У калмыков калмыцкий чай- джомбу называют «божественным напитком», наделяют святостью. Уделяют огромное внимание чайной церемонии..
Я люблю изучать культуру и народные традиции своего народа. Мне интересна жизнь и быт калмыков. Я решила узнать всё о чае.
Цель работы:
1) выяснить какую роль играет калмыцкий чай в жизни народа.
2) узнать почему чай называют «божественным напитком».
3) собрать материал о чае
4) приготовить разные виды калмыцкого чая.
5) провести анкетирование среди одноклассников о пользе чая
6) поделиться знаниями о роли чая.
Вложение | Размер |
---|---|
chud.napitok.doc | 384.5 КБ |
Исследовательская работа
«Божественный напиток»
ученицы 2 «А» класса
МБОУ «СОШ № 10» им.В.А.Бембетова
Микиткеевой Даяны
«Божественный напиток»
Руководитель: Нимгирова Л.О.,
учитель начальных классов,
1 кв.категория
2014 г.
Оглавление:
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Общие сведения.
2.2 История возникновения чая.
2.3 Легенды о чае.
3. Виды чая.
4. Роль чая.
5. Заключение.
6. Литература.
«Если холодно, чай согреет.
Если жарко, охладит»
(калмыцкая пословица)
1. ВВЕДЕНИЕ
У калмыков калмыцкий чай- джомбу называют «божественным напитком», наделяют святостью. Уделяют огромное внимание чайной церемонии..
Я люблю изучать культуру и народные традиции своего народа. Мне интересна жизнь и быт калмыков. Я решила узнать всё о чае.
Цель работы:
1) выяснить какую роль играет калмыцкий чай в жизни народа.
2) узнать почему чай называют «божественным напитком».
3) собрать материал о чае
4) приготовить разные виды калмыцкого чая.
5) провести анкетирование среди одноклассников о пользе чая
6) поделиться знаниями о роли чая.
Я выдвинула гипотезу: калмыцкий чай называют «божественным напитком», потому что он по велению Бога приносит пользу окружающим.
Для того чтобы найти ответ на мой вопрос я решила обратиться к эдже и прочитала несколько статей о чае.
Я провела анкетирование одноклассников с целью узнать, любят ли они калмыцкий чай.
По итогам анкетирования: все любят пить калмыцкий чай, а особенно по утрам, так как он придаёт силы.
Затем я была у эджи в гостях в посёлке «Цаган - Аман». Она мне рассказала о разных видах чая… Я наблюдала и участвовала в приготовлении калмыцкого чая. Эджа рассказала мне легенду о чае.
2. Основная часть
1) Общие сведения.
Калмыцкий чай - джомба - по праву является главным блюдом нашей национальной кухни. Чай - самая почитаемая пища. С чая начинается день, без него не обходится ни один праздник. Чаем благословляем рождение ребёнка, молодых людей, когда они создают семью, поздравляем юбиляра, да и в печальные дни все дела начинаем с чая.
2) История возникновения чая.
Впервые о чае в своей книге написал китайский просветитель
Чжоу-гун. Он писал о чае, как о напитке, утоляющий жажду и имеющий целебное свойство.
В 1618 году Российскому царю Михаилу Романову из Китая прислали несколько ящиков чая.
Есть версия, что он пришел к нам из Тибета, а кочующие народы
распространили его по всему среднеазиатскому региону.
В основе напитка обязательно плиточный чай, состав которого не имеет
определенной рецептуры. Этому есть практическое объяснение – плиточный
чай проще и удобнее возить с собой. Рассыпной чай для кочевника неудобен.
В смесь обычно входили черный и зеленый чай и местные травы, обычно
бадан. Все это прессовалось в плитки весом до двух килограмм.
Сначала чай, видимо, был китайским, затем, когда в советской Грузии стали
выращивать свои сорта, стал использоваться грузинский.
3) Легенда о чае.
Калмыкам известна легенда, по которой происхождение чая связывается с именем религиозного реформатора Цзонхавы. Вариант данной легенды имеется в сборнике «Хальмг туульс» (Элиста,1972г.). В ней рассказывается о том, как однажды Цзонхава занемог и обратился к известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным»(деедсин идян), и рекомендовал Цзонхаве пить его на голодный желудок в течении семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днём месяца барса по лунному календарю, Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю он повелел всем верующим в этот день поставить всем бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год(нег нас зуух) и приготовить исцеливший его напиток, названный позже «хальмг ця» («джомба»).
С тех пор, по преданию, калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым напитком стал калмыцкий чай. И в память о чудесном исцелении, калмыки начали ежедневно осуществлять чайный ритуал- подношение божествам.
3. Виды чая.
Бабушка поделилась с самыми известными рецептами приготовления чая.
