Данная исследовательская работа посвящена теме лингвокультурной: отголоски языческой культуры древних славян в современном русском языке на примере слова «чересчур». «Прошлое должно служить современности»,- писал Д.С. Лихачев. Актуальность исследования состоит в том, что орфографическая норма слова «чересчур» зачастую непонятна учащимся, принимается в качестве догмы без лингвистического анализа. Поэтому мы попытались «раскопать» слово «чересчур», вызвать к жизни те далекие фрагменты истории наших предков, когда люди поклонялись добродушному и справедливому божеству по имени Чур
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_v_gostyakh_u_chura.doc | 675 КБ |
v_gostyakh_u_chura_1.ekspeditsiya.ppt | 1.55 МБ |
В гостях у Чура.
Лингвистическая экспедиция в прошлое слова «чересчур»
Дергачева Анастасия Андреевна,
Краснодарский край, город Кореновск, МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район, 5 класс «Б»
Научный руководитель Панайотиди Ирина Владимировна
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Данная исследовательская работа посвящена теме лингвокультурной: отголоски языческой культуры древних славян в современном русском языке на примере слова «чересчур». «Прошлое должно служить современности»,- писал Д.С. Лихачев. Актуальность исследования состоит в том, что орфографическая норма слова «чересчур» зачастую непонятна учащимся, принимается в качестве догмы без лингвистического анализа. Поэтому мы попытались «раскопать» слово «чересчур», вызвать к жизни те далекие фрагменты истории наших предков, когда люди поклонялись добродушному и справедливому божеству по имени Чур. Считаем подходящей формой нашего исследования лингвистическую экспедицию в прошлое.
АННОТАЦИЯ
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Пословица
Представленная работа посвящена теме лингвокультурной.
Область исследования: язычество как культурно-исторический этап развития общества, лексика как раздел лингвистики, фольклористика, художественная литература.
Объект исследования: влияние языческой культуры древних славян на лексический строй современного русского языка на примере слова «чересчур».
Предмет исследования: этимология, лексическое значение, сфера употребления слова «чересчур» и родственных с ним слов.
Форма исследования: экспедиция.
Тема: В гостях у Чура. Лингвистическая экспедиция в прошлое слова «чересчур».
Проблема: трудность в написании слова, ошибочное толкование, поверхностное знание этимологии.
Актуальность исследования: без истории языка нет ни настоящего, ни будущего языкознания.
Новизна данной работы состоит в том, что была определена не только лингвистическая, но и культурно-историческая значимость слова «чересчур» в контексте общенародной заботы о русском языке.
Гипотеза: предполагается, что происхождение слова «чересчур» уходит корнями в далекое прошлое.
Цель исследования: изучить этимологию, лексическое значение, сферу употребления слова «чересчур» на основе фольклорного материала; составить маршрут исследования данной словоформы; доказать, что уровень языковой компетентности учащихся увеличивается при условии комплексного лингвокультурного анализа слова;
прививать любовь к родному слову, бережное к нему отношение, развивать интерес к изучению русского языка.
В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
Снаряжение экспедиции:
в ходе решения вышеуказанных задач были использованы следующие методы:
теоретическое обобщение, общенаучные методы: наблюдение, анализ, синтез;
метод ассоциативный, поисковый (ознакомление с первоисточниками), статистический, метод визуализации данных, индукция.
Состав экспедиции:
консультант – лингвист
консультант – фольклорист
консультант – литературовед
Практическая значимость исследования:
Оглавление. Маршрут экспедиции
стр
1. Подготовительный этап. Представление о славянском языческом мире 1
2. Исследовательский этап. В гостях у Чура. Лингвистическая экспедиция в прошлое
слова «чересчур»
2.1 Стартовый этап. Божество границ
3. Заключение 10
4. Список литературы 11
5. Приложения 12-14
1. Подготовительный этап
Исследовательский метод: теоретическое обобщение
Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком. Сегодня можно дать лишь общее представление о славянском языческом мире. По видению древних славян на небе жили высшие боги, на земле - духи природы, под землёй обитали злые демоны.
Славянские обычаи - некий христианско-языческий коктейль. К древнеславянским культам относятся поклонения берегиням. Само слово « берегиня» произошло от понятия «оберегать», «помогать». Берегинь было много. Они оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, пели им колыбельные песни, рассказывали сказки (байки), навевали сны. Позднее они получили кто собственные имена, кто – собственно-групповые, например, собственные Дид, Баба - прародители; групповые – русалки, лешие и т.д.
Если отдельных прародителей можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена. [ 1 ]
2.1 Стартовый этап. Божество границ
Исследовательский метод: наблюдение литературных источников
Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов – его звали Чур – наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность…и вопрошает:
- Эти угодья кому?
А в ответ:
- Чур, мне! Чур, мое!
Тогда велит бог вытесывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц… [ 2 ] 1
В славянской мифологии есть одно необыкновенное божество: Чур (Цур, Щур) – предок, родоначальник, божество границ, одно из древнейших божеств - берегинь, не особенно
высокого ранга, скорее полубог, мифическое существо, однако такое, что имя его повсюду знали и особенно чествовали. Произошло от «щур»: предки (пращуры) какого-либо рода. Чур связан с миром. Древний бог очага, оберегающий границы земельных владений, освящает и защищает право собственности. Это очень справедливое существо, помощник матери-земли в той правде, которую искали люди при земельных спорах, в запутанных чересполосных владениях. Очаг и тёплая изба – место обитания Чура, этого домового. Это оберегающий Бог. [ 3 ]
2.2 К традициям культа Чура
Исследовательский метод: поисковый
К Чуру взывают во время гаданий, игр, в заклинаниях против «нечистой силы, говоря: «Чур меня!». Это настоящая формула-заклинание. Чур освящает право собственности, и люди произносят: «Чур, моё!». Он же определяет количество и качество необходимой работы: «Через чур!». Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: "Чур тебе на язык!" — и злое пожелание не сбудется. А найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: "Чур, мое!" — и добрый древний божок побережет находку для тебя одного.
Интересно, что Чур дружен с домовыми, но преследует леших, кикимор и другую «нехристь». Значение Знака Чура трудно переоценить! Если учесть, что обереги не потеряли актуальности в век компьютерных нано - технологий, то не стоит гоняться за маловразумительными новомодными символами, а за защитой обратиться к первоисточнику всех оберегов - Богу Чуру и его знакам. Но только ли за этим ? [ 3 ]
2
2.3 Этап проведения социологического опроса. ЧЕРЕСЧУР – это как?
Метод визуализации данных
Трудность в написании, ошибочное толкование, поверхностное знание учащимися этимологии слова очевидны. Мы провели опрос учащихся 5 класса «Б» на предмет выявления уровня языковой компетенции: 1 этап – до комплексной работы над словом,
2 этап – после.
Условия проведения опроса:
Тема опроса: ЧЕРЕСЧУР – это как?
Место проведения: МОБУ СОШ № 20 МО Кореновский район
Период: сентябрь, 2011 год
Количество опрошенных: 22 человека
Категория опрошенных: учащиеся 5 класса «Б»
Участие в опросе: добровольное
Вопросы:
Результаты опроса 1 этапа
1 человек (5%)
Результаты опроса 2 этапа
17 человек (77 %)
20 человек (91 %)
2.4 Этап лингвистических раскопок. Колыбель слова «чересчур»
Метод исследования: анализ, синтез
Применение загадочного слова "чересчур" в обиходной речи для каждого совершенно понятно. Неясно лишь его происхождение, так сказать, его колыбель.
Разделим на составные части наше наречие, получим предлог "через" и существительное "чур".
ЧУР — ЧУР, междометие (разг.). Возглас, означающий запрет касаться чего - нибудь, переходить за какую - нибудь черту, за какой - нибудь предел. Чур! Это наше место. [ 4 ]
Первоначально «чур» означало «предел», «граница». Отсюда возглас «чур», означающий:
4
4) Слово чересчур имеет 19 синонимов и синонимичных выражений, например: очень жирно будет, очень жирно, до перебора, чрезмерно, до чертиков, преувеличенно, слишком, неумеренно, непомерно, более чем, не в меру, свыше меры, через меру, уж очень, свыше всякой меры, сверх меры, излишне, сверх всякой меры. [ 6 ]
2.5 Символический образ Чура. В кругу семьи: чурбаки и чурки
Метод исследования: ассоциативный
"Чура", как всякую живую и действующую силу, олицетворяли, представляя его в видимом образе: деревянном изображении, имевшем форму круглыша, короткого обрубка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначавшие семью и владельцев. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени, каковы: чурбак, чурка, чурбан, чурбашка, чурак, чурок, чушка. [ 6 ] Таким образом, чурка – деревянное изображение Чура. В старину они ставились по межам на тех местах, "куда топор и coxa не ходили. Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались эти "чурки", стоящие на границах, они почитались предметами священными и неприкосновенными. Безнаказанно их нельзя было уничтожать. Вырванные случайно должны быть заменены новыми тотчас же, чтобы не свела неосторожных рук судорога, чтобы не высохли они на том же самом месте. На нем уже предполагалась невидимо поселившаяся сила, которую следовало бояться, так как ей предоставлено право наказывать: насылать беды и наделять болезнями. В Белоруссии до сих пор можно видеть, с какими стараниями и опаскою опахивают эти
5
"чуры", боясь того духа, который поселился в них. Ни один белорус не покусится разрыть хотя бы одну такую земляную кучку. Этими покровителями пограничных примет и знаков и защитниками прав собственности в Белоруссии еще до сих пор не отвыкли клясться.
Однокоренным, «семейным» к слову чересчур является устаревшее слово чересполосный.
2.6 Сфера употребления слова. Забытый предок
Методы исследования: практический, статистический
Слово старого реченья — новой речи украшенье.
Пословица
В Великороссии «Чур», как божество, совершенно забыт. Осталось в памяти только его имя, да в глухих лесных местах кое-какие обычаи из далеких времен язычества. Сегодня словом «чур» называют поземельную границу, межу, рубеж. Говорят «не ступай за чур» (за черту); «не лей через чур» (через край), «наше по чур» (т. е. по эту грань) и т. д.
Каждый из нас с ранних детских лет хорошо помнит, насколько важно было в товарищеских играх оставить за собою занятое место. Когда участник заявляет, что его нельзя трогать, используют до сих пор выражение «Чур, не я!». Кому надо отойти в сторону вне порядка игры, тот обязан оговориться: "Чур, моя ямка, чур, мое место!" В России и сейчас чураются и зачуровываются, т. е. делают себя и разные вещи заговоренными, неприкосновенными, заповедными, произнеся: «Чур меня, чур!»
В. И.Даль приводит пословицы, связанные с заклинательной формулой: "Чурайся от вражьей силы", "Черти круг да чурайся". [ 7 ]
По народному поверью, помогало слово "чур" с незапамятных времен тем, кто находил клады, то есть зарытые в земле сокровища. Надо зарок знать и притом помнить, что клад стережет злая сила -- нечисть. Когда клад "присумнится", то есть выйдет наружу и покажется блуждающим огоньком, выговаривают зарок. Черти начнут стращать, отбивать клад. Тут слово "чур" и очерченный круг только одни и выручают, спасая от мучений.
6
А на Архангельском Севере клады достаются только тем, которые "не обманывают бога", то есть кто, заприметив клад, скажет три раза: "Чур мой клад, с богом пополам". Это значит, что дан твердый обет половину из открытого отдать на доброе дело или в пользу церкви. В Белоруссии, например, рыбаки чурают места рыбной ловли. Как "чаровники", опытные рыбаки видят, где подо льдом кучатся лещи, спят щуки. Чурой в древние времена назывался раб, в более позднее время - слуга-оруженосец.
По современным статистическим данным слово чересчур употребляется 389 5 раз на ≈ 300 млн. слов, это составляет частоту употребления 1,2 %. В школьном учебнике по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской это наречие не встречается ни разу в ЗСП. Проблема грамотного письма по-прежнему актуальна. [ 8 ]
2.7 На привале. Праздник Чура
На празднике Чура, Бога оберегания, у межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В этот день нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находиться у себя во дворе, тем самым почитая Чура. Не к лицу на праздник приходить без подарка. Наши поздравления Богу Чуру мы приготовили в форме лингвистической сказки. (Приложение 1)
2.8 Топонимы и антропонимы
Метод исследования:поисковый, виртуальное интервью
Последний сохранившийся участок
реки Чуры на поверхности
Добрый Бог Чур оставил свой след не только на земле, но и на воде, и даже в сердцах людей. Чура (Семёновский овраг, Кадашевский овраг, Черторой) - река на юге Москвы, правый приток р. Москвы. Длина - 7,2 км, почти целиком заключена в коллектор. Исток находится около ул. Гарибальди, протекает параллельно ул. Вавилова и Черемушкинскому
7
проспекту. Выходит из коллектора в районе Даниловского кладбища и течет по поверхности до Загородного шоссе. Пересекает Загородное и Варшавское шоссе, Новоданиловскую набережную и впадает в р. Москву у Автозаводского моста. В верховьях находилось с. Сёменовское. Название Чура (вариант Чур), возможно, связано с русским диалектом чур - грань, граница, рубеж, межа. [ 1 ]
Именами Чур, Чура восточные славяне называли детей, вероятно, в честь Чура - славянского языческого божества домашнего очага. Чурик - уменьшительное Чур. Форма имени Чурса образовалась из корня чур- и древнего суффикса -с(а). В русских былинах встречаем имя Чурилы Пленковича, старорусского богатыря, возвращающегося из Литвы в
свою сторонушку. [ 3 ]
Наиболее распространены фамилии Чурикова (известная советская и российская актриса театра и кино Инна Чурикова), Чурсина (известная советская актриса Людмила Чурсина), Чуров, Чураков и т.д. К сожалению, из 682 учащихся нашей школы, из числа ее работников, из моего личного окружения нет ни одного человека с фамилией, имеющей в своем составе часть –чур-. Это свидетельствует о том, что такие антропонимы – редкость в нашем регионе. (Приложение 2)
2.9 Наследие Чура в художественных текстах
Слова, кровными узами связанные с Богом Чуром, встречаются в повседневной речи нечасто, в художественных текстах тем более. Потому важно оценить роль их в современном контексте: внимательное наблюдение за редким словом, осмысление его значения, правильное употребление - это и есть бережное отношение к языку.
"Чур одному -- не давать никому"
"Начнем-ка, братцы! Чур, со счета не сбиваться!"
8
Язык, что чересчур велик,
Подходит лишь ходатаю.
Ходатая лишь за язык
И награждают платою.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Крестится: «Чур меня, сила нечистая!» Шепчет: «Рассыпься!» | |
А.Н. Островский «Снегурочка»
«Чур! наше место свято»
А.Н. Погребной-Александров
Если чурочку рубить
и дровами печь топить,
то не страшны нам морозы -
тёпло в доме будет жить.
***
Чур меня! -- кричали дети -- в играх, хоровод кружа...
Позабыли в целом свете, древних русских слов, визжа.
Чур поделим! Чур, я первый! Чур, не трогайте меня!
(Приложение 3)
9
Велика сила слов, дарованных нам Чуром. Ими пользуются люди с древнейших времен и повсеместно. Народ твердо убежден в том, что от нападения вражьей силы только тем и избавиться можно, если поспешить очертить вокруг себя круг, хотя бы перстом или палкой, и заручиться заговором, и оградиться криком "чур меня!", а уж если что не по закону, не по правилам, то добрый бог укажет на это, даст понять, что чересчур. Значит, есть над чем задуматься, что исправить.
