В данной исследовательской работе ученик пытается практически доказать и ответить на вопросы: Действительно ли все предлагаемые рюкзаки соответствуют по гигиеническим нормам и здоровью школьника? Все ли родители знают о правильном выборе школьного рюкзака? В данной исследовательской работе учеником будут рассматриваться следующие вопросы:
• Как школьный рюкзак влияет на осанку ученика?
• Сколько должен весить школьный рюкзак?
• Как правильно выбрать школьный рюкзак?
Вложение | Размер |
---|---|
skolko_vesit_moy_shkolnyy_ryukzak.rar | 1.28 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майская средняя общеобразовательная школа имени Евгения Леонидовича Чистякова
муниципального района «Амгинский улус (район))»
Мой школьный рюкзак
Работа ученика 2 класса
МБОУ «Майской СОШ им. Е.Л. Чистякова»
Софронова Николая
Руководитель: Лукина Н.А.
Покровка, 2014 г.
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………3
Цель, задачи …………………………………………………………………………….. 3
Метод исследования……………………………………………………………………..4
Мой эксперимент………………………………………………………………………...6
Выводы…………………………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………15
Литература ………………………………………………………………………………16
Введение:
В современном обществе мы молодые люди с малых лет, должны научиться, сознательно относиться к своему здоровью. В наших магазинах предлагается широкий выбор красивых, модельных, фирменных школьных рюкзаков разных производств и по разным ценам. Меня на сегодня волнует вопрос, действительно ли все предлагаемые рюкзаки соответствуют по гигиеническим нормам и здоровью школьника? Все ли родители знают о правильном выборе школьного рюкзака? Ведь мы, юные граждане России должны расти здоровыми и крепкими. В данной исследовательской работе я буду рассматривать такие вопросы:
Цель:
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность учеников, обратить внимание на бережное отношение к своему здоровью (осанки) путем ежедневного контроля тяжести за спиной.
Задачи:
Метод исследования
Выбираем рюкзак.
Правильная осанка у ребенка формируется первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые рюкзаки и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Конечно рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления рюкзаков сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе рюкзак затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого рюкзака невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы.
Год от года школьные рюкзаки становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило достигает 5 – 6кг, что в 2,5 – 3 раза превышают допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят рюкзаки, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки рюкзаков специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70мм рт. ст., а на правое плечо 110мм рт.ст. Это в 2 – 3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного рюкзака обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Мой эксперимент
Изучив различную литературу по теме, решил провести ряд экспериментов в своем классе. В эксперименте участвовало 7 учащихся 2 класса.
План эксперимента
Эксперимент №1
Узнать у классного руководителя школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса. Я изучил состояние опорно-двигательной системы учащихся 2 класса по итогам медицинского осмотра.
№ | ФИО учащихся | Заключение по итогам медосмотра в мае в 1 классе |
1 | Адамова Инесса Олеговна | I основная |
2 | Ковалик Архил Эдуардович | Деформация грудной клетки II основная |
3 | Красноштанова Нелли Алексеевна | II основная |
4 | Михайлова Амалия Владимировна | I основная |
5 | Никитин Егор Петрович | Нарушение осанки II основная |
6 | Петров Богдан Алексеевич | Деформация грудной клетки II основная |
7 | Софронов Николай Алексеевич | Деформация грудной клетки II основная |
Проанализировав состояние опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса я пришел к выводу, что по итогам медосмотра в 1 классе из семи учащихся трое практически здоровы, у четверых выявилась проблема с опорно-двигательной системой, и это составляет 57% учащихся из класса. Узнав эти данные, я глубоко задумался над цифрами. Если мы сами серьезно не будем относиться к своему здоровью, то в окончании средней школы из нас вырастут слабые молодые люди с разными хроническими заболеваниями.
Как же сохранить свое здоровье и не усугубить проблему с осанкой, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Эксперимент №2.
Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса. Зная, что нормативный вес рюкзака без учебных принадлежностей и в конце сравню полученные результаты:
№ | ФИО учащихся | Нормативный вес рюкзака (в граммах) | Вес рюкзака (в граммах) | Выводы |
1 | Адамова Инесса Олеговна | в среднем 300 г | 600 г | Тяжелый |
2 | Ковалик Архил Эдуардович | 500 г | Тяжелый | |
3 | Красноштанова Нелли Алексеевна | 1,4 кг | Слишком тяжелый | |
4 | Михайлова Амалия Владимировна | 1,4 кг | Слишком тяжелый | |
5 | Никитин Егор Петрович | 400 г | Нормальный | |
6 | Петров Богдан Алексеевич | 1,3 кг | Слишком тяжелый | |
7 | Софронов Николай Алексеевич | 700 г | Тяжелый |
Я увидел, что вес «правильного» рюкзака далеко не соответствует его реальному весу. Я решил выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесил все ранцы в классе без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице. Соответствуют гигиеническим нормам - 1, не соответствуют гигиеническим нормам - 6 . Из этого следует, что тяжелые рюкзаки наносят вред нашей осанке.
