Научно - исследовательская работа по обществознанию ученицы 8 класса. Данная работа содержит теоретический материал по трудовому законодательству несовершеннолетних работников (прием на работу, особенности режима труда несовершеннолетних, работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних, оплата труда и материальная ответственность). Практическая часть работы направлена на изучение рынка труда в г.Выкса, Нижегородской области для несовершеннолетних, а также рекомендации по поиску работы в данном регионе для несовершеннолетних.
Вложение | Размер |
---|---|
Право на труд несовершеннолетних работников | 144.66 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 г. Выксы Нижегородской области
Адрес: 607065. Россия, Нижегородская область,
город Выкса, ул. Островского, здание 75
( 8 83177 )3-42-23
Директор: Денисов Михаил Иванович
Право на труд несовершеннолетних работников
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Киреева Дарья Николаевна
Адрес: 606031, Нижегородская обл.,
г. Выкса, с. Мотмос, ул. Бр. Епифановых,
д. 42, (8)83177 89524628418
darincca_k@mail.ru
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 12
Кулькова Ирина Васильевна
2013 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Обзор литературы…………………………………………. 6
1.1. Прием на работу………………………………………………….. 6
1.2.Особенности режима труда несовершеннолетних……………… 7
1.3. Работы, на которых запрещается труд
несовершеннолетних………………………………………………… 8
1.4.Оплата труда и материальная ответственность. ……………….. 8
Глава 2. Материалы и методы исследований…………………… .. 9
2.1. Анкетирование учащихся……………………………………… 9
2.2. Беседы со специалистами организаций города……………… 10
Глава 3. Результаты и их обсуждения……………………………… 11
Выводы……………………………………………………………… . 14
Литература …………………………………………………………… 15
Приложение…………………………………………………………….16
Введение.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Труд играет огромную роль и в нравственном воспитании личности человека. В ходе трудового процесса формируются общественно ценные качеств и свойства личности, нравственно - эстетическое отношения к жизни и деятельности. Труд, посильный и положительно оцененный взрослыми, воспитает у ребенка уважение к труду других и повышает его самооценку, помогает сделать правильный выбор профессии.
В нашей стране «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Так сказано в Конституции Российской Федерации, статья 37. Этим летом мне хотелось бы воспользоваться своим правом на труд. Но я практически ничего не знаю о своих правах в качестве несовершеннолетнего работника, не знаю, как и где найти работу. Поэтому данная тема для меня, а так же для многих несовершеннолетних подростков, я думаю, очень актуальна.
В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Но трудовое законодательство для взрослых и несовершеннолетних различно, и я хочу разобраться в особенностях трудового регулирования несовершеннолетних работников. А так же выяснить, как обстоят дела в нашем городе с трудоустройством несовершеннолетних, которым надоело слоняться без дела и хочется провести летние каникулы с пользой.
Цель данной работы: изучить рынок труда в г. Выкса для несовершеннолетних, исследовать особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Задачи:
1. Изучить потребности несовершеннолетних в работе, выявить наличие знаний у несовершеннолетних, касающихся правоотношений между работодателем и несовершеннолетним работником.
2. Изучить современное российское законодательство, регулирующее труд несовершеннолетних работников;
3. Выявить перечень организаций на территории г. Выкса, которые помогут несовершеннолетним трудоустроиться во время каникул.
4. Составить памятку «Несовершеннолетнему работнику»
Гипотеза: В нашем городе несовершеннолетний может найти работу, если у него действительно есть желание работать.
Изучением данной проблемы я занималась 4 месяца. Проводила анкетирование учащихся на базе МБОУ СОШ №12, где и обучаюсь. Брала интервью у руководителей и специалистов организаций нашего города относительно изучаемой проблемы. Я благодарна людям, с которыми я встречалась за теплый прием, понимание, желание общаться, за профессионализм и неподдельный интерес к данной проблеме.
Методы исследования: теоретический - анализ и синтез; эмпирические: тестирование, интервьюирование, сравнение.
Объектом исследования является рынок труда г. Выкса для несовершеннолетних работников.
