Эта презентация - итог работы над материалами о военно-автомобильной дороге 102, по которой везли грузы с продовольствием в блокадный Ленинград в период, когда город Тихвин был занят немецко-фашистскими захватчиками. В течение 1941-1942 гг жители Коськовского поселения были непосредственными участниками Дороги жизни. Обогревая вывезенных жителей блокадного Ленинграда, помогая солдатам вытаскивать вязнущие грузовики, корчуя лес и выстилая дорогу на болоте, они вносили свой вклад в спасение Ленинграда, в дело Великой Победы.
Вложение | Размер |
---|---|
О Дороге жизни | 1.21 МБ |
Слайд 1
Велением Отчизны сквозь погибель вычерчен маршрут… (А. Межиров)Слайд 2
Александр Гитович Строитель дороги Он шел по болоту, не глядя назад, Он бога не звал на подмогу, Он просто работал как русский солдат И выстроил эту дорогу. На запад взгляни и на север взгляни — Болото, болото, болото. Кто ночи и дни выкорчевывал пни, Тот знает, что значит работа. Пойми, чтобы помнить всегда и везде: Как надо поверить в победу, Чтоб месяц работать по пояс в воде, Не жалуясь даже соседу! Все вытерпи ради родимой земли, Все сделай, чтоб вовремя, ровно, Одно к одному по болоту легли Настила тяжелые бревна. ...На западе розовый тлеет закат, Поет одинокая птица; Стоит у дороги и смотрит солдат На запад, где солнце садится. Он курит и смотрит далеко вперед, Задумавший точно и строго, Что только на запад бойцов поведет Его фронтовая дорога. 1942
Слайд 3
Для каждого жителя Ленинградской земли слово «блокада» стало священным. 900 дней мужества и героизма, голода и лютой смерти, беззаветной веры в победу над фашизмом. О героических защитниках города на Неве, об отважных водителях, преодолевавших, рискуя жизнью, страшные километры по льду Ладожского озера, о Дороге жизни, спасавшей умирающий Ленинград, известно очень много. Сегодня я хочу приоткрыть еще одну страницу в священной книге памяти о защитниках Ленинграда.
Слайд 4
Коськовское сельское поселение – это 21 деревня. Расположены эти деревни по берегам рек Шижня и Паша. На западе поселение граничит с Волховским районом, на востоке и юго-востоке – деревня Ладвуши , Ганьково, Шугозеро. Такое географическое положение определило степень участия его жителей в Великой Отечественной войне, в спасении осажденного Ленинграда .
Слайд 5
Как известно, немецко-фашистская армия в сентябре 1941 года не смогла силой оружия овладеть Ленинградом. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять город голодом, на голод он смотрел как на своего верного союзника по уничтожению населения. Но до тех пор, пока сохранялась связь Ленинграда со страной через Ладожское озеро, гитлеровцы не могли на это рассчитывать. Все надежды ставка Гитлера возлагала на окружение города двойным кольцом, чтобы взять его измором. А для этого одной из важнейших задач было – захватить Тихвин .
Слайд 6
И з воспоминаний старожилов. Жители поселения вспоминают, что через наши деревни шли войска из Волхова на Тихвин. Вот что об этом рассказывает Девяткина Александра Васильевна: «Мой отец Родионов Василий Иванович в 1941 году был забран в армию. Осенью 1941 года с Паши через Печеничино он со своим отрядом проходил через Ульянино на Тихвин. А после победы под Тихвином шел обратно. Некоторые войска возвращались через Кайваксу, а некоторые через нас. Помню, что и раненых, и все нужное, и пушки тащили на конях. Машин не помню. Также через нас с Волхова везли раненых в Коськово в госпиталь. Наши бабы с деревень ходили и носили продукты туда ».
Слайд 7
У нас в постояльцах был раненый солдат. Помню, вечером, когда затопят лежанку, мы с братом печем в ней картошку, лук. И солдата угощали. А он и говорит однажды маме: «Ты еду-то побереги. Нас хоть чем-нибудь да накормят. А вы с чем останетесь, когда мы уйдем?». ( Шиженская А.С.) Миролюбова А.В. Во время войны в Исаково работал детский сад. Детей в нем не кормили, еду нужно было приносить с собой. (Арефьева Л.Я.) В течение 1941-42 гг мы, молодые женщины, работали в Залющике и в Сароже на аэродроме. Мы закрывали хвоей самолёты, маскировали их от фашисткой авиации. (Арефьева П.П.) Во время войны работали в колхозе. Тяжело было, все делали женщины и ребятишки. Ближе к зиме, когда заканчивались полевые работы, всех женщин, у которых не было маленьких детей, отправляли на заготовку леса. Вот там мы и хватили горюшка. Сами пилили, сами и вывозили иной раз бревна. Холодно, одежонка плохая, ели не досыта. Но молодые были, не унывали . (Юрченко К.И.) Через нашу деревню солдаты проходили осенью 1941 года. Точной даты не помню, но было холодно. Еды почти не было, все вывезли, одна мерзлая капуста под лестницей. Так и ту съели. Помню, что в Ульянино , на болоте, самолет нашли и парашют. Из него потом платья шили. (Миролюбова А.В)
Слайд 8
Из этих воспоминаний, а также из рассказов Миролюбовой А.В., Никулина Н. Д ., Кулиновой Н. И. мы знаем, что в Коськово, в здании школы находился госпиталь. Госпиталь стоял недолго. Местные жители носили раненым еду. Начальство госпиталя проживало в другом доме. Здесь же, напротив старой школы, находится старое кладбище – жальник. Там были похоронены воины. На могиле стоял большой железный крест. После войны их перезахоронили в братскую могилу в Тихвине. Однако, говорят, что перезахоронены не все, потому что находили много черепов. В Книге памяти Ленинградской области есть сведения о том, что 22.11.1941 года в Коськово находился ХППГ 818 – хирургический полевой подвижной госпиталь. Также медсанбат стоял и в деревне Середка . Кулинова Н. И.. Здание школы, в которой во время войны был госпиталь.
Слайд 9
8 ноября 1941 года фашистские войска захватили Тихвин, тем самым перекрыв железнодорожную ветку Волхов – Тихвин, имевшую важное стратегическое значение для обороны Ленинграда. Сложившееся положение потребовало постройки новой дороги в обход занятого врагом Тихвина. 24 ноября 1941 года было принято решение построить военную автомобильную дорогу от станции Заборье до Ладожского озера в обход Тихвина, от Подборовья – на Шугозеро и далее в Кобону . Новая дорога получила название «Военно-автомобильная дорога № 102» (сокращенно ВАД 102) и проходила по труднопроходимым маршрутам нескольких районов Ленинградской области, в том числе и по территории Коськовского поселения. Местные жители прокладывали трассу плечом к плечу с советскими воинами. На строительство дороги вышли женщины, старики, дети. Об этом сохранились воспоминания жителей деревни Сукса . Земля начинала покрываться ледяной коркой, выпал первый снег, но люди продолжали упорно вгрызаться в мерзлый грунт и выкорчевывать деревья, выстилать дорогу через болота и непроходимые леса.
Слайд 10
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Военного совета Ленинградского фронта № 00419 24 ноября 1941 г. Для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов в Ленинград и эвакуации населения и имущества из Ленинграда построить к 30 ноября 1941 г. фронтовую автомобильную дорогу на трассе: ст. Заборье, Серебрянская, Великий Двор, Лахта , Никульское , Шаньгово , Еремина Гора, Новинка, Ямское, Корпино , Новая Ладога, Кобона с общим грузооборотом в оба конца – 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы. Строительство дороги возложить на комиссию Ленинградского Обкома ВКП(б) (т. Воротов) со сроком окончания к 1 декабря 1941 г. Начальником фронтовой дороги назначить генерал-майора интендантской службы Шилова с подчинением его начальнику тыла Ленинградского фронта. […] Штат управления дороги установить – 35 человек. […] […] Начальнику Авто-бронетанкового управления Ленинградского фронта полковнику Дементьеву к 26 ноября 1941 г. выделить из состава армейского транспорта Ленинградского фронта 1000 автомашин и 100 автоцистерн с водительским составом, передав их в распоряжение командира 17-й ОАТБ для работы на дороге. Заместителю начальника штаба Ленинградского фронта генерал-майору Семашко к 27 ноября сформировать: А) два дорожно-эксплуатационных полка и из выделенных Исполкомом Ленгорсовета и начальником АБТУ фронта машин – 4 автомобильных батальона, из них 1 батальон для подвоза горючего, 2 – для подвоза продовольствия и 1 батальон для подвоза боеприпасов; Б) управление перевалочной базы.
Слайд 11
Через две недели после начала работ, 6 декабря 1941 года, по дороге прошла первая колонна с продовольствием и боеприпасами для осажденного города. Более 300 километров составила протяженность ВАД 102, ставшей частью Дороги жизни. Памятник ЗИСу-5 – автомобилям , на которых везли драгоценные грузы, поставлен в Подборовье в1968 г
Слайд 12
Трасса действовала до освобождения Тихвина и освобождения Северной железной дороги до станции Мга, и она является памятником великого подвига людей. Дорога жизни, о которой немного известно, не позволила Ленинграду погибнуть в самые страшные блокадные дни 1941-года
Слайд 13
После освобождения Тихвина Военный Совет Ленинградского фронта своим постановлением перенес перевалочные базы со станций Заборье и Подборовье в Тихвин и обязал начальника Военно-автомобильной дороги генерала А. М. Шилова изменить трассы для переброски грузов от Тихвина до Новой Ладоги. Новая трасса для движения автомашин с грузом общей протяженностью 115 километров проходила по маршруту Тихвин – Красная Нива – Новая Ладога; трасса для движения порожних машин протяжением 155 километров проходила по маршруту Тихвин – Кайвакса – Новинка – Коськово – Колчаново – Новая Ладога.
Слайд 14
Список литературы. Литература. 1. Военно-историческая библиотека. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М., Полигон, 2005 г. 2. Кардашов В. И. Ближе всех к Ленинграду. Лениздат , 1986 г. 3. Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда: 900 героических дней. 1941-1944. Исторический дневник. Комментарии. М., ОЛМА – ПРЕСС, 2004 г. 4. Комаров Н.Я.. Феномен блокадного Ленинграда. Издательство Кучково поле, Международный благотворительный фонд "Живая память" 5. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. Лениздат , 1985 г. 6. Сапаров А. Дорога жизни. Повесть о блокадном времени. М., Советская Россия, 1967 г.
Самый богатый воробей на свете
Басня "Две подруги"
Знакомимся с плотностью жидкостей
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
На горке