Несмотря на военное время, наша школа не прекращала работу. Сейчас мое поколение учится в новой современной школе. В ней есть мобильные классы, интерактивные доски, Интернет, электронные учебники, новая мебель, высококвалифицированные учителя. А как было во время войны? Как школа обучала и воспитывала подрастающее поколение? Как заботилась о здоровье детей и безнадзорностью?
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание проекта "Наша школа в годы Великой Отечественной войны" | 75.03 КБ |
Защитное слово проекта | 22.51 КБ |
Презентация Наша школа в годы ВОВ | 2.98 МБ |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образованием городского округа Богданович
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
Тема:
«Наша школа в годы Великой Отечественной войны»
Автор:
Пермикина Виктория Анатольевна
ученица 7 класса
МКОУ Ильинская СОШ
Руководитель:
Митяева Ольга Анатольевна
руководитель школьного музея
МКОУ Ильинская СОШ
2013 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….. …….3
Основная часть.
1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны.
1.1. Школа и война……………………………………..…………………… 4
1.2. Занятия в школе в условиях военной обстановки.……………..……. 7
2. Своим трудом приближали Победу.
2.1. Из истории школы в довоенное время……….……………………….. 10
2.2. Ильинская школа в годы Великой Отечественной войны………….. 18
2.3. Война в жизни и судьбе сельской учительницы Н.В.Кирилловой …. 23. ………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………... 25
Список литературы………………………………………………………….. 27
Приложение………………………………………………………………….. 28
Введение
Наше поколение не знает, что такое война, не знает, что такое голод и разруха. Складывается такое впечатление, что лишения, тяготы и страдания не коснутся нас никогда.
Современный мир не должен допустить повторения тех страшных событий, которые произошли во время Великой отечественной войны.
Мои сверстники порой не задумываются, какой ценой заплатили наши прабабушки и прадедушки за эту мирную жизнь.
Оказывается Свердловская область тоже вошла в военную историю страны благодаря подвигу тружеников тыла и героизму уральских фронтовиков. В годы войны народ шёл на великие жертвы, были сужены материально-технические аспекты, не действовали санатории, дома отдыха, многие учреждения культуры. Народ во многом себе отказывал во имя Победы. Но жизненно-важные сферы, такие, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению действовали.
Несмотря на военное время, наша школа не прекращала работу. Сейчас моё поколение учится в новой современной школе. В ней есть мобильные классы, интерактивные доски, Интернет, электронные учебники, новая мебель, квалифицированные учителя. А как было тогда, во время войны? Как школа обучала и воспитывала подрастающее поколение? Как заботилась о здоровье детей, боролось с безнадзорностью?
Всё это меня очень заинтересовало и взволновало. В связи с этим я выбрала для себя тему проекта «Наша школа в годы Великой Отечественной войны».
Цель проекта: составить целостную картину жизни и деятельности школы в селе Ильинском в годы Великой Отечественной войны.
Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать свидетельства учителей-тружеников тыла, архивные документы школы, чтобы проследить историю школы в довоенные и военные годы;
2) понять, как изменилась жизнь школы в военное время;
3) узнать и описать жизнь своих земляков-учителей в годы войны.
Гипотеза: я предполагаю, что в самые трагические дни военных лет школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны. Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Изучение литературы и периодической печати.
2. Работа с архивными материалами школы.
3.Интервьюирование жителей села.
4. Оформление работы.
Основная часть.
1. Советская школа в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства и оставила глубокие раны во всех сферах жизнедеятельности страны и общества. Свои коррективы внесла война и в деятельность системы народного образования, обозначив главные задачи. Свою работу я начала с изучения литературы о том, как продолжала работать советская школа в военных условиях.
Было опубликовано обращение «Ко всем работникам просвещения РСФСР» - о необходимости перестройки работы школ, вузов, библиотек. В нём подчёркивалось, что деятельность всех учреждений следует организовать так, чтобы она была полностью подчинена интересам обороны страны, обеспечивала широкую политико-просветительскую работу, систематическое ознакомление с правилами противовоздушной, химической и санитарной обороны.
24 июня 1941г. все директора школ были отозваны из отпусков. Кроме подготовки школ к новому учебному году и обеспечения контроля за сохранностью школьного имущества перед ними была поставлена задача мобилизации усилий коллективов школ на оказание посильной помощи фронту и тылу.
Вторжение фашистской Германии нарушило планомерную реализацию закона о всеобщем обучении, предполагавшем введение обязательного среднего образования в городах и семилетнего обучения в сельской местности. В 1940-1941 учебном году в СССР насчитывалось 191,5 тыс. дневных (из них 18,8 тыс. средних) школ (34,8 млн. учащихся), в том числе в сельской местности свыше 170 тыс. школ (24 млн. учащихся). В школах работали 1,2 млн. учителей. В стране имелось 7,3 тыс. вечерних школ или отделений при дневных школах (768 тыс. учащихся). В результате войны общая численность учащихся в СССР сократилась до 25 млн, что наиболее сильно отразилось на комплектовании старших классов. [5, 6] .
Обеспечение всеобуча стало главной задачей советской школы во время Великой Отечественной войны, даже в самые тяжелые годы учебные заведения продолжали работать. Из прифронтовых районов на восток страны эвакуировали около 600 школ с 63 тыс. учащихся. Только в 1941 г. в Свердловскую область было эвакуировано 24 школы.
В 1942 г. сократилось число учащихся на 25%. Учащиеся переходили в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные училища и техникумы, часть школьников вместе со взрослыми трудились на заводах и в сельском хозяйстве. Старших детей зачастую оставляли дома для присмотра за малышами. Были и другие причины пропуска занятий: отсутствие обуви и одежды, необходимость ведения домашнего хозяйства.
Другой чертой военного времени стал рост детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Были организованы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, общественные инспекции по охране детства. Комиссии оказывали помощь в организации опеки, усыновления, патронирования и трудоустройства детей и подростков. Наряду с трудовыми колониями для несовершеннолетних преступников создавались трудовые воспитательные колонии для детей с 11-летнего возраста, совершивших мелкое хулиганство и незначительные преступления.
Забота об охвате обучением всех детей и подростков требовала наличия полных сведений о детях школьного возраста. 14 июля 1942г. Совет народных комиссаров РСФСР своим постановлением утвердил инструкцию «Об организации учёта детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением Закона о всеобщем обязательном обучении». Согласно инструкции, на городские, районные, сельские и поселковые советы депутатов трудящихся возлагались организация учёта детей и подростков, подлежащих обучению. Исполкомы советов обязывались по каждому факту непосещения детьми школы принимать необходимые меры к устранению причин, мешающих детям посещать занятия.
С 1сентября 1943 г. по всей стране начали работать школы рабочей молодежи (ШРМ) – новый тип общеобразовательной школы, предназначавшейся для продолжения образования молодежи, занятой трудовой деятельностью в промышленном производстве, а с 1 сентября 1944 г. – школы сельской молодежи (ШСМ), дававшие образование в объёме семилетки. Такие школы сохранились в Советском союзе и в послевоенные годы. [5,9]
В первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР принял указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 г.г.рождения. Свыше 180 тыс. учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории. Многие преподаватели и студенты педагогических учебных заведений призывались в ряды действующей армии, уходили в народное ополчение, в партизанские отряды. Война привела к сокращению численности педагогических кадров, к изменениям в их составе: сократилось число учителей, возросла доля женщин в составе педагогического персонала. Недостаток учителей привело к тому, что отдельные предметы в школах ряда областей не преподавались.
В целях ликвидации трудностей с педагогическими кадрами и обеспечения школ учителям Совнарком СССР обязал областные, краевые исполкомы возвратить в школу всех учителей, работавших не по специальности или мобилизованных на производство. Прием учителей на работу не по специальности допускался в исключительных случаях и требовал особого разрешения наркома просвещения. С 1944г. учителя досрочно демобилизовывались из тыловых частей армии решением Государственного Комитета Обороны (ГКО). Несмотря на огромные расходы, связанные с обороной государства, руководством страны принимались решения, направленные на улучшение материально-бытового положения учителей: повышалась заработная плата, по нормам снабжения хлебом приравнивались к рабочей промышленности, транспорта и связи, улучшилось пенсионное обеспечение учителей и работников системы образования, велась работа по повышению квалификации учителей.
Таким образом, высокая требовательность органов власти к выполнению Закона о всеобуче, строгая ответственность местных советов депутатов трудящихся, жилищных комитетов и должностных лиц, родителей и педагогических коллективов создавали условия для обеспечения даже в суровых условиях войны.
Военные действия, борьба советского народа за освобождение своей страны потребовали существенных изменений в содержании и организации деятельности системы образования.
Несмотря на огромные военные расходы, правительство находило средства по обеспечению школ всем необходимым для занятий, ремонта школьных помещений и строительства новых школьных зданий. За 1941-1945 г.г. в стране было построено и введено в действие по государственному и кооперативному строительству 8412 школ на 1,2 млн ученических мест. 30 июля 1942г. Совнарком СССР издал распоряжение «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». В распоряжении указывалось: освободить к 20 августа текущего года все школьные здания, занятые не по назначению, за исключением используемых под госпитали и эвакуированные предприятия, обеспечить вовлечение в школы всех детей школьного возраста, принимая все меры к недопущению в течение года отсева учащихся из школ. Проводить учебные занятия в школах в две смены, допуская введение третьей смены в исключительных случаях. Учебные занятия сократились до 35-40 минут, перемены – до 5 минут.
Для оказания помощи образовательной школе на местах создавались продовольственные и вещевые фонды всеобуча, основу которых составляли средства, выделяемые государством, местными колхозами, совхозами и предприятиями. В школах открывались столовые, организовывалось дополнительное питание учащихся, изыскивалась возможность выделение молока, овощей и картофеля хозяйствами, принимались продукты питания у населения.
В самые тяжелые периоды войны не прекращалась работа по выпуску необходимого школам оборудования, пособий, инвентаря, учебников и письменных принадлежностей. Учебники и учебные пособия распределяли по группам – на 5-10 человек. Увеличился выпуск и улучшилось качество учебников и детской литературы. В 1943 г. было выпущено учебных пособий на 11 172 тыс. руб. и военно-учебных пособий на 3723, 9 тыс. руб. В тяжелейшие для страны времена для детей выпускалась художественная литература. Издавались произведения Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гёте, многих других отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей делать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и оказывать первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре 1944г. состоялся первый праздник, положивший начало традиционной неделе детской книги. [6,12]
Программа выполнялась за счет уменьшения продолжительности зимних и весенних каникул, уплотнения учебного материала и сокращения времени на его освоение. Для учащихся, не имеющих возможности посещать школу, проводились занятия на дому, организовано индивидуально-групповое обучение детей, приступивших к занятиям после перерыва дополнительные занятия в конце учебного года и летнее время для отстающих в учебе школьников.
У большинства учащихся отсутствовали элементарные условия для занятий дома (нехватка учебников, наглядных пособий, канцелярских принадлежностей, отсутствие освещения, ведение домашнего хозяйства и др.). Поэтому преобладающим методом работы учителей в освещении нового материала становился рассказ, а главный упор в приобретении знаний делался на занятия в школе.
В 1941-1942 учебном году занятия в школах Свердловской области закончились 20 мая. Были отменены весенние каникулы в 5-10 классах (учащихся необходимо было участвовать в весенних сельскохозяйственных работах). Проводились проверочные испытания. Отмечался рост успеваемости школьников.
Учебные программы ориентировали учителей на укрепление связи обучения с жизнью, на идейно-политическое и патриотическое воспитание. Были исключены такие предметы, как рисование и пение. А в преподавании математики, физики и химии, биологии и географии больше внимания уделялось вопросам взаимосвязи науки с военным делом, промышленностью и сельским хозяйством. Больше часов уделили изучению истории. Действенной формой обучения и патриотического воспитания школьников стало использование учителями на уроках примеров героизма и самопожертвования советских людей в ходе борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. Письменные работы школьников отражали патриотический настрой юношества и советского народа в целом, готовность с оружием в руках защищать Отечество. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев – Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других. С искренним восхищением и уважением писали учащиеся о героях фронта, о тружениках тыла, об участии своих ровесников в борьбе с ненавистным врагом, о той ответственности, которая ложится на каждого из них по выполнению священного долга – защиты Родины.
С начала войны было значительно усилено внимание к физической и военной подготовке старшеклассников. В школах введена должность военного руководителя и программа военно-физической подготовки.
Во время войны укреплению сознательной дисциплины среди школьников уделялись особое внимание, для чего в августе были утверждены «Правила для учащихся» (см. Приложение), которые стали практической программой воспитания школьников. В них были сформулированы обязательные требования к учащимся в отношении посещения ими школы, подготовки уроков, поведения в школе, дома и в общественных местах. На основе «Правил» строилась организационная работа по воспитанию сознательной дисциплины и формированию культуры поведения учащихся. Впервые в практике советской школы устанавливались меры поощрения и наказания учащихся. К формам поощрения относились похвала учителя, награда и похвальная грамота, выдаваемая директором школы. В качестве наказаний применялись замечания учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски, стола учителя или у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временное – на срок не свыше двух недель или на срок от одного года до трех лет), направление в школу с особым режимом.
Таким образом, «Правила» отражали государственные требования к учащемуся и его поведению, являлись своеобразным кодексом норм жизни, труда и поведения советских школьников.
Однако нередко в образовательных учреждениях подход к изучению «Правил» носил формальный характер. Учащиеся заучивали правила, но не всегда руководствовались ими в повседневной жизни.
В 1944 г. в стране ввелись экзамены на аттестат зрелости, а также переводные экзамены в 4-6х и 8-9х классах (вместо ежегодных проверочных испытаний); учреждались золотые и серебряные медали для выпускников средней школы, стала применяться цифровая пятибальная система оценки знаний.
В конце войны в школах была отменена практика социалистического соревнования в учебной работе, т.к. это негативно отражалось на качестве обучения и состоянии дисциплины в школе. Обязательство давать стопроцентную успеваемость и определенное число отличных оценок приводило к искусственному завышению показателей успеваемости, снижало роль учителя в работе школы. [6, 37]
Итак, несмотря на все трудности военного времени, педагоги, руководители школ, работники органов народного образования прилагали все усилия для решения задач всеобуча, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
2.Своим трудом приближали Победу.
2.1. Из истории развития школы в довоенный период.
У каждого из нас
Своя война.
И память воскрешает
То, что близко,
В той памяти,
Естественно, она
Прописана
По собственным пропискам.
Тот городок,
И этот городок
Деревня та,
Село иль просто хата….
Мы в самом деле
Тысячи дорог
Прошли, чтоб оказаться
В сорок пятом…
И остаются
Памяти верны
Окопы, сёла,
Города и страны…
И люди, не пришедшие с войны,
И те,
Кто перевязывает раны.
Сергей Баруздин
Следующим пунктом после изучения литературы и периодической печати была работа с архивом школы до 1941г.(книги приказов, тетради, дневники, справки, грамоты), а также с сайтом в интернете «Ильинское. Народ. ру». Как появилась в нашем селе школа? Какова была её деятельность в довоенное время?
На данный момент неизвестно, когда и где в Латышевском, позднее в Ильинском, была организована школа. В 1871г. было построено земское училище, которое находилось в здании, в котором впоследствии был размещен детский сад, позднее фельдшерско-акушерский пункт, а ныне приход во имя св. Пророка Илии и фельдшерский пункт - ФП). В школе на тот момент работал учитель Ильиных С.Ф. Он посадил сад: кедр, 1 ряд акаций, 2 ряда рябины.
Есть упоминания о церковноприходской школе в с.Ильинском, которая открылась в 1873г., но где она территориально располагалась и в каком здании пока неизвестно. Cторожилы села утверждают, что она размещалась там, где сейчас МТМ, в кузнице. В школе было 3 класса, которые обучал один учитель. Учителем являлся местный священник. К 73 грамотным жителям местной волости, таким образом добавилось еще 17 человек, обучавшихся в школе. Учиться могли только богатые.
В 1884г. после почти пятилетней подготовки были высочайше утверждены «Правила о церковноприходских школах», закрепившие за ними официально это название. В литературе церковноприходскими они назывались и раньше для отличия от приходских училищ других ведомств.
Согласно «Правилам», церковноприходские школы должны были распространять элементарную грамотность среди низших слоев населения, «воспитывать в детях страх божий, преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству». Школы могли открываться приходскими священниками, с их согласия, другими членами прихода на средства прихода без пособия или с пособием – от сельских обществ, приходских попечительств и братств, земств и частных лиц, епархиального начальства или казны. Об открытии школ священники должны были доносить через благочинных архиерею епархии на благословение и утверждение и извещать уездный училищный совет. Утверждал учителей в должности и увольнял епархиальный архиерей, ему вменялось в обязанность посещение школ.
Обучение в церковноприходских школах велось по книгам, изданным Синодом, учащиеся должны были присутствовать на богослужениях
В Екатеринбургских Епархиальных Вестях конца XIX в. появляются упоминания о школе грамоты в с.Ильинском (вероятно, она была расположена в д.Черданцева) и её учителях. Это священник Петр Колосов (1897-98 гг), Е.Собянина (1904 г.). Из «Епархиальных ведомостей» от 16 октября 1899г. №20
Отчет екатеринбургского епархиального наблюдателя церковных школ епархии за 1897-1898 уч.г.
Глава II-я (продолжение)
…С особым старанием, ревностно и успехом исполняли свои обязанности заведующие и законнослужители…
б) В школах грамоты:…Камышловского уезда:….заведующий Чердынцевской школой Ильинского прихода, священник Петр Колосов частовременно посещает школу; посещения отмечает в классном журнале; дает уроки по Закону Божию…
Из «Епархиальных ведомостей» от 1 декабря 1903 г. №23
Отчет Епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии в 1902-1903 уч.г.
По свидетельству всех уездных наблюдателей, школьная дисциплина стояла на должной высоте. Учащиеся школ грамоты вели себя благонравно и каких-либо грубых поступков не допускали. Против резвых шалунов и ленивых и небрежных в занятиях принимались меры: замечание, выговор, стояние на ногах за классным столом или у доски, сообщение родителям и воспитателям о дурном поведении ученика… В отчете Камышловского уездного наблюдателя есть указание, что не имея возможности поддерживать классной дисциплины, учителя подвергают учеников недозволенным наказаниям – ставят их на колени на горох (в Чердынцевской школе)…
Таковых наказаний, как несогласных с определением Св. Синода от 16-30 января 1891 г. за №91, предложено на будущее избегать.
Часто дети священников проходили обучение в духовных училищах Камышловского или прилегающих к нему уездов или семинариях. Это дети священника Николая Наумова - Александр Михаил, священника Петрова - Лин и Сосипатра, священника Костылева - Мария, священника Сильвестрова - Анна и Анфиса, псаломщика Ивана Черепанова и т.д.
В 1895г. школа перешла в ведомство уездного земства.
Представление о том, какое это было заведение, можно получить на примере общежития, действовавшего при Зайковской земской школе Ирбитского уезда.. Оно пропагандировалось местным земством в качестве образцового. Это была комната, смежная с классом, в ней на нарах, застилавшихся на ночь потниками из-под седел лошадей, располагались 20 учеников. Две девочки спали на кухне вместе с кухаркой. Каждый ученик имел перинную подушку, сундучок, в который складывал учебные принадлежности, личные припасы.
Земство содержало стряпку, обеспечивало детей посудой. Провизию привозили родители дважды в год – на октябрь-декабрь и на январь-март. На ученика полагалось доставить 4 пуда муки (65,5 кг), ржаной или пшеничной поровну, картофеля – пуд (16 кг); гороховой муки, «толстой» крупы, солода, мяса – по 10 фунтов (1 фунт – 409 г), соли – 5, масла постного – 1,25 фунта. Овощей привозили кто сколько мог, молоко поставляли семьи, имеющие дойных коров, по определенной цене. В складчину собирали заварку на чай, сахар же каждый ученик хранил у себя. Этим необходимым минимумом продуктов обходились в течение 145-150 учебных дней, но, по-видимому, в выходные привозили из дома что-нибудь дополнительно, земство прикупало для общего стола муку.
А вот как описывали современники жизнь учеников в условиях отсутствия общежития: «Кончились классные занятия, дети бегут в кладовую, где у каждого есть свой сундучок или буран, достают хлеб, лук, печеный картофель, кто побогаче – пирог, чинно садятся за парты – это обед.. К ночи парты ставятся дна на другую, в образовавшемся проходе ребята ложатся вповалку на своей верхней зимней одежде». В таких условиях учение в школе для многих крестьянских детей, особенно из бедных семей, было сопряжено с огромными трудностями.
На 1909г. в школьной библиотеке насчитывалось 350 книг и 250 читателей (180 из них – дети).
До нашего времени дошло хорошо сохранившееся здание Ильинской начальной школы в Москвино. Преподавание там велось начиная с 40-х г. XX в. Вероятно, что и до революции 1917 г. там располагалась школа.
Что происходило после реорганизации образования в селе в 1917-1930 г.г. ХХ века? Сведений об этом нами не найдено. Можно предположить, то земская школа перешла в ведение Народного образования, а церковную школу разогнали.
Перепись населения, проведенная в 1920 г., выявила в стране 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с М.И.Калининым. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). Наверняка такой пункт тоже был создан и в Ильинском.
Острая нехватка финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х годов бюджетные ассигнования в школах, переводить их на финансирование из местных бюджетов. В 1921-1922 г.г. периодически проводились субботники и «недели» помощи школе, население добровольно собирало средства на нужды просвещения. В 1921 г. в качестве временной меры была даже введена плата за обучение.
После революции школа начала расти. В 1932г., когда организовались колхозы, в Ильинском была открыта школа-семилетка: Ильинская ШКМ (Школа Колхозной Молодежи). Она относилась к Камышловскому району Челябинской области. Старого каменного здания для ведения учебного процесса оказалось недостаточно, поэтому в одно место, недалеко от храма, были свезены несколько деревянных домов и связаны между собой. Строение просуществовало вплоть до 1957г. Эта школа охватывала учеников из населенных пунктов: Гарашки, Ильинка, Володино, Захаровка, Куваево, Черданцы, Бобры, Москвино, Кишкино, Шилкино, Щипачи (Пр. №3 по Ильинской НСШ от 24.09.1938г., Пр.№60 от 6.10.1943г.).
Учащиеся, которые поступали в 5 класс в Ильинскую школу, сдавали контрольные работы по русскому языку и арифметике. Тем ребятам, которые показали низкие знания на этих контрольных работах, было приказано оставить Ильинскую НСШ и возвратиться в те школы, где они учились для повторения прохождения материала в IV классе.
На основе данных школьного архива: из книг приказов за 1937-1939г.г. установлено, что в школе в то время работали следующие учителя:
Учителя начальных классов:
(в 1941г. ушел на фронт и не вернулся).
(уволилась 19.04.1944г.)
С открытием школы-семилетки и с приездом новых учителей даже жизнь изменилась на селе: в школе вечерами устраивали громкие читки, показывали концерты, организовали хор совместно с сельской молодежью. Работали кружки: хоровой, драматический, музыкальный, физкультурный.
Учителя были агитаторами на селе. Разъясняли колхозникам и учащимся политику партии и правительства. Утверждали идею ленинизма, боготворили имя Сталина. А для детей имя Ленина было святыней, на его произведениях воспитывались они. Очень много лекций читали на родительских собраниях по теме воспитания, проводили читательские конференции.
Учитель был самым почетным авторитетом на селе. Да и учителя, на самом деле, выделялись среди деревенской молодежи. Были культурными, обходительными, вежливыми, добрыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь.
Принятые XVIII съездом партии Ленина-Сталина решения, в которых начертана величественная программа движения нашей страны к коммунизму, вызвали всенародный морально-политический трудовой подъем. По всей стране прокатывается волна социалистического соревнования имени третьей Сталинской пятилетки. На фабриках и колхозных полях, в учреждениях и школах – всюду, где трудится советский человек, помыслы людей направлены, чтоб еще энергичней работать и с честью выполнить план Сталинской пятилетки. К Дню Сталинской Конституции в 1938г. все учащиеся стремились получить только хорошие отметки, проводились соц.соревнования между классами. Из приказа №32 от 13.04.1939г.: «О развертывании социалистического соревнования среди учащихся имени третьей Сталинской пятилетки. …Наша школа должна тоже включится в социалистическое соревнование. Нужно добиться того, чтоб каждый ученик нашей школы был схвачен стремлением работать гораздо лучше, чем он работал до настоящего времени…» Ежедневно проводились пятиминутки до урока (политинформация из газетного материала), где учащихся знакомили с материалами XVIII партийного съезда, заключали социалистические договора между классами, проводили совместные собрания между классами, где ребята брали на себя конкретные обязательства. Кроме того, ребята 6 класса писали письма в Ожгихинскую школу учащимся 6 класса. Проводились детские художественные олимпиады по инициативе комсомольской организации. Силами учащихся организовывали каток на льду и строили снежную гору у школы. Лучшему классу передавалось школьное знамя. Для отличников учебы организовывали слет отличников. На этот слет не допускались учащиеся с плохими отметками (отлично должно выходить по основным предметам, т.е. кроме уроков физкультуры, пения и рисования). Слет отличников проходил в торжественной обстановке: занесение в Книгу Почета, угощения, выступление с художественными номерами от каждого класса, переходящее знамя, премирование класса настольными играми: шахматы, шашки, домино, а также катание на лошадях, за которыми ухаживал школьный конюх со ставкой 60 руб. (всего на 1939г. школа имела 4 лошади).
Кроме лошадей, школа имела на содержании свиней. В 1939г. произошло сокращение поголовья скота (свиней), и уход за остальным скотом возложили на конюха Андрееву Ирину Иосифовну.
Руководство школы было очень требовательным и серьезно относилось к сохранению школьного имущества. В июне 1940г. начался очередной ремонт школы. Согласно производственного плана школы, Чистополов Тихон Семенович, который вступил на должность директора школы, поручил тов. Старкову Е.А. (заведующему хозяйством) выполнить следующие пункты приказа (Пр.№56 от 30 июня 1940г. по Ильинской НСШ Камышловского района):
«… - сохранить школу от пожара и хищения, а для этого с 1 июля 1940г. поставить сторожа. Произвести ремонт парт, скамеек, табуреток 45 шт. Выполнить ремонт створок, чистки печей (на то время школа отапливалась 8 печами), организовать раздевалку для учащихся. Остеклить все рамы, где требуется. Сделать и остеклить новых рам 15 шт. Побелка и штукатурка двух классов. Окраска парт 80 шт. Утепление дверей 5 шт. Купить 1 шкаф и столов 2 шт. Ремонт шкафов 5 шт. Окраска полов в учительской, директорской, физкаб. Окраска окон 30шт. окраска дверей 7 шт. Сложить каменный столб под печь. Выкладка фундамента и побелка внутри и снаружи. Сделать новый скамей 30 шт. Сделать 4 сидения во дворе. Возка земли 80 куб.м. Переставить баню, электрофицировать школу. Окраска двадцати наличников и ворот с двух сторон. Перекрыть крышу, где течет. Делать новых лестниц 2 шт. Врезать замки у дверей классов. Очистка помойной ямы. Вывезти пиломатериал и парты к 10 июля. Пристроить ларек к коридору НСШ из с/с дома. Освободить сарай и телеги ставить на место, а сбрую отремонтировать и промазать, весить в амбар. Произвести прополку хлеба к 3 июля. Проследить за конюхом о своевременном уходе за лошадьми и выезд на ночлег в поле. Заключить договора с колхозами на заготовку и вывозку дров. Дрова вывезти на % к 1 сентября 1940г. при помощи колхозов и сельского совета, а также используя своих лошадей. Приступить к сенокошению с 15 июля и заготовить сена 20 тонн. Ремонт школьных квартир начать с 1 августа 1940г. там, где очень нужен. Уход за цветами поручить одной из техничек. Выше перечисленный ремонт закончить к 1 августа 1940г….»
Рабочее время каждого работника школы использовалось рационально, велся табель учета работы и учитывался при начислении зарплаты. Счетовод школы тов. Пономарева ежедневно добивалась своевременного получения бюджетных средств через сельский совет, районный исполнительный комитет и районо.
Для повышения уровня образования учителей предлагалось прочитать методическую литературу по воспитанию сознательной дисциплины на уроке, уважения к труду, о мерах педагогического воздействия, мысли о коммунистическом воспитании детей и др. В основном это были статьи из «Учительской газеты», а также небольшие брошюры. (Пр. №1-51 от 11.09.1939г.(См. Приложение)
Завуч школы – Чащихин Виктор Федорович, посещал уроки учителей, проводил анализ проведенных уроков, делал замечания: например, «…учителем географии Шемякиной Е.В. не было сказано о фашизме и военной политике фашизма…»(Пр.№1 от 10.11.1937г.); на уроке пения в 4 классе (учитель – Пономарев Василий Андреевич) «…в песне о Ворошилове упоминается слово Колчак, но ребята не представляют этой неприятной личности, которая много причинила вреда революции. При разборе необходимо давать характеристику наших героев и противников….» (посещение урока 12.11.1938г.) На занятиях необходимо было беседовать о политике, учителя должны были проводить антирелигиозные работы с учащимися, давать интернациональное воспитание (январь, 1939г.). За неисполнение приказов – выговор.
