Проблема: Семья – это одна из важных ценностей в жизни каждого человека, а создание её – ответственный шаг, который влечёт за собой не только новые права, но и обязанности, подразумевает готовность преодолевать трудности в процессе освоения новых социальных ролей.
Но, к сожалению, сегодня в стране сложная демографическая ситуация, поэтому тема брака очень актуальна. Кроме того, отношение молодёжи к браку неоднозначное. Кроме гражданского брака, многие молодые люди предпочитают заключать фактические браки, но, на наш взгляд, возрождаются и церковные, в связи с этим возникает необходимость определения отношения общества к существующим бракам, так как семья – один из базовых социальных институтов.
Цель: На основе проведенного исследования выяснить, какой брак нужен современному обществу: фактический, церковный или гражданский?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_proekt_kakoy_brak_nuzhe.docx | 111.42 КБ |
Открытая
Международная
научно – исследовательская
конференция
старшеклассников и студентов
«Образование. Наука. Профессия»
Социология
«Какой брак нужен современному обществу»
Кадышева Ольга
Государственное бюджетное учреждение
Самарской области
Средняя общеобразовательная школа с. Старый Маклауш
Муниципального района Клявлинский Самарской области
(ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш)
Научный руководитель:
Пакшаева Татьяна Петровна
Учитель истории и обществознания высшей категории
Отрадный 2013 год
Проблема:
Семья – это одна из важных ценностей в жизни каждого человека, а создание её – ответственный шаг, который влечёт за собой не только новые права, но и обязанности, подразумевает готовность преодолевать трудности в процессе освоения новых социальных ролей.
Но, к сожалению, сегодня в стране сложная демографическая ситуация, поэтому тема брака очень актуальна. Кроме того, отношение молодёжи к браку неоднозначное. Кроме гражданского брака, многие молодые люди предпочитают заключать фактические браки, но, на наш взгляд, возрождаются и церковные, в связи с этим возникает необходимость определения отношения общества к существующим бракам, так как семья – один из базовых социальных институтов.
Цель: На основе проведенного исследования выяснить, какой брак нужен современному обществу: фактический, церковный или гражданский?
Задачи:
1. выяснить причины и последствия брака;
2. изучить основные нормы и их роли в регулировании семейных правоотношений;
3.проанализировать материалы и статистические данные ЗАГСа Муниципального района Клявлинский, Семейного кодекса РФ и других источников;
4. обобщить мнения учащихся, молодёжи и учителей по данной теме;
5. составить диаграмму по результатам анкетирования;
6. изучить литературу по данной теме;
7. систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.
Гипотеза: Если мы проведем данное исследование, то сможем выяснить, какой брак нужен современному обществу.
Место проведения исследования: Муниципальный район Клявлинский Самарской области
Сроки проведения: 2012 г.
Методы исследования:
I. Теоретические:
- изучение материалов ЗАГСа Муниципального района Клявлинский Семейного кодекса РФ и информационных источников;
- проведение сравнительного анализа;
- систематизация;
- обобщение.
II. Практические:
- анкетирование и опрос учащихся, молодёжи и учителей Старо-Семенкинской школы;
- сопоставление;
- анализ статистических данных;
- интервью;
- поиск.
Введение. Слайд 2
«Мы рождены, чтобы
жить совместно, наше
общество – свод из
камней, который
обрушился бы, если бы
один не поддерживал
другого».
Сенека.
Кто хотя бы раз в жизни не останавливался на улице при виде сияющих от радости жениха и невесты, отмечающих первый день совместной жизни? Внимание привлекают не только белоснежное платье, море цветов, довольные лица родных и друзей, но и исходящая от молодожёнов надежда на долгие годы счастья.
Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отеческую традицию. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности.
Мы убеждены, что семья – один из базовых социальных институтов, так как он реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.
3
Глава 1. Из истории брака. Слайд 3
«В семье и каша гуще» Русская пословица.
Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: «Не женат – не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча» и другие.
В далёком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15 - 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка «В тесноте да не в обиде»?
В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей. Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли «большаком». Даже взрослые женатые сыновья, имевшие собственных детей, считались с ним.
В основе крестьянского супружеского союза лежал, прежде всего, хозяйственный интерес. Такое святое для многих людей чувство, как любовь, редко бралось в расчёт. Помещик женил крепостных по своему усмотрению. Да и народная традиция не предусматривала обоюдного согласия юноши и девушки на брак – за них всё решали родители.
Невесту старались выбрать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось тянуть на себе всё домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле. Супругов объединяла общая забота: о хозяйстве, о детях, о доме. Ну а что до любви – «стерпится-слюбится», - считали в старину. В былые времена женились очень рано. «Кормчая книга» - свод церковных правил, составленный в XIII в. и регулировавший в числе и семейные отношения, - устанавливала брачный возраст для девушек – 13, для юношей – 15 лет. Не редки были случаи и более ранних браков. Борясь с ними, «Стоглав» в середине XVI в. обязывал священников венчать девушек никак не моложе 12, а юношей – 15 лет. Существовали и иные ограничения при вступлении в брак. Запрещалось, например, жениться родственникам до шестого колена, то есть троюродным брату и сестре. Церковь отказывала в венчании жениху и невесте, состоящим в кумовстве, сватовстве или крёстном братстве. 4 Запрещалось православным сочетаться браком с человеком другой веры или вовсе не крещёным. Церковные правила допускали заключение брака не более трёх раз. Даже второй брак считался греховным, и на вступающих в него церковь накладывала наказание – епитимью, запрещающую причащаться в течение двух лет. Причём второй брак совершался без венчания, так же как и третий, сопровождавшийся пятилетней епитимьей. Насколько неприемлемы были для церкви последующие браки, отражал «Стоглав» в изречении Григория Богослова: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвёртый – нечестие, понеже свинское есть житие».
Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В Западной Европе приняты были династические браки, и венценосный жених выбирал супругу равную по званию, да ещё и с «территориальным приданным». На Руси же цари, как правило, женились по любви. В невесте ценились, в основном, красота и здоровье. Задумав жениться, царь держал совет с патриархом и боярами. Получив их формальное согласие, он приступал к выбору невесты. Дело это было непростое. В Москве составляли специальные царские грамоты с наказом организовать на местах смотр невест и рассылали их во все концы государства. Самых красивых девушек отправляли в Москву. Известно, что перед первой женитьбой Ивана Грозного в столицу свезли 1,5 тыс. невест, а перед третьей – более 2 тыс. Размещали кандидаток в царицы в особом доме со множеством покоев. В назначенный день Иван Грозный в сопровождении самого старого боярина вошёл в покои невест и сел в кресло в отдельной комнате. Девицы в самых нарядных своих платьях и головных уборах одна за другой входили в цареву комнату, низко кланялись государю и выходили прочь. Каждую из них царь одаривал платком, расшитым золотом и серебром. Из 2 тыс. претенденток выбрали 24, а из них – 12, приглянувшихся царю девушек. Их тщательно осматривали доктора и бабки на предмет различных болезней и изъянов. И только после этого, долго сравнивая девушек по красоте, уму и приятности, царь остановился на Марфе Собакиной, дочери новгородского купца. На основе анализа исторических источников и литературы делаю вывод, что брак и семья в Российском государстве во все времена имели значение государственной важности. В семье царил дух взаимопонимания, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.
5
Глава 2. Причины брака и последствия. Слайд 4
«Любовь так плохо
выносит домашние
дрязги».
О. де Бальзак.
Существует множество причин, влияющих на решение вступить в брак. Одни рвутся в брак, чтобы почувствовать себя «взрослыми».
Другие хотят уйти от родителей и стать самостоятельными. Третьи желают получить большую свободу - и получают ещё большую несвободу. Существует и четвёртая причина: в сознании у многих юношей и девушек сложился стереотип: любовь бывает один раз в жизни и, как правило, в юности. Пятой причиной браков является беременность девушки.
Девушкам и юношам, всерьёз думающим о браке, мы бы посоветовали задать себе несколько вопросов:
1. Какими им видятся роли мужа и жены?
2. Как они относятся к детям?
3. Как они намерены распоряжаться деньгами?
4. И, наконец, оба ли они независимы от родителей?
И только после совместного обсуждения ответов, молодые люди могут рассчитывать на логическое завершение своих встреч.
Итак, молодые люди женаты. Вот теперь возникают куда более серьёзные проблемы.
«Праздник, который всегда со мной», - так, видимо, словами Хемингуэя многие назовут время, следующее сразу после свадьбы. Радость неразлучного общения, половодье эмоций, обострённое восприятие любого слова: радость - от доброго, обида из-за каждой мелочи. Но, нравится или нет, хозяйственные дела начинают постепенно обступать беспечных супругов, заставляют сокращать время развлечений, впрягаться в непривычные и не всегда увлекательные занятия.
