Наше поколение не знает, что такое война, не знает, что такое голод и разруха. Складывается такое впечатление, что лишения, тяготы и страдания не коснутся нас никогда.
Современный мир не должен допустить повторения тех страшных событий, которые произошли во время Великой Отечественной войны.
Оказывается, Свердловская область тоже вошла в военную историю страны благодаря подвигу тружеников тыла и героизму уральских фронтовиков. В годы войны народ шел на великие жертвы, были сужены материально-технические аспекты, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Народ во многом себе отказывал во имя Победы. Но жизненно-важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению действовали.
Несмотря на военное время, наша школа не прекращала работу. Данная работа рассказывает о жизни и деятельности первой коренной учительницы села Ильинского Свердловской области Богдановичского района Кирилловой Надежде Васильевне, работавшей в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание работы | 59.22 КБ |
Презентация к работе "Учитель и война" (отрывок) | 2.68 МБ |
Защитное слово к проекту | 21.76 КБ |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием городского округа Богданович
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Конкурс социальных проектов «Моя милая Родина»,
посвящённый 80-летию Свердловской области
Номинация: «Живёт на Урале такой человек»
Тема социального проекта:
«Учитель и война. Кириллова Надежда Васильевна»
Автор:
Пермикина Виктория Анатольевна
ученица 8 класса
МКОУ Ильинская СОШ
Руководитель:
Митяева Ольга Анатольевна
руководитель школьного музея
МКОУ Ильинская СОШ
2014 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….. …….3
Основная часть.
1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны.
1.1. Школа и война……………………………………..…………………… 5
1.2. Занятия в школе в условиях военной обстановки.……………..……. 7
2. Своим трудом приближали Победу.
2.1. Ильинская школа в годы Великой Отечественной войны………….. 10
2.3. Война в жизни и судьбе сельской учительницы Н.В.Кирилловой …. 16.
Заключение…………………………………………………………………... 20
Список литературы………………………………………………………….. 22
Приложение………………………………………………………………….. 23
Введение
Наше поколение не знает, что такое война, не знает, что такое голод и разруха. Складывается такое впечатление, что лишения, тяготы и страдания не коснутся нас никогда.
Современный мир не должен допустить повторения тех страшных событий, которые произошли во время Великой отечественной войны.
Мои сверстники порой не задумываются, какой ценой заплатили наши прабабушки и прадедушки за эту мирную жизнь.
Оказывается, Свердловская область тоже вошла в военную историю страны благодаря подвигу тружеников тыла и героизму уральских фронтовиков. В годы войны народ шёл на великие жертвы, были сужены материально-технические аспекты, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Народ во многом себе отказывал во имя Победы. Но жизненно-важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению действовали.
Несмотря на военное время, наша школа не прекращала работу. Сейчас моё поколение учится в новой современной школе. В ней есть мобильные классы, интерактивные доски, Интернет, электронные учебники, новая мебель, квалифицированные учителя. А как было тогда, во время войны? Как школа обучала и воспитывала подрастающее поколение? Как заботилась о здоровье детей, боролось с безнадзорностью? Кто работал в Ильинской школе в годы Великой Отечественной войны? Кто такая Кириллова Надежда Васильевна, о которой с такой теплотой отзываются жители села и учителя?
Всё это меня очень заинтересовало и взволновало. В связи с этим я выбрала для себя тему проекта «Учитель и война. Кириллова Надежда Васильевна».
Цель проекта: составить целостную картину жизни и деятельности Кирилловой Надежды Васильевны, учительницы Ильинской школы, работавшей в годы Великой Отечественной войны, увековечивание памяти.
Были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: я предполагаю, что в самые трагические дни военных лет школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны и в этом немалая заслуга учителей того времени.
Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Изучение литературы и периодической печати.
2. Работа с архивными материалами школы.
3.Интервьюирование жителей села и родственников Кирилловой Н.В.
4. Разработать способы реализации, бюджет проекта.
5. Оформление работы.
Основная часть.
1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства и оставила глубокие раны во всех сферах жизнедеятельности страны и общества. Свои коррективы внесла война и в деятельность системы народного образования, обозначив главные задачи. Свою работу я начала с изучения литературы о том, как продолжала работать советская школа в военных условиях.
24 июня 1941г. все директора школ были отозваны из отпусков. Кроме подготовки школ к новому учебному году и обеспечения контроля за сохранностью школьного имущества перед ними была поставлена задача мобилизации усилий коллективов школ на оказание посильной помощи фронту и тылу.
Вторжение фашистской Германии нарушило планомерную реализацию закона о всеобщем обучении, предполагавшем введение обязательного среднего образования в городах и семилетнего обучения в сельской местности. В 1940-1941 учебном году в СССР насчитывалось 191,5 тыс. дневных (из них 18,8 тыс. средних) школ (34,8 млн. учащихся), в том числе в сельской местности свыше 170 тыс. школ (24 млн. учащихся). В школах работали 1,2 млн. учителей. В стране имелось 7,3 тыс. вечерних школ или отделений при дневных школах (768 тыс. учащихся). В результате войны общая численность учащихся в СССР сократилась до 25 млн, что наиболее сильно отразилось на комплектовании старших классов. [5, 6] .
Обеспечение всеобуча стало главной задачей советской школы во время Великой Отечественной войны, даже в самые тяжелые годы учебные заведения продолжали работать. Из прифронтовых районов на восток страны эвакуировали около 600 школ с 63 тыс. учащихся. Только в 1941 г. в Свердловскую область было эвакуировано 24 школы.
Забота об охвате обучением всех детей и подростков требовала наличия полных сведений о детях школьного возраста. 14 июля 1942г. Совет народных комиссаров РСФСР своим постановлением утвердил инструкцию «Об организации учёта детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением Закона о всеобщем обязательном обучении».
В первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР принял указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 г.г.рождения. Свыше 180 тыс. учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории. Многие преподаватели и студенты педагогических учебных заведений призывались в ряды действующей армии, уходили в народное ополчение, в партизанские отряды. Война привела к сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе: сократилось число учителей, возросла доля женщин в составе педагогического персонала. Недостаток учителей привело к тому, что отдельные предметы в школах в Свердловской области не преподавались.
Несмотря на огромные расходы, связанные с обороной государства, руководством страны принимались решения, направленные на улучшение материально-бытового положения учителей: повышалась заработная плата, по нормам снабжения хлебом приравнивались к рабочей промышленности, транспорта и связи, улучшилось пенсионное обеспечение учителей и работников системы образования, велась работа по повышению квалификации учителей.
Таким образом, высокая требовательность органов власти к выполнению Закона о всеобуче, строгая ответственность местных советов депутатов трудящихся, жилищных комитетов и должностных лиц, родителей и педагогических коллективов создавали условия для обеспечения даже в суровых условиях войны.
Военные действия, борьба советского народа за освобождение своей страны потребовали существенных изменений в содержании и организации деятельности системы образования.
Несмотря на огромные военные расходы, правительство находило средства по обеспечению школ всем необходимым для занятий, ремонта школьных помещений и строительства новых школьных зданий. 30 июля 1942г. Совнарком СССР издал распоряжение «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». В распоряжении указывалось: освободить к 20 августа текущего года все школьные здания, занятые не по назначению, за исключением используемых под госпитали и эвакуированные предприятия, обеспечить вовлечение в школы всех детей школьного возраста, принимая все меры к недопущению в течение года отсева учащихся из школ. Проводить учебные занятия в школах в две смены, допуская введение третьей смены в исключительных случаях. Учебные занятия сократились до 35-40 минут, перемены – до 5 минут.
Для оказания помощи образовательной школе на местах создавались продовольственные и вещевые фонды всеобуча, основу которых составляли средства, выделяемые государством, местными колхозами, совхозами и предприятиями. В школах открывались столовые, организовывалось дополнительное питание учащихся, изыскивалась возможность выделение молока, овощей и картофеля хозяйствами, принимались продукты питания у населения.
В самые тяжелые периоды войны не прекращалась работа по выпуску необходимого школам оборудования, пособий, инвентаря, учебников и письменных принадлежностей. Учебники и учебные пособия распределяли по группам – на 5-10 человек. Увеличился выпуск и улучшилось качество учебников и детской литературы. В 1943 г. было выпущено учебных пособий на 11 172 тыс. руб. и военно-учебных пособий на 3723, 9 тыс. руб. В тяжелейшие для страны времена для детей выпускалась художественная литература. Вместе с тем, страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах. [6,12]
Программа выполнялась за счет уменьшения продолжительности зимних и весенних каникул, уплотнения учебного материала и сокращения времени на его освоение. Для учащихся, не имеющих возможности посещать школу, проводились занятия на дому, организовано индивидуально-групповое обучение детей, приступивших к занятиям после перерыва дополнительные занятия в конце учебного года и летнее время для отстающих в учебе школьников.
В 1941-1942 учебном году занятия в школах Свердловской области закончились 20 мая. Были отменены весенние каникулы в 5-10 классах (учащихся необходимо было участвовать в весенних сельскохозяйственных работах). Проводились проверочные испытания. Отмечался рост успеваемости школьников.
Были исключены такие предметы, как рисование и пение. А в преподавании математики, физики и химии, биологии и географии больше внимания уделялось вопросам взаимосвязи науки с военным делом, промышленностью и сельским хозяйством. Больше часов уделили изучению истории. Действенной формой обучения и патриотического воспитания школьников стало использование учителями на уроках примеров героизма и самопожертвования советских людей в ходе борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. Письменные работы школьников отражали патриотический настрой юношества и советского народа в целом, готовность с оружием в руках защищать Отечество. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев – Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других. С искренним восхищением и уважением писали учащиеся о героях фронта, о тружениках тыла, об участии своих ровесников в борьбе с ненавистным врагом, о той ответственности, которая ложится на каждого из них по выполнению священного долга – защиты Родины.
С начала войны было значительно усилено внимание к физической и военной подготовке старшеклассников. В школах введена должность военного руководителя и программа военно-физической подготовки.
Во время войны укреплению сознательной дисциплины среди школьников уделялись особое внимание, для чего в августе были утверждены «Правила для учащихся» (см. Приложение), которые стали практической программой воспитания школьников. В них были сформулированы обязательные требования к учащимся в отношении посещения ими школы, подготовки уроков, поведения в школе, дома и в общественных местах. Впервые в практике советской школы устанавливались меры поощрения и наказания учащихся. К формам поощрения относились похвала учителя, награда и похвальная грамота, выдаваемая директором школы. В качестве наказаний применялись замечания учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски, стола учителя или у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временное – на срок не свыше двух недель или на срок от одного года до трех лет), направление в школу с особым режимом.
В 1944 г. в стране ввелись экзамены на аттестат зрелости, а также переводные экзамены в 4-6х и 8-9х классах (вместо ежегодных проверочных испытаний); учреждались золотые и серебряные медали для выпускников средней школы, стала применяться цифровая пятибалльная система оценки знаний.
Итак, несмотря на все трудности военного времени, педагоги, руководители школ, работники органов народного образования прилагали все усилия для решения задач всеобуча, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
2.Своим трудом приближали Победу.
2.1. Ильинская школа в годы Великой Отечественной войны
У каждого из нас
Своя война.
И память воскрешает
То, что близко,
В той памяти,
Естественно, она
Прописана
По собственным пропискам.
Тот городок,
И этот городок
Деревня та,
Село иль просто хата….
Мы в самом деле
Тысячи дорог
Прошли, чтоб оказаться
В сорок пятом…
И остаются
Памяти верны
Окопы, сёла,
Города и страны…
И люди, не пришедшие с войны,
И те,
Кто перевязывает раны.
Сергей Баруздин
Следующим пунктом после изучения литературы и периодической печати была работа с архивом школы до 1946г.(книги приказов, тетради, дневники, справки, грамоты), а также с сайтом в интернете «Ильинское. Народ. ру».
Из материалов архива школы я узнала, что директор школы сразу реагировал на внутренние и внешние проблемы страны. «…17 сентября 1939г. войска доблестной Красной Армии по распоряжению Советского правительства перешли границу, чтобы взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Весь много миллионный советский народ с глубочайшим вниманием слушал историческую речь по радио Председателя советских народных комиссаров СССР тов. В.М.Молотова. Великий патриотический подъем охватил нашу страну. Взволнованные речи звучат на митингах. В этих речах, в резолюциях митингов – полное одобрение щедрой внешней политики советского правительства и готовность отдать все силы для благо нашей родины» (газета «Правда» за 19 сентября 1939г.)
Сразу после выхода статьи в газете директор нашей школы Смертин П.М. издал приказ №3-53 «…Наша школа полностью присоединяет Свой голос к голосу многомиллионного советского народа. Весь коллектив учителей и учащихся с еще большей энергией возьмется за дело выполнения задачи, стоящей перед школой. Приказываю провести следующие мероприятия:
- 29 сентября 1939г. провести с учащимися политдень (доклад о занятии Красными войсками Западной Украины и Западной Белоруссии.
- историку Новоселовой подготовить и сделать доклад.
- всем классным руководителям ежедневно проводить беседы о том, как жили народы Западной Украины и Западной Белоруссии, чтобы в результате проведенных бесед, ребята поняли и взяли на себя обязательства по учебе, подготовились к политдню (чтобы не было прогулов, опозданий)…»
Жизнь кипела, люди радовались, но страшная беда обрушилась на нашу страну и наше село – началась Великая Отечественная война. Горе, печаль, страдания разлились по селу. Из каждого дома уходили на фронт или отец, или сын, или брат, или жених. В селе остались одни женщины, дети и немощные старики. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.
Из воспоминаний Кирилловой Надежды Васильевны: «…На фронт брали мужчин, женщин (бездетных), девушек. Сердце замирало и так становилось жутко, когда увозили отцов. Женщины не отпускали своих мужей. Дети бежали за машинами, кричали и плакали. Многие видели своих отцов в последний раз…»
До войны ребята в школе учились в 13 классах. В годы войны многие классы стали объединяться, количество классов сократилось. Ушли на фронт учителя: Савелков М.О. (директор школы), Пономарев В.А., Смертин П.М., Безбородова О.М…..
Уходил товарищ в бой
Насмерть с немцем биться.
В бой товарищ взял с собой
Горсть родной землицы.
Положил ее на грудь
Он в платок расшитый:
Ведь на ней – не где-нибудь –
Столько лет прожито.
И тропинка узкая повела в поля.
Ой, землица русская, матушка-земля!
А.Фатьянов (1942г.)
Трудными для школы были годы войны. От учителей – фронтовиков приходили ободряющие письма, которые вселяли в душу детей бодрость, уверенность в победе. (cм. Приложение) [3,3]
В первый год войны было еще не очень трудно. В колхозе и у жителей были запасы продуктов, одежды, обуви. Колхозники успели заготовить на зиму корм скоту, топку. А в последующие годы пришлось детям все испытать: голод, холод, сиротство.
Война затормозила осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения.
В условиях военного времени учебная программа выполнялась за счет уменьшения продолжительности зимних и весенних каникул, уплотнения учебного материала и сокращения времени на его освоение. Это требовало совершенствования учебного процесса, изыскания новых форм методической работы, решения множества сложных организационных вопросов.
Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, - писала газета «Правда», - забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач… закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени….Никаких ссылок на военную обстановку».
Многие учащиеся не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. На 3-4 человека семьи были одни галоши, сапоги, валенки или лапти. Для них организовали индивидуальное обучение на дому 2 раза в неделю. Проводить занятия поручили Бобошиной Надежде Васильевне, Дресвиной Марии Александровне, Кудрявцевой Феоктинье Ф., Якимовой Таисье Петровне. (Пр.№59 от 12.11.1943г.). С допризывниками 1927 г.р. проводятся учебные занятия по русскому языку и арифметике в объеме программы 3 класса 3 раза в неделю по понедельникам, средам и пятницам с 6 до 8 часов вечера (Пр. №64 от 01.02.1944г.). Часто ученики сидели дома вместо нянек, тогда учителя и к ним приходили домой для занятий.
Дети в школу ходили полуголодные. Основным продуктом был картофель, а масло, яйца, мясо – все было для фронта. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. В школе было налажено питание учащихся. В 1943г. ввели горячие завтраки для обучающихся. Повар Шабанова Евдокия Ф. с оплатой 60 руб. в месяц, официантка Овсянникова М.К. Школьную столовую открыли 22.11.1943г. (Пр.№60 от 18.11.1943г.) для обеспечения детей питанием производили посев на пришкольном участке следующее количество семян (семена для посева добивались через колхозы): 1,5 га картофеля, 1 га овса, 0,5 га гороха, 0,10 га мелкой овощи. Заготовка сена для лошадей 40 тонн силами учителей и технических работников (приказ № 46 от 12 мая 1943г.)
Преобладающим методом в освещении нового материала становился рассказ, а главный упор в приобретении знаний делался на занятия в школе. Методы работы учителей были направлены на максимальную активизацию деятельности учащихся и стимулирование их интереса к учению. Дети никогда не приходили на уроки с неподготовленными домашними заданиями, так как ощущали ответственность перед Родиной. Ребята занимались после уроков, учились друг от друга. Даже чернил не было, их делали из сажи. А чернила выливали в специальные чернильницы – непроливайки, а если не было таковых, то наливали в обыкновенные стеклянные пузырьки. Деревянные ручки с перьями тоже были не у всех учеников, и мальчишки делали ручки из обыкновенных гусиных перьев. Согласно Приказу № 34 от 30.01.1943 г. учащиеся старые учебники сдавали в школу, а новые покупали в счет расчета за сданные ими учебники. Например, 1 класс купили 60 учебников, 2 класс – 77 уч., 3 класс -162 уч., 4 класс – 124 уч., 5 «А» класс – 194 уч., 5 «Б» класс – 130 уч., 6 класс – 164 уч., 7 класс – 200 уч. Все классные руководители проводили переоценку учебников в соответствии с ценами, утвержденными Наркомпросом. В школьном музее сохранились учебники 1937-1940 г.г.
Преподавались такие же предметы, что и сейчас, даже и уроки пения, на которых пелись военные песни. На уроках физкультуры проводилась начальная военная подготовка и занятия по гражданской обороне.
Директор школы Чистополов Тихон Семенович добивался от учителей контроля за дисциплиной, требуя настойчивой и упорной работы, улучшения качества подготовки к урокам (прочитывать методическую литературу, использовать наглядные пособия, имеющиеся в школе).
Дисциплина была хорошая, замечаний практически не было. Ученики старались не огорчать учителей, между ними было полное содружество и сотрудничество. Да иначе и не могло быть. Если бы учителя не жили жизнью учеников, то и дети, пожалуй, не смогли бы пережить те суровые дни. Трудно было школьникам и учителям морально. Начали приходить похоронки чуть ли не в каждый дом. Приходилось читать их, писать письма на фронт. Горе оплакивали вместе, не оставляли ни одну семью в беде.
Но всё же не всегда учащиеся выполняли «Правила для учащихся». К учащимся, нарушающим «Правила» в Ильинской школе применялись меры наказания. Приказ №61 от 19 ноября 1943г. «О недопустимо плохом поведении учеников 3 и 4 классов Саломахина Василия исключаю из школы на 5 дней и на это время лишаю хлебной карточки». Данное наказание было суровым, поэтому учащиеся старались сохранять дисциплину в школе. Меры наказания применялись и для учителей. Например, по приказу №66 от 11 февраля 1944 г. «Девятых (пионервожатая) за прогул объявляю выговор и оформляю заявление в народный суд для привлечения к ответственности за допущенные прогулы без уважительной причины".
В школах внеклассная и воспитательная работа во время войны ориентировалась на военно-патриотическое воспитание учащихся. В жизнь школ в обязательном порядке вошли лекции и каждодневные политинформации. Об этом мы можем судить из приказа школы: «В период Отечественной войны против фашистских захватчиков каждый из граждан Советского союза стремится, не жалея сил, помочь фронту всем, чем только можно и скорей закончить войну. Решение партии и правительства в период военного времени обязывает советское учительство улучшить культурно-воспитательную работу среди учащихся, а также и организовать учебно-воспитательную работу в соответствии с задачами военного времени. Не позднее 25 декабря 1944 г. собрать запросы о том, на какие темы они хотят заслушать доклады» (приказ №63 от 19 января 1944г.)
Работа велась и с допризывниками. Для проведения учебных занятий по русскому языку и арифметике в объеме 3 класса назначались учителя. Занятия проводились 3 раза в неделю с 18 до 20 часов вечера. (приказ № 64 от 1 февраля 1944г.)
Учителя систематически проводили наблюдения за санитарным состоянием школьных помещений и личной гигиены школьников. Для этого «…в целях борьбы с педикулезом (завшивленностью)… приказываю: ответственность за выполнением санитарного режима в классе возложить на учителей по начальным классам и классных руководителей 5-7 кл., наладить ежедневный осмотр чистоплотности учащихся через дежурных и членов санитарной комиссии, не реже 1 раза в неделю проводить проверку всех учащихся на педикулез, всех мальчиков коротко подстричь, не допуская ношения длинных волос. Исключение может быть лишь для учащихся 7 кл., которые следят за своими волосами» (пр. №28 от 1 октября 1942г.)
В классах было холодно. Топку (дрова) заготовляли учителя вместе с учениками, но ее всегда недоставало. В связи с холодами и усилением противопожарной безопасности в школе было организовано ночное дежурство двух техничек, которые отвечали за топку печей и сохранность школы. Внутри школы имелись ящик с песком, 2 ведра, кадка с водой, лом, топор, лопата 4 шт.
Учащиеся работали в колхозе на сенокосе, на уборке урожая, на вывозке удобрений (птичьего помета, золы) на поля. Лето для детей было счастливым временем: питались травами, ягодами.
В горькую жизнь вносили и радость: на Новый год обязательно устраивали елку. Срубали сосенку, украшали самодельными бумажными игрушками, а учителя умели сэкономить свой паек – вручали каждому по кусочку сахару. Кружки: танцевальный, самодеятельности, пения в военный период в нашей школе продолжали работать. Проводились смотры художественной самодеятельности. Старкова З.Д., Ушакова З.Л. 7 апреля 1945г. выезжали в г.Свердловск на совещание по вопросу художественной самодеятельности. (пр. №110 от 4 апреля 1945г.), а позже 20 апреля 1945 г. провели при школе общий художественный смотр детской самодеятельности, к которому готовились: отбирали лучшие номера: песни, танцы, декломаторы (пр. №111 от 14 апреля 1945г.)
В годы войны дети были дружны. Делили между собой каждый кусочек хлеба, листок бумаги, слезы и радость. В школе функционировала детская пионерская организация. Учащиеся 1-4 классов были октябрятами, а учащиеся 5-7 классов – пионерами. На груди пионеров были значки «Будь готов!» и красные галстуки. Галстуков в годы войны не было, и дети и учителя шили их из белой бязи и красили красной краской. Приходя из школы, их аккуратно сворачивали и клали по подушку или матрац, чтобы он не мялся. Проводились сборы отрядов, начинались они с песни «Взвейтесь кострами!».
В селе Ильинском существовал детский дом. Школа всеми силами помогала в его обустройстве. Об этом можно судить из приказа №74 от 26 мая 1944г. «Завхозу Захаровой А.Е. передать директору детдома Ильинского сельского совета тов. Нифантову В.И. следующее имущество: каменное здание, один амбар, баню, половину скотского двора, 2 шкафа (один из которых находится в клубе, а второй в военном кабинете), 15 столов, взамен стульев, табуреток -10 скамей, 1 школьный дом для квартиры». Для учителей были построены дома-квартиры.
Изучив архив школы, мной были восстановлены фамилии учителей, которые работали в школе с.Ильинское за период 1940-1946г.г. (см. Приложение).
Кончилась война, стали улучшаться условия работы в школе, начали больше внимания уделять учебно-воспитательной работе. Постепенно накапливался опыт, перенятый у лучших учителей, методистов, путем чтения методической и педагогической литературы. В долгой истории российского народного образования четыре года пришлось на период Великой Отечественной, в которой в жизни небольшой уральской школы, как в капле воды, сконцентрировались все события военного времени.
2.2. Война в жизни и судьбе сельской учительницы Надежды Васильевны Кирилловой.
Эти слова бывшие ученицы Ильинской школы адресуют Кирилловой Надежде Васильевне:
«… Наш класс был большим и дружным, первая учительница не только научила нас читать и писать, она на всю жизнь стала нам примером дисциплинированности, а особенно – аккуратности, поскольку девизом её работы было: «Каждой вещи - своё место». (Коробицына В.И.)
«…Я была робкая девчонка, всего боялась. Благодаря такту и терпению учителя я постепенно адаптировалась в классе, привыкла к школе. Я помню её речь, глаза… Нелегко вложить в руку ребенка ученическое перо (мы писали перьями и чернилами), но еще сложнее зажечь в нем искорку любви к знаниям и повседневному труду». (Казанцева А.М.)
Родилась Надежда Васильевна 5 сентября 1916г. в селе Ильинское Камышловского уезда Пермской губернии в простой крестьянской семье – в момент её рождения история отсчитывала последний год правления династии Романовых. Россия готовилась к революции.
Отец – Бобошин Василий Иосифович был старостой церкви. По воспоминаниям Надежды Васильевны, ее папа был очень добрым человеком, безумно любим своих дочерей. Мать – Бобошина Наталья Георгиевна была из обеспеченной семьи. Она, в отличие от отца, была безграмотной, но вежливой, заботливой и очень трудолюбивой. Кроме Надежды, в семье было шестеро детей. До смерти отца (1922 г.) семья жила хорошо – имели неплохое хозяйство: две лошади, две коровы, телята, овцы, куры; пашня, земля в поле, на которой сеяли зерно, пшеницу, ячмень, овес, рожь, лен, коноплю.
Надежда Васильевна начала работать очень рано – с шести лет ее посадили за прялку. «Огня не было, пряла при свете месяца, куделя колючая, все пальцы бывало исколешь», - вспоминает она.
Но, несмотря на то, что детство ее не было легким и беззаботным, она все равно вспоминает его с теплотой: «Утром в воскресенье отец уходил рано в церковь, а потом мама надевала свои наряды (остались еще от ее бабушки) и шла в церковь. Когда отец приходил из церкви, запрягал красивую лошадку, садил маму с Федей и меня, и мы ехали в поле смотреть посевы, а потом ехали в Москвинку к маминым родным братьям –Кириллу, Петру и Алексадру…»
В 1922 году заболел и умер отец Надежды Васильевны – Василий Иосифович. Семья осталась без хозяина. Старших дочерей – Ирину и Анну – выдали замуж, Варвару отправили в Камышлов в прислуги.
А семилетняя Надя переселилась в семью старшей сестры: нянчила племянников, прибирала в доме, ходила за скотиной, - и так семь лет. За учебу взялась поздно. С 1925г. началось в стране всеобщее обучение (до этого могли учиться только дети богатых родителей и только мальчики, а дети бедных и средних хозяйств не учились, работали в своем хозяйстве). Надежда Васильевна пошла учиться в школу сразу во второй класс, поскольку уже умела читать. С третьего класса учеников часто снимали с уроков на полевые работы в колхоз. Боронили на быках, на лошадях. Но ей так нравилось учиться, что семилетку Надежда Васильевна окончила успешно и поступила в 1934 году в Камышловское педагогическое училище на учителя начальных классов.
В 1937 году по распределению она отправилась в одно из сел Троицкого района Челябинской области. Там и встретила токаря Кириллова Федора Ивановича, приехавшего из родных краев возводить Могутовку, своего будущего мужа. Федор Иванович тогда работал токарем на машинно-тракторной станции.
Из воспоминаний Кирилловой Н.В.:
«…Началась Великая Отечественная война. 22 июня в 1941 году, в воскресенье, Москва объявила по радио, что Германия напала на Советский союз. Наш лозунг был: «Все для фронта, все для победы! На фронт брали мужчин, женщин (бездетных), девушек. Сердце замирало и так становилось жутко, когда увозили отцов. Женщины не отпускали своих мужей. Дети бежали за машинами, кричали и плакали. Многие видели своих отцов в последний раз. Сразу с фронта пошли похоронки. Начались военные годы – голод и холод».
В 1941 году муж Надежды Васильевны ушел на фронт. Она осталась одна с двумя малышами на руках: Валентиной (1939 г.р.) и Юрием (1941 г.р.). «…Есть нечего, ни молока, ни крупы, хлеб по карточкам (давали только на взрослого). Школу тогда не отапливали, так и занимались целый год (1941-1942 г.г) в холодных классах….» - вспоминает Надежда Васильевна.
Тогда и решила вернуться на малую родину в с. Ильинское к матери, всё же у нее корова была – надо было детей кормить. Пришлось отпрашиваться, искать себе замену. Дали ей быка с телегой и кучером. Погрузила она детей, свой багаж (перину, подушки) и поехали они до станции Карталы (70 км), а там на поезде до Челябинска, потом до Свердловска. Дорога была тяжелой, ехали голодом, да еще в Свердловске на вокзале у Надежды Васильевны чуть не украли маленькую дочь Валентину. До Камышлова доехала по железной дороге, а из Камышлова в Ильинку - пешком (хорошо, что в городе встретила их сестра Прасковья Васильевна, помогла (тоже учительница нашей школы).
Так началась ее трудовая деятельность в Ильинской школе.
В школе (старое деревянное здание) тогда работало много эвакуированных учителей из Ленинграда. В 1940 году директором был Чистополов Тихон Семенович.
Надежда Васильевна была первой коренной жительницей-учительницей из села Ильинского. Несмотря на войну, к работе она относилась со всей ответственностью. В классе тогда насчитывалось от 30 до 40 учеников. Ребята с желанием бежали в школу в эти страшные годы. Вот как вспоминает это время сама Надежда Васильевна:
«…Дети войны так голодали, они не видели ничего сладкого кроме мороженой картошки. Хлеб тогда давали по карточкам: 800 граммов на взрослого и 400 граммов на ребенка. Булка хлеба на рынке стоила 400 рублей. В школе детей не кормили.
Школьные принадлежности доставать приходилось с большим трудом, поэтому их берегли. Писали в то время чернилами. Их наливали в чернильницы, туда обмакивали перышко и выводили на бумаге буквы.
После уроков сразу шли на работу в колхоз. В поле капали картошку, морковь, лук, репу. Убирали солому и отгружали зерно. Заготовляли лекарственные травы. По вечерам сортировали зерно в мешки.
Зимой ученики собирали старые книги, газеты. Вывозили на поля навоз. Помогали старикам: носили воду, кололи дрова, убирали снег, мыли полы».
Шла война. Муж писал с фронта письма. Надежда Васильевна жила у мамы, растила детей, работала в школе. В военное время дров не было, она каждое воскресенье брала топор, санки и шла в лес. «…Нарублю тонких березок на неделю – дом старый, холодный, дети замерзают. И сено из лесу возила после уроков, дни короткие, быстро темнеет, до лесу бегу – светло, а в лесу уже темно, возик сена на санки – и скорей бегу из леса», - вспоминает Надежда Васильевна.
В мае 1946 года со службы вернулся муж Надежды Васильевны, устроился на работу токарем в Москвинскую МТС. Купили дом, посадили огород, завели корову, кур. Семья стала прибывать. Вырастила Надежда Васильевна пятерых детей – Валентину (1939 г.р.), Юрия (1941 г.р.), Любовь (1947 г.р.), Людмилу (1952 г.р.), Надежду (1956 г.р.). Контуженный и больной, муж Надежды Васильевны прожил до 1982 года. «Я вдова защитника Отечества» - говорит Надежда Васильевна. Семья у Надежды Васильевны большая. Пятеро детей, 10 внуков, 9 правнуков и 5 праправнуков. И каждого она называет по имени, помнит дату рождения.
В послевоенные годы Надежда Васильевна продолжала работать в родной школе. По её словам, в это время стало легче жить, но приходилось все также много работать. В школе организовали питание детей. В большом котле стали варили «похлебку».
Но школьных принадлежностей все так же не хватало. Особенно было трудно со спортивным инвентарем. Надежде Васильевне приходилось самой покупать скакалки и мячи.
Многие жители села учились у Надежды Васильевны. Всех не перечислишь. Кто-то стал учителем, кто-то врачом. Среди её бывших учеников есть воспитатели, летчики, механизаторы, доярки.
За свой многолетний и доблестный труд во время войны Надежда Васильевна награждена медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945г.г.» (выдана 27 сентября 1946 г.) За достигнутые успехи в послевоенные года получала неоднократно почетные грамоты от областного отдела народного образования за высокую успеваемость и хорошую воспитательную работу. Имеет диплом РОИО и РК союза работников просвещения.
В 2013 году на 97 году жизни Кириллова Надежда Васильевна скончалась. Проводить в последний путь первую учительницу с. Ильинского вышла вся школа. Коллектив, учащиеся и родители МКОУ Ильинской СОШ, администрация Ильинской сельской территории скорбят по поводу смерти Кирилловой Надежды Васильевны и выражают глубокие соболезнования родным и близким. Ушла из жизни настоящая Учительница, Наставник и просто замечательный человек.
Заключение
Учитель и война… Нет более несовместимых понятий. Профессия учителя ассоциируется для меня с представлением о счастливом детстве, о добре, о жизни и, прежде всего, - о мире.
Проведенная мною краеведческая работа, доказывает, что в суровые годы Великой Отечественной войны школьные учителя героически трудились в тылу, отдавали все силы на обучение и воспитание подрастающего поколения. В самые трагические дни военных лет школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны. Самым ярким примером героического труда является для меня жизнь и деятельность учительницы Ильинской школы Кирилловой Надежды Васильевны.
Результаты моей работы:
В итоге всей этой работы был собран огромный уникальный документальный материал, достойный занять место в любом государственном музее. Бережно хранятся под стеклом похоронки и фронтовые письма, школьные документы военных лет: справки, табеля, школьные тетради, дневники, грамоты, благодарности, учебники, ксерокопии приказов военного времени, а также диплом об образовании, грамоты, награды, учебники, письменные воспоминания Кирилловой Надежды Васильевны.
Планы на будущее:
Исходя из вышесказанного, для реализации данного проекта мне потребуется помощь следующих организаций и людей:
Бюджет проекта:
№ п/п | Наименование | Количество | Цена | Стоимость |
1 | Мемориальная доска | 2 шт. | 10 000 руб. | 20 000 руб. |
2 | Издание книги | 10 шт. | 500 руб. | 5 000 руб. |
3 | Стенд в школьный музей | 2 шт. | 3 000 руб. | 6 000 руб. |
ИТОГО: |
Нам, нашим детям и внукам достались уже только книги, фильмы да документы. Вот поэтому именно нам важно успеть оценить и описать, что же хранит в себе народная память о тех «сороковых и грозовых».
Закончить свою работу хотелось бы отрывком из стихотворения:
Затем настал наш час:
Учитель в школе – что тут больше скажешь,
Что в доле этой выше и нужней?
Нести ребятам лучшее, что можешь,
От этого душа становится светлей!
Учитель – дорогой наш человек!
В ряду учителей стоите вы особо,
Ведь это в наш, двадцатый век,
Фашистов гнали вы от нашего порога!
Герой войны!
Герой труда!
Мы можем с гордостью сказать: нам есть, кем гордиться. Мы будем помнить первую коренную учительницу с. Ильинского Кириллову Надежду Васильевну. Ее учительский труд навсегда останется в памяти ее учеников и жителей села.
Список литературы
Слайд 1
МКОУ Ильинская СОШ Пермикина Виктория, у ченица 8 класса 1 Руководитель: Митяева Ольга Анатольевна, руководитель школьного музеяСлайд 2
Тема работы: Учитель и война. Кириллова Надежда Васильевна 2
Слайд 3
Цель: составить целостную картину жизни и деятельности Кирилловой Н.В., первой коренной учительницы Ильинской школы. Задачи: 1) проанализировать рассказы учителей-тружеников тыла, чтобы проследить историю жизни Кирилловой Н.В. 2 ) понять, как изменилась жизнь школы в военное время; 3 ) Составить план действий по увековечиванию памяти Кирилловой Н.В. 3
Слайд 4
Школа-семилетка: Школа Колхозной Молодёжи 4 1932 г.
Защитное слово на научно-практической конференции
Слайд 1. Добрый день! Меня зовут Пермикина Виктория, я ученица 8 класса МКОУ Ильинской СОШ.
Слайд 2.Тема моей работы «Учитель и война. Кириллова Надежда Васильевна».
В военное время Ильинская школа не прекращала работу. Сейчас моё поколение учится в новой современной школе. В ней есть мобильные классы, интерактивные доски, Интернет, электронные учебники, новая мебель, квалифицированные учителя. А как было тогда, во время войны? Как школа обучала и воспитывала подрастающее поколение? Кто работал в Ильинской школе в годы Великой Отечественной войны? Кто такая Кириллова Надежда Васильевна, о которой с такой теплотой отзываются жители села и учителя?
Слайд 3. Поэтому Целью работы стало: составить целостную картину жизни и деятельности Кирилловой Надежды Васильевны, учительницы Ильинской школы, работавшей в годы Великой Отечественной войны.
Были поставлены следующие задачи. Вы их видите на слайде.
Слайд 4. Я предполагаю, что в самые трагические дни военных лет школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны.
Слайд 5. Учитель был агитатором, самым почетным авторитетом на селе. Да и учителя, на самом деле, выделялись среди деревенской молодежи. Были культурными, обходительными, вежливыми, добрыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь.
Слайд 6. Жизнь кипела, люди радовались, но страшная беда обрушилась на нашу страну и наше село – началась Великая Отечественная война. Горе, печаль, страдания разлились по селу. Из каждого дома уходили на фронт или отец, или сын, или брат, или жених. В селе остались одни женщины, дети и немощные старики. Так вспоминает Кириллова Надежда Васильевна, которая была первой коренной учительницей нашего села.
Слайд 7. Родилась Надежда Васильевна 5 сентября 1916г. в селе Ильинское Камышловского уезда Пермской губернии в простой крестьянской семье.
Кроме Надежды, в семье было шестеро детей. Надежда Васильевна начала работать очень рано – с шести лет ее посадили за прялку.
В 1922 году заболел и умер отец Надежды Васильевны – Василий Иосифович. Семья осталась без хозяина. Старших дочерей – Ирину и Анну – выдали замуж, Варвару отправили в Камышлов в прислуги.
А семилетняя Надя переселилась в семью старшей сестры: нянчила племянников, прибирала в доме, ходила за скотиной, - и так семь лет. За учебу взялась поздно. В 1934 году в Камышловское педагогическое училище на учителя начальных классов.
Слайд 8. В 1937 году по распределению она отправилась в одно из сел Троицкого района Челябинской области. Там она встретила токаря Кириллова Федора Ивановича, своего будущего мужа.
В 1941 году муж Надежды Васильевны ушел на фронт. Она осталась одна с двумя малышами на руках. Пришлось ей вернуться в родное село к матери.
Слайд 9. Несмотря на войну, к работе она относилась со всей ответственностью. В классе тогда насчитывалось от 30 до 40 учеников. Ребята с желанием бежали в школу в эти страшные годы. Вот как вспоминает это время сама Надежда Васильевна:
«…Дети войны так голодали, они не видели ничего сладкого кроме мороженой картошки. Хлеб тогда давали по карточкам: 800 граммов на взрослого и 400 граммов на ребенка. Булка хлеба на рынке стоила 400 рублей. В школе детей не кормили.
Школьные принадлежности доставать приходилось с большим трудом, поэтому их берегли. Писали в то время чернилами. Их наливали в чернильницы, туда обмакивали перышко и выводили на бумаге буквы.
После уроков сразу шли на работу в колхоз. В поле капали картошку, морковь, лук, репу. Убирали солому и отгружали зерно. Заготовляли лекарственные травы. По вечерам сортировали зерно в мешки.
Слайд 10. В 1946 году вернулся контуженный и больной муж Надежды Васильевны. Семья стала прибывать, купили дом, завели скотину. Семья у Надежды Васильевны большая. Пятеро детей, 10 внуков, 9 правнуков и 5 праправнуков. И каждого она называла по имени, помнила дату рождения.
Слайд 11. За свой многолетний и доблестный труд во время войны Надежда Васильевна награждена медалями, неоднократно получала почетные грамоты от областного отдела народного образования. Обучила за годы работы в школе свыше 400 учеников. Проработала в Ильинской школе 31 год.
В 2013 году на 97 году жизни Кириллова Надежда Васильевна скончалась. Проводить в последний путь первую учительницу с. Ильинского вышла вся школа. Мы скорбим по поводу смерти Кирилловой Надежды Васильевны и выражаем глубокие соболезнования родным и близким. Ушла из жизни настоящая Учительница, Наставник и просто замечательный человек.
Слайд 12. Проведенная мною краеведческая работа, доказывает, что в суровые годы Великой Отечественной войны школьные учителя героически трудились в тылу, отдавали все силы на обучение и воспитание подрастающего поколения. Школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны.
Слайд 13. В будущем мы планируем:
Слайд 14. Для этого нам потребуется следующая помощь (на экране).
Слайд 15. Закончить свою работу хотелось бы отрывком из стихотворения:
Учитель – дорогой наш человек!
В ряду учителей стоите вы особо,
Ведь это в наш, двадцатый век,
Фашистов гнали вы от нашего порога!
Герой войны!
Герой труда!
Спасибо за внимание!
Что есть на свете красота?
Сказка про Серого Зайку
Где спят снеговики?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Как нарисовать лимон акварелью