Откуда произошел человек? Этим вопросом терзаюсь я уже не первый год, но так, к сожалению, и не могу прийти к какому-то более-менее однозначному ответу. Да и не только я как обыватель. В научных кругах данной проблеме уделено совсем не мало внимания. Общеизвестными являются факты, что человек как таковой появился приблизительно 2 миллиона лет назад, что ближайшим родственником в цепи живых организмов выступает для нас обезьяна и ряд других. А вот откуда непосредственно появился такой непохожий даже на своих ближайших «сородичей» вид, как человек? Актуальность темы очевидна. Многие считают, что эта проблема недостойна изучения. Так думают, те, кто верит в божественные или сверхъестественные силы и соответственно в сотворение жизни. Но в течение последних десятилетий многие ученые интенсивно исследовали возможность самопроизвольного возникновения жизни. Так или иначе, любой из нас, будь он сторонником той или иной идеи должен иметь представление о современном состоянии этой области знаний. Вопрос этот интересен не только для богословов, философов и естествоиспытателей, но и для каждого человека. Теория происхождения жизни еще резче, чем столь популярная эволюционная теория Дарвина, ставит вопрос о том, как - или, если угодно, почему - мы появились в этом мире.
Вложение | Размер |
---|---|
uzhe_samyy_fakt_proiskhozhdeniya_cheloveka_iz_zhivotnogo_tsarstva_obuslavlivaet_soboy_to.doc | 742.05 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Волжского района города Саратова
Откуда мы?
Выполнил:
ученик 9 «А» класса
Горнаев Данила
Руководитель:
Музалевская
Инесса Ивановна
Саратов, 2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………...стр. 3
Заключение……………………………………………………стр. 13
Список литературы…………………………………………..стр. 14
Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только… о различной степени животности или человечности.
Фридрих Энгельс
Откуда произошел человек? Этим вопросом терзаюсь я уже не первый год, но так, к сожалению, и не могу прийти к какому-то более-менее однозначному ответу. Да и не только я как обыватель. В научных кругах данной проблеме уделено совсем не мало внимания. Общеизвестными являются факты, что человек как таковой появился приблизительно 2 миллиона лет назад, что ближайшим родственником в цепи живых организмов выступает для нас обезьяна и ряд других. А вот откуда непосредственно появился такой непохожий даже на своих ближайших «сородичей» вид, как человек?
Ни одна мировая религия или философская школа не обходила своим вниманием этот вопрос. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.
Актуальность темы очевидна. Многие считают, что эта проблема недостойна изучения. Так думают, те, кто верит в божественные или сверхъестественные силы и соответственно в сотворение жизни. Но в течение последних десятилетий многие ученые интенсивно исследовали возможность самопроизвольного возникновения жизни. Так или иначе, любой из нас, будь он сторонником той или иной идеи должен иметь представление о современном состоянии этой области знаний. Вопрос этот интересен не только для богословов, философов и естествоиспытателей, но и для каждого человека. Теория происхождения жизни еще резче, чем столь популярная эволюционная теория Дарвина, ставит вопрос о том, как - или, если угодно, почему - мы появились в этом мире.
Цель работы - изучить отношение людей различных возрастных категорий к теориям происхождения человека.
Задачи, решаемые в ходе работы:
Предметом исследования являются теории происхождения человека.
Объект исследования – отношение людей к теориям происхождения человека.
Долгое время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук (особенно медицины, географии) или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в. начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» - антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Развивались количественные и математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.
Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека на Земле, но основные из них следующие:
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.
Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:
Теория творения (креационизм).
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.[1,стр.215]
Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.
Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.
Теория внешнего вмешательства.
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте теории внешнего вмешательства считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты теории внешнего вмешательства предполагают:
а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение человека разумного методами генной инженерии;
в) создание первых людей гомункулярным способом;
г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумном.
Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.
В большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчеркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причем уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.[3,стр.121]
Теория пространственных аномалий
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Данная теория предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
В целом трактовка антропогенеза в теории пространственных аномалий не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако эта теория признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
Теория Ч. Дарвина
Английский ученый Чарльз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора
Необходимо отметить, что первый набросок теории эволюции был сделан Дарвином в 1842 году. Большой труд по теории эволюции – «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением к нему явилась книга «Выражение эмоций у человека и животных».
Ч. Дарвин выдвинул предположения о происхождении человека:
В эволюции взглядов Дарвина были и периоды застоя, и периоды быстрых изменений. Но, принимая во внимание слова Дарвина, который писал: «Моя теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним из компетентных судей, то это означало бы значительный шаг в науке»[2,стр.457], мы вправе утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс видообразования в живой природе, и потому целесообразно ориентироваться на нее.
В настоящее время существует еще одна теория происхождения человека – водная. Впервые в 1960 году выдвинул ее Алистер Харди, а развивала ее Элейн Морган. По мнению Харди и Морган, одним из наших предков была большая обезьяна миоцена из семейства проконсулов, которая, прежде чем стать земной, много миллионов лет обитала в воде. В пользу происхождения «водной обезьяны» выступают такие особенности человека как способность задерживать дыхание, удельный вес человеческого тела позволяет с наполненными воздухом легкими удерживаться наплаву, а при выдохе погружаться под воду, подкожный жир у человека в норме толще, чем у других, наличие на теле потовых желез, которые важны не только для терморегуляции, но и для увлажнения кожного покрова.
