21 ноября в Москве, выступая на Российском литературном собрании, Владимир Путин заявил, что Россия утратила статус самой читающей в мире страны. Он также обнародовал статистические данные, согласно которым россияне в среднем уделяют время чтению книг всего 9 минут в день.
Путин также выразил озабоченность тем, что снижение роли чтения в обществе сказывается на общем падении уровня культуры, а также ведет к пренебрежению правилами русского языка. Президент выразил тревогу в связи с распространением безграмотности.
Задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Выделить из произведений, вошедших в список «100 книг» (Приложение 1) ,те, которые прочитаны моими одноклассниками.
4. Проанализировать круг семейного чтения шестиклассников.
5. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
6. Составить список книг для самостоятельного чтения в период летних каникул.
Объект исследования – читательские интересы школьников 11-12 лет.
Предметом исследования являются читательские интересы учащихся 6 «А» класса лицея №3.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа «Анализ читательских предпочтений учащихся 6 А класса» | 33 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Роль книги в жизни детей……………………………………
Глава 2. Читательское досье учащихся 6а класса…………………..
2.1. Отношение одноклассников к чтению художественной литературы……………………………………………………………….
2.2. Круг семейного чтения шестиклассников……………….
2.3. Работа с перечнем из «100 книг», рекомендованных Минобрнауки России ……………………………………………………
Глава 3. Рекомендации для самостоятельного чтения в период летних каникул……………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………
Введение
21 ноября в Москве, выступая на Российском литературном собрании, Владимир Путин заявил, что Россия утратила статус самой читающей в мире страны. Он также обнародовал статистические данные, согласно которым россияне в среднем уделяют время чтению книг всего 9 минут в день.
Путин также выразил озабоченность тем, что снижение роли чтения в обществе сказывается на общем падении уровня культуры, а также ведет к пренебрежению правилами русского языка. Президент выразил тревогу в связи с распространением безграмотности.
«Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, а сейчас есть другие возможности. А раньше практически почти только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно же, правильно говорить. Поскольку именно в литературном тексте живет и создается язык», — сказал Путин.
Напомним, что в 2008 году Россия занимала 7 место в мире среди читающих стран. Шесть лет назад россияне тратили на чтение примерно час в день.
Прослушав высказывания президента, мы задались следующими вопросами: Почему же дети неохотно и мало читают?
Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще?
Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы попытались составить читательское досье своего класса.
Актуальность поднятой нами проблемы подтверждают и данные социологов о состоянии читательской культуры школьников:
1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.
3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
4. Читают на досуге развлекательную литературу - 40% учащихся.
5. Читают познавательную литературу – 21%
6. Читают для самообразования – 10% школьников.
Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58%, то в 2004 году – только 20%, а в 2013 году-14%. Эти цифры красноречиво говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьника к старшему.
Предметом исследования являются читательские интересы учащихся 6 «А» класса лицея №3.
Объект исследования – читательские интересы школьников 11-12 лет.
Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Выделить из произведений, вошедших в список «100 книг» (Приложение 1) ,те, которые прочитаны моими одноклассниками.
4. Проанализировать круг семейного чтения шестиклассников.
5. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
6. Составить список книг для самостоятельного чтения в период летних каникул.
В ходе работы мы опирались на приемы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, тестирование, устный опрос. Материалом исследования послужили анкеты, список «100 книг» .
Глава 1. Роль книги в жизни детей
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции.
Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли у книги будущее. Она ответила: "с таким же успехом можно спросить: есть ли будущее у хлеба? У розы? У детской песенки? Лучше спросить: есть ли будущее у человека? Оно есть у человека, оно есть и у книги. Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги также нужны как хлеб и соль. И так будет, сколько не изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей".
XXI век. Век космических скоростей и компьютерных технологий. Наука развивается, создаётся много новой техники для комфортной жизни человека. Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники…. Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё. Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки.
И основная информация, необходимая человеку, поступает в электронном виде, через компьютерные сети, Интернет. Конечно, в поисках определённой информации разумнее воспользоваться компьютером. Развитие информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней жизни. Каждый человек сегодня должен уметь не просто ориентироваться в Интернете, но, формируя и защищая свои духовно – нравственные позиции, знать, какие сайты в сети посещать, а какие – нет. Перед школой и родителями стоит задача стать путеводителем в выборе электронной информации, помогая детям в поиске и выборе информации в Интернете.
Есть и такие отрасли знаний, где наглядность лучше печатного текста. Ведь намного интереснее, например, наблюдать за животными, чем прочитать об этом в учебнике. Тут книга уступает кино и телевидению. Но у книги гораздо больше преимуществ. Книги являются источниками знаний о духовной и нравственной жизни. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Классическая литература является одним из факторов формирования такой личности. Замечательные произведения русской классической и современной литературы таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др., помогают читателям найти ответы на многие вопросы о личности, об окружающем её мире, о добре и зле. Книга, как источник информации, как средство познания, как инструмент общения между людьми, обладает огромной притягательной силой. Например, приступая к чтению романа, рассказа и т.д. мы сами представляем своего героя, его одежду, движение, взгляды. А кино и телевидение предлагают уже готовый образ, и мы уже не можем фантазировать. А чтение книг предполагает работу мыслей.
Знакомство с лучшими образцами литературы способствует улучшению понимания себя и других, расширяет представление о мире, углубляет восприятие, развивает чувство юмора, которое просто необходимо каждому человеку. Если ребенок с детства приучен читать, то это остается с ним на всю жизнь, в любых жизненных ситуациях у него всегда будет надежный и верный друг – книга, которая отвлечет от грустных мыслей, поможет совершить путешествие в удивительный мир книжных героев, подскажет ответ на мучающий вопрос, успокоит, развеселит. Авторитет книги для ребенка необычайно велик. Ей он верит беспредельно. Значение книги в жизни человека огромно.
Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
Книга, как птица, -
Может весь мир облететь,
Книга-царица:
Может сердцам повелеть.
Книга-богиня:
Чудо свершает порой,
Книга-рабыня:
Часто проходит сквозь строй
Е. Баратынский.
Глава 2. Читательское досье учащихся 6а класса
«Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети?
Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? Для того, чтобы выяснить это, мы провели анкетирование среди учащихся 6а класса. В опросе приняли участие 22 человека.
Вопрос первой анкеты звучал следующим образом: «Какие книги предпочитают читать мои сверстники?» Опрос позволил сделать следующие выводы: самыми любимыми для шестиклассников является фантастика (9 чел); далее идут книги о моих сверстниках (6 чел.); энциклопедии и другие познавательные книги (3 чел.); юмористические произведения (2 чел.); приключенческие романы (2 чел.); детективы и боевики (2 чел.). Никто из моих одноклассников не выбрал исторические романы и триллеры (“ужастики”).
Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.
На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны. 13 опрошенных читают, потому что любят чтение, 9 - по принуждению родителей. Радует то, что в классе нет ребят, которые вообще читать не любят или читают от нечего делать.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос: «Чтение для тебя – это…» : 9 учащихся ответили, что помощь в учебе, 7- отдых, развлечение и только 6 сказали, что это познание нового.
Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
К сожалению, традиция совместного семейного чтения ушли в прошлое. Более того, есть семьи, в которых не читают ни вместе, ни по отдельности. По статистике сегодня в стране более 40% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в четыре с лишним раза, газет и журналов – в 3,6раза. Однако результаты опроса, проведённого в классе, не соответствуют этим данным. На вопрос: «Читают ли твои родители?» - 12 моих одноклассников ответили утвердительно. В их семьях читают оба родителя, у 7 - только мама, у 1- только папа и только у 2 опрошенных родители не читают. При этом собственная библиотека есть у 5 школьников. Ребята берут книги либо в школьной библиотеке- 1 ученик, либо в районной библиотеке- 4 ученика, либо у знакомых-1 учащийся , а 11 моих сверстников читают в Интернете.
В одном интервью В.В. Путин, Президент РФ, сказал: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растёт число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей».
Что же делать, чтобы Россия сохранила свои позиции самой читающей страны в мире?
Взрослые уже делают определённые шаги к решению данной проблемы: в нашей библиотеке появился Интернет ,она пополнилась новыми книгами, в том числе электронными.
Опубликован перечень « 100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации. Мы вместе с учителем русского языка ознакомились с ним и проанализировали, какие из перечисленных книг уже прочитаны моими одноклассниками.
В результате этой работы мы выяснили, что ребята моего класса уже прочитали такие произведения из перечня «100 книг»:
1. Бажов П. «Уральские сказы».
2. Булычев К. «Приключения Алисы»
3. ВолковА. «Волшебник Изумрудного города»
4. ГайдарА. «Тимур и его команда», «Голубая чашка», « Чук и Гек»
5. Драгунский В. «Денискипы рассказы»
6. Каверин В.» Два капитана»
7. Лесков Н. «Очарованный странник»
8. ОлешаЮ. «Три толстяка»
9. Петрушевская Л. Рассказы и повести
10. Рубцов Н. «Стихотворения»
11. В.Носов «Приключение незнайки и его друзей»
12. Рыбаков А. «Кортик»
13. К.Паустовский «Мещёрская сторона»
14. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья/ Дядя Федор, пес и кот»
15. ШварцЕ. «Дракон», «Снежная королева»
16. Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
17. Былины
18. Сказки народов России
Глава 3. Рекомендации для самостоятельного чтения в период летних каникул
Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
На основе полученных данных мы составили рекомендации для наших одноклассников на летние каникулы. В список вошли книги из перечня, еще не прочитанные моими одноклассниками, и те жанры, к которым они еще не обращались.
Заключение
В своей работе мы ставили цель- выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения шестиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых подростками, оказываются фантастика, юмористические произведения, приключенческие романы и боевики. Интересна моим одноклассникам познавательная литература и книги о сверстниках. Шестиклассники абсолютно равнодушны к поэзии, детективам и триллерам.
Таким образом, читатель – шестиклассник в нашем досье предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, любят читать и выбирают книги по своему вкусу. Любовь к чтению привита им в семье, так как в основном родители моих одноклассников – люди читающие, а круг их чтения тоже достаточно широк. Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». Кроме того, семья перестала быть местом совместного чтения. В классе есть дети , которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Список литературы:
1. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».
2. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.
3. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.
4. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г.
5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
6. Чудинова В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 4.
Список использованных Интернет-ресурсов
Какая бывает зима
Три орешка для Золушки
Сказочные цветы за 15 минут
И тут появился изобретатель
Четыре художника. Осень