На уроках литературы мы часто рассуждаем о том, какую важную роль играют изобразительные средства в тексте. Действительно, как, например, часовой механизм не будет работать без малюсенького винтика, так и авторский замысел не будет полностью воплощен без художественной детали, эпитета, метафоры... Вдумавшись, «вглядевшись» в эти слова, можно разгадать многие загадки произведения, ответить на многие вопросы.
Данная работа - попытка выйти на общечеловеческий смысл рассказа И.А. Бунина "Лапти", "вглядевшись" всего в два слова: "красный" и "белый".
Вложение | Размер |
---|---|
kristina_rybachek_bunin_lapti.doc | 66.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №78» Железнодорожного района г. Барнаула
Символика белого и красного цветов
в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
(исследовательская работа)
Выполнила Рыбачёк Кристина,
ученица 7-А класса
МБОУ «СОШ №78» г.Барнаула
Руководитель Умрилова Людмила Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №78» г. Барнаула
Барнаул-2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2
Символика белого и красного цветов в мировой культуре………………….....3
Символика белого и красного цветов в рассказе И.А. Бунина «Лапти»………5
Заключение………………………………………………………………………...8
Список источников………………………………………………………………..9
Введение.
Актуальность
На уроках литературы мы часто рассуждаем о том, какую важную роль играют изобразительные средства в тексте. Действительно, как, например, часовой механизм не будет работать без малюсенького винтика, так и авторский замысел не будет полностью воплощен без художественной детали, эпитета, метафоры... Вдумавшись, «вглядевшись» в эти слова, можно разгадать многие загадки произведения, ответить на многие вопросы.
Познакомившись на уроке литературы с рассказом И.А. Бунина «Лапти», я обратила внимание на обилие белого и красного цветов в произведении и решила найти ответ на вопрос: какую роль играют эти цвета в произведении?
Цель данной работы:
Начиная исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
Объект исследования: рассказ И.А. Бунина «Лапти»
Предмет исследования: белый и красный цвета и связанные с ними образы.
Методы исследования: метод анализа и синтеза.
Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы или на занятиях литературного кружка.
Символика белого и красного цвета в мировой культуре
«Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ»[1], - так начинается вступительная статья в одном из интернет-словарей символов. Действительно, с давних пор люди наделяли цвета особыми значениями, тайными смыслами. Символика цвета имеет давнюю историю. Она нашла отражение в мифах, сказках, древних преданиях, повериях и суевериях, обычаях наших предков. При этом цвета символизировали не только какие-то отвлеченные понятия, но и вполне конкретные явления: например, социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика цветов, дожившая до наших дней.
Белый цвет символизирует чистоту, невинность, радость. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали – уже в античности этот цвет значил стремление к духовности и к простоте, к тому, что считали (и сейчас считают) истиной. У христиан белый – это божественный свет. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белый цвет стал символом торжественности и величия, вот почему белую одежду носили цари и жрецы.
Белый – цвет дня. У многих народов мир родился из яйца – белок и желток (солнце). Во многих культурах (как тут не вспомнить известные нам с детства русские народные сказки!) есть упоминания о молочных (т.е. белых) реках – символе жизни. А, например, в алтайских мифах на третьем слое неба размещается сут-кол (молочное озеро) - небесный первоисточник жизни. Молочное озеро, как и молоко, символ чистоты и святости у кочевников Центральной Азии. С этой небесной сферой непосредственно связана жизнь людей на земле. Это жизнепроизводящий центр Вселенной. Озеро является резервуаром, в котором плещутся будущие жизни. Из молочного озера жизнь перетекает на землю.
Таким образом, белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы «поглощает» все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием, холодом и в конечном итоге — со смертью.
Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном, потому что для человека, покинувшего этот мир, начинался новый путь – в иной мир. Смерть считалась началом новой жизни, и белый цвет становился символом забвения всего, что он пережил в этом мире, в нашей, земной, жизни: новую жизнь надо начинать с чистого (белого) листа.
У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый и сегодня является цветом траура.
Также люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. В русских сказках, былинах часто встречается устойчивое словосочетание «красна девица». У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «любимый». В Китае об искреннем, красивом душой человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный – цвет любви, красоты. Но в то же время этот цвет ассоциируется с кровью и огнем. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Так, с одной стороны, красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.
Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Символика белого и красного цвета в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
В рассказе И.А. Бунина эти цвета также неоднозначны.
Сюжет небольшого по объему рассказа прост: зимой, в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов, занесенных снегом, умирает маленький мальчик – барский сын. Он бредит и просит дать ему красные лапти. Для ребенка красные лапти — мечта, возможно, последняя просьба умирающего. Но никто не может в такую пургу дать мальчику то, что он просит: за лаптями необходимо идти в Новосёлки, соседний населённый пункт, а в такую вьюгу никто не решается покинуть пределы хутора, так как это очень опасно. Именно поэтому не могут связаться с доктором – да и не поедет сюда никакой доктор в такую погоду.
Нефёд — простой мужик, главный герой рассказа — узнав о желании ребенка, отправляется в путь, никого не спрашивая, так как не может противиться желанию души ребёнка, и никакое ненастье его не пугает…
На следующий день у дороги новосельские мужики нашли Нефеда мертвым, и именно эта находка спасла им жизнь.
Финал бунинского рассказа открытый: «за пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином», но неизвестно, выздоровел ли мальчик, удалось ли Нефёду спасти его. И все же смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков.
Уже с самого начала в рассказе начинает звучать тема смерти, которая оказывается неразрывно связана со снежной стихией, вьюгой, белым цветом: «непроглядная вьюга» (как неизвестность), «белый от снега и холодный дом» (символ «большого горя» - тяжелой болезни умирающего ребенка). Белый цвет с самого начала рассказа также неразрывно связан с красным цветом, который становится, с одной стороны, символом болезни, приближающейся смерти, страданий (ребенок мечется «в жару, в бреду», «весь огнем горит»), с другой – символом надежды на спасение («какие-то красные лапти», которые ребенок «как будто вполне разумно», порой приходя в себя, просит, жалобно плача и умоляя).
Само собой разумеющимся считается то, что «в такой ужас» из дома выходить нельзя: до Новоселок шесть верст, идти нужно через снежное поле, которое в такое ненастье превращается в «белое, куда-то бешено несущееся степное море», «бездну снежного урагана и мрака» (враждебную, бесконечную стихию). Мотив зловещего звучания этой враждебности усиливается и временем суток – «ночь была еще страшнее»: страшно за ребенка, который продолжает метаться в бреду, за Нефеда, судьба которого неизвестна, потому что он ушел, «утопая по сугробам… и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Деепричастие «утопая» и глагол «потонул» уже с самого начала указывают на то, что живым Нефед домой не вернется: он уходит в другой мир, из которого не возвращаются, символами которого и являются вьюга, снежное поле, «степное море», мрак, «бездна снежного урагана». Кстати, и появление его в рассказе так же символично: он входит в дом, неся «солому на топку» (чтобы затопить печь – внести в дом тепло, жизнь). «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло…»: его портрет словно предвещает то, что случится.
Две стихии (белый и красный цвета, холод и жар, вода – «снежное море» - и огонь) не просто взаимодействуют: они одновременно сближены и разведены, дополняют и противостоят друг другу. Снежная стихия связана с полем (символ враждебности, войны, агрессии), с бесконечностью, с мраком (интересным становится и взаимодействие белого и черного цветов). Стихия огня связана с ограниченным пространством – домом: печь, свеча у постели больного мальчика. Интересен каждый из этих образов-символов: печь (символ тепла, домашнего уюта, жизни) в рассказе приобретает другое значение: дом «холодный», значит, печь не топлена – она становится символом уходящей жизни, приближающейся смерти. Свеча тоже не становится символом жизни, надежды: «сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем», язычки которого рисуют на «огненной» стене «несказанно великолепные и грозные видения». Пламя прерывисто и ненадежно, как и жизнь мальчика, повисшая на волоске. Ребенок мечется в бреду, он на грани жизни и смерти. А прекрасные и грозные видения на стене словно часть того запредельного, неизвестного, что уже находится за гранью земной жизни. И все же дом – это относительная безопасность, здесь звучат молитвы матери и еще живет, пусть и совсем слабая, надежда.
Красные лапти становятся единственной надеждой на выздоровление ребенка, их его «душа желает» - это хорошо понимает Нефед («Значит…надо добывать»), именно поэтому он и не может поступить иначе и, жертвуя собой, отправляется в свой последний путь, вступает в схватку со смертью.
Рассвет приходит в дом со «зловещим стуком в окно»: новосельские мужики привезли тело мертвого Нефеда, который, даже погибший, оказался их спасителем – вывел их из снежного мрака, показал путь к человеческому жилью. Интересна здесь символика окна – границы, разделяющей мир живых (дом) и иной мир, мир смерти (поля, мрака, стихии). Стук в окно («зловещий») как весточка из другого мира – привезли мертвого Нефеда. Дом наполняется жизнью, голоса звучат явственно, совсем не так, как звучали ночью: мужики, благодаря Нефеду, остались живы – так, может, и мальчик останется жив? Ведь Нефеду удалось достать новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. Об этом автор не пишет, оставляя финал рассказа открытым. Да, наверное, это уже и не важно, потому что главное в этом рассказе – подвиг Нефеда, его жертва во имя любви к мальчику, к людям.
Заключение
Итак, как мы видим, И.А. Бунин в рассказе «Лапти» использует традиционные символические значения белого и красного цветов: они противостоят друг другу (холод – жар, смерть - жизнь). Но в то же время, они максимально сближены, потому что неразрывно связаны между собой темы жизни и смерти: смерть Нефеда – это спасение жизни новосельских мужиков, возможно, и больного мальчика (очень хочется на это надеяться).
Белый цвет одновременно является символом смерти и внутренней чистоты, благородства, альтруизма главного героя рассказа.
Символика красного цвета также неоднозначна: он соединяет значения жизни, надежды, «горящего сердца» (с этими значениями связан образ красных лаптей) и смерти (образ прерывистого пламени свечи, болезнь мальчика, жар).
Соединяясь, эти цвета превращаются в один большой символ – символ жертвы во имя бескорыстной любви к людям.
Список источников
Интернет-ресурсы
http://www.phototerritory.ru/index/odukhotvorennost_vody
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ёжикина Радость
Попробуем на вкус солёность моря?
Рисуем осенние листья
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками