Исследовательская работа на тему "Профессиональное самоопреление старшеклассников"
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie_starsheklassnikov.doc | 283 КБ |
Управление образованием администрации
муниципального образования Темрюкский район
Малая Академия наук учащихся Тамани
СЕКЦИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Работа выполнена ученицами
9 класса МОУ СОШ №29
Ворона Владой,
Дмитренко Алёной
Руководитель работы:
учитель русского языка
и литературы
Варапаева Ольга Григорьевна
Г. Темрюк
2008 год
Введение……………………………………………………………………3
I. Профессиональное самоопределение старшеклассников.
1.1. Понятие “профессиональное самоопределение»………………...5
1.2.Классификация профессий………………………………………....7
1.3. Практическая часть. Взаимосвязь профессиональных
интересов и особенностей личности………………………………….8
II. Мотивы выбора профессии
2.1. Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии…………12
2.2 Факторы, влияющие на выбор профессии …………………… 14
2.3. Практическая часть. Оценка значимости внешних и
Внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального
самоопределения……………………………………………………...16
Заключение и выводы……………………………………………………..18
Литература………………………………………………………………….20
Приложение
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.
В связи с этим адаптироваться современному выпускнику школы к новым условиям стало еще сложнее. Старшеклассник должен обладать такими качествами как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность, нестандартность мышления.
С другой стороны, развитие промышленной, хозяйственной, культурной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, увеличившийся поток информации повышают значимость у молодых людей умений адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать себя и свои поступки, быть готовым к адекватному жизненному и профессиональному самоопределению и полной самореализации личности.
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Как сделать себя пригодным к профессии... Почему "сделать"? Может быть, пригодность к профессии нужно не "делать", а "определять", "выявлять"? Может быть, у каждого из нас она уже имеется, и ее надо только распознать?
Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди: родители, педагоги, психологи - много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. Молодым мало просто знать мир профессий и чужие ошибки мало чему их научат.
Как научиться соединять все знания воедино и принимать решения? Как научиться быть при этом самостоятельным и нести ответственность за свои решения и поступки? Что необходимо учитывать при выборе жизненного пути? Эти и другие вопросы встают перед выпускником средней школы.
Поэтому необходимость исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников стала актуальной.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
Объектом данного исследования являются старшеклассники (учащиеся 9, 11 классов).
Предмет исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель – изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи исследования:
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
— теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;
- эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;
Исследование проводилось в общеобразовательной средней школе №29 среди учеников 9-11 классов.
Для исследования особенностей профессионального самоопределения у старшеклассников мы использовали дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, типологический опросник Дж. Холланда. Для изучения факторов привлекательности профессий мы использовали методику В. Ядова.
1.1. Понятие “профессиональное самоопределение “.
Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Для того, чтобы раскрыть понятие «профессиональное самоопределение», дадим понятие профессии.
Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 – 15 лет. Согласно проводимым нами исследованиям лишь 25 - 30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это, действительно, серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:
Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера – это определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребёнок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель…). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.д. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлечённость значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.
В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.
Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.
Четвёртый этап — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; 2) выбор конкретной специальности. (И. С. Кон)
Исследуя нашу проблему, мы увидели, что наши ровесники, учащиеся старших классов, имеют очень поверхностное представление даже о тех немногочисленных профессиях, которые они знают. И это не удивительно. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
И в следующей главе мы рассмотрим классификацию профессий и насколько она важна в выборе профессии.
1.2. Классификация профессий.
Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.
В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости.
В каждой профессии можно выделить 2 стороны: (Здравомыслов А. Г.)
Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).
Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда, люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности. Холланд выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистический – и предлагает проводить подбор профессии на основе учёта черт личности. (Приложение 1).
Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включается как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности определённым образом связаны друг с другом.
1.3. Практическая часть.
Взаимосвязь профессиональных интересов и особенностей личности.
Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы, потеряли былую популярность и востребованность и отошли на второй план. Их место всё больше и больше занимают другие профессии, многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, программирование, дизайн и многие другие, говорит о большой популярности и востребованности, а зачастую и высокой оплачиваемости этих профессий. В связи с этим многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.
В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
В нашем исследовании взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 9,11 класса, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их личностных качеств.
Для оценки профессионального личностного типа мы использовали методику Джона Холланда.
Цель: определение профессионального личностного типа.
Оснащение: стимульный материал к методике Холланда, бланки ответов (Приложение 2).
Инструкция: из каждой пары профессий необходимо выбрать одну, которой вы отдаёте предпочтение.
По ходу работы над содержанием теста учащимся даются разъяснения, которые связаны с особенностями той или иной профессиональной деятельности.
После обработки результатов мы выяснили, что в 9 классе (из 16 человек) 3 человека (19%) имеют реалистический тип; 4 учащихся (26%) – социальный тип; 2 учащихся (12%) – конвенциональный, 5 учащихся (31%) – предприимчивый; 2 человека (12%) – артистический; интеллектуальный – 0. (Приложение 3)
Эти данные вполне соответствуют нашим наблюдениям. Учащиеся 9 класса – активные участники школьных, поселковых, районных мероприятий. Большинство ребят обладают социальными умениями, организаторскими способностями, эмоциональны, общительны.
По Дж. Холланду этими особенностями обладают социальный, предприимчивый типы личности. Большинство из них уже сделали свой профессиональный выбор, но не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения. А раз выбор уже совершён, то не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.
В 11 классе (из 11 человек) мы получили следующие результаты: реалистический тип имеют 2 учащихся (18%); 2 (19%) – социальный; 1 (9%) – конвенциональный; 3 (27%) – предприимчивый; 3 (27%) – артистический; интеллектуальный тип – 0. (Приложение 4). В этом классе большинство ребят тоже активные, общительные, хорошие организаторы. Кроме внеклассных мероприятий учащиеся 11 класса участвуют также в различных олимпиадах по предметам. В классе 4 отличника. Также есть спортсмены, которые являются победителями краевых соревнований. Этот класс на протяжении нескольких лет был лидером в школьном соревновании среди классов. Но в отличие от учащихся 9 класса ситуация выбора профессии у 11 класса обострена, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование. Им приходится отказываться от подростковых фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. В связи с этим уровень тревожности учащихся 11 класса повышен.
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся мы использовали дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников профтехобразования под руководством Е.А. Климова.
Цель: изучение участниками собственных склонностей.
Оснащение: стимульный материал к опроснику Климова Е.А., бланки ответов (Приложение 5).
Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак «+». Если определённо нравится – «++», а если очень нравится – «+++». Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус «- «, если определённо не нравится - «--«, а если очень не нравится – «---«.
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Получились следующие результаты: в 9 классе наибольшее количество учащихся (38%) ориентируются на профессии типа «человек – человек», в 11 классе большая часть учащихся тоже выбирают профессии типа «человек – человек -37%. (Приложение 6).
Мы сопоставили выбранные профессии учащихся и данные из опросников Е. А. Климова, Дж. Холланда (табл.1, 2)
Таблица 1.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 9 класса
Ф. И. | По Климову Е. А. | По Холланду Д. | Выбран профессия |
1. Виталий Б. | Человек-Худож.образ | Предприимчивый | программист |
2. Влада В. | Человек-Худож.образ | Артистический | дизайнер |
3. Андрей В. | Человек-Человек | Предприимчивый | строитель (прораб) |
4. Маша Г. | Человек-Человек | Конвенциональный | юрист |
5. Ира Д. | Человек-Природа | Социальный | винодел |
6. Алёна Д. | Человек-Худож.образ | Предприимчивый | репортёр |
7. Костя И. | Человек-Техника | Реалистический | тракторист |
8. Антон К. | Человек-Знак | Артистический | механик |
9. Влад Л. | Человек-Человек | Предприимчивый | бизнесмен |
10. Эльмира О. | Человек-Человек | Социальный | учитель |
11 Маша Р. | Человек-Человек | Конвенциональный | менеджер |
12. Егор Р. | Человек-Техника | Предприимчивый | экономист |
13 Вова Р. | Человек-Техника | Реалистический | электрик |
14. Настя С. | Человек-Знак | Реалистический | адвокат |
15. Юра Т. | Человек-Человек | Социальный | инспектор ГАИ |
16.Женя Я. | Человек-Человек | Социальный | сварщик |
Таблица 2.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 11 класса
Ф. И. | По Климову Е. А. | По Холланду Д | Выбран профессия |
1 Саша А. | Человек-Техника | Реалистический | инженер с/х |
2. Жанна Б. | Человек-Человек | Социальный | врач |
3 Света Б. | Человек-Худож.образ | Артистический | дизайнер |
4 Альбина В.. | Человек-Человек | Предприимчивый | экономист |
5 Надя Д. | Человек-Человек | Предприимчивый | маркетолог |
6. Паша Е. | Человек-Техника | Конвенциональный | строитель |
7. Николай М. | Человек-Человек | Артистический | программист |
8 Сергей М.. | Человек-Техника | Реалистический | инженер-технолог |
9. Олеся П. | Человек-Худож.образ | Артистический | визажист |
10.Жора С. | Человек-Знак | Предприимчивый | спортсмен |
11. Алексей Л. | Человек-Техника | Социальный | слесарь |
Из этих данных мы увидели, что, действительно, существует связь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями.
Так, в 9 классе у 69% учащихся совпали выбранные профессии с особенностями личности, занимающейся этой деятельностью. Виталий Б., Антон К., Егор Р., Настя С., Женя Я. выбрали профессии, не соответствующие их способностям. Этот выбор сделан, мы думаем, под влиянием чужого мнения.
В 11 классе 82% учащихся выбрали профессии с личностными особенностями. (Приложение 7). Скорее всего, что Николай М. и Жора С., отвечая на вопросы тестов, были невнимательны или нечестны.
Данные исследования говорят о том, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.
II. Мотивы выбора профессии.
2.1. Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии.
Выбирать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.
Выбирая профессию, надо чётко представлять, чего вы хотите от неё. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и ещё многое, многое другое. Всё это и есть мотивы выбора. Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.
Интерес – это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоёвывать авторитет у окружающих и, в конечном счёте, больше зарабатывать.
Для анализа понятия «профессиональное самоопределение» необходимо проследить онтогенетическое развитие интересов. Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни:
Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.
Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения.
Иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное место, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.
Мы считаем, что каждый выбирающий себе профессию должен чётко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.
2.2. Факторы, влияющие на выбор профессии.
Выделяют восемь основных факторов выбора профессии по Е. А. Климову.
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается наша жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о нашей будущей профессии.
2.Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Правильным будет решение, которое соответствует нашим интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живём.
3.Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о нас, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от нас самих.
4.Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии.
5.Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учёбе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые нами сведения о той или иной профессии не оказались искажёнными, неполными, односторонними.
8.Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным фактором удовлетворённости профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
К внешним социальным факторам можно отнести: советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. Сюда можно также отнести престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время. При этом часто люди, выбирающие такие профессии, не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придётся делать, смогут ли они выполнить подобную работу.
К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии или профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и будущим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т. д. Внутренняя же мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на её основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
2. 3. Практическая часть.
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
С целью выявления, в какой мере внешние и внутренние факторы влияли на выбор профессии, учащимся было предложено оценить значимость каждого из них по четырёхступенной шкале (табл. 3)
Статистический анализ данных проводился следующим образом: ответы в графах 2 и 3 объединялись в ответ «Повлияло»; ответы в графах 4 и 5 объединялись в ответ «Не повлияло».
Таблица 3.
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 9 классе
Факторы | Очень повлияло | Пожалуй, повлияло | Пожалуй, не повлияло | Совершенно не повлияло |
Советы родителей (родственников) | 5 | 6 | 3 | 2 |
Советы учителей | 3 | 2 | 2 | 9 |
Советы знакомых, друзей | 2 | 4 | 6 | 4 |
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах, и т. д.) | 3 | 6 | 4 | 3 |
Информированность о профессии | 2 | 8 | 4 | 2 |
Наличие способностей, необходимых для освоения профессии | 5 | 4 | 4 | 3 |
Популярность профессии, ее престижность | 7 | 7 | 2 | 0 |
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 11 классе
Факторы | Очень повлияло | Пожалуй, повлияло | Пожалуй, не повлияло | Совершенно не повлияло |
Советы родителей (родственников) | 2 | 3 | 3 | 3 |
Советы учителей | 1 | 1 | 2 | 7 |
Советы знакомых, друзей | 1 | 2 | 4 | 4 |
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах, и т. д.) | 3 | 4 | 2 | 2 |
Информированность о профессии | 4 | 6 | 1 | 0 |
Наличие способностей, необходимых для освоения профессии | 5 | 4 | 2 | 2 |
Популярность профессии, ее престижность | 3 | 5 | 2 | 1 |
Полученные результаты говорят о том, что на профессиональное самоопределение большинства выпускников 11 класса большее влияние оказывают факторы, которые можно обозначить как внутренние: информированность, наличие способностей, нужных для освоения профессии и т. п. В меньшей степени на этих учащихся оказывают влияние факторы, которые можно отнести к внешним: советы родственников, учителей, знакомых, средства массовой информации, престижность профессии и т. п.
Это вполне объяснимо, так как личностные особенности старшеклассников позволяют им адекватно оценивать свои возможности и интересы и соразмерно делать выбор. Учащиеся 9 класса больше ориентированы на внешние факторы. Это обусловлено тем, что эти учащиеся менее способны учитывать свои внутренние возможности и особенности личности, а поэтому чаще прибегают к подсказке окружающих. (Приложение 8)
Для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбирают учащиеся, мы использовали методику В. Ядова, её усовершенствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана).
Из предложенных вариантов факторов старшеклассники выбирали только те, которые действительно для них значимы. (Табл. 4)
По каждому из 11 факторов мы подсчитали коэффициент значимости (КЗ).
Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:
КЗ =
Где N - количество обследуемых;
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А;
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Таблица 4. Изучение факторов привлекательности профессии.
А | Б |
1. Важнейшая для общества профессия. | 1. Мало оценивается важность труда. |
2. Работа с людьми. | 2. Не умею работать с людьми. |
3. Работа требует творческого подхода. | 3. Нет условий для творчества. |
4. Работа не вызывает переутомления. | 4. Работа вызывает переутомление. |
5. Большая зарплата. | 5. Небольшая зарплата. |
6. Возможность самосовершенствования. | 6. Нет условий для самосовершенствования. |
7. Работа соответствует моим способностям. | 7. Работа не соответствует моим способностям. |
8. Работа соответствует моему характеру. | 8. Работа не соответствует моему характеру. |
9. Небольшой рабочий день. | 9. Большой рабочий день. |
10. Отсутствие частого контакта с людьми. | 10. Излишне частый контакт с людьми. |
11. Возможность достичь социального признания, уважения. | 11. Невозможность достичь социального признания, уважения. |
Проведённое исследование показало, что у учащихся 9 класса на первом месте такой фактор, как «Большая зарплата» (КЗ= 0,69); у учащихся 11 класса – «Работа соответствует моим способностям» (КЗ= 0,64). Это ещё раз доказывает, что большинство выпускников руководствуются при выборе профессии в большей степени внутренними факторами, а не внешними. (Приложение 9).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье...
В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература - в мир общественных явлений, математика - в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще даже неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, - мир профессий. При этом каждая профессия - это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.
Социальный и научно-технический прогресс в нашей стране ведет к возникновению новых профессий, связанных с управлением сложной техникой, отмиранию тяжелых и вредных для здоровья форм труда. Существует [много] тысяч разных специальностей, большинство которых неизвестно юному читателю. Выбор жизненного пути, профессии, - это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?
Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Очень важно суметь отличить свои истинные склонности и интересы от так называемых "предрассудков чести". Ведь бывает, что юноша или девушка хотят быть врачом или учителем, прежде всего потому, что это "прилично", а не потому, что им страстно хочется помогать больным или воспитывать подрастающее поколение. Юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Бывают "модные" виды занятий, но общество в настоящий период не очень нуждается в притоке новых кадров в эту область. Бывают, наоборот, очень важные и нужные, но не бросающиеся в глаза профессии. Так как же все-таки поступить?..
Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста…? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше, всего нужны, обществу в обозримом будущем... Дальновидный человек предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество...
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:
Литература
1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2007.
2.Большая психологическая энциклопедия, М., 2007
3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.
4.Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям, Волгоград, 2008.
5.Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007.
6. Козловский О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации, Ростов н/Д: Феникс; Донецк, 2006.
7. Кон И. С. Психология ранней юности, М., Просвещение, 1988.
8.Кулагина И. Ю. Возрастная психология, М., 1996.
9.Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников, Чебоксары, 1988.
10. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии, Киев, 1980.
11.Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11кл.), М., 2006.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000.
13. Реан А. А. Психология подростка. Учебник, СПб, 2003.
14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология (Серия «Мастера психологии»), СПб.: Издательство «Янтер», 2000.
15. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).- М.: Вако, 2006.
16.Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей, М., 2003.
Приложение 1.
Профессиональные типы личности по Дж. Холланду.
Реалистический тип
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
Исследовательский тип
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
Социальный тип.
Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремление поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
Конвенциальный тип.
Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкциям, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные ( особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
Предпринимательский тип.
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству. Потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
Артистический тип.
В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Приложение 2.
Стимульный материал к опроснику Дж. Холланда
Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится
1а. Инженер-механик 2а. Социальный работник 3а. Художник по интерьеру 4а. Биохимик 5а. Политический лидер 6а. Портной 7а. Адвокат 8а. Воспитатель детского сада 9а. Вязальщик 10а. Нотариус 11а. Переводчик зарубежной поэзии 12а. Детский врач 13а. Маркетолог 14а. Научный работник музея 15а. Аудитор 16а. Строитель-монтажник 17а. Школьный учитель 18а. Столяр-краснодеревщик 19а. Математик 20а. Директор мебельной фабрики 21а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 22а. Главный зоотехник 23а. Консультант Телефона Доверия 24а. Водитель троллейбуса 25а. Делопроизводитель 26а. Архитектор 27а. Инспектор дорожного движения 28а. Издатель газеты 29а. Биолог 30а. Архивариус 31а. Повар 32а. Банковский служащий 33а. Криминалист 34а. Корректор 35а. Звукооператор 36а. Экскурсовод 37а. Киноактер 38а. Археолог 39а. Закройщик-модельер 40а. Часовой мастер 41а. Менеджер по продажам 42а. Психотерапевт | 1б. Физик-экспериментатор 2б. Управляющий гостиницей 3б. Чертежник-копировщик 4б. Фармацевт 5б. Писатель 6б. Оператор ЭВМ 7б. Историк-правовед 8б. Художник по керамике 9б. Телефонист справочной службы 10б. Менеджер по снабжению 11б. Логик 12б. Специалист по медицинской статистике 13б. Пчеловод 14б. Менеджер по персоналу 15б. Художник-реставратор 16б. Металловед 17б. Следователь 18б. Оператор станков-автоматов 19б. Бухгалтер 20б. Дирижер 21б. Секретарь-референт 22б. Генетик 23б. Парикмахер-модельер 24б. Медсестра 25б. Брокер на бирже 26б. Искусствовед 27б. Счетовод 28б. Электрик 29б. Телеведущий 30б. Художник-рекламист 31б. Официант 32б. Заведующий магазином 33б. Юрисконсульт 34б. Литературовед 35б. Физик-акустик 36б. Дипломат 37б. Кинооператор 38б. Товаровед 39б. Театральный художник 40б. Контролер ОТК 41б. Редактор научного журнала 42б. Драматург |
Приложение 2.
Бланк ответов
1а | 1б | 2а | - | 2б | 3а |
3б | 4а | - | 4б | 5а | 5б |
6а | - | - | 6б | 7а | - |
- | 7б | 8а | - | - | 8б |
9а | - | 9б | 10а | 10б | 11а |
- | 11б | 12а | 12б | 13а | - |
13б | 14а | 14б | 15а | - | 15б |
16а | 16б | 17а | - | 17б | 18а |
18б | 19а | - | 19б | 20а | 20б |
21а | - | - | 21б | 22а | - |
- | 22б | 23а | - | - | 23б |
24а | - | 24б | 25а | 25б | 26а |
- | 26б | 27а | 27б | 28а | - |
28б | 29а | 29б | 30а | - | 30б |
31а | - | 31б | 32а | 32б | - |
- | 33а | 33б | 34а | - | 34б |
35а | 35б | 36а | - | 36б | 37а |
37б | 38а | - | 38б | 39а | 39б |
40а | - |
| 40б | 41а | - |
- | 41б | 42а | - | - | 42б |
Реалисти-ческий | Исследова- тельский | Социаль- ный | Конвенции- альный | Предпринима- тельский | Артисти- ческий |
9 класс
Приложение 3
Оценка профессионального типа личности (по Дж. Холланду) в 9 классе
Приложение 4
Оценка профессионального типа личности (по Дж. Холланду) в 11 классе
Приложение 5.
Стимульный материал к опроснику ДДО (Е. А. Климова)
А | В |
1. Ухаживать за животными | 1. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2.Помогать больным людям | 2.Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок | 3. Следить за состоянием и развитием растений. |
4.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5.Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7.Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. | 7. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.) |
8.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) | 9. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10.Лечить животных | 10. Выполнять вычисления, расчеты. |
11.Выводить новые сорта растений | 11. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12.Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16. Делать лабораторные анализы в больнице | 16. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18.Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.) |
Приложение 5.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли?
Лист ответов ДДО
Человек - природа | Человек - техника | Человек - человек | Человек - знак | Человек- Художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | - | 6б | - | 7а |
- | 7б | 8а | - | 8б |
- | 9а | - | 9б | - |
10а | - | - | 10б | - |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | - | 16б | - | 17а |
- | 17б | 18а | - | 18б |
- | 19а | - | 19б | - |
20а | - | - | 20б | - |
9 класс 11 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Типы профессий, которые выбрали учащиеся 9,11 классов (по Е. А. Климову).
Аннотация
Работа выполнена ученицами 9 класса Ворона Владой и Дмитренко Алёной на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников». Проблеме профессионального самоопределения посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов. Цель данного исследования – изучить проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников, мотивы выбора профессии. Ученицы определили задачи работы: провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; выявить факторы, влияющие на выбор профессии; определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств учащихся.
Чётко составлен план работы, помогающий последовательно и логично исследовать проблему выбора профессии старшеклассниками. Продуманы методы исследования: опрос, анкетирование, тестирование. В ходе исследования ученицы использовали опросники Е. А. Климова, Дж. Холланда, методику В. Ядова. Результаты исследования оформлены в виде диаграмм и статистического анализа.
Ученицы, обладая высокими коммуникативными, организаторскими способностями, умело входили в контакт со старшеклассниками для проведения опроса, анкетирования.
В ходе проведенного теоретического и практического исследования была выявлена актуальность темы в современной жизни. Были сделаны выводы: каждый человек должен выбирать себе профессию с учётом своих интересов; мотивы выбора профессии являются важными факторами, обусловливающие успешность профессионального обучения; у большинства выпускников доминирующими являются внутренние мотивы выбора профессии.
Проведенное исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута.
Руководитель работы:
учитель русского языка и
литературы Варапаева О.Г.
Ворона
Одеяльце
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Отчего синичка развеселилась
Интересные факты о мультфильме "Моана"