Робота носит исследовательский характер. С помощью анкетирования учащихся городской и сельской школы и анализа информации, предоставленной медицинскими работниками учебных заведений, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы. Работа заняла 1 место на городской НПК "Мы - будущее 21 века" в г. Саратове (секция география).
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_obraza_zhizni_gorodskikh_i_selskikh_shkolnikov_na_zdorove.doc | 250 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №57»
Влияние образа жизни
городских и сельских школьников
на здоровье.
Выполнили:
ученицы 9 «А» класса
Черникова Виктория
Полякова Надежда.
Руководитель:
учитель географии
Лункина Е.В.
Саратов
2010
Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества.
Известно, что за последние десятилетия в России сложилась нестабильная социально-экономическая обстановка, которая повлекла за собой увеличение количества стрессовых ситуаций в повседневной жизни, ухудшение материального благополучия многих семей, снижение уровня медицинского обслуживания и другое. Все это привело к ухудшению состояния здоровья всего населения нашей страны, в том числе и школьников.
По данным статистики, за последние 5 лет общая заболеваемость детей подросткового возраста в России увеличилась на 24,1%. В многочисленных исследованиях последних лет сказано, что за время обучения в школе, состояние здоровья детей и подростков имеет выраженную отрицательную динамику. Так, к концу обучения, до 70% подростков - старшеклассников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, уровень годности к службе в армии не превышает 50-70% , до 60% девушек оканчивают школу с хроническими заболеваниями. Только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми./6/
Обращает на себя внимание тот факт, что у подростков города заболеваемость растет более высокими темпами по сравнению со сверстниками из сельской местности.
Всемирная Организация Здравоохранения дает следующее определение понятию «здоровье»:
«Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и немощи».
Согласно данным ВОЗ основные факторы, влияющие на здоровье человека, а так же на продолжительность и качество жизни - это образ жизни, генетика и наследственность, внешняя среда и природные условия, здравоохранение. Причем образу жизни отводится главная роль в этом списке. Именно от него на 50% зависит состояние здоровья человека; наследственность влияет на 20%, экология – на 20%, медицина – на 10%.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что выбранная нами тема «Влияние образа жизни городских и сельских школьников на здоровье», является на сегодняшний день очень актуальной. Так как она непосредственно затрагивает нас и наших сверстников, то работать над ней было особенно интересно.
Цели работы:
1. Выяснить, есть ли отличия между образом жизни городских и сельских школьников.
2. Определить, зависит ли здоровье подростков от образа жизни.
Объектом исследования стали учащиеся двух школ, городской и сельской (МОУ «Основная общеобразовательная школа № 57» Ленинского района города Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино»» Балаковского района Саратовской области).
На первом этапе работы было проведено анкетирование учащихся, большинство вопросов которого было направлено на характеристику образа жизни городских и сельских школьников (приложение 1).
На втором этапе сделан анализ состояния здоровья учеников городской и сельской школы на основе показателей общей заболеваемости учащихся по учебному заведению и данных из медицинских карт учащихся, предоставленные медицинскими работниками.
На третьем этапе проведена обработка полученных сведений, их анализ, сопоставление, в результате сделаны выводы.
Анкетирование и сбор медицинских данных в сельской школе были проведены ученицей 8 «А» класса Чинаревой Татьяной с помощью учителя географии Новополеводинской СОШ Новиковой Алевтиной Александровной.
Методологической базой данного исследования является системный подход с элементами структурно-функционального анализа. Он был предложен в ХХ веке Т.Петерсоном и Р.Мертоном, рассмотревшими общественную жизнь, как бесконечное множество и переплетение социальных структур и социальных взаимодействий. /2/
Образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования организма человека путем рационального поведения.
Это понятие изучается современной наукой социологией и соответствует терминам: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Но и в науке географии появилось новое направление - «география образа жизни», которое рассматривает образ жизни людей на разных территориях страны, в зависимости от места проживания (город, село), религии, национальности, пола, возраста и т.д.
Образ жизни человека характеризуют следующие показатели:
1. питание,
2. двигательный режим (физическая активность),
3. наличие или отсутствие вредных привычек,
4. деятельность в свободное время и организация отдыха.
В работе мы сравниваем образ жизни городских и сельских школьников, он, конечно, будет зависеть от места проживания.
