Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние музыки на человека | 49.69 КБ |
МОУ ТСОШ №1 имени М. Г. Ефремова
Научно – практическая конференция « Росток»
Влияние музыки на человека
Подготовил
ученик 3 Б класса
МОУ ТСОШ №1
имени М. Г. Ефремова
Акопян Эрнест
Руководитель
учитель начальных классов
Богатова О. Л.
2011 год, Таруса
Цель работы:
исследование влияния музыки на человека.
Задачи исследования:
1.Установить связь музыки и эмоционального состояния слушателя.
2. Выяснить, влияет ли музыка на наше здоровье.
3.Определить роль музыки и её значение в жизни человека.
4.Исследовать влияние музыки на интеллектуальные способности человека.
Оглавление
Связь музыки и эмоционального состояния слушателя.
Влияние музыки на наше здоровье
Роль музыки и её значение в жизни человека
Список использованной литературы
С давних времён люди заметили влияние музыки на человека. Наверное, многие из нас замечали, что музыка влияет на нас, но как- то не придавали этому значения. Вспомните, как услышав знакомые нотки, начинали буквально напевать популярную не замысловатую песенку себе под нос.
Сегодня музыка прочно вошла в нашу повседневную жизнь, стала фоном нашей жизни. В прошлом музыка отражала звуки природы, окружающего мира. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны этих звуков и научиться использовать их в собственных интересах.
В своей работе я исследовал, как музыка оказывает влияние на эмоциональное состояние человека, на его интеллектуальные способности, кроме того, выяснял, оказывает ли музыка своё воздействие на наше здоровье.
Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума. Материалом музыки является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха (духовые инструменты), мембраны - кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки (как и ритмы) - явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды. Т.о., через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека.
Мы рассмотрим всего 2 жанра музыки: классическую и рок.
Что же такое классическая музыка? Классическая музыка- это одно из направлений музыки, которое дало своё начало в середине 17 века и развивается до сегодняшнего дня. Все мы знаем, что классическая музыка-это серьёзная музыка, что она сложна для понимания и подвластна не всем. Основные особенности такой музыки- это искусные сочетания душевных переживаний с уникальной мелодией. Классическая музыка помогает нам разбудить в себе самые прекрасные стороны нашей души.
Рок- эксцентричная эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, вызывающая агрессивное возбуждение.
Связь музыки и эмоционального состояния слушателя.
Влияние музыки на организм человека известно с давних пор. Недаром композиторы писали музыку разных жанров. В повседневной жизни мы используем разную музыку: марши, романсы.
Музыка влияет на эмоциональное состояние человека. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию. Так в фашистской Германии огромному количеству людей перед выступлением Гитлера проигрывали возбуждающие марши. После такой обработки немцы были готовы воевать со всем миром.
Исследования показали негативное влияние на человека тяжелого рока. Подростки после концертов рок-групп выходили на улицы и нередко крушили, ломали , что попало под руки.
А вот классическая музыка благотворно влияет на нашу нервную систему.
Но чем обоснована связь музыки с эмоциональным состоянием слушателя? А эту связь и влияние музыки на человека нам поможет установить вода.
Вода составляет большую часть нашей массы (у новорождённого ребёнка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого-70-80%), в связи с чем с её помощью можно узнать, как влияет на нас та или иная музыка.
Современные учёные выдвигают гипотезу, что вода обладает памятью! То есть помимо жидкого, газообразного и твёрдого состояния открыто её четвёртое состояние- информационное! Оказывается, вода способна воспринимать , сохранять и передавать информацию даже такую тонкую, как человеческая мысль, эмоция, слово.
Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку, затем воду замораживали. При изучении кристаллов под микроскопом выяснилось, что после «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчётливыми «лучиками». А вот тяжёлый рок превращал воду в замёрзшие страшные рваные осколки (рис.1).
Влияние музыки на наше здоровье
«Музыка лечит душу и тело» - такую надпись можно увидеть на некоторых итальянских инструментах эпохи ренессанса.
Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали "музыкальные рецепты" для воздействия на тот или иной орган. В российских широтах, например, в Эвенкии, чтобы усилить действие снадобий, знахари напевали свои заклинания и заговоры, а шаманы сопровождали их звуками барабана и бубна.
Первые серьезные исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека провел в конце XIX века врач-невропатолог Джеймс Корнинг. Он изучал влияние музыки при лечении психических расстройств. Пробные прослушивания классических произведений больными дали впечатляющие результаты, и в больнице стали проводить специальные лечебные концерты. А сто лет спустя музыкотерапию стали использовали во многих лечебных учреждениях Америки и Европы. Целебные звуки раздавались в стоматологических кабинетах, в операционных, в детских больницах и военных госпиталях. Музыка успокаивала, расслабляла, помогала лечить неврозы, усиливала воздействие лекарств. Так депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов! Так , например, Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолёгочные патологии игрой на флейте.
Основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки и лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый opган в системе "человек" вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце - яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание"(рис.2).
Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.
А вот с помощью собственного голоса можно диагностировать и лечить себя (табл.1).
Произносим звук «Н» - восстанавливаем творческие способности.
Произносим: звук «У» - помогаем вентиляции легких.
Произносим: звук «П-ПОМ». Он положительно влияет на работу сердца и снижает давление.
Сегодня специальная международная ассоциация разрабатывает и выпускает музыкальные "лекарства", готовит специалистов по музыкотерапии. Специалисты ассоциации создали музыкальные композиции, которые помогают при бессоннице, депрессии, неврозах, способствуют восстановлению организма после перенесенных тяжелых заболеваний и операций, облегчают страдания при неизлечимых болезнях(табл.2).
Роль музыки и её значение в жизни человека
Никто не будет отрицать, что роль музыки и её значение в жизни человека очень велики . Музыка является составляющей нашей жизни и сопровождает нас с самого рождения и до самой смерти.
Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров. Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов. Таким образом, можно сказать, что музыка развивает коммуникативные способности.
Музыка возвышает эстетические потребности человека. Например, религиозная музыка дарит чувство покоя, помогает не только справляться с болью, но и поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Происходит развитие музыкального вкуса. Музыка, которая приносит положительные эмоции, обладает притягательной силой для человека, способствуя устойчивой повторяемости ее слушания.
Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Психологи часто приводят пример о поссорившихся супругах, оказавшихся на грани развода, яростно споривших о чем-то на кухне и вдруг услышавших игру на фортепиано их дочери. Она играла сонату Йозефа Гайдна. Отец и мать, очарованные звуками музыки, молчали несколько минут... и помирились.
Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души". Таким образом, можно отметить огромную роль музыки в воспитание гармонично развитого, «правильного» человека.
В классе мы провели небольшое исследование: как различные виды жанры музыки влияют на интеллектуальные способности слушателя.
Для эксперимента мы пригласили детей 3 класса в количестве 20 человек. Предложили им послушать музыку.
Сначала в течение 5 минут мы слушали музыку группы «Назарет», затем прочитали 3 раза 10 слов, записанных на доске. Потом мы их письменно воспроизвели. Оказалось, что эта музыка повлияла на мыслительный процесс и 55% учеников показали низкий уровень запоминания, а 45% - высокий.
На следующий день мы слушали музыку Моцарта, прочитали 10 слов, а потом их письменно воспроизводили. На этот раз высокий уровень запоминания показали 63%учеников, а низкий уровень – 37%.
В результате мы пришли к выводу, что результат исследования после прослушивания современной популярной музыки оказался ниже, чем после прослушивания музыки Моцарта.
В результате проделанной работы я получил ответы на поставленные вопросы.
1.Установлена связь музыки и эмоционального состояния слушателя.
2. Изучено влияние музыки на наше здоровье.
3. Определена роль музыки и её значение в жизни человека.
4. Исследовано влияние музыки на интеллектуальные способности человека.
В результате проделанной работы я увидел, что музыка оказывает влияние на человека. Это улучшение интеллектуальных способностей человека. При помощи музыки можно добиться терапевтического эффекта.
Музыка влияет на эмоциональное состояние человека. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, усиливать агрессию. Музыка способна вызывать в человеке очень глубокие и сложные чувственные переживания. То есть с помощью музыки можно управлять людьми. Использовать силу музыки не только на благо людей, но и в корыстных целях. С помощью музыки воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине. Музыка, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное. С её помощью можно регулировать поведение человека. Следовательно, необходимо отводить ей воспитательную, стимулирующую и терапевтическую функцию.
Несомненно, тема музыки и её влияния на человека до конца не изучена и представляет интерес для дальнейшего более детального исследования.
Список использованной литературы
Северное сияние
О чем поет Шотландская волынка?
Ручей и камень
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Солдатская шинель