В исследовательской работе проведена комплексная оценка основных параметров и оборудования кабинетов школы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. В ходе работы использовалась цифровая лаборатория "Архимед"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 59.17 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каширская средняя общеобразовательная школа»
Проект по экологии
на тему:
«Эколого-гигиеническая оценка школьных помещений»
Выполнила: Тюнина Мария,
ученица 9 класса
Руководитель: Старцева
Светлана Васильевна,
учитель химии и биологии
Каширское, 2013 год
Содержание
стр
Введение ………………………………………………………………… 3-4
I. Качество среды в классных комнатах. ………………………….. 5-7
II. Исследование классных помещений: ……………………………… 8-17
2.Рациональность использования помещения ……………………. 11-12
3.Оценка визуальной среды. ……………………………………….. 12-14
4.Оценка освещенности …………………………………………….
5.Температура и относительная влажность воздуха …………. ……
6.Оценка степени проветриваемости кабинета …………………….
7.Оценка степени озеленения кабинета …………………………….
III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)
IV. Заключение ………………………………………………………..
V. Предложения …………………………………………………………
V. Список используемой литературы …………………………………..
VI. Приложения ………………………………………………………….
Введение
Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности. Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.
Мы часто говорим о неблагополучии окружающей среды, считая, что главная опасность исходит от загрязненного атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания. В помещении человек проводит 80-90% своего времени [6]. Помещение (рабочее или жилое) - это не только укрытие от неблагоприятных воздействий природы, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у обитателей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, умственное переутомление, увеличение числа простудных заболеваний, раздражение слизистых оболочек глаза, носа и глотки, сухость кожи и слизистых, тошнота, головокружение [6].
Школьники ежедневно 5-6 ч проводят в учебных помещениях [6]. Поэтому нас заинтересовала проблема подготовленности школьных помещений к выполнению своего предназначения – служить основным рабочим помещением школы. Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не только субъективный, но и объективный характер. Воздушно-тепловой режим, режим освещения, размеров классных комнат и школьной мебели, цветовая гамма школьных кабинетов, продолжительность учебного дня и учебной недели – это те моменты школьной жизни, которые в первую очередь оказывают влияние на здоровье школьников.
Перед нами стояла цель: провести комплексную оценку основных параметров и оборудования кабинетов школы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Задачи:
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что кабинеты, расположенные в школе, имеют ряд отклонений от санитарно-гигиенических требований, т.к. школа построена более 30 лет назад, а требования постоянно возрастают. Именно поэтому все наши исследования сводятся к тому, чтобы выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в кабинетах и предложить рекомендации по улучшению экологической среды.
Объект исследования: школьные кабинеты, их экологическое состояние.
Предмет исследования: качественные и количественные экологические показатели.
Место исследования: МКОУ Каширская СОШ.
Сроки проведения: октябрь- декабрь 2013 года .
Практическая значимость. Результаты моего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.
I. КАЧЕСТВО СРЕДЫ В КЛАССНЫХ КОМНАТАХ
Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья школьников и учителей. [4]
Попадая в помещение, человек оценивает его по ряду параметров. Одним из первых экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда, которая может поддаваться как оценке, так и корректировке. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение – все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду.
Спустя несколько минут субъективной оценке подвергаются параметры микроклимата помещения – тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Благоприятный микроклимат – это одно из необходимых условий комфортного самочувствия и продуктивной работы. Качество воздуха в рабочем помещении влияет, прежде всего, на работу мозга и зависит от концентрации разнообразных химических веществ и частиц, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате разрушения натуральных и синтетических материалов или попадают в помещение с улицы. [7]
Характер внутреннего оборудования помещения зависит от его предназначения. Если речь идет о рабочем помещении, его обустройство должно основываться на санитарно-гигиенических нормах, предписываемых СанПиНами («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.12.2010 года) [5].
Визуальная среда
Постоянная визуальная среда – ее видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. В настоящее время увеличилась до 80% доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы [8].
Отрицательно на состояние здоровья человека может влиять гомогенная визуальная среда. В ней либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. Длительное пребывание в такой среде ведет к ощущению «зрительного голода» и выраженному психологическому дискомфорту. Кроме огромных однотонно окрашенных поверхностей стен гомогенную среду могут создавать облицовка стен однотонными, в том числе и полированными плитами, кафельные покрытия, особенно белого цвета, сливающиеся с потолком, полированные стенки. Гомогенизации среды способствует также плохая освещенность [2].
Агрессивная видимая среда – окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов. В этом случае трудно отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект «ряби в глазах». Созданию подобной среды в помещениях могут служить следующие формы отделки: кирпичная кладка с четко обозначенным швом (или подобные обои), дырчатые плиты, кафельная и другие контрастные мелкие отделочные плитки, деревянные рейки, обои и занавески с ярким рисунком [2]. Агрессивное визуальное поле может создать даже неудачно выбранная одежда учителя (в контрастную полоску, в горошек и т.п.)