6
Ещё одна проблема, разрушающая браки – финансовая.
Следующая причина, способствующая разводу – идеализация объекта любви. Так начинает рушиться брак.
В настоящее время в России насчитывается 41 млн. семей. По статистике за последние 2 года, в России ежегодно образовывалось 2788 тысяч новых семей и расторгалось примерно 930 тысяч браков. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так, например, статистика ЗАГСа по Клявлинскому району показывает, что за последние 2 года на 280 пар, зарегистрировавших брак, 150 пар получили развод. В 2008 году браков зарегистрировано 152, разводов 76. В 2009 году браков 128, а разводов 74. Эти цифры очень беспокоят, т.к. число разводов по отношению к числу браков больше, чем во всей России. В 2008 году в России родились 1 млн. 717 тыс. детей. В Клявлинском районе за 2008 год родились 237 детей, а в 2009 году 199 детей. Идёт уменьшение рождаемости в нашем районе.
7
Глава 3. Правовые основы брака. Слайд 5
«Жениться - это значит
наполовину уменьшить свои
права u вдвое увеличить
свои обязанности».
А. Шопенгауэр.
Нигде, наверное, человек не чувствует себя лучше, увереннее, комфортнее, чем в семье. Влюбленные не всегда задумываются o том, что продолжением их любви станет прочный семейный союз, путь к которому лежит через событие, которое носит строгое и официальное название — «вступление в брак ».
По семейному праву брак - это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов. B реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые «браки по расчёту»), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми. Однако даже самой сильной взаимной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.
Каковы условия вступления в брак?
Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак.
Второе. Достижение брачного возраста.
Третье. Человек имеет право одновременно состоять только в одном браке.
Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками.
Пятое. Не могут вступить в брак лица, страдающие душевной болезнью.
C получением свидетельства o браке супруги приобрели по отношению друг к другу равные права.
К сожалению, количество расторгаемых браков остается очень большим.
8
Фактический брак, т e. не зарегистрированный должным образом, в нашей стране защитой не пользуется. Брак, заключённый c соблюдением церковных обрядов, также не порождает правовых последствий и приравнивается к фактическому. В последнее время наблюдается рост числа фактических браков, когда люди живyт вместе, ведут общее хозяйство, зачастую рожают и воспитывают детей, но брак по каким-либо причинам не регистрируют.
Считаем, что в фактическом браке можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Во всём мире фактический брак не приравнивается к юридическому, однако пользуется определённой правовой защитой, так, например, дети имеют право на алименты без установления отцовства, женщина — на определённое содержание от фактического супруга. B России никаких правовых гарантий лицам, проживающим в фактическом браке, не предусмотрено, что можно отнести скорее к недостаткам законодательства.
Ещё каких-нибудь 15-20 лет назад венчание (церковный брак) в церкви казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня, на мой взгляд, это уже привычное явление. Венчаются и молодые, и люди с солидным семейным стажем, хотя причины могут быть разными. Не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть принят церковью, поскольку условия заключения брака, установленные законодательством, отличаются от условий, закреплённых в церковных канонах. Так, церковью не допускаются четвёртый и далее браки; если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим человеком; браки между лицами, состоящими в близком родстве (даже между троюродными братьями и сёстрами), между крестниками и крёстными.
Нас заинтересовал вопрос: «Возможен ли развод и допустим ли второй брак?» С этим вопросом мы обратилась к отцу Дионисию, на что получили ответ: «Церковь учит, что брак нерасторжим до смерти одного из супругов: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Новый Завет от Матфея гл. 19). Разлучение супругов - это не только грех перед их детьми, но и перед Богом.
Итак, хотя некоторые условия заключения и расторжения гражданского и церковного брака отличаются, всё-таки, по мнению церкви, гражданский брак — брак, заключённый в соответствии с законом.
9
Глава 4. Изучение общественного мнения по проблеме брака. Слайд 6
Проанализировав соответствующую литературу, подойду к главному вопросу: «Какой же брак нужен современному обществу?» Для этого была разработана анкета, с помощью которой было необходимо привлечь внимание сверстников к животрепещущей теме браков.
Мы проводили анкетирование среди учащихся 9,11 классов (опрошенных – 48) и учителей (опрошено 16 чел.).
Результаты опроса показали, что эта проблема волнует многих, как и нас. Причём, чем старше контингент опрошенных, тем выше процент участников опроса: 9 классы — 50%; 11 классы — 50%; учителя (23 — 60 лет) —69 %.
Второй вопрос выявил, что 20% 9-классников и 4% 11-классников не владеют достаточной информацией об основах семейно-брачных отношений. На основании этих данных мы сделали вывод, что современная молодёжь осведомлена в вопросах правового знания о семейно-брачных отношениях. 88 % учителей также владеют этими знаниями.
Своё единогласие опрошенные проявили в выборе побудительных мотивов для вступления в брак: любовь – 92 %; материальное положение – 36 %. Только 15 % всех респондентов выбрали в качестве побудительного мотива авторитет родителей.
На вопрос, какой возраст вы считаете оптимальным для вступления в брак, ответили так: 9 классы – более 20 лет (46 %); 11-классники предпочли тот же ответ (54%); и учителя – 63%, умудрённые семейным опытом, считают более 20 лет лучшим временем для женитьбы.
Следующий вопрос: заключили бы Вы брачный контракт при вступлении в брак, показал, что, большая часть опрашиваемых не заключила бы брачный контракт, причём, чем старше респонденты, тем меньше процент заключения брачного контракта, а именно:
9 класс – 42%, 11 класс- 26%, учителя – 25%.
Такое же единогласие опрошенные проявили в выборе долговечного брака – 50% учеников 9 классов, 54% 11-классников и 50 % учителей считают более долговечным церковный брак, и это, обосновано, ведь сегодня изменилось отношение к церковным обрядам.
10
И, наконец, на главный вопрос нашего исследования: какой брак нужен современному обществу, мнения разделились таким образом: ученики 11 классов – 46% считают, что современному обществу нужен церковный брак, учащиеся 9 классов по 33% отдали гражданскому и фактическому. Учителя считают, что современному обществу всё-таки нужен гражданский брак – 69%, то есть в целом соответствующий потребностям общества
11
Заключение.
Работая над данной темой, мы убедились в её актуальности. Результаты социологического опроса, проведённого в своей школе среди учащихся 9 и 11 классов и учителей, показали злободневность вопроса о проблеме браков.
В своей работе мы старались раскрыть некоторые, на наш взгляд, важные аспекты этой проблемы: причины и последствия брака; его правовые основы.
В ходе проведённого исследования нами были реализованы все поставленные задачи.
Тем самым достигли поставленной цели работы: выяснили, какой брак нужен современному обществу. Около 50% респондентов считают, что современному обществу всё-таки нужен гражданский брак. С этим мнением мы полностью согласны, потому что считаем, что только этот брак в целом соответствует потребностям общества и пользуется защитой государства и уважением церкви.
Предлагаемая работа может быть использована в качестве информационного источника при изучении данной темы, при подготовке проектов, рефератов, сообщений, статей в газеты и при проведении семинаров, диспутов, классных часов среди молодёжи. Данная работа может быть также применена в качестве методического пособия и информационного источника.
12
Список литературы.
9. termin.bposd.ru/publ/4-1-0-6082
13
Приложение №1.
Права и обязанности супругов:
Личные права супругов | Имущественные права и обязанности |
Каждый из супругов имеет право на выбор занятий, профессии, места жительства. Супруги равны в решении основных вопросов жизни семьи: рождения ребенка, воспитания и образования детей, ведения домашнего хозяйства. Свои отношения в семье они обязаны строить на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться o благосостоянии и развитии своих детей (Семейный кодекс РФ ст. 31). Выбор фамилии после вступления в брак оставлен за супругами. По взаимному согласию и личному желанию они могут взять фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Разрешается к своей фамилии присоединить фамилию супруга (тогда образуется двойная фамилия). Муж и жена могут оставить и свои прежние фaмилии (Семейный кодекс РФ ст. 32). | Определяются рядом норм. Все приобретенное до брака (добрачное имущество) остается личной раздельной собственностью мужа и жены, a нажитое в браке становится общей совместной собственностью супругов. Имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству, считается его личной собственностью. Предметы роскоши считаются совместной собственностью, вне зависимости от того, кто ими пользовался. B случае развода совместная собственность прекращается. Каждый из супругов имеет право на свою долю при разделе имущества. При расторжении брака может оказаться так, что одному из супругов (если он нетрудоспособен, не имеет средств к жизни, если он осуществляет уход за общим ребёнком-инвалидом и в некоторых других случаях) потребуется материальная помощь. Тогда он имеет право в судебном порядке потребовать от другого супруга предоставления алиментов (Семейный кодекс РФ ст. 20). Имущественные права и обязанности супругов могут определяться брачным договором, который может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Этим актом супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, решить другие вопросы (Семейный кодекс РФ ст. 41-42). |
Приложение №2
Фактический брак: «за» и «против».
