Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 1.12 МБ |
prezentatsiya1.ppt | 579.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательский проект: «Этнические танцы мордвы» г. Саранск 2013 – 2014 учебный годСлайд 2
Подготовила ученица 2 Б класса МОУ «СОШ №36» г. Саранска Бурнаева Елизавета
Слайд 3
Руководитель: Бурнаева Светлана Николаевна
Слайд 4
Обоснование выбора темы: Я люблю танцевать народные танцы, поэтому решила узнать чем отличается этнический мокшанский танец от эрзянского.
Слайд 5
Актуальность исследования: Изучение истории народного мордовского танца. Познание этнокультурного потенциала танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши.
Слайд 6
Цель работы: Ознакомление с народной танцевальной культурой мордвы и с этническим танцем .
Слайд 7
Задачи: 1. Представлять особенности этнических танцев мордвы-мокши и мордвы-эрзи. 2. Уметь высказывать свое отношение и уважение к национальным традициям
Слайд 8
План: Введение. 2. Эрзянский женский танец. 3. Мокшанский женский танец. 4. Мужской этнический танец мордвы. 5. Заключение.
Слайд 9
У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Танцевальные движения – удары ногой и хлопки в ладоши несли в себе символическое значение – «оплодотворение земли». Введение
Слайд 10
Этнические танцы мордвы связаны с брачными «плясками» журавлей. Образ утки, как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии. Медвежьи пляски в свадебном обряде у мордвы связаны с ряженьем, в них участвуют, как правило, женщины. Танцоры «медвежьих плясок», изображая лесного зверя, делают мелкую «топотню» – «переступание» ног на месте, поддерживают ритм неуклюжими, но выразительными движениями рук. Подражательная пластика танцоров выражается не только хлопками в ладоши, но даже тогда, когда они выполняют с наклоном корпуса и головы вперед своеобразное «лягание», «брыкание», «бодание», «виляние».
Слайд 11
Мордва водила хороводы по кругу уже в начале XII в. В пляске («кирькс кужонь киштема» (э.)) две девушки выходили в середину круга, складывали руки на груди, подбоченивались и топтались на одном месте, а потом менялись. В это время бытовали пляски рядами («ряцок киштема» (м.)), где танцоры шли длинными шеренгами, взявшись за руки. У мордвы-мокши и мордвы-эрзи до сих пор бытуют два вида хороводов: 1) будничный – «пе», «куро (а)» (м., э.), (куринка) – шаговый; 2) праздничный – «оцю» (м.), «покш» (э.), «ульця» (м., э.) (большая улица) – плясовой.
Слайд 12
Мужской этнический танец мордвы Мужчины в праздники устраивают соревнование в «срамных бесовских» плясках, становятся друг против друга, топают ногами и садятся вприсядку. Этнический танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы.
Слайд 13
Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную технику ног, отсутствие некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна. Эрзянский женский танец
Слайд 14
Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Юноша не ведет девушку в танце за руку, а, наоборот, сопровождает ее рядом: два гордых, достойных друг друга человека. Мокшанский женский танец
Слайд 15
Характеристика танцевальной культуры мордовского народа взаимосвязана не только с этническим характером (упрямством, решительностью), но и темпераментом (молчаливостью, раздражительностью). Заключение
Слайд 16
консультации интернет книги Источники информации
Слайд 17
Литература Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история методика практика) : учеб. пособие / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 204 с. Источники интернета: http :// portal.do.mrsu.ru / info / arts / dance / mordovia / http :// www.zubova-poliana.ru / history-dances.htm
Несчастный Андрей
Заповеди детства и юности
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Лиса Лариска и белка Ленка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари