Работа создана под руководством учителя математики Курносовой Т.А. и заняла 1 место на районной конференции исследовательских, проектных, творческих работ учащихся в 2013-2014 учебном году.
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranit_zdorove_pomogut_zadachi.doc | 158.5 КБ |
Оглавление
Вступление……………………………………………………………….…….2-3
1. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека………….4
2. Сборник задач по математике…………………………………………………4
2.1. Математика и экология……………………….............................................4-6
2.2. Математика и знание своего тела………………………………………...7-9
2.3. Математика и здоровый образ жизни………………………...……...….9-12
2.4. Математика и здоровое питание……………………………………….12-15
2.5.Математика и вредные привычки…………………………………..….15-17
Заключение………………………………………………....................................18
Список литературы…………………………………………………………..…..19
Введение
Здоровье – это самое главное в жизни. Это и счастье, радость, свобода, труд, спорт и общение с родными и друзьями.
Это – сама жизнь.
Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.
Много пословиц есть о здоровье, например, «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял», «Где здоровье, там и красота», «Здоров будешь - все добудешь».
Сейчас много говорят о здоровье и здоровом образе жизни. Нас убеждают в том, что спорт и физическая культура – это залог здоровья, что это модно, что это ключ к успеху. Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Математика – один из основных предметов в школе.
А может ли математика помочь здоровью?
Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи. Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Надо сказать, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся и о здоровье человека. Это может выражается в том, что в содержании задач будет информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках. Есть много факторов, количественных характеристик, от которых зависит наше здоровье. Поэтому я задалась вопросом, а есть ли в школьных учебниках такие задачи. К сожалению, таких задач оказалось очень мало. Я просмотрела учебники математики 5 и 6 классов, алгебры 7 класса и практически ничего не нашла. А ведь так важно, чтобы школьники сами могли подсчитывать, контролировать, корректировать своё поведение в соответствии с нормами и требованиями своего растущего организма. Там встречаются задачи о посадке деревьев, о сборе грибов, о транспортировке, хранении и продаже овощей и фруктов. Но нет ничего поучительно относительно нашего здоровья. Поэтому я решила составить свой сборник задач. Для этого я использовала факты из разных информационных источников: учебники природоведения и биологии, интернет ресурсы, САНПИН, а найденные статистические данные применила для составления задач. Сборник получился небольшим, но, думаю, очень полезным. Он состоит из 5 частей. 1 часть «Математика и экология» выбрана мною не случайно. Ведь 2013 год был объявлен годом защиты окружающей среды.
1. Математика и экология.
2. Математика и знание своего тела.
3. Математика и здоровое питание.
4. Математика и здоровый образ жизни.
5. Математика и вредные привычки.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Объект исследования: текстовые задачи учебников математики 5-7 классов.
Предмет исследования: наличие задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Цель работы: Обосновать целесообразность использования на уроках математики задач, содержащих сведения о факторах, влияющих на здоровье человека.
Задачи:
1. Проанализировать учебники математики 5-7 классов.
2. Изучить литературу по теме.
3. Составить сборник задач.
4. Нацелить учащихся и учителей на дальнейшее развитие данной темы.
Практическое значение исследовательской работы:
разработан сборник задач по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти применение на уроках математики.
1. Математические задачи – источник знаний о здоровье человека
Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика и вовсе проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии.
Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека.
Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности.
Согласно словарю Ожегова С. И «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма».
Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
2. Сборник задач по математике.
2.1. Математика и экология.
Есть на земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, весенний звон ручья,
Живешь в том светлом доме ТЫ и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
ПРИРОДОЮ родной земли зовется этот дом.
Л.Дайнеко
2013 год в России был объявлен Годом охраны окружающей среды
Экологическая культура - это существенная часть общей культуры современного человека, включающая весь накопленный обществом опыт природопользования, знание об оптимальных способах взаимодействия с природой, закрепляемые и передаваемые поколениями.
Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Ведь окружающая среда – один из факторов, который оказывает влияние на здоровье человека.
Предлагаю несколько задач, которые можно использовать в процессе изучения математики:
Задача №1.
Уровень загрязнения атмосферы в РФ остается высоким. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживают 55,1 млн человек, что составляет 53% городского населения России. Сколько человек проживает в городах со сравнительно чистым воздухом? (Статистические данные – интернет)
Задача №2.
По данным Росгидромета, в Российской Федерации в 2011г. забор воды из природных водных объектов составил 77 млрд 640 млн куб. м. Структура водопотребления характеризуется следующими показателями: производственные нужды – 60,2%, хозяйственно-питьевые нужды – 15,8%, орошение – 13,2%, сельскохозяйственное водоснабжение – 0,5%, прочие нужды – 10,3%. Сколько млн куб. м. воды пошло на хозяйственно-питьевые нужды? (статистические данные – интернет)
Задача №3.