Таким образом, немудреное слово неважного бога живет на русском белом свете заведомо вторую тысячу лет. Всякому делается известным оно с младенчества и пришедшему в зрелый возраст напоминает дорогое и золотое время детства, весну человеческой жизни.
10
4. Список литературы
М.: Вече, 2000
М.: «Азъ», 1992
11
Приложение 1
На дворе стоял ясный осенний денек. «Какое трудное слово мне попалось сегодня в диктанте»,- подумала девочка Юля, глядя в окошко на золотой дождь опадающих листьев.- Как же я допустила в нем ошибку?». В тетрадку ей уже смотреть никак не хотелось. «Было бы здорово поиграть сейчас с ребятами!» - размышляла она. Школьница быстрым движение руки придвинула тетрадку с диктантом и хотела было написать правильно «трудное» слово, но вдруг… ошибка встрепенулась, подбоченилась и спрыгнула на стол, оставив на бумаге чистый след. Юле показалось, что «трудное» слово ухмыляется, дразнится: ««Чур меня, чур!» Тогда ученица взяла сачок для ловли бабочек и попыталась поймать «непослушное» слово. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что «странное» слово рассыпалось. Буквы разбежались в разные стороны: С У Ч Е
Р Е Ч Р
Девочка от досады растерялась. «Что же мне теперь делать?»- спросила она у воробья, клевавшего букашку у раскрытого окна. «Чур – чирик, словарь -ик» - чирикнул тот и улетел. На книжной полке стоял толстый словарь. Юля взяла книгу и стала листать страницы: …ча…, чел…, черес…. «Трудное» слово ЧЕРЕСЧУР разместилось на странице между другими словами. «И ничуть оно не трудное», - подумала девочка. Она взяла ручку, и разбежавшиеся буквы появились в тетрадке в той последовательности, как требовали того правила орфографии…
На дворе ясный зимний денек. Девочка Юля с гордостью открыла тетрадку и подмигнула самой лучшей школьной отметке и «послушному» слову ЧЕРЕСЧУР.
12
Приложение 2
Виртуальное интервью с советской и российской актрисой театра и кино Инной Михайловной Чуриковой
- Уважаемая Инна Михайловна! Знаете ли Вы что-нибудь о Чуре?
- Да, конечно. Это языческое божество.
- Какое отношение имеет к этому Богу Ваша фамилия?
- Мне кажется, прямое. Все Чуриковы находятся под покровительством этого задушевного хранителя домашнего очага, мы его, Чуриковы, дети.
- Как думаете, талант, почет, слава, звание народной артистки СССР – все это не без его участия?
- Да, несомненно, Чур позаботился и об этом. К тому же, я и сама живу по заветам предков: не бери чужого, счастья чересчур не бывает.
- Уважаемая Инна Михайловна! Хочется пожелать Вам здоровья и творческих успехов! Пусть оберегает Вас и Вашу семью добрый Чур!
13
Приложение 3
А.Н. Погребной-Александров, современный поэт, ученый советского и постсоветского периодов
* * *
- Чур меня! -- кричали дети в играх, хоровод кружа...
Позабыли в целом свете, древних русских слов, визжа.
- Чур, поделим! Чур, я первый! Чур, не трогайте меня!
Что ж за слово это, дети? Чур -- делить иль сторона;
Чур – граничить иль граница: всё, что отделяет нас --
От проблемы и напастей… Чересчур то ль важно в нас?
Это прошлого истоки: в речи, в играх, в части слов…
То, что предками, заметьте, к нам пришло из закромов…
В тайнах власти что сокрыто: церкви, князя и царей, императора друзей.
Но как воды рек пробьются родничком из-под земли,
Так же словом отзовётся звук далёкой старины.
14
Машенька - ветреные косы
Философские стихи Кристины Россетти
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Рисуем тыкву