Знакомство с традиционными праздниками в России и англоговорящих странах.
Сравнение праздников Хеллоуин и Рождество в Америке с праздниками дня Ивана Купала и Колядки в России.
Вложение | Размер |
---|---|
angliyskiy_3.docx | 904.16 КБ |
« Российской науке — виват! »
Английский язык
«Традиции и обычаи англоговорящих стран и России»
Марьина Анастасия Ивановна
28.10.1997
ГБОУ СОШ № 12
10 «А»
2 Мосфильмовский переулок, д. 22, кв. 3.
8-499-147-29-85
Беляева Вера Александровна
30.09.1997
ГБОУ СОШ № 12
10 «А»
3 Сетуньский проезд, д. 1, кв. 58
8-499-795-52-54
Локтионова Виктория Дмитриевна
07.07.1997
ГБОУ СОШ № 12
10 «А»
2 Мосфильмовский переулок, д. 12, кв. 40.
8-499-143-15-34
Руководитель:
Григорян Армине Сергеевна
ГБОУ СОШ № 12
Преподаватель английского языка
2014
Оглавление работы:
Здравствуйте! Сегодня мы представляем проект, который поможет нам найти что-то общее в культуре нашей страны и зарубежных странах. Наш проект
• Цель проекта:
Хэ́ллоуи́н (англ. Halloween, All Hallows' Eve или All Saints' Eve)[6] — современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых.
• История
Корни этого удивительного праздника начинаются со времен дохристианской эпохи. Племена кельтов, проживавшие на территории Англии, Ирландии и Северной Франции, делили год на две части – зиму и лето. 31 октября считалось у них последним днем уходящего года. Этот день также означал окончание сбора урожая и переход на новый – зимний сезон.
Празднование Нового года происходило в ночью на первое ноября. В эту ночь по древнему поверью кельтов миры живых и мертвых открывали свои двери, и обитатели потустороннего мира пробирались на землю. Кельты называли эту ночь Самайном или Самхэйном. Для того чтобы не стать жертвами духов и приведений, кельты гасили в своих домах огонь, надевали на себя звериные шкуры, чтобы отпугивать незваных пришельцев. На улице возле домов оставлялись угощения для духов, а сам народ собирался у костров, разводимых жрецами друидами, и приносил в жертву животных. После жертвоприношения люди брали священный огонь, чтобы внести его к себе в дом. Символом праздника была тыква. Она не только означала окончание лета и сбора урожая, но и отпугивала злых духов священным огнем, который зажигался внутри нее.
Согласно приказу Папы Григория III в девятом веке праздник День всех святых был перенесен на первое ноября. Этим христианская церковь хотела искоренить языческие традиции, однако случилось обратное - Самайн начал праздноваться вновь. Предпраздничная ночь, в староанглийском языке, звучала как All Hallows Even (Вечер всех святых), или сокращенно - Hallowe'en, еще короче - Halloween. Так и появилось современное название этого праздника.
• Интересные факты
Традиционно Хеллоуин отмечается вокруг костра, с песнями и танцами, а также со страшными историями и легендами о духах, колдунах, ведьмах и всякой другой нечисти. В настоящее время коммерческий подход к празднованию любого торжества привел к тому, что во многих странах Хеллоуин превратился в праздник сладостей, которые дети выпрашивают у своих соседей, переодеваясь в карнавальные костюмы. По статистике каждый год на Хеллоуин продается конфет и других сладостей более чем на 2 миллиарда долларов.
В некоторых странах специально к Хеллоуину выращиваются гигантские сорта тыкв, так как спрос на этот огородный овощ в праздник очень велик, ведь каждый хочет собственными руками вырезать самый оригинальный фонарь из тыквы и выставить его за своим окном, чтобы он отгонял от жилища злых духов.
За традицию празднования Хеллоуина в Северной Америке несут ответственность европейские эмигранты, которые в свою очередь переняли ее у кельтов.
Самыми «главными» цветами на празднике Хеллоуин считаются черный – который представляет смерть и тьму ночи, а также оранжевый – который символизирует сбор урожая в уходящем году.
Ежегодно только в Америке простые граждане тратят на подготовку к празднику (помимо покупки сладостей), более 2,5 миллиардов долларов, точную цифру по всему миру затрудняются сказать даже эксперты. Этот факт делает Хеллоуин международным фестивалем и ставит его на первые позиции в списке самых коммерческих фестивалей мира.