Городской образ жизни – это исторически сложившаяся система, основная функция которой состоит в организации жизнедеятельности людей в условиях города./7/
В России большая часть населения проживает в городах и поселках городского типа. Горожане имеют преимущество перед сельским населением по таким показателям, как уровень бытового комфорта, медицинского обслуживания, наличие хорошо развитой социальной и культурной сферы (разнообразные учебные заведения, музеи, театры, библиотеки и т.д.).
Но жизнь в городе имеет и ряд отрицательных моментов, который сильно влияют на состояние физического и психического здоровья людей:
Под сельским образом жизни понимаются условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом ; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. / 7/
Для сельского образа жизни характерно следующее:
(условия сближенности с односельчанами и относительно общий уклад жизни, что способствуют воспитанию естественной заботы о тех, кто рядом);
( сокращение фондов библиотек, удаленность театров, музеев и т. д., как следствие ограничение возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста, как детей, так и взрослых)./8/
В результате проведенного анкетирования было всего опрошено 200 учащихся с 5 по 9 класс, из них - 163 ученика школы №57 города Саратова (53% юношей и 46% девушек) и 37 учеников школы села Новополеводино
( 60% юношей и 40% девушек). При общем количестве учащихся среднего звена в школе № 57 - 190 человек, в Новополеводинской школе – 51 человек.
В исследованиях участвовали ребята подросткового возраста от 11 до 15 лет. Известно, что именно в этот период идет интенсивное созревание организма человека. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменениями функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом и строением всех органов и тканей организма.
Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения, увеличивается утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках./3/
Изначально нас интересовало, как сами учащиеся оценивают состояние своего здоровья? (приложение 2)
Таблица 1.
Оценка состояния своего здоровья учащимися | город | село |
Очень хорошее | 4% | 64% |
Хорошее | 35% | 22% |
Удовлетворительное | 61% | 11% |
Среди наиболее частых проблем, которые возникают у ребят из городской школы, по их мнению, – это проблемы со зрением (38%), головные боли (33%), боли в животе (19%). У сельских школьников – на первом месте – простудные заболевания (62%), затем проблемы с осанкой (35%) и головные боли (19%).
Один из главных факторов, влияющих на здоровье человека – это правильное питание. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами.
Основной принцип организации питания – это регулярный прием пищи через определенный промежуток времени.
По результатам анкеты:
Питание должно быть разнообразным. Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получает все необходимое без дополнительных усилий (приложение 2).
Таблица 2.
Характеристики питания | город | село |
Завтрак состоит из бутербродов, кофе или чая | 65% | 60% |
На завтрак едят кашу, творог, яйца | 15% | 25% |
Обычно не завтракают | 20% | 5% |
Регулярно едят фрукты | 85% | 85% |
Регулярно употребляют кисломолочные и молочные продукты | 80% | 85% |
Результаты показывают, что у сельских школьников питание организовано правильнее по сравнению с городскими сверстниками.
По данным ВОЗ 80% всех заболеваний в той или иной степени обусловлены нашим питанием, а 40% связаны с ним напрямую. Его нерегулярность и несбалансированность, стрессы и дефицит времени – часть образа жизни современного горожанина, в том числе и школьника. А между тем, это влечет за собой множество проблем – от общего снижения иммунной защиты организма до развития серьезных патологий желудочно-кишечного тракта.
По данным медицинских карт заболевания ЖКТ имеют 10% городских школьников и 6% сельских; нарушение обмена веществ (в основном ожирение 1 и 2 степени) отмечается у 11% в городе и у 4 % в селе.
Второй составляющей здорового образа жизни являются физические нагрузки. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии (недостаточной двигательной активностью). Особенно страдают от этого школьники, т. к. большое количество времени они вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Просмотр телепередач, компьютерные игры увеличивают обездвиженность подростков.
По данным анкетирования только 33% городских школьников регулярно занимаются спортом (т.е. посещают спортивные секции), а в селе этот показатель значительно выше – 62%!
Физическим трудом в городе ежедневно занимаются 35%, а 20% не занимаются им вообще. В сельской местности дети уже с детства приучены к физическому труду, т.к. большинство семей имеет подсобное хозяйство и об этом говорят данные анкетирования: ежедневно занимаются физическим трудом – 68%, практически не занимаются только 10% (приложение 2).
Радует то, что большинство ребят умеют и любят кататься на велосипедах, коньках, лыжах, роликах, но, к сожалению, делают это не регулярно. Только 24% городских и 19% сельских ребят предпочитают подвижный отдых.
Здоровый образ жизни обязательно подразумевает активную социальную жизнь, состоящую из интересной деятельности, широкого круга общения. То, как ребенок отдыхает, влияет на его физическое и психологическое состояние. Бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.
Три наиболее популярных занятия в свободное время у учащихся
города: села:
А) гулять на улице 64% А) гулять на улице 54%
Б) общаться с друзьями 56% Б) смотреть телевизор 51%
В) играть в компьютерные игры 44%. В) общаться с друзьями 43%
Из приведенных данных ясно, что и в городе, и в селе приоритетным остается пребывание на свежем воздухе. Заметим, что чтение книг привлекает только 17% городских и 24% сельских школьников.
Большинство детей каникулярное время стараются провести интересно и разнообразно, чтобы получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд энергии. Так 72% городских школьников проводят каникулы за пределами города: в оздоровительных лагерях, санаториях, но большинство из них, все же, предпочитают отдыхать в сельской местности или на даче. Но большой процент учащихся (28%) никуда не уезжают из пыльного, душного и загазованного города.
Среди учащихся сельской школы так же многие меняют обстановку в каникулярное время (60 %), а 40 % остаются в селе, но при этом они не подвергаются вредным экологическим воздействиям окружающей среды.
Мы живем в век техники и электроники. Сегодня нам уже трудно представить, как можно обойтись без телевизоров, компьютеров, телефонов и других важных и нужных аппаратов, машин. Мы сравнили, какое количество времени проводят подростки города и села в общении с техникой (приложение 2).
Таблица 3.
Тратят более 3х часов | в городе | в селе |
на работу и игры за компьютером | 41% | 17% |
на просмотр телепередач | 43% | 42% |
на общение по сотовому телефону | 23% | 16% |
Сегодня достаточно много говорят о вредном воздействии на организм человека компьютеров, телевизоров, телефонов. Подростки перестают общаться лично, отдав предпочтение чатам, «аське», почте, СМС и т.д., но главное - возникает множество заболеваний, связанных с нарушением осанки, снижением остроты зрения, болезней органов дыхания и нервной системы. Например, работающий компьютер образует электромагнитное излучение, делает воздух очень сухим, слабо ионизированным и тяжелым для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера и другим расстройствам.
В подтверждение вышесказанного всего вышесказанного, приводим данные о хронических заболеваниях учащихся (приложение 2):
Таблица 4.
место | город | село |
1 место | нарушение осанки 49% | нарушение осанки 35% |
2 место | заболевания органов зрения 28% | заболевания органов дыхания 12% |
3 место | неврологические заболевания 18% | заболевания органов зрения 11% |
4 место | заболевания органов дыхания 17% | неврологические заболевания 8% |
5 место | болезни сердца 12% | болезни сердца 8% |
Одна из важнейших проблем современного общества - это курение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
С помощью вопросов анкеты мы попытались выяснить, как у школьников обстоят дела с вредными привычками и, к сожалению, получили такие результаты (приложение 2):
Таблица 5.
Вредные привычки | город | село |
пробовали курить | 30% | 19% |
курят регулярно | 25% | 13% |
пробовали алкогольные напитки | 35% | 35% |
употребляют алкоголь периодически | 35% | 19% |
пробовали одурманивающие вещества | 6% | 8% |
Если произвести простые арифметические действия, то получим следующие цифры:
Из этих данных понятно, что у подростков города чаще распространены вредные привычки, думаем, что здесь определенную роль играет снижение контроля со стороны взрослых (родители в городе меньше времени проводят с детьми).
В заключении сравним данные по общей заболеваемости учащихся МОУ «ООШ №57» г Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино» Балаковского района Саратовской области. Сведения взяты из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок учащихся и информации КПМО.
Таблица 6.
Данные | ООШ №57 | СОШ села Новополеводино |
Доля часто болеющих детей по школе | 7-8% | 7-8% |
Заболевания в днях на одного учащегося | 3-4 дня на чел./год | 3-4 дня на чел./год |
Пропускали занятия по болезни (из них 2 раза и более) | 78% учащихся 23% учащихся | 67% учащихся 17% учащихся |
Заключение.
Исследования, проведенные нами, позволяют сделать следующие выводы:
1. Образ жизни школьников города и села имеет определенные отличия.
2. Образ жизни учащихся оказывает влияние на состояние здоровья, неправильная деятельность может привести к возникновению хронических заболеваний.
3. Здоровье подростков из школы села Новополеводино лучше, по сравнению с их городскими сверстниками из школы №57.
У сельских детей лучше организовано питание. В связи с тем, что большинство жителей имеют личное подсобное хозяйство, то и употребляемые продукты будут качественнее, чем в городе.
Двигательная активность школьников в селе выше, чем у их городских сверстников. Большинство посещают спортивные секции, которые работают в школе (футбол, баскетбол, волейбол). Так же многие с детства помогают родителям по хозяйству, а, значит, заняты физическим трудом. Несмотря на то, что в городе больше выбор спортивных секций, учащиеся не спешат заниматься спортом.
Зато в общении с компьютером и сотовым телефоном городские ребята проводят больше времени, чем сельские. Думаем, что в городе более доступна эта техника и лучше возможности по использованию Интернет, а также у городских детей больше свободного времени. Но телевизор смотрят одинаково в той и в другой местности.
В каникулярное время большинство учащихся стремится выехать из своего населенного пункта, чтобы получить новые впечатления и эмоции. Но на постоянное место жительства из города в село хотят переехать только 27% ребят, а из села в город – 33%.
К сожалению, больше половины опрошенных подростков уже знакомы с сигаретами и алкоголем. Но, все же, в городе количество ребят, имеющих вредные привычки выше - до 35%, а в сельской местности до 19%. Наркотические вещества пробовали 2-3% учащихся.
Процент часто болеющих детей одинаков и в городе и в селе (7-8%), чаще всего школьники болеют простудными заболеваниями и по этой причине пропускают занятия. Главная проблема у всех учеников – нарушение осанки.
А вот хронические заболевания (органов зрения, сердца, неврологические, ЖКТ, эндокринной системы) больше имеют городские дети.
Полученные нами результаты исследования могут быть практически использованы на уроках географии, биологии, экологии, ОЗОЖ.
В заключении отметим: все ребята считают, что человеку важно быть здоровым для того, чтобы долго и интересно жить, быть красивым и сильным, а в будущем иметь здоровых детей. Так же большинство подростков понимают, о своем здоровье каждый должен заботиться сам.
Мы согласны со своими сверстниками и думаем, что неважно, где проживает человек - в селе или в городе, главное, чтобы он вел здоровый образ жизни.
Содержание.
Введение 3
1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни. 4
2. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья. 6
2.1. Питание школьников. 7
2.2. Двигательный режим (физическая активность). 8
2.3. Деятельность в свободное время, организация отдыха. 8
2.4. Вредные привычки. 10
Заключение 11
Список использованных источников 13
Приложение 14
Список используемых источников.
.
Приложение 2.
Факторы, влияющие на здоровье человека, по данным ВОЗ.
Оценка школьниками состояния своего здоровья.
Питание школьников.
Двигательная активность учащихся.
Занятия подростков в свободное время.
Количество подростков, тратящих на общение с техникой более 3 часов в день.
Вредные привычки.
Хронические заболевания учащихся.
Приложение 1.
Приложение 1.
АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.
Инструкция: Заполните, пожалуйста, нашу анкету. Это очень просто. На каждый вопрос выберите свой ответ и обведите кружком букву возле нужного ответа. Не бойтесь заполнять анкету. Мы сохраним в тайне Ваши ответы. Мы надеемся, что Вы поможете нам, искренне отвечая на наши вопросы.
1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?
а) мужской
б) женский ____________________________.
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) очень хорошее в) удовлетворительное
б) хорошее г) плохое
3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители г) я сам(а)
4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?
а) простудные заболевания г) проблемы с осанкой
б) проблемы со зрением д) боли в животе
в) головные боли е) другое (укажите) ____________________.
5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?
а) не пропускаю занятия по болезни в) 3-5 раз в год
б) 1-2 раза в год г) более 5 раз в год
6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?
(укажите ответ по каждой строке)
Вид | не занимаюсь этим совсем | менее 1 часа | от 1 до 2 часов | от 3 до 4 часов | более 4 часов |
Подготовка домашнего задания | |||||
Работа на компьютере | |||||
Просмотр телевизора | |||||
Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.) |
7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?
а) смотрю телевизор д) играю в компьютерные игры
б) общаюсь с друзьями е) занимаюсь спортом
в) гуляю на улице ж) другое (укажите)_____________________
г) читаю книги
8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?
а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов г) все свободное время
9. Умеете ли Вы плавать , кататься на коньках , лыжах, роликах, скейтборде, велосипеде (подчеркните или укажите свой вариант)? ___________________________________.
10. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Если да, то укажите, каким видом спорта?
11. Что Вы можете сказать о своем питании?
а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания
б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей
в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем
г) иногда забываю поесть в течение дня или ем 1 раз в день
12. Как часто Вы едите фрукты?
