Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Она дает возможность простым людям выстоять во времена тяжких испытаний, когда ни разум, ни прогресс не могут помочь человеку. Вера делает людей добрыми и светлыми. Все, что связано с верой, радует мою душу – великая красота икон, торжественность богослужений, великолепие златоглавых храмов. Издревле славилась Русская земля белокаменными соборами. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю. Историческая память – это то, чего не хватает нам сейчас. Поэтому моя работа посвящается храмам с. Арзгир разрушенным и вновь восстановленному: во имя Преображения Господня и Святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Тема реферата: «Храм как модель мира»
Подготовила:
Вязина Дарья Васильевна,
учащаяся 10 В класса
МБОУ СОШ №1 с.Арзгир,
ул. Калинина, 356570
воспитанница МБОУ СОШ №1,
с. Арзгир, ул. Мира, 191
E-mail:shkolapalaguta@yndex.ru
Руководитель:
Динейкина Оксана Николаевна,
учитель истории МБОУ СОШ №1
E-mail: shkolapalaguta@yndex.ru
Адрес:
356570, Ставропольский край,
Арзгирский район, с. Арзгир
ул. Калинина, 2
тел.(8-86560)3-14-96
МБОУ СОШ №1
Содержание
Введение | 3 |
I.Обзор используемой литературы и устных источников | 4 |
II. Материал и методика исследования | 4 |
III. Краткая физико-географическая характеристика исследования (регион исследования) | 5 |
IV. Результаты исследования | 6-13 |
4.1. Соборы Арзгира | 6-8 |
4.2. Возрождение утраченного | 9 |
4.3. Храм – модель мира | 10-11 |
Заключение | 12 |
Список используемой литературы | 13 |
Приложения | 14-18 |
Введение.
Но шли века - со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской…
И. Бунин
Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Она дает возможность простым людям выстоять во времена тяжких испытаний, когда ни разум, ни прогресс не могут помочь человеку. Вера делает людей добрыми и светлыми. Все, что связано с верой, радует мою душу – великая красота икон, торжественность богослужений, великолепие златоглавых храмов. Издревле славилась Русская земля белокаменными соборами. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю. Историческая память – это то, чего не хватает нам сейчас. Мне радостно замечать, как в наши дни преображается Святая Русь: воскресают из мертвых российские праведники, восстают из руин храмы, ставшие жертвами человеческого помрачения.
Однажды, проходя мимо храма Пресвятой Богородицы, я обратила внимание на быстро летящие по небу облака. И они мне показались быстротечным временем, а незыблемо стоящий храм – чем-то прочным и вечным в мире преходящего. И у меня возникла мысль, что он имеет свою судьбу, историю, которую необходимо знать. Поэтому моя работа посвящается храмам с. Арзгир разрушенным и вновь восстановленному: во имя Преображения Господня и Святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выбор и основание темы, отбор изучаемого материала определили следующие задачи:
- изучить историю создания, строительства и разрушения Белой и Красной церквей;
- рассмотреть восстановление храма Пресвятой Богородицы;
- определить значение и влияние храмовой архитектуры на культурную и духовную жизнь односельчан.
I. Обзор используемой литературы и устных источников.
Работа построена на комплексном использовании разнообразных источников и литературы. Наиболее значимыми являются материалы, хранящиеся в музее с.Арзгир и предоставленные хранителем – Лаценниковой М.К.
Подробную информацию о храмах предоставил отец Иннокентий – настоятель храма Пресвятой Богородицы. Материал записан с его слов 16.02.2009г., в с.Арзгир, по ул.Матросова.
Использованы воспоминания жительницы с. Арзгир Масько Александры Игнатьевны, записанные 15.02.2009г., в с. Арзгир, по улице Пинчука.
Строительству храмов конца 19 – начала 20 веков, посвящается материал в книге Ю.Д. Шиянова «Арз – имя собственное»,который сопровождается фотографиями.
Использован энциклопедический словарь Ставропольского края, где описывается биография архитектора Кускова Г.П., по проектам которого построены храмы. Мною были изучены статьи в газетах «Заря» 1990г., «Ставропольская Правда».
Храмовое строительство в с.Арзгир изучено слабо, в перспективе я постараюсь продолжить исследования по этой теме.
II. Материал и методика исследования
Район исследования - Ставропольский край, Арзгирский район, с.Арзгир. Сбор материала проводила 15 января 2009 года. Объектом исследования стали два разрушенных храма с. Арзгир во имя Преображения Господня и Святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и вновь восстановленный. Сначала я познакомилась с материалом из книги Ю.Д. Шиянова «Арз – имя собственное» и статьями в газетах «Заря» и «Ставропольская Правда». Затем состоялась личная встреча, в ходе которой были записаны воспоминания А.И.Масько и отца Иннокентия. В музее по данной теме экскурсовод провела для меня экскурсию. Собранный материал я обобщила, обработала, изучила и сравнила.
Основой моего исследования является принцип историзма, а также системный подход, позволяющий познать анализируемый объект как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества. К числу основных методов исторического познания можно отнести историко-генетический, нарративный.
Так, историко-генетический метод позволяет приблизиться к воспроизведению реальной истории и объекта исследования. С помощью нарративного или описательного метода происходит передача событий в первоначальном виде.
III. Краткая физико – географическая характеристика района исследования
Своё исследование я проводила в селе Арзгир, расположенном на северо–востоке Ставропольского края, климатические условия резко континентальные.
Село находится в зоне рискованного земледелия, здесь часто случаются суховеи, пыльные бури, засухи.
Село основано в 1876 году переселенцами из Малороссии и южных губерний России .
Через село протекает степная речушка Чограй, делящая его на 2 части: северную и южную. Название села образовалось от словосочетания «Арз» и «гир». «Арз» - это имя собственное и не переводится, «гир» - это ручей. Летом река почти пересыхает, в половодье иногда выходит из берегов, затапливая прибрежные долины и землянки.
В настоящие время в селе проживает около 16 тысяч человек, это люди разных национальностей и вероисповеданий, их более 27 (русские, украинцы, туркмены, даргинцы, кумыки, лакцы, азербайджанцы, армяне, евреи, эстонцы). Приток населения увеличился с начала перестройки и боевых действий на Кавказе.
В селе высокий уровень безработицы, поэтому коренные жители часто в поисках заработка выезжают на работу в крупные города.
4. Результаты исследования
4.1. Соборы Арзгира.
В конце девяностых годов девятнадцатого столетия селение Арзгирское настолько экономически окрепло, что его общество могло более основательно позаботиться о сельских нравах и спасении души. В окрестных селах уж были примечательностью церковные купола и колокольни, которые виднелись за многие версты. К таким селам относились уважительно. Издали такой виднеющийся богатый купол церкви был знаком того, что село зажиточное, крепкое, а живущие в нем люди озабочены не только хлебом насущным, но спокойствием и благодатью в сельском обществе. А в селе Арзгир был только молитвенный дом, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. «Молитвенный дом построен из саманного кирпича, ошелован досками и стоил 10000 рублей…». Арзгирские жители не раз прикидывали, какой храм нужен селу, да такой, чтобы не хуже тех, что в окрестных селениях.
