Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми , изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях , в архивах учащиеся нашего кружка получают наиболее конкретные и образные представления по истории, культуре, природы родного края, учатся понимать как история малой родины связана с историей страны. Проникаются чувством уважения и гордости за свою малую родину. А значит и за всю свою страну.
Вложение | Размер |
---|---|
buslaev_buslaeva_irina.docx | 33.42 КБ |
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «МОЙ МУЗЕЙ»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ «ИСТОРИЯ ОДНОГО МУЗЕЙНОГО ЭКСПОНАТА»
НАЗВАНИЕ МУЗЕЯ «РОДНИК»
ПРОФИЛЬ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФРУКТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АДРЕС ОУ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЛУХОВИЦКИЙ РАЙОН ПОСЁЛОК ФРУКТОВАЯ УЛИЦА МОЛОДЁЖНАЯ ДОМ 30
ТЕМА «КУРСАНТ ПОДОЛЬСКОГО УЧИЛИЩА БУСЛАЕВ ВИТАЛИЙ ФЕДОСЕЕВИЧ»
Автор: СОЛДАТОВ ДАНИЛА ЮРЬЕВИЧ 10 класс
Руководитель: СТРОКОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Учитель истории
Тел. 89032337577
2012 год
-1-
Основная тема моей исследовательской работы тесно связана с историей моего родного края и посвящена нашему земляку Буслаеву Виталию Федосеевичу, который находился на самой передовой линии обороны Москвы в 1941 году. Работа выполнена на основании печатных источников, которые хранятся в нашем школьном музее «Родник» (статья Л.Чудакова «Крепость» в «Комсомольской правде»17 декабря №289 1987 г. и статья Т.Зеваловой «Курсанта считали погибшим» в «Луховицких вестях»№ 142 от 18 ноября 2006 г.) . Эти экспонаты хранятся в разделе «Военная история нашего края» и располагаются в витрине №2. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9, 11 классах при изучении темы «Великая Отечественная война», на уроках обществознания в 7 классе при изучении темы «Защита Отечества», в 10 классе «Глобальные проблемы современности», на уроках краеведения, на классных часах и внеклассных мероприятиях
Цель:
-изучить военный путь моего земляка подольского курсанта Буслаева Виталия Федосеевича, опираясь на экспонаты школьного музея
Задачи:
-глубже изучить военную историю своего края ,
-провести поисковую работу, с целью поиска документов, фотоматериалов по истории вопроса,
-оформить творческую работу
Актуальность: несколько десятков лет прошло со дня Победы в Великой Отечественной войне, всё меньше становится очевидцев тех событий. Важно сохранить каждую крупинку памяти об этой войне. Воспоминания людей, участвовавших или даже просто видевших трагедию 20 века - Великую Отечественную войну, бесценны.
Практическая значимость исследовательской работы
Материал активно используется при работе школьного музея, при проведении -уроков истории и обществознания и внеклассных мероприятий.
-2-
Методы:
-беседа,
-интервью,
-работа с фотоматериалами, письмами, дневниками,
-работа с прессой
-работа с печатными источниками
Оглавление.
1.Введение.
а) Цель
б) Задачи
в) Актуальность
г) Практическая значимость
д) Методы исследования
2. Основная часть.
а) Музейный экспонат
б) Важный эпизод в жизни ветерана.
в) Наступление немцев в районе Малоярославца
г) Подольские курсанты
д) Ильинский рубеж
е) Дот лейтенанта Алёшкина.
ж) Из статьи «Крепость»
з) Воспоминания Буслаева В.Ф.
и) Досадная ошибка
к) Послевоенная судьба ветерана.
3. Заключение.
-3-
С 2006 года в нашей школе существует краеведческий музей «Родник», а также кружок «Школьный музей», членом которого я являюсь.
Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми , изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях , в архивах учащиеся нашего кружка получают наиболее конкретные и образные представления по истории, культуре, природы родного края, учатся понимать как история малой родины связана с историей страны. Проникаются чувством уважения и гордости за свою малую родину. А значит и за всю свою страну.
В нашем музее работа строится по нескольким направлениям:
- поисково-собирательская работа,
-исследовательская работа,
-экспозиционно - выставочная работа,
-экскурсионно-просветительская работа.
