Роль уменьшительно-ласкательных суффиксов в именах детей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chuchkalova_3_b.docx | 63.98 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №4 города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
446208, Самарская область, г. Новокуйбышевск,
ул. Миронова, 32
Тел.(84635)2-09-28, 2-15-25
Исследовательская работа на тему
«Счастливые» суффиксы в именах детей»
Выполнила: Чучкалова
Ксения, ученица 3 «Б» класса
ГБОУ ООШ №4
Руководитель: Петрукович Е. В.
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ №4
г. Новокуйбышевск, 2014г.
Содержание
Введение
Из истории уменьшительно – ласкательных имен
Как я проводила исследование
Результаты опроса: оттенки суффиксов в именах
Заключение
Литература
Приложение. Практические советы учащимся начальной школы
Приложение. Таблица: уменьшительно – ласкательные суффиксы в именах детей
Введение
Мне нравятся уроки русского языка. Именно поэтому мне показалось интересным исследовать уменьшительно-ласкательные суффиксы в «школьных» именах детей.
Как известно, у каждого человека есть имя. В кратком толковом словаре русского языка имя определяется как «личное название человека, которое ему дают при рождении». Оно играет большую роль в его жизни. Практически с момента рождения родители и родные начинают обращаться к ребенку по имени, и оно становится частью его личности. Со временем ребенок и сам начинает понимать, что у него есть имя, которое отличает его от других. И даже может протестовать, если его называют чужим именем.
Наш русский язык – один из самых эмоциональных языков в мире. С помощью разных форм одного и того же слова можно передать разные чувства. Большую роль в этом играют уменьшительно-ласкательные суффиксы. «Русский язык исключительно богат уменьшительными формами, кажется, что они встречаются в речи на каждом шагу». Они могут выражать восторг, очарование, жалость, интерес, нежность, любовь, ненависть, презрение, пренебрежение, уважение.
Именно поэтому цель моего исследования - выяснить, называют ли своих детей ласковыми именами, и если называют, то какие уменьшительно-ласкательные суффиксы, используемые в именах, помогают родителям передавать чувства нежности и любви детям и этим делать их счастливыми.
Я предположила, что всех детей родители называют ласковыми именами, и что все уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах передают нежные чувства родителей.
Чтобы проверить свои предположения, я должна была решить следующие задачи: прочитать литературу об именах и уменьшительно-ласкательных суффиксах, провести опрос учащихся, обработать полученные данные, сделать выводы, оформить результаты в виде исследовательской работы и практических советов.
Объектом исследования являются имена учащихся.
Предметом исследования являются уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах учащихся.
В ходе работы я использовала методы опроса (анкетирования). Моими соисследователями стали 75 учащихся ГБОУ ООШ №4 г. Новокуйбышевска.
Из истории уменьшительно – ласкательных имен
Имя уменьшительное — неофициальный, образованный при помощи тех или иных словообразовательных средств вариант личного имени.
Чаще всего уменьшенное личное имя используется в обиходе, неформальной или дружеской обстановке. Используется для удобства в общении между достаточно знакомыми между собой людьми, как ласковое обращение (в том числе к детям), а также в качестве грубовато-фамильярных вариантов имён.
В Средневековье уменьшительные имена широко употреблялись применительно к знати и властям предержащим, и в этом не было этических проблем: так, новгородские посадники по имени Пётр, Мирослав, Микула упоминались в летописях как Петрило, Мирошка, Микулка; средневековые итальянские аристократы могли называться не Пьетро, а Петруччо, не Джорджо, а Джорджоне и т. п.
В позднем русском Средневековье и в XVII веке уменьшительные (Ивашка; а у священников и увеличительные, как Иванище) уменьшительные имена использовались с целью уничижения перед вышестоящим. Эта практика была отменена Петром Великим.
С XX века в ряде стран (особенно в США, в меньшей степени в Великобритании, Германии) всё более заметна тенденция, когда не только в обиходе, но даже и в официальных упоминаниях уменьшительная форма имени вытесняет полную форму: Джимми Картер вместо Джеймс Картер, Ал Гор вместо Альберт Гор, Бобби Фишер вместо Роберт Фишер. Довольно часто уменьшительное имя, в том числе иноязычное, даётся ребёнку как основное: Саша Барон Коэн (а не Александр Барон Коэн), Фриц Фукс (а не Фридрих Фукс), и т. п.
Как я проводила исследование
С помощью анкетирования во вторых, третьих и четвертых классах мною было опрошено 75 учащихся и собрано 220 форм уменьшительно-ласкательных имен. Анкета включала в себя следующие вопросы:
К сожалению, некоторые из опрошенных ребят (15 человек) путают понятие уменьшительно-ласкательной формы имени собственного и ласковые слова, прозвища, которыми называют их близкие. Так что же такое уменьшительно-ласкательная форма имени собственного?
Уменьшительно-ласкательная форма имени собственного – это форма грамматических имен, имеющих признак меньшего размера или эмоциональности.
Результаты опроса: оттенки суффиксов в именах
В ходе анализа собранного материала выяснилось, что уменьшительно-ласкательные формы имен образуются как правило с помощью суффиксов.
-юш- Кристюша, Сонюша, Катюша, Олюша, Настюша, Ванюша, Владюша, Танюша
-чик- Алинчик, Янчик, Даньчик, Данилчик, Димчик, Ярославчик
-еньк- Сереженька, Ксюшенька, Настенька, Машенька, Катенька, Дашенька, Алешенька, Илюшенька, Оленька, Алсушенька, Сашенька, Юленька
-оньк- Алисонька
-ик- Сережик, Ромик, Владик, Максик
-к- Сережка, Аленка, Ромка, Настька, Сашка, Ксюшка, Анька, Илюшка, Вероничка, Данька, Димка, Кристинка, Наташка, Вадимка, Алиска, Юлька, Яшка
-ус- Януся, Дашуся, Веруся
-ус- + -ик- Верусик
-очк- Яночка, Аленочка, Данилочка, Даниилочка, Никиточка, Кристиночка, Наточка, Верочка, Леночка
-ушк- Аленушка, Максимушка
-ыч- Алёныч, Ромыч
-ечк- Ксюнечка, Ксюшечка, Анечка, Олечка, Сонечка, Данечка, Ванечка, Сашечка, Ксенечка, Женечка
-он- Вероня, Верон, Никитон
-ун- Верун, Сашуня, Машуня
-ульк- Верулька
-уш- Веруша, Викуша
-ён- Настёна
-ёнк- Настёнка
-ул- Сашуля, Машуля, Викуля, Владуля, Дашуля, Никитуля, Веруля
-ок- Сашок, Ленок, Янок
-ул- + -ёк- Сашулёк
-ул- + -ечк- Сашулечка
-ют- Анюта
-юл- Катюля, Настюля, Сонюля, Женюля
-ул- + -ик- Дашулик
-ул- + -к- Димулька
-юс- Настюся, Анюся
-юшк- Катюшка
-ан- Диман
-ют- + - ик- Анютик
-ёк- Ванек, Санек
-юш- + -ечк- Катюшечка
-яш- Юляша
Усечение корня полного/краткого имени: Лина, Тёма, Ксеня, Ксю, Роня (Вероника), Саш, Ксюня, Оль, Леха, Масик (Максим), Дань (Даниил), Ната, Туся (Наташа), Владь (Владислав), Ярик (Ярослав)
Замена букв в корне полного/краткого имени: Алёська (Алёна), Ден (Даниил), Лёля, Маня, Даня (Дарья), Ивашка (Иван), Тата (Наталья), Таточка (Наталья), Натаха (Наташа), Шурочка, Саня, Лёлик
Замена на близкое по звучанию слово: Ромашка (Роман), Крестик (Кристина), Птаха (Наташа), Лисёна (Алиса), Ягодка (Яков), Дания (Даниил)
Таким образом, наиболее распространенный способ образования уменьшительно-ласкательных имен – суффиксальный. Самые «ходовые» суффиксы – это –юш-, -чик-, -еньк-, -ик-, -к-, -очк-, -ечк-, -ул-, -юл-.
Также, мы спросили у опрашиваемых учащихся, какие уменьшительно-ласкательные имена им нравятся и не нравятся. В результате анализа ответов я выяснила, что ребятам нравятся уменьшительно-ласкательные имена, образованные с помощью суффиксов –ус-, -ик-, - юш-, -ют- + -ик-, -ан-, -еньк-, -уш-.
А не нравятся уменьшительно-ласкательные имена с суффиксами –яш-, -ыч-, -к-, -ок-, -ус- + -ик-, -ёк-, -юс-, -ушк-, -ул- + -ик-. Как правило, не нравятся уменьшительно-ласкательные имена мальчикам.
Изучив уменьшительно-ласкательные имена, я увидела, насколько разнообразны формы их образования. Узнала, какие формы, как правило, нравятся людям, а какие вызывают отрицательные эмоции.
Заключение
В ходе своей работы я пришла к нескольким важным выводам.
В заключении я хочу сказать, что «от того, как родители произносят имя ребенка, зависит его дальнейшая жизнь, его отношение к себе, другим людям, к миру вообще». Ребята, называйте друг друга ласково – дарите другим хорошее настроение!
Литература
Приложение: практические советы учащимся начальных классов
Игра "Назовись"
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.
После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.
Приложение. Таблица: уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах детей
Суффикс | Имена и слова | Кол-во слов | Суффикс | Имена и слова | Кол-во слов |
-очк | Алиночка | 10 | -к | Алинка | 10 |
Дариночка | Владька | ||||
деточка | Гошка | ||||
Кариночка | Сашка | ||||
ласточка | Кирька | ||||
Леночка | киска | ||||
Лерочка | Ленка | ||||
Лизочка | Лизка | ||||
Семечка | Мишка | ||||
Юрочка | Никитка | ||||
-ик | Владик | 8 | -ул/-юл | Андрюля | 8 |
ёжик | Гошуля | ||||
котик | Дашуля | ||||
Максик | Лизуля | ||||
Ростик | Лидуля | ||||
Юрик | Максюля | ||||
Ярик | Мишуля | ||||
Ярусик | сынуля | ||||
-еньк/-оньк | Дашенька | 4 | -ус | Китуся | 4 |
доченька | Ленуся | ||||
Лизонька | Леруся | ||||
Яренька | Пуся | ||||
-юш/-уш | Владюша | 3 | -ишк/-ышк | Каришка | 3 |
Заюша | Семёшка | ||||
Лидуша | солнышко | ||||
-ёнок | Алиненок | 3 | -ш | Ариша | 2 |
котенок | Кариша | ||||
цыпленок |
| ||||
-очк/-ечк | кошечка | 2 | -чик | зайчик | 2 |
Максимочка | Максимчик | ||||
-ок | дружок | 2 | -ух | Лидуха | 1 |
сынок | |||||
-ушк | Лидушка | 1 | -ц | золотце | 1 |
-ичек | Владичек | 1 | -утк | мишутка | 1 |
-ня | Муня | 1 | -ся | Пуся | 1 |
-юшк | заюшка | 1 | -ус, -ик | Ярусик | 1 |
-он | Максон | 1 | -ос | Никитос | 1 |
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Пчёлки на разведках
Рисуем домики зимой
5 зимних аудиосказок
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка