С чем, с кем ассоциируется образ кукушки в литературе? Почему именно к кукушке разное (полярно противоположное) отношение людей? Отчего "судьба" кукушки несчастливая? Дети сделали попытку ответить на поставленные вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
isl.r.o_kukushke.doc | 184 КБ |
Оглавление
1.1. Легенды и предания о кукушке - 6
1.2. Поверья и приметы, связанные с прилётом и кукованием кукушки - 9
1.3. Пословицы про кукушку - 11
1.4. Обряд крещения и похорон кукушки - 14
2. Образ кукушки в художественных произведениях - 22
3. Что мы знаем о кукушке - 23
Список использованной литературы 29 - 30
Приложение - 41
.
Введение
Кукушки встречаются почти всюду на просторах России и в других странах. В лесном «хоре» распознает её «голос» каждый. Но поскольку птица ведёт чрезвычайно скрытый образ жизни, летает, в основном, только по ночам, а днём прячется в глухих местах леса, то даже узкие специалисты знают о кукушке гораздо меньше, чем о других видах птиц. Потому, наверно, жизнь этой птицы – ещё не до конца прочитанная книга. Люди до сих пор верят в разные приметы, связанные с кукушкой, поэты её воспевают.
Цели исследования:
Задача – выяснить, почему к кукушке люди относятся по-разному.
Объект исследования – жизнь птицы кукушки.
Предмет исследования – 1) образ кукушки в фольклоре, в художественных произведениях и 2) поведение птицы в природе.
Методы: поиск информации в устном народном творчестве, в художественной литературе, научной литературе, информационных сайтах в сети Internet, анализ информации, анкетирование, обобщение материала.
Гипотеза:
1.1. Легенды и предания о кукушке
На всех языках название этой птицы как научное, так и принятое в народе образовано от всем известного «ку-ку». И во всех странах именно с кукушкой связано множество легенд.
Она была известна ещё в античные времена . У древних греков кукушка считалась священной птицей богини Геры, символизирующей весну, любовь, возрождение. . Скипетр богини Геры был украшен скульптурной кукушкой, потому что Зевс перед вступлением с ней в брак превратился в эту птицу.
У многих народов она считалась птицей, олицетворяющей душу, предсказательницей будущего, вестницей весны.
Славянские племена считали также кукушку вещей птицей. Она должна была поведать людям о наступлении лета. Определяла долготу человеческой жизни, сроки брачных союзов. Кукушка - славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой. Кукушка – одна из мифологизированных птиц в славянской традиции. Согласно поверьям, у кукушки нет пары: муж её утонул или она сама убила его, сжила со свету или спрятала под мост. Как сказано в одной из легенд, «кукуш» покинул кукушку ещё во время всемирного потопа. Поэтому кукушка спаривается с удодом, вороном, ястребом, соловьём или даже с петухом. В легендах кукушка – обращённая в птицу скорбящая вдова: жена. Ждущая и зовущая загубленного мужа; сестра, оплакивающая смерть брата или проклятая братом за потерю ключей. С тех пор кукушка зовёт брата: « Я – куш, бра –туш, прос-нись, ключи наш-лись!» или «Мак-сим, вер-нись, клю-чи наш-лись!». В одной из легенд Кукушкой становится девка, наказанная Христом за ложь: она, защищая св. Петра, укравшего коней, кричала: «Ку-пил!»; дочь, проклятая матерью или отцом; скупая вдова, не накормившая хлебом нищего (Бога); девка, пугавшая Бога из-под моста; дочь, изгнанная родителями и тоскующая по родному дому. Обернувшись кукушкой, она прилетает домой.
В народных украинских песнях рассказывается, как кукушка прилетает погоревать над умершим. Она олицетворение невыносимой сердечной печали по милым покойникам. В свадебной песне невеста-сирота посылает кукушку за своими умершими родственниками, чтобы они пришли с того света благословить её на новое счастливое житьё. В виде кукушки представляли душу умершего родственника. В похоронных причитаниях к покойнику обращались со словами: « Прилетай же ко мне кукушечкой, прокукуй мне свою волюшку». В облике кукушки душа как бы слетает на землю побеседовать с родными. Часто в кукушке видели вестницу с «того света». В районах, пограничных с Белоруссией, существует обычай голосить с кукушкой. Женщины, потерявшие близких родственников или находящиеся в разлуке с ними, уходят в лес и там, услышав кукушку, общаются наедине с ней, причитая и выплакивая ей свою боль. Кукушка выступает в роли посредника между этим и «тем светом»: у неё выпрашивают новости с «того света» о своих близких, через неё передают им наказы и просьбы.
Согласно народным поверьям, когда Бог создал землю, он дал каждому животному и птице выбрать своё жилище. Аисту понравились высокие сухие деревья и крыши, чибису и жаворонку – бескрайние поля, ласточка поселилась под крышей. Только кукушка так ничего и не смогла выбрать себе по душе. Вот и летает она в бесплодных поисках, нигде не устраивая гнезда и подкидывая яйца в чужие гнёзда.
Кукушка никогда не считалась роковой, страшной птицей. Скорее – доброй, сочувствующей (вместе поплачет в случае несчастья), предупреждающей об опасности, способной сообщить хорошие вести о любимом. Считалось, что кукушка произошла от человека, поэтому её нельзя убивать. Неслучайно легенды разных народов рассказывают о человеческих судьбах, о девушках, переживших трагедии, от безысходности, горя и из-за одиночества превратившихся в кукушку. Если внимательно прислушаться к пению кукушки, действительно, она поёт печально.
Сюжеты легенд и преданий свидетельствуют о том, что в древние времена люди относились к кукушке с почитанием как к пророчице и с сочувствием как к одинокой и бесприютной душе.
1.2. Поверья и приметы, связанные с прилётом и кукованием кукушки
Кукушка – персонаж целого ряда примет и поверий. Олицетворяет женское начало. О ней бытует представление как о «проводнице « из мира потустороннего царства в мир явный. Поэтому она может выступать вестницей несчастья или пророчицей счастливого будущего.
Приметы и поверья связаны с её кукованием. Услышать весной соловья раньше кукушки – к счастливому лету, а кукушку раньше соловья – к несчастливому. Ранний прилёт кукушки и раннее кукование, когда лес ещё не оделся листвой, предвещает неурожайный год, голод, мор. Нельзя купаться. Пока кукушка не закукует. Услышав первый раз кукушку, берут из-под правой ноги горсть земли и кладут её под постель, чтобы не было блох. Кто впервые услышит кукушку на пустой желудок, тому настоящий год сулит несчастья. Если весной услышишь первую кукушку справа, удача будет сопутствовать, если слева – удача покинет на весь остаток года.
Крик кукушки часто расценивался как зловещее предзнаменование. Говорили: «Кукушка кукует - горе вещует». Поэтому. Заслышав её, старались отвести беду заклинанием: «Хорошо кукуешь, да на свою б голову».
Связь кукушки со смертью обнаруживается в следующих поверьях. Если закукует она на крыше дома – будет покойник или пожар в этом доме. Верили, что перед чьей-либо смертью она и зимой прилетала к жилью. Говорили, что если в первый раз весной услышишь кукушку, кукующую тебе в глаза, то будешь плакать, а если в спину – умрёшь. Она предвещает смерть. Несчастье или дороговизну, если кукует на заходе солнца. Широко известно гадание по кукованию о сроке наступления смерти. Для этого к кукушке обращались с вопросом: «Кукушка сера, загадывай смело, сколько лет жить и когда помереть. Чтобы кукушка подольше куковала и не улетела с ветки, старались подкрасться к дереву и перевязать его поясом.
Кукование кукушки рождало у людей не только страх, но и надежду. Девушки ждали прилёта кукушки к жилью, так как это ещё было предвестием свадьбы. По кукованию они определяли, сколько ещё лет осталось до замужества.
Пение кукушки указывало на календарные сроки, например: «Кукушка поёт в апреле, в мае, на Ивана, а позже уже не поёт». Кукушка в июле готовится в путь, в августе ей пора улетать. С Петровым днём (14 июля) связывают прекращение кукования кукушки. Если услышишь кукушку после дня летнего солнцестояния, это не к добру: прокукуй ей в ответ, чтобы больше её не слышать. Однако это поверье касается «старого» дня летнего солнцестояния, то есть 6 июля.
Но пение кукушки связывали не только с календарными сроками, но и с хозяйственными. Закуковала кукушка – пора лён сеять. Конец кукования связывается со временем колошения ржи, ячменя или созревания трав и началом покоса. Говорили: «Кукушка подавилась ржаным колосом, житным зерном или ячменём» или «Пора уж и косы бить, и грабли готовить – вон уж кукушка-то охрипла».
Считают, что после окончания кукования кукушка прячется в капусте или в крапиве от птиц, которые её преследуют и бьют, мстя за то, что она подкидывает свои яйца в чужие гнёзда. Своего же гнезда Бог лишил эту птицу в наказание за нарушение запрета работать на Благовещение. Как говорят в народе, «За то кукушка без гнезда, что в Благовещение его завила». В наказание за это она потеряла и дом, и детей. С тех пор весь век кукует, плачет.
У многих европейских народов существует представление, что кукушка, прекратив к осени своё кукование, обращается в ястреба, с которым она действительно имеет внешнее сходство.
Кукушка – бездомная скиталица – обитает не только на территории необъятной Российской Федерации. Она известна и в странах Европы, Африки, Индии, Китае. В Африке, Индии, Китае она зимует, там не слышат её кукования, та как она не поёт в небрачный сезон. В европейских же странах до сих пор верят в предания и гадают на первом в году куковании кукушки.
В Германии голос кукушки, слышимый с севера, означает смерть, с любой другой стороны - к процветанию.
В Шотландии верят в пророчество кукушки, сколько осталось лет жить.
В Англии считают, что кукушка поёт к дождю. Если она кукует на сухом суку гнилого дерева, жди смерти.
Во Франции 300 лет назад существовало поверье: услышав кукованье, надо взять землю из-под правой ноги и рассыпать её в доме: блох не будет.
В Бельгии, чтобы избавиться от всяких болезней, нужно было, услышав кукование, покататься на земле.
Как только услышишь в первый раз в этом году кукушку. Нужно обязательно быть весёлым, иметь в кармане деньги и позвенеть монетами или ключами – тогда весь год будешь счастливым и при деньгах. Это поверье имело распространение по всей Европе.
У разных народов много примет и поверий, связанных с кукушкой. В них, как мы видим, этот персонаж является и отрицательным (плохие приметы), и положительным (приметы добрые). Считалось, что кукушка обладает мистической силой. Ей верили и боялись её как пророчицу. «Бездомье» же кукушкино люди оправдывали её исключительным трудолюбием (в праздник работала), сочувствовали ей за это божье наказание. Мстят кукушке и бьют её за подкидывание яиц, судя по поверьям, только птицы.
1.3. Пословицы про кукушку
Пословицы – кладезь народной мудрости. В них отражено морально-этическое восприятие народом окружающего мира и человеческого бытия, выражена оценка поведения, человеческих взаимоотношений, негласных законов.
Условно пословицы про кукушку можно распределить по тематическим группам. Календарной можно считать пословицу: «Кукушка станет куковать – мороза больше не видать». Эта пословица похожа на примету.
Есть пословицы, в которых выражается всенародная признательность кукушке за её «голосистость», своеобразное пение:
В лесу кукушка, а в избе хлопушка.
Слышно в хате дочку, как кукушку в садочку.
О дружбе и единении говорится в армянской пословице: «Одна кукушка весны не делает».
Во все времена ценилось профессиональное мастерство и умение, прославлялись умельцы. Пословица гласит: «Кукушка - не ястреб, а неуч – не мастер». Осуждает народ пустословие, праздное время провождение:
За кукушку (пустословие) бьют в макушку.
Плакала кукушка, что детей отдала в люди.
На кукушкиных яйцах не высидишь цыплят.
Противоречивое отношение народа к кукушке ярко проявилось в пословицах, связанных с темой родного дома, родиной. Об утрате родины говорят пословицы:
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Кукушка кукует – по бездомным горюет. Эти пословицы выражают тоску человека, оказавшегося в силу каких-либо причин вдали от родины, потерявшего свой кров. Но есть пословицы, в которых слышится осуждение и упрёк за легкомысленное отношение к жизни:
Не диво, что кукушка по чужим гнёздам летает, а вот бы диво, как бы своё завела.
Только кукушка своего гнезда не вьёт.
Образ несчастного человека предстаёт в пословицах:
Кукушка кукует – от бездомья горюет.
Не кукушечка кукует, а жена горюет.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей:
Как кукушка по чужим гнёздам летает.
Ворона и кукушка одного цвета, да голоса у них разные.
Кукушка соловушку журит (свекровь – сноху). Всеобщего осуждения заслуживал поступок женщины, родившей ребёнка не от своего, а от чужого мужа. Такого ребёнка называли «кукушкиным яйцом». «Кукушкиным яйцом» называют подарок сомнительной ценности.
Веками пословицы были для простого народа руководством к действию, он жил по их заветам:
Проживёшь жизнь как кукушка – не получишь хлеба краюшку.
Пословицы не только кладезь народной мудрости, но и образец образности народной речи.
Основным изобразительно-выразительным средством произведений устного народного творчества является параллелизм. Этот приём помогает современному читателю понять языческие корни мировосприятия древних славян. Например: «Кукушка на радость в бору, ребёнок на радость в дому». Ключевое слово «радость» выражает отношение к этой птице: ей рады, она долгожданная предвестница весны. Появление кукушки сопоставляется с появлением самого дорого, что должно быть в семье, - ребёнка! Кукушка – символ обновления жизни. Её пение украшает, оживляет лес, ребёнок украшает жизнь, придаёт ей смысл, с ним связаны и хлопоты, и надежды дома, семьи.
Другим также наиболее распространённым изобразительно-выразительным средством в произведениях устного народного творчества является сравнение. Например: «Живёшь кукушкой: ни кола, ни двора, ни мужа, ни семьи». Определённо-личное предложение с сравнением, выраженным существительным в форме творительного падежа, обретает адресный характер и выражает явно негативную оценку поведения, образа жизни. Однородные члены предложения указывают на причину осуждения: человек должен иметь свой дом, свою семью, вырастить детей. Народное осуждение кукушки за её поведение в природе, что не вьёт гнезда и не высиживает свои яйца, переносится на образ жизни человека, легко идущего по жизни, не обременённого семьёй. Эта пословица содержит аллегорический смысл.
Итак, мы видим, что образ кукушки в пословицах трактуется неоднозначно. В одних подчёркивается своеобразие, неповторимые достоинства кукушки, в других даётся негативная оценка её поведению. Такие пословицы имеют назидательный характер.
1.4. Обряд крещения и похорон кукушки
Душу человеческую наши древние верования рисуют в образе кукушки. Отчасти проливает свет на этот образ загадочный обряд крещения кукушки. Обычно он свершается в Семицкую неделю, когда поминают усопших. На юге и западе России до 60-х годов нашего столетия (а в ряде мест и в настоящее время) распространён обряд «похорон кукушки». Он входит в цикл весенне-летних календарных праздников и обычно приурочивается к Вознесению, Троице, Духову или Петрову дням.
Обряд этот, несомненно, языческого происхождения и претерпел христианизацию лишь внешне. Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умирания – возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона действа – повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай. По представлениям древних славян, в кукушку превращалась богиня жизни Жива.
Крещение кукушки происходило так. Под Вознесенье деревенские девушки и молодые женщины, втайне от мужчин, собираются в одной из изб шить наряд для кукушки: сарафан, рубашку и платок. Руководила обрядом вдовая старуха – позыватка. Праздничным утром разодетые участницы «кстин» отправляются в лес. Там среди зелёного приволья они ищут траву кукушкины слёзки (растение это ботаники называют ятрышником, принадлежит оно к семейству орхидейных). Вырывали с корнем парное количество стебельков, следили за тем, чтобы у каждого вырванного растения был раздвоенный корень, затем девушки обвивали стебельки лентами и обряжали припасёнными нарядами. По преданьям, когда-то так одевали настоящую кукушку. Её наряжали в белую рубашку, а сарафан и платок полагались тёмные, ведь птица эта слыла вдовой – «ей мужа не достало». Траву же украшали наряднее.
Когда ряженье заканчивалось, девушки наклоняли ветки берёз или орешника, свивали их в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали свою «кукушку», обвешанную крестиками. Наступало время кумовства. Присутствующие разбивались на пары, поочерёдно становились друг против друга над связанными ветками, приподнимали платок с «кукушкой», целовали свою избранницу до трёх раз, каждый раз меняясь местами. Кумы обменивались платками, кольцами или нательными крестами, поддерживая общую хороводную песню:
Кумушка, голубушка, серая кукушечка;
Давай с тобой, девица, давай покумимся!
Ты мне кумушка – я тебе голубушка.
Покумившиеся крестьянки считались родными не меньше как на год, а то и на всю жизнь. К вечеру «кукушку» хоронили. Ямку вырывали в заветном уголке леса, прихорашивали её новыми лоскутками и лентами, клали туда «кукушку» и засыпали землёй. При этом хор пел:
Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берёз, до красной до зари, до новой до травы.
Дней через десять совершалась вторая часть обряда: крестьянки собирались в лес «воскрешать кукушку». Чучело из земли вынимали, усаживали его на ветки, напевали такие слова:
Кукушечка-рябушечка, пташечка плакучая,
К нам весна пришла, весна красная,
Нам зерна принесла…
Слово «весна» здесь в значении «тепло». В далёкую старину год делили на зиму и весну, последующих сезонов не знали. Весна, таким образом, простиралась до самых холодов. Под напев этой песни кумы одаривали одна другую орехами, бусами, кто что припас, и обменивались платками. Затем тут же устраивалось пиршество, на которое приглашались мужчины. Смешанные хороводы водили далеко за полночь. Общее веселье должно было повлиять на зарождение доброго урожая.
После обряда в одних местностях «кукушку» люди оставляли на ветках, а в других - травку несли в деревню. Кукушкины слёзки употребляли в магических целях. Чтобы наладить отношения между супругами. Жене необходимо было напоить мужа настоем этого корня. Это поверье основано на представлении о том, что двойной корень растения обозначал мужа (чёрный) и жену (белый).
Отличительной чертой этого праздника было гадание молодых женщин первого года замужества. По корню вырытого растения кукушкины слёзки они гадали о поле будущего первенца, пили отвар этого корня, приговаривая: «Кукушка, уроди мне сынушку-дочушку». Ряд исследователей полагают, что в основе обряда лежат более древние представления славян. В образе кукушки они видели одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.
В народном сознании прочно закрепилась роль кукушки: она приносит тепло, определяет сроки календарных, хозяйственных работ, помогает наладить и укрепить семейное счастье. Кукушка – знак счастливых перемен. Кукушка – символ добра и надежды.
«Символ» - греческое слово. Это знак, знамение, небесное явление. Символ понимается в широком смысле слова как всякий знак, имеющий условное значение. Весь древний языческий мир почитал символы, и в жизни они играли большую роль. Символам христианского средневековья также свойственна условность и загадочность скрытых в них смыслов.
С принятием христианства на Русь оказались перенесёнными и символические представления христиан о земле, зверях и птицах как творениях Божиих. И представления эти были хорошо усвоены, даже развиты.
2. Образ кукушки в художественных произведениях
Образ кукушки, вернее три её ипостаси, сформировался ещё в устном народном творчестве, кукушка – одинокая женщина, кукушка-вещунья, кукушка – безответственная мать.
Существует много легенд и преданий, рассказывающих о том, почему кукушка одинока. Прекрасный знаток русской поэзии Ф.И.Буслаев писал о «всеобщности славянских преданий о превращении несчастных женщин в кукушек».[1] Мотивы этих преданий нашли отражение в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве» в эпизоде «Плач Ярославны». Это произведение повествует о походе в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В первом столкновении с врагом Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение и попадает в плен. Дома его возвращения ждёт жена Ярославна, которую автор сравнивает с кукушкой:
Как кукушка раннею весной.
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской.
Поднявшись на высокое, лобное место, «Ярославна, полная печали, как кукушка, кличет на юру», обращается к природным стихиям, делится с ними своей печалью, просит «сохранить на дальней стороне» своего любимого мужа.
Кукушка – птица-оборотень, вот и Ярославна плачет, приговаривает:
- Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу…
И утру кровавые я раны…
Не случайно до наших дней сохранился обряд «Поплакать с кукушкой», когда тоскующие в разлуке жёны уходят в лес и делятся с кукушкой своей бедой, а кукушка летит посланницей, передаёт милому «ладе» всё сказанное.
«Слово…» глубокими корнями связано с народной культурой, с народным мировоззрением.
В художественной литературе бережно хранятся народные традиции.
По-разному пишут поэты о кукушке, выражая к ней своё отношение. Образ кукушки-пророчицы светлого будущего представлен в стихах русских поэтов, например:
Как отличная гадалка,
Скажет всем, кому не жалко,
Сколько шишек на сосне,
Сколько лет тебе и мне. (Татьяна Лаврова «Кукушка»).
Предсказывает будущее
Как будто ненароком.
У девушек кукушка
Считается пророком. (Татьяна Николаева «Кукушка»).
Вновь стала кукушка ему куковать,
Он сбился со счёта и начал опять.
Валялся, смеясь над приметой былой,
Тянуло от сосен нагретой смолой. (Константин Ваншенкин «Кукушка»).
Ты мне побольше накукукай,
Звени хоть целую весну,
Чтобы ещё на внуков внуков
Хоть краем глаза да взглянуть! (Сергей Чепров «Весёлое «ку-ку» летало…»).
Любовью к родной природе пронизано стихотворение С.Чепрова «Кукушка». Неожиданная встреча с птицей «кукушку услыхал. Думал, в ухе зазудилось…», обрадовала поэта: «…меня вот песня эта снова в детство позвала». Наслаждаясь пением «звонко так, да так красиво», поэт «забыл года считать»,он не ждёт пророчества, а радуется редкой встрече с птицей. Эпитет «светлое» «ку-ку» выражает авторское отношение к этой птице, подчёркивает возвышенное, нежно-бережное к ней отношение. Помогает утвердиться в этой мысли и перифраза: «светлое «ку-ку» России, рощ зелёных благодать!» Риторическое восклицание передаёт восторг, любовь к Родине. Кукушка стала символом рощ, зелёной благодати.
В другом стихотворении («Весёлое «ку-ку» летало… ) С.Чепров использует эпитет «весёлое», потому что ждёт от кукушки только добрых пророчеств, хотя знает, что по-разному относятся люди к её кукованию:
Ты многим век накуковала.
Кто огорчён, а кто польщён.
Свидетельствует о душевном порыве прямое обращение к птице:
Сколько годочков мне осталось,
Кукушка, милая, скажи.
Поэт научился ценить то, что имеет, «прожил я уже не мало», но хочет пожить подольше («годочков мне» «побольше накукуй») он использует уменьшительно-ласкательные суффиксы («рощицы») как способ выражения своей любви к Родине.
Татьяна Николаева также верит птице-пророчице:
Когда берёзы плачут соком,
Считаем, что кукушка нам прокукует ненароком.
Слово «ненароком» в её стихотворении «Кукушка» использовано дважды: не нарочно, не специально для каждого гадает кукушка. Она занята своим делом, но представление о ней как о гадалке сформировано ещё с незапамятных времён. В стихотворении «Кукушка» Татьяны Петровны Николаевой говорится, что, судя «по поверьям, «буддийским мифам», эта птица - «сопроводитель душ умерших в загробный мир» (это «удел её», «кукушкин дар»).
О том, что кукушка напоминает людям об утратах, об умерших («Или кто вспомнил утраты»), говорится в стихотворении Афанасия Афанасиевича Фета «Кукушка»: «Сердце!.. – люби же всё, чем жило на веку». Но не только о прошлом напоминает человеку кукушечье пение, с ним связана и вера в будущее, «вешняя тоска». Что нагадает кукушка?
И раздаётся трикраты
Ясно и тёмно: ку-ку.
Эпитет «золотое ку-ку» выражает доброе отношение автора к птице, который считает её также и предвестницей весны, символом возрождения.
А стихотворение Елены Александровны Благининой «Кукушка» имеет сходство с народными песнями. Рефреном, как припевом в песне, трижды звучит «ку-ку». Прямая градация – в конце стихотворения «ку-ку» удваивается – соответствует лёгкому, хорошему настроению:
Лицо подставив
ветерку,
Лежу, блаженствую
под ёлкой
И слушаю
«Ку-ку, ку-ку»!
В этом стихотворении автор воспевает родную природу, потому и использованы слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: «деньку», «леску», «смолкой», «ветерку», «ёлкой». Подчёркивается простота, непарадность родной природы: «неяркому деньку», «голос заунывный», «тихо расцветает лето», «чуть пахнет перегретой смолкой». Всё очень дорого сердцу, и потому «заунывный голос» кукушки кажется «милым ку-ку». Сама же кукушка, «простосердечная», открытая, «отзывная», «гуляет по всему леску» «с утра до вечера» «то близко, то далёко», спешит предупредить о том, что «расцветает лето».
Лёгким и даже игривым воспринимает читатель стихотворение Татьяны Лавровой «Кукушка». В атмосферу весны, зелени, птичьего разноголосья помогает окунуться первая строка: «Хорошо в лесу весной». Слова категории состояния «хорошо», «пахнет» и «тихо» помогают не только увидеть лес, почувствовать его запахи, но и услышать его жизнь. Лесной хор возглавляет суетливая кукушка: «прилетела и скорей взялась за дело». Важность и главенство этой птицы в лесу явное:
Столько хочется её знать,
Всё в лесу взялась считать.
Кукушка любознательная, а потому она «отличная гадалка». Автор использует приём параллелизма, которым показывает скрытую иронию и развенчивает миф об «отличной» гадалке:
Сколько шишек на сосне,
Сколько лет тебе и мне.
Не важно, сколько шишек на сосне, важно, «сколько лет тебе и мне», да и в «предсказания» кукушки верить не следует. Но отношение поэта к птице доброе, чуткое, трепетное, так как лирический герой не только сам прислушивается к кукованию, но и других заставляет слушать через прямое обращение, риторический вопрос: «Слышите?»
«Отважный мальчишка», герой стихотворения «Кукушка» Константина Ваншенкина, «почувствовал страх», когда кукушка молчала и не отвечала «на первых порах» на заданный ей вопрос: «Сколько на свете ещё проживу?» Затем кукушка увлеклась кукованием, а мальчишка «сбился со счёта» и стал смеяться «над приметой былой». Страх рассеялся:
И плыл над землёй нескончаемый день,
И было, как в школе, считать ему лень.
Как видим, в этом стихотворении образ кукушки светлый. С нею связаны воспоминания о детстве, в нём запечатлено отношение к этой птице как к вещунье.
Английский поэт Уильям Вордсворт в стихотворении «Кукушка» называет эту птицу «вешним гостем лесов», «загадкой»:
О, кто ты? – птица, иль пустой
Лишь голос с вышины?
……………………………………………..
Ты мне не птица: нет, ты дух,
Загадка, звук один.
Пение этой птицы кажется лирическому герою «двухзвучным стоном». О чём стонет кукушка? Тайны, которыми окутана птица-символ, притягательны. Под эти «стоны» чредой всплывают «давно минувшие дни». Но пением кукушки наслаждается лирический герой: «слушать рад твой крик в лесной тени», «с восторгом слышу голос твой». Она приносит и радость:
И снова кажется мне мир
Каким-то царством снов.
Но не всем поэтам кукушка доставляла радость своим пением. В стихотворении «Кукушка и соловей» 1825 года Александр Сергеевич Пушкин сопоставляет двух «певцов» «ночи праздной». Один – «весны певец разнообразный» - соловей, другой – «одно куку своё твердит». Соперничества с соловьём, по мнению автора, кукушка не выдерживает, но эхо-то повторяет её пение: «Эхо вслед за нею - то же»! Негативное отношение к кукушке подчёркивают эпитеты «бестолковая» и «самолюбивая». Слово «самолюбивая» вызывает у читателя в некотором роде даже удивление: смелая кукушка, потому что бросает вызов самому соловью. Её весенняя песня навевает на поэта тоску. «Я не люблю весны; кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены», - признавался Пушкин. [2]. А тут кукушка «своё твердит»:
Хоть убежать. Избавь нас, боже.
От элегических куку!
От чего «убежать»? От тоски? Воспоминаний? А, может, от кукушкиного пророчества?
Произведение, в котором о кукушке говорится как о плохой матери, является басня Самуила Яковлевича Маршака «Кукушка».
Лирический герой вступает в диалог с кукушкой, увидав её «объявление на полянке», что «в хорошую приличную семью» она отдаёт на воспитание своего ребёнка. «Приличными» она считает «семьи» «стрижа, конька, крапивницы, зорянки». Есть и обратный адрес «матери»: «Лес, опушка, пятнадцатое дерево».
Известно, что кукушка - птица совсем не яркая, скромного оперенья, просто пёстрая. У Маршака же она «нарядная», а значит яркая. Он подчёркивает её экстравагантность, даже вульгарность. Лирический герой спрашивает её:
Вы – молодая мать,
Что заставляет вас дитя своё отдать?
Иль гусениц в лесу осталось мало?
Полна сил, здоровья, а почему, недоумевает собеседник, она отдаёт ребёнка в чужие руки? И получает прямой, циничный ответ: «Я жить хочу!.. дети нам, молодым, мешают жить на свете». Кукушка знает себе цену: «Я весела, смазлива, молода, люблю свободу». Она признаётся, что не вьёт гнезда, без детей проживёт «на любом суку». Живёт, не обременяя себя никакими связями и обязательствами, а дети для неё – «результат случайной встречи». Она прерывает беседу («слегка кивнула мне») и спешит на встречу с «дружком бездомным».
Мораль басни построена на антитезе:
Кукушек слушать я люблю весной…
Их голоса звучат так нежно, звонко…
А всё-таки мне жалко кукушонка!
В этой басне С.Я.Маршак осуждает женщин, отказавшихся от своих детей. Кукушка – отрицательный образ.
Чтобы понять, каков образ кукушки в художественной литературе, мы проанализировали произведения разных жанров. Поэты и писатели по-разному относятся к кукушке. В 82 % представленных в работе произведений образ кукушки положительный. Её считают вестницей весны, её пение вызывает у авторов ностальгию о беззаботном детстве, о Родине, рождает светлые чувства у всех, кто слышит её «ку-ку». Представление о ней как о пророчице и о «жалельнице» связано с народной культурой.
В 18 % проанализированных в работе произведений образ кукушки отрицательный. Такое восприятие и воплощение образа носит дидактический характер, уходит в корни устного народного творчества, является результатом негативной оценки людьми образа жизни кукушки.
Для нас, читателей, художественная литература – это источник знаний. Она хранит многовековой опыт человеческой жизни. Значит, устное народное творчество и художественная литература формируют у читателя представление о кукушке и отношение к ней.
3. Что мы знаем о кукушке
Что мы знаем о жизни этой птицы?
Городскому жителю не просто встретиться с кукушкой. Наш город небольшой, расположен недалеко от реки Белой, окружён дачами, поэтому живой голос кукушки слышал каждый, но видели немногие. Всего 36% анкетируемых ребят смогли дать какую-либо информацию об этой птице: «серенькая», «невзрачная», «меньше сороки, но крупнее скворца», «смешно, как вертолётик, летает». Информация небогатая.
На вопрос «Какие произведения знаете, читали о кукушке?», положительный ответ дали 40% опрошенных: кто-то помнит (ребята помоложе) считалочку «Шла кукушка мимо леса…», а ребята-одноклассники знают басню И.А.Крылова «Кукушка и Петух». Только два произведения. Мы удивились тому, что взрослые люди затруднялись ответить на этот вопрос.
На вопрос «Что особенного в поведении этой птицы?» все заявили только то, что она подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, но почему она так поступает, не ответил никто.
На вопрос «Как, по-вашему, и почему именно так люди относятся к кукушке?» ответили по-разному. Большинство считают, что люди презирают кукушку, потому что она плохая мать; 20 % опрошенных думают, что люди боятся предсказаний кукушки и верят в народные приметы; всего 8% считают, что люди жалеют кукушку, как и любую другую птицу; 24 % испытывали затруднение дать ответ на поставленный вопрос. «Какую группу людей поддерживаешь лично ты?» - ответы: «Презираю, как и все» - 36 %, «боюсь предсказаний» - 12 %, «испытываю жалость» - 52 %. На вопрос «Испытываешь ли ты другие чувства к этой птице?» отрицательный ответ дали 72 % опрошенных, а 28 % сочувствуют птице в том, что она перелётная, а значит, на её долю выпали и трудности дальней дороги, она должна быть выносливой. Сочувствуют в том, что ухудшается экологическая среда, и кукушке приходится по-своему выживать.
Анкетирование, общение с ребятами и взрослыми людьми нас удивило тем, что люди владеют небогатой (если оставаться правдивыми, - скудной!) информацией о жизни кукушки. Увидеть её, действительно, трудно, но, если её пение слышал практически каждый, кого мы опрашивали, значит, она живёт рядом с нами. Вопрос заключается в другом: как можно не интересоваться жизнью птицы, которая обитает в наших краях? Не мешает ли нам жить наше равнодушие? Сколько о ней пословиц, легенд, поверий, примет, а знают о них не многие. Почему люди знают мало о кукушке, а даже в наш компьютерный век многие продолжают верить в её предсказания?
4. Кукушка обыкновенная
Кукушка – небольшая птица, несколько меньше голубя (длина тела 40 см, масса около 100 г.), широко распространена в РФ и встречается в самых различных местообитаниях, в основном там, где гнездится много певчих птиц (воробьиных).
Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов – кукованию, которое слышится весной в лесах, в древесных зарослях по берегам рек и водоёмов, а также в парках и садах в окрестностях поселений.
Кукование начинается обычно в мае-июне и прекращается во второй половине лета. Оно раздаётся чаще на утренних и вечерних зорях, но звучит также в дневное и ночное время. Кукуют только самцы. Своим характерным «ку-ку» они подзывают к себе самок, которые отвечают на этот призыв довольно громким криком, похожим на «кли-кли».
Обыкновенно кукушки гнёзд не строят. После спаривания самки в течение весны сносят 10 – 20 яиц, причём с некоторыми промежутками во времени (от двух до трёх дней) и подбрасывают их в чужие гнёзда, по одному в каждое. Интересно, что по цвету, величине и форме яйцо кукушки очень похоже на яйцо той птицы, в гнездо которой она его подбрасывает. В Южном Приморье кукушки подкладывают свои яйца в гнёзда красноухой овсянки, в Северном Приморье – в гнёзда толстоклювой камышовки, в степях Забайкалья – в гнёзда степного конька, в лесостепи Западной Сибири – в гнёзда садовой камышовки, в лесной зоне Сибири – в гнёзда соловья-красношейки или пятнистого конька, а в лесотундрах Сибири – в гнёзда овсянки-крошки, в лесной зоне европейской части России – в гнёзда садовой славки или обыкновенной горихвостки, а в горах Кавказа - в гнёзда горихвостки-чернушки и т.д. Известно около 150 видов птиц, которые становятся приёмными родителями кукушонка. Яйцо её весит всего 3 грамма и требует насиживания только 12 дней. Считается, но точно это неизвестно, будто кукушка подбирает гнездо, похожее на то, в котором вылупилась сама. Специализация на одном виде приёмных родителей для будущих птенцов выражается в том, что кукушки одной материнской линии откладывают яйца одного с ними цвета и одинакового размера, то есть стараются воспроизвести точную копию яиц хозяев гнезда. Самки каждого специализированного рода (так называемого гена) передают из поколения в поколение своим женским потомкам хромосому. Таким образом, гены, ответственные за цвет и размер яиц передаются только матерью дочери и являются результатом естественного отбора. Самцы же спариваются с представителями всех линий, поддерживая, таким образом, единство вида. Кроме того, женские потомки одной кукушки обычно запоминают внешний вид своих приёмных родителей и обычно возвращаются следующим летом в местность, где выросли.
У каждой кукушки есть определённый участок, где она размножается, отыскивая чужие гнёзда. Самец своим кукованием предупреждает других кукушек о том, что участок занят. Кроме того он помогает самке обнаружить подходящее гнездо для подбрасывания яиц, пролетая над участком и распугивая мелких пташек. В одних случаях птички принимают его за ястреба и обращаются в бегство, выдавая место расположения своего гнезда. В других случаях они, научившись отличать кукушку от ястреба, собираются в стайки и энергично набрасываются на самца, стараясь отогнать его как можно дальше. В обоих случаях возникающая суматоха отвлекает внимание птиц-хозяев от своих гнёзд и даёт возможность кукушке-самке незаметно приблизиться и подложить яйцо. Обычно она подкладывает его в гнездо с неполными кладками. При этом часто одно из яиц хозяев она выбрасывает из гнезда. Если гнездо бывает открытого типа (например, у ленного конька, овсянки, лесной завитушки), кукушка садится прямо в гнездо и откладывает яйцо. Если же доступ в гнездо затруднён, когда оно находится в расщелине или дупле (например, у мухоловки, горихвостки, синицы), тогда кукушка сначала откладывает яйцо на землю, а затем в клюве приносит и кладёт его в гнездо.
Судьба подброшенного кукушонка зависит от времени появления в гнезде. Если яйцо подброшено в период откладки яиц, то птицы-хозяева либо покидают гнездо, либо выбрасывают появившееся чужое яйцо. Если же яйцо кукушки попадает в гнездо, когда кладку яиц самка начала насиживать, то она не замечает яйца-паразита и оставляет его в гнезде. Через 12 дней насиживания вылупливается кукушонок, а за ним другие птенцы. Однако нежная голая кожа кукушонка чрезвычайно чувствительна ко всякому роду прикосновений. У него в течение первых пяти дней (до появления в коже зачатков перьев) действует инстинкт выбрасывания. Ему начинают мешать скорлупа яиц и другие птенцы, он старается от них освободиться. Если только соседний птенец окажется рядом с кукушонком и прижмётся к нему вплотную, последний особым движением туловища перемещает птенца к себе на спину в область крестца, где расположена округлая ямка, из которой трудно выбраться. Затем кукушонок подвигается к борту гнезда и, поднявшись, выбрасывает птенца на землю. Так он по очереди освобождает гнездо от посторонних предметов (птенцов и яиц). Через пять дней у кукушонка пропадает желание всё выбрасывать, и если кому-то из птенцов удалось пережить этот период, то его уже никто не тронет. Но шанс выжить у оставшихся малышей всё равно крайне мал – дело в том, что кукушонок перехватывает всю пищу, приносимую взрослыми птицами, так что остальные птенцы чаще всего погибают от голода. Оставшись, наконец, в одиночестве, он переходит на полное попечение своих приёмных родителей, которые не замечают, что кукушонок мало похож на собственных птенцов. Они едва успевают за день накормить прожорливого подкидыша, растущего очень быстро. Всего в гнезде кукушонок проводит обычно три недели, но, покидая гнездо, ещё плохо летает, больше перепархивает с ветки на ветку. Более или менее хорошо он начинает летать лишь спустя неделю после вылета из гнезда.
Кукушка - довольно прожорливая птица. Она в течение всего лета истребляет вредных гусениц, особенно волосатых, которых избегают почти все мелкие птицы. Поедают майских жуков, бабочек. Также в их рацион входят и мягкие ягоды. Желудок её часто бывает настолько забит волосками гусениц, что имеет вид заросшего шерстью. Этой полезной работой кукушка, без сомнения, покрывает тот вред, который приносит её паразитизм в гнёздах мелких птиц. Многие учёные считают её одной из полезнейших птиц леса.
В середине июля начинается отлёт кукушек на зимовку в тропическую и Южную Африку, южные районы Аравийского полуострова, Индию, Цейлон, Индокитай или в южные провинции Китая. В конце апреля, начале мая кукушки возвращаются на родину. Сначала прилетают самцы, через несколько дней появляются самки
Несмотря на ущерб, который причиняют кукушки потомству многих певчих птиц, кукушек следует причислять к полезным пернатым, так как они уничтожают массу насекомых-вредителей древесных насаждений. К тому же они своим кукованием приносят людям радость, как бы подчёркивая очарование наступившей весны.
Заключение
О чём плачет кукушка? Может, о том, что так сложилась её жизнь: чтобы спеть любовную песнь она летит из далёкой Африки на родину, чтобы сохранить потомство, она ищет надёжных «родителей» будущему птенцу. Она не вьёт гнезда, чтобы не умереть в нём от голода, потому что самец не помогает ей ни высиживать яйца, ни выкармливать птенцов. Она одинока.
Может, кукушка плачет о том, что высыхают реки и выгорают леса, вырубаются людьми тенистые рощи. А может, она плачет от нашего равнодушия: выживет кукушка, так выживет. Нет, так нет? А как же быть ещё живым лесам без «светлого «ку-ку» России»? Её пение должно ассоциироваться с нашим представлением о Родине.
Образ кукушки воспет и в устном народном творчестве, и в художественной литературе. Нельзя мириться с нашим неведением об этой птице. Нам нужно задуматься над тем, почему всё реже стала посещать нас кукушка.
Вывод.
Исследовательская работа носит информативный характер. Наша задача – привлечь внимание людей к родной природе, охране окружающей среды, к истории народных традиций, к родной культуре. Мы рекомендуем использовать этот материал на классных часах.
Использованная литература
1. Баянов М.Г., Маматов А.Ф. Птицы Южного Урала. – Уфа: Китап, 2009. – 376 с., с.210
2. Благинина Е.А Стихотворения. Кукушка. http://poezia-online.org.ua/verses_kukushka.html
3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя нач. классов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с., с 97-99
4. Вордсворт Уильям. Кукушка.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/vordsvord17.html |
5. Лаврова Т. Стихотворение Кукушка. http://www.boxter.org/stihi/show.php?id=359
6. Маршак С.Я. Кукушка. Времена года: русские поэты о родной природе. – Л.: Лениздат, 1985, 238 с. – («Школьная библиотека», с. 64).
7. Николаева Т. Стихотворения. Кукушка. http://nikolayeva-tatyana.narod.ru/tvor9992.html
8. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. Т.1. стихотворения. – Иваново: Фирма «Фора». 1995 г. – 636 с., с. 382
9. Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Сов. Россия, 1988. – 464 с., с.143
10. Чепров.С. Стихотворения. hppt://www.voskres.ru/literature/poetry/cheprov1.htm
11. Легенды http://pagan.ru/slowar/k/kukusho 0.php.
http://mistlang.ru/2010/05/pro-kukushku-i-kupalku/
http://ptica.moy.su/blog/2009-10-12-5
http://www.zyblik.info/raznoe/mifu3.htm
12. Обряд http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoi-kulture/kukushka-v-slavyanskoi-yazycheskoj-mifologii/
13. Пословицы http://www.token.ru/254.shtm/. http://yandex.ru/yandsearch?text
http://primeta.yaxy.ru/team/254.shtml.html
14. Приметы http://www.paragar.ru/slowar/k/kukushka 1.php.
http://primeta.yaxy/ru/team/254.shtml.html
http://www.ci1.ru/arc/primety/130.html
http://www.rgo.ru/2011/02/kukushka
15. «Слово о полку Игореве». Пер. Н.А.Заболоцкого. Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ Под ред. В.Я.Коровиной. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2006.- 369 с., с.29-30
16. Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав. Ред. В.А.Володин, вед. Ред. Г.Е.Вильчек. – М.: Аванта+, 2003 г. – 448 с., с.120-121
Список приложения
Легенды:
1.Брат и сестра.
2. Легенда о кукушке.
3. Кукушка.
4. Кукушка и кукушкины цветы.
Художественные произведения:
1.Благинина Е. «Кукушка».
2. Ваншенкин К. «Кукушка».
3. Вордсворт У. «Кукушка».
4. Лаврова Т. «Кукушка».
5. Маршак С. «Кукушка».
6. Николаева Т. «Кукушка».
7. Пушкин А. «Соловей и кукушка».
8. Фет А. «Кукушка».
9.Чепров С. «Кукушка», «Весёлое «ку-ку» летало…»
Приложение
Легенды
1. Брат и сестра.
Давным-давно среди голубых гор жили брат и сестра. Родителей у них не было, кормила их мать земля. В один год была страшная засуха, земля осталась голой, ни одной травинки не было на ней. Деревья стали сохнуть, птички уже не пели. Они улетели далеко, где есть корм для птенцов. Ручейки пересохли. Всё вокруг погибло.
Столько слёз пролили сестра с братом. Но кто им поможет? Тогда брат сказал сестре: «Я пойду за хлебом. Скоро вернусь к тебе. Жди меня, сестра!» ушёл он, а сестра ждёт его день, другой, третий… Месяц прошёл, его нет. Много времени прошло, много рек утекло – брата нет. Тогда сестра решила идти искать брата. Шла она через реки, долины, высокие горы переваливала. Наконец, пришла она в широкую ровную степь. Видит, стоит дерево. Захотела она отдохнуть под деревом, подошла ближе к дереву, а под ним лежит скелет человека. Девушка узнала своего брата. Долго она горевала. Горькие слёзы лились из глаз. Плакала она, сидя под деревом. И из её слёз образовалось озеро. По берегам зеленела трава, цвели цветы. А девушка от горя и печали превратилась в кукушку. И летает теперь она, плачет по брату, всем рассказывает о своём горе. Она поёт: «Как-сеек, как-сеек». Это значит: «Одни кости, ничего нет».
Внимательно прислушайтесь к пению кукушки. Правда она о чём-то печально поёт.
2. Легенда о кукушке.
Кукушка была девушкой. Купались в пруду девушки, выходят из пруда, стали платья брать. Одна девушка к своему платью: уж туда влез. Лежит., свернувшись в клубок, не может девушка платье взять. Что будешь делать? А потом стал уж девушке говорить: «Вылезу, если будешь моею, а то не отдам тебе одежду». Как тут за ужа замуж идти?! Стоит та девушка возле воды и стояла там, пока не настала пора идти в село. Тогда уж забрала она своё платье у ужа, а уму говорит: «Пойду за тебя, присылай сватов».
Вскоре приходят сваты. Даёт она им рушники. Отпраздновали свадьбу. Её муж не берёт её к себе, а говорит: «Поживи у твоего отца».
Как-то муж говорит, что пойдёт на то место, где она купалась. «Пойду, а если меня долго не будет, то пойди туда и крикни: «Ку-ку! Ку-ку!» Я к тебе выйду. А теперь пойду: пора со своим родом повидаться. Ты не захотела в мой род идти жить, а мне скучно без роду жить».
Ушёл он. Нет его долго. Пришла жена к тому месту и кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Выплыл её муж, как она закуковала, и они снова начали жить. Когда он отправлялся снова к своему роду, он наказывал жене выкликивать его из воды, если его долго не будет. Так случилось, что и третий раз собирается тот уж к своему роду наведаться. Говорит он жене: «Будешь и теперь меня выкликать, придёшь и скажешь: «Ку-ку! Ку-ку!» Может, теперь я и не выйду к тебе. Если сам не выплыву, то пошлю своего приятеля. Как захочешь со мной повидаться, садись на моего приятеля, когда он к тебе выплывет, и он привезёт тебя к моему роду. Прошу я тебя: приезжай ко мне, а не захочешь быстро приехать ко мне, не останешься женой и не вернёшься к своим: станешь птицей».
Вот же не захотела она ехать к ужу, который был её мужем, и стала птицей, полетела и теперь кукует.
Кэкук – так звали сына водяного. Однажды, выйдя на сушу, он женился на дочери одного царя. По истечению некоторого времени совместной жизни он сказал царевне: «Хочу повидать своих родителей», погрузился в водную стихию и больше не появился. В тоске и печали бродила девушка по берегу.
Как-то, расчёсывая свои волосы, загадала про себя царская дочь: «Если он не вернётся, нечего и мне жить на свете, лучше бы обернуться птицей и улететь». И желание её исполнилось – превратилась она в птицу и упорхнула невесть куда. Произошло это так быстро, что она успела заплести только одну косу, другая же осталась не заплетённой.
Говорят, потому у кукушки одно крыло взлохмачено и опущено вниз.
Жизнь молодой женщины прошла в печали и постоянных поисках своего мужа. Она и поныне кличет своего супруга «Кэк-кук!»
В очень давние времена на южных склонах Урал-тау обитало башкирское племя. Часто нападали на него соседние племена. Напали и тогда. А у башкир того племени был батыр по имени Кэкук. Собрал он своих храбрых егетов и выступил протв врагов. Уходя сражаться, он сказал своей возлюбленной Карагаш, которую любил ещё с детства: «Если останусь лежать в поле, то из крови моей вырастут красные цветы. Они будут напоминать тебе о моей любви. Поверь: если сам не вернусь, то вернётся имя моё!» «Что бы ни случилось, я тебя ни на кого не променяю, буду ждать!» - ответила Карагаш своему любимому.
Оседлав своих крылатых коней, егеты умчались в битву. Вскоре они увидели несметную вражескую рать. Началось жестокое сражение. То одна сторона брала верх, то другая. Когда бой стих, на поле боя не осталось ни одной живой души. Весть об этом дошла до соплеменников Кэкук-батыра. Все они плакали кровавыми слезами. Только Карагаш не хотела верить этой вести. «Павший в бою не возродится, а тебе надо жить!» - сказали ей родители и решили выдать дочь за бая, пославшего к ним свата. Но не хотела красавица Карагаш жить с нелюбимым. Задумала убить мужа ножом и бежать. Её схватили и заточили в зидан. Горько плакала Карагаш и пела грустные песни, вспоминая о Кэкуке. «Птицей бы полететь к тебе!» - рыдала девушка. И вот сбылось её желание: вдруг стала она уменьшаться, таять. Вместо рук выросли у неё крылья. Превратившись в птицу, она выпорхнула через железную решётку окна. Перелетая от дерева к дереву, от горы к горе, звала она своего любимого: «Кэк-кук!» Много дней раздавался её жалобный клич по горам и долинам Урал-тау.
Как-то раз она увидела ослепительно красные цветы. Только тогда она поверила в гибель Кэкука.
С тех пор она летает по миру, садится на одинокую, как сама, ветлу или берёзу и, глядя вдаль, жалобно повторяет имя любимого. Если и снесёт яичко, терпенья у неё не хватает высидеть – всё время ищет Кэкука. Особенно жалобно кличет она в пору цветения, а когда увядают цветы, уже не в силах куковать. Снова улетает она куда-то далеко в поисках красных цветов. И так всегда.
Эту птицу, что кличет «кэк-кук!», люди стали называть кукушка, а те красные цветы – кэкук сэскэхэ – кукушкиными цветами.
Художественные произведения
Кукушки голос
заунывный. Под стать
неяркому деньку –
Простосердечный и
отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку!»
То близко, то далёко
где-то
Гуляет по всему
леску.
И тихо расцветает
лето
Под это милое
«Ку-ку!»
Чуть пахнет
перегретой смолкой.
Лицо подставив
ветерку,
Лежу, блаженствую
под ёлкой
И слушаю
«Ку-ку, ку-ку!»
Отважный мальчишка, исполненный сил,
Услышал кукушку и громко спросил:
- Кукушка. Кукушка, а сколько мне лет?
Двенадцать «ку-ку» прозвучало в ответ.
Довольный ответом, он лёг на траву.
- А сколько на свете ещё проживу?
Молчала кукушка на первых порах,
И он, озираясь, почувствовал страх.
Вновь стала кукушка ему куковать,
Он сбился со счёта и начал опять.
Валялся, смеясь над приметой былой,
Тянуло от сосен нагретой смолой.
И плыл над землёй нескончаемый день,
И было, как в школе, считать ему лень.
С восторгом слышу голос твой,
Кукушка, гость весны!
О, кто ты? – птица, иль пустой
Лишь голос с вышины?
Я слышу твой двухзвучный стон,
Здесь, лёжа на траве:
Вблизи, вдали – повсюду он
В воздушной синеве.
Долинам весть приносит он
О солнце, о цветах.
А мне – волшебный сладкий сон
О прошлых чудных днях.
Пленяй, как некогда, мне слух!
Доныне, гость долин,
Ты мне не птица: нет, ты дух,
Загадка, звук один, -
Тот звук, который в прежни дни,,
Как школьник, я искал,
Везде, и в небе, и в тени
Дерев, дерев. И в недрах скал.
Бывало, целый день везде
В лесах, лугах брожу:
Ищу повсюду, но нигде
Тебя не нахожу.
Так и теперь я слушать рад
Твой крик в лесной тени.
Жду: не придут ли назад
Давно минувши дни.
И снова кажется мне мир
Каким-то царством снов,
Куда принёсся, как на пир,
Ты вешний гость лесов!
Хорошо в лесу весной,
Пахнет нежною травой.
Тихо! Слышите? «Ку-ку», -
Раздаётся наверху.
К нам кукушка прилетела
И скорей взялась за дело.
Столько хочется ей знать,
Всё в лесу взялась считать.
Как отличная гадалка,
Скажет всем, кому не жалко,
Сколько шишек на сосне,
Сколько лет тебе и мне.
Я видел объявленье на полянке:
«В хорошую, приличную семью
Стрижа, конька, крапивника, зорянки
Я своего ребёнка отдаю.
Ответы адресуйте: Лес, опушка,
Пятнадцатое дерево.
Кукушка».
Пошёл я в лес,
На дерево залез,
На толстый сук, на самую верхушку
И увидал нарядную кукушку.
Я ей сказал: - Вы – молодая мать.
Что заставляет вас дитя своё отдать?
Иль гусениц в лесу осталось мало?
- Я жить хочу! – кукушка отвечала.
Я весела, смазлива, молода,
Люблю свободу и не вью гнезда,
А результат случайной встречи – дети
Нам, молодым, мешают жить на свете.
Без них живу я на любом суку!..
- Ку-ку! – послышался из рощи голос томный,
Кукушку звал её дружок бездомный.
Она слегка
Кивнула мне: «Пока!»
И полетела на призыв дружка.
Кукушек слушать я люблю весной
В глуши лесной, -
Их голоса звучат так нежно, звонко…
А всё-таки мне жалко кукушонка!
Предсказывает будущее
Как будто ненароком.
У девушек кукушка считается пророком.
В буддийских мифах, по поверьям,
Кукушкин дар совсем другой:
Сопроводитель душ умерших
В загробный мир удел её.
А мы, в пору весны цветущей.
Когда берёзы плачут соком,
Считаем годы, что кукушка
Нам прокукует ненароком.
В лесах, во мраке ночи праздной
Весны певец разнообразный
Урчит и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно куку своё твердит,
И эхо вслед за нею то же.
Накуковали нам тоску!
Хоть убежать. Избавь нас, боже,
От элегических куку!
Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.
Сердце! – вот утро – люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, - ку-ку, или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздаётся трикраты
Ясно и тёмно: ку-ку.
9.Чепров С. Весёлое «ку-ку» летало…
Весёлое «ку-ку» летало
От рощицы над полем ржи.
Сколько годочков мне осталось,
Кукушка, милая, скажи.
Ты многим век накуковала.
Кто огорчён, а кто польщён.
Пусть прожил я уже немало,
Но так хотелось бы ещё!
Ты мне побольше накукукай,
Звени хоть целую весну,
Чтобы ещё на внуков внуков
Хоть краем глаза, да взглянуть!
Вправду ль воздух стал почище,
Просто ль повод для стиха?
Но сегодня на Мочище
Я кукушку услыхал.
Думал в ухе зазудилось…
Нет. Прислушался: ку-ку…
Может, просто заблудилась,
Доверяясь ветерку?
Может, есть какое дело,
Коль без дела не резон?
Иль проведать прилетела
Дальних родственниц, ворон?
Только что искать ответа,
То кукушечьи дела.
Но меня вот песня эта
Снова в детство позвала.
Светлое «ку-ку» России,
Рощ зелёных благодать!
Звонко так, да так красиво,
Что забыл года считать!
[1] Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1. Народная поэзия. – Спб.. 1861, с. 141
[2] Пушкин А.С. Сочинение в 3-х томах. Т. 1. Стихотворения. – Иваново: Фирма «Фора», 1965 г.,656 с., с. 554
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку