Обоснование целей и задач исследования.
Колледж для каждого студента является вторым домом, местом, где он проводит большую часть своего времени. Это большая дружная семья, которая учит человека жизни. Здесь мы получаем не только знания, но и учимся дружить, общаться, делаем небольшие открытия, создаём что-то новое и приучаемся к труду. За свою историю наш колледж дал путёвку в жизнь тысячам выпускников, которые в дальнейшем стали технологами, механиками, профессорами и просто хорошими людьми. В каждом колледже есть, что-то такое, чем он гордиться, есть, что-то своё особенное. Для нас - это музей истории колледжа, где собраны и хранятся материалы с первых лет его существования и по настоящий день. А колледж является одним из старейших в районе и области, ему 8 марта 2016 года исполнится 85 лет.
Работая в активе, я заинтересовался историей нашего колледжа. Музей существует уже 10 лет. В фондах музея имеются разрозненные сведения по истории музея. Перед нами встала задача: изучить и обобщить материал по истории музея и подготовить лекции по данной теме. Мы считаем, что работа эта необходима. Наш музей хорошо известен в Россошанском районе и является одним из лучших музеев Воронежской области, а мы, студенты, так мало знаем об истории и становлении его. Цель исследования: изучить и обобщить материалы по истории музея. Мы определили маршрут работы, который включает в себя не только изучение и анализ музейных материалов, но и предполагает встречи с выпускниками, ветеранами педагогического труда и руководителем музея.
Чтобы достичь поставленной цели, нами определены следующие задачи:
• изучить документы, имеющиеся в музее по данной теме;
• провести встречи с ветеранами педагогического труда.
• подготовить материалы для беседы и провести музейные уроки для студентов колледжа.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
ГОБУ СПО ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»
«Музеи и музееведы образовательных учреждений города и района», посвященная 300- летию музейного дела в России
Номинация: исследовательская работа
"Музей истории колледжа"
Семенов Александр
511 группа
Адрес: г. Россошь
Пролетарская, 73
89202165088
Речинская Лариса Михайловна
Заведующая музейным отделом
Высшая категория
2014
Введение.
Обоснование целей и задач исследования.
Колледж для каждого студента является вторым домом, местом, где он проводит большую часть своего времени. Это большая дружная семья, которая учит человека жизни. Здесь мы получаем не только знания, но и учимся дружить, общаться, делаем небольшие открытия, создаём что-то новое и приучаемся к труду. За свою историю наш колледж дал путёвку в жизнь тысячам выпускников, которые в дальнейшем стали технологами, механиками, профессорами и просто хорошими людьми. В каждом колледже есть, что-то такое, чем он гордиться, есть, что-то своё особенное. Для нас - это музей истории колледжа, где собраны и хранятся материалы с первых лет его существования и по настоящий день. А колледж является одним из старейших в районе и области, ему 8 марта 2016 года исполнится 85 лет.
Работая в активе, я заинтересовался историей нашего колледжа. Музей существует уже 10 лет. В фондах музея имеются разрозненные сведения по истории музея. Перед нами встала задача: изучить и обобщить материал по истории музея и подготовить лекции по данной теме. Мы считаем, что работа эта необходима. Наш музей хорошо известен в Россошанском районе и является одним из лучших музеев Воронежской области, а мы, студенты, так мало знаем об истории и становлении его. Цель исследования: изучить и обобщить материалы по истории музея. Мы определили маршрут работы, который включает в себя не только изучение и анализ музейных материалов, но и предполагает встречи с выпускниками, ветеранами педагогического труда и руководителем музея.
Чтобы достичь поставленной цели, нами определены следующие задачи:
• изучить документы, имеющиеся в музее по данной теме;
• провести встречи с ветеранами педагогического труда.
• подготовить материалы для беседы и провести музейные уроки для студентов колледжа.
«Самый сердечный и добрый на свете музей! ».
1. История создания музея.
Свою работу мы начали со знакомства с документами, отражающими работу музея и организации встреч с ветеранами педагогического труда и преподавателями колледжа. Беседуя с ветеранами, мы узнали, что сбор материалов по истории колледжа был начат к 50-летию еще тогда техникума. Под руководством преподавателя истории Морозова Алима Яковлевича был собран ценный материал об учителях и выпускниках колледжа - участниках Великой Отечественной войны. И в кабинете ОБЖ Копылов Виктор Анатольевич к 9 мая 2008 года был открыт Зал боевой славы, где был отражён боевой путь Отрогожско – Россошанской операции. Под девизом: «Никто не забыт, и ничто не забыто», был собран материал и оформлена «Книга памяти 1941-1945г.», которая и сейчас хранится в музее.
В 2011 году колледж праздновал 80-летний юбилей. К юбилею группа «Поиск», под руководством Речинской Ларисы Михайловны собрала большой материал о выпускниках колледжа, и выпустили книгу «Колыбель взросления». Были написаны десятки писем, запросов, статей и объявлений в газеты. В колледж пришли сотни писем от выпускников с ценными материалами. Преподаватели и студенты систематизировали этот материал, и по каждому выпуску были оформлены портативные выставки. Сбор материала продолжался многие годы, созданию музея предшествовала большая поисковая работа. Студенты под руководством преподавателей-ветеранов работали с газетными материалами, документами архива и краеведческого музея, была организована переписка с выпускниками и преподавателями колледжа. Весь собранный материал был систематизирован по темам и выпускам. А инициаторами создания музея были директор колледжа Сухарев Сергей Александрович. На совместном заседании администрации, преподавательского и студенческого коллективов в 2004 году было принято решение открыть музей, который приказом министра просвещения РСФСР получил официальное признание и паспорт, а через год - 24 мая 2006 года - ему было присвоено звание « Школьный музей».
Фондовая комиссия при открытии музея поставила на учёт более двух тысяч экспонатов. Это научные труды выпускников колледжа, книги, письма, фотографии, летописи, учебные пособия, приборы для физических опытов довоенного и послевоенного времени, личные вещи выпускников, участников Великой Отечественной войны, письма с фронта и другое. При открытии музея экспозиция музея состояла из тринадцати разделов. В них отражены страницы истории колледжа: это начало пути, и годы тяжких испытаний, ветераны войны, восстановление и создание нового, вехи наших достижений, вехи перестройки, «Вы в нашей душе оставили след..,», наша жизнь сегодня, иностранцы, уникальные находки, совет музея, отряд ПОИСК, наши достижения, ниша ПАМЯТИ. Изучая «Положение о музее колледжа», мы узнали, что в работе музея принимали участие все преподаватели и студенты колледжа.
2. Основные этапы развития музея.
2.1 Участие музея в проекте «Дом без одиночества»
Знакомясь с содержанием книги протоколов заседаний совета музея, мы узнали, что первое заседание было проведено 25 октября 2004 года. В музее был создан совет музея, в который входили активисты старших групп. Поручения в совете распределялись следующим образом: председатель совета, его заместитель, секретарь, ответственные за методическую, организационную, культурно-массовую, краеведческую и архивную работу. На заседаниях совета разрабатывались задания для каждой группы с целью изучения истории, разрабатывались поисковые задания. По этим заданиям студенты проводили мероприятия. Было разработано положение о соревновании поисковых отрядов на лучшую поисковую группу. На период 2004 - 2014г.г. поисковыми группами был собран ценный материал по темам:
• Выпускники колледжа – знаменитые люди.
• Спортивная слава колледжа.
• Преподаватели колледжа - участники Великой Отечественной войны.
• Сердце, отданное детям (о Заслуженных учителях колледжа).
Сведения о ветеранах (книга «История в лицах»)
Экспедиционные отряды провели большую работу по изучению и сбору материалов о нашем выпускнике Герое Советского Союза Сорока И.Н., за которую музей был награждён грамотами. Совместно с кабинетом начальной военной подготовки совет музея организовал месячник оборонно-массовой работы. Уроки мужества, радиопередачи, стрелковые соревнования, конкурсы политического плаката, боевых листов прошли в это время. Но особенно волнующими и интересными были встречи с ветеранами и экскурсии в музее на темы:
• «Колледж в годы Великой Отечественной войны»;
• « Выпускники 1941 года»;
• « Герой Советского Союза Тарасов, выпускник колледжа»;
• « Они погибли в боях за Родину».
Заведующая музейным отделом Речинская Лариса Михайловна принимала участие во всероссийской научно – практической конференции музеев в Подольске. Её конкурсная работа, программа по патриотическому воспитанию «Отечества - достойны» заняла 1 место. Рассматривая портативную выставку, оформленную в марте 2011 года, где отражены материалы встреч выпускников довоенных лет, мы были взволнованы словами памяти и благодарности, убелённых сединой выпускников нашего колледжа, обращённых к тем, кто погиб, чтобы жили мы. Вот одно из выступлений:
Нас всё меньше и меньше,
А ведь было нас много…
Мы из той двужильной,
Из солдатской породы.
В трудных снах оживая,
Бьёт метель фронтовая…
Вся в рубцах да ожогах
Наша память живая.
2.2 «От юбилея к юбилею»
Знакомясь с планами работы музея с 2011-2014 годы, мы узнали, что работа проводится под девизом «От юбилея к юбилею».