Ежегодно устроители праздника Хеллоуин на престижных курортах и в дорогих отелях тратят огромные суммы на проведение праздника и на вручение призов. Например, самый большой денежный приз в 25 тысяч долларов все в той же Америке дается тому, кто вырежет самый оригинальный Джек-фонарь из тыквы.
Несмотря на то, что шоколад стоит гораздо дороже карамели, по процентам продаж на Хеллоуин этот продукт составляет 80% от общих продаж сладостей. Видимо таким образом соседи хотят показать свое материальное благополучие или стремятся наладить отношения с соседскими сорванцами на улице.
Крупнейшей тыквой в мире к Хеллоуину считается плод весом 1446 фунтов, выращенный фермером из Канады, штата Онтарио.
Недавно праздник Хеллоуин был включен в список самых распространенных фобий среди детей, поэтому родителям стоит позаботиться о своих малышах в этот день и всегда сопровождать их в походе за сбором сладостей.
Самым мрачным Хеллоуином во всем мире считается этот день в Мексике, так как мексиканцы в это время празднуют День мертвых, они посещают могилы своих предков и ни о каком веселье думать не могут.
Первые Джек-фонари в древности вырезали не из тыквы, а из репы, они были небольших размеров и их выставляли по нескольку штук на каждое окно, а также подвешивали к воротам и крыше.
Самым распространенным суеверием на Хеллоуин считается то, что, заглянув в зеркало в полночь, можно увидеть свою смерть. Хотя в некоторых странах, молодые девушки пытаются таким образом разглядеть все в том же зеркале своего суженого.
Крупнейшей тыквой в мире к Хеллоуину считается плод весом 1446 фунтов, выращенный фермером из Канады, штата Онтарио.
Недавно праздник Хеллоуин был включен в список самых распространенных фобий среди детей, поэтому родителям стоит позаботиться о своих малышах в этот день и всегда сопровождать их в походе за сбором сладостей.
Самым мрачным Хеллоуином во всем мире считается этот день в Мексике, так как мексиканцы в это время празднуют День мертвых, они посещают могилы своих предков и ни о каком веселье думать не могут.
Первые Джек-фонари в древности вырезали не из тыквы, а из репы, они были небольших размеров и их выставляли по нескольку штук на каждое окно, а также подвешивали к воротам и крыше.
Самым распространенным суеверием на Хеллоуин считается то, что, заглянув в зеркало в полночь, можно увидеть свою смерть. Хотя в некоторых странах, молодые девушки пытаются таким образом разглядеть все в том же зеркале своего суженого
Рождество в Англии
Рождество, как всем уже давно известно, в Англии отмечается 25 декабря.
Официально рождественский сезон открываетАндвент (advent) — предрождественский пост, который начинается за 4 недели до праздника. Праздничное настроение в Англии царит около месяца, поэтому наряду с традиционными фразами этого периода, такими как «Happy New Year» и «Marry Christmas», можно услышать также «Have a Happy Holiday Season!»
Дух Рождества в Англии начинает ощущаться еще осенью, в октябре. В это время большинство маленьких британцев пишут Рождественские списки Отцу Рождества. (letters to Father Christmas).
На Рождество все окна сельских домов освещены в Великобритании свечами, поэтому среди местных жителей ночь под Рождество называется «ночь свечей». А традиция эта пошла от старинного обряда сжигания Рождественского полена, которое сегодня заменяют толстой рождественской свечой, символизирующей победу света над тьмой.
Прекрасная традиция украшать дом к Рождеству вечнозелеными веточками плюща, остролиста и т. д. сохранилась и по сей день, как и обычай, подвешивать на входной двери веточки омелы белой. По обычаю раз в году, в канун Рождества, у мужчин есть право поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этого растения. Случается это не часто, и чтобы не терять времени зря, один человек решил украсить ветками амелы зеркало, чтобы можно было целовать всех девушек, остановившихся полюбоваться на себя.
Перед тем, как сесть за праздничный рождественский обед, англичане отправляются в церковь. Двумя часами позже по всем телеканалам страны транслируют поздравление королевы Елизаветы, после чего всех ждет праздничная программа. Далее англичане обычно играют в шарады или другие настольные игры.
