Автор ставит перед собой проблемный вопрос: компьютерная игра - это новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник. Выдвигаются следующие гипотезы: компьютерные игры наносят вред здоровью; компьютерные игры бывают разной направленности; соблюдая определённые правила можно уменьшить отрицательное влияние компьютерных игр на организм человека. Автор работает по следующему плану: изучение материала по данной проблеме; интервью у разных специалистов; опрос одноклассников и их родителей; наблюдение над собой; анализ полученных результатов; выводы. В результате исследования автор пришёл к выводу, что в компьютерных играх есть положительные и отрицательные факторы. В связи с этим был разработан буклет с памятками для родителей и учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
kunts_bogdan.docx | 205.26 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска Дзержинского района
"Лицей № 113"
630089 город Новосибирск, улица Бориса Богаткова, д. 241/1
т. (383) 267-69-07; 267-74-01 sch_113_nsk@nios.ru
Первые шаги в науке
Опасны ли компьютерные игры?
Новосибирск 2014
Содержание
Введение
Я очень люблю играть в компьютерные игры. Однажды я услышал, что существует проблема компьютерной зависимости. Никогда не задумывался, что это увлечение может быть опасным. Меня заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на детей, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему? Я решил исследовать этот вопрос и выяснить, насколько реальна опасность компьютерных игр?
Проблемный вопрос: компьютерная игра - новая угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?
Гипотезы:
◄компьютерные игры наносят вред здоровью;
◄компьютерные игры бывают разной направленности;
◄соблюдая правила, можно уменьшить отрицательное влияние
компьютерных игр на организм человека.
Цель моего исследования: выяснить реальность опасности компьютерных игр, найти соотношение их пользы и вреда.
Задачи:
1. Познакомиться с видами компьютерных игр.
2. Узнать в чём польза и вред компьютерных игр.
3. Выяснить мнения специалистов: окулиста, невролога,
ортопеда, психолога о компьютерных играх.
4. Разработать анкету и провести опрос одноклассников и их
родителей с целью выявления наличия данной проблемы.
5. Систематизировать и проанализировать результаты анкетирования.
6. Найти пути решения проблемы, если она действительно существует.
Методы исследования:
◄информационно – поисковый
◄исследовательский
◄аналитический
◄практический.
План исследования:
Теоретическая часть
Компьютерная игра – это техническая игра, где игровое поле находится под управлением машины.
Компьютерные игры берут своё начало в 50-е годы двадцатого века.
В 21 веке компьютерная индустрия стремительно развивается. В настоящее время ежегодно выпускаются тысячи игр, расходящиеся по всему миру миллионами копий.
По содержанию и жанрам игры бывают разные.
Существуют игры, созданные для развития скорости реакции, внимания; есть игры, представляющие собой логические задачи, которые необходимо решить; игры, которые моделируют реальность и предлагают с этой реальностью взаимодействовать определённым способом.
Различают следующие виды компьютерных игр:
◄ Игры - приключения созданы на основе мультипликационных фильмов. В них участникам необходимо выполнить важное задание, или разгадать ряд головоломок.
◄ Обучающие и развивающие игры очень познавательны: дают знания об окружающем мире, учат писать, считать, развивают творческие способности, интеллект, моторику, музыкальный слух.
◄ Графические игры учат рисовать, конструировать.
◄ Игры типа "стрелялок" - игры с воинственными сюжетами. В
них главная задача - уничтожить противника. Это провоцирует вспышки
гнева, зла и насилия у детей. Ребёнок проживает несколько десятков жизней и теряет уважение к собственной.
◄ Игры типа "бродилок", "леталок", гонок не агрессивны, но от них трудно оторваться, следовательно, они вызывают зависимость.
◄ Игры - стратегии. Несмотря на то, что эти игры развивают память,
мышление и воображение, они опасны, потому что приводят к сильному эмоциональному возбуждению.
Компьютерные игры не принесут пользы, если ребёнок проводит за ними целый день, портя свою осанку и зрение.
Могут быть и другие негативные последствия: проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затеканием кистей рук.
Главный вред от компьютерных игр связан с неумеренным их использованием.
Бывший главный санитарный врач России Геннадий Григорьевич
Онищенко подписал постановление, которое вступило в силу с 1 января 2010 года. В документе сказано, о сокращении времени для работы за компьютером учащимся, не достигшим 18 лет. По мнению Г. Г. Онищенко, эти меры помогут защитить неокрепшую психику ребёнка.
Что же получается: с одной стороны - компьютерные игры - это польза и помощь для ребёнка, а с другой стороны - огромный вред для детского здоровья?
Практическая часть
Изучив литературу, я решил выяснить мнения специалистов по интересующей меня проблеме и взять у них интервью (Приложение 1).
Специалисты | Положительное | Отрицательное | Рекомендации и выводы |
Психолог Королёва Лариса Николаевна, лицей № 113 | Приобретение опыта работы в информационной среде | Зависимость, нарушение сферы общения: замена реального мира виртуальным | Игры должны быть дозированными. Компьютерные игры не должны заменять собой другие |
Офтальмолог Буркова Татьяна Николаевна, клиника детской офтальмологии " Эксимер KIDS " | Болезни глаз, головная боль | Находиться за компьютером не более 30 минут в день. Выполнять гимнастику для глаз (Приложение 2, 3) | |
Ортопед-травмотолог Евменов Денис Анатольевич, лечебно-диагностический центр «АльфаМед» | Развитие мелкой моторики | Формирование неправильной осанки, нарушение работы органов | Выполнять правила правильной посадки (Приложение 4) |
Невролог, Детская городская клиническая больница № 3 | Эмоционально-волевое развитие | Отклонения в психике | Правильно выбирать игры, ограничивать время компьютерной игры. |
Свою исследовательскую деятельность я продолжил анкетированием одноклассников и их родителей для того, чтобы выяснить, что думают по этому поводу и те и другие. (Приложение 5, 6, 7, 8)
Для того чтобы понять опасны ли компьютерные игры для меня, я провёл эксперимент. В течение 4-х недель я вёл дневник, куда фиксировал результаты наблюдений. (Приложение 9)
В течение своего исследования, я провёл классный час по теме "Вред и польза компьютерных игр", с детской выставкой рисунков. Вместе с ребятами мы составили памятки для детей и родителей «Играем правильно» (Приложение 10, 11). Эти памятки я оформил в виде буклетов и подарил своим одноклассникам.
Заключение
По результатам исследования я сделал вывод:
◄компьютерные игры могут быть полезными и вредными
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
Развитие логики, мышления, воображения, внимания. Развитие моторики. Интерес к обучению. Расширение кругозора Развитие творческих способностей. Развитие быстроты реакции. Экономия времени при сборе информации. Положительное влияние на эмоциональную и волевую сферу. | Расстройства психики, нарушение сферы общения, ссоры с родителями. Формирование неправильной осанки. Деформация кисти руки. Нарушение зрения, головные боли. Компьютерная зависимость. Раздражительность, агрессивность, утомляемость, нарушение сна. Излучение. |
◄Важно иметь чувство меры и быть разборчивым в играх. Виртуальная реальность не должна занимать всё свободное время человека, не должна провоцировать его на жестокость, развивать агрессию и озлобленность. Это должен быть один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спортом, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром мультфильмов, встречами с друзьями.
◄Следует соблюдать правила по чередованию работы и отдыха.
◄Необходимо соблюдать рекомендации специалистов.
Таким образом, мои гипотезы подтвердились.
В дальнейшем, я буду продолжать общение с компьютером. Оно поможет мне в обучении, работе и в быту. Теперь я знаю, как правильно дружить с этим достижением науки и техники. Буду соблюдать правила, которые помогут уменьшить отрицательное воздействие компьютера на мой организм и не поставить моё здоровье под угрозу.
Если в вашей жизни остались только компьютерные игры – задумайтесь?! Жизнь так прекрасна и разнообразна - и было бы так глупо провести всю её, сидя перед экраном монитора!
Источники информации
Приложение 1
Интервью специалистов
Психолог лицея № 113 г. Королёва Лариса Николаевна:
" Моё отношение к компьютерным играм несколько пренебрежительное. Они вредят здоровью, вызывают зависимость, заменяют реальный мир виртуальным. Вследствие чего, возникают расстройства психики. У ребёнка нарушается сфера общения, он становится замкнутым, агрессивным.
Однако появление новых технологий требует изменений в образе жизни. Посредством техники ребёнок должен совершенствовать себя, ведь это очень пригодится ему в будущем. Поэтому, компьютерные игры должны быть чётко дозированными и не заменять собой подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры".
Врач-офтальмолог Клиники детской офтальмологии " Эксимер KIDS " Буркова Татьяна Николаевна:
" Компьютерные игры очень опасны для зрения. Это перегрузка для глазных мышц. Человек во время игры редко моргает, вследствие чего возникает покраснение глаз, слезотечение, чувство "песка в глазах", присоединяется головная боль.
Ребёнку находиться за компьютером можно не более 30 минут в день. А для снятия зрительной усталости есть много методик и гимнастик для глаз".
Ортопед-травматолог Лечебно-диагностического центра "АльфаМед" Евменов Денис Анатольевич:
"Работа за компьютером способствует формированию неправильной осанки. Напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник. Всё это приводит к искривлению позвоночника - сколиозу и часто ожирению.
Напряжение мышц препятствует свободной циркуляции крови к голове и рукам, вследствие чего руки быстро устают и немеют.
Если соблюдать элементарные правила при работе за компьютером, можно уменьшить нагрузку на организм.
Врач-невролог Детской городской клинической больницы № 3:
"Использование компьютерных игр может принести большую пользу в процессе развития и обучения ребёнка. Информация в играх подаётся динамично, красочно. Это положительно влияет на эмоциональную и волевую сферы ребёнка. Но наряду с плюсами есть и минусы. Главной опасностью, кроющейся в компьютерных играх, является зависимость. Попадая в виртуальную зависимость, ребёнок полностью отключается от реального мира вплоть до отказа от пищи и сна. Игровая зависимость - серьёзное психическое отклонение.
Для того чтобы избежать этих последствий, родители должны следить в какие игры играют их дети, ограничивать время компьютерной игры".
Приложение 2
Гимнастика для глаз
(разработана профессором Аветистовым Э. С.)
Для предупреждения зрительного утомления и близорукости можно на рабочем месте выполнить следующие упражнения в теченик 3 – 5 минут. Все упражнения выполняются сидя.
Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и, затем, открыть веки. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 3. Руки на пояс, повернув голову вправо,посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 5. Руки – вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (вдох). Повторить 5 – 6 раз.
Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3- 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. Повторить 5 – 6 раз.
Приложение 3
Приложение 4
Основные правила
для правильной посадки тела в течение дня
Приложение 5
Анкета для учащихся
1. Играете ли вы в компьютерные игры?
2. Считаете ли вы это занятие увлекательным?
3. Как часто вы играете в компьютерные игры?
4. Бывают ли у вас с родителями из-за этого ссоры?
5. Чем бы вы предпочли заняться в свободное время?
6. Чем для вас является компьютер?
7. Как вы думаете, опасны ли компьютерные игры?
Приложение 6
Анкета для родителей
1. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры, и считаете ли Вы это занятие полезным?
2. Как часто Ваш ребёнок играет в компьютерные игры?
3. Запрещаете ли Вы играть ребёнку в компьютерные игры, и бывают ли у Вас из-за этого ссоры?
4. Какую альтернативу компьютерным играм Вы предлагаете своему ребёнку?
5. Как Вы думаете, опасны ли компьютерные игры?
Приложение 7
Результаты опроса родителей
В результате исследования я опросил 15 родителей своих друзей.
В 14 семьях (93%) дети играют в компьютерные игры.
10 родителей (66%) считают, что развивающие компьютерные игры полезны для их детей.
В 7 семьях (47%) дети играют не более 3-х раз в неделю.
В 8 семьях (53%) дети играют ежедневно.
В 14 семьях (93%) из-за игр за компьютером возникают ссоры с ребёнком.
Родители моих друзей предлагают следующую альтернативу компьютерным играм: 10 человек (66%) - чтение книг, 3 человека (20%) - занятия спортом, 1 человек (7 %) – настольные игры.
12 родителей (80%) считают, что компьютерные игры опасны для здоровья детей. 2 человека (13%) считают, что игры не представляют опасности. 1 человек (7%) не смог ответить на этот вопрос.
