Вложение | Размер |
---|---|
osanka.ppt | 435.5 КБ |
Слайд 1
ОСАНКА ПОДГОТОВИЛА: Микрюкова Катерина г. Балаково, 2012Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы Осанка (правильная осанка, неправильная осанка) Разновидности нарушений осанки Боковые искривления позвоночника Положение позвоночного столба Нагрузка на позвоночник при поднятии тяжести Меры профилактики Упражнения для формирования правильной осанки Подвижные игры для профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Правильная осанка – это не только красота, это прежде всего важнейший показатель здоровья человека. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Особенно актуальна проблема формирования правильной осанки для детей дошколь-ного возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения, 48% детей нашей планеты имеют те или иные искривления позвоночника, из-за чего в последующем на-рушается их осанка, возникают различные отклонения в здоровье. Знаменитый языковед и врач В. Даль так определил понятие осанки: «осанка – это стройность, величавость, приличие, красота…» И действительно, сказать, что осанка – привычное положение тела, совершенно недостаточно. Исследования показывают, что осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние, настроение, ха-рактер человека. Опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и его родителях. Очевидно, что они не прилагали больших усилий, что-бы приучить его с раннего детства к гимнастике, не выработали у него привычки пра-вильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно забот-ливы. Чаще всего взрослые не придают значения этому, надеясь, что осанка сфор-мируется сама.
Слайд 4
Программой дошкольного образования «Пралеска» развитие и укрепление правильной осанки выделяется как особая задача во всех возрастных группах. Уже на втором году жизни малышам необходимо показывать и объяснять, как надо сидеть, стоять, ходить, и учить этому на занятиях физическими упражнениями. Нужно следить, что бы ребенок правильно сидел, и немаловажно, правильно спал. В группах «Почемучки» у детей развивают практические умения проверки своей осанки в спе-циально оборудованном месте, учат сравнивать свою осанку с изображениями на ри-сунках, элементарно объяснять, почему у человека должна быть хорошая осанка, знать не-сколько упражнений для осанки («кошечка», «змея» и др.). В группах «Фантазеры» выра-батываются навыки правильной осанки, выполняются упражнения для ее закрепления. Если проводить правильную, систематическую работу, включающую в себя: - диагностику осанки и стопы, - обеспечение санитарно-гигиенических условий, - организацию двигательного режима, - организацию развивающей среды, - продуманную систему педагогических воздействий, то в последующем, организм ребенка запомнит правильную осанку и дальше будет со-блюдать правильное положение тела во всех видах деятельности. И наоборот, если ребенок будет сидеть так, как он захочет: подгибать ноги в коленных суставах при этом пережимать сосуды, изгибаться, буквально ложиться на стол, ходить, ссутулившись, спать, свернувшись калачиком – осанка будет формироваться неправильно.
Слайд 5
ОСАНКА Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп. Признаки правильной осанки : • голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне; • если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; • если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Слайд 6
ОСАНКА Признаки неправильной осанки • голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова); • плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч); • круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад; • излишне увеличен поясничный изгиб.
Слайд 7
ОСАНКА. КАК ОБНАРУЖИТЬ ДЕФЕКТ Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом: ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо вн и- мательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асим-метрия свидетельствует о нарушении осанки. При ре-гулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.
Слайд 8
НЕПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.
Слайд 9
РАЗНОВИДНОСТИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ Нарушение осанки – это отклонения в положении позвоночника. Круглая спина : увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью. Плоская спина : грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена. Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен . Круглая спина Кругловогнутая спина Плоская спина
Слайд 10
ПРОЯВЛЕНИЯ БОКОВЫХ ИСКРИВЛЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА Возможность проявления сколиоза особенно велика в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии. Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник. Одна из причин нарушения осанки у детей - неправильная посадка(положение) за столом во время занятий, школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении. Правосторонний сколиоз Левосторонний сколиоз S -образные сколиозы
Слайд 11
ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА правильное
Слайд 12
ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА неправильное
Слайд 13
При поднятии тяжести НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК спина согнутая (неправильно) спина прямая (правильно)
Слайд 14
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют: своевременное правильное питание; свежий воздух; подбор мебели в соответствии с длиной тела; оптимальная освещённость; привычка правильно переносить тяжёлые предметы; привычка правильно сидеть за столом; расслаблять мышцы тела; следить за собственной походкой. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15-17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Слайд 15
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ 1.При сидении за столом приучать ребенка опираться о спинку стула спиной в месте ее изгиба. Обращать внимание на то, чтобы малыш старался сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы. 2. Не допускать длительных статических нагрузок на детей, максимально использовать возможность смены деятельности, устраивать динамические паузы, физкультминутки. 3. Формировать у дошкольников ощущения нормальной осанки посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. 4. Формировать элементарные знания по профилактике нарушений осанки: нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину и др.
Слайд 16
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий: упражнения, стоя у зеркала . Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство; упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет. Упражнения на координацию движений . Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику плоскостопия , так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
Слайд 17
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ Встать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад. Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной. Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной. В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
Слайд 18
Упереться прямыми руками в пол. Выгнув спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с. Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице СТ ОЯ НА КОЛЕНЯХ
Слайд 19
ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться , держаться так 3-5 с, вернуться в и. п. Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову , плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.
Слайд 20
С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и. п. Ноги вместе, руки вперед. Делать в ыпады вперед правой, затем левой н огой. Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.
Слайд 21
Стоя у стены, поднимать к груди поочередно левое, затем правое колено Ноги шире плеч, руки опущены. Повороты вправо и влево, руки в стороны Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и. п.
Слайд 22
В ВИСЕ Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник») Повороты туловища вправо и влево как м ожно больше. Прямые ноги вместе Вис на гимнастической стенке или перекладине
Слайд 23
ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ «Жираф» Эта игра хорошо укрепляет мышцы спины и шеи. Приготовьте книжку с картинками про жирафа. Расскажите малышу об этом животном, отдельно заметив, что у жирафа самая длинная шея на Земле. Возьмите несколько яблок или груш (выбирайте фрукты, которые любит ваш ребенок), разрежьте их на дольки и развесьте на такой высоте, чтобы кроха мог дотянуться до них, только сильно вытянув шею. Попросите малыша губами достать до фруктов, не используя руки и не вставая на цыпочки. «Я - деревце» Это занятие развивает мышцы спины, шеи, рук и ног. Для игры вам понадобятся иллюстрации, на которых изображены разные деревья. Рассмотрите картинки вместе с ребенком, заострив внимание на особенностях каждого дерева. Попросите малыша встать прямо, расслабив руки. Затем подавайте команды, которые он должен выполнять. Например: ты - стройная березка, сильный ветер раскачивает твои ветви и ствол; ты - крепкий дуб, ты твердо стоишь в земле, а твои ветки сильные и прямые; ты - высоченная сосна, у которой все ветки наверху; ты - плакучая ивушка, которая склонилась надо водой. Малыш должен изображать перечисленные деревья. Для этого ему необходимо использовать полученные знания и фантазию, опускать и поднимать руки, покачиваться на носочках, вытягиваться и наклоняться.
Слайд 24
«Зарядка» Эта игра с успехом заменит утреннюю гимнастику. Кроме общеукрепляющего действия, данные упражнения развивают мышцы спины и исправляют положение позвоночника. Заранее приготовьте несколько книг, коврик и палку длиной 10 см. 1. Первое упражнение - «потягушечки». Пусть малыш на вдохе поднимет руки вверх через стороны и высоко потянется за ними. Через пару секунд на выдохе можно опустить руки. Ребенок должен повторить это три раза. 2. Следующее упражнение - «мельница». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Затем пусть кроха поднимет вверх и немного назад одну руку. Другая рука одновременно отводится назад, но в нижнем положении. Пусть ребенок повторит это упражнение несколько раз, меняя руки. 3. Продолжает зарядку упражнение «лодочка». Попросите малыша лечь на живот и одновременно поднимать вверх голову и вытянутые вперед руки. Еще один вариант этого упражнения: пусть кроха, лежа на животе, возьмет палку и поднимает руки вверх, хорошо прогибаясь. 4. Предложите ребенку стать «черепашкой». Очень полезно просто ползать на коленях, опираясь на руки. 5. «Цапля» - это классическое упражнение для формирования правильной осанки. Разложите на полу несколько не очень высоких препятствий (например, из книг). Попросите малыша переступать через эти препятствия, держа на голове книгу..
Слайд 25
6. Упражнение «кошка» благотворно действует на мышцы, позвоночник и внутренние органы. Пусть малыш встанет на четвереньки, на вдохе прогнет спину и поднимет голову. На выдохе пусть опустит голову и округлит спину. Упражнение необходимо повторить пять раз. 7. Почти все детишки любят делать «ласточку». А ведь это - отличное упражнение для развития мышц спины и ног, а также для координации движений. Следите, чтобы спина ребенка была прямой во время выполнения этого упражнения. 8. Растяжка и расслабление - необходимая часть игры «Зарядка». Попросите ребенка лечь на спину, вытянуть ноги, руки поднять вверх. Пусть малыш потянется, а потом расслабится и полежит несколько минут. Очень важно следить за осанкой детей. Ведь их позвоночник еще слаб. Тренируя мышцы спины и позвоночник, малыш приобретет не только красивую постановку спины, но и избежит многих проблем со здоровьем
Слайд 26
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ «Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Рас стояние между ними - 5-10 м. У стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно. Методические указания . Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.
Слайд 27
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ «Салки». Выбирают водящего. Его задача - запятнать (осалить) как можно больше игроков, но только тех, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: бежать будто бы за одним игроком, а мимоходом, изловчившись, осалить другого (дотронуться рукой). Осаленные игроки выбывают из игры. Методические указания. Продолжительность игры - 5-10 мин; |два-три раза менять водящего. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не осаленных. После выполнения упражнений на осанку можно повисеть на перекладине, гимнастической стенке и т. д., расслабив мышцы на 15-20 с.
Притча о гвоздях
Тигрёнок на подсолнухе
За чашкой чая
Мастер-класс "Корзиночка"
Сказка "Колосок"