жидкости в противне применяются порошковые огнетушители. Состав горящей жидкости: на 20 литров воды – керосин 2 литра, бензин 0,25 литра
4. Прогнозируемый результат
Таким образом, при подготовке данной информации я руководствовался школьным планом «Подготовка юных патриотов России», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012-2020 годы», авторской программой «Дружины юных пожарных» (Останко Л.П.), учебником ОБЖ, фото -видеоматериалом при проведении ППС и провел опрос (анонимный) учеников перед просмотром и после просмотра, через три-четыре дня по следующим вопросам:
- да
- нет
- что-то об этом слышал
2. Занимаются ли в нашей школе ученики пожарно-прикладным спортом (ППС)?
- да
- нет
- что-то об этом слышал
- да
- нет
- сомневаюсь
- достаточную двигательную активность
- силу, ловкость, выносливость
- ничего не дает
До презентации:
После презентации:
В анкетировании приняли участие ученики 6-10 классов в количестве 123 человека.
В заключении хотелось бы отметить, что после презентации у учеников появился интерес к ППС. Команда стала интенсивнее готовиться, используя полученную информацию.
Одеяльце
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Снежный всадник
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Мороз и заяц