а) каждый день в) несколько раз в месяц
б) несколько раз в неделю г) реже , чем раз в месяц
13. Регулярно ли Вы употребляете кисломолочные и молочные продукты?
а) почти ежедневно в) несколько раз в месяц
б) несколько раз в неделю г) практически не ем
14. Из чего обычно состоит Ваш завтрак?
а) чай, кофе и бутерброд в) обычно не завтракаю
б) каша, творог, яйца г) другое (укажите)_________________________
15. Вы когда-нибудь курили сигареты или папиросы?
а) нет, никогда в) да, иногда балуюсь
б) да, пробовал(а) один раз г) да, курю постоянно
16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойку, водку, коньяк)?
а) нет, никогда в) пью иногда
б) пробовал (а) один раз г) употребляю алкоголь регулярно
17. Пробовали ли Вы когда-нибудь какие-либо одурманивающие вещества или наркотики?
а) да б) нет в) не знаю
18. Часто ли Вы занимаетесь физическим трудом?
а) ежедневно
б) несколько раз в неделю
в) практически не занимаюсь ( очень редко)
19. Во время каникул Вы обычно
а) никуда не уезжаете из своего населенного пункта
б) отдыхаете в лагерях или санаториях
в) отдыхаете на даче или у родственников в сельской местности
20. Хотели бы Вы переехать на постоянное место жительства в сельскую местность?
21. Как Вы считаете, почему важно быть здоровым?
а) чтобы быть сильным д) чтобы радовать родителей
б) чтобы хорошо учиться е) чтобы быть красивым(ой)
в) чтобы долго жить ж) когда здоров, интереснее жить
г) чтобы в будущем иметь здоровых детей
Результаты анкетирования учащихся МОУ «ООШ №57»
Ленинского района города Саратова.
АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.
ВСЕГО ОПРОШЕНО: 163 чел.
1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?
а) мужской 86 чел.(53%)
б) женский 77 чел. (47%) 11-15 лет.
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) очень хорошее (4%) в) удовлетворительное (61%)
б) хорошее (35%) г) плохое
3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители (38%) г) я сам (а) (49%)
4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?
а) простудные заболевания (10%) г) проблемы с осанкой (15%)
б) проблемы со зрением (38%) д) боли в животе (19%)
в) головные боли (33%) е) другое (укажите) ____________________.
5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?
а) не пропускаю занятия по болезни (14%) в) 3-5 раз в год (22%)
б) 1-2 раза в год (42%) г) более 5 раз в год (20%)
6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?
(укажите ответ по каждой строке)
Вид | не занимаюсь этим совсем | менее 1 часа | от 1 до 2 часов | от 3 до 4 часов | более 4 часов |
Подготовка домашнего задания | 3% | 31% | 48% | 11% | 6% |
Работа на компьютере | 13% | 6% | 23% | 14% | 27% |
Просмотр телевизора | 4% | 22% | 28% | 28% | 15% |
Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.) | 21% | 42% | 13% | 23% |
7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?
а) смотрю телевизор (38%) д) играю в компьютерные игры (44%)
б) общаюсь с друзьями (56%) е) занимаюсь спортом (24%)
в) гуляю на улице (64%) ж) другое (укажите)_____________________
г) читаю книги (17%)
8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?
а) менее 1 часа (20%) б) 1-2 часа (24%) в) более 2 часов (33%) г) все свободное время 18%
9. Умеете ли Вы плавать , кататься на коньках , лыжах, роликах, скейтборде, велосипеде (подчеркните или укажите свой вариант)? ___________________________________.
10. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Если да, то укажите, каким видом спорта?
ДА - 33% НЕТ - 67%
11. Что Вы можете сказать о своем питании?
а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания (22%)
б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей (12%)
в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем (44%)
г) иногда забываю поесть в течение дня или ем 1 раз в день (26%)
12. Как часто Вы едите фрукты?
а) каждый день (46%) в) несколько раз в месяц (9%)
б) несколько раз в неделю (38%) г) реже , чем раз в месяц (6%)
13. Регулярно ли Вы употребляете кисломолочные и молочные продукты?
а) почти ежедневно (46%) в) несколько раз в месяц (12%)
б) несколько раз в неделю (34%) г) практически не ем (8%)
14. Из чего обычно состоит Ваш завтрак?
а) чай, кофе и бутерброд (65%) в) обычно не завтракаю (20%)
б) каша, творог, яйца (15%) г) другое (укажите)_________________________
15. Вы когда-нибудь курили сигареты или папиросы?
