Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 524.42 КБ |
МОУ «Новотроицкая средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района
Исследовательский проект
«Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка»
Проект подготовила: ученица 10 класса
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Вишнякова Марина Николаевна
с. Новотроицкое - 2014
Аннотация.
Тема моей работы - «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка»
Моя работа состоит из 6 частей.
Во вступлении я определила цель и сформулировала задачи исследования. Цель работы заключается в анализе речи современных школьников в частности учащихся Новотроицкой средней общеобразовательной школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
3. Определить влияние языка СМИ на языковую культуру общества.
4. Составить анкету и провести опрос учащихся, чтобы исследовать их речь с целью выделения:
5. Определить пути решения проблемы.
Во второй главе исследования я делаю обзор известных публикаций по данной теме. Выясняю, как действует язык СМИ на языковую культуру общества. Даю понятие о жаргоне и арго, характеризую жаргоны, указывая на их языковые функции и пути пополнения лексики жаргона.
В главе третьей я описываю методы исследовательской работы - устный опрос и анкетирование.
Анализируя ответы учащихся, я выявила наиболее употребительные жаргонизмы и частотность их употребления.
Исследуя полученные материалы, я выявила причины употребления жаргонизмов школьниками разных возрастных групп.
Рассмотрев все данные анкетирования, я сделала выводы.
В четвертой главе я определила пути решения проблемы сохранения и активизации языкового эстетического идеала в современном обществе.
Содержание.
1 Введение.
5.Пути реализации проблемы.
6.Заключение.
Введение.
Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники и писатели, имеющие дело со словом профессионально, а также политики, общественные деятели, ученые, журналисты... И, конечно же, лингвисты: хотя они призваны непредвзято и всесторонне изучать процессы, которые происходят в языке, им тоже далеко не безразлично все, что угрожает единству и целостности литературного языка, что расшатывает его норму, разрушает культурные традиции. Два процесса представляются весьма заметными. Это, во-первых, усиление процесса заимствования иноязычных слов и, во-вторых, жаргонизация литературного словаря.
Сначала жаргонная лексика просачивалась главным образом в устно-разговорную разновидность речи, затем, ближе к нашим дням, - в язык средств массовой информации, а потом широким потоком хлынула в публицистику, в публичные выступления политиков, депутатов и даже писателей.
Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.
Тема моего исследования - «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка». Выбор темы обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы истоки такой разновидности языка как молодежный жаргон, собрать, записать и попробовать определить значение малоизученной лексики молодежного сленга. Интерес к данной лексике объясняется тем, что в потоке жаргонных слов и оборотов встречаются особенно яркие, выразительные и привлекательные для молодежи слова.
Цель данной работы - проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся Новотроицкой средней общеобразовательной школы с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов. Для этого требуется решить следующие задачи:
Глава I.
Жаргон - социальная разновидность языка
История жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет прийти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский только зарождался, уже существовал жаргон. Для начала определим, что же такое жаргон.
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение:
«Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в XIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)». Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому в собственно - терминологическом смысле его часто заменяют терминами сленг, арго. «Арго (франц. argot) - особый язык некоторой, ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменяемых элементов одного или нескольких естественных языков. Чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов, распространенных в среде преступного мира». Именно в последнем значении мы будем использовать этот термин в нашей работе.
Проникновение жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу и кинематограф, в повседневную речь, расширение социальной и возрастной базы жаргонов, прежде считавшихся корпоративными, стало предметом изучения социологов, психологов, педагогов и лингвистов. Общую характеристику данного слоя русской речи дают ученые в лингвистических словарях, в учебниках. Наблюдая за развитием языка, В.В. Виноградов, Н.М.Шанский, Л.П.Крысин прослеживают пути проникновения жаргонизмов в литературный язык.
Все эти работы подчеркивают интерес отечественных языковедов к жаргону, в том числе молодежному как часто употребляемому средству в речи школьников.
Виды жаргона.
Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона. Один из них - профессиональный жаргон.
По своему социальному и коммуникативному статусу он отличается от других подсистем русского национального языка одной существенной особенностью: носители этого жаргона владеют также какой-либо другой подсистемой - языком общелитературным, диалектом, специальным подъязыком. Они как бы «двуязычны»: в профессиональной среде, для целей непринужденного профессионального общения они используют жаргон, принятый у людей данной профессии, а вне этих ситуаций пользуются иными языковыми средствами, чаще всего литературным языком, реже - диалектом или просторечием.
Итак, профессиональные жаргоны - одно из активно используемых коммуникативных средств современного общества. По мере все большей специализаций науки, техники и производства происходит дальнейшая дифференциация жаргонов (например, жаргон программистов отличается значительным своеобразием от жаргонов, используемых в других направлениях математики). Вместе с тем интегративные, объединительные процессы, характерные для развития современного русского языка в целом, способствуют взаимному сближению и взаимовлиянию разных профессиональных жаргонов и выходу профессионализмов за пределы узкопрофессиональной среды в просторечие и литературный язык.
Следующая разновидность, которую выделяют ученые, - групповой жаргон.
Под групповыми жаргонами понимаются языковые образования, основанные на социальном обособлении
людей.
В современном обществе роль групповых жаргонов невелика - она значительно меньше, чем коммуникативная роль литературного языка и профессиональных жаргонов. Например, достаточно хорошо развитое в дореволюционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою соци-
альную базу; арго беспризорников, впитавшее в себя многие элементы блатного жаргона и бывшее довольно активным в 20-е годы, сейчас не имеет своих носителей.
Однако если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить значительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были переполнены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон.
В современных условиях тюремно - лагерный жаргон находит себе новую среду обитания: им активно пользуются такие социальные группы, как мафиози, дельцы подпольного бизнеса, спекулянты, наркоманы и т.д. кроме того, через просторечие, через молодежный жаргон элементы тюремно-лагерного языка проникают в устную интеллигентскую речь, где они используются в качестве экспрессивного, стилистически отмеченного средства. Например, слова типа капать, стучать в значении «доносить», качать права «настаивать на чем-либо» и т.д.
Сравнивая функционирование современных групповых жаргонов с функциональными свойствами сходных подсистем в прошлом, надо подчеркнуть, что говорящих на арго, сейчас нет. Есть люди и группы людей, которые при внутригрупповом общении используют элементы арго - лексические и фразеологические.
Молодежный жаргон.
Следующая разновидность жаргона - молодежный.
Прежде всего, уточним социальный и возрастной статус носителей молодежного жаргона. На этот счет имеется несколько точек зрения. «Носители молодежного жаргона, - считает Л.П.Крысин, - учащаяся и рабочая молодежь (студенты, школьники, молодые рабочие), отчасти молодая техническая и гуманитарная интеллигенция в возрасте примерно от 22-23 до 33-35 лет» Е.Г.Борисова считает носителями жаргона молодых людей от 14 до 25-30 лет. Примерно тот же возраст называет и М.М Копыленко, автор книги «Социально-корпоративная лексика».
Имеющиеся исследования свидетельствую о том, что носителями молодежного жаргона сейчас являются лица от 6-7 (со времени начала учебы в школе) до 35 (возрастная граница представителей неформального объединения хиппи), т.е. учащиеся, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные группировки (панки, хиппи и другие), конечно, мы учитываем, что в речи самых юных носителей количество жаргонизмов незначительно, но с каждым годом обучения в школе их объем увеличивается, и уже к 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников.
В работах по социолингвистике принято различать общемолодежный и специализированные молодежные жаргоны.
Жаргоны молодежи различаются и по Своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).
Из всех социально-групповых разновидностей языка молодежный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь. Активно пользуются этим жаргоном студенты, школьники, рабочая молодежь. Столь неоднородный состав носителей жаргона отражается в его лингвистической неоднородности; в нем существуют разновидности: студенческий, школьный, рабочий жаргоны, которые во многом совпадают, имея специфические слова и обороты лишь для обозначения учебного или производственного процесса, некоторых особенностей быта указанных групп, их отношение к слову. Лингвистическая сущность всех этих разновидностей молодежного жаргона одна: игра со словом и в слово, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языкового выражения.
Подобно людям, владеющим профессиональными жаргонами, носители молодежного жаргона «двуязычны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык. Однако, в отличие от профессиональных жаргонов, молодежный жаргон предназначен в основном для обозначения не каких-либо специальных понятий и явлений, имеющих место в вузе или школе, а таких понятий и явлений, которым соответствуют устойчивые и регулярные обозначения в литературном языке.
Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость. При этом в разные периоды процесс обновления идет разными путями. Например, в 20- е годы молодежный жаргон вобрал в себя многие элементы воровского арго, в 70-е заимствовал слова из арго музыкантов; обновление же современного молодежного жаргона 80-ых шло в значительной степени путем заимствования английской лексики.
Вследствие того, что носители молодежного жаргона составляют многочисленный и социально активный слой в структуре современного общества, его элементы проникают в другие подсистемы русского языка, в частности в просторечие, в устную разновидность литературного языка, в публицистику. Поэтому в последнее время лингвисты справедливо говорят о жаргонизации интеллигентской речи.
В последние два десятилетия в общемолодежный жаргон переходят арготизмы, связанные с понятиями воровской чести, например, «модное» слово разборка. Из молодежного жаргона оно «перекочевало» уже в публицистический стиль со значением «выяснение отношений между политическими группировками» (в арго первоначально - «групповое обсуждение поведения профессионального преступника», позднее - «выяснение отношений между враждующими преступными группировками»).
Большое распространение в молодежной среде имеют арготизмы - оценки. Это связано с тем, что слова- оценки в большой степени, чем любые семантические группы молодежного жаргона, подвержены речевой моде: мирово, железно, классно, клево, потрясно и т.д.; также законно (связано со словосочетанием вор в законе) и современные атасно, стремно.
Что же касается арготизмов учащейся молодежи - это в основном «наследство» общеуголовного и тюремного арго. Часть из них изменили свои значения и в лексике учащейся молодежи стали обозначать реалии, связанные со сдачей экзаменов и оценками: завалить, завалиться «не сдать экзамен, зачет», заваливать «умышленно ставить неудовлетворительную оценку» (в арго завалиться - «быть обнаруженным; попасться с поличным») (вероятно, здесь произошло наложение арготического слова на молодежное провалить (экзамены), провалиться), засыпаться «не сдать экзамен, зачет» (также «попасться на использовании шпаргалок»; есть и общемолодежное значение этого слова - «попасться при совершении плохого поступка»). Слово слизать «списать» перешло из арго мошенников (в арго 20-х годов - «совершить аферу»).
Иногда учебное заведение называется так же, как и места лишения свободы: зона «школа», бессрочка «специализированное училище для детей до 14 лет» (в арго - «воспитательно-трудовая колония»).Ученые- лингвисгы Скворцов Л.И., Борисова Е.Г., Грачев М.А., признавая экспрессивность жаргонизмов, выражают озабоченность тем, что язык молодежи сильно криминализирован, и это не может не волновать общество.
Глава II.
Общая характеристика языка СМИ на современном этапе.
Все мы живем в информационной среде, оказывающей большое влияние на каждого человека. Восприятие нами информации зависит не только от ее смысла и сути, но и от эмоциональной и нравственной окраски, т.е. того фона, который создают СМИ. Силу их воздействия на общество в наше время трудно переоценить.
Оказавшись в зоне абсолютного влияния масс-медиа, люди, вольно или невольно, слепо или сопротивляясь, тем не менее ориентируются на их язык как образец для подражания. И, пожалуй, сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что именно этот язык играет особую роль в формировании речевой культуры общества.
Но звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое. Теперь люди старшего поколения с ностальгией вспоминают голоса дикторов и актеров, прошедших школу постановки речи, замечательные передачи литературно-драматического вещания, транслировавшиеся по радио и на ТВ.
Очевидно, что говорить на хорошем русском языке могут далеко не все, сейчас не хватает грамотных дикторов и редакторов, журналистов и корректоров. Действительно, по данным Министерства печати, в настоящее время в России издается около 50 тыс. средств массовой информации, в том числе электронных, но только в 30% из них работают люди, имеющие высшее журналистское образование. На языке современных СМИ сказывается и отсутствие хорошей подготовки по русскому языку и литературе в школе, и отсутствие иммунитета против захлестнувшей страну лавины жаргонизмов, арготизмов, ненормативной лексики (что уже само по себе - свидетельство низкой культуры общества).
Жаргонизмы в современной газетной публицистике
Сегодня лингвистов волнует и еще одна проблема: насколько уместно и правильно употребление жаргонизмов в средствах массовой информации, как должна строиться речевая политика. Одним из элементов современной речи является общий жаргон. Под этим термином подразумевается употребление слов, используемых в средствах массовой информации и в речи образованных слоев населения.
Жаргонизмы все реже поясняются в газетных текстах, «... то, что не требуется их «перевод» на литературный язык, означает, что они, если еще и не вошли, то уже ворвались в речевой обиход образованного общества».
В настоящее время в газетной публицистике широкое распространение получили
В основном жаргоны уголовников и наркоманов используются в газетных публикациях на криминальную тему, но для выразительности и в статьях об экономике и политике. Журналисты считают, что броская метафора по сравнению с нейтральными словами более привлекает внимание читателя, одновременно активируя потенциальную информацию и оттенки, заложенные в исследуемых словах. Тем самым она, с одной стороны, показывает влияние криминальной среды на психологию, речевую культуру горожан, но с другой - использование данных жаргонизмов в газетной лексике еще больше вводит их в повседневный речевой обиход.
О злословии в заголовках к текстам СМИ.
Важную роль в СМИ стало играть злословие. Активное его использование в текстах СМИ целенаправленно разрушает этические нормы и принципы.
Любая публикация несет в себе авторское отношение к происходящим событиям. Автор, используя злословие, получает в руки мощное оружие. Используя его не по назначению, он действует негативно на сознание читательской аудитории, на ее психоэмоциональное состояние, разрушая позитивность в восприятии действительности и превращая позитивное в негативное.
Рассмотрим случаи употребления злословия в заголовках к текстам. В журналистике заголовку уделяется очень большое внимание, так как, во-первых, он передает в сжатой форме основное содержание текста, во-вторых, служит средством привлечения внимания читателя, с чем связана его особая выразительность, образность и даже иногда экспрессия, которые порой задают тон всей публикации.
Газетных материалов, где основную скандальную нагрузку несут заголовки, довольно много, и злословие здесь представлено в двух формах: открытой или скрытой.
Скрытое злословие в заголовках можно выявить только при сопоставлении содержания заголовка с самим текстом статьи, специальные языковые средства в данном случае существенной роли не играют.
Итак, в ходе работы было выяснено, что средства массовой информации, превратившись в одну из основных сфер речепользования, сегодня, с одной стороны, отражают общее состояние языка, а с другой - во многом определяют его характер и свойства.
Язык - неотъемлемая часть духовной культуры народа, и СМИ не смогут выполнять присущие им просветительские, образовательные и воспитательные функции, общаясь со своей аудиторией с намеренными нарушениями речи.
Именно консерватизм языковой нормы позволит русскому литературному языку быть той силой, которая объединяет носителей языка и на огромных просторах нашей страны, и за рубежом.
Глава III.
Лингвистическое исследование речи школьников.
Проблема использования жаргонизмов школьниками исследовалась мною экспериментальным путем. Учащимся 6-х, 8-х и 11-х классов Новотроицкой средней общеобразовательной школы была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:
Количественная и возрастная характеристика респондентов отражена в таблице № 1.
Анализ анкеты позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников жаргонизмы:
Проанализировав значение жаргонизмов, я выделила тематические группы слов:
1. Наименования людей по профессии: училка, класс нуха, мусор, мент.
тый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа,
мразь, редиска, сволочь.
Собранный материал заставляет задуматься над происхождением жаргонизмов. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:
Как показывают мои наблюдения, в жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавка, хаванина, похавать; угорать, угар, пригорать, угарный; прикол, прикольный, прикольно, приколоться, приколист; офигеть, офигенно, офигенный; обалденно, обалденный, обалдеть и другие.
Нетрудно заметить, что большое распространение в ученической среде получили жаргонизмы –
оценки, наименования людей по родству, по профессии, качествам характера. Скорее всего это связано с тем, что эти группы слов в большей степени, чем другие семантические группы подвержены речевой моде. В целом можно констатировать, что использование большинства приведенных слов делает речь грубой, может обидеть или даже оскорбить собеседника.
Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонизмов.
На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы, школьниками были получены следующие ответы: (Приложение 2).
Таким образом, анализ ответов позволил подтвердить положения, данные в работах исследователей, о том, что основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, в пристрастии к модным словечкам. Понимая, что жаргон засоряет речь, школьники вместе с тем «в минуты жизненных неурядиц прибегают к жаргону: на нем легче высказаться». Исходя из этого, можно предположить, что учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью жаргонизмов. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно старшие школьники воспринимают жаргонную лексику как сниженную или вульгарную и пользуются ею преимущественно в своем кругу. Эти данные подтверждают уже сделанные выводы о том, что молодежный жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь.