В 80-е годы ХIХ столетия в Арзгире собрался сход граждан, на котором вели разговор о построении новой, каменной, во имя Преображения Господня и Святителя Николая церкви. Решение схода было передано Благочинному восьмого округа Ставропольской губернии священнику Александру Лаврову с просьбой довести его содержание до сведения архиепископа Казанского и Ставропольского Агафодора. Просьба схода была рассмотрена и жителям Арзгира была прислана храмозданная грамота, которая предоставила право строить церковь на территории села. На постройку требовалось 45614 тысяч рублей серебром. К 1986 году в распоряжении местного общества было 20000 тысяч рублей. Остальные деньги получили из доходов разных статей. В мае 1896 года священник Александр Лавров пишет Преосвященнейщему Агафодору: «Сего, 17 мая мною учинена закладка храма на северной стороне села Арзгир во имя Преображения Господня и Святителя Николая. С 18-го мая общество села Арзгир приступило к постройке храма на избранном и священном месте…». В качестве строительного материала использовался камень-ракушечник. Его привозили из с.Желанного, которое находилось недалеко от Благодарного. «Возить камень обязаны все арзгирчане. Две подводы связывали между собой и на них клали двухметровый монолитный камень-ракушечник». Стены церкви были покрыты раствором цемента и пробелены.
Новый храм строился по проекту известного Ставропольского архитектора Григория Павловича Кускова (приложение 1). Родился Григорий Павлович в станице Новонижнестеблиевская Кубанской области. Окончил Кубанское реальное училище в Екатеринодаре, Санкт – Петербургский институт гражданских инженеров с золотой медалью. В 1923 году стал Ставропольским губернским архитектором. По его проектам в городах и селах губернии построено 40 каменных и деревянных храмов, 5 мечетей, 7 буддийских хурулов, 8 мостов. В Ставрополе построен собор святого Андрея Первозванного, госпиталь семинарии, дом губернатора ( ныне городская администрация), здание магазина «Пассаж».
Освещение нового храма произошло 16 декабря 1901 года (приложение 2). Это событие так описано в одном из архивных документов:
«На следующий день-17 декабря началась Божественная литургия, по окончании которой при торжественном звоне колоколов, с пением молебня Спасителю был совершен Крестный ход с иконами и хоругвями в новопостроенный храм с перенесением туда священных принадлежностей для богослужения».
«На следующий день – 17 декабря началась божественная литургия, по окончании которой при торжественном звоне колоколов, с пением молебня Спасителю был совершен
Крестный ход с иконами и хоругвями в новопостроенный храм с перенесением туда священных принадлежностей для богослужения ». По описаниям местных жителей храм был широкий - три входа, к которым вели высокие ступени. Колокольный звон раздавался на десятки километров, помогая путникам добраться в непогоду домой.
Между тем село Арзгир было разделёно на две части, на первый взгляд, безобидной речкой (балкой) Чограй, которая становится довольно своенравной в весенние паводки и ленивые дожди, что ощутили на себе первые переселенцы. Но когда была построена церковь, Чограйское половодье препятствовало “южанам” посещать её. Опять пошли ходоки к церковному начальству с просьбой дать разрешение на строительство церкви в южной части села. Архиепископ Агафодор благословил “южан” на строительство храма в честь рождества Пресвятой Богородицы, однако в средствах отказал. И у селян их тоже не было. На сходе решили продать зерно, а на вырученные деньги построить храм.
Арзгирское общество уполномочило Терентия Наливко и Семена Муленко осуществить эту продажу, что и было сделано. Кроме того, был объявлен сбор пожертвований. За сравнительно короткий срок было собрано 49 тысяч рублей серебром и заготовлено 50 тысяч штук кирпичей.
Летом 1903 года был заложен первый камень под фундамент церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Для строительства храма понадобилось пять лет. 10 декабря 1908 года состоялось освещение церкви, после чего священник Александр Биткин направил владыке Агафодору письмо следующего содержания: « Долг имею почтительно доложить, что в селе Арзгир новый кирпичный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы постройкою совершенно окончен (приложение 3). Иконостас в нем временно поставлен из старой деревянной Рождество – Богородицкой церкви, а новый будет поставлен 1 сентября 1909 года. Храм сей церковной утварью и богослужебными книгами снабжен вполне достаточно из старого храма». Одновременно со строительством Рождественского храма при старой церкви бала возведена церковно – приходская школа.