Вывод. Проанализировав ответы родителей, я пришёл к выводу, что практически все считают компьютерные игры опасными, если ребёнок уделяет этому занятию много времени. У многих родителей с детьми часто случаются по этой причине ссоры и конфликты.
Приложение 8
Результаты опроса одноклассников
В результате своего исследования я опросил 15 одноклассников.
Все ребята играют в компьютерные игры.
13 человек (83%) считают это занятие увлекательным.
7 ребят (47%) играют ежедневно. 5 человек (33%) играют 2 раза в неделю. 3 человека (20%) – 1 раз в неделю.
11 человек (73%) ссорятся с родителями из-за увлечения компьютерными играми.
Среди опрошенных в свободное время предпочтут компьютерные игры – 7 человек (47%), 5 человек (33%) – подвижные игры, 2 человека (13%) чтение книг, 1 человек (7%) – прогулки.
8 человек (53%) считают компьютер развлечением. 3 человека (20%) считают компьютер источником знаний. 2 человека (13%) – другом и помощником. 2 человека (13%) не смогли ответить на мой вопрос.
10 моих одноклассников (66%) считают, что компьютерные игры опасны.
5 ребят (33%) не видят опасности в компьютерных играх.
Вывод. Результаты проведённого исследования показали, что все ребята играют в компьютерные игры и только немногие задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть. Большинство ребят понимают, что компьютерные игры опасны. Тем не менее, сами прекратить игру и ограничить время пребывания за компьютером не могут. Из-за этого возникают ссоры с родителями.
Приложение 9
Дневник наблюдений
Неделя 1-я. Играл в развивающие компьютерные игры по 1 часу в день. Понравилось, игра затягивает. Из игр узнал много нового, но стали уставать спина, глаза, иногда возникала головная боль.
Неделя 2-я. Играл в "войнушки", "догонялки", "стрелялки". Игры очень затягивают, за временем не следил. После игры очень сильно болели глаза, мучила головная боль, ночью снились кошмары, в школе стал успевать хуже, часто ссорился с сестрой, не реагировал на просьбы родителей. Меня наказали и лишили на неделю компьютера.
Неделя 3-я. Прочитал интересную книгу, каждый день помогал маме по дому, играл с сестрёнкой в игры, в школе отметки стали выше, с друзьями играл в настольные и развивающие игры.
Неделя 4-я. Играл в компьютерные игры по 30 минут в день - ставил будильник, делал через 15 минут перерыв, выполнял гимнастику для глаз и спины. Заметил, что глаза не уставали, спина не болела, спал спокойно.
Недели | Выбор игры | Время | Наблюдения |
1-я | Развивающие | Ежедневно 1 час | Устают глаза, спина. Иногда возникает головная боль |
2-я | Типа «стрелялок» | Без ограничений | Болят глаза, спина, голова. Ночью мучают кошмары, упала успеваемость. Плохое настроение, ссоры с родными и друзьями |
3-я | Настольные и подвижные | В течение дня | Хорошее настроение, успехи в школе, спокойный сон |
4-я | Развивающие и стратегии | 30 минут в день с перерывами | Отсутствие боли и усталости, спокойный сон |
Вывод: Можно играть в компьютерные игры, если подходить к этому вопросу избирательно; не забывать про рекомендации врачей; соблюдать правила охраны труда и отдыха.
Приложение 10
Играть правильно
(памятка для детей)
1. Выбирать развивающие компьютерные игры.
2. Находиться за компьютером 30 минут в день.
3. Работать при хорошей освещенности.
4. Следить за осанкой и зрением.
5. Делать 2-3 минутные перерывы на гимнастику для глаз и тела.
6. Проветривать помещение, в котором находится компьютер.
7. Содержать рабочее место в чистоте и порядке.
Приложение 11
Играть правильно
(памятка для родителей)
1. Ограничьте время нахождения ребёнка за компьютером.
2. Объясните ребёнку, во что можно играть (контролируйте его).
3. Установите на компьютере программы, полезные для ребёнка.
4. Проводите с ребёнком гимнастику для глаз и тела.
5. Чаще играйте с ребёнком в развивающие игры.
6. Не оставляйте ребёнка за компьютером без присмотра.
"Разделите так, как делили работу..."
Горячо - холодно
Одна беседа. Лев Кассиль
Простые летающие модели из бумаги
Развешиваем детские рисунки дома