а) нет, никогда (45%) в) да, иногда балуюсь (14%)
б) да, пробовал( а) один раз (30%) г) да, курю постоянно (11%)
16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойка, водка, коньяк)?
а) нет, никогда (30%) в) пью иногда (32%)
б) пробовал(а) один раз (35%) г) употребляю алкоголь регулярно (3%)
17. Пробовали ли Вы когда-нибудь какие-либо одурманивающие вещества или наркотики?
а) да (6%) б) нет (94%) в) не знаю
18. Часто ли Вы занимаетесь физическим трудом?
а) ежедневно (35%)
б) несколько раз в неделю (45%)
в) практически не занимаюсь ( очень редко) (20%)
19. Во время каникул Вы обычно
а) никуда не уезжаете из своего населенного пункта (28%)
б) отдыхаете в лагерях или санаториях (25%)
в) отдыхаете на даче или у родственников в сельской местности (47%)
20. Хотели бы Вы переехать на постоянное место жительства в сельскую местность?
ДА – 27% НЕТ – 73%
21. Как Вы считаете, почему важно быть здоровым?
а) чтобы быть сильным 30% д) чтобы радовать родителей 22%
б) чтобы хорошо учиться 26% е) чтобы быть красивым(ой) 23%
в) чтобы долго жить 48% ж) когда здоров, интереснее жить 34%
г) чтобы в будущем иметь здоровых детей 42%
Информация о заболеваемости учащихся ООШ № 57
Ленинского района г.Саратова.
1. Количество детей, стоящих на диспансерном учете у специалистов
(хронические заболевания).
Данные взяты из медицинских карт учащихся.
100% ==163 чел.
1.ЛОР - 20 чел. (13%)
2. Органы дыхания (астма, астматический бронхит) 6 чел. (4%)
3. Невропатолог - 30 чел. (18%)
4. ЖКТ (хронический гастрит, панкреатит) - 16 чел. (10%)
5. Эндокринолог ( нарушение обмена веществ, в том числе и ожирение 1 и 2 степени) - 18 чел. (11%)
6. Окулист - 45 чел. (28%)
7. Нефролог (заболевания почек) - 6 чел. (4%)
8. Кардиолог - 20 чел. (12%)
9. Ортопед. (нарушение осанки, плоскостопие ) - 80 чел. (49%)
2. Доля часто болеющих детей по школе (по информации КПМО) - (7-8%)
3. Заболевания в днях на одного учащегося (по КПМО) - 3-4 дня на чел. в год.
4. В 2008 – 2009 уч. году пропуски уроков по болезни - 121 чел (78%)
ИЗ них – 23% пропуски по болезни 2 раза и более.
(Информация из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок)
Результаты анкетирования учащихся МОУ «СОШ с.Новополеводино»
Балаковского района Саратовской области.
АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.
Всего опрошено 37 человек.
1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?
а) мужской 22 чел. 60%
б) женский 15 чел 40 % 11-16 лет.
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) очень хорошее 64% в) удовлетворительное 11%
б) хорошее 22% г) плохое 3%
3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители 35% г) я сам(а) 59%
4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?
а) простудные заболевания 62% г) проблемы с осанкой 35%
б) проблемы со зрением 11% д) боли в животе 11%
в) головные боли 19% е) другое (укажите) ____14%________________.
5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?
а) не пропускаю занятия по болезни 5% в) 3-5 раз в год 19%
б) 1-2 раза в год 35% г) более 5 раз в год
6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?
(укажите ответ по каждой строке)
Вид | не занимаюсь этим совсем | менее 1 часа | от 1 до 2 часов | от 3 до 4 часов | более 4 часов |
Подготовка домашнего задания | |||||
Работа на компьютере | |||||
Просмотр телевизора | |||||
Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.) |
7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?
а) смотрю телевизор д) играю в компьютерные игры
б) общаюсь с друзьями е) занимаюсь спортом
в) гуляю на улице ж) другое (укажите)_____________________
г) читаю книги
8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?
а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов г) все свободное время
Положение о научно-практической конференции
Положение
о муниципальной научно-практической конференции школьников
«Мы - будущее 21 века»
1. Общие положения
1.1. Городская научно-практическая конференция (далее - Конференция) имеет статус муниципальной. Количество участников Конференции - не менее ста, количество секций - не менее восьми, процент участников из образовательного учреждения, на базе которого проходит конференция, не более 20% от общего числа участников. О проведении и по итогам работы научно-практичексих конференций издается приказ.
1.2. Конференция проводится для всех видов школ г. Саратова и является одним из направлений работы с одаренными детьми комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов». Координатором работы Конференции является общеобразовательное учреждение, в котором проводится Конференция.
1.3. Конференция представляет собой обмен мнениями, идеями; выявление интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование у обучающихся интереса к научно-исследовательской работе, навыков публичного выступления, умения защищать свои научные интересы и решать практические задачи.
1.4. Конференция проводится по одному из направлений: естественно-математическому (физика, алгебра, геометрия, математика, информатика и ИКТ, органическая химия, неорганическая химия, общая химия, физическая география, экономическая география, география России, окружающий мир, экология человека, экология растений , экология животных, общая биология, биология растений, биология животных, биология человека); социально-гуманитарному (русский язык, русская литература 18 века, русская литература 19 века, русская литература 20 века, современная литература, зарубежная литература, краеведение экономика, прикладная экономика, иностранные языки: лингвистика и языкознание, страноведение, социология, политология, право, философия, религия, теология, отечественная история, история зарубежных стран, психология); художественно-эстетическому (МХК, изобразительное искусство, музыка, история театра (несценическое действо), культурология, школьные музеи).
2. Цели и задачи Конференции
Целью Конференции является создание условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков, владения предметом исследования, расширения кругозора.
Конференция имеет следующие задачи:
- выявление и поддержка одаренных и способных детей, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе,
- привлечение школьников к исследовательской деятельности,
- пропаганда лучших достижений школьников,
- совершенствование психологического и педагогического сопровождения одаренных и способных детей,
- привлечение к работе с обучающимися ученых научных учреждений, вузов.
3.Участники Конференции
3.1. В конференции могут принимать участие обучающиеся всех видов школ г.Саратова, готовые представить свои творческие проекты и исследовательские работы.
3.2. В качестве слушателей на Конференции могут присутствовать научные руководители и родители.
4.Руководство Конференцией
4.1. Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет, в состав которого входят методисты муниципального учреждения «Городской методический центр», заместители директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, учителя.
4.2. Оргкомитет утверждается приказом председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» и координирует работу по подготовке и проведению Конференции.
4.3. В состав жюри входят преподаватели вузов г. Саратова, методисты, руководители предметных методических объединений. В составе жюри каждой секции принимает участие один учитель-предметник. Общее количество учителей из общеобразовательного учреждения, на базе которого проводится Конференция, не должно превышать 2-3 человек.
4.4. Общеобразовательное учреждение, на базе которого проходит Конференция, формирует состав членов жюри, экспертной группы по рецензированию работ, составляет программу, собирает заявки на участие в конференции, оформляет протоколы.
4.5. В состав жюри не могут входить учителя, ученики которых участвуют в научно-практической конференции.
5. Технология проведения Конференции
5.1. Работа Конференции ведется по секциям и предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности, дискуссии.
5.2. Название секций может варьироваться оргкомитетом в зависимости от числа и направлений заявленных работ. Количество работ в каждой секции должно быть не менее 5, не более 10. Призерами считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.
5.3. Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до 7 мин.) и дискуссию (продолжительностью до 3 мин). Участник имеет право выступить с работой по данной теме только на одной конференции.
5.4. Сроки проведения - 28 апреля 2010 года, начало в 10.00,
5.4. Возраст участников конференции - 6-9-е классы,
5.6. Школьный координатор конференции - зам. директора по УВР Моисейкина Ольга Вячеславовна,
5.7. Секции: физика, математика, информатика и ИКТ, химия, география, экология, биология, окружающий мир.
6. Критерии отбора и требования к работе
6.1. На Конференцию принимаются работы следующих видов: проблемно-реферативные, проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские.
6.2. Критерии оценки представленных работ:
- актуальность темы - 1-3 балла,
- соответствие содержания заявленной теме - 1-5 баллов,
- степень самостоятельности в проведении исследования - 1-5 баллов,
- анализ и систематизация информационных источников - 0-2 балла,
- практическая значимость работы - 1-5 балла,
- грамотность и логика представления работы - 1-5 баллов,
- умение поддержать дискуссию - 1-5 баллов.
6.3. Работы участников Конференции оцениваются в соответствии с критериями путем вычисления среднего балла по всем критериям. Работы получившие отрицательную рецензию, к участию в Конференции не допускаются.
6.4. Работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать оформительским требованиям:
- титульный лист (с указанием темы и исходными данными автора и научного руководителя),
- содержание (план),
- введение (обоснование темы, цели и задачи исследования),
- основная часть,
- заключение с результатами выводами,
- список используемой литературы,
- приложение.
6.5. Необходимо четко обозначить теоретическую и практическую части, а также собственные достижения авторов, области использования результатов.
6.6. Объем работы составляет не более 10 страниц, формат А4 печатного листа (интервал 1,5; шрифт 14) без учета иллюстраций и приложений.
7. Сроки подачи заявки и работ
7.1. Заявки по форме (Приложение 2) и работы для рецензирования должны быть представлены в организационный комитет не позднее одного месяца до начала работы Конференции. После этого срока заявки и работы не принимаются. В заявке нужно указать технику, необходимую для представления работы.
7.2. Работы участников Конференции рецензируются, но не возвращаются.
7.3.Результаты рецензирования работ вывешиваются на сайте учреждения, где проходит Конференция, за три дня до начала Конференции.
8. Подведение итогов
8.1. По окончанию работы проводятся заседания членов жюри предметных секций, на которых выносятся решения о призерах. Все решения членов жюри протоколируются и являются окончательными.
8.2. Всем участникам Конференции выдается сертификат участника. Участники Конференции, представившие лучшие работы, награждаются дипломами 1,2,3 степени (1 место - 1 диплом, 2 место - 2 диплома, 3 место - 3 диплома).
8.3. Возможные финансовые расходы во время подготовки и проведения Конференции производятся за счет благотворительных пожертвований.
Приложение 1
Заявка
на участие в муниципальной
научно-практической конференции
«Мы - будущее 21 века»
№ | ФИ участника | ОУ, класс | Название работы | Название секции | Руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Городской образ жизни
Исторически сложившаяся социолькультурная подсистема механизма городского устройства , основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические , образовательные , профессиональные группы и т. Д.
К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например в денежных единицах).
По данным официальной медицинской статистики, за последние 5 лет заболеваемость детей по стране увеличилась в среднем на 12%, у подростков – на 35%.
Частота онкологических заболеваний увеличилась на 14%.
Болезни эндокринной системы – на 29,8%.
Болезни крови – на 36.7%.
Астма – на 43%.
Болезни органов пищеварения – на 22, 65.
Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, силовых возможностях (динамометрии).
Заключение
Городской и сельский образ жизни конечно имеет отличия.
Подростковый возраст – один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и преимущественным завершением процесса развития организма. Как отмечает ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе способствует росту заболеваемости и ухудшению состояния здоровья , прежде всего в такой социальной группе, как подростки. Многочисленными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме – результат сложной конвергенции биологических , социальных факторов и факторов окружающей среды. Последнее нередко определяют возникновение и течение многих заболеваний
О́браз жи́зни — устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. | ||||
Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Образ жизни людей можно разделить по степени активности. Если выделить два основных типа, то ими будут являться активный и пассивный. Можно выделить и еще один тип промежуточный. Активный – люди, которые достаточно подвижны и на работе и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, часто являются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых. Приверженцы такого образа жизни посещаю различные спортивные учреждения (фитнес клубы, тренажерные залы, командные игры), после работы проводят время с друзьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцы пассивного образа жизни спокойны и размеренны во всем. Многие не проявляют внимания к жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном с семьей, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино и встречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаев не по их инициативе, а например жены или мужа, возможно друзей или коллег. Можно выделить и средний вид образа жизни. Это люди, которые ведут спокойный образ жизни. Они умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещают развлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастую ведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работы время. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие после нее.
- исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города . Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образа жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группам.
К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым - показатель качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознание городских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе Г.О.Ж. предстает "живой", реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития .
О.В. Кобяк
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно- политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.
.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.
В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Реферат: Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся АмгинскойВыполнила: студентка 5 курса
заочного отделения СП(95-2) Слепцова
Светлана Егоровна.
www.BestReferat.ru/referat-50733.html
Под редакцией Грицанова А. А. Энциклопедия социологии
© Издательство «Книжный Дом», 2003
Зима в силу обледенения дорожных покрытий и образования сосулек на карнизах - время повышенного травматизма горожан. Перемещения с холодного воздуха в обогреваемые помещения и обратно - общая для россиян проблема. Результатом является повышенная простужаемость, хотя летальные исходы болезней легких в городах существенно реже - сказывается уровень квалифицированной медпомощи.
www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".
Рисуем ананас акварелью
Алые паруса
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ель
Петушок из русских сказок