Возрождение России невозможно без изучения её прошлого, её богатого духовного и культурного наследия. Духовное наследие нашего города – это лишь частичка славного прошлого нашей страны. Но, именно из таких частичек, и формируется любовь к Родине, её истории и культуре. Вот почему эта работа особенно актуальна сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 49.18 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 130 с углубленным изучением отдельных предметов.
Храмы нашего города.
Вчера и сегодня.
Выполнила: ученица 7 «а» класса
МБОУ СОШ № 130 Качановская Светлана
Руководитель: Ефимчук Елена Борисовна
учитель истории
Уссурийск, 2014 г.
Введение.
Глава 1. Градо – Николаевский собор
Глава 2. Храм Покрова Божией Матери.
Глава 3.Храм Преподобного Серафима Саровского.
3.1.История храма.
3.2.Общая хронология.
Глава 4.Храм Святого Николая Чудотворца.
Глава 5.Домовые храмы города.
5.1.Войсковая часовня Казанской иконы Божией Матери.
5.2.Храм Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы.
5.3 История Порт-Артурской иконы Божией Матери .
Глава 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы Рождество-Богородицкого Южно-Уссурийского женского монастыря.
6.1. Основание первого женского монастыря на Дальнем Востоке.
6.2.Освящение храма, начало паломничества.
6.3. Монастырское хозяйство.
6.4. Закрытие монастыря.
6.5. Возвращение монастыря церкви.
Заключение.
Список источников и литературы.
Введение.
Возрождение России невозможно без изучения её прошлого, её богатого духовного и культурного наследия. Духовное наследие нашего города – это лишь частичка славного прошлого нашей страны. Но, именно из таких частичек, и формируется любовь к Родине, её истории и культуре. Вот почему моя работа особенно актуальна сегодня.
Тема моего исследования – «Храмы нашего города. Вчера и сегодня». Я использовала Интернет - источники , статьи уссурийских газет «Коммунар», «Уссурийские новости» и других городских изданий, материалы книг
Коляды А.С. и Кузнецова А.М. «Никольск – Уссурийский: штрихи к портрету» и сборника «На перекрёстках трёх эпох».
Всё это позволило мне узнать об истории храмов города Уссурийска, той огромной роли, которую они играли и продолжают играть в жизни горожан.
Цель работы – на основе анализа собранных материалов систематизировать знания об истории храмов нашего города, их роли в духовной и культурной жизни Уссурийска.
Глава1. Градо - Николаевский собор
Первая деревянная церковь появилась в селе Никольском в 1871 г. (Краснознамённая, 80).Постепенно церковь обветшала, стала маленькой и тесной для быстро растущего города. Священник этой церкви, отец Павел Мичурин, задумал строительство нового собора, которой бы соответствовал нуждам быстро растущего села. Архитектурный план составил Б.И.Жигалковский , место для храма выбрал А.В.Суханов – это было небольшое возвышение в квартале, образованном улицами Унтербергеровской, Занадворской, Хабаровской и Корсаковской (нынче Некрасова, Чичерина, Ленина и Тимирязева).В сентябре 1894г. состоялась торжественная закладка. Вскоре денежные средства истощились. Тогда священник буквально выпросил у Никольского общества каменоломню недалеко от села. У областного архитектора Гвоздиевского священник научился “рвать” камень при помощи динамита. К 1898г. на строительство фундамента и цоколя храма, а также на заготовку строительных материалов было израсходовано 60 тыс.руб.(а городской бюджет Никольска в 1899 г. равнялся 62.689 руб.).Снова возникла нужда в деньгах для окончательного строительства. Однажды необходимо было уплатить 400 руб. китайским рабочим, строителям храма, а денег совершенно не было. Тогда Мичурин собрал женщин после обедни и попросил у них эту сумму курами, утками, гусями. Вся птица была продана и через несколько дней сумма была вручена протоирею для расчёта с рабочими.
Храм был построен 14 января 1901г. и назван Николаевским. В архитектурном отношении собор представлял собой несколько видоизмененную копию храма на станции Борки Харьковской железной дороги, воздвигнутого в память чудесного спасения Царской Семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года.
Он был освещён епископом Владивостокским и Камчатским Евсевием. В основании собор имел форму креста. Высота от пола до купола - 51 метр. Над собором возвышался восьмигранный луковичный купол. Он покоился на восьми, сложенных из дикого камня пилонах, которые были искусно скрыты в стенах и углах собора, поэтому казалось, что купол парит, едва опираясь на стены. Северный и южный приделы храма венчались шатрами. С западной стороны к собору примыкала колокольня. Но ,увы, пророческими оказались слова восторженного современника: ”Имя протоирея Мичурина, нерасторжимо связанное с собором, будет жить в памяти признательных прихожан до тех пор, пока соборный крест будет возвышаться над городом!”.
Собор в начале 30-х годов был взорван. В результате вместо архитектурной доминанты в центре города, какой был храм, мы имеем нечто помпезное и неуклюжее ( ныне это здание штаба пятой армии). Равнинный Уссурийск потерял здание, придававшее ему устремлённость ввысь. Поистине эта потеря невосполнима.
Глава2. Храм Покрова Божией Матери.
Первая церковь в селе была построена в 1871 году, освящена 1 августа архиереем Вениамином в честь Святого Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского; она была деревянной и вмешала около 200 человек молящихся. Несмотря на скромное обустройство и небольшие размеры, церковь стала духовным и народным центром села. С историей первой церкви связаны имена выдающихся личностей. В 1871 году здесь некоторое время служил (за неимением постоянного священника) архимандрит Палладий (Кафаров) – начальник Пекинской духовной миссии, возглавлявший тогда историко - этнографическую экспедицию в Южно - Уссурийский край. С историей первой Никольской, а затем Покровской церкви связана деятельность первой школы села Никольского. Школа открылась при церкви в 1883 году; через год для нее было выстроено деревянное здание, в котором обучалось около 160 детей. До наступления советского атеистического времени Покровская церковь, церковно – приходская школа и хозяйственные постройки были единым архитектурно-духовным комплексом.
В 1920 –е годы была закрыта школа, здание церкви и другие строения стали принадлежать Комхозу.
В 1923 году православно - христианская община заключила договор с отделом Комхоза о принятии « от Учкомхоза в бессрочное бесплатное пользование, находящиеся в г. Никольск – Уссурийском в квартале № 31 по Занадворовской улице, угол Хабаровской, православный Свято - Никольский собор и по улице Николаевской православный Покровский храм с богослужебными предметами….»
Несмотря на договор, церковь была закрыта в 1930-е годы, в церковном здании в разные времена были: продовольственные склады, общежитие, пионерский лагерь, некоторое время оно стояло просто закрытым. С апреля 1945 года православные верующие неоднократно обращались с ходатайством о возвращении храма.
31 августа 1946 года было принято правительственное решение об открытии и начале деятельности Свято – Покровского храма. Но при этом, храму не были возвращены хозяйственные постройки по улице Кузнечной, 14.
В настоящее время отреставрированный и благоустроенный храм Покрова Пресвятой Богородицы является духовным центром Уссурийска и важной архитектурно- исторической достопримечательностью города. В Покровской церкви, среди особенных икон находится историческая реликвия – Икона Святого Николая Чудотворца, подаренная Цесаревичем Николаем Александровичем в 1891 году в первую церковь села Никольского.
Рядом с храмом (ул. Краснознаменная,80) находится здание краеведческого музея, мемориальная доска на котором извещает, что это церковно-приходская школа, построенная в 1896 году.
Глава3. Храм Святого преподобного Серафима Саровского
3.1. История храма.
В начале 1890-х годов изменилась география заселения Южно-Уссурийского края. Связано это было со строительством Уссурийской железной дороги. Переселенцы из центральной России стали активно осваивать приморские земли. Жизнь православных людей была немыслима без храма. С 1883г. здесь начался значительный рост численности прихожан, так как государство стало осуществлять переселение морским путем из Одессы во Владивосток, активизировав в целом колонизационную политику. С 1883 по 1893 г. в Южно-Уссурийском крае было создано 142 населённых пункта. В связи с такими изменениями в численности православного населения края возникла острая необходимость строительства церквей в новых селах. Но храмы на Руси строились силами сельских общин, а переселенцы не имели на это достаточных средств. В числе нуждающихся в строительстве церкви оказались и жители железнодорожного поселка Кетрицево. Для оказания помощи сельским обществам администрация края использовала остатки переселенческого кредита на строительство храмов. По решению администрации края и епархиального начальства на строительство церкви и школы в пос. Кетрицево была выделена сумма 7000 руб. Известно, что Иоанн Кронштатский жертвовал на строительство храма сумму в 500 руб. Строительство храма в пос. Кетрицево было окончено в 1898 г., а в 1899 храм был освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. В 1930-е гг. железнодорожный храм святителя Николая на слободе был закрыт и разрушен. Хотя есть сведения, что храм простоял до начала сороковых годов, а церковные постройки были использованы под здание детского сада.
В день 100-летия прославления святого Серафима 27 декабря 2003 г. архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил престол и храм в честь и славу святого преподобного Серафима Саровского. Храм Серафима Саровского строился несколько лет исключительно на средства благотворителей и верующих. Храм возведен в русском архитектурном стиле, имеет четыре купола и колокольню с семью колоколами, самый большой из которых весит 250 килограммов. Внутри здания имеется двухъярусный иконостас: основной — преподобного Серафима Саровского, второй - святых царственных страстотерпцев. Одновременно на богослужении могут присутствовать до 150 человек. На аналое возложена святыня – старинная икона преподобного Серафима Саровского с маленьким ковчежцем под стеклом, в нем – частица мощей святого. Она освящена в день прославления Преподобного и ей более 100 лет. Также имеются старинные иконы — Святой Троицы, келейный крест святого Филарета Московского, в том числе иконы с частицами — иконы святого Феодосия, блаженной Матроны Московской, икона Пресвятой Богородицы — «Феодоровская», освященная от подлинной иконы, иконы в золотых окладах «Спаса Нерукотворного», «Тихвинской» и «Казанской» икон Пресвятой Богородицы.
3.2.Общая хронология.
В 1891 г.- основан железнодорожный поселок Кетрицево (позже — станция Никольская, ныне – Уссурийск).
В 1899 г. – началось строительство храма в пос. Кетрицево.
В 1898 г. – окончено строительство храма, который был освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В 1901 г. – открыта церковно – приходская школа для мальчиков.
В 1912 г. — открыта церковно-приходская школа для девочек.
С 1901 — 1905гг. в храме служил отец Владимир (Давыдов).
В 1912 г. — служил священник Леонтий Антонович Дулин.
С 1914 — 1922 гг. — служил священник Бажанов Иннокентий Михайлович,
В 1916-1917 гг., в период гражданской войны и последующей интервенции -священником храма и заведующим «вокзальной» церковно-приходской школы был Кессельман Михаил Алексеевич (1866-1937). Казнен как «враг народа». Покоится в «овраге смерти», в окрестностях Дубовой Рощи г.Уссурийск.
Разрушен храм в 30-е гг. ХХ столетия (точная дата не известна).
В 1999 г. — началось строительство нового храма на месте разрушенного.
В 2003 г. — закончилось строительство храма.
В 2003 г. 1 августа - состоялась первая литургия, в день 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского.
В 2003 г. 27 декабря - архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил престол и храм, в честь и славу святого преподобного Серафима Саровского.
2003-2010 гг. — первым настоятелем храма был архимандрит Иннокентий.
2003 — 2010 гг. — первым служащим священником был иерей Григорий (Микаелян).
В 2008 г. – здание храма расширено.
В 2008 г. в декабре — правый придел освящен в честь царственных страстотерпцев: царя Николая, его супруги Александры Федоровны, их детей — царевича Алексея, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.
В 2008 г. в октябре — при храме открылась воскресная школа.
В 2010 г. в марте — настоятелем храма назначен протоиерей Григорий (Цуркан).
В 2010 г. в ноябре — построено здание для воскресной школы.
В 2011 г. — здание воскресной школы расширено.
Глава4 . Храм Святого Николая Чудотворца.
Храм во имя чудотворца Николая был воздвигнут на пожертвования горожан в 2009 году.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. На территории вокруг храма благодаря усердию прихожан растут деревья, кустарники, цветы, зеленеют газоны.
По словам настоятеля, церковь сегодня посещают около 300 постоянных богомольцев, и по большим православным праздникам она переполнена. Никольский храм постоянно открыт для всех. Люди приходят сюда семьями, активно участвуют в жизни прихода. Многие, испытывая дефицит общения со священником, решают с ним духовные вопросы по окончании богослужения. В приходе сложились свои традиции. Все значимые дни церковного календаря, помимо проведения богослужений, здесь отмечают на территории храма, приобщая детей и взрослых к традициям русской православной культуры. Кроме того, по торжественным дням прихожане вместе с настоятелем посещают уссурийский детский дом и дом малютки. И, конечно, приходят к ребятишкам не с пустыми руками. Есть у Свято-Никольского храма и своя история.
«Более полувека назад, в годы лихолетья, в Уссурийске был взорван величественный Никольский собор, — говорит отец Нафанаил.
Старожилы рассказывали, что, когда его взрывали, земля вокруг разошлась и несколько рабочих в считанные минуты провалились в яму. Воистину, Господь поругаем не бывает».
31 июля 2011 г. Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил чин Великого освящения храма Святого Николая Чудотворца.
Затем вокруг церкви был совершен крестный ход; в торжествах по случаю освящения приняли участие игуменья Варвара (Волгина) настоятельница Рождество-Богородицкого Южно-Уссурийского женского монастыря, представители администрации г. Уссурийска; около трехсот прихожан.
По окончании службы архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин вручил архиерейские грамоты и иконы меценатам, внесшим наиболее существенный вклад в дело возведения храма; освятил памятную мраморную доску, на которой нанесены имена духовенства и мирян-благотворителей.
Глава5. Домовые храмы города.
5.1.Войсковая часовня Казанской иконы Божией Матери
Войсковая часовня в честь Казанской иконы Божией Матери была открыта трудами выпускников и командования в Дальневосточном высшем автомобильном командно-инженерном училище (бывшем Уссурийском высшем военном автомобильном училище).
Освящение состоялось летом 2005 года.
Часовня разместилась в старинном здании, где раньше располагался храм Казанской иконы Божьей Матери 234 стрелкового полка. Часовня была освящена на месте алтарной части бывшего войскового храма, который действовал до 1937 года. Главным инициатором строительства часовни выступил заместитель начальника училища полковник Мурог Игорь Александрович. Многими советами и практической помощью воинам помог настоятель уссурийского Покровского храма архимандрит Иннокентий. Строительство благословил Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин, а освятил часовню иеромонах Венедикт.
Торжественная часть выпуска 2005 года началась с благодарственного молебна. Отец Венедикт благословил молодых офицеров на военную службу. А в праздник Казанской иконы Божией Матери к курсантам прибыл иерей Григорий и совершил краткий молебен.
5.2.Храм Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы (штаб 5-й Армии - домовой храм)
21 июля 2009 года Президент РФ и Верховный главнокомандующий Д.А.Медведев поддержал инициативу руководителей традиционных религий России о воссоздании института военного духовенства. Это решение открыло новую страницу во взаимодействии Русской Православной церкви и армии. Командованием 5 армии, с благословения и поддержки Владивостокской епархии в лице Архиепископа Владивостокского и Приморского владыки Вениамина, было принято решение о создании и строительстве Домового Православного храма Русской Православной церкви в здании штаба армии на месте бывшего Градо-Николаевского собора.Нештатным войсковым священником армии назначен протоиерей Григорий Петрович Цуркан, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского Русской Православной церкви Московского Патриархата Владивостокской епархии. 9 апреля 2010 года на общем собрании управления армии избирается попечительский совет по вопросам организации строительства Домового Храма под председательством атамана Уссурийского казачьего войска Мельникова О. А. Членами совета становятся Дворников А.В., Кураленко С.В., Доценко И.Г., Павленко А.В., Венский В.А., Кузнецов А.В., Демиров В.И., Латкина О.С. 10 апреля 2010 года под непосредственным руководством Оставпенко Александра Валерьевича начались первые строительные работы по реконструкции помещений и территорий штаба армии под Домовой храм, которые длились в течение 77 дней.
Оказывая помощь в художественном оформлении Домового храма в тесном взаимодействии с Генеральным директором ОА «Владавиа» В.А.Сайбелем, атаманом Приморского казачьего отдела Уссурийского Казачьего войска подъесаулом Доценко Игорем Геннадьевичем и настоятелем Свято-Покровского храма Русской Православной церкви протоиереем Сергием, был осуществлен заказ и доставка из г.Софрино Московской области иконостаса и церковной утвари общим весом более чем 1,5 тонны.
9 мая 2010 года в день празднования 65 годовщины Победы русского народа в Великой Отечественной войне, с благословения Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского, заложена грамота в основание храма в честь Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы в штабе 5 Краснознаменной общевойсковой армии Краснознаменного Дальневосточного военного округа ВС РФ.
26 июня 2010 года состоялось торжественное освящение архиерейским чином Домового храма Порт-Артурской иконы Божьей Матери Русской Православной церкви на территории штаба 5 армии.
Освящение храма и первое богослужение провел архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, при участии духовенства Владивостокской епархии, офицеров управления армии и членов их семей, гражданского персонала управления армии, командиров воинских частей, рядового и сержантского состава Уссурийского гарнизона, приглашенных гостей и жителей Уссурийска.
5.3.История Порт-Артурской иконы Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы»)
Порт-Артурская икона Божией Матери — первая явленная в XX веке.
История чудотворной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) непосредственно связана с историческими событиями, предшествующими русско-японской войне 1904-1905 гг.
За полтора месяца до начала войны в декабре 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел старый матрос, который усердно молился о судьбе русского флота, сосредоточенного, главным образом, в Порт-Артуре. Старому матросу было видение: Богородица, стоящая спиной к заливу, держит продолговатый плат с изображением Христа Спасителя. Стопы Матери Божией попирают скрещенные сломанные обоюдоострые самурайские мечи. Справа над ней — Архистратиг Михаил, слева — Архангел Гавриил. В облаках над Ее головой Ангелы держат корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом над ними. Еще выше бесплотные силы поддерживают облака, на которых восседает Господь Саваоф. Над ним надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре начнется тяжелая для России война, затем повелела написать икону, изображающую Ее явление, и отправить в Порт-Артурский собор, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии образа на место. Словам матроса монахи не придали значения. После обнародования царского манифеста о начале русско-японской войны в Киево-Печерской лавре вспомнили о рассказе матроса и начали сбор пожертвований для написания иконы. Работа продолжалась около месяца. Поскольку сама Царица Небесная предназначила икону для Порт-Артурского собора, ее стали называть «Порт-Артурской». Если бы икону ближайшим скорым поездом или воинским эшелоном отправили на Дальний Восток, то через 17-18 суток она была бы уже в Порт-Артуре. После гибели адмирала С.О.Макарова командующим был назначен адмирал Н.И.Скрыдлов, который задержался в Москве, и переданная ему императрицей Марией Федоровной икона осталась у него дома. После нескольких попыток доставки иконы в Порт-Артур в октябре 1905 года она была оставлена в Кафедральном соборе Владивостока, и с тех пор следы иконы на долгие годы потерялись.
Глава 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы Рождество-Богородицкого Южно-Уссурийского женского монастыря.
6.1 Основание первого женского монастыря на Дальнем Востоке
Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь стал первым православным женским монастырем на Дальнем Востоке. Первой его игуменьей и устроительницей стала монахиня Павла
(в миру Параскева Николаевна Трегубова).
23 июня 1899 г. матушка отправилась из Читы в Приморье, имея благую цель - создание женской обители на Дальнем Востоке. Кроме верной ее сподвижницы монахини Марии, матушку сопровождали 15 сестер-послушниц. Владыка Евсевий, управляющий Владивостокской и Камчатской епархии, докладывал Святейшему Синоду:
"Учреждение в Южно-Уссурийском крае женской общины, которая впоследствии могла бы быть переименована в женский монастырь, необходимо потому, что население края, состоящее из переселенцев европейской России, привыкло на месте своего первоначального жительства искать религиозного утешения в иноческих обителях...".
Матушка Павла сама выбрала место для будущей обители - в 11 верстах от г. Никольска-Уссурийского, с северной стороны от реки Суйфун. 16 февраля 1900 г. на этом месте был отслужен молебен и водружен крест. К весне выстроили барак из теса, где и разместились сестры. 20 мая 1900 г. была совершена закладка деревянного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы протоиреем П. Мичуриным. Одновременно начата постройка на пожертвованные средства двух домов: жилого дома для сестер, которые вскоре пришли сюда из Никольска на постоянное жительство, и кухни с трапезной. Нелегко было созидать обитель: сестры сами на себе возили воду, по горам собирали валежник для дров и на себе таскали его домой, ночью сами караулили монастырь.
6.2.Освящение храма, начало паломничества
В начале 1901 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был вчерне выстроен. Выстроенный деревянным, на каменном фундаменте, он имел в длину от притвора до алтаря ровно 20 метров, а в ширину – 14 с половиной метров. Ширина ленты фундамента – от 80 до 90 сантиметров, а высота – более метра. Игуменья Павла просила Владыку Евсевия освятить храм, хотя он и был не вполне готов к освящению. Его Преосвященство, входя в положение обители, удовлетворил просьбу настоятельницы. 16 января 1901 года Владыка торжественным служением освятил новый храм. Обитель стали посещать богомольцы из Никольска, ближних и дальних деревень Уссурийского края. Приезжали из Маньчжурии, Хабаровска, Владивостока. Так в лесной чащобе возникла деятельная жизнь. В 1908 г. заботами престарелой игуменьи Павлы на монастырском кладбище была выстроена деревянная довольно красивой архитектуры часовня св. пророка Илии.
6.3.Монастырское хозяйство
Монастырское хозяйство было образцовым. К 1910 году под посевами было около 30 десятин, из которых 9 были в аренде и обрабатывалось корейцами, остальные же были подняты и обработаны трудами сестер. В монастыре возделывалось 26 видов огородных культур: картофель, капуста, свекла, брюква, редька, бобы, горох, дыни, арбузы, тыквы, помидоры, шпинат, морковь, горчица и др. В садах разводили сливы, вишни, груши, яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику, яблони-райки - всего около 300 фруктовых деревьев и 1000 ягодных кустов. В монастыре имелся один колодец, удовлетворявший нужды монастыря, свой выгон для скота в 125 десятин. У обители было 3 стада - крупный скот, лошади и мелкий рогатый скот. Мелкий скот пасла сестра-монахиня, а крупный - нанятый пастух. Сестры занимались пчеловодством. К 1910 году количество ульев дошло до 100. Сеяли медоносные травы и гречиху.
По смерти устроительницы Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого монастыря и первой его игумении Павлы нелегкий игуменский крест взяла на себя монахиня Сергия. Из сохранившихся документов мы видим, что к 1910 году в обители было хорошо развитое крупное хозяйство, велась широкая миссионерская деятельность. Однако зимой 1912 года в монастыре произошел сильный пожар. Все деревянные постройки, в том числе и корпус с храмом, сгорели. В 1913 году заботами и усердием матушки Сергии началось строительство каменного корпуса. И уже 27 сентября 1914 года архиепископом Евсевием был освящен храм во имя Спаса Нерукотворного. Обитель продолжала отстраиваться и возрастать духовно.
Последней настоятельницей монастыря была схиигумения Олимпиада. При ней в монастыре начала работать иконописная мастерская. Обитель обеспечивала иконами многие храмы. Сохранилась икона, писанная самой матушкой Олимпиадой - образ Божией Матери "Скоропослушница". Сейчас эта икона находится в Свято-Покровском храме г. Уссурийска.
6.4. Закрытие монастыря
В период после 1917 года, в страшное время гражданской войны и репрессий, Рождество-Богородицкий монастырь разделил судьбу большинства российских монастырей. После 1923 года он был закрыт, а имущество его национализировано. Главный монастырский храм (Рождество-Богородицкий), и часовня над склепом игумении Павлы были разрушены. Основное здание было передано воинской части под клуб.
На колокольне домового храма военные соорудили водонапорную башню.
6.5. Возвращение монастыря церкви
В декабре 1990 года располагавшаяся на месте монастыря войсковая часть вернула церкви 4 здания с прилегающей территорией: келейный корпус со встроенной церковью, здания для хозяйственных нужд, дома игуменьи. 30 августа 1993 года состоялась окончательная передача епархии бывшей собственности монастыря в бессрочное пользование. Владыка Вениамин 21 сентября 1993 г. совершил освящение храма малым чином. "Когда мы сюда приехали, все было в разрухе. Крыша храма была провалена, окна выворочены. Первую литургию здесь служили в октябре, и лучи солнца лились сквозь окна без стекол. Одним мы тогда утешались, что монастырская жизнь возрождается", - вспоминала после матушка Варвара.
В 1994 году начался ремонт настоятельского корпуса и постепенное заселение его. Были оборудованы кельи на втором этаже; кухня, просфорная, молочная, две трапезных, мастерская и котельная - на первом этаже. Заново устроена автономная система парового отопления, пришедшая в негодность за три года бесхозности. На храмовой колокольне военные соорудили водонапорную башню. На снос ее потребовалось 5 лет, в 1999 году на ее месте восстановлена колокольня, установлены купола на крыше храма. Внутри храма закончена реконструкция иконостаса, восстановлен верхний клирос. В сентябре 2000 года монастырь отметил 100-летие со дня основания. В июле 2001 года состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы архиерейским чином.
Заключение.
Работа над темой дала мне очень много.
Я узнала о храмах, которые были в нашем городе в начале XX века и их печальной судьбе, познакомилась с именами людей, подвижническими трудами которых, строились храмы, и формировалось духовное наследие города.
Как жаль, что не все храмы Уссурийска сохранились до наших дней!
Тем более отрадно, что сейчас в городе строятся новые храмы, возрождаются к жизни старые, и всё больше людей осознают огромное значение духовной культуры в воспитании детей и формировании патриотизма граждан нашей страны.
Список литературы и источников:
1. Коляда А.С., Кузнецов А.М. Никольск – Уссурийский: штрихи к портрету. Уссурийск, 1997.
2. На перекрёстках трёх эпох. Хабаровск, 2006.
3. Коммунар 1992, 10 марта
4. Коммунар 2002, 17 сентября
5. Уссурийские новости 2003,12 сентября
6. Уссурийский краеведческий вестник
7. http://primorie.do.am/blog/monastyr_v_sele_linevichi/2012-02-05-3
8. http://www.russian-church.ru/viewpage.php?cat=primore&page=3
9. http://drevo-info.ru/articles/11923.html
10. http://vladivostok.eparhia.ru/eparhia/synodal/monastery/ussur_monast/
11. http://palomniki.su/countries/ru/g21/ussuriysk/hram-pokrova-pb.htm
12. http://vladivostok.eparhia.ru/eparhia/churches/?page=5
13. http://www.pokrovus.ru/svyatyni.html
14. http://www.pokrovus.ru/istoriya-khrama.html
15. http://serafimussuriisk.ru/?p=114
16. http://serafimussuriisk.ru/?page_id=446
17. http://serafimussuriisk.ru/?page_id=448
Л. Нечаев. Яма
Рисуем "Ночь в лесу"
Кто грамотней?
Снег своими руками
Барсучья кладовая. Александр Барков