Положительные стороны фактического брака (по мнению его сторонников) | Отрицательные стороны фактического брака |
– Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. – Фактический брак может стать временной формой личной жизни. – Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случа- ев через 5 - 7 лет распадаются. | – Люди, состоящие в фактическом браке, не ощущают прочности своего положения, серьёзности отношений. Они лишены определённого социального статуса. – Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. – Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. – B фактическом браке не защищены имущественные и прочие права суп ругов и детей. |
16
Приложение №3
Анкета.
Я, Кадышева Ольга, убедительно прошу Вас уделить немного внимания данной анкете, посвящённой анализу отношения молодых людей к браку, и ответить на несколько вопросов. Прошу Вас отвечать искренне, так как ответы будут использоваться только в обобщённом виде. Внимательно прочитайте вопросы анкеты. Некоторые из них подразумевают однозначный ответ. Там, где возможны несколько вариантов, выберите вариант и обведите его кружком.
Заранее благодарю за сотрудничество!
Ученик(ца) класса.
Напишите, сколько Вам полных лет
1) Считаете ли Вы проблему брака актуальной?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
2) Владеете ли вы достаточной информацией o моральных и правовых основах семейно - брачных отношений?
а) Да
б) Нет
в) Не в полной мере
17
3) Что будет являться для Вас главным побудительным мотивом для вступления в брак?
Субъективные факторы:
1)Любовь;
2)Стремление подражать массовому примеру других;
3)Положительное отношение к беременности;
4)Сексуальная привлекательность;
Объективные факторы:
1)Авторитет родителей;
2)Материальное положение.
4) Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак?
а)16 лет б)17 лет
в)18 лет г)19 лет
д) 20 лет
е) иное (укажите, пожалуйста)
5) При вступлении в брак заключили Вы бы брачный контракт?
а) Да
б) Нет
в) Не знаю
18
6) Какой брак кажется Вам более долговечным?
а) Гражданский
б) Фактический
в) Церковный
7) Какой брак нужен современному обществу?
а) Гражданский
б) Фактический
в) Церковный
Спасибо за сотрудничество!
Желаю удачи!
19
Приложение №4.
Анкеты девятых классов:
Опрошено — 24 человека
Возраст опрашиваемых | 14 лет | 5чел. — 20% |
15лет | 15чел. — 63% | |
16 лет | 4 чел. — 17% | |
Считаете ли Вы проблему брака актуальной? | Да | 12 чел. — 50% |
Нет | 2 чел. — 8% | |
Не знаю | 10 чел. — 42% |
Владеете ли Вы достаточной | ||
информацией o моральных и | Да | 5 чел. — 20% |
правовых основах семейно- | ||
брачных отношений? | Не в полной мере | 13 чел. --- 546 |
Нет | 5 чел. — 20% |
Что будет являться для Вас главным побудительным мотивом для вступления в брак? | C.Ф.: Любовь | 22 чел. — 92 % |
Стремление подражать окружающим | 0 чел. — 0% | |
Положительное отношение к беременности | 1 чел. — 4 % | |
Привлекательность | 0 чел.- 0% | |
Об. Ф.: Авторитет родителей | 3 чел. — 13% | |
Материальное положение | 7 чел. — 30% |
Какой возраст вы считаете оптимальным для вступления вбрак? | 16 лет | 0 чел. — 0°/о |
17 лет | 0 чел. — 0% | |
18 лет | 1 чел. — 4 % | |
19 лет | 2 чел. — 8 % | |
20 лет | 10 чел. — 42 % | |
Иное: | ||
Больше 20 | 11 чел. — 46% | |
От 18 до 20 | 0 чел. — % |
При вступлении в брак заключили бы Вы брачный контракт? | Да | 10 чел. — 42% |
Нет | 9 чел. — 38 % | |
Не знаю | 5 чел. — 20 % | |
Какой брак кажется Вам более долговечным? | Гражданский | 3 чел. — 13% |
Фактический | 7 чел. — 30% | |
Церковный | 12 чел. — 50 % |