Результаты анкетирования позволяют подтвердить еще одну особенность молодежного жаргона, отмеченную исследователями. Очевидно, что значительную часть его составляют слова воровского арго. Например, параша, пацан, слизать, базар, хавка и другие. Причину такого «увлечения» лексикой преступного мира мы видим в конкретных социальных условиях, которые всегда воздействуют на язык и в первую очередь на его лексику. Разгул преступности, криминал, терроризм - эти страшные реалии современной России - определили активизацию арготической лексики, проникающей и в школьный сленг.
Кроме того, этот жаргон нашел отражение и в литературе: в произведениях В. Шаламова, В. Высоцкого, А. Солженицына. Возможно, это тоже способствует проникновению арготизмов в молодежный жаргон, в том числе школьный сленг.
Проведя опрос учащихся, я выявила, что большая часть их не осознает истоков возникновения некоторых жаргонизмов, употребляемых ими в речи. Работая над данной темой, я сама с удивлением обнаружила многие слова и выражения в словаре воровского арго.
Заключение
Итак, в работе я попыталась проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргона. Мною выявлено, что жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп. Как и любой жаргон, школьный служит для номинации, коммуникации, оценки. Его лексический состав неоднороден, от общеупотребительного отличается специфической лексикой и фразеологией.
Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, нами установлено, что молодежный жаргон пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований арготизмов; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством словообразовательных связей.
В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.
Кроме того, мною установлено, что многие школьники относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.
Вместе с тем мною отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.
Работая над темой «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно (это не приведет в желаемому результату), но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические платы, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь.
Глава IV Пути реализации проблемы.
Проведя исследования, я пришла к выводу, что необходимо искать пути решения данной проблемы. С чего же нужно начать? Я считаю, что самым главным фактором, влияющим на развитие ребенка и выбор социальных идеалов является семья. Так как 2008 год провозглашен «Годом семьи», то я искренне надеюсь, что государство, наконец, обратится лицом к проблемам семьи, а значит и общества в целом. Ведь здоровым общество будет лишь тогда, когда будут здоровыми наши, российские семьи. Попробую предположить, что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию во многих современных семьях.
Считаю, что, прежде всего, необходимо создать так называемые институты Семьи. Что они могут представлять собой? Это образовательные учреждения, в которых будут получать семейное образование люди, которые решили завести семью. Ведь, порой многие проблемы возникают в семье от нашей психологической неграмотности. Конечно, было бы замечательно, если бы каждая семья имела своего семейного психолога, который мог бы своевременно оказывать психологическую помощь молодым и не только молодым родителям.
В результате исследования я обнаружила, что менее всего в своей речи употребляют жаргонных слов люди с высшим образованием. Поэтому считаю, что каждый из членов нашего общества должен получать достойное образование.
Фундамент образования закладывается в школе. Поэтому ей я отвожу одну из самых главных ролей. Каким образом можно решать проблему сохранения и активизации языкового эстетического идеала в современном обществе непосредственно в школе?
Для этого ведущие языковеды предлагают следующие виды работ:
Систематическая работа по формированию у школьников умения находить нужные примеры в образцовом и несовершенном текстах, оценивать использование речевых средств выразительности, создавать свои творческие работы;
Тщательный подбор дидактического материала;
Выразительное чтение текста;
Формирование умения составлять устное или письменное высказывание об эстетической стороне звучания слова;
Обращение к фольклору, высказываниям писателей, ученых, к анализу художественных текстов; Знакомство с минимум сведений об эстетических свойствах родного языка: благозвучие, богатство языковых средств, их выразительности, уместности употребления, примеры отступления от эстетической нормы.
Как я уже выяснила в своей работе, огромное влияние на формирование активного словаря молодежи оказывают средства массовой информации. Язык - неотъемлемая часть духовной культуры народа, и СМИ не смогут выполнять присущие им просветительские, образовательные и воспитательные функции, общаясь со своей аудиторией с намеренными нарушениями речи.
Именно консерватизм языковой нормы позволит русскому литературному языку быть той силой, которая объединяет носителей языка и на огромных просторах нашей страны, и за рубежом. В чем он состоит? Считаю, что дикторы телевидения должны придерживаться литературных норм русского языка. Необходимо ограничить выпуск программ, которые откровенно пренебрегают общечеловеческими принципами, в частности уродуют язык, засоряя его различного рода жаргонизмами.
Журналы и газеты тоже не всегда являются носителями идеалов русского языка. Поэтому я думаю, что необходимо и в прессе установить консерватизм языковой нормы. Недопустима продажа газет и журналов, нарушающих нормы русского языка, детям до 18 лет.
Но не надо забывать, что мы живем в обществе, которое тоже является носителем русского языка. Больший процент жаргонизмов человек черпает именно из того окружения, в котором он находится. Поэтому и в обществе необходимо провести ряд преобразований, которые, на мой взгляд, дадут положительные результаты. Я полагаю, что необходимо установить определенную систему штрафов за использование жаргонной лексики в общественных местах. Для молодежи предлагаю открыть интеллектуальные кафе, в которых они будут иметь возможность найти друзей по интересам, слушать музыку, обмениваться интересной информацией. И, конечно, недопустимо в данных заведениях использование ненормативной лексики.
Русский язык - один из красивейших языков на Земле. Сохранить его и передать потомкам в том виде, в котором мы унаследовали его у Пушкина, Толстого, Паустовского, Чехова, Горького, Достоевского - наша задача.
Тезисы
В исследовании проблемы загрязнения языка арготическими явлениями я поставила перед собой следующие задачи: изучить историю вопроса о появлении жаргонов, арго и сленга в языке; исследовать язык отдельных произведений современной школьной и городской газет с целью определения степени засорения литературного словаря; провести социологический опрос школьников с. Новотроицкое по теме «Влияние жаргонизмов на современное состояние русского языка», проанализировать данные опроса; составить «Краткий словарь современной разговорной речи» на основе собранного языкового материала.
Огромное влияние на формирование активного словаря молодежи оказывают средства массовой информации.
Но не надо забывать, что мы живем в обществе, которое тоже является носителем русского языка. Больший процент жаргонизмов человек черпает именно из того окружения, в котором он находится. Поэтому и в обществе необходимо провести ряд преобразований, которые, на мой взгляд, дадут положительные результаты.
Библиография
РЯШ.- 1981.- №3
Таблица №1
Количество школьников, принимающих участие в анкетировании.
Таблица №2 Для чего вы употребляете жаргонизмы в речи?
б класс | 8класс | 11 класс | |
Модно, современно | 1 | 1 | 1 |
Нужны в речи для связи слов | 2 | 1 | 1 |
Помогают преодолеть недостаток слов | 0 | 0 | 1 |
Делают речь понятнее для друзей | 7 | 6 | 7 |
Анкета для молодежи
а) Считаете, что модно, современно.
б) Нужны в речи для связи слов.
в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
г) Делают речь понятнее для друзей.
д) Что-то другое.
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом
Словарь жаргонизмов
Существительные: лох, чувак, овца, олень, тормоз, чайник, бабки, видак, телик, ящик, тема, прикид, прикол, параша, тачка, музон, капуста, косяк, харя, салют, молоток, базар, пятак, винт, лаве, техника, фигня, понт, тело, черт, столовка, хавка.
Глаголы: отвали, не свисти, гонишь, рубать, хавать, колбаситься, базарить, отвянь, заколебал, забить, гуляй, кирдык, сгинь, прикинь, подгребай, мутить, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, попутал, тусуйся, обломиться, грузить, приколоться.
Наречия: клево, прикольно, офигенно, лафа, мощно, типа, потрясно, быренько, по фиг, сто пудов, при- вально, реально, ништяк, угарно, отстойно, фиолетово, влом.
Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, я не в курсе, речи нет, елки-палки, твою дивизию, все тип-топ, чухай отсюда, ни фига себе, я валяюсь, ну ты, блин, даешь, базар фильтруй, да ты че.
Тематические группы слов:
1. Наименования людей по профессии: училка, класс нуха, мусор, мент.
тый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа, мразь, редиска, сволочь.
Проанализировав значение жаргонизмов, я выделила тематические группы слов:
1. Наименования людей по профессии: училка, класс нуха, мусор, мент.
тый, ботаник, лох, тормоз, шестерка, бивень, бич, чурка, дятел, козел, кобыла, ушлепок, чмо, чапа, мразь, редиска, сволочь.
Пока бьют часы
Тигрёнок на подсолнухе
Каргопольская игрушка
Музыка космоса
Тупое - острое