Научно-исследовательская работа учеников 7 класса Дудника С. и Тарасова Н. «Русские богатыри и европейские рыцари: черты сходства и различий». Ребята стали победителями районного тура Научно-исследовательской конференции «Я – исследователь».
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_i_rytsari.doc | 131.5 КБ |
Научно-исследовательская конференция «Я – исследователь»
(школьный этап)
Русские богатыри и европейские рыцари: черты сходства и различий.
Работу выполнили
Дудник Сергей
Тарасов Никита
Ученики 6 класса А
МБОУ СОШ №137
Научный руководитель
учитель истории
и обществознания
Садофьева М.В.
Самара 2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………….стр.3
Глава I. Кто они - богатыри и рыцари?
§ 1. Воспитание и происхождение……………….…………………...стр.5
§ 2. Кодекс чести………………………………………………………стр.11
Глава II. Снаряжение и воинские забавы.
§ 1. Снаряжение европейского рыцаря и русского богатыря……..стр.15
§ 2. Рыцарские турниры и кулачные бои…………………………….стр.17
Глава III. Сравнительная характеристика Роланда и Ильи Муромца
по текстам «Песни о Роланде» и былине «Илья Муромец и
Соловей-Разбойник»……………………….………………………….стр.19
Заключение……………………………………………………………..стр.21
Список литературы
Введение.
Эпоха Средневековья, удаленная от нашего времени на сотни лет, большинством современников представляется временем темным и непонятным. Сознание рисует картины страшные и волшебные. Герои облачены в сияющие доспехи, а помыслы их чисты и благородны. При этом, чаще всего, Средние века представлены европейцами всех мастей, в то время как отечественные персонажи как будто в то время и не жили. Что, безусловно, не является правдой. Русское Средневековье не менее богато на события и героев.
Особым явлением в истории Средних веков было появление как в Европе, так и на Руси особой категории людей, задачей которых была защита и служба государству – богатырей (витязей) и рыцарей. Военное дело стало их главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности. Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Рыцарство зародилось во Франции, затем, после нормандского завоевания Англии, укоренилось на Британских островах и достигло расцвета к XII в. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Согласно словарю В.И.Даля «витязь» - это храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь. Появление богатырей на Руси связано с процессом становления государства. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравственные и социальные идеалы народа.
Из различных книг, литературных произведений и учебников по истории мы уже немного знакомы с рыцарями и богатырями. Прежде всего, эти представители средневекового общества ассоциируются в нашем сознании с такими понятиями, как благородство, отвага, честь, долг и др. нравственными идеалами. И хотя эпоха рыцарей и богатырей прошла, рыцарские этика и кодекс чести не потеряли своей актуальности в наш век, век современных технологий и прогрессивного мышления. Для нас до сих пор поведение богатырей остаются эталоном патриотизма, рыцарские идеалы и мировоззрение остаются мерилом оценки правильности и неправильности поступков. А если в нашем сознании рыцари и богатыри стоят рядом, быть может и в своем реальном воплощении у них было много общего?
Целью работы является выявление черт сходства и различий русского богатырства и европейского рыцарства в контексте средневековой истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Использованы поисковый и метод сравнительного анализа.
При написании данной работы информация взята из энциклопедий, с тематических сайтов, из исторической и художественной литературы.
Глава I. Кто они – богатыри и рыцари?
§ 1. Воспитание и происхождение.
Упоминая богатырей, мы прежде всего вспоминаем легендарных Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их образы стали собирательными и вобрали в себя все «богатырство» русское. Русские богатыри - отпрыски разных племён и выходцы из разных городов Руси, служат главе государства. Но по существу они служат не столько князю, сколько Русской земле. В былинах изображены разногласия князя с богатырями, которые за какие-либо обиды отказываются ему служить. Но когда грозит неприятель, князь знает, от чего не смогут отказаться богатыри — не от денег, подарков и почестей, а от преданности своей земле и её людям. Ограниченность письменных источников не позволяет нам с абсолютной точностью описать процесс воспитания русского богатыря. В этом вопросе обратимся к народному творчеству.