Какой брак нужен современному обществу? | Гражданский | 8 чел. — 33% |
Фактический | 8 чел. — 33 % | |
Церковный | 7 чел. — 30% |
Анкеты одиннадцатых классов:
Опрошено — 24 человека
| 16 лет | 7 чел — 30 % |
Возраст опрашиваемых | 17 лет 18 лет | 10 чел. — 40 7чел.-30% |
Считаете ли Вы проблему брака актуальной? | Да | 12 чел. — 50 % |
Нет | 5 чел. — 20% | |
Не знаю | 7 чел. — 30 % |
Владеете ли Вы достаточной | ||
информацией o моральных и | Да | 15 чел. — 63 % |
правовых основах семейно- | ||
брачных отношений? | Не в полной мере | 8 чел. 33 |
Нет | 1 чел. — 4% |
Что будет являться для Вас главным побудительным мотивом для вступления в брак? | C.Ф.: Любовь | 22 чел. — 92 % |
Стремление подражать окружающим | 0 чел. — % | |
Положительное отношение к беременности | 2 чел. — 8% | |
Привлекательность | 0 чел. — 0% | |
Об. Ф.: Авторитет родителей | 4 чел.— 17% | |
Материальное положение | 10 чел. — 42% |
Какой возраст вы считаете оптимальным для вступления в брак? | 16 лет | 0 чел. — 0% |
17 лет | 0 чел. — 0% | |
18 лет | 0 чел. — 0% | |
19 лет | 0 чел. —0% | |
20 лет | 8 чел. — 33% | |
Иное: | ||
Больше 20 | 13 чел. — 54 % | |
От 18 до 20 | 2 чел. — 8% |
При вступлении в брак заключили бы Вы брачный контракт? | Да | 6 чел. — 26% |
Нет | 13 чел. — 54 % | |
Не знаю | 5 чел. —20 % |
Какой брак кажется Вам более долговечным? | Гражданский | 5 чел. — 20 % |
Фактический | 6 чел. — 26% | |
Церковный | 13 чел.— 54% | |
Какой брак нужен современному обществу? | Гражданский | 9 чел. — 37% |
Фактический | 4 чел. — 17 % | |
Церковный | 11 чел. — 46% |
Анкеты учителей.
. Опрошено — 16 человек.
Считаете ли Вы проблему | Да | 11 чел.- 69% |
брака актуальной? | Нет | 5 чел. - 31 % |
Не знаю | 0 чел .- 0 % |
Владеете ли Вы достаточной | ||
информацией o моральных и | Да | 14 чел. — 88 % |
правовых основах семейно- | ||
брачных отношений? | Не в полной меремеремере | 1 чел.- 6% |
Нет | 1 чел. — 6% |
Что будет являться для Вас главным побудительным мотивом для вступления в брак? | C.Ф.: Любовь | 15 чел. - 94 % |
Стремление подражать окружающим | 1 чел. - 6% | |
Положительное отношение к беременности | 0 чел. - 0% | |
Привлекательность | 0 чел.- 0 % | |
06. Ф.Авторитет родителей | 1 чел. - 6 % | |
Материальное положение | 5 чел. - 31% |
Какой возраст вы считаете оптимальным для вступления в брак? | 16 лет | 0 чел. – 0% |
17 лет | 0 чел. - 0% | |
18 лет | 0 чел. - 0% | |
19 лет | 0 чел. – 00% | |
20 лет | 5 чел. - 31% | |
иное: | ||
Больше 20 | 10 чел. - 63 % | |
От 18 до 20 | 1 чел. – 6% |
При вступлении в брак заключили бы Вы брачный контракт? | Да | 4 чел. — 25 % |
Нет | 9 чел. — 56 % | |
Не знаю | 3 чел. — 19% |
Какой брак кажется Вам более долговечным? | Гражданский | 7 чел. — 44% |
Фактический | 1 чел. — 6% | |
Церковный | 8 чел.— 50% |
Какой брак нужен современному обществу? | Гражданский | 11чел. — 69 % |
Фактический | 3 чел. — 19 % | |
Церковный | 2 чел. — 12% |
Приложение № 5
1. Возраст опрашиваемых среди 9 и 11 классо
2.Отношение к проблеме браков (волнует или нет)
3. Владение информацией о моральных и правовых нормах семейно – брачных отношений
4. Влияние субъективных факторов на вступление в брак
5. Влияние объективных факторов на вступление в брак
6. Оптимальный возраст для вступления в брак
7.При вступлении в брак заключили бы Вы брачный контракт?
8.Какой брак кажется Вам более долговечным?
9.Какой брак нужен современному обществу?
27
Соленая снежинка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Весёлая кукушка
Как напиться обезьяне?
Любимое яичко