Кульминацией Рождества является праздничный ужин. Считается: какой стол был на Рождество, такой будет и весь год. В Англии на Рождество подают запеченную свиную голову, и, как самое главное блюдо, — рождественский хлеб («хлеб Христа»), испеченный по специальным рецептам, украшенный ритуальными узорами и зеленью. Хлеб торжественно разрезают на части: обязательно одну из частей отдают бедным;
выделяется часть и для домашнего скота, птицы. В праздничные пироги запекают зерно боба, кольцо, монету и пуговицу, с помощью которых гадают. Боб – к счастью, кольцо – к замужеству, монета – к богатству, пуговица – к бедности.
Главный тост за праздничным столом – «Your good health!» – За ваше здоровье!
Рождественский пудинг! Это особая песня! Хорошая хозяйка готовила его за месяц до праздника, чтобы угощение «настоялось». Трудно поверить, но когда-то это изысканное сладкое и пряное кушанье было обыкновенной кашей. Оно так и называлось - plum-porridge — сливовая каша. Овсяная крупа варилась на мясном бульоне, затем в неё добавлялись хлебные крошки, изюм, чернослив (наверное из-за этого кашу нарекли сливовой), мед и миндаль. cо временем каша превратилась в пудинг- plum-pudding и завоевала почетное место и звание главного блюда рождественского стола. Теперь его готовят из хлебных крошек, фруктов, специй, а перед подачей на стол обливают ромом и поджигают. Некоторые любят поливать пудинг сверху йогуртом, так что если вам нужно йогуртница - выбирайте.
Подарки английским мальчикам и девочкам на Рождество в Великобритании приносит FatherChristmas .Маленькие англичане пишут Father Christmas письмо с желаниями и бросают его в камин, дым доносит список кадресату.
Второй день Рождества в церковном календаре посвящен святому Стефану. В Англии этот день называется Boxing day. Это название произошло от обычая устанавливать в церквах перед Рождеством особые ящики-копилки, куда опускали приношения для бедняков.
С введением христианства обычай дарить подарки на рождество ассоциировался с принесением даров младенцу Иисусу тремя магами Востока. В память этого подарки дарят прежде всего детям. Подарки детям разносит добрый старый джентльмен Санта Клаус, краснощекий, с длинной белой бородой, одетый в красную шубу и высокую красную же шапку.
Обычай складывать подарки в чулок или носок тоже связан с викторианской Англией. Для него существует такое объяснение: «Рождественский дед» путешествовал по воздуху и проникал в дома через дымовую трубу. Спускаясь в один из домов, он обронил несколько золотых монет в носок, который повесили сушиться над очагом. С тех пор в Рождественский Сочельник на камин стали вывешивать носки и чулки в надежде, что туда что-нибудь упадет.
Кстати, дети, перед тем, как пойти спать обязательно оставляют пирог с фаршем или печенюшки с молоком для Санты и морковку для Северного Оленя Рудольфа из упряжки Санты, иначе подарков не видать!
Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника. Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день).
Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия, их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая.
Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Овсень, Виноградень.
Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.
Известный нам обычай колядовать на Рождество появился уже после Крещения Руси в ходе переосмысления в контексте христианской культуры языческих обычаев. До сих пор на юге России христианские колядки встречаются чаще, чем языческие, да и сама традиция колядовать на Рождество там лучше сохранилась.
Пение святочных народных песен — рождественских колядок — это одна из древних традиций, которая широко распространена у украинцев, белорусов и русских. Колядники в ярких разноцветных одеждах ходят от дома к дому и поют хозяевам короткие песенки, тем самым отдавая честь как хозяевам дома, так и прославляя Христа. Хозяева, в свою очередь должны подарить колядникам сладости, монетки, игрушки. Песни могут сопровождаться музыкой и танцами, различными шутками и играми.
В современном мире сам обряд колядования уже не сохранился в том виде, каким его знали наши предки, однако, он все еще пользуется большой популярностью.
Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии. Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки. Этот обычай был распространен не только в Карпатах, но и по всей России, только у нас это осуждалось Церковью. «Новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того, тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.
В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Хотя есть христославные колядки, которые и не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства. Часто встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переделанные на христианский лад. От языческого прошлого оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества».
Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, такими, чтобы их было легко запомнить: музыкально все они не слишком отличались от прочих народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки несколько сложнее в музыкальном плане. В большинстве случаев, колядки не имеют конкретного автора, они складывались народом, поэтому зачастую они сложены неграмотно. При этом, песни имеют глубокое смысловое и эмоциональное наполнение. Они были и остаются добрыми и искренними песнями, которые вносят радость в каждый дом.