Предмет исследования современное российское законодательство, регулирующее труд несовершеннолетних работников.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учащимися, которые ищут работу в свободное от учебы время, родителями учащихся, данные сведения могут быть полезны педагогам на уроках обществознания, классных часах.
Этапы работы
1.Изучение законодательства РФ, касающееся законов о труде несовершеннолетних.
2.Проведение анкетирования среди учащихся 8-10 классов; проанализировать полученные результаты, составить сравнительные графики и таблицы.
3. Обращение в центр занятости населения и организации города с целью выявления вакансий для несовершеннолетних на период летних каникул.
4. Составление памятки «Несовершеннолетнему работнику».
Глава 1. Обзор литературы
Исследуя данную тему, я использовала законодательство Российской Федерации: Конституцию Российской Федерации, отдельные положения Трудового кодекса Российской Федерации, в частности глава 42. Кодекс законов о труде (КЗоТ) РФ, в частности глава 12.
Если подростку исполнилось 16 лет, с ним уже можно заключать трудовой договор. Пятнадцатилетнему подростку в соответствии со статьей 63 Трудового кодекса РФ разрешено работать, только если он уже получил основное общее образование (то есть окончил 9 классов). Организация может принять на работу и школьников, достигших 14-летнего возраста, но только в том случае, если подросток представит письменное согласие на это от одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Документом, удостоверяющим возраст и наличие российского гражданства лиц старше 14 лет, является паспорт. Для тех, кто моложе, - свидетельство о рождении с вкладышем, подтверждающим гражданство. С несовершеннолетним работником заключают трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор. Работодатель по своей инициативе может расторгнуть трудовой договор с работником до 18 лет, только получив согласие государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 Трудового кодекса РФ). При трудоустройстве подростку понадобятся следующие документы: паспорт, трудовая книжки (при наличии), медицинская справка, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, заявление от родителей о том, что они согласны на трудоустройство своего ребенка, а также разрешение из органов опеки и попечительства для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 15 лет. В соответствии со ст. 266 ТК РФ лиц в возрасте до 18 лет принимают на работу только после предварительного медицинского осмотра за счет работодателя. Прием на работу должен быть оформлен договором в письменной форме, в котором нужно полно изложить взаимные обязательства сторон, в том числе предусмотренные статьями 21 и 22 ТК РФ. Трудовое законодательство содержит требования, которые должна соблюдать организация при приеме на работу несовершеннолетнего. Невыполнение этих требовании чревато для работодателя санкциями. Подростки до 16 лет могут работать только в свободное от учебы время, причем работа не должна причинять вреда здоровью несовершеннолетнего работника (статья 63 ТКРФ). При заключении трудового договора с лицами, не достигшими возраста 18 лет, обязательно предварительное медицинское освидетельствование (статья 69 ТК РФ). При этом, если медосмотр платный, то его оплачивает работодатель. Такое положение предусмотрено в статье 266 ТК РФ. При приеме на работу несовершеннолетних для них не может быть установлен испытательный срок. Кроме трудового договора организация оформляет впервые поступающему на работу подростку трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Трудовые книжки на учащихся не заводят. Запись в них о времени работы заносят в организации, куда в дальнейшем после окончания учебного заведения будет принят учащийся.
1.2. Особенности режима труда несовершеннолетних.
Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), устанавливается:
1) для работников до16 лет - не более 24 часов в неделю;
2) для работников от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю;
3) для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении - не более 12 часов (буквально, не может превышать половины нормы, установленной частью первой статьи 92 ТК РФ
4) для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении - не более 18 часов.
Кроме того, (статья 94 ТК РФ) устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):
1) для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - не более 5 часов; 2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 7 часов;
1.3. Работы, на которых запрещается труд несовершеннолетних.
Перечень видов работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, приведен в ст. 265 Трудового кодекса РФ. Это работы с вредными и (или) опасными условиями труда, работы на подземных производствах, а также работы, выполнение которых может причинить вред не только здоровью несовершеннолетних, но и их нравственному развитию. Имеется в виду работа в сфере игорного бизнеса, в ночных увеселительных заведениях (ночных клубах, кабаре, ресторанах), производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, токсичными материалами, работах по переноске и передвижению тяжестей свыше предельных норм. Подростков, не достигших 18 лет, запрещено направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (Кодекс законов о труде статья 177 и статья 268 Трудового кодекса РФ).