В 2011г. объем образования отходов производства и потребления в России составил, по данным Росприроднадзора, 4,3 млрд т, что на 16,2% больше объема отходов, образовавшихся в 2010г. Каким был объем образования отходов производства и потребления в России в 2010 году?
Задача № 4.
Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 17, если он сделал 5 ходок? Расстояние от вокзала до деревни равно 15 км.
Задача №5.
На территории Смоленской области протекает 1150 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут пересыхать из-за вырубки деревьев? Сколько рек останется?
Задача №6.
Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Задача №7.
Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей на место 15 вырубленных взрослых?
Задача №8.
Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?
Задача №9.
Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.
Задача №10.
Для изготовления пяти одинаковых скворечников потребовалось изготовить 20 прямоугольных и 10 квадратных дощечек. Сколько дощечек потребуется для одного скворечника?
Задача №11.
Высокий уровень шума, воздействующий на органы слуха в течении нескольких часов, может привести к снижению остроты слуха. Выясните, какой шум опасен для вашего здоровья, если он составляет 367% от нормального уровня шума в 30 дб.
Задача №12.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом класс, состоящий из 25 человека? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?
2.2. Математика и знание своего тела
Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы. Слаженная работа всех органов – счастье для человека.
Задача №1.
Статистика по состоянию здоровья школьников нашей страны неутешительна – только около 3% выпускников абсолютно здоровы. Сколько здоровых выпускников покинут школу в текущем году, если всего их 80?
Задача №2.
Одна таблетка лекарства весит 30 мг и содержит 8% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописыват 1,2 мг активного вещества на каждый кг веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку весом 6 кг в течение суток? (сборник ЕГЭ)
Задача №3.
У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?
Задача №4.
Нормальный вес человека условно равен его росту в сантиметрах минус 100. Можно ли считать нормальным вес в 90 кг, если рост мужчины составляет 168 сантиметров? Каким должен быть его нормальный вес?
Задача №5.
В нашем кабинете стоят 8 столов: 2 с красной маркировкой, 2 с зелёной маркировкой, 4 с голубой маркировкой. Столы с красной маркировкой соответствуют росту ребёнка 145-160 см, с зелёной – 160-175, с голубой -175 и выше. В этом кабинете занимаются 4 класса. В 5 классе 11 учеников ростом от145 до 160см, в 7 классе 3 ученика ростом от 145 до 160 см и 3 ученика ростом от 160 до 175 см, в 8 классе 4 ученика ростом от 160 до 175 см, в 9 классе 3 ученика ростом от 145 до 160 см, 5 учеников ростом от 160 до 175 см, и 3 ученика выше 175 см, в 11 классе 3 ученика ростом от 160 до 175 см и 3 ученика от 175 см. Правильно ли подобраны столы в кабинете? Нужно ли заменить или поставить ещё столы и каких маркировок, если площадь кабинета допускает постановку ещё двух столов? (СанПиН)
Задача №6.
Моя одноклассница болела дважды в 3-ей четверти. Первый раз она проболела 2 недели, второй раз – 1 неделю. Какую часть занятий в третьей четверти пропустила моя одноклассница, если мы проучились 58 дней при шестидневной рабочей неделе?
Задача №7.
Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?
Задача №8.
Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 50 м, а сам человек на 45 м ближе. Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака?
Задача №9.
Одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь мужчины, если продолжительность его жизни составляет 60 лет?
Задача №10.
Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут? Можно ли считать человека здоровым, если за 15 секунд его сердце делало 19 ударов?
Задача №11.
Средняя продолжительность капилляров в теле человека – 30 км. Запишите эту длину в сантиметрах, миллиметрах.
Задача №12.
Когда человек улыбается, у него работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?
Задача №13.
Рост Джона 5 футов 11 дюймов. Выразите рост ждона в см, если 1 фут равен 0,305 м, а 1 дюйм равен 2,5 см. Результат округлите до целого числа см. (Сборник ЕГЭ)
Задача №14.
Все мы знаем, для того чтобы жить, надо дышать. 15-летний ребенок вдыхает 20 раз в минуту, слон - на 10 раз меньше, чем подросток, а собака - на 15 больше, чем слон. Сколько раз за минуту вдыхает собака?
Задача №15.
Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения для учащихся 8-11 классов может составлять до 25 минут от урока. Сколько процентов учебного времени на уроке может быть занято просмотром этих изображений?
Обычный человек может удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 единиц запоминаемого материала, тренированный же до 20 единиц произвольно полученной информации. При этом способности произвольной памяти просто огромны.
Задача №16.
Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного.
2.3 Математика и здоровый образ жизни
Полноценный сон – важный источник наших сил. Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым, мозг плохо работает.
Задача №1.
Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека?
Задача №2.
Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Кукую часть суток спит взрослый человек? Сколько часов проспит взрослый человек за неделю?
Задача №3.
Взрослый человек спит 8 ч в сутки. Ребёнок должен спать 11 ч в сутки. На сколько процентов сон ребёнка должен быть больше сна взрослого человека?
Задача №4.
Составь режим дня школьника по решению задачи.
Занятия в школе длятся 5 часов. Сон в 2 раза больше, чем занятия в школе. Прогулка на 3 часа меньше, чем занятия в школе и на 30 минут больше, чем подготовка уроков на следующий день. Остальное время занимает досуг. Зачем нужно соблюдать режим дня?
Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.
Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой,
Коль человек недвижим, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок.
Ибн Сина
Задача №5.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Какова вероятность, что в среду у пятиклассников будет урок физкультуры, если у них пятидневная рабочая неделя и в расписании на день физкультура не повторяется.
Задача №6.
Бегун пробежал 450 м за 50 секунд. Найдите среднюю скорость бегуна. Ответ дайте в км,ч.(Сборгик ЕГЭ)
Задача №7.
Несколько учеников соревновались в плавании, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза больше, чем в беге. Сколько учеников соревновалось в гимнастике, если всего в соревнованиях приняли участие 42 ученика, и ни один из них не принял участия в двух видах соревнований?
Задача №8.
За всю историю олимпийских игр в России проходили только две олимпиады – в июне 1980 года (летние олимпийские игры) и в феврале 2014 года (зимние олимпийские игры). Сколько месяцев прошло от окончания летней олимпиады до начала зимней?
Задача №9.
Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции более 1000 лет назад. Жители Древней Греции устраивали игры 1 раз в 4 года. Сколько месяцев проходило между двумя Олимпийскими играми?
Задача №10.
Спортсмен, рост которого 1 м 85 см, прыгая с шестом, преодолел планку на высоте, которая в 3 раза превышает его рост. На какой высоте стояла планка? На сколько сантиметров высота планки больше роста спортсмена?
Задача №11.
Один спортсмен пробежал расстояние 800 м за 1 мин 41 с, а другой за 104 с. Чей результат лучше?
Задача №12.
Для спортивной школы купили 14 мячей, гантелей на 34 штуки больше, чем мячей, а гимнастических матов в 6 раз меньше, чем гантелей. Сколько гимнастических матов купили?
Задача №13.
В течение четырёх дней врач принимал каждый день по 11 больных, а на пятый день он принял 19 больных. Сколько больных принял за 5 дней? Часто ли вы болеете?
Задача №14.
Площадка для игры в бадминтон представляет собой прямоугольник длиной 13 м 40 см и шириной 5 м 20 см при игре двух игроков, а шириной 6 м 10 см при игре пара на пару. На сколько меньше периметр площадки для двух игроков? Найдите площади обеих площадок.
Задача №15.
В соревнованиях по бегу приняли участие 81 ученик, а в шахматном турнире в 3 раза меньше. В математической олимпиаде приняли участие на 15 учеников больше, чем в шахматном турнире, а в лыжных гонках в 3 раза больше, чем в математической олимпиаде. Сколько учеников приняли участие в лыжных гонках?
Задача №16.
В школе 11 классов, в каждом классе в среднем по 15 учеников. 68 учеников сейчас больны и не ходят на занятия. Сколько учеников присутствует на занятиях в школе? Закроют ли школу на карантин? (На карантин закрывают в том случае, если отсутствуют 50% и учащихся и более).
Задача №17.
Подсчитано, что в классе в начале занятий находится примерно 452400 микробов, а к концу занятий их количество увеличивается в 5 раз. Сколько микробов заселяет класс к концу занятий? Как можно уменьшить количество микробов в течение рабочего времени?
Задача №18.
Учёные подсчитали, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38000000 микробов. Чтобы заболеть достаточно проглотить в 1000 раз меньше микробов. Сколько микробов достаточно проглотить, чтобы заболеть? Что необходимо делать, чтобы было меньше микробов?
Задача №19.
Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1,5 ч. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется?
2.4. Математика и здоровое питание
Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества. Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира.
Задача №1.
Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?
Задача №2.
Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 200г молока, 120г малины, 60г клубники, 150г черники и 30г меда. Сколько всего граммов ягод нужно положить в коктейль? На сколько процентов в коктейле больше ягод, чем молока?
Запомните этот рецепт и приготовьте.
Задача №3.
Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 140 г соли. Сколько соли содержится у человека весом 40 кг?
Задача №4.
Осенью 100 г картофельного пюре содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание в 10 раз меньше. Сколько витамина С можно получить из 200 г картофельного пюре зимой?
В какое время года от картофеля больше пользы?
Задача №5.
Миша ходил в лес за грибами. Папа внимательно проверил содержимое корзины и обнаружил 8 белых грибов, 10 подберёзовиков, 8 мухоморов. Ложных опят в 2 раза меньше, чем мухоморов. Сколько процентов от всех собранных грибов составляют ядовитые?
Что могло бы случиться, если бы папа не проверил Мишину корзину с грибами?
Задача №6.
В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С. Мама дала сыну 2 таблетки поливитамина. Сколько граммов витамина С получил ребёнок? Почему мама убирает баночки с витаминами и лекарствами в недоступное для детей место?
Задача №7.
В июле ребята заготавливают для школьной столовой 5 кг липы. Сколько стаканов чая можно будет заварить, если на один стакан идёт 2 г цветов? На сколько дней хватит липы, если в школе питаются 70 человек?
Задача №8.
Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 4 кг веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребенка массой 40 кг на один день.
Задача №9.
Таня, Вова и Саша помогали бабушке собирать в саду яблоки. После этого Таня съела 7 яблок, Вова – на 3 яблока меньше, а Саша съел столько же, сколько Вова. Сколько всего яблок съели дети? Вскоре у детей разболелись животы. Почему?
Задача №10.
Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время?
Задача №11.
В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. Сколько приблизительно воды выпьет человек за 14 лет жизни?
А вот эти задачи я встретила в сборнике для подготовки к ЕГЭ
Задача №12.
Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?
Задача №13.
В летнем лагере на каждого участника полагается 40 г сахара в день. В лагере 164 человека. Сколько килограммовых пачек сахара понадобится на весь лагерь на 9 дней?
Задача №14.
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Задача №15.
Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 12 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 6 литров маринада?
Задача №16.
Для приготовления вишневого варенья на 1 кг вишни нужно кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 27 кг вишни?
Задача №17.
В книге Елены Молоховец «Подарок моодым хозяйкам» имеется рецепт пирога с черносливом. Для пирога на 10 человек следует взять 0,3 фунта чернослива. Сколько граммов чернослива следует взять для пирога, рассчитанного на 6 человек? Считайте, что 1 фунт равен 0,4 кг.
Задача №18.
Дети и молодые женщины должны съедать ежедневно 300 г хлеба; дамы среднего возраста – 250 г, молодые мужчины – 400 г, более зрелые – 350г, норма для пожилого человека старше 65 лет – 200 г. В семье моего одноклассника 6 человек: трое детей, мама, папа, бабушка. Сколько батонов хлеба необходимо купить этой семье на день, если вес одного батона 400 граммов?
Решение:
1) 300.3+250+350+200=1700(г) хлеба необходимо семье.
2)1700:400=4, 25(батона)≈5 батонов.
Ответ: 5 батонов.
Усложню задачу: в семье употребляют белый и чёрный хлеб приблизительно поровну. В Батоне белого хлеба 400 граммов, в буханке чёрного хлеба 700 граммов. Вопрос тот же.
2) 1700:2=850(г) хлеба каждого вида нужно семье на день.
3)850:400=2,125(батона) белого хлеба
4) 850: 700≈1, 2(буханки) чёрного хлеба.
Т.к. по правилам округления получаем 2 батона и 1 буханку, но этого количества хлеба недостаточно данной семье, а 3 батонов и 2 буханок будет слишком много, поэтому можно чередовать покупки: 2 батона, 2 буханки- день и 3 батона-1 буханку во второй день. Приблизительно так и поступают в этой семье.
2.5. Математика и вредные привычки
75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми.
90% рака легких наблюдается у курильщиков
до 95% заболевших раком умирают в течение 5 лет.
Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.
Задача №1.
Одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина С ворует у себя тот, кто выкуривает 10 сигарет в день?
Задача №2.
В нашей школе было проведено анонимное анкетирование, которое установило, что 25% старшеклассников пробовали курить. Определите, сколько старшеклассников пробовали курить, если всего опросили 20 учащихся.
Задача №3.
Японские врачи провели исследование и выяснили, что из каждых 45 студентов, имеющих расстройства слуха, 30 человек регулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процентов потерявших слух активно стремились к этому?
Задача №4.