Однажды, когда мы разбирали военную экспозицию , меня заинтересовал один экспонат- это статья А.Чудакова в «Комсомольской правде» от 17 декабря 1987 года, которая называется «Крепость», где говорилось о нашем земляке Буслаеве Виталии Федосеевиче. Я хорошо знаком с Буслаевой Ириной, ученицей нашей школы. Я выяснил, что статья о её дедушке, участнике Великой Отечественной войны. И эту статью передали в наш школьный музей её родители. В статье речь шла о том, что курсант Буслаев погиб, но я удивился этому факту, так как ветеран Буслаев приходил на встречу с учащимися нашей школы. Буслаева Ирина сообщила о недоразумении, которое существовало много лет, но потом благополучно разрешилось. Позже Ирина Буслаева передала в музей газету «Луховицкие вести» от 18 ноября 2006 года. Где помещена статья «Курсанта считали погибшим».Удивительная судьба человека раскрылась передо мной. Я решил проследить всю военную историю моего земляка.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных немецких солдат, перед которыми на коленях стояла уже вся Европа.190 дивизий, около 5тысяч самолётов, более 3 тысяч танков – всё это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые в то время были чуть старше нас сегодняшних.
А во многих домах в этот день видели первые слёзы – женщины провожали мужей, братьев, сыновей.
Великая Отечественная война не обошла стороной и семью Буслаева Виталия Федосеевича. Из беседы с Буслаевой Ириной : «Много интересного
-4-
произошло и в его жизни. Но самый запоминающийся для него эпизод, когда его мой папа Буслаев Евгений Витальевич в 2005 году возил в Подольский
район в село Ильинское. Там мой прадедушка в декабре 1941 года в составе Подольских курсантов держал оборону нашей столицы города Москвы. В 1939−1940 гг. в Подольске были созданы артиллерийское и пехотное училища. До начала войны в них обучались более 3 000 курсантов.» (Приложение№1)
В начале октября 1941 года германские войска начали наступление в районе Малоярославца. Я познакомился с воспоминаниями маршала Г.К.Жукова о событиях того времени: «Оборона наших фронтов не выдержала сосредоточенных ударов противника. Образовались зияющие бреши, которые закрыть было нечем, так как никаких резервов в руках командования не осталось».1
Из книги Д.Панкова «Подольские курсанты в битве за Москву» узнаю, что 25-километровая немецкая моторизированная колонна полным ходом двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. (Приложение №2) 200 танков, 20 тысяч пехоты на машинах в сопровождении авиации и артиллерии не встречали никакого сопротивления. 5 октября 1941 года немцы вошли в Юхнов. До Москвы оставалось 198 километров, и советских войск на этом пути не было. Враг предвкушал скорую победу: надо пройти Малоярославец, Подольск и с юга, где Москва не защищена, и ворваться в Москву. Амбициозным планам помешали 3500 тысячи мальчишек.
Были вырыты противотанковые рвы, окопы, ходы сообщений. Доты были залиты, но недоделаны (не были установлены металлические части - двери, окантовки бойниц и т.д.), все планировали закончить к 25 ноября, а было начало октября. Тем не менее, укрепления были готовы, но не было частей, чтобы их занять. (Приложение №3)
С Лужской и Вяземской линиями обороны уже были печальные истории, когда с громадным трудом построенные укрепрайоны не успевали занять части и немцы проходили через них без задержки как на параде. А части, потом несли огромные потери, обороняясь в чистом поле, окопавшись там наскоро. Поэтому был дан приказ поднять по тревоге курсантов двух Подольских училищ (артиллерийского - порядка 1500 человек и пехотного - порядка 2000 человек), в срочном порядке занять линию укреплений и продержаться 4-5 дней до подхода частей, срочно формируемых и перебрасываемых с востока. 5-го октября, вечером был объявлен сбор по тревоге. (Приложение №4). Подготовка (боеприпасы, еда, подготовка техники) заняла мало времени. Курсанты артиллеристы шли со своей техникой. Из-за жестокой нехватки использовались восстановленные учебные орудия, и даже
-5-
безоткатные музейные пушки времен русско-турецкой войны(!). На предприятиях были реквизированы машины, и уже вечером 6-го передовой усиленный отряд курсантов был под Юхновым. Однако курсанты не успели, немцы уже заняли Юхнов, оборону на восточном берегу Угры держал срочно переброшенный батальон десантников (400 человек) и остатки танковой бригады (2 танка).
2000 курсантов подольского пехотного и 1500 тысячи курсантов подольского артиллерийского училищ бросили в октябре 1941-го на то, чтобы удержать врага любой ценой. Курсанты держались почти три недели – с 6-го по 24-ое октября. Отправляя передовой отряд курсантов, своих учеников навстречу армаде фашистов командир училища Стрельбицкий, как он признается, проявил некую человеческую слабость: «Я просил капитана Ростикова, командира передового отряда, сохранить жизнь мальчишкам, хотя понимал, что это сделать невозможно, что отправляю ребят на верную смерть» 2.
В помощь сводному отряду были даны 53-я и 312-я стрелковые дивизии, 17-я и 9-я танковые бригады. Основные бои развернулись на Ильинском рубеже. (Приложение №5)
Из документов я выяснил: чтобы не дать возможности противнику первому занять Ильинский оборонительный участок, был сформирован передовой отряд. Он вместе с отрядом авиадесантников, защищавшим деревню Стрекалово, в течение пяти суток сдерживал наступление превосходящих сил противника. За это время было подбито 20 танков, 10 бронемашин и уничтожено около тысячи солдат и офицеров противника. Но и потери нашей стороны были огромны. В курсантских ротах передового отряда к моменту выхода в район Ильинское оставалось всего лишь по 30-40 бойцов. (Приложение №7)
6-го октября основные силы курсантов заняли Ильинский боевой участок. Оборона проходила по восточному берегу рек Лужа и Выпрейка от деревни Лукьяново, через Ильинское до Малой Шубинки. С утра 11-го октября позиции курсантов подверглись ожесточенным боевым ударам - массированной бомбежке и артобстрелу. После этого к мосту на большей скорости стала двигаться колонна немецких танков и бронетранспортеров с пехотой. Но передний край нашей обороны ожил, атака гитлеровцев была отбита. Немцы, несравнимо превосходящие курсантов по боевой мощи и численности, терпели поражение. Ни смириться, ни понять того, что происходит, они не могли. Д.Панков отмечает, что «Во время вторжения в Данию вермахт потерял убитыми двух солдат. Здесь, у шоссейного моста через речушку Выкрейку, нашли свой конец десятки чванливых завоевателей, два бронетранспортёра, семь танков…»3
-6-
Во второй половине дня 13-го октября танковой колонне гитлеровцев удалось обойти 3-й батальон, выйти на Варшавское шоссе и атаковать курсантские позиции с тыла. Из беседы с внуком Буслаева В.Ф. я узнал о хитрости, которую применяли немцы. О ней Виталий Федосеевич рассказывал в своей семье. Немцы на танках закрепляли красные флаги, однако курсанты раскрыли обман. В ожесточенном бою танки были уничтожены.
Источники говорят о том, что обстановка на Ильинском боевом участке неуклонно ухудшалась – немцы обрушили на наши позиции шквал артиллерийского и минометного огня. Авиация наносила один удар за другим. Но курсанты рот и батарей не сдавались. Силы защитников быстро таяли, не хватало снарядов, патронов и гранат. К 16-му октября у оставшихся в живых курсантов было лишь пять орудий и то с неполными орудийными расчетами. Используя малочисленность нашей пехоты, гитлеровцы в ночных боях уничтожали огневые расчеты прямо на их позициях.
Утром 16-го октября противник нанес новый мощный огневой удар на всем Ильинском боевом участке. Огнем прямой наводки танков и пушек были расстреляны курсантские гарнизоны в оставшихся дотах и дзотах. Противник медленно продвигался вперед, когда на его пути оказался замаскированный дот на шоссе у деревни Сергеевка, которым командовал командир 4-й батареи ПАУ лейтенант А.И. Алешкин. Расчет 45-миллиметровой учебной пушки курсанта Беляева открыл огонь и подбил несколько боевых машин. Силы были неравны, и это понимали все. А.Чудаков в своей статье «Крепость» (а ею стал маленький дот, преградивший врагу путь к Москве) в «Комсомольской правде» пишет: « Отбив атаку нескольких танков мальчишки в доте плакали и смеялись..В следующую атаку танки уже шли осторожно, развернувшись в боевые порядки. За танками горохом рассыпались автоматчики в кургузых шинелях. И снова ухала курсантская пушка, захлёбывался ручной пулемёт Виталия Буслаева, залпами били карабины»4. ( Приложение №7) Не имея возможности штурмом взять дот с фронта, гитлеровцы к вечеру атаковали его с тыла и через амбразуру забросали гранатами. « Произошло самое страшное. Что может произойти: фашистам удалось швырнуть в амбразуру противопехотную гранату. Вмиг всё смолкло. Только лёгкое потрескивание огня на крыше. В доте послышался слабый шорох, как будто кто-то пополз, затем чуть слышный стон, короткий булькающий всхлип – и тишина. Там внизу всё кончено. Нет больше улыбчивого лейтенанта Алёшкина, нет строгого пулемётчика Буслаева… Нет и больше никогда не будет».5 Геройский гарнизон погиб почти полностью. В ночь на 17-ое октября командный пункт подольских училищ переместился в расположение 5-й роты ППУ в деревню Лукьяново. 18-го октября они подверглись новым атакам противника и к исходу дня командный пункт и 5-я рота были отрезаны от курсантов, обороняющих Кудиново. Командир сводного отряда генерал Смирнов собрал остатки 5-й и 8-й курсантских рот и
-7-
организовал оборону Лукьяново. К вечеру 19-го октября был получен приказ на отход.
Лишь 20-го октября ночью начался отход курсантов с Ильинского рубежа на соединение с частями армии, занимавшими оборону на реке Мааре. А оттуда 25-го октября уцелевший личный состав ППУ отправился походным маршем в г. Иваново для продолжения учебы.
Трупы погибших остались на полях боев. Хоронили их в декабре 1941-го и даже еще в 1942 году, уже не зная, кого хоронили. Поэтому большинство погибших курсантов считаются пропавшими без вести. Буслаев Виталий Федосеевич вспоминал, рассказывает Ирина Буслаева: «Во время боя, мы как могли, проверяли, жив ли солдат или нет, слушали сердцебиение, пульс, если они не обнаруживались, то забирали документы, хоронить не было возможности».
В боях на Ильинском боевом участке подольские курсанты уничтожили до 5 тысяч немецких солдат и офицеров и подбили до 100 танков. Они выполнили свою задачу - задержали врага любой ценой. Цена эта – 2500 тысячи жизней. Из статьи «Крепость» : «Из трех тысяч мальчишек никто не струсил. Они держали оборону на протяжении десяти километров, всего лишь триста человек на километр, практически без оружия. Никто из них не сдался. Это были не подготовленные спецназовцы, не самураи, которых с детства воспитывают в суровом воинском духе, это были обычные школьники, которые только что закончили школу.»6 (Приложение № 8)
Это были дети, обычные дети, которые смогли сделать невозможное, которые совершили подвиг, равного которому нет в мире, во всей истории человечества.
Курсанту Буслаеву повезло, он остался жив, но был тяжело контужен и долго лечился в госпиталях.
После чего продолжил воевать на других фронтах, держал переправу на Днепре. По воле судьбы прадедушка считался погибшим в тех боях за Москву до 1986 года. В 1986 году заведующему гаражом совхоза «Полянки», Буслаеву Виталию Федосеевичу, один из его подчиненных принёс газету «Комсомольская правда» (Приложение № 8). В которой была статья о боях на Ильинских высотах, в которой ветераны, бывшие однокурсники с Подольска рассказывали о тех событиях и упомянули о Буслаеве В.Ф., но они говорили о нём как о погибшем, и сожалели об этом. Редактор местной совхозной
-8-
газеты Чернова Раиса Александровна сообщила в редакцию «Комсомольской правды» о досадной ошибке, в результате чего она была исправлена, и в этом же году Виталий Федосеевич был приглашён на встречу с ветеранами на место тяжёлых боёв.