1.4. Оплата труда и материальная ответственность
Порядок расчета заработной платы зависит от того, по какой системе оплаты труда принят на работу учащийся. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, то есть подростку оплачиваются только те часы, которые он фактически отработал при сокращенной рабочей неделе. При сдельной форме оплаты труда заработная плата рассчитывается в зависимости от выработки. Нормы выработки при этом устанавливают исходя из общих норм пропорционально установленной для подростков сокращенной продолжительности рабочего времени. То есть оплачивают конкретное количество, например, деталей, которые он изготовил за сокращенный рабочий день. Работодатель имеет право доплачивать подростку до уровня зарплаты сотрудников, работающих полный рабочий день, - на это указано в статье 271 Трудового кодекса РФ. Статьей 242 Трудового кодекса РФ введены серьезные ограничения на привлечение к материальной ответственности работников в возрасте до 18 лет. Они несут полную материальную ответственность только за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в результате преступления или административного проступка. Трудовые отношения с молодыми людьми до 18 лет прекращаются по тем же основаниям, что и со взрослыми работниками.
Глава 2. Материалы и методы исследований
2.1. Анкетирование учащихся
Я провела анкетирование среди 115 учащихся 8-10 классов МБОУ СОШ №12 г. Выкса. Учащимся было предложено ответить на 10 вопросов анкеты «Несовершеннолетние на рынке труда» (Приложение 1).
82 % опрошенных работали во время летних каникул. (Приложение 2, рисунок 1). На вопрос «Планируете ли вы подрабатывать в свободное от учебы время» - 76% учащихся ответили утвердительно, и даже были ответы «конечно». (Приложение 2, рисунок 2) Ребята устраивались или хотели бы устроиться на работу, чтобы улучшить свое материальное положение, помочь своим семьям 63 %, сделать в будущем карьеру – 31%, за компанию с друзьями- 6 %. (Приложение 2, рисунок 3)Из опрошенных, только 19% знают о том, что служба занятости населения помогает несовершеннолетним в трудоустройстве. При этом в службу занятости с просьбой о трудоустройстве обращалось только 6 % учащихся, большинство узнали о вакансиях от знакомых 66 %, 13 % - из газет, 13 % - обращались непосредственно на предприятия города. (Приложение 2, рисунок 5). Для ребят, конечно, трудно найти работу полностью соответствующую их интересам и способностям, ведь они не имеют пока специального образования, поэтому для 53 % опрошенных трудно найти работу, которая бы устроила. (Приложение 2, рисунок 4).
2.2. Беседы со специалистами организаций города
Прежде всего, я обратилась в центр занятости населения городского округа г. Выкса. Он находится по адресу г. Выкса, микрорайон Гоголя, 11. В беседах со специалистами центра занятости населения – Фядиной Ольгой Геннадьевной и Борисовой Юлией Николаевной, я выяснила, что центр занятости населения сотрудничает с молодежным центром, комитетом молодежной политики г. Выкса. При устройстве на работу через центр занятости, подростку необходимо иметь при себе следующие документы: паспорт, справку из школы, сберегательную книжку, пенсионное удостоверение, ИНН. Также, я обращалась в МБУ социально – культурной поддержки детей и молодежи «молодежный центр». Адрес: г. Выкса, ул. Корнилова ФОК «Олимп» комната 32. Электронный адрес (molodezcentr@mail.ru), телефон 3-66-46. Беседовала с Рудевич Светланой Владимировной – директором центра. Выяснила, что центр имеет специальную «программу организации общественных оплаченных работ и временной занятости школьников на территории г. Выкса». МБУ социально – культурной поддержки детей и молодежи «молодежный центр» также сотрудничает с организациями города и городского округа. Я обратилась в Комитет молодежной политики. Он находится по адресу: г. Выкса, Красная площадь 1, комната 429. Электронный адрес(www.vk.comlomp-vks НМОЛОДЕЖЬ.РФ). Телефон 3-2043. Беседуя с главным специалистом отдела молодежной политики – Пудовой Татьяной Владимировной, узнала о принципе предоставления работы несовершеннолетним. В мае, комитет молодежи связывается с молодежным центром и с центром занятости населения, куда обращаются школьники, на этом основании молодежный центр составляет базу данных, потом обзванивает с предложениями о работе. С комитетом молодежи с молодежным центром сотрудничают такие организации нашего города, как ВИСТлинк, сберегательный банк, МАУ парк КиО, почта России, школы города и городского округа. Парк КИО предоставляет работу для несовершеннолетних по благоустройству, озеленению и компенсационной высадке деревьев и цветочных растений в летний период. Парк КИО не является работодателем, а только предоставляет место для работы. Администрация парка отправляет заявки в комитет молодежи, в центр занятости населения, в молодежный центр, а они в свое время присылают работников. Летом 2012 года в МАУ парк КиО г. Выксы работало 558 подростков. Почта России предлагает работу по сортировке почты, работу почтальона. Сбербанк и ВИСТлинк – работу с клиентами, заключение договоров.
Глава 3. Результаты и их обсуждение.
Анкетирование показало, что большинство учащихся либо уже работали, либо хотели бы подработать в летние каникулы. Учащиеся, прежде всего, хотят подработать, для того, чтобы улучшить материальное положение свое и своей семьи. Для большинства ребят трудно найти ту работу, которая бы их устроила. Большинство ребят узнают о возможности работать от знакомых, родных. Но есть ребята, которым некому помочь, и в поиске работы, они могут столкнуться с обманом недобросовестных работодателей. Но ребята плохо осведомлены о том, где можно подработать и, главное, куда обратиться. Мною была проанализирована информация, полученная от специалистов организаций нашего города, и составлена «Схема сотрудничества организаций г. Выкса в области трудоустройства несовершеннолетних». (Таблица 1). Она поможет учащимся узнать, какие организации существуют на территории г. Выксы понять способ действия в поиске работы. Учащиеся практически ничего не знают об условиях работы несовершеннолетних, поэтому мною была разработана памятка «Несовершеннолетнему работнику», которая поможет им лучше разобраться в российском законодательстве, касающемся труда несовершеннолетних.
Таблица 1
Схема сотрудничества организаций г. Выкса в области трудоустройства несовершеннолетних
Памятка «Несовершеннолетнему работнику»
Выводы
Литература
1. Кодекс законов о труде Российской Федерации , М.: Эксмо, 2008 г.
2. Конституция Российской Федерации / г. Нижний Новгород избирательная комиссия нижегородской области, 2005
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 декабря 2010 г. – М.: Эксмо, 2010
5. http://www.mnogozakonov.ru/laws/24/
6. http://www.constitution.ru/
Приложение 1
Анкета «Несовершеннолетние на рынке труда
1. Возраст
2. В каком классе вы учитесь?
3. Работали ли Вы когда-либо в свободное от учебы время?
4. Планируете ли Вы подрабатывать в будущем?
5. Зачем Вы подрабатываете или хотите подработать: а) хочу улучшить материальное положение, помочь семье, б)получить профессиональные навыки, это поможет мне в будущем сделать карьеру, в) за компанию с друзьями.
6. В нашем городе можно: а) трудно найти работу, которая бы устроила меня; б) легко найти работу, в) тяжело найти любую работу; г) не знаю.
7. Я узнал о возможности устроиться на работу и заработать: а) от знакомых, друзей, родных б) из газет, г) в центре занятости населения, д) обращался на предприятия.
8. Что вы знаете правовом статусе несовершеннолетнего работника
Ответьте на вопросы:
1. Сколько часов в день или в неделю должен работать подросток: 14-16 лет?
2. Какие документы необходимы при устройстве на работу?
3. К каким видам работ подростка нельзя привлекать?
9. Что Вам известно о службе занятости населения?
10. Обращались ли Вы когда-либо в центр занятости населения?
Приложение 2
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Как нарисовать портрет?
Карандаши в пакете
Как нарисовать небо акварелью
Рисуем зимние домики
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")