Созданию благоприятной визуальной среды способствует также разумная и гигиенически обоснованная организация рабочего кабинета в классной комнате, предполагающая наличие некоторых обязательных зон: рабочая зона учащихся, рабочая зона учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, зона для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности.
Микроклимат
Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный режим организма, его самочувствие, на функциональную активность органов и систем, и, в конечном итоге, на работоспособность человека [2].
Основные составляющие микроклимата – температура, влажность воздуха – активно воздействуют на тепловой обмен организма [9]. Оценить параметры микроклимата можно субъективно по самочувствию в данном помещении. Однако основной критерий, характеризующий их – это санитарно-гигиеническое нормирование.
Важен также вентиляционный режим помещения, влияющий напрямую на создание микроклимата в помещении. Он позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме учащихся и снижает утомляемость[3].
Еще одним немаловажным фактором для создания благоприятного микроклимата является естественная и искусственная освещенность помещения. Естественный дневной свет – важный экологический фактор, поддерживающий иммунитет человека и бактерицидную обстановку в кабинете, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться. [4].
Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, которыми заполнены современные помещения. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней [12].
Получение сведений о своей рабочей среде – необходимое условие ее изменения, улучшения.
II. . Исследование классных помещений:
План выполнения исследования.
Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
1. Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.
2. Экспериментальный - проведение измерений и наблюдений.
3. Камеральный - обработка полученных данных эксперимента, составление таблиц, графиков, диаграмм.
4. Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
5. Информационно-практический - ознакомление администрации школы с полученными результатами. Подготовка доклада на конференции.
При помощи рулетки измерили длину, ширину и высоту учебного кабинета, определили его площадь и кубатуру. Рассчитали, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставили полученные данные с санитарно – гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все полученные данные свели в таблицу.
Таблица 1.
Площадь м 2 | Объём м3 | |||||
Общая | Санитарная норма | Результат | Общая | Санитарная норма | Результат | |
Кабинет №3 | 65,61 | 2,5м2 | 2,2 | 196,8 | 4-5м3 | 6,5 |
Кабинет №7 | 49,88 | 2,5м2 | 1,66 | 149,64 | 4-5м3 | 6 |
Кабинет № 9 | 54 | 2,5м2 | 2,7 | 162 | 4-5м3 | 8 |
Кабинет № 10 | 67,32 | 2,5м2 | 2,7 | 201,96 | 4-5м3 | 8 |
Кабинет № 20 | 80,25 | 2,5м2 | 2,6 | 240,75 | 4-5м3 | 8 |
Кабинет № 26 | 43,50 | 2,5м2 | 1,7 | 130,50 | 4-5м3 | 5,22 |
Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходимы достаточный их объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 кубических метров воздуха.[6]
Вывод: площадь исследуемых помещений кабинетов № 9,10,20 в пределах нормы, кабинета № 3,7,26 не соответствует санитарной норме. Объем исследуемых классных помещений соответствует санитарной норме.
2.Рациональность использования помещения. Таблица 2.
Основные размеры | Норма | Кабинет № 3 | Кабинет№7 | Кабинет№9 | Кабинет№10 | Кабинет№20 | Кабинет№26 |
Расстояние между рядами | >0,6 м | 0.7м | 0.6м | 0.6м | 0.7м | 0.7м | 0.6м |
Расстояние от доски до первых парт | 2,4-2,7 м | 2.7м | 1.9м | 2,15м | 2,40м | 2,80м | 2,40м |
Удаленность последнего стола до доски | Не более 8,6 м | 6.20м | 6,30м | 6,80м | 6,20м | 7,80м | 6,00м |
Расстояние от окон до парт | Не менее 0,5-0,7 м | 0.5м | 0.7м | 0.5м | 0.5м | 0.5м | 0.2м |
Расстояние от задней стены до столов | Не менее 1м | 1.1м | 1.6м | 1.1м | 2.0м | 2.1м | 1.7м |
Расстояние от внутренней стены до столов | Не менее 0,5-0,7 м | 0.6м | 0.7м | 0.6м | 0.7 м | 0.7м | 0.2м |
Высота нижнего края доски над полом | 0,8-0,9 м | 0.8м | 0.8м | 0.8м | 0.8м | 0.8м | 0.8м |
Вывод: Исследуемые помещения используются рационально, расстановка мебели соответствует санитарным нормам за исключением отдельных показателей по кабинетам №7, 9 (1 показатель), №26 (2 показателя). Размеры учебной мебели соответствуют нормам в зависимости от роста учащихся.