В России и на Украине в давние времена под Рождество колядовали все: и взрослые, и дети, — но колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем лучше. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после службы, и продолжали до самого Крещения. Хозяевам было положено благодарить колядовщиков угощениями, которые никогда не делились, все подарки, что колядовщики набирали за день вскладчину, они съедали вместе.
К сожалению, традиция пения колядок в России погибла. Если мы отправимся на Западную Украину, в Карпаты, то мы увидим, что там и сегодня на Рождество колядуют практически все. В российских деревнях обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме.
Тексты колядок
(Первые — христианские; вторые— языческие)
***
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Ныне Бог явился в мире-
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
***
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте
Колядовщикам!
День Ивана Купала (Ива́нов день) — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных славян, а также в Подляшье и Мазовии (Польша). Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному наполнению. Кроме восточнославянских стран, аналогично отмечается в восточной Польше — «Sobótki», Литве — «Rаsos», «Saulės», Латвии — «Līgo», Эстонии — «Jaanipäev». Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Во многих странах — общенациональный и церковный праздник.
Обряды праздника
Купальский костёр.
Наиболее рьяно церковь боролась именно с Купалой. Этим можно объяснить, что уже в XIX веке народные традиции стали утрачиваться. Среди восточных славян наиболее полно праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы, но в XIX в. они видоизменялись и изменяли смысловое значение. Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники (Троицу, Петров день у южных русских).
Встреча Иванова дня (ночь на Ивана Купалу) заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. К празднику все обязательно купались до захода солнца: на Севере русские чаще в банях, а русские на юге и украинцы — в реках и озёрах. Ближе к закату разжигаются костры — на возвышенностях или у реки. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева об дерево. В отдельных местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня сохранялся до начала XX века. Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодежь веселилась, пела и плясала у костра. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.
Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):
Сему Купалу... память совершают в навечерiе Рождества Иоанна Предтечи… сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетают себе венцы из ядомого зелiя, или коренiя, и препоясавшиеся былiемъ возгневаютъ огнъ, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни… Потом чрезъ оный огнь прескакуютъ...
В ночь на Ивана Купалу выбирались суженые и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.
В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы перестают петь веснянки. У всех восточных славян существовал запрет есть вишню до этого дня.
Известен обычай публичного осуждения и осмеяния на Купалу (также в Юрьев день и на Троицу). Критике и осуждению подвергаются обычно жители своего или соседнего села, нарушавшие в течение прошедшего года общественные и нравственные нормы. Это общественное осуждение звучит в украинских и белорусских песнях, содержащих мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл. Осуждение и насмешки высказываются публично и служат регулятором общественных отношений.
Цветок папоротник:
У славян существовало поверье, что только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт мифический цветок. Сорвавший цвет папоротника и сохраняющий его при себе приобретает чудесные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам — они рассыпятся перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, становиться невидимым и принимать любое обличие. Но сорвать цветок очень трудно, тем более что черти при этом всячески препятствуют и запугивают.
В Карпатах подобное предание рассказывают о цветке руты, который лишь на несколько минут, в ночь на Ивана Купала, меняет цвет с жёлтого на красный. Девушка, которая его найдёт и сорвёт, будет счастлива в любви.
Защита от нечистой силы
Для защиты культурного пространства от нечистой силы в купальскую ночь, считавшуюся временем, когда нечистая сила была особенно опасна, славяне использовали различные защитные ритуалы.
Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко, русские втыкали освящённую вербу на пастбищах, на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешают на ворота хлева крапиву, рваные мужские штаны или зеркало. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, «каб ведзьми не адняли спор». Для защиты от нечистой силы принято также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п. У восточных славян при входе в дом ведьмы и т. п. снизу в стол втыкали нож, чтобы помешать ей выйти из дома; у южных славян нож или ветки боярышника, воткнутые в дверь, оберегали от вампира или моры. В купальскую ночь восточные славяне в окна и двери домов и хлевов втыкали снаружи косы, вилы, ножи, а также ветки определённых деревьев, защищая «своё» пространство от проникновения нечистой силы (см. обереги).
Чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву. В Подолии собирали на Ивана Купалу конопляный цвет (так называемая «кашка») и рассыпали перед входом в дом, в хлев, чтобы преградить путь ведьме. Чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору (живой оттуда лошадь уже не воротится), нужно запирать лошадей. Белорусы считали, что на Ивана Купалу домовой катается на лошадях и замучивает их.