Некоторые фирмы за одну и ту же работу курящим работникам устанавливают заработную плату на 5 тысяч меньше, чем некурящим. На сколько процентов меньше получит курящий человек по сравнению с некурящим, если заработная плата составляет 25000 рублей.
Задача №5.
30 больных перенесли инфаркт. Известно, что среди них 6 человек некурящих, остальные курящие. Сколько % человек могли бы быть здоровыми?
Задача №6.
Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает за один урок? Какой вред наносит курение человеку? Как можно оградить себя от этой беды?
Задача №7.
C каждой выкуренной сигаретой курильщик получает 2 мг никотина. Сколько никотина получит человек, выкуривший пачку сигарет (в пачке 20 сигарет)?
Задача №8.
Каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5 минут 30 секунд. На сколько уменьшится жизнь после выкуривания пачки сигарет (в пачке 20 сигарет)?
Задача №9.
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько будет весить новорожденный, если: курит папа; курит мама; курят оба.
Задача №10.
В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?
Задача №11.
В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?
Задача №12.
Сердце здорового человека бьется 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курящего человека за сутки?
По данным ФСКН РФ каждый год от наркотических веществ в России погибает 70 тысяч человек, наркоманами становится 86 тысяч россиян или 235 человек ежедневно, подсаживается на наркотики, но общее число наркоманов не растёт так как смертность от наркотиков самая высокая.
Задача №13.
По данным зарубежных экспертов в нашей стране оседает от 75 до 80 тонн героина – самого страшного и опасного наркотика. Это количество в 3,5 раза больше чем в США и Канаде вместе взятые и в 2 раза больше чем в Китае, и это не смотря, что в Китае миллиардное население.Сколько тонн героина (приблизительно) оседает в США, Канаде и Китае вместе. Что произойдёт с нашей страной, если ничего не изменить?
Статистика среди подростков в России выглядит так же угрожающе. Среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.
Средний срок жизни наркомана не превышает пяти – дести лет, если не считать случаи смертей от передозировки. За последние годы смертность от употребления наркотиков выросла в 10 раз, а детская смертность, по этой же причине, в 42 раза. Каждый год в РФ от наркотиков умирает около ста тысяч человек.
Что будет с нашей страной, если это безумие не остановить?
Заключение
Здоровье-это самое ценное, что есть у человека. В одной из пословиц говорится «было бы здоровье, а остальное приложится». В период обучения в школе многие дисциплины знакомят школьников с основами здорового образа жизни. А математика? Каким же образом математика может стать источником знаний учащихся о здоровье человека? Я подумала, так как в математике много текстовых задач, то именно через содержание задач можно знакомить учащихся с фактами из реальной жизни о здоровье человека.
Решение задач с таким содержанием не только способствует сохранению здоровья, но и пропагандирует здоровый образ жизни, вызывает негативное отношение к вредным привычкам, в ненавязчивой форме обучает правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Представление проблемы здорового образа жизни в виде задач способно оказывать большее влияние на учеников, чем просто слова. Включение в уроки математики таких задач делает уроки математики более познавательными и интересными. Выбрав пять основных направлений здоровъесбережения, я составила сборник задач. Он включает вопросы охраны окружающей среды, знание организма человека, освещает некоторые вопросы рационального питания, пропагандирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику вредных привычек, обучает правилам поведения в нестандартных ситуациях. А где же взять эти факты? Для составления задач я использовала различные информационные источники. Читая информацию об экологии, изучая статистические данные об уровне наркомании, алкоголизма в России, о вреде курения для всего нашего общества, я пришла к выводу, что наша страна находится в ужасной ситуации. С этим нужно что-то делать. Я пришла к выводу, что математика так же, как и другие школьные дисциплины может помочь сохранить и укрепить здоровье. Мой сборник пока очень мал, но, думаю, будет полезен. Моя идея может заинтересовать и других учеников. Я надеюсь, что она станет хотя бы маленьким кирпичиком задания под названием «Здоровье нации».
Берегите себя, свое здоровье и тогда жизнь станет прекрасной и удивительной.
Литература
festival.1september.ru›Решение текстовых задач
nsportal.ru›ap…drugoe/matematika…sbornik…zdorove…
uchportal.ru›Статьи›23-1-0-3886
unstats.un.org›unsd/environment/envpdf/…
nodrink.me›articles/statistika-alkogolizma…rossii/ копия
narkoinfo.ru›statistika…346-narkomaniya…v-rossii
nosmoking18.ru›statistika-kureniya-v-rossii/
Сладость для сердца
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Как нарисовать черёмуху
Н. Гумилёв. Жираф