3.Оценка визуальной среды. Таблица 3.
Элемент интерьера | Гигиенические рекомендации | Кабинет №3 | Кабинет №7 | Кабинет№9 | Кабинет№10 | Кабинет№20 | Кабинет№26 | |||
Цвет стен | Для южных помещений холодные тона, для северных - теплые тона. | Голубой | Салатовый | Персиковый | Голубой и салатовый | Светло-зеленый | Светло-бежевый | |||
Покрытие пола | Без щелей, дощатое, паркетное или линолеум | Линолеум | ||||||||
Потолок | Белого цвета | Белого цвета | ||||||||
Двери и рамы | Белого цвета | Дверь и рамы белые | Дверь и рамы белые | Дверь и рамы белые | Дверь и рамы белые | Дверь и рамы белые | Дверь и рамы белые | |||
Мебель | Цвета натурального дерева или светло-зеленого | Цвет светлого дерева | Цвет светлого дерева | Цвет светлого дерева | Цвет светлого дерева | Цвет светлого дерева | Цвет светлого дерева | |||
Доска | Темно-коричневая или зеленая. | Зеленая | Зелёная | Зелёная | Зелёная | Зелёная | Зелёная |
Вывод: визуальная среда исследуемых помещений не является ни гомогенной, ни агрессивной, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Все кабинеты, кроме №7, выкрашены в цвет, который соответствует их ориентации по сторонам света.
4.Оценка освещения
Световой коэффициент [1] определялся с учетом площади всех окон и площади помещений: СК = S окон/S пола Таблица 4.
Параметры | Норма | Кабинет № 3 | Кабинет № 7 | Кабинет № 9 | Кабинет № 10 | Кабинет № 20 | Кабинет № 26 |
Площадь окон | 14,52 | 19,36 | 14,52 | 14,52 | 19,36 | 14,52 | |
Площадь пола | 65,61 | 49,88 | 54 | 67,32 | 80,25 | 43,5 | |
Световой коэффициент | 1/4 – 1/6 0,25-0,16 | 0,22 | 0,38 | 0,27 | 0,22 | 0,24 | 0,33 |
Указанный световой коэффициент соответствует нормам (в пределах 0,25-0.16)
Определили величину естественной и искусственной освещенности с помощью датчика освещенности и цифровой лаборатории «Архимед». Датчик располагали на парте. С помощью программы Multilab определили среднее значение и получили графики и диаграммы ( в приложении 1). Примечание: в день измерения погода была пасмурной. Таблица 5.
Параметры | Норма | Кабинет № 3 | Кабинет № 7 | Кабинет № 9 | Кабинет № 10 | Кабинет № 20 | Кабинет № 26 |
Естественная освещенность | 115,85 лк | 104,52 лк | 271,77 лк | 163,11 лк | 138,02 лк | 243 лк | |
Искуственная освещенность | 300-500 лк | 245,61 лк | 277,32лк | 311,51лк | 310,91лк | 343лк | 430,65лк |
Вывод: Освещённость исследуемых помещений достаточная. В кабинетах №3,7 освещенность ниже нормы, так как перегорели лампочки. Имеющийся естественный свет и искусственное освещение, не ослепляет глаза обучающихся, не создается блеск на поверхностях столов и досках. Естественный свет падает на рабочие столы учащихся слева и сзади, что соответствует нормам СанПиНа, оконные стекла на момент проверки чистые.
5.Температура и относительная влажность воздуха в кабинете.
Определяем температуру воздуха и относительную влажность в исследуемых помещениях с помощью датчиков температуры и влажности и цифровой лаборатории «Архимед». Датчики размещали на уровне парты. С помощью программы Multilab определили среднее значение и получили графики и диаграммы (в приложении 1). В ходе проведенных замеров были получены следующие результаты:
Таблица 6.
Параметры | Норма | Кабинет № 3 | Кабинет № 7 | Кабинет № 9 | Кабинет № 10 | Кабинет № 20 | Кабинет № 26 |
Температура | 18-24 | 22,98⁰С | 15,7⁰С | 20,79⁰С | 18,04⁰С | 21,43⁰С | 15,82⁰С |
Влажность | 40-50% | 42,67% | 35,24% | 38,81% | 33,59% | 27,33% | 47,84% |
Примечание. Зимой: оптимальная температура 18-20 ºС ( допустимая -17-22 ºС), весной: оптимальная - 18-22 ºС (допустимая - 17-23 ºС), осенью: оптимальная 18-22 ºС (допустимая - 16-23 ºС). Оптимальное значение относительной влажности воздуха 40-50 %; допустимое значение - 30-60 %
Вывод: На момент проведения замеров температура в исследуемых кабинетах № 9, 10, 20 соответствовала нормам, в кабинете №3 была немного выше нормы, но в пределах допустимых значений. Ниже нормы была температура в кабинетах № 7, и №26. Относительная влажность воздуха в пределах нормы была в кабинете № 3, 26 не превышала допустимые показатели в кабинетах № 7,9, 10, а в кабинете № 20 была несколько ниже допустимого значения (на 2,5%)
6.Оценка степени проветриваемости кабинета
Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки. [2]
Мы определили площадь форточек и вентиляционных отверстий. Рассчитали отношение площади всех вентиляционных отверстий к площади пола. По нормативам это отношение должно быть не более 1:50 (0,02) Таблица 7.
№ кааб. | Площадь форточки, м2 | Кол-во форточек | Общая площадь форточек | Площадь вентиляц. отверстий | Суммарная площадь | Санитарная норма | Результат Sфорт /Sпола |
№ 3 | 0,35 | 3 | 1,05 | 0,25 | 1,3 | оптимальное значение 1:50 (0,02) | 1,3:65= 0,02 |
№ 7 | 0,35 | 4 | 1,4 | 0,25 | 1,65 | 1,65:50= 0,033 | |
№ 9 | 0,35 | 3 | 1,05 | 0,25 | 1,3 | 1,3:54= 0,024 | |
№ 10 | 0,35 | 3 | 1,05 | 0,25 | 1,3 | 1,3:67,32= 0,0194 | |
№ 20 | 0,35 | 4 | 1,4 | 0,4 | 1,8 | 1,8:80,25= 0,0225 | |
№ 26 | 0,35 | 3 | 1,05 | 0,25 | 1,3 | 1,3:43,50= 0,023 |
Вывод: в кабинете №10 проветриваемость не достаточная, так как не соответствует нормам СанПиНа. В остальных кабинетах показатели проветриваемости, соответствуют норме.
7.Оценка степени озеленения кабинета Таблица 8.
Параметры | Кабинет № 3 | Кабинет № 7 | Кабинет № 9 | Кабинет № 10 | Кабинет № 20 | Кабинет № 26 |
Количество растений | 17 | 9 | 3 | 12 | 14 | 23 |
Размещение | рационально | |||||
Наличие фитонцидных растений | + | _ | - | + | + | + |
Наличие растений-биофильтров | + | + | + | + | + | + |
Степень озеленения | доста- точная | средняя | недоста-точная | средняя | средняя | высокая |
Вывод: В кабинетах № 3, 27 достаточная степень озеленения, в кабинетах № 7, 10,20 – средняя. В кабинете №9 растений мало, они угнетены (это кабинет ИКТ). В кабинетах растения установлены на подставках-цветочницах, на полу или подвешены на стенах и не затеняют естественного освещения. Растения здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.
III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)
Таблица 9.
Показатели | Да | Нет |
1. На одного учащегося приходится не менее 2,5 м2 | 1 | 0 |
2. На одного учащегося приходится не менее 4 м3 | 1 | 0 |
3. Площадь открывающихся фрамуг и форточек не менее 1/50 площади пола | 1 | 0 |
4. Площадь окон (без учета оконных переплетов) не менее 1/4 – 1/6 площади пола | 1 | 0 |
5. Освещение класса левостороннее | 1 | 0 |
6. Стены окрашены клеевой краской | 1 | 0 |
7. Окраска стен соответствует ориентировке помещения | 1 | 0 |
8. Искусственное освещение соответствует нормативному | 1 | 0 |
9. Температура не ниже 16 и не выше 25 градусов С | 1 | 0 |
10. Относительная влажность помещения 30 – 60 % | 1 | 0 |
11. Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам | 1 | 0 |
12. Расстановка мебели рациональна, соответствует нормам | 1 | 0 |
13. Поверхности рабочих столов не имеют бликов | 1 | 0 |
14. Озеленение кабинета достаточное и среднее | 1 | 0 |
Таблица 10.
№ показателя | Кабинет № 3 | Кабинет № 7 | Кабинет № 9 | Кабинет № 10 | Кабинет № 20 | Кабинет № 26 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
13 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 12 | 9 | 12 | 13 | 13 | 11 |
Вывод: кабинет № 7 при аттестации оценивается менее 10 баллов, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Кабинеты №3,9,10,26, 20 набирают 11 и более баллов, что соответствуют санитарно – гигиеническим нормам и являются основанием для выдачи «Экологического паспорта кабинета».
IV. Заключение
Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу. Санитарно – экологическая обстановка в кабинетах №3,7,26 не полностью соответствует санитарным нормам .
Рекомендации
ЛИТЕРАТУРА
11. Колесов Д.Д., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 1989.
12. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М. :Эксмо, 2001.
Интернет-ресурсы.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Весенняя гроза
Хризантема и Луковица
Растрёпанный воробей
Как я избавился от обидчивости