На Украине и в Белоруссии магические свойства приписывались головешкам из купальского костра. В западном Полесье, собравшись в купальскую ночь у огромного костра, молодёжь вытаскивала из него головни, бегала с ними как с факелами, размахивала над головой, а затем забрасывала их в поле «для защиты урожая от нечистой силы».
В Полесье женщину, не пришедшую к купальскому костру, молодые люди называли ведьмой и высказывали в её адрес проклятья, а также дразнили.
В Полесье, чтобы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь дорогу, по которой обычно гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на неё отвар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие.
По широко известным славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, был способен обезвредить чары колдунов и ведьм; с помощью этого корня можно было изгнать бесов из одержимых и бесноватых.
В литературе
«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».
Особое место Иванов день занимает в творчестве Сергея Есенина. Целиком этому празднику посвящено стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета:
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
А у наших у ворот
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
Кому радость, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех
С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница — канун Иванова дня):
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…
Поговорки и приметы
В купальскую ночь нельзя спать — можно увидеть ведьму.
Иван Купала — обливай кого попало.
Огонь очищает от всякой скверны плоть и дух.
Умывание купальской росой придаёт лицу свежесть, красоту и прелесть.
Белорусы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору.
Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву.
Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала.
Уходя от купала (костра), нельзя оглядываться, чтобы не догнала ведьма, которая обязательно там присутствует.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Иванов день пришёл, траву собирать пошёл.
24-го июня совершается первый торжественный выезд солнца в далекий зимний путь: дни с этой поры начинают уменьшаться, а ночи — прибывать всё заметнее.
На Ивана Купалу «солнце трижды останавливается».
На Иванов день цвет, на Ильин-то день — хлеб.
Пройти до солнышка два прокоса — ходить не будешь босо.
Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу!
На Иванову ночь звёздно — много будет грибов.
Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало, и они будут пустые.
Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов.
Мы решили сравнить праздники по трем параметрам:
А. День Ивана Купала – 7 июля
Б. Хеллоуин - 31 октября
А. День Ивана Купала :
Прыгать через костер,
Загадывать желания,
Пусксть венки по воде,
Поиски цветка папоротника,
Переодеваться в традиционные костюмы русского народа
Считается, что в этот день нечисть на свет выходит, и огонь от нее спасает
Б. Хеллоуин:
Переодеваться в костюмы нечисти,
Печь тыквенный пирог,
Зажигать фонарь Джека
Выпрашивать конфеты
Считается, что в этот день нечисть на свет выходит, и огонь от нее спасает
А. День Ивана Купала :
Со времен дохристианской эпохи, традиции берут начало от традиций славян-язычников
Б. Хеллоуин:
Со времен дохристианской эпохи, традиции берут начало от традиций древних кельтов.
Мы решили сравнить праздники по трем параметрам:
1. Дата празднования
2. Традиции праздников
3. Историческое начало
1. Дата празднования
А. Рождество в Англии - 25 декабря.
Б. Колядки в России - с 25 декабря по 6 января.
2.Традиции праздников
А. Рождество в Англии
Пение рождественских песен
Пишут Рождественские списки Отцу Рождества
Все окна сельских домов освещены свечами
Традиция украшать дом к Рождеству вечнозелеными веточками плюща, остролиста
Подвешивать на входной двери веточки омелы (в канун Рождества, у мужчин есть право поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этого растения)
Англичане отправляются в церковь
Праздничный ужин
Б. Колядки в России
Пение святочных народных песен
Переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски(Язычники)
Колядовщики ходили шествием с вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу
Исполняли посевные колядки (Язычники)
3. Историческое начало
А. Рождество в Англии
Более позднее, чем у колядок, католическое начало.
Б. Колядки в России
Изначально праздник был языческий, но с приходом христианства видоизменился и стал христианским
3.Заключение
Все праздники очень разные между собой, но при этом имеют и черты сходства, например на Рождество и на Колядки поются праздничные песни, а по поверьям на Купалу и на Хеллоуин выходит нечисть.
Сравнивать праздники — непростое занятие, потому что они все имеют разные исторические корни. При сравнении нами были выявлены черты сходства и черты различия. Также мы планируем провести уроки в других классах для лучшего ознакомления с традициями и обычаями разных стран.
Знаете ли Вы что такое Колядки?
Галка в чужих перьях
Цветущая сакура
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Ворона