Джомба
200-300г плиточного зелёного чая,3 л воды, 2 л сливок, 50 г. Сливочного масла, 2ч. ложки соли, 5-6 горошин чёрного перца, мускатный орех.
Чай растолочь, залить холодной водой и варить на среднем огне до закипания, затем убавить огонь, варить ещё 15-20 мин, добавить масло, соль, чёрный перец, закрыть крышкой и дать настояться 10-15 мин, мускатный орех добавляется по вкусу.
Хурсн ця (с поджаркой)
4 ст. ложки с верхом зелёного чая, 2 л молока, 1,5 воды, 100 г сливочного масла, 3 ст. ложки пшеничной муки, 7-8 горошин чёрного перца, 2 лавровых листа, 2 ч. ложки соли.
Чай растолочь, залить холодной водой и варить на среднем огне до закипания, затем убавить огонь, варить ещё 15-20 мин, соль добавить вместе с молоком, затем обжарить муку с маслом до светло-жёлтого цвета и добавить в чай вместе с пряностями.
Махта ця (мясной)
400-500 г.свежих бараньих рёбрышек, 200-300 г.плиточного зелёного чая, 3 л воды, 2 л молока, 2 ч. ложки соли, 5-6 горошин чёрного перца, мускатный орех или лавровый лист.
Бараньи рёбрышки залить холодной водой, добавить соль и варить на среднем огне до закипания, затем убавить огонь, варить ещё 40-50 мин, вынуть рёбрышки, в получивший бульон растолочь и добавить чай, варить на среднем огне ещё 5-10 мин, после снять появившиеся на поверхности прутики чая, влить молоко, проварить ещё 5-10 мин, добавить чёрный перец, дать постоять в закрытом виде 10 мин, мускатный орех или лавровый лист добавляются по вкусу, после чего разливать. Рёбрышки подавать отдельно, присыпав зеленью, с гарниром из отварного картофеля.
4. Роль чая.
Феномен калмыцкого чая заключается в его отменных вкусовых и питательных качествах. О нём говорится в сказках, в легендарном эпосе «Джангар»:
Кленовыми дровами затопим,
Верблюжье молоко нальём,
Крепкого чая заварим,
Сливочного масла положим,
Чтоб густой он был,
Чтоб даже язык не поворачивался…
Чай, мы знаем, тонизирует, расслабляет нервную систему, компоненты чая также несут свою определённую функцию. Масло восполняет животный жир, который необходим для питания кожи, суставов, сухожилий. Молоко даёт животный белок, кальций. Эти элементы важны для нормальной работы всего организма. Натрий, который находится в соли, благотворно воздействует на сердце, усиливая сердцебиение и давление крови. Мускатный орех обладает лёгким тонизирующим эффектом.
В зимнее время в чай добавлялась поджаренная мука, такой чай назывался
«хурсн ця» (с поджаркой). Он был вкусным, густым, сытным и энергетическим.
Правильно подобранный рецепт приготовления чая и две-три чашки, выпитые в течение дня, могут помочь при таких недугах, как: заболевания желудочно-кишечного тракта, отравления, ожоги, заболевания органов дыхания, заболевания желчного пузыря, авитаминоз, заболевания сердечно – сосудистой системы и нарушения кровообращения, переутомление, сахарный диабет.
5. Заключение.
Калмыцкий чай называют «божественным напитком», потому что
он по велению Бога помогает всем людям. Без этого напитка калмыкам было бы трудно.
Таким образом, калмыцкий чай-это не просто напиток, это аршан, обладающий чудесными оздоровительными свойствами, и недаром современная медицина признаёт нашу джомбу в качестве натурального целебного и профилактического средства.
Калмыцкий чай- джомба по праву является главным блюдом нашей национальной кухни. Он стал в полном смысле слова повседневной пищей для большинства населения. Его употребляли и перед едой, и после приёма пищи.
В 2011 году журналисты «Хальмг унн» обратились к Главе Республики Калмыкия Алексею Орлову с предложением создания праздника калмыцкого чая- праздника любимого всеми напитка. Так в Калмыкии родился новый национальный праздник – День калмыцкого чая, учреждённый Народным Хуралом (Парламентом) РК. Он будет отмечаться каждую третью субботу мая.
Работая над этой темой, я узнала много интересного о калмыцком чае.
Эта тема очень мне понравилась, хочу продолжить свою исследовательскую работу о чайной церемонии.
. « Этномир Калмыкии» ( Сборник статей и материалов).
( Элиста АУ РК « Издательский Дом « Герел»)
. « О чайной церемонии калмыков» ( Проект газеты « Хальмг үнн»)
. Газета «Байрта»
. Сборник «Хальмг туульс» (Элиста,1972г.).
Ах эта снежная зима
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Почему Уран и Нептун разного цвета
Что есть на свете красота?
Что такое музыка?