И вот опять в 2005 году Виталий Федосеевич приехал с внуком Евгением Витальевичем, поклониться своим погибшим товарищам. На высоком холме, над рекой Выкрейкой, сейчас стоит беломраморный памятник, напоминающий о событиях тех далёких лет. (Приложение №9) Раскинулся мемориальный парк, а так же музей, где находилась информация со списками погибших, среди которых был и прадедушка. В 1975 году в Подольске, на пересечении улицы Кирова, Парковой улицы и Архивного проезда, воздвигнут памятник подольским курсантам, подвигом своим сдержавшим наступление многократно превосходящих сил врага. На нём дана схема боевых рубежей, где держали оборону герои-курсанты (авторы памятника – скульпторы Ю. Рычков и А. Мямлин, архитекторы – Л. Земсков и Л. Скорб). Подвиг Подольских курсантов отображен в художественном фильме "Битва за Москву"
Но в 1945 году война для Буслаева Виталия Федосеевича не была закончена. С 1945 по 1947 год он воевал в отрядах «ББ» (борьба с бандитизмом).
После войны он добросовестно трудился в совхозе «Полянки», заведовал гаражом, а закончил свою трудовую деятельность директором совхоза «Полянки».
Буслаев Виталий Федосеевич был частым гостем в нашей школе. (Приложение № 10) Первого сентября 2009 года он выступал перед кадетами нашей школы. В ноябре – был почётным председателем жюри фестиваля «Фруктовские россыпи», посвященном шестьдесят восьмой годовщине победы под Москвой. К сожалению 9 сентября 2010 года его не стало. Ему было 88 лет.
Итак, на основании экспоната школьного музея статьи «Крепость» мне удалось проследить судьбу ветерана Буслаева Виталия Федосеевича. До написания работы, было известно, что он воевал под Москвой в составе Подольских курсантов. Но мало кто мог предположить, какая удивительная судьба у нашего земляка. Долгое время в официальных документах он числился погибшим. До того момента, как вышла статья «Крепость». Можно сказать, что благодаря ней и была восстановлена истина. Виталий Федосеевич смог встретиться со своими сослуживцами у памятника над речкой Выкрейкой, вспомнить свою юность, опалённую войной. С данной работой я выступил перед учащимися нашей школы, сопровождал свой рассказ показом презентации с фото с места боёв, меня удивил тот факт, насколько мои одноклассники прониклись событиями тех времён, как внимательно они слушали.
-9-
Итак, за небольшим музейным экспонатом стоит судьба нескольких поколений семьи Буслаевых. История семьи неразрывно связана с историей Великой Отечественной войны, а значит и с историей России, с испытаниями, которые выпали на её долю. Мои земляки шли в бой с думой о тех, кто ждал их дома, кто верил, и ждал, как можно верить и ждать на войне. И эта вера помогла им выстоять.
Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать – да просто жить. Живые помнят. Помнят имена погибших, помнят Победу, добытую кровью, высоким патриотизмом. И в память о тех, кто не вернулся, мы должны любой ценой сохранить мир. Пусть эта память учит нас добру и милосердию, человечности, пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье.
ЛИТЕРАТУРА
1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1976.
2. Панков Д. Подольские курсанты в битве за Москву. М., 2010.
3.Телегин К.Ф. Мемуары. М., 2010.
4.Ильинские рубежи. Ковчег. Калуга, 2010.
5.Комсомольская правда (Газета) №289 М., 1987.
6.Луховицкие вести (Газета) №142. Луховицы, 2006.
7. . Дневник школьника Луховицкого района Московской области. «Современные тетради».
ПРИЛОЖЕНИЯ
10.Мемориальный парк. Памятник подольским курсантам.
11.Фото В.Ф.Буслаев на встрече с коллективом МОУ Фруктовская СОШ школьном музее.
СНОСКИ
1. Дневник школьника Луховицкого района Московской области. «Современные тетради». Стр.105, 1997г.
2. Жуков Г.К.Воспоминания и размышления. Стр.56, М.,1976.
3. Панков Д. Подольские курсанты в битве за Москву. Стр.34, М. 2010.
4. Комсомольская правда (Газета)№289,М.,1987
5. Комсомольская правда (Газета)№289,М.,1987
6. Телегин К.Ф. Мемуары. М. Стр.51, М., 2010.
Рыжие листья
Хитрый коврик
Прекрасная химия
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сказка об одной Тайне
Комментарии
Школьный музей
Светлана Михайловна! У Вас замечательный школьный музей. Приятно, что в экспозиции размещены и наши семейные реликвии.