Работа посвящена актуальной теме: Курение среди подростков.
В учебно-исследовательском проекте присутствуют все необходимые компоненты:
В работе использованы материалы из различных источников: научно-популярной, медицинской литературы, статистические данные, информация из источников сети Интернет. Проект предоставляет большие возможности для самостоятельности и творчества.
Оценивая работу в целом, хочется отметить доступность изложения материала, значимость рассматриваемых вопросов для общества, общую ценность полученных результатов проведённых исследований, которые можно представить в просветительских целях для знакомства с результатами исследований родителям учащихся на родительских собраниях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 518 КБ |
Управление образованием администрации Туринского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 им. Ж.И.Алфёрова
Учебно-исследовательский проект
« Почему подростки курят?»
Выполнили ученики 7 «А» класса: Кузеванова Полина,
Соболев Дмитрий.
Руководитель:
Стародубцева М.Л.
Туринск
2014 год
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………….…4
1.1 Физико-химический механизм курения ………………………..4
1.2 Как воздействует курение на организм человека……………..5
2. Практическая часть………………………………………………..14
2.1 Социологическое исследование………………………………. .14
2.2 Проведение эксперимента………………………………………18
Заключение…………………………………………………………. 19
Приложения………………………………………………………….22
Введение
Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом. Это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим.
Пристрастие к табаку, формирует табачную зависимость. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака. Необходимо также подчеркнуть, что курение не является естественной потребностью организма, как, например, еда или сон. На протяжении тысячелетий люди обходились без курения, не подозревая о существовании табака.
Актуальность проблемы
Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом. Современная молодежь начинает пробовать сигареты в среднем в 10 -12 лет, из них большая часть, пристрастившись к этому занятию, продолжает курить, постоянно увеличивая количество выкуренных сигарет в день. К 17 годам у одного из десяти молодых курильщиков уже имеется ярко выраженная зависимость от табака, несмотря на то, что даже дети в общих чертах знают о том, какой вред наносит курение.
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому необходима широкая пропаганда среди учащихся здорового образа жизни, в том числе своевременная профилактика курения.
Цель проекта:
- выявить причины, побуждающие подростков к курению.
Задачи работы:
1. работая с различными источниками информации, узнать о влиянии курения на организм человека;
2. провести анкетирование учеников 7-11 б классов, с целью выявить причины, побуждающие подростков к курению;
3. информировать учеников школы о пагубном воздействии компонентов табачного дыма на организм человека, дать рекомендации, как отказаться от вредной привычки;
4. провести конкурс рисунков и стихотворений о вреде курения среди учащихся начальной школы; ознакомить с результатами исследований общественность на родительских собраниях.
Объект исследования: табококурение в среде подростков, учащихся школы.
Предмет исследования: причины, по которым подростки начинают курить.
База исследования: учащиеся, их родители, учителя, независимые участники.
Методы:
- сбор информации, изучение теоретического материала;
- проведение анкетирования, обработка результатов исследования;
1.1 Физико-химический механизм курения
Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) курильщик всасывает в себя воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступает в легкие.
Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нём продуктов горения табака. Содержание вредных веществ в табачном дыме зависит от вида табака, способов его предварительной обработки. В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие каждому растению, и специфические, присущие только табачным листьям. Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10% от массы табака), углеводы (до 20%), органические кислоты (около 10%). При сжигании табака образуются смолы (7-14%) и испаряются эфирные масла (около 1%) – они-то и придают специфический аромат.
По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости общей массой табака 20 г образуется: 0,0012 г синильной кислоты; 0,0012 г сероводорода; 0,622 г пиридиновых оснований; 0,18 г никотина; 0,64 г аммиака; 0,692 г оксида углерода и не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе бензопирен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и т.д. Все эти вещества оказывают вредное действие на наш организм.
При сжигании табака образуется дым, в котором множество вредных веществ, но самыми вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы.