Эксперимент №3
Узнать вес каждого ученика и вес школьных рюкзаков моих одноклассников. Правильный вес ранца при соотношении веса человека составляет:
Для этого я рассчитал правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. данные записали в таблице. Например (23*10=230:100=2,3 кг)
Ф.И.О. ученика | Вес тела | Правильный вес рюкзака (кг) | Реальный вес рюкзака (кг) |
Адамова Инесса Олеговна | 23кг | 2,3 кг | 2,6 кг |
Ковалик Архил Эдуардович | 28кг | 2,8 кг | 5 кг |
Красноштанова Нелли Алексеевна | 27кг | 2,7 кг | 2,8 кг |
Михайлова Амалия Владимировна | 30кг | 3,0 кг | 3,7 кг |
Никитин Егор Петрович | 28кг | 2,8 кг | 2,3 кг |
Петров Богдан Алексеевич | 23кг | 2,3 кг | 3,3 кг |
Софронов Николай Алексеевич | 26кг | 2,6 кг | 2,6 кг |
Из данного эксперимента следует, что у пяти учащихся действительно не соответствует реальный вес школьного рюкзака ученику 2 класса начальной школы и тем самым, причиняет к осанке школьника излишнюю тяжесть.
Эксперимент № 4
Проверить вес учебников, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
1 класс
Наименование учебных предметов | Учебник (г) | Тетрадь (г) | По гигиеническим нормам (г) | Итого: вес учебника и тетради (г) |
Букварь | 400 | 1 тетрадь 100 | 300 | 500 |
Русский язык | 400 | 2 тетради 200 | 300 | 600 |
Математика | 400 | 2 тетради 200 | 300 | 600 |
Литературное чтение | 500 | 1 тетрадь 100 | 300 | 600 |
Окружающий мир | 300 | 1 тетрадь 200 | 300 | 500 |
Изобразительное искусство | 400 | 1 тетрадь и альбом 400 | 300 | 800 |
Технология | 400 | 1 тетрадь 200 | 300 | 600 |
Музыка | 400 | 1 тетрадь 100 | 300 | 500 |
Физкультура | 400 | 1 тетрадь 100 | 300 | 500 |
2 класс
Наименование учебных предметов | Учебник (г) | Тетрадь (г) | По гигиеническим нормам (г) | Итого: вес учебника и тетради (г) |
Русский язык | 400 | 2 тетради 200 | 300 | 600 |
Математика | 400 | 2 тетради 200 | 300 | 600 |
Литературное чтение | 500 | 1 тетрадь 100 | 300 | 600 |
Окружающий мир | 300 | 1 тетрадь 200 | 300 | 500 |
Английский язык | 300 | 1 тетрадь 200 | 300 | 500 |
Якутский язык | 200 | 1 тетрадь 100 | 300 | 300 |
Изобразительное искусство | 400 | 1 тетрадь и альбом 400 | 300 | 800 |
Технология | 400 | 1 тетрадь 200 | 300 | 600 |
Музыка | 400 | 1 тетрадь 100 | 300 | 500 |
Физкультура | 400 | 1 тетрадь 100 | 300 | 500 |
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
Из данного эксперимента видно, что по сравнению с первым классом во втором классе увеличилось количество учебников в 1 классе – 9, во 2 классе – 10. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Все учебники кроме окружающего мира, английского языка, якутского языка не соответствуют по весу гигиеническим нормам, разрешенных для учащихся начальных классов. Из них самый легкий учебник якутский язык – 200 граммов, самый тяжелый литературное чтение – 500 граммов. Соответствуют по требованию: окружающий мир – 300 граммов, английский язык – 300 г.
Эксперимент № 5
Определить в течение недели по расписанию вес ранца с учебными принадлежностями.
День недели | Расписание уроков | Количество учебников | Вес рюкзака с учебными принадлежностями (тетради – 0,1, дневник – 0,2, пенал – 0.3 кг) |
Понедельник | Физкультура ИЗО Русский язык Окружающий мир | 4 | 2,9 кг |
Вторник | Якутский язык Русский язык Математика Литературное чтение | 4 | 2,6 кг |
Среда | Английский язык Русский язык Математика Литературное чтение | 4 | 2,8 кг |
Четверг | Русский язык Математика Литературное чтение КНРС (Я) Физкультура | 4 | 2,9 кг |
Пятница | Технология Русский язык Математика Английский язык Спецкурс «Моя Родина» | 4 | 2,9 кг |
Суббота | Музыка Литературное чтение Окружающий мир Физкультура | 4 | 2,6 кг |
Из этого следует, что самые тяжелые рюкзаки бывают в понедельник, в среду, в четверг и в пятницу. В эти дни вес рюкзака достигает почти до трех килограммов. Самые «легкие» дни вторник и суббота, где мой рюкзак весит – 2,6кг. Если сравнить по моему весу 26 кг, то кроме вторника и субботы вес моего рюкзака не соответствует гигиеническим нормам. Он тяжелее моего веса, тем самым приносит большой вред моему здоровью, особенно позвоночнику и сердцу.
Выводы:
Заключение в виде рекомендации
Рекомендации ученикам
Рекомендации родителям
Рекомендации учителям и работникам школы
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
Я обозначил лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда мы осознанно будем думать о своём здоровье, и вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Литература:
Ласточка
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Лиса и волк
В поисках капитана Гранта
Бородино. М.Ю. Лермонтов