Исследование влияния музыки на здоровье и учебу школьников
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_nam_pesnya_uchitsya_i_zhit_pomogaet.docx | 27.47 КБ |
Исследование влияния музыки на здоровье и учебу школьников
Каждый день мы слушаем музыку: дома, на улице, в школе. Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует — становится навязчивой, порой поднимает настроение или навевает грусть. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект.
Придя домой после школы, многие из моих одноклассников сразу включают музыку. Под нее они кушают, отдыхают, делают уроки. Мои друзья хотели бы, чтобы и в школе их тоже сопровождала любимая музыка. Однако, по мнению учителей, музыка отвлекает, не дает сосредоточиться на выполнении упражнения, решении задачи. Интересно, кто прав? Я задалась вопросом: помогает ли музыка в учебе, оказывает ли она влияние на здоровье.
Тема моей работы «Нам песня учиться и жить помогает?»
Я выдвинула гипотезу: возможно, музыка оказывает положительное влияние на здоровье и учебу школьников.
Цель работы: исследовать влияние музыки на здоровье и учебу школьников.
Задачи:
Методы исследования:
- анкетирование,
- интервьюирование,
- эксперимент,
- изучение литературы по теме работы,
- сравнительный анализ результатов.
На первом этапе своей работы я поставила перед собой задачу:
1. Изучить музыкальные пристрастия современной молодежи.
Чтобы изучить музыкальные пристрастия современных подростков, я провела анкетирование среди обучающихся 7-8 классов и составила рейтинг самых популярных среди молодежи групп и исполнителей.
Рейтинг:
- Жека Кто там? (рэп) – 27 %
- Kavabanga (рэп) – 23 %
- Три кита (рэп) – 23 %
- Гамора (рэп) – 18 %
Так же я выяснила, что подростки в среднем слушают музыку достаточно громко, примерно 4 часа в день, в том числе при выполнении домашнего задания. Нам песня учиться и жить помогает?
А что по этому поводу думают авторитетные специалисты, психологи и медики.
На втором этапе работы моей задачей был анализ научной литературы по теме исследования.
Я познакомилась с трудами известных ученых. Они доказали, что музыка влияет на организм человека благотворно. При этом специалисты утверждают, что имеет значение не только стиль музыки, ритм и тональность, а и то, на каком музыкальном инструменте было исполнено произведение. Звучание каждого музыкального инструмента оказывает влияние на определённую систему организма человека. К своему удивлению я узнала, что, например, игра на фортепиано помогает гармонизировать психику, нормализует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу. Звуки органа стимулируют мозговую деятельность, способствуют нормализации энергетических потоков в позвоночнике.
Струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель — нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, звучание этой группы инструментов вызывают у человека сострадание, готовность к самопожертвованию.
Духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лёгкие и бронхи. Благотворно влияют на кровообращение.
Ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.
Любая музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность. Способствует более чёткому и конкретному восприятию информации.
Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений
В Норвегии в середине 1980-х годов преподаватель Олав Скилле начал использовать музыку в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьезными физическими и умственными недостатками. Он разработал так называемую «музыкальую ванну» — специальную среду, где дети, как в воду, погружались в звук. Ученый сделал вывод, что современные оркестровки, народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряженность и успокаивать детей. При исследовании пациентов, страдающих от сильных судорог, исследователи обнаружили, что виброакустические упражнения способствовали большей подвижности спины, рук, бедер и ног пациентов.
Музыка влияет на температуру тела.
Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как мягкая музыка со слабовыраженными ритмами способна снизить ее. Музыка воздействует на кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхание. Музыка может повысить уровень эндорфина. Химические вещества, которые возникают в организме под воздействием радости и эмоционального богатства музыки, способствуют выработке в организме анестетиков и приводят к усилению иммунной функции.
Анализ научной литературы позволил мне сделать выводы о том, что:
- музыка влияет на психику человека; лечит, выражает ласку и печаль, веселье и серьезность; вызывает положительные и отрицательные эмоции; снимает утомление как физическое, так и умственное; позволяет раскрывать дополнительные резервы и возможности человека, помогает в достижении каких-либо целей; побуждает к творчеству и т.д.
Вывод: нам песня действительно жить помогает!
А как насчет учебы?
На третьем этапе своей работы я провела ряд экспериментов: на уроках (русский язык, алгебра, география, история) различные виды учебной деятельности (выполнение упражнений, решение задач, пересказ, работа с контурной картой) сопровождались различными музыкальными фрагментами. Мне было интересно узнать, какая же музыка наиболее эффективно влияет на результаты нашей учебы. Для этого были выбраны следующие музыкальные направления: классическая, народная, клубная музыка, рэп, хип-хоп, поп и маршевая музыка.
В ходе работы мои одноклассники, выполняя различные задания учителя, оценивали свои ощущения, работоспособность, настроение и заполняли специально разработанную карту наблюдений.
Карта наблюдений.
Показатели | Классическая музыка | Клубная музыка | Рэп | Хип-хоп | Маршевая музыка | Поп музыка | Народная музыка | |||||||
До | После | До | После | До | После | До | После | До | После | До | После | До | После | |
Пульс | ||||||||||||||
Давление | ||||||||||||||
Настроение (улучшилось, ухудшилось) | ||||||||||||||
Работоспособность (работать с музыкой легче или нет) | ||||||||||||||
Темп работы (высокий/низкий) |
Анализ карт показал:
За помощью мы обратились к заместителю главного врача городской поликлиники №2 Федотовой Нине Александровне. Она объяснила, что классическая музыка и марш – это «чужая музыка» для подростков, поэтому воздействует на них как раздражитель. А поп музыка и народная – более знакомые стили, поэтому они позволили нам успокоиться.
Полученные мною данные я решила соотнести с мнением учителей, которые проверили наши работы, выполненные в «экспериментальном режиме». Они отметили, что на работоспособность учеников положительное влияние оказала спокойная классическая музыка (50% ребят справились успешно с полученными заданиями). А наибольшее количество ошибок было совершено при прослушивании рэпа (90%), хип-хопа (86%), поп-музыки (95%).
Итак, по итогам проделанной работы мы сделали следующие выводы:
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась лишь частично. Музыка благотворно влияет на здоровье, настроение человека, но совместить учебу и постоянное прослушивание музыки невозможно. О результатах своей работы я рассказала одноклассникам. Надеюсь, что они прислушаются к моим рекомендациям!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«НАМ ПЕСНЯ УЧИТЬСЯ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ?»
Выполнила: Научный руководитель:
обучающаяся 7 «А» класса МОУ «СОШ №2» Савченко Анна Анатольевна,
Шишелова Милена учитель географии
г. Ухта
2013 г.
Сказка "Морозко"
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Неньютоновская жидкость
Акварель + трафарет = ?
Весенняя гроза