1.2 Как воздействует курение на организм человека
Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.
В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.
Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные, прежде всего действием никотина. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.
Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, эмаль (защитный покров зубов) трескается, открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.
Курильщики наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Загрязненный табачным дымом воздух может вызывать у некурящих головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, способствовать обострению и развитию новых заболеваний.
По сравнению с взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен. Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии.
Отрицательное действие табачных веществ на организм ребенка более выражено еще и потому, что курящие дети сами ставят себя в более худшие условия, чем взрослые: экономят на еде, чтобы купить сигареты — обычно дешевые — с большим содержанием никотина, курят натощак. Курение несколькими подростками одной сигареты или докуривание окурков способствует возникновению инфекционных заболеваний.
Начав курить, молодой человек довольно быстро привыкает к курению, которое становится потребностью. Возникает непреодолимая тяга к курению. В школе на перемене курильщик спешит в туалет или в укромный уголок школьного двора. Нужно подчеркнуть, что такое курение «на скорую руку» (как бы кто не увидел, как бы не опоздать на урок и т.п.) особенно вредно. Ведь подряд делается несколько глубоких затяжек. Начинающие курильщики знают, как сразу после глубоких и частых затяжек приходит чувство тяжести в голове, а то и тошнота, головокружение, в висках стучит, иногда появляется общая слабость.
Сохранилась и другая весьма типичная школьная привычка – «докурить бычок». А в последней трети папиросы или сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака. Я уже не говорю, что через окурок могут передаться болезнетворные микробы.
Некоторые говорят: «Я непостоянный курильщик. Хочу – курю, хочу – не курю. Могу бросить в любую минуту». Да, такое положение может быть, но ненадолго. Одни быстрее, другие медленнее втягиваются в «обязательное курение» и уж тут…
Вывод напрашивается один – лучше не начианть.
Курящие ученики более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11–18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.
Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина.
В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, это 160кг табака, поглощая в среднем 800граммов никотина, а все выкуренные сигареты одного курильщика составят 15 км. Систематическое поглощение небольших доз никотина, вызывает привычку, пристрастие к курению. Особенно вредно курение для детей и подростков. Ещё неокрепшая нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак. А если человек в один приём получит значительную дозу никотина, может наступить смерть.
В нашей стране нельзя курить в общественных местах. В России принят Федеральный Закон о запрете на рекламу и продажу табачных изделий вблизи школ и учебных заведений. Просто запретить людям курить, наверное, ещё невозможно, а вот убедить бросить или не начинать курить - можно.
1.3 Почему подростки начинают курить?
Множество ошибок совершает человек на пути к взрослой жизни. Одна из самых глупых и опасных - добровольное приобретение никотиновой зависимости. Причин, чтобы попробовать и затем начать курить, огромное количество, чтобы бросить - только одна - забота о своем здоровье и здоровье своих детей.
При огромном стремлении к независимости, подростки крайне подвержены постороннему влиянию. Любопытство, стремление выглядеть старше. Но ведь всем известно, что сигарета во рту не делает подростка взрослее, а только портит его здоровье. Поводом закурить может послужить чувство противоречия, желание идти наперекор общественному мнению и советам родителей, недостаток сильных эмоций, новых впечатлений, просто скука тоже вызывают желание попробовать что-то запретное и опасное.
В 13-15 лет подростки «перерастают» жизнь, замкнутую на семье, им теперь интереснее общаться с ровесниками. Если в компании, в которую попадает подросток «модно» курить, он тоже закурит, ведь в этом возрасте ему важно быть похожим на всех в выбранной им группе. В «группу риска» могут попасть дети, как из неблагополучных семей, так и дети из благополучных семей, но предоставленные сами себе. Никто не контролирует, с кем они общаются в школе, на что тратят свободное время и карманные деньги. Вот они и начинают курить за компанию. А так как подросток еще ни на чем не обжигался, ему не страшно экспериментировать на себе, пробовать любые опасные вещи.
Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Со временем курение превращается в привычку.
Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленной пачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого парня или девушку заядлым курильщиком.
Мотивы для начала курения могут быть вполне определенными. Желание впечатлить девушку, быть своим в компании сверстников. Или такая ироническая реплика: «Он не курит, ему мама не разрешает!». Действительно, дымящий сигаретой подросток чувствует себя настоящим мужчиной, взрослым. Но взрослость проявляется, как известно, совсем не в этом. Наоборот, слабость характера, мягкотелость, неумение отстоять свое Я, т.е. незрелость, инфантильность приводят к тому, что подросток (даже если он убежден во вреде курения, испытывает отвращение к сигарете) слепо копирует других.
Другой мотив: желание подражать уважаемому человеку, отцу, популярной кинозвезде, мужественному ковбою из рекламы сигарет и др.
Встречается и такой странный мотив, как желание досадить. Обиделся на маму, учителя: «Ах, вы так! Ну, тогда я курить буду. Вам же будет хуже!» Логика прямо трехлетнего невоспитанного ребенка.
Если причинами начала курения у юношей являются стремление подражать взрослым, отождествления курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Но есть еще один важный фактор, обуславливающий привычку к курению — привыкание к никотину. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.
Однако спустя некоторое время чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Физиологически это связано с наступающим сужением сосудов мозга и понижением его активности. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое время опять тянется за сигаретой, невзирая на оставшуюся после курения горечь во рту, обильное слюноотделение и неприятный запах.
Кажущиеся подъем энергии, успокоенность, закрепляясь в сознании после выкуренной сигареты, переходят в условный рефлекс. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально работать, жить, и вскоре он становится настоящим рабом своей страсти. Никотин, как и некоторые другие яды, становится привычным, и без него в силу установившихся рефлексов курящему человеку становится трудно обходиться.
2. Практическая часть
2.1 Социологическое исследование
Результаты исследования причин курения у школьников
Мне было интересно узнать о взглядах моих сверстников на эту проблему. С этой целью я провела анкетирование учеников 7 -11 классов (175 человек). Результаты анкетирования:
1. Как вы относитесь к курению?
2. Как вы считаете, почему молодежь начинает курить?
3. С помощью, каких мероприятий можно защитить подростков от курения?
4. Бывает ли, что Вы оказываетесь в помещении, в котором курят?
5. Во сколько лет впервые попробовали курить?
6. Почему вы начали курить?
7. Почему вы курите?
8. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?
9. Если «да», то сколько раз?
10. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
11. Если бы вы знали все о вреде курения, начали бы вы курить?
12. Хотели бы вы бросить курить?
14. Как вы оцениваете последствия курения?
15. Курят ли твои родители (или взрослые опекуны)?
Высокий процент некурящих детей был выявлен в основном за счет детей 7 классов и 11 класса, в которых был выявлен самый низкий процент курящих подростков, при этом количество курящих мальчиков (17 человек) превышает количество курящих девочек (9 человек).
По результатам опроса 23 респондента пробовали отказаться от курения и лишь 7 из них это удалось. Следует отметить, что некоторые подростки в анкетировании не ответили на вопрос - «Курите ли вы?» и поэтому для объективности данных был проведен опрос классных руководителей. Как и предполагалось, количество курящих детей значительно выше - 31человек.
Интересно отметить, что большинство опрошенных учащихся 7-11 классов (13 человек) начали курить в летние месяцы. Это доказывает, что школа способна влиять на сознание подростков, оберегать их от этой вредной привычки. Но с другой стороны, эти же данные указывают на недостаточную работу по охвату детей в период летних каникул активной деятельностью (социальной, учебной и др.).
Одной из причин приобщения к вредной привычке, является курение родителей. Дети, в чьих семьях были или есть курильщики, курят в несколько раз чаще.
