Целью данной работы является исследование происхождения названия села Хогот, как отображение особенностей географического объекта, истории, языковой культуры и традиций его жителей.
В рамках поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
- сбор сведений о происхождении названия села Хогот;
- поиск действительных причин возникновения названия села, выяснение смыслового значения названия, установление их правильного названия и произношения, в связи бурятских и русских названий.
Гипотеза: любое географическое название достоверно свидетельствует об истории, об особенностях ландшафта данной местности, о древнем расселении народа.
Объект исследования: происхождение названия села Хогот.
Предмет исследования: смысловые значения происхождения названия села Хогот.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 28.18 КБ |
Введение
Каждый человек, кем бы он ни был, где бы он ни находился, должен знать историю своей родины, своего края, своего города, села, деревни. Знания истории, прошлого, играют большую роль в воспитании чувства патриотизма и причастности каждого к судьбе своего народа; в познании законов и перспективы развития общества, поэтому в настоящее время уделяется немалое внимание как изучению истории в целом, так и отдельных регионов, районов, городов и даже села.
История села Хогот интересная и богатая: известная своими людьми, которых, по праву можно считать патриотами своей Родины. Среди них есть почетные жители села, района и округа, ветераны Великой Отечественной войны, воины, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане, Чечне и простые люди, не имеющие званий, но прославляющие село добрыми делами. Они представляют большую ценность для нынешних и будущих поколений, у которых есть чему учиться и чем гордиться.
Целью данной работы является исследование происхождения названия села Хогот, как отображение особенностей географического объекта, истории, языковой культуры и традиций его жителей.
В рамках поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
- сбор сведений о происхождении названия села Хогот;
- поиск действительных причин возникновения названия села, выяснение смыслового значения названия, установление их правильного названия и произношения, в связи бурятских и русских названий.
Гипотеза: любое географическое название достоверно свидетельствует об истории, об особенностях ландшафта данной местности, о древнем расселении народа.
Объект исследования: происхождение названия села Хогот.
Предмет исследования: смысловые значения происхождения названия села Хогот.
Топонимика села Хогот
Топонимика - интереснейшая наука. Вспоминая свое детство, писатель К.Г. Паустовский рассказывал, что он любил рассматривать географические карты, "изучая течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… повторял как стихи звучные названия Югорский Шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры". Действительно, звучание таких названий будоражит воображение людей, вызывает представление о чем-то далеком и таинственном. В результате многовекового изучения географических названий сформировалась топонимика - специальная наука, занимающаяся исследованием их происхождения, смыслового значения, развития и использования.
Как много в России мелких поселений с причудливыми и даже смешными названиями! Имена селам и деревням обычно давали сами люди, по названиям каких то географических объектов, по фамилиям, часто встречающимся в этом поселении, каким то историческим событиям и т.д. Часто названия поселений говорят сами за себя. Иногда чтобы докопаться до правды об их происхождении приходится приложить немало усилий, а в некоторых случаях добиться достоверных фактов невозможно.
Интересно название и моего села.
Село Хогот находится в северной части Баяндаевского района Иркутской области.
Первыми поселенцами села Хогот были эхириты. Первоначальное ядро эхиритов занимало довольно большую территорию, это территории современного Качугского, Баяндаевского и Эхирит – Булагатского районов. В последующий период в связи со столкновениями с эвенками из-за охотничьих угодий, частой засухой, началось движение на свободные территории. Одни оказались на Ольхоне, другие в Баргузине и в дельте р. Селенги.
Родоначальник эхирит - Зонхи. По версии, записанной Н.И. Алтаевым, Зонхи имел 4-х сыновей: Алагтай, Хэнгэлдэр, Шоно, Хуудаг.
Алагтай был женат на девушке из рода Сэгээнуут, её звали Абазай. Они поселились на территории горного Алтая и оттуда кочевали с одного места на другое, постепенно добрались до Восточной Сибири и окончательно обосновались на реке Лене.
Алагтай после рождения третьего ребенка был убит в межплеменных столкновениях. Братья Алагтая Хэлдэнгэр, Шоно, Хуудаг после его смерти начали притеснять Абазай, старались отнять у нее детей, имущество и стадо. Тогда Абазай вынуждена была перебраться с детьми и имуществом к своим сэгээнутам.
Шло время. Дети выросли, стали ходить на охоту вместе с матерью. Впоследствии они стали меткими стрелками, охотниками, самостоятельно добывали дичь. За это родственники стали ненавидеть их, завидовать. Для них дети стали пришельцами, чужаками. Абазай поняла, что на родине отца не проживет, и была вынуждена вернуться в род мужа. С потомков Абазая начинается родословная семей, проживавших в селе Хогот.