К 85-летнему юбилею колледжа при музее был создан клуб «Поиск» и была организованна поисковая работа по темам:
• «Отличники» – выпускники колледжа»
• «История колледжа»
• «Наши учителя – выпускники колледжа»
• «Первый выпуск колледжа»
• «Наши традиции»
• « Книга Почета».
Собранные материалы поступают в музей и используются для обновления экспозиций музея, проведения экскурсий, бесед и сборов. Совет музея занимается вопросом выявления, изучения и охраны памятников истории родного края. За активную работу поисковая группа совета музея была награждена грамотами. За большую патриотическую работу, создание содержательных экскурсий, успехи в воспитании студентов и просветительную работу среди населения. 28 мая 2008 года наш музей признан лучшим музеем по патриотическому воспитанию молодежи на всероссийском уровне. Эта награда воодушевила актив музея на дальнейшую работу.
Из воспоминаний педагогов - выпускников нашего колледжа мы узнали, что более 30 лет в колледже работал трудовой лагерь, и чтобы сохранить память для будущих поколений Совет музея организовал поисковую работу по теме «История создания и работа трудового лагеря. В результате этой поисковой работы в фондах музея хранятся материалы: стенные газеты, портативные выставки.
С целью изучения родного края в музее работал кружок «ПОИСК». На занятиях был организован сбор материалов по темам:
• «Писатели и поэты выпускники колледжа»
• «Достопримечательные места в нашем районе»
• «Реликвия»
• «Ветераны - педагоги».
• «Умельцы нашего колледжа»
• «Выпускники – знаменитые люди»
Активисты музея проводили экскурсии в музее, работали в районной и колледжной библиотеках, беседовали со старожилами нашего учреждения. Собранный материал был оформлен в альбомы, выставки и использовался для проведения уроков, экскурсий и бесед в музее.
Идут годы. К 85-летнему юбилею колледжа по инициативе Речинской Ларисы Михайловны в музее будет открыта выставка, в которой оформлены новые разделы экспозиции:
• От юбилея к юбилею.
• Награды музея.
• «Пусть же станут традицией встречи старых, добрых друзей»
В преддверии юбилея в музее будут проходить много мероприятий: цикл радиопередач по истории колледжа, беседы и уроки истории в группах, встречи с ветеранами войны и труда, знатными людьми и выпускниками разных лет. А в 2006 году Совет музея организовал конкурсы на лучший кроссворд и викторину по истории колледжа. Лекторская группа провела в музее экскурсии-беседы:
• История колледжа.
• Наши традиции.
• Героические страницы из жизни преподавателей и выпускников колледжа.
Каждая группа получила от музея поисковое задание на учебный год, и это тоже стало доброй традицией. Вот некоторые темы поисковых заданий:
• Директора колледжа.
• Заслуженные учителя колледжа.
• Выпускники колледжа – видные спортсмены.
• Любимому колледжу посвящается (стихи выпускников о колледже).
• Выпускники колледжа – люди искусства.
2.3 Работа музея по программам патриотического воспитания.
С 2006 года наш музей работает по программе патриотического воспитания. Руководитель музея – Речинская Лариса Михайловна. Поисковая работа направлена на изучение истории колледжа. За эти годы у нас сложилась своя система поисковой работы по трем направлениям:
• «Родному колледжу посвящается»;
• «Никто не забыт – ничто не забыто».
На расширенном заседании совета музея разрабатываются темы поисковых заданий для групп и вручаются им на коллективных сборах. Задания красиво оформлены и содержат рекомендации по их выполнению. Для организации целенаправленного поиска Совет музея проводит учебу командиров экспедиционных отрядов и дает консультации по выполнению поисковых заданий. Традиционно, в апреле месяце, совет музея проводит научно-краеведческую конференцию, на которой поисковые группы рассказывают о выполнении заданий и сдают в музей оформленные материалы. Так пополняются музейные фонды.
Наш музей играет большую роль в развитии творческой и общественной активности студентов, в совершенствовании образовательного процесса колледжа. Материалы музея используются при подготовке к викторинам, конкурсам, конференциям. В музее часто проходят уроки по изучению истории колледжа, а многие учителя и классные руководители используют материалы музея на своих уроках и во внеклассных мероприятиях. Здесь студенты овладевают навыками самостоятельной, поисковой, исследовательской работы, готовят беседы, пишут рефераты. Активисты музея являются членами центра патриотического воспитания. Научно-исследовательская работа в музе проводится по двум направлениям:
Поисковое;
Архивное.
Очень интересно проходит у нас «Декада музея»:
- первый этап – Месячник патриотического воспитания (январь, февраль).
- второй этап – Неделя памяти, посвященная Дню Победы.
В мероприятиях месячника участвовали все студенты, особенно интересно прошли конкурсы стихов, рисунков, сочинений, газет, поздравлений, посвященных любимому колледжу и учителям.
Наряду с традиционными формами работы музей использует в свой работе и новые формы. Стенд «Хранители времени» много лет работает на базе музея. С интересом занимаются фондовой, оформительской и лекторской деятельностью. Работая в музее, студенты систематизировали и оформили материалы о выпускниках последние 20 лет, и теперь в нашем музее есть материал о каждом выпускнике, и мы очень этим гордимся!
Экскурсионная работа ведется широко и разнообразно. Мы предлагаем студентам и других школ города лекции и экскурсии по всем разделам нашего музея. Обзорную экскурсию по музею мы проводим для всех гостей нашего колледжа. Наш музей посетили учителя, завучи и директора школ воронежской области и других районов области с целью изучения опыта по организации работы музея на конференции, посвященной 5-летию музея колледжа.
Вот выписка из Книги отзывов: «С огромным желанием посетили ваш музей, покидаем его под большим впечатлением. Восхищены собранным материалом и преданностью делу образования. Опыт работы будем внедрять в своих школах. Спасибо!» 11 мая 2010 года, коллектив музейных работников.
Занимаясь поисковой, просветительной, массовой и научно-исследовательской работой, совет музея в 2008 году принял участие в I областном конкурсе на лучший школьный музей. В Воронежской областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий был отправлен подробный отчет с приложениями о работе музея. При подведении итогов конкурса Департамент образования Воронежской области наградил музей Дипломом за I место с присвоением звания «Лучший школьный музей 2008 г.»
Ветераны педагогического труда, те, кто стояли у истоков создания музея, те, кто сами создавали историю колледжа – теперь наши незаменимые друзья и помощники. Они проводят уроки истории колледжа, участвуют в краеведческих чтениях, помогают собирать и систематизировать поисковый материал, принимают участие в организации и проведении встреч выпускников. Музей занимает важное место в жизни студентов и выпускников. Сюда приходят первокурсники на свой первый урок, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни. Музей истории – наша гордость. О колледже и музее говорят с любовью те, кто когда-то здесь учился, кто приводил и приводит учиться своих детей и внуков.
Заключение.
«Наш музей – это добрая память о колледже, выпускниках»
В результате проведённой работы мы узнали много новых фактов из истории колледжа, научились работать с документами, составлять вопросы для бесед, отбирать и систематизировать материал. Мы познакомили с результатами нашей работы студентов колледжа, провели музейные уроки. Музейная педагогика – это величайшая наука и замечательное искусство. Тот, кто создал музей, дал нам в руки нить нашей истории, ключ наших мыслей об окружающем мире. Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей – это актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой живет общество, они красноречивым языком говорят сами за себя, ведут увлекательную беседу с нами, восстанавливают события разных лет, пробуждают мысль, открывают тайны бытия. Посещение музея, соприкосновение с вечностью извлекают на свет дремлющие и затаенные в наших собственных душах мысли, развивают их и приводят в действие, что свидетельствует о понимании проблем происходящего и открывает новые возможности их решения.
Сегодня музей – центр всей воспитательной работы. Музей востребован, популярен среди студентов, родителей и выпускников. Многочисленные отзывы посетителей музея доказывают это. Для одних музей – память о родном колледже, о любимых учителях, о родном крае; для других – это встреча с юностью, с одногруппниками. Давайте вместе полистаем Книгу отзывов:
• 02.06.08. Спасибо, что храните память о годах, проведенных в этих стенах. Выпускники 1964 года
• 03.03.11. Грандиозно: системная, последовательная, умная работа умных педагогов и студентов во имя памяти.
•16.12.2012
Здесь все дышит любовью,
Любовью к друзьям.
Здесь наша память
Плывет по волнам.
выпускница 1970 года
Литература.
1. Туманова В.Е. Школьный музей – М.: «Просвещение», 2002.
2. Исламова Г. Краеведческая и музейная работа школ города и района / Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №5,2006.
3. Романенко Н. Краеведение – путь к познанию своей Родины / Журнал «Народное образование» №4, 2001.
4. Туринцева Т.А.Музей воспитывает патриотов / Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №6, 2004.
5. Юхневич М.Ю. Школьный музей 21 века / Журнал «Внешкольник» №5, 1998.
Ветер и Солнце
Лавовая лампа
Цветок или сорняк?
Новый снимок Юпитера
Прекрасная химия