Так, по результатам нашего исследования в 46 семьях взрослые курят, т.е. дети в этих семьях являются пассивными курильщиками:
Известно, что дети, чьи родители, а также родственники курят, имеют высокий риск стать курильщиками. Сравнительно небольшое количество курящих родителей связано с тем, что в основном дети, обучающиеся в школе, либо воспитываются в неполных семьях или живут в детском доме. Несколько подростков не ответили на этот вопрос.
И хотелось бы обратиться к взрослым: « Дорогие взрослые! Мы хотим брать с вас пример, хотим подражать вам. Так научите нас хорошим привычкам, которые помогали бы нам в жизни».
2.2 Проведение эксперимента
Мы провели опыт, который показывает, что никотин и другие вредные вещества попадает в легкие человека даже, если сигарета, которую курят имеет фильтр. Для опыта нам понадобилась пластиковая бутылка, вата и сигареты. В пробке делаем отверстие, вставляем сигарету. В бутылку помещаем вату. Нажатием на бутылку выпускаем воздух. Бутылка начинает «курить». Проделаем данный опыт с тремя видами сигарет: с фильтром и без фильтра, а также с уменьшенным содержанием никотина (легкие сигареты).
Достаем вату и видим на ней следы табачного дегтя и других вредных веществ. Все это попадает в легкие человека. (Приложение 2)
Опыт 2: Берём 2 фильтра от сигарет. Один чистый, другой – окурок. Бросаем фильтры в пробирки с содовой водой, подкрашенной фенолфталеином, от чего вода – малиновая. После опускания окурка малиновая окраска исчезает, а появляется бурая, т.к. кислоты, находящиеся в фильтре действуют на фенолфталеин.
Такими простыми опытами мы доказали, что курение очень плохая и вредная привычка, которая губит жизнь человека засоряя его организм вредными веществами. Убеждение многих курильщиков, что фильтр защищает от вредных веществ, является ошибочным. Эта привычка наносит вред всему организму, а не только легким.
Заключение
Табакокурение является негативным фактором современных школьников. Проделанная исследовательская работа о влиянии курения подтверждает факт отрицательного действия на здоровье и функциональную работоспособность подростка. Вредные привычки живут там, где скука, формализм.
Одной из основных задач оздоровления подростков является активная систематическая профилактическая работа по борьбе с курением. Наш класс участвует в областном конкурсе «Будь здоров». Мы проводим различные акции против курения среди населения города, участвуем в конференциях, готовим агитационные плакаты, буклеты, листовки, провели конкурс рисунков и стихов против курения в начальной школе, выступаем с агитками перед учащимися класса и школы. (Приложение 3)
Искоренение причин табакокурения среди подростков может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, выбирающих здоровый образ жизни, и в таком изменении системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия саморазвития личности, давало подростку право выбора, ориентированного на общечеловеческие ценности. Вот поэтому надо как можно больше и настойчивее, аргументировано и доказательно рассказывать, о вреде курения, о его поистине пагубном воздействии на организм человека.
Необходимо дать понять каждому подростку, что здоровье - вещь весьма уязвимая и далеко не всегда поддающаяся восстановлению. Тем более, недопустимо подрывать его, что называется своими собственными руками.
Необходимо научить подростков оставаться сами собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности, важно иметь свое собственное мнение и уметь, если понадобиться, сказать «НЕТ».
Приложение № 1
1. Как вы относитесь к курению?
2. Как вы считаете, почему молодежь начинает курить?
Приложение № 2
Проведение эксперимента
Приложение № 3
Наш класс участвует в областном конкурсе «Будь здоров». Мы проводим различные акции против курения среди населения города, участвуем в конференциях, готовим агитационные плакаты, буклеты, листовки, провели конкурс рисунков и стихов против курения в начальной школе, выступаем с агитками перед учащимися класса и школы.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Разлука
Как зима кончилась
Голубая лягушка
Браво, Феликс!