В связи с тем, что храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен из красного кирпича , а храм в честь Преображения Господня и Святителя Николая из белого ракушечника, храмы эти в народе еще именовали Красным и Белым. Простояли они до трагических 30-х годов 20 века.
Вот как описывает эти события жительница с.Арзгир Александра Игнатьевна Масько: «В 1935 году я ходила в первый класс. Наша школа находилась почти напротив Спасо - Преображенского храма. Вдруг во время урока раздался страшный гул. Мы прильнули к окнам. С храма сбрасывали колокола. Они врезались в землю от большой тяжести. Их было не меньше пяти. Выбрасывали и жгли иконы, церковную утварь. На протяжении 10 лет храм служил амбаром. После войны стали разбирать стены. Но они настолько были крепки, что их пришлось взрывать. Отчего в ближайших домах были выбиты стекла в окнах. В начале 50-х годов еще разбирали церковные ворота, которые стояли перед храмом. Недалеко стояла сторожка, где жила Шлекарь М. и выдавала камень на нужды села. На месте, где находился храм, старики не разрешали играть детям. Там оставались огромные котлованы от фундамента, простоявшие до 90-х годов двадцатого века. А сейчас там стоит детский сад». На месте разрушенного храма Пресвятой Богородицы, построили Кинотеатр и стадион.
4.2 Возрождение утраченного.
На протяжении всех лет Советской власти религию в нашей стране притесняли и унижали. Известно сейчас, что Ленин давал секретную директиву о репрессиях против духовенства и ограблении храмов, что при Сталине десятки тысяч церковнослужителей были уничтожены. И в то же время, несмотря на гонения, религия в нашей стране выжила.
В 1952 году в селе Арзгир уже существовал молитвенный дом по улице Лысенко. Из воспоминаний А.И. Масько: « Мой старший сын Вася родился в 1952 г. Он серьезно заболел. Я думала, что он умрет. Нашли крестных родителей и решили Васю крестить. Обряд происходил в новом молитвенном доме». По словам старожилов и отца Иннокентия, нынешнего священника, на этом месте жили богатые люди. Доказательством служит бассейн, который находился внутри дома, а потом был засыпан. Спустя некоторое время домовладение было приспособлено под молитвенный дом. Он служил верующим до 2000 года, пока не реконструировали новый храм. В 2003-2004гг. из-за ветхости здания и с благославения Архиепископа Гедеона, молитвенный дом разобрали. На его месте решено разбить парк и установить памятный крест.
В 1992-93 гг. в ведение Ставропольской епархии была передана начальная школа СОШ №1, находящаяся в центре села, по улице Матросова. Это было сделано в рамках мероприятий, посвященных празднованию 2000-летия христианства, по предложению бывшего губернатора Ставропольского края А.Л.Черногорова. В начале 1999 года по предложению отца Иннокентия в Арзгире был создан организационный комитет под председательством главы администрации Воронкова Н.Г. по реконструкции храма. Восстановление происходило на пожертвования всех граждан села Арзгир и Арзгирского района. Строительными работами занимался прораб Козедуб Н.А. Непосредственно отделку здания выполняли наемные рабочие. Купола были сделаны в г.Ставрополе. В 2000 году пасхальное богослужение проходило в восстановленном храме Пресвятой Богородицы. Реконструирована только основная часть храма, поэтому строительные работы продолжаются.
4.3 Храм – модель мира.
Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или таинственном видении, другим – откровении свыше, от Бога. В глазах верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.
Итак, мы на пороге православного храма (приложение 4). За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь все обращает на себя наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишенной глубокого духовного смысла. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность…
Во внешнем облике храма Пресвятой Богородицы мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения.ю Форма купола – луковичная. Она символизирует пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет куполов: золотой – символ небесной славы, синий со звездами посвящен Пресвятой Богородице и напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Напротив храма построена звонница.
Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдем в его притвор (рисунок), знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. В нем находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Здесь же является образ Голгофы – большой деревянный крест с образом распятого Спасителя. Нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющий вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображаются череп и кости – останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя находится образ Богоматери.
Да, здесь все поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперед, к царским вратам. За ними главная часть храма – алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. Никто не должен входить в алтарь, кроме тех, кто совершает богослужение или прислуживает священнику. И даже они должны входить в алтарь только во время службы, одетые в особые одежды.
От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон – место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям расположены клиросы – места для чтецов и хора.
В центре средней части храма мы видим высокий столик особой формы со скошенной верхней доской: он называется аналоем. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и к ним прикладываться, т.е. целовать. Перед иконами стоят подсвечники, для свечей. Горящие свечи должны напоминать нам, чтобы наши сердца горели любовью к Богу, как пламя свечи. Купол храма также имеет живописные изображения. В центре – Христос Вседержитель, по краям евангелисты, апостолы, мученики.
Каждая церковь посвящается Господу Богу и престол ее есть престол Божий, поэтому и называем мы ее храмом Божиим, домом Господним. Но кроме этого общего названия, каждая церковь имеет свое особое название. Оно дается в память событий из жизни Спасителя или в честь какого-нибудь святого. Наш храм назван в честь Пресвятой Богородицы, особо почитаемой верующими с.Арзгир .
Заключение.
Храм – модель мира. Его значение велико и сейчас. Во – первых, как строение, служащее местом культовых обрядов и поклонений. Во – вторых, как архитектурное сооружение. В – третьих, как носитель просвещения, культуры, нравственности. За время пребывания в храме передо мной прошла вся русская история. И продолжение ее я видела в юношах и девушках, стариках и старушках, и в совсем маленьких ребятишках. У одних на лицах отражалось благоговение и восторг, другие были спокойны и веселы. В моей душе родилось светлое и доброе чувство причастности к нашему общему дому, имя которому – Великая Русь!
В своей работе я добилась определенных результатов:
1. Обобщила весь собранный материал о храмовой истории села Арзгир. Создала презентацию на данную тему.
2.В ходе исследования удалось установить точную дату разрушения Белой церкви и дальнейшее ее разорение; выяснить историю создания молитвенного дома; описать внутреннее устройство храма Пресвятой Богородицы
3. Работа дала возможность почувствовать настоящий патриотизм и любовь
к родному селу, по-иному увидеть красоту малой Родины.
4. Привлекла внимание школьников к истории храмов с. Арзгир и подвела
к актуальности и значимости затронутой темы.
5. Собранный материал может быть использован при чтении курсов
«История Отечества», «История Ставропольского края», краеведческих
спецкурсов.
6. Пополнила собственные знания по истории родного села. Познакомилась с выдающимися, творческими личностями – М.К.Лаценникова (хранитель музея с.Арзгир), отец Иннокентий ( священник ), А.И.Масько (пенсионерка).
К сожалению, осталось мало людей, которые помнят описываемые мною события. Утеряна фотография Белого храма. Осталось еще много белых пятен в храмовой летописи с.Арзгир. Поэтому исследовательскую работу по этому направлению следует продолжить.
Список используемой литературы и устных источников.
1. Шиянов Ю.Д. «Арз – имя собственное».- Буденновск, 2003. с. 34-37
2. Православный храм и иконы.- М.: Издательство Эксмо, 2005.
с.12-43
3. Отец Иннокентий. Строительство и внутреннее устройство
храма Пресвятой Богородицы. 2009г.
4. Масько А.И. Воспоминания. 2009г.
5. Музейные материалы с. Арзгир.
Приложения
Приложение 1
Григорий Павлович Кусков.
Приложение 2
Храм Преображения Господня и Святителя Николая.
Приложение 3
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 10 декабря 1908 год.
Приложение 4
Храм Пресвятой Богородицы.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Два плуга
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Ветер и Солнце