Исследовательская работа, представленная на конкурс "Учёные будущего" и занявшая второе место.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Какой бывает песок?" | 37.37 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 1.77 МБ |
Управление образования Администрации Северодвинска
Городской конкурс учебно-исследовательских работ
школьников «Учёные будущего»
Какой бывает песок?
Ким Елизавета Андреевна
ученица 4Б класса
МБОУ «Северодвинская городская
гимназия»
Руководитель:
Алексеевских Елена Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности песка…………………………………………………………..4-6
1.1.Что такое песок………….…………………………………………………...……...4
1.2.Состав песка………………………………………………………………..………..4-5
1.3.Цвет песка……………………………………………………………………….......5-6
Глава 2.Анализ собранных образцов песка…………………………………………...6-7
2.1.Сравнение песчинок по форме и размеру………………………………………....6
2.2.Анализ состава песка. Основной фактор, определяющий цвет песка…………...6-7
Глава 3.Получение песка в домашних условиях…………………………...…………7
Заключение…………………………………………………………………………….....8
Литература…………………..……………………………………………………………9
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Песок кажется нам знакомым и привычным, поэтому мыне задумываемся о том, насколько удивительно это творение природы. Обладая твердостью камня, песок может шлифовать самые прочные сплавы и разрушать огромные механизмы. И в то же время он может литься и течь, подобно жидкости. Дюны и барханы, которые он образует, в точности повторяют форму морских волн и, как волны, «гуляют» по воле ветра. Путешествуя по разным странам, я побывала в нескольких климатических поясах, на побережьях разных морей и обратила внимание на то, каким разнообразным бывает песок. Тогда я решила найти в литературе сведения по этой теме и применить полученные знания для анализа собранных мной образцов песка. Я думаю, что при изучении темы «Горные породы. Полезные ископаемые» моим одноклассникам будет интересно и полезно познакомиться с дополнительным материалом про песок, который также является горной породой.
При проведении исследования я пользовалась такими методами как наблюдение, сравнение, анализ и эксперимент.
При изучении темы исследования использовались известные словари и энциклопедии: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль,«Энциклопедический словарь» под ред. Б.А. Введенского, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Б.М. Волина и профессора Д.Н. Ушакова, Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.А также интернет – ресурсы. Наиболее крупные из них:http://potomy.ru/, http://www.wikiznanie.ru/, http://znaete-li-vi.ru/2012/01/06/cvet-peska/, http://dic.academic.ru/, http://www.krugosvet.ru/, http://www.megabook.ru/ . .
Цель исследования: изучить причины разнообразия песка.
Задачи исследования:
чем они обусловлены.
.
ГЛАВА 1. Особенности песка
Как уже было сказано во введении, песок нам кажется таким привычным, что мы не задумываемся о том, какие длительные, сложные и интересные процессы приводят к его образованию, и как они влияют на его состав и цвет, форму и размер его песчинок. Рассмотрим, какое толкование слова «песок» дано в словарях.
1.1.Что такое песок?
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет песок как «измельченный, перетертый природою камень, мелкие каменные зерна» [1,164]. В «Толковом словаре русского языка, изданном в 1947г. дано следующее определение данному слову: «Песок-рыхлое скопление мелких зерен твердых минералов главным образом кварца». [3,240]. По мере развития науки минералогии расширялись знания о песке,и в более современном «Энциклопедическом словаре» под ред. Б.А. Введенского1987г. это понятие трактуется так: «Песок - мелкообломочная рыхлая осадочная горная порода, состоящая не менеечем на 50% из зерен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломковгорных пород размером 0,05-2 мм; содержит примесь алевритовых и глинистых частиц. Образуется в результате выветривания различных горных пород. Применяется в строительстве и стеклянной промышленности».[4,642]
Из данных определений я выяснила, что лучше понять, что такое песок, можно, если обратиться к процессу его образования.
В повседневной жизни на твёрдые горные породы, постоянно неумолимо воздействует природа во всех своих проявлениях: будь то ветер, дождь или мороз. В результате породы не выдерживают и распадаются на мелкие, едва видимые глазом частички. Именно эти крупинки (размером от 0,05 мм до 5 мм в диаметре) и являются в совокупности песком, с которым мы встречаемся каждый день. Из других источников [5], [2,235] я узнала, что время, ветер, дождь, перепады температури еще раз время разрушали горы, дробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.
1.2.Состав песка.
Авторы «Минералогического словаря» Г. Штрюбель и З. Циммер указывают, что состав песка зависит от источников происхождения.Например, песок, состоящий из разрушенных камней, представляет собой мелкие частички полезных ископаемых, из которых состоят горы, поэтому любые минералы могут быть обнаружены в песке. [2, 234]
Основной минерал, из которого состоит песок, — это кварц. Некоторые виды песка на 99% состоят из кварца. Другие минералы, которые можно встретить в песке, — это кальцит, слюда, железная руда, в небольших количествах — гранат, турмалин, топаз [10].Однако не весь песок состоит из разрушенных камней. Крупнозернистый песок многих морских пляжей состоит из обломков раковин моллюсков и кораллов,в состав которых входит кальций [8].
В природе также встречается вулканический песок. При взрывном извержении вулкана раскаленная жидкая лава с огромной силой вырывается из жерла. Застывая, ее брызги превращаются в вулканическую пыль или песок и разлетаются на тысячи километров [13].
1.3.Цвет песка.
Как правило, нам встречается песок желтовато-бурого цвета. Однако, во время путешествий, мне встречался песок других, совершенно необычных оттенков. От чего же зависит цвет песка? Я предположила, что на цвет песка влияют следующие факторы:
Изучив определенную литературу [2, 235],[2, 237] ,[5] , я узнала, что решающим фактором, определяющим цвет песка, является его состав.Любой песок - это, в принципе, кварц. Чистый кварц без примесей даёт песку белый цвет. Песок такого цвета большая редкость. Самым красивым местом с абсолютно белым песком считается пляж Хаймс, находящийся в Австралии. Содержание кварца в этом песке составляет 99,9‰. Австралия зафиксирована в книге рекордов Гиннеса, как место скопления самого белого песка на планете.[7],.[9]
На Гавайских островах в США встречается красный песок. Это вулканический песок, он имеет повышенное содержание соединений железа, которое и придаёт песку красноватый оттенок.
Также на Гавайях встречаетсязелёный песок.Уникальность такого цвета обязана преобладанию в песке зелёных кристаллов хризолита, образовавшихся вследствие вулканической активности [6].
В природе встречается и чёрный песок.Это песок,образовавшийся в результате извержения вулкана из магмы, имеющий чёрный цвет из-за большого содержания сажи, угля и других продуктов горения..[13]
На юго-западе острова Крит находится розовый песок. Он образовался из кораллов и ракушек. Основным веществом, их составляющим, является кальций. Поэтому именно кальций преобладает в этом песке.Красный цвет кораллов и светлый ракушек, смешавшись, дали розовый оттенок..[11]
В США, штат Калифорния, находится разноцветный песок. Холмы и окружающие пляжи очень богаты гранатом. Минерал смывается дождевой водой к океану и окрашивает песок береговой линии в невероятные оттенки от розового до пурпурного..[12]
Итак, я выяснила, что песок – это горная порода, состоящая из мелких частиц разных минералов. Состав песка может быть разным в зависимости от источников его образования. Основными веществами, из которых состоит песок, являются кварц и кальций.
Цвет песка также может быть самым различным: от желто-бурого и белого, до зелёного и розового. На цвет песка влияет его состав.
Получив необходимые знания, проведём сравнительный анализ образцов, собранной мной коллекции песка.
ГЛАВА 2. Анализ собранных образцов песка
2.1.Сравнение песчинок по размеру и форме.
Сначала сравним песок по размеру частиц. Из энциклопедии[5] я узнала, что песчинки могут быть разные по размеру от 0,05мм до 5мм в диаметре, а также по форме: от круглой и овальной до угловатой.
Моя коллекция песка это подтвердила. ( Приложение 1)
Самый крупный в моей коллекции – это песок с побережья Испании, с Балеарского моря. Диаметр песчинки превышает 3мм. Самый мелкий – это песок с Финского залива Балтийского моря. Диаметр песчинки 0,1мм(Приложение 2).
Сравнивая остальные образцы, обнаруживаем, что одни из них состоят в основном из крупных частиц, а другие — из мелких, третьи состоят из самых различных по размерам песчинок. Форма частичек тоже самая различная, одни имеют круглую форму, другие - состоят из частичек с острыми краями (Приложение 3).
2.2.Анализ состава песка. Основной фактор, определяющий цвет песка.
Первоначально для изучения состава песка я проанализировала специальную литературу и внимательно рассмотрела образцы своей коллекции. (Приложение 1)
Я наглядно убедилась в разнородности состава песка и в его цветовых различиях.(Приложение 4)
Из различных источников я уже узнала, что на цвет песка влияет его состав. Для полного подтверждения полученной информации я обратилась в химическую лабораторию, куда передала некоторые образцы песка, явно отличающиеся друг от друга.(Приложение 5)
Получила результаты. (Приложения 6-11)
Я сопоставила полученные мною сведения с результатами лабораторных исследований и обобщила, составив таблицу.(Приложение12)
Таким образом, изучив литературу, проведя сравнительный анализ собранных образцов песка и получив данные из химической лаборатории, я поняла, что песок неоднороден. Он состоит из разных веществ.Цвет песка зависит от тех компонентов, которые входят в его состав. Кроме того, в результате анализа состава песка имеющихся образцов стало ясно, что состав зависит от места и источников образования песка.
ГЛАВА 3. Получение песка в домашних условиях.
Узнав достаточно много о песке, у меня появилось желание попробовать самой получить песок в домашних условиях. Для проведения эксперимента я собрала раковины, остатки кораллов и крабов Я предположила, что получу песок розоватого оттенка с относительно крупными песчинками. Такой цвет дадут составляющие будущего песка, а частицы будут крупные по причине невозможности проводить эксперимент так долго, как образование песка происходит в природе.Для ускорения процесса, измельчили материал до более мелких частиц.(Приложение 13)
В течение 6 месяцев я подвергала исследуемый материал нагреванию до высоких температур +80градусов, после чего его охлаждала до -20градусов. Я это делала, потому что знаю, что такое воздействие приводит в природе к разрушению твердых веществ. В результате проделанной работы ракушки разрушались. В итоге получился такой песок, как я и предполагала: розоватого цвета с достаточно крупными песчинками.(Приложение 14)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав разные образцы песка, я убедилась, что песок – уникален. Применив различные методы исследования песка, я выяснила, что цвет его зависит от состава, а состав – от источников и условий образования песка. Проведя эксперимент, я смогла это пронаблюдать на практике.
Выполнив эту исследовательскую работу, я поняла, что мало внимания уделила отличию разных образцов песка по форме и размеру песчинок. Поэтому, я решила продолжить в будущем работу по изучению песка и выявить причину данного отличия.
ЛИТЕРАТУРА:
Слайд 1
Городской конкурс учебно-исследовательских работ школьников «Учёные будущего» «Что такое песок?» Ким Елизаветы ученицы 4 класса Б М Б ОУ «Северодвинская городская гимназия» 201 3 г.Слайд 2
Средиземное море, о.Крит. Атлантический океан, о.Тенерифе Тихий океан, Гавайи , США. Индийский океан, Австралия .
Слайд 3
Цель исследования: и зучить причины разнообразия песка ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить литературу по теме исследования собрать и сравнить различные образцы песка описать различия между разными образцами песка и определить, чем они обусловлены объяснить процесс образования песка экспериментальным путём получить песок
Слайд 4
песок- мелкообломочная рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород. Образуется в результате выветривания различных горных пород.
Слайд 5
Процесс Образования песка время вода ветер перепады температуры
Слайд 6
минералы кальцит слюда кварц железная руда гранат топаз турмалин
Слайд 7
частицы раковин моллюсков и кораллов
Слайд 8
частицы застывшей лавы
Слайд 9
Красный песок, соединения железа. Белый песок, кварц – 99,9% Зелёный песок, хризолит цвет песка
Слайд 10
Разноцветный песок, гранат . 13 цвет песка Чёрный песок, сажа, уголь и другие продукты горения Розовый песок, кальций
Слайд 11
КОЛЛЕКЦИЯ ПЕСКА
Слайд 12
Песок Балтийского моря (Финский залив) диаметр песчинки 0,1мм Песок Балеарского моря (Испания) диаметр песчинки 3мм Сравнение по размеру песчинок
Слайд 13
Песок с побережья Эгейского моря Песок с побережья Индийского океана (Персидский залив) Сравнение по форме песчинок
Слайд 14
Разнородность состава и цветовые различия Чёрный песок (Канарские острова), желтовато-бурый песок (пустыня Сахара), белый песок (побережье Нью-Йорка), песок, содержащий красные песчинки (Эгейское море, о. Родос).
Слайд 15
Песок с побережья Средиземного моря Песок Канарских островов Песок с побережья Индийского океана (Персидский залив ) Песок с побережья Черного моря (полуостров Крым) Песок с побережья Эгейского моря Песок с побережья Атлантического океана Образцы , предоставленные в лабораторию на исследование
Слайд 16
Песок, состоящий из обломков раковин моллюсков, остатков кораллов и крабов. Для ускорения процесса, измельчили данный материал до более мелких частиц. Получение Песка в домашних условиях
Слайд 17
Нагревание. Охлаждение. Промежуточная стадия. Окончательный результат.
Слайд 18
спасибо за внимание!
Ёжикина Радость
Как напиться обезьяне?
Злая мать и добрая тётя
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Ветер и Солнце