Название «Хогот» происходит от бурятского hogooto (дословно — место, где водятся маралы, изюбри) или от названия травы «hогооборн», растущей на кочках.
Имеется и третья версия происхождения названия села Хогот — слово означает «вешки», «верстовые столбы».
Хогот в простонародии называли «Уртоо» т.е. стоянка для отдыха ямщиков, их коней при проезде по Якутскому тракту.
По версии, записанной со слов жителей села Хогот, наше село изначально существовало, как небольшая стоянка в период отдыха ямщиков.
Село было перевалочным пунктом, по которому проходили этапы заключенных. Здесь побывали остатки армии Колчака, пленные японцы. Проездом был революционер Михаил Фрунзе, а Нестор Каландаришвили останавливался здесь с отрядом красноармейцев.
В Хоготе были постоялый двор с конюшней, избы для ночевки, пересыльная тюрьма, военные казармы, почта. От тюрьмы сейчас остались только частоколы. Появление промышленных людей, священников привело к увеличению численности населения села.
Во второй половине XVIII века возрастает интерес к Байкалу. Хогот все более приобретал черты центра для близ расположенных улусов. В конце XIX века жители улуса Хогот под давлением сложившихся экономико-политических условий были вынуждены отказаться от привычного уклада жизни. Начавшаяся интенсивная русификация на окраинах царской России стала ломать коренной быт не только бурят, но и якутов, эвенков, тувинцев и других народов. Рядом с бурятскими улусами стали появляться русские, белорусские поселения, населенными выходцами с Белоруссии и из центральной России. Например, на Хоготовских родовых землях стали возникать такие земли, как Воронцовка, Бойцы. Для развития этих деревень отводились земли, урезанные от поместий хоготовцев. Соседство с русскими, белорусскими поселениями имело и свои плюсы, так как буряты Хогота и улусов стали осваивать новое для себя дело – земледелие.
Заключение
С древнейших времен и по настоящее время в культурах всех народов названия играли и продолжают играть роль этнокультурных и языковых символов. Названия мест проживания людей (топонимы) есть суть продукта многовекового развития культур разных народов, результат их встреч на перекрестках истории. История топонимов заключает в себе языковое и культурное многообразие жизни народов. Дело в том, что топонимы (географические названия) сохраняют комплексную информацию, накопившуюся в них за все время их существования. Важный информационный компонент у названий – исторический.
Географические названия вызывают глубочайший интерес не только у ученых, но и у каждого любознательного человека. Совокупность географических названий, или топонимия, - народное творчество, создаваемое веками. Географические названия возникали в конкретных исторических условиях, их происхождение тесно связано с общественной жизнью и языками народов, населяющих те или иные местности. Анализ топонимов села Хогот позволяет сделать следующие выводы:
1. В топонимии села Хогот наблюдаются географические названия как русского, так и бурятского происхождения
2. В названии села Хогот отражены два принципа номинации: а) собственное свойство объекта (вторая версия названия села) б) отношение к другим объектам (третья версия названия села).
Все сказанное позволяет считать исторические названия памятником духовной культуры народа, и, как всякий другой памятник такого рода, он подлежит социально-правовой охране, является объектом экологии культуры.
Источники и литература
Материалы архива
1.Государственный архив Усть– Ордынского округа (ГАУОО) Оп.3.Д.11л.3.
2. Устные беседы, воспоминания старожилов села, ветеранов тыла и труда, материалы из личного архива Ангаровой Л.О., Огневой Н.Г., Алтаева Н.А.
Статистический сборник
1.Домовая книга Хоготовской сельской администрации. С. 4
Периодическая печать
1.Восточно - Сибирская правда- 2008. 12 августа
2.СМ – номер один .2004.11 июня
Исследования
1.Байкальская сторона: Книга о родном крае.- Иркутск, 1998. Вып.1.- 288с.
2.История Сибири.- Ленинград: Наука. 1968. – Т.1.- 453с.; т.2.- 538с.
3.Рабецкая З.И Иркутское краеведение: Учебное пособие.- Иркутск: «Символ», 2004г.
4.Разбуженная степь: Сб., посвященный 50-летию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.- Иркутск, 1998.- 207с.
5.Тархаманов Е.Е., Демешек Л.М., Санжиева Т.Е.история Усть- Ордынского Бурятского автономного округа: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.- Улан- Удэ: издательство Бурятского государственного университета, 2003.
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Красочные картины Джастина Геффри