Доклад посвящен описанию инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей. Использование данных технологий способствует успешной реализации целей обучения данного предмета, а также обеспечению процесса формирования культуры делового общения у учащихся СПО в рамках их профессиональной подготовки.
Инновационные технологии в процессе формирования культуры делового общения студентов экономических специальностей при изучении иностранного языка
Доклад посвящен описанию инновационных технологий при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей. Использование данных технологий способствует успешной реализации целей обучения данного предмета, а также обеспечению процесса формирования культуры делового общения у учащихся СПО в рамках их профессиональной подготовки.
Введение
В настоящее время иностранный язык является неотъемлемой частью любой профессиональной сферы. Расширяется круг специалистов, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с иностранным языком (ИЯ). Являясь средством общения и приобретения, новых профессионально-значимых знаний, иностранный язык также необходим для дальнейшего совершенствования умений и навыков в соответствии с ценностными ориентациями представителей конкретной социально-профессиональной группы.
Профессиональное общение на иностранном языке способствует активному и целенаправленному использованию достижений науки и техники. В частности, специалистам экономических специальностей иностранный язык необходим, для изучения зарубежной деловой литературы и ее практического применения в соответствующей сфере деятельности. Практика показывает, что отсутствие языковых барьеров в общении с коллегами из других стран играет важную роль в профессиональном становлении специалистов и является одним из залогов успеха их дальнейшей карьеры.
Актуальность проблемы
В процессе работы над данной темой нами проведено исследование среди студентов колледжа экономических специальностей с 1 по 4 курс, которое позволило выявить следующие особенности их мотивационной структуры на этапе профессиональной подготовки:
1. Достаточно высока мотивация у первокурсников. В данном случае доминирует мотив достижения (у более 70 % опрошенных).
2. Мотивация к продолжению изучения ИЯ после окончания базового курса (т.е. 2 семестров) у большинства опрошенных резко снижается ввиду отсутствия к этому внешних и внутренних стимулов.
3. Среди респондентов выпускных курсов, только 10% мотивированы на продолжение изучения ИЯ как необходимого инструмента для дальнейшей успешной карьеры (при обучение вузе).
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос проблемы повышения мотивации к изучению иностранного языка на всем протяжении обучения в колледже для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
К решению данной проблемы необходимо подойти по-новому, поскольку в современных условиях устойчивого развития мировой интеграции на отечественном рынке востребованы специалисты со знанием одного, а подчас и двух иностранных языков. Ни для кого, ни секрет, что шансов преуспеть в жизни у такого специалиста намного больше.
Мы считаем, что одним из путей повышения интереса к изучению иностранного языка является реализация личностно-ориентированного подхода в обучении.
Личностно-ориентированный подход предполагает смещение акцентов с преподавания на учение, познавательную деятельность студента в соответствии с современной парадигмой образования: студент – источник информации – преподаватель.
При этом подходе студент выступает как полноправный участник процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнёрства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения.
Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения ИЯ необходимо предусмотреть следующие направления и условия:
Для достижения поставленной цели – повышения познавательного интереса к изучению ИЯ – по нашему мнению можно использовать следующие инновационные технологии:
Деловая (ролевая игра) - метод имитации принятия решений специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе - в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме.
Деловые игры могут применяться в качестве средства активного обучения на занятиях по английскому языку по темам: «На фирме». «Первые встречи с сотрудниками, первые контакты, договорённости». «Компании: структура, персонал». «Основные формы организации бизнеса». «Основные задачи и показатели работы фирмы (отдела), их оценка». «Расположение отделов, служб и служебных помещений». «Офис. Офисное оборудование».
Ролевые игры по темам: «Подготовка к деловой поездке за рубеж». «Путешествие». «Покупка (заказ) билетов». «Ориентация в городе». «Бронирование номера в гостинице». «Прибытие в страну». «В гостинице».
Дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике, например по теме: «Проблемы современной молодежи».
Круглый стол - один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Наиболее эффективно такой вид работы используется по теме: «Средства массовой информации: газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, Интернет».
Метод проектов - это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Он успешно реализуется по темам: «Современный менеджер (коммерсант, экономист, банкир), его место работы, круг профессиональных обязанностей». «Требования к специализации». «Взаимоотношения с коллегами».
Мозговой штурм: решение проблем компании с помощью SWOT анализа.
Занятие сконцентрировано на одной проблеме или вопросе. Ведущие ориентируют аудиторию на вопрос или проблему и факторы, способствующие или препятствующие ее решению. Далее присутствующие делятся на группы для обсуждения вопросов или проблем, затем собираются снова вместе для инициируемого ведущим обмена усовершенствованными мнениями по поводу решения проблем в ходе организуемой дискуссии. Мы предлагаем следующую проблему для обсуждения: «Специфика профессии». «Основные сведения профессиональной деятельности». «Ключевые аспекты сферы бизнеса, их основные особенности, факторы развития бизнеса:
Презентация продукции компании. Демонстрация: два или три участника представляют продукцию компании. Возможна демонстрация изложенного с помощью мультимедиа. Часть времени отводится на взаимодействие с аудиторией, ответы на вопросы. Этот вид инновационных технологий успешно реализуется по теме: «На международной выставке/ярмарке», что предусматривает осмотр ярмарки/выставки.
Портфолио студента. Инструмент самооценки познавательного, творческого труда студента, рефлексии его собственной деятельности. Самооценка представлена в виде рассуждения, аргументации, обоснования. В определенные сроки (по завершении темы, семестра) студент представляет свой портфолио, представляющий свидетельства его достижений в обучении. Структура портфолио предлагается преподавателем. На его презентации студент должен показать свое продвижение за определенные промежутки времени, доказать, что им приложено максимум усилий; проанализировать насколько его самооценка совпадает с оценкой преподавателя.
Современные информационные технологии- технологии, в которых компьютер и прикладные программы используются в качестве средства обучения, контроля знаний, источника современной информации.
Студенты и преподаватели используют:
а) мультимедийные программы для изучения тем курса; отработки фонетических и грамматических навыков (тренинги); контроля знаний.
б) Интернет для получения актуальной информации по изучаемым темам и развития навыка работы в глобальной информационной сети.
Тестирование - контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов).
Вывод
Использование активных форм и методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык», реализация предметных областей иностранного языка и экономики, педагогического сотрудничества, способствуют формированию предпринимательской культуры у будущих бизнесменов на уровне цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также успешной реализации требований к профессиональной подготовленности специалиста.
Личностно-ориентированный подход может быть реализован с помощью инновационных технологий, которые меняют процесс обучения ИЯ в целом, а это в свою очередь ведет к организации образовательного процесса на основе учета личностных, интеллектуальных, мотивационных и других особенностей студентов.
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Смекалка против Змея-Горыныча
Кто должен измениться?
Сказка на ночь про Снеговика