Сторонник этой теории Виктор Тен решил внести свой вклад в дебаты о происхождении человека: он утверждает, что мы с Вами произошли от... дельфинов. Точнее, что у нас с дельфинами - общие предки
Виктор Тен применил новый метод исследования вопроса о происхождении человека, его разума и человеческого языка - генетический. Он впервые предложил исходить из особенностей человеческого организма, которые отсутствуют у других животных.
Для изучения мнений о происхождении человека среди респондентов разных возрастов использовался социологический опрос. Участникам задавался вопрос: «Как Вы считаете, откуда произошел человек?»
В опросе приняли участие 400 человек в возрасте от 16 до 80 лет. Для сравнительного анализа мы опрашивали одинаковое количество человек в разных возрастных группах и группах по гендерным признакам.
На гистограмме ниже приведены средние показатели ответов в процентном соотношении в разновозрастных группах.
Заданный нами вопрос был открытым, и мы видим, что вариантов ответов респондентов не так много, их получилось 5. В возрасте от 16 до 40 лет мало кто из респондентов задумываются о своем происхождении, но практически в равном соотношении в этой возрастной группе ответ, что человек произошел от обезьяны (теория Ч.Дарвина), а 28% в возрасте до 20 лет придерживаются теории внешнего вмешательства. С увеличением возраста респондентам ближе теория творения.
Заметим, что в возрастной группе от 40 до 60 лет 1 человек считает, что произошел от дельфина по водной теории происхождения человека.
Интересно было проанализировать варианты ответов по гендерным признакам.
Большинство респондентов (38%) мужского пола данной возрастной не задумывались еще о своем происхождении, считают свое происхождение божественным промыслом, а вот 30% респондентов женского пола придерживаются эволюционной теории происхождения человека и 36% считают, что человек произошел в результате внешнего вмешательства.
В следующей возрастной категории картина ответов меняется. Уже респонденты мужского пола в большинстве считают свое происхождение от обезьяны, а 34% респондентов женского пола не задумывались еще о своем происхождении.
Данная возрастная категория респондентов – люди с жизненным опытом. Как мы видим большинство ответов респондентов и женского и мужского пола относятся к теории творения, т.е. созданию человека Богом.
Интересно заметить, что в этой возрастной группе есть 1 респондент, который считает водную теорию происхождения человека доминирующей.
И лишь небольшая группа людей обоих полов даже в таком возрасте не задумывались о своем происхождении.
В возрастной категории от 60 до 80 лет процентное соотношение ответов респондентов обоих полов мало различаются с ответами групповой категории от 40 до 60 лет.
Как мы видим из выше изложенного с увеличением возраста большинство респондентов верят в Божественное происхождение человека, и эта вера не зависит от гендерных отличий. В более молодом возрасте люди принимают больше научную точку зрения на происхождение человека – это теории Ч.Дарвина и эволюционная. Хотя присутствуют варианты ответов, придерживающихся и теории вмешательства. Одна треть молодых людей не задумываются о своем происхождении, с поднятием возрастных планок эта картина изменяется, более пожилые люди все-таки размышляют о своем происхождении и принимают ту или иную точку зрения.
Заключение
На сегодняшний день в мире распространено множество различных теорий происхождений человека и вместе с ними, существует эволюционный взгляд на этот вопрос. Среди простых людей есть немало тех, кто считает себя убежденными приверженцами антропогенеза, но, несмотря на большое число его почитателей, существует колоссальное количество ученых и простых обывателей, признающих теорию несостоятельной и приводящих веские, неоспоримые аргументы против эволюционного взгляда на мир.
Авторитетная часть ученых воспринимает эволюционную теорию не иначе, как мифологию, основанную более на философских измышлениях, чем на научных данных. Благодаря этому в современном научном мире продолжаются непрекращающиеся дискуссии о причинах возникновения мира и человека, которые порой даже выливаются во взаимную вражду. Тем не менее, теория эволюции все еще существует и вполне заслуживает рассмотрения, хотя и не серьезного.
Но ясно и очевидно лишь одно, что ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера, в ту или иную теорию.
Список литературы
1.Бернал Дж. Возникновение жизни. Москва: «Мир» 1969. 391 с.
2.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - Л.: Наука, 1991, 539с.
3.Дети Вселенной. Сборник. – Донецк, 1993. – 224с.
4.Ефимов Ю.И. и др. Современный дарвинизм и диалектика познания жизни. - М.: Наука,1985, 303 с.
5.Малькольм Б., Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 1998,321с.
6.Рогинский Я.Я., М. Г. Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 1978.- 357с.
7.Руттен М. Происхождение жизни (естественным путем). Пер. с англ./ Перевод Фролова Ю. М.; Под ред. и с предисл. Опарина А. И. – М.: Мир, 1973 – 415 с. с ил.
8. Виктор Тен Археология человека. Происхождение тела, разума, языка. 2011 г. СПб. Изд. Кирьянов. ИДПО Атомпроф. 720 ст.
Рукавичка
Философские стихи Кристины Россетти
Твёрдое - мягкое
Рисуем крокусы акварелью
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью