Осенью 2013 года в районе был объявлен конкурс ученических проектов, посвященный 20 летию Конституции Российской Фкдерации. Мы с девочками выбрали тему: Избирательное право как один из признаков правового государства. В этой работе мы показали историю избирательного права в России. Раскрыли сущность этого процесса. Провели в школе социологический опрос среди старшеклассников и предлжили написать свое мнение старшеклассникам об учатии в выборах. В результатае девочки заняли 2 место в этом конкурсе.
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskiy_proekt._konstitutsiya_rossii_-_put_k_pravovomu_gosudarstvu.docx | 523.93 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Квашенковская средняя общеобразовательная школа
УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ - ПУТЬ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ»
ТЕМА: « ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОДИН ИЗ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»
Авторы: Танасиенко Дарья
Вендина Екатерина
учащиеся 10 класса
Руководитель:
Куцеволова О.Б. – учитель истории
и обществознания
2013 – 2014 учебный год
Краткая аннотация.
В условиях становления правового государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества участие в избирательных процессах. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защитить и отстаивать свои права, интересы, обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном «социо» пространстве.
В нашем проекте мы коснулись вопросов сущности избирательного права, истории его развития в России, современной избирательной системы.
Поставленная проблема.
Необходимость формирования гражданского самосознания в области избирательного права у подрастающего поколения.
Цели:
-сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости сознательного участия в судьбе государства;
- изучить историю избирательного права в России;
- провести тестирование учащихся 9-11 классов по их отношению к участию в выборах в будущем;
- изучить мнение старшеклассников по вопросам: пойду ли я на выборы и зачем? Что дает избирательное право гражданам?
Задачи:
- активизировать учащихся;
- сформировать уважительное отношение к Конституции РФ и законам нашей страны;
- формировать уважительное отношение друг к другу;
- способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений и воспитание гражданской ответственности и патриотизма.
Предание гласит:
« Правителя можно сравнить с лодкой, а народ –
с водой: вода может нести лодку, а может и опрокинуть.»
( Сюнь – Цзы )
Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. ( ст. 3,23 Конституции РФ )
В российской истории закону не повезло, ибо многовековое самодержавие не давало прорасти законодательной власти. Боярская дума, Земский собор, Государственный совет напоминали скорее « законосовещательные органы».
И тем не менее сказывалось влияние идей просветительства и народовластия, разделение властей. В первые годы XIX в. была попытка Сперанского провести реформу управления, гражданства и права.
Государственная дума начала XX в. Была шагом вперед в развитии парламентаризма, законодательной власти, но водоворот событий и революции оставили ей место лишь в истории. Концепция соединения законодательства и правления в первые годы советской власти не позволила вовлечь закон в точном смысле слова, что произошло позднее, с принятием Конституции СССР 1936 г. И было закреплено в Конституции 1977 г.
Сегодня Конституция Российской Федерации провозглашает Россию в качестве правового государства. ( ч.1, ст.1 )
Когда говорят о правовом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах.
Мы рассмотрим это на примере избирательного права в России.
Среди политических институтов Древней Руси особое место занимали вечевые собрания. На вече были заложены основы представительной и непосредственной демократии. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII в. Сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие до XV столетия.
XV в. – начало XVII в. – это вторая ступень в развитии избирательного права. Судебник 1497 г. Установил полномочия выборных органов самоуправления. Среди органов государственной власти особое место занимали Земские соборы – сословно-представительные органы власти. Наиболее многолюдными и представительным стал собор 1613 года, избравший на царство Михаила Романова.
Во 2 половине XVII в. институты сословного представительства теряют свое значение, а Земские соборы перестают созываться. Очевидно, что в условиях абсолютной монархии не могло быть и речи о становлении избирательного права. До середины XIX в. понятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства.
Во 2 половине XIX в. происходят большие перемены. Освобождение огромной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, отмена важнейших институтов феодального права – все это потребовало перемен в системе местного управления. Эти предпосылки вызвали к жизни земскую (1864 г. ) и городскую ( 1870 г. ) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.
Начало земской реформе положил указ Александра II от 1 января 1864 года и « Положение о губернских и уездных земских учреждениях.» В 34 губерниях России предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на 3 года. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по достоверности или умолчанию. В 1892 году правительство пошло на изменение системы выборов в органы городского самоуправления: состав избирателей был ограничен повышением имущественного ценза, ликвидирована куриальная система выборов.
В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли перемены. Революционные события 1905 – 1907 годов заставили правящие круги пойти на существенные ограничения самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве.
Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года, была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим.
Российское избирательное право 1917 года (период Временного правительства.) Для проведения выборов Россия впервые делилась на федеральные округа ( в том числе особые округа в Петрограде и Москве). Повсеместно создавались избирательные участки. « Положение о выборах в Учредительное собрание» определило компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в целительное собрание ( Всевыборы), до участковых: правила составления списков избирателей и т.д.
Голосование проводилось, как и в настоящее время, подачей избирательных записок ( бюллетеней ). Избирательный бюллетень, единая форма которого устанавливалась окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого списка и название предложившей его партии. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц. Выборы проводились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать лично.
Избирательное право и избирательная система современной России.
Новое в избирательном праве состоит не только в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права, а сколько в освоении демократических политико-правовых ценностей и ориентаций, ожиданий и предпочтений, т.е. в становлении нового источника избирательного права и законодательства – гражданского демократического правосознания.
Новое в избирательном праве и избирательном процессе заключено в освоении демократических политико-правовых ценностей и становлении нового источника избирательного права и законодательства – гражданской политической культуры.
Участковые избирательные комиссии начинают работу в 8 часов утра по местному времени и заканчивают работу в 20 часов. Если избиратель не имеет возможности придти в день голосования на избирательный участок по состоянию здоровья, то члены избирательной комиссии со специальной урной для бюллетеня приезжают к нему домой.
Если избиратель в день голосования находится не на своем избирательном участке, то он имеет право проголосовать на любом другом участке, находящемся поблизости. Для этого нужно заранее взять на своем участке открепительное удостоверение и предъявить его вместе с документом, удостоверяющем личность на этом участке, где избиратель имеет возможность проголосовать. По истечении времени голосования процедура голосования прекращается, закрываются двери и продолжить голосование имеют право только те избиратели, которые оказались внутри помещения после закрытия, но еще не успели заполнить свои бюллетени. Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, имея при себе паспорт, получает избирательный бюллетень, проходит в кабину и отмечает в нем тех, кого желает выбрать. После завершения времени, отведенного на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчет голосов.
Широкое и достоверное информирование избирателей, разъяснение содержания и последовательности конкретных выборных процедур способствует росту активности избирателей.
Понятие « избирательное право» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – это совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, в этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком смысле - это нормы, регулирующие порядок предоставления права в выборах ( активное и пассивное избирательное право).
Активное избирательное право – это право избирать.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным.
В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа – Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революционных событий 1905-1907 годов.
Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав: женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы. Значительное ограничение избирательных прав предусматривалось и для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть «русской по духу». Положение о выборах от 6 августа 1906 года подразделяло население на три курии: уездные землевладельцы, городские избиратели, крестьяне. Потом была введена и рабочая курия. Каждая курия выбирала определенное число выборщиков, которые потом избирали депутатов в Думу. Число выборщиков не соответствовало числу групп населения.
Всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании впервые в России были предусмотрены Положением о выборах в Учредительное собрание, утвержденным Временным правительством в июле-сентябре 1917 года. К выборам допускались все российские граждане обоего пола, достигшие на день голосования 20 лет. По своему характеру Положение было одним из наиболее демократичных документов своего времени не только в России, но и в Европе. Прежде всего это касалось допуска к выборам женщин и более низкой возрастной планки. Отличительной особенностью было введение пропорциональной системы выборов, которая практически не применялась в то время в Европе. Устанавливались избирательные округа, которые делились на участки.
Разгон большевиками в 1918 году Учредительного собрания знаменовал собой отказ от идеи парламентаризма. Конституция РСФСР 1918 года, принятая после Октябрьской революции 1917 года, провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательными правами наделялись граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.д. Право избирать и быть избранными получали военнослужащие. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы; монахи и служащие церкви; агенты бывшей полиции и корпуса жандармов,; члены царского двора; осужденные.
Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов. Он формировался из представителей городских Советов и губернских съездов Советов.
Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательным правом обладали не только граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу и крестьянству.
Конституция СССР 1936 г. Отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательного права ( последнее было отменено лишь в 1958 г. ) Выборы стали прямые. По прямому избранию формировался состав Верховного Совета СССР, состоявший из двух палат, а в союзных и автономных республиках из одной палаты. На местном уровне избирались депутаты областных, краевых, городских, окружных, районных и сельских Советов.
Избирались гражданами судьи и народные заседатели районных (городских ) народных судов, что закреплялось в Конституции в ст. 109. На всех уровнях выборы проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательные кампании проходили как правило, формально, а итоги выборов были известны заранее. Граждан к участию в выборах призывали красочные плакаты. ( Приложение 4.)
Тем не менее в 1936 году Сталин пошел на такой рискованный шаг, как разработка проекта альтернативных выборов депутатов. «…вам кажется, что не будет избирательной борьбы. Но она будет. И я предвижу весьма оживленную избирательную борьбу. У нас не мало учреждений, которые работают плохо. Бывает, что тот или иной местный орган власти не умеет удовлетворить те или иные … из потребностей трудящихся города и деревни… Выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти.»
Какие именно органы власти имел ввиду Сталин, если работой таковых, всех без исключения, руководила партия и все решали партийные комитеты? Например, Политбюро, формально оно никакой роли не играло. Власть его распространялась только на партию. Но поскольку все даже самые малые должностные лица были членами партии, то решения Политбюро являлись для них обязательными в порядке партийной дисциплины. Поэтому Политбюро не руководя ничем, по факту руководило всем. Партия должна была со временем передать власть Советам, но … И.Сталин не мог выступить против этого. Чем ближе надвигались выборы, тем громче в партии кричали о заговорах. Осенью 1936т года резко активизировалась «борьба с врагами». В обществе начался психоз. Вместо демократизации начались репрессии. Проводить в такой обстановке альтернативные выборы было безумие. Так что пришедшие осенью 1937 года на участки избиратели нашли в бюллетенях лишь одну фамилию. Нужно учесть, что никакой предвыборной агитации, как в наши дни, тогда просто быть не могло.
( Приложение 1)
Множественность коллизий и фактов указывают на то, что политико-правовая система в большей степени зависит от политических, социальных и экономических явлений. И в этих условиях справедливо рассматривать новейший этап истории России с 1993 года, как некую условную точку , с которой начала утверждаться современная политическая система, оформляться демократические конституционные нормы и формироваться система избирательного правового государства.
Исходя из того, что мы будущие избиратели, было проведено в 9-11 классах тестирование на тему: « Я – избиратель.»
( Приложение 2.)
Никто не навязывает право голосовать. Однако ответственность за судьбу своей страны, за свою собственную жизнь делает выборы важнейшим механизмом осуществления демократии. Выборы – это та политическая школа, которую должен пройти каждый гражданин.
Уместно привести слова Д.Натана – американского критика « Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании».
Также учащимся 9-11 классов предлагалось письменно высказать свое мнение по темам: « Я пойду на выборы, потому что…» и « Что дает избирательное право гражданину?»
( Приложение 3 )
Политическая жизнь человека предполагает обязательное участие в выборах. Это проявление гражданской и правой зрелости каждого из нас. Отдавая свой голос за того или иного кандидата, мы тем самым берем на себя ответственность за то, в какой стране будем жить в будущем. Наше равнодушие может привести страну к политической катастрофе, как неоднократно было в истории.
Список литературы.
Приложение 1.
Образец бюллетеня 1937 года для альтернативного голосования.
Приложение 2.
Результаты социологического опроса старшеклассников:
ответы | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
а | 25 | 19 | 30 |
б | 19 | 18 | 17 |
в | 26 | 11 | 35 |
Ответы:
«а» - Вы недооцениваете смысл выборов. Не понимаете, что от вашего голоса многое зависит.
«б» - Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы думаете, что вас политика не коснется.
«в» - С вами все в порядке. Вы хорошо понимаете смысл выборов. Судьба страны вам не безразлична.
Приложение 3.
Мнения учащихся школы о выборах:
« Мне не безразлична судьба страны. Я считаю себя ее частицей. Я обязательно пойду на выборы, т.к. я считаю, что от каждого избирателя зависит будущее нашей страны…» Максимченко Олеся 11 класс.
« На мой взгляд, избирать, принимать участие в выборах - обязанность каждого гражданина.
Это его гражданский долг. Сейчас многие люди не желают идти на выборы из-за мнения, что их голос ничего не значит и не изменит результатов выборов. Я не согласен с этим, ведь если каждый так будет думать – то к чему мы придем в будущем, что нас ждет впереди?..» Ерохин Саша 10 класс.
« Совсем немного осталось времени до того, как я впервые пойду на выборы. Я не буду игнорировать голосование, потому что для меня важна судьба моей страны и мой голос значит многое для дальнейшей судьбы моей страны. К сожалению, современная молодежь не хочет участвовать в политической жизни своего государства. А я для себя сделала вывод – участие в выборах – это участие в будущем страны. Я – будущий избиратель и я буду активно участвовать в выборах.» Уколова Анастасия. 11 класс.
« Я – будущий избиратель. Уже сейчас я задумываюсь над тем, а что же именно я могу сделать для своей страны?
Ответить на этот вопрос не просто. Сначала нужно поговорить со взрослыми и узнать, кто такой избиратель и зачем нужно ходить на выборы.
В первую очередь я обратился за помощью к родителям, так как они уже избиратели. Середюк Дмитрий 9 класс.
Приложение 4.
Плакат 1937 года, призывающий население к участию в выборах.
Разноцветное дерево
Зимовье зверей
В поисках капитана Гранта
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Без сердца что поймём?