Святой преподобный Илья Муромец Печерский (умер в 1188 г.), один из главных героев русских былин, возникших в XII — XIII вв. ("Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром"), воплощение народного идеала героя-воина, нетленные мощи которого почивают теперь в Ближних (Антониевых) пещерах Киево - Печерской Лавры. Судя по останкам, это был человек, по нынешним понятиям, роста невеликого – 178 см. Что вызывает еще больше сомнений – сложения он был совсем небогатырского. Если, конечно, мумифицированные останки преподобного Ильи, что покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры, имеют отношение к былинному защитнику земли Русской. Чьи это мощи на самом деле – доподлинно неизвестно. Скорее всего, это некий преподобный Илья, не имевший отношения к былинным подвигам, но некогда прославившийся своей христианской святостью (заслугами перед церковью) и позднее отождествленный церковью со знаменитым былинным богатырем Ильей Муромцем. Надо учитывать, что церковь любит создавать различные святыни для поклонений паломников, приносящих ей немалые доходы. Например, святые нетленные мощи Орлеанской девы при исследовании оказались сборником различных биологических материалов, в т.ч. кошачьих косточек. Впрочем, надо учитывать, что в те времена люди были много мельче. В частности, Александр Невский, отличавшийся высоким ростом и зычным голосом, возвышавшийся над толпой почти на голову, имел рост 158 см. И дошедшие до нас стальные доспехи европейских средневековых рыцарей нынче в пору лишь небольшим подросткам. Память святого преподобного Ильи Муромца Печерского празднуется ежегодно 19 декабря и 28 сентября вместе с Собором преподобных отцов Киево-Печерских.
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Второй былинный богатырь — Добрыня Никитич ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Добрыня в ссоре с Владимиром" и др.), может быть отождествляем как с дядей Святого Равноапостольного великого князя киевского Владимира, так и с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу "Золотой пояс", также известным по литературным памятникам. Но в любом случае он не мог быть современником Ильи Муромца и Александра Поповича.
Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. С его именем связан Добрынин остров на р.Оке в Шиловском районе и Добрынин курган близ р.п. Шилово. В Добрынином кургане богатырь был похоронен после своей гибели в бою с татарами (это отсылает нас к летописному рассказу о битве на Калке, где среди погибших богатырей упоминается Добрыня Рязанич Злат пояс). Оставшиеся в живых соратники привезли тело Добрыни на родину и похоронили в местечке Дубки возле устья р. Пара. Курган Добрыни был раскопан в конце 20-ых годов прошлого века шиловскими крестьянами. По рассказам очевидцев, в кургане нашли кольчугу, пояс с накладками, шлем. Вещи до войны хранились у местных жителей. По местным преданиям, мать Добрыни с особым заговором опустила меч богатыря в воды Оки у Шиловской церкви.
О младшем современнике святого преподобного Ильи Муромца Александре (а не Алёше) Поповиче известно, в частности, то, что около 1219 г. он призвал ростовских богатырей идти на службу к великому князю киевскому Мстиславу Романовичу Старому. В тверской летописи имя Александра Поповича связывается с княжескими усобицами 1216 года. Известно о нём также и то, что в числе остальных семидесяти (!) богатырей он погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г., в первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи. Об этом сообщает Суздальская летопись (рукопись XV века): "И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых".
В былинах Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу( богатырь, персонаж русских былин): рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Согласно легендам, богатыри богатырской заставы были побратимами и
стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых ворогов. Читаем у А.С. Пушкина: «Перед утренней зарею братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. Руку правую потешить, сорочина в поле спешить, иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса».
Если о становлении богатыря известно в основном по былинам и сказаниям, то о воспитании рыцаря информация вполне конкретная.
Понятие рыцарства прежде всего связывалось с определенным образом жизни. Он требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Поэтому особенным было и воспитание рыцарей. Цель начального, семейного и личного образования — научить элементарным навыкам верховой езды, охоты и владения оружием. В 7 лет ребёнок становился пажом. Самые игры и удовольствия способствовали образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям. Следующий этап, более длительный и более сложный, уже представлял собой настоящее профессиональное и эзотерическое посвящение.
В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали в 14 лет, молодые воспитанники содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой. занимаясь его лошадьми, поддерживая в порядке его оружие и, позже, следуя за ним на турнирах и полях сражений, они накапливали знания, необходимые военному человеку, шли к своей главной мечте - Посвящению в рыцари. Однако, посвящение, главный этап в карьере рыцаря, нисколько не изменяло его повседневной жизни: пиры, охота, турниры, участие в войнах. Среди рыцарей были и такие, которые вели не совсем традиционный образ жизни: странствующие рыцари. Особой была жизнь рыцарей во время ведения военных действий. Рыцарство предполагало не только определенный образ жизни, но и определенный этикет. Только родовой по отцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Но одного дворянского происхождения было далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровым воспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинских трудов, необходимо было основательное изучение всех рыцарских обязанностей.
Посвящение в рыцари могло состояться во дворе замка в церковном притворе, на общественной площади или на травке какого-нибудь луга: освящалось оружие, которое затем «крестный отец» посвящаемого в рыцари вручал своему «крестнику»: сначала меч и шпоры, потом кольчугу и шлем, и, наконец, копье и щит. Бывший оруженосец облачался в них, прочитывая при этом несколько молитв, и произносил клятву соблюдать правила и обязанности рыцарства. Церемонию завершал символический жест «удар по шее», который сопровождали ритуальными словами: «Именем Бога, Святого Михаила и Святого Георгия я посвящаю тебя в рыцари.»
Таким образом, мы можем сделать вывод, что при внешних отличиях и рыцарство и богатырство представляли собой особую часть общества, отличающуюся своим взглядом на мир и на свое место в этом мире. Роль защитника и «слуги государева» были главными ипостасями этих сословий.
§ 2. Кодекс чести
Основными понятиями кодекса чести богатырства были: Вера, Слово, Дело, Путь, Цель, Мера.
Если ты не веришь сословию, значит ты отвергаешь сословие;
Верь не тому, что говорят, а тому, что ты видишь;
Ищи собственных убеждений. Верить как все, значит, верить не во что;
Никогда не поднимай веру над рассудком;
Твоя вера в сословие - это твоя верность сословию.
Тебе цена - твоё слово.
Не говори двух слов там, где от тебя ждут только слова;
Если ты можешь смолчать - не говори ничего;
Слушай не то, что говорят, а то, что пытаются скрыть при помощи слов;
Признавая кого-то равным себе по сословию, отвечай за его слово как за своё.
Не делай ничего наполовину;
Если ты воин, понятия 'хочу', 'могу', 'должен' значат для тебя одно и тоже;
Будь там, где труднее;
Пропусти вперёд того, кто может принести больше пользы делу, чем ты.
Сильный всегда выживает, слабый всегда погибает;
Не жди, когда тебя собьют с ног. Позаботься о себе заранее - начни первым;
Идти прямо вовсе не означает всегда идти правильно;
Не ступай в один след дважды;
Если ты не можешь идти вперёд, хотя бы твёрдо стой на одном месте.
Каждая стрела в цель;
Цель состоит не в том, чтобы бороться, а в том, чтобы побеждать,
Цель, которую оставляешь ты, присваивает себе твой противник;
Не жди больших побед от достижения малых целей;
Если ты достиг всех своих целей - значит ты уже умер.
Не отделяй себя от сословия ни в большом, ни в малом;
Не показывай никому ни своей боли, ни своей радости. Открытая душа - пустая душа;
Не желай другому - не получишь сам;
Во всём том, что происходит с тобой в жизни, вини только самого себя;
То, что ты держишь твёрдой рукой, у тебя никто не отнимет.
Тебя можно уничтожить, но победить - никогда;
Никогда ни о чём не жалей;
Никогда ни о чём не проси.
Презри просящего;
Предложи сам помощь другому, если он в ней нуждается;
Не верь Богу, который делает тебя рабом и Презри роскошь и богатство. Тебе принадлежит только то, что ты можешь унести с собой. ничтожеством.
Обещай только то, что ты можешь дать.
Верни себе то, что ты потерял.
Не трогай чужого, оно для тебя проклято.
Прости того, кто готов простить тебя.
Таким был своеобразный кодекс чести русского богатыря. Хотя часто он заменялся родительским благословением.
Главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору (феодалу, стоящему выше в иерархии общества). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые все время требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и любви знал «весь христианский мир».
Рыцарская культура ориентировалось на внешнее проявление. Выражалось это в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчёркивались красота и внешняя привлекательность. Отсюда и внешний блеск культур рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам.
Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего её человека. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила — иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60-80кг. Кроме того, очень почитались искренность, доброта и благородство сердца; набожность и умеренность; отвага и физическая сила; презрение к усталости, страданию и смерти; сознание собственного достоинства; гордость за свою принадлежность к благородному роду. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому среди рыцарей были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. Кодекс рыцарской чести не был литературным вымыслом, однако для рыцарей не менее характерна была и грубость нравов. Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их нарушение рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки существовал целый обряд разжалования рыцаря. Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени вины: например, щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или, например, за менее тяжкие преступления наказание ограничивались рисованием на гербе щита какого-нибудь позорного знака. Делалось все это принародно, это был наглядный урок как молодым пажам и оруженосцам, так и зрелым рыцарям.
Итак, сравнивая нравы богатырские и рыцарские, мы выделяем следующие особенные черты богатыря и рыцаря:
— личное, сердечное братство богатырей, т. е. доброжелательное, участливое отношение к другим людям (в отличие от холодно-партнёрского, орденского «братства» рыцарей);
— служение богатырей родной земле-матушке и её людям (в противоположность «отслуживанию» вассалов у сеньоров за феод);
— уважение к простым людям, к крестьянству как главной силе Русской земли (в отличие от спесивой отчуждённости рыцарей от простонародья).
Глава II. Снаряжение и воинские забавы.
§ 1. Снаряжение европейского рыцаря и русского богатыря.
Специальная одежда, защищающая своего владельца и бою, использовалась со времен первых войн на земле. В эпоху средневековья одеждой воина были рыцарские доспехи. Основу оборонительных рыцарских доспехов составляли: панцирь или броня, кольчуга, латы, шлем, рукавицы и щит. Вначале броню делали из кожи и покрывали ее металлическими бляхами (кольцами). Затем появилась кольчуга (с первой половины XII в. вошла во всеобщее употребление), сплетенная из стальных колец, иногда в 2–3 слоя. Кольчуга напоминала сетчатую тунику, свисала до колен и имела разрезы спереди и сзади для удобства при верховой езде; просуществовала до сер. XIV в. Достоинством ее была подвижность и прочность. Однако постепенно подвижность принесли в жертву прочности – стали защищать наиболее уязвимые части тела металлическими пластинами. С XIV в. появились латы. Вызвано это было усовершенствованием оружия, появлением огнестрельного оружия, от которого кольчуга не защищала. С сер. XIV в. рыцарские доспехи превратились в совершенно закрытую полую цельнометаллическую статую. Весило такое снаряжение 35 кг и более, и нужно было обладать большой физической силой, чтобы переносить в нем тяготы битвы. К оборонительным рыцарские доспехи относился и шлем. Первоначально он был конусообразной формы. Делали его из железа. На шлем часто надевали нашлемник. Коронованные особы носили нашлемник в виде короны. Кроме того, к шлему крепился набородник, а к нему прикрепляли забрало, наносник и нащечники. С XII в. появились массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Носили их только во время сражения, поскольку они были очень тяжелы. В обычное время надевали более легкие шлемы с острым гребнем
Щит был также оружием защиты. Первоначально рыцарские щиты были громоздкими и прикрывали все тело. Затем их размеры стали меньше, треугольной формы, они стали более легкими – для удобства манипулирования. Встречались щиты круглые и полукруглые. Как правило, на щите изображался герб рыцаря.
Наступательные рыцарские доспехи – копье меч. Длина копья достигала в XIV в. 4,5 м; делали его из легкого дерева: липы, вяза, сосны, осины, ясеня. Копье состояло из древка, железного наконечника, под которым прикрепляли флажок. Помимо недолговечного копья рыцарь был вооружен железным мечом