Учителей, которые достигали успехов в работе, отмечали и ходатайствовали о премировании в РайОНО. Для поощрения педагогических работников школы был учрежден знак «Отличник народного просвещения». В 1939г. вышел Приказ по школе №39 от 16 мая «О выдающейся работе учительницы II класса Чащихиной Юлии Петровны». Вот выдержка из этого приказа: «….Достаточно заглянуть во II класс, где работает Юлич Петровна, сразу бросается в глаза полный порядок и чистота. Ребята как будто здесь особые, но нет. Это лишь приученные и воспитанные дети. Они чисты, вежливы, в поясках, с гладко остриженными волосами, весьма бережливо относятся к имуществу класса. На стенах правильно висят портреты вождей, красиво и четко приготовленные самим учителем, наглядные пособия. Везде чувствуется педагогический такт. Всё это – результат упорного, настойчивого и кропотливого труда Чащихиной Юлии Петровны. Особенно с большим успехом Юлия Петровна заканчивает нынешний учебный год, который является тридцать первым годом ее славного педагогического труда. Прекрасные образцы грамотности показали ребята второго класса на контрольном диктанте за IV четверть. Из 28 учеников 18 написали на хорошо и отлично, а остальные посредственно (цифровой пятибальной системы не было, судя по записям в тетрадях и дневниках 1937-1939г.г, которые сохранились в школьном музее). Эти результаты показывают, что Юлия Петровна вложила всё мастерство и максимум силы для обучения советских детей. Ее работа – яркий пример для учителей нашей школы. За добросовестное отношение к работе, за хорошее воспитание детей, за высокую успеваемость Чащихиной Ю.П. вынести БЛАГОДАРНОСТЬ. Просить сельком обсудить вопрос о присвоении звания отличника тов. Чащихиной ибо она не только учит, но и ведет общественную работу. Просить РОНО премировать тов. Чащихину за ее работу. Директор – Смертин Павел Максимович. Читали: под росписью – все учителя школы…»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что школа в селе Ильинское существует давно. Жизнь до войны кипела, школа обучала и воспитывала подрастающее поколение.
2.2. Ильинская школа в годы Великой Отечественной войны
Директор школы сразу реагировал на внутренние и внешние проблемы страны. «…17 сентября 1939г. войска доблестной Красной Армии по распоряжению Советского правительства перешли границу, чтобы взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. Весь много миллионный советский народ с глубочайшим вниманием слушал историческую речь по радио Председателя советских народных комиссаров СССР тов. В.М.Молотова. Великий патриотический подъем охватил нашу страну. Взволнованные речи звучат на митингах. В этих речах, в резолюциях митингов – полное одобрение щедрой внешней политики советского правительства и готовность отдать все силы для благо нашей родины» (газета «Правда» за 19 сентября 1939г.)
Сразу после выхода статьи в газете директор нашей школы Смертин П.М. издал приказ №3-53 «…Наша школа полностью присоединяет Свой голос к голосу многомиллионного советского народа. Весь коллектив учителей и учащихся с еще большей энергией возьмется за дело выполнения задачи, стоящей перед школой. Приказываю провести следующие мероприятия:
- 29 сентября 1939г. провести с учащимися политдень (доклад о занятии Красными войсками Западной Украины и Западной Белоруссии.
- историку Новоселовой подготовить и сделать доклад.
- всем классным руководителям ежедневно проводить беседы о том, как жили народы Западной Украины и Западной Белоруссии, чтобы в результате проведенных бесед, ребята поняли и взяли на себя обязательства по учебе, подготовились к политдню (чтобы не было прогулов, опозданий)…»
Жизнь кипела, люди радовались, но страшная беда обрушилась на нашу страну и наше село – началась Великая Отечественная война. Горе, печаль, страдания разлились по селу. Из каждого дома уходили на фронт или отец, или сын, или брат, или жених. В селе остались одни женщины, дети и немощные старики. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды.
Из воспоминаний Кирилловой Надежды Васильевны: «…На фронт брали мужчин, женщин (бездетных), девушек. Сердце замирало и так становилось жутко, когда увозили отцов. Женщины не отпускали своих мужей. Дети бежали за машинами, кричали и плакали. Многие видели своих отцов в последний раз…»
До войны ребята в школе учились в 13 классах. В годы войны многие классы стали объединяться, количество классов сократилось. Ушли на фронт учителя: Савелков М.О. (директор школы), Пономарев В.А., Смертин П.М., Безбородова О.М…..
Уходил товарищ в бой
Насмерть с немцем биться.
В бой товарищ взял с собой
Горсть родной землицы.
Положил ее на грудь
Он в платок расшитый:
Ведь на ней – не где-нибудь –
Столько лет прожито.
И тропинка узкая повела в поля.
Ой, землица русская, матушка-земля!
А.Фатьянов (1942г.)
Трудными для школы были годы войны. От учителей – фронтовиков приходили ободряющие письма, которые вселяли в душу детей бодрость, уверенность в победе. (cм. Приложение) [3,3]
В первый год войны было еще не очень трудно. В колхозе и у жителей были запасы продуктов, одежды, обуви. Колхозники успели заготовить на зиму корм скоту, топку. А в последующие годы пришлось детям все испытать: голод, холод, сиротство.
Война затормозила осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения.
В условиях военного времени учебная программа выполнялась за счет уменьшения продолжительности зимних и весенних каникул, уплотнения учебного материала и сокращения времени на его освоение. Это требовало совершенствования учебного процесса, изыскания новых форм методической работы, решения множества сложных организационных вопросов.
Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, - писала газета «Правда», - забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач… закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени….Никаких ссылок на военную обстановку».
Многие учащиеся не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. На 3-4 человека семьи были одни галоши, сапоги, валенки или лапти. Для них организовали индивидуальное обучение на дому 2 раза в неделю. Проводить занятия поручили Бобошиной Надежде Васильевне, Дресвиной Марии Александровне, Кудрявцевой Феоктинье Ф., Якимовой Таисье Петровне. (Пр.№59 от 12.11.1943г.). С допризывниками 1927 г.р. проводятся учебные занятия по русскому языку и арифметике в объеме программы 3 класса 3 раза в неделю по понедельникам, средам и пятницам с 6 до 8 часов вечера (Пр. №64 от 01.02.1944г.). Часто ученики сидели дома вместо нянек, тогда учителя и к ним приходили домой для занятий.
Дети в школу ходили полуголодные. Основным продуктом был картофель, а масло, яйца, мясо – все было для фронта. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. В школе было налажено питание учащихся. В 1943г. ввели горячие завтраки для обучающихся. Повар Шабанова Евдокия Ф. с оплатой 60 руб. в месяц, официантка Овсянникова М.К. Школьную столовую открыли 22.11.1943г. (Пр.№60 от 18.11.1943г.) для обеспечения детей питанием производили посев на пришкольном участке следующее количество семян (семена для посева добивались через колхозы): 1,5 га картофеля, 1 га овса, 0,5 га гороха, 0,10 га мелкой овощи. Заготовка сена для лошадей 40 тонн силами учителей и технических работников (приказ № 46 от 12 мая 1943г.)
Преобладающим методом в освещении нового материала становился рассказ, а главный упор в приобретении знаний делался на занятия в школе. Методы работы учителей были направлены на максимальную активизацию деятельности учащихся и стимулирование их интереса к учению. Дети никогда не приходили на уроки с неподготовленными домашними заданиями, так как ощущали ответственность перед Родиной. Ребята занимались после уроков, учились друг от друга. Даже чернил не было, их делали из сажи. А чернила выливали в специальные чернильницы – непроливайки, а если не было таковых, то наливали в обыкновенные стеклянные пузырьки. Деревянные ручки с перьями тоже были не у всех учеников, и мальчишки делали ручки из обыкновенных гусиных перьев. Согласно Приказу № 34 от 30.01.1943 г. учащиеся старые учебники сдавали в школу, а новые покупали в счет расчета за сданные ими учебники. Например, 1 класс купили 60 учебников, 2 класс – 77 уч., 3 класс -162 уч., 4 класс – 124 уч., 5 «А» класс – 194 уч., 5 «Б» класс – 130 уч., 6 класс – 164 уч., 7 класс – 200 уч. Все классные руководители проводили переоценку учебников в соответствии с ценами, утвержденными Наркомпросом. В школьном музее сохранились учебники 1937-1940 г.г.
Преподавались такие же предметы, что и сейчас, даже и уроки пения, на которых пелись военные песни. На уроках физкультуры проводилась начальная военная подготовка и занятия по гражданской обороне.
Директор школы Чистополов Тихон Семенович добивался от учителей контроля за дисциплиной, требуя настойчивой и упорной работы, улучшения качества подготовки к урокам (прочитывать методическую литературу, использовать наглядные пособия, имеющиеся в школе).
Дисциплина была хорошая, замечаний практически не было. Ученики старались не огорчать учителей, между ними было полное содружество и сотрудничество. Да иначе и не могло быть. Если бы учителя не жили жизнью учеников, то и дети, пожалуй, не смогли бы пережить те суровые дни. Трудно было школьникам и учителям морально. Начали приходить похоронки чуть ли не в каждый дом. Приходилось читать их, писать письма на фронт. Горе оплакивали вместе, не оставляли ни одну семью в беде.
Но всё же не всегда учащиеся выполняли «Правила для учащихся». К учащимся, нарушающим «Правила» в Ильинской школе применялись меры наказания. Приказ №61 от 19 ноября 1943г. «О недопустимо плохом поведении учеников 3 и 4 классов Саломахина Василия исключаю из школы на 5 дней и на это время лишаю хлебной карточки». Данное наказание было суровым, поэтому учащиеся старались сохранять дисциплину в школе. Меры наказания применялись и для учителей. Например, по приказу №66 от 11 февраля 1944 г. «Девятых (пионервожатая) за прогул объявляю выговор и оформляю заявление в народный суд для привлечения к ответственности за допущенные прогулы без уважительной причины".
В школах внеклассная и воспитательная работа во время войны ориентировалась на военно-патриотическое воспитание учащихся. В жизнь школ в обязательном порядке вошли лекции и каждодневные политинформации. Об этом мы можем судить из приказа школы: «В период Отечественной войны против фашистских захватчиков каждый из граждан Советского союза стремится, не жалея сил, помочь фронту всем, чем только можно и скорей закончить войну. Решение партии и правительства в период военного времени обязывает советское учительство улучшить культурно-воспитательную работу среди учащихся, а также и организовать учебно-воспитательную работу в соответствии с задачами военного времени. Не позднее 25 декабря 1944 г. собрать запросы о том, на какие темы они хотят заслушать доклады» (приказ №63 от 19 января 1944г.)
Работа велась и с допризывниками. Для проведения учебных занятий по русскому языку и арифметике в объеме 3 класса назначались учителя. Занятия проводились 3 раза в неделю с 18 до 20 часов вечера. (приказ № 64 от 1 февраля 1944г.)
Учителя систематически проводили наблюдения за санитарным состоянием школьных помещений и личной гигиены школьников. Для этого «…в целях борьбы с педикулезом (завшивленностью)… приказываю: ответственность за выполнением санитарного режима в классе возложить на учителей по начальным классам и классных руководителей 5-7 кл., наладить ежедневный осмотр чистоплотности учащихся через дежурных и членов санитарной комиссии, не реже 1 раза в неделю проводить проверку всех учащихся на педикулез, всех мальчиков коротко подстричь, не допуская ношения длинных волос. Исключение может быть лишь для учащихся 7 кл., которые следят за своими волосами» (пр. №28 от 1 октября 1942г.)
В классах было холодно. Топку (дрова) заготовляли учителя вместе с учениками, но ее всегда недоставало. В связи с холодами и усилением противопожарной безопасности в школе было организовано ночное дежурство двух техничек, которые отвечали за топку печей и сохранность школы. Внутри школы имелись ящик с песком, 2 ведра, кадка с водой, лом, топор, лопата 4 шт.
Учащиеся работали в колхозе на сенокосе, на уборке урожая, на вывозке удобрений (птичьего помета, золы) на поля. Лето для детей было счастливым временем: питались травами, ягодами.
В горькую жизнь вносили и радость: на Новый год обязательно устраивали елку. Срубали сосенку, украшали самодельными бумажными игрушками, а учителя умели сэкономить свой паек – вручали каждому по кусочку сахару. Кружки: танцевальный, самодеятельности, пения в военный период в нашей школе продолжали работать. Проводились смотры художественной самодеятельности. Старкова З.Д., Ушакова З.Л. 7 апреля 1945г. выезжали в г.Свердловск на совещание по вопросу художественной самодеятельности. (пр. №110 от 4 апреля 1945г.), а позже 20 апреля 1945 г. провели при школе общий художественный смотр детской самодеятельности, к которому готовились: отбирали лучшие номера: песни, танцы, декломаторы (пр. №111 от 14 апреля 1945г.)
В годы войны дети были дружны. Делили между собой каждый кусочек хлеба, листок бумаги, слезы и радость. В школе функционировала детская пионерская организация. Учащиеся 1-4 классов были октябрятами, а учащиеся 5-7 классов – пионерами. На груди пионеров были значки «Будь готов!» и красные галстуки. Галстуков в годы войны не было, и дети и учителя шили их из белой бязи и красили красной краской. Приходя из школы, их аккуратно сворачивали и клали по подушку или матрац, чтобы он не мялся. Проводились сборы отрядов, начинались они с песни «Взвейтесь кострами!».
В селе Ильинском существовал детский дом. Школа всеми силами помогала в его обустройстве. Об этом можно судить из приказа №74 от 26 мая 1944г. «Завхозу Захаровой А.Е. передать директору детдома Ильинского сельского совета тов. Нифантову В.И. следующее имущество: каменное здание, один амбар, баню, половину скотского двора, 2 шкафа (один из которых находится в клубе, а второй в военном кабинете), 15 столов, взамен стульев, табуреток -10 скамей, 1 школьный дом для квартиры». Для учителей были построены дома-квартиры.
Изучив архив школы, мной были восстановлены фамилии учителей, которые работали в школе с.Ильинское за период 1940-1946г.г. (см. Приложение).
Кончилась война, стали улучшаться условия работы в школе, начали больше внимания уделять учебно-воспитательной работе. Постепенно накапливался опыт, перенятый у лучших учителей, методистов, путем чтения методической и педагогической литературы. В долгой истории российского народного образования четыре года пришлось на период Великой Отечественной, в которой в жизни небольшой уральской школы, как в капле воды, сконцентрировались все события военного времени.
2.3. Война в жизни и судьбе сельской учительницы Надежды Васильевны Кирилловой.
Эти слова бывшие ученицы Ильинской школы адресуют Кирилловой Надежде Васильевне:
«… Наш класс был большим и дружным, первая учительница не только научила нас читать и писать, она на всю жизнь стала нам примером дисциплинированности, а особенно – аккуратности, поскольку девизом её работы было: «Каждой вещи - своё место». (Коробицына В.И.)
«…Я была робкая девчонка, всего боялась. Благодаря такту и терпению учителя я постепенно адаптировалась в классе, привыкла к школе. Я помню её речь, глаза… Нелегко вложить в руку ребенка ученическое перо (мы писали перьями и чернилами), но еще сложнее зажечь в нем искорку любви к знаниям и повседневному труду». (Казанцева А.М.)
Родилась Надежда Васильевна в селе Ильинское Камышловского уезда Пермской губернии – в момент её рождения история отсчитывала последний год правления династии Романовых. Россия готовилась к революции. Был 1916 год.
Семья Бобошиных была большая и жила трудно. В 1923 году безвременно ушел из жизни отец – главный кормилец.
В семь лет Надя переселилась в семью старшей сестры: нянчила племянников, прибирала в доме, ходила за скотиной, - и так семь лет. За учебу взялась поздно. Но ей так понравилось учиться, что семилетку Надежда Васильевна окончила успешно и поступила в Камышловское педагогическое училище.
По распределению она отправилась в одно из сел Троицкого района Челябинской области. Там и встретила токаря Кириллова Федора Ивановича, приехавшего из родных краев возводить Магнитогорку.
Из воспоминаний Кирилловой Н.В.:
«…Началась Великая Отечественная война. 22 июня в 1941 году, в воскресенье, Москва объявила по радио, что Германия напала на Советский союз. Наш лозунг был: «Все для фронта, все для победы! На фронт брали мужчин, женщин (бездетных), девушек. Сердце замирало и так становилось жутко, когда увозили отцов. Женщины не отпускали своих мужей. Дети бежали за машинами, кричали и плакали. Многие видели своих отцов в последний раз. Сразу с фронта пошли похоронки. Начались военные годы – голод и холод».
В 1941 году муж Надежды Васильевны ушел на фронт. Она осталась одна с двумя малышами на руках: Валентиной (1939 г.р.) и Юрием (1941 г.р.). Тогда и решила вернуться на малую родину. До Камышлова доехала по железной дороге, а из Камышлова в Ильинку - пешком (хорошо, что в городе встретила их сестра Прасковья Васильевна, помогла (тоже учительница нашей школы).
В школе (старое деревянное здание) тогда работало много эвакуированных учителей из Ленинграда. В 1940 году директором был Чистополов Тихон Семенович.
Надежда Васильевна была первой коренной жительницей-учительницей из села Ильинского. Несмотря на войну, к работе она относилась со всей ответственностью. В классе тогда насчитывалось от 30 до 40 учеников. Ребята с желанием бежали в школу в эти страшные годы. Вот как вспоминает это время сама Надежда Васильевна:
«…Дети войны так голодали, они не видели ничего сладкого кроме мороженой картошки. Хлеб тогда давали по карточкам: 800 граммов на взрослого и 400 граммов на ребенка. Булка хлеба на рынке стоила 400 рублей. В школе детей не кормили.
Школьные принадлежности доставать приходилось с большим трудом, поэтому их берегли. Писали в то время чернилами. Их наливали в чернильницы, туда обмакивали перышко и выводили на бумаге буквы.
После уроков сразу шли на работу в колхоз. В поле капали картошку, морковь, лук, репу. Убирали солому и отгружали зерно. Заготовляли лекарственные травы. По вечерам сортировали зерно в мешки.
Зимой ученики собирали старые книги, газеты. Вывозили на поля навоз. Помогали старикам: носили воду, кололи дрова, убирали снег, мыли полы».
В мае 1946 года со службы вернулся муж Надежды Васильевны. Контуженный и больной он прожил до 1982 года. «Я вдова защитника Отечества» - говорит Надежда Васильевна.
В послевоенные годы Надежда Васильевна продолжала работать в родной школе. По её словам, в это время стало легче жить, но приходилось все также много работать. В школе организовали питание детей. В большом котле стали варили «похлебку».
Но школьных принадлежностей все так же не хватало. Особенно было трудно со спортивным инвентарем. Надежде Васильевне приходилось самой покупать скакалки и мячи.
Многие жители села учились у Надежды Васильевны. Всех не перечислишь. Кто-то стал учителем, кто-то врачом. Среди её бывших учеников есть воспитатели, летчики, механизаторы, доярки.
За свой многолетний и доблестный труд во время войны Надежда Васильевна награждена медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945г.г.». За достигнутые успехи в послевоенные года получала неоднократно почетные грамоты от областного отдела народного образования. Имеет диплом РОИО и РК союза работников просвещения.
На момент составления этой работы Надежде Васильевне исполнилось 96 лет. Несмотря на свой возраст, она радушно встречает гостей. Рассказывает о себе и тех страшных годах. С радостью поделилась новостью о рождении нового члена семьи.
Семья у Надежды Васильевны большая. Пятеро детей, 10 внуков, 9 правнуков и 5 праправнуков. И каждого она называет по имени, помнит дату рождения.
Вот такой чудесный Человек, Учитель живет у нас в селе.
Заключение
Учитель и война… Нет более несовместимых понятий. Профессия учителя ассоциируется для меня с представлением о счастливом детстве, о добре, о жизни и, прежде всего, - о мире.
Проведенная мною краеведческая работа, доказывает, что в суровые годы Великой Отечественной войны школьные учителя героически трудились в тылу, отдавали все силы на обучение и воспитание подрастающего поколения. В самые трагические дни военных лет школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны.
Результаты моей работы:
В итоге всей этой работы был собран огромный уникальный документальный материал, достойный занять место в любом государственном музее. Бережно хранятся под стеклом похоронки и фронтовые письма, школьные документы военных лет: справки, табеля, школьные тетради, дневники, грамоты, благодарности, учебники, ксерокопии приказов военного времени….
Эти документы и материал моей работы уже были включены в экскурсии, которые проводились на базе нашего школьного музея. Нам, нашим детям и внукам достались уже только книги, фильмы да документы. Вот поэтому именно нам важно успеть оценить и описать, что же хранит в себе народная память о тех «сороковых и грозовых».
Закончить свою работу хотелось бы отрывком из стихотворения:
Затем настал наш час:
Учитель в школе – что тут больше скажешь,
Что в доле этой выше и нужней?
Нести ребятам лучшее, что можешь,
От этого душа становится светлей!
Учитель – дорогой наш человек!
В ряду учителей стоите вы особо,
Ведь это в наш, двадцатый век,
Фашистов гнали вы от нашего порога!
Герой войны!
Герой труда!
Мы можем с гордостью сказать: в те «сороковые роковые» и учителя, и выпускники, и ученики – все приближали Победу. Их вклад в дело Победы над фашизмом навсегда останется в нашей памяти.
Список литературы
Защитное слово на научно-практической конференции «Каменный пояс» - 2013г.
Слайд 1. Добрый день! Меня зовут Пермикина Виктория, я ученица 7 класса МКОУ Ильинской СОШ.
Слайд 2.Тема моей работы «Наша школа в годы Великой Отечественной войны».
В военные годы народ во многом себе отказывал во имя Победы. Но такие сферы, как здравоохранение, народное образование, оказание медицинской помощи населению действовали.
Несмотря на военное время, наша школа не прекращала работу. Сейчас моё поколение учится в новой современной школе. В ней есть мобильные классы, интерактивные доски, Интернет, электронные учебники, новая мебель, квалифицированные учителя. А как было тогда, во время войны? Как школа обучала и воспитывала подрастающее поколение? Как заботилась о здоровье детей, боролось с безнадзорностью?
Слайд 3. Поэтому Целью работы стало: составить целостную картину жизни и деятельности школы в селе Ильинском в годы Великой Отечественной войны.
Были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать свидетельства учителей-тружеников тыла, архивные документы школы, чтобы проследить историю школы в довоенные и военные годы;
2) понять, как изменилась жизнь школы в военное время;
3) понять духовный облик поколения 40х-годов, его ценности и идеалы, нравственные черты.
4) узнать и описать жизнь своих земляков-учителей в годы войны.
Я предполагаю, что в самые трагические дни военных лет школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны.
На данный момент неизвестно, когда и где в Латышевском, позднее в Ильинском, была организована школа. Первые упоминания о школе в Ильинском относятся к 1871 году.
Слайд 4. До нашего времени дошло хорошо сохранившееся здание Ильинской начальной школы в Москвино. Преподавание там велось начиная с 40-х г. XX в. Вероятно, что и до революции 1917 г. там располагалась школа.
Слайд 5. В 1932г., когда организовались колхозы, в Ильинском была открыта школа-семилетка: Школа Колхозной Молодежи. Старого каменного здания для ведения учебного процесса оказалось недостаточно, поэтому в одно место, недалеко от храма, были свезены несколько деревянных домов и связаны между собой. Строение просуществовало вплоть до 1957г.
Слайд 6. С открытием школы-семилетки и с приездом новых учителей жизнь изменилась на селе: в школе вечерами устраивали громкие читки, показывали концерты, организовали хор совместно с сельской молодежью. Работали кружки: хоровой, драматический, музыкальный, физкультурный.
Слайд 7. Учитель был агитатором, самым почетным авторитетом на селе. Да и учителя, на самом деле, выделялись среди деревенской молодежи. Были культурными, обходительными, вежливыми, добрыми, готовыми в любую минуту прийти на помощь.
Жизнь кипела, люди радовались, но страшная беда обрушилась на нашу страну и наше село – началась Великая Отечественная война. Горе, печаль, страдания разлились по селу. Из каждого дома уходили на фронт или отец, или сын, или брат, или жених. В селе остались одни женщины, дети и немощные старики.
Слайд 8. До войны ребята в школе учились в 13 классах. В годы войны многие классы стали объединяться, количество классов сократилось. Ушли на фронт учителя: Савелков М.О. (директор школы), Пономарев В.А., Смертин П.М., Безбородова О.М…..
Слайд 9. Изучая этот материал, я работала в музее школы с фотографиями. Также мне довелось работать с книгами приказов школы. Я выяснила, что многие учащиеся не могли посещать школу из-за отсутствия одежды и обуви. На 3-4 человека семьи были одни галоши, сапоги, валенки или лапти. Для них организовали индивидуальное обучение на дому 2 раза в неделю. Проводить занятия поручили учителям нашей школы.
Часто ученики сидели дома вместо нянек, тогда учителя и к ним приходили домой для занятий.
Слайд 10. Дети в школу ходили полуголодные. Основным продуктом был картофель, а масло, яйца, мясо – все было для фронта.
На уроки дети никогда приходили с выполненными домашними заданиями, так как ощущали ответственность перед Родиной. Ребята занимались после уроков, учились друг от друга.
Слайд 11. Ученики старались не огорчать учителей. Да иначе не могло быть. Трудно было школьникам и учителям морально. Начали приходить похоронки чуть ли не в каждый дом. Приходилось читать их, писать письма на фронт. Горе оплакивали вместе, не оставляли ни одну семью в беде.
Слайд 12. В классах было холодно. Дрова заготовляли учителя вместе с учениками, но их всегда недоставало. В связи с холодами для противопожарной безопасности в школе было организовано ночное дежурство двух техничек, которые отвечали за топку печей и сохранность школы.
Учащиеся работали в колхозе на сенокосе, на уборке урожая, на вывозке удобрений на поля.
Были и радости: на Новый год обязательно устраивали елку. Срубали сосну, украшали самодельными бумажными игрушками, а учителя умели сэкономить свой паёк – вручали каждому по кусочку сахару.
Слайд 13. В нашем селе проживала старейшая коренная учительница Кириллова Надежда Васильевна, которая в годы войны жила и работала в нашей школе. 28 января 2013 года на 97-м году жизни Надежда Васильевна скончалась. Всей школой провожали мы ее в последний путь.
Слайд 14. Надежда Васильевна родилась в 1916 г. в простой крестьянской семье. Уехала учиться в Камышлов на учителя начальных классов. В 1942 году её муж ушел на фронт, и она одна осталась с двумя детьми. Поэтому она переехала к матери в родную Ильинку. Её пригласили работать в Ильинскую школу, где она проработала 31 год. Несмотря на войну, к работе она относилась со всей ответственностью.
За свой многолетний и доблестный труд во время войны Надежда Васильевна награждена медалями, неоднократно получала почетные грамоты от областного отдела народного образования. Обучила за годы работы в школе свыше 400 учеников.
Мы скорбим по поводу смерти Кирилловой Надежды Васильевны и выражаем глубокие соболезнования родным и близким. Ушла из жизни настоящая Учительница, Наставник и просто замечательный человек.
Слайд 15. Проведенная мною краеведческая работа, доказывает, что в суровые годы Великой Отечественной войны школьные учителя героически трудились в тылу, отдавали все силы на обучение и воспитание подрастающего поколения. Школа стремилась сохранить жизнь и здоровье детей, не переставая думать о поколении, которому предстоит жить после войны.
В итоге всей этой работы был собран огромный уникальный документальный материал, который мы можем передать передать в государственный музей. Мы бережно храним под стеклом похоронки и фронтовые письма, школьные документы военных лет: справки, табеля, школьные тетради, дневники, грамоты, благодарности, учебники, ксерокопии приказов военного времени….
Слайд 16. Эти документы и материал моей работы уже были включены в экскурсии, которые проводились на базе нашего школьного музея.
Нам достались уже только книги, фильмы да документы. Вот поэтому именно нам важно успеть оценить и описать, что же хранит в себе народная память о тех «сороковых и грозовых».
Закончить свою работу хотелось бы отрывком из стихотворения:
Слайд 17.
Учитель – дорогой наш человек!
В ряду учителей стоите вы особо,
Ведь это в наш, двадцатый век,
Фашистов гнали вы от нашего порога!
Герой войны!
Герой труда!
Спасибо за внимание!
Слайд 1
Тема работы: Наша школа в годы Великой Отечественной войны 1Слайд 2
Начальная школа в д. Москвино Ильинского сельского совета 2 2012 г. 1934 г.
Слайд 3
Школа-семилетка: Школа Колхозной Молодёжи 3 1932 г.
Слайд 4
Жизнь изменилась на селе 4
Слайд 5
Почётное звание - Учитель 5
Слайд 6
Помним, гордимся! Савёлков Михаил Иосифович- директор школы до 1938 г. Погиб в 1944г. 6 Пономарёв Василий Андреевич – учитель начальных классов до 1940г. Погиб.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Лиса-охотница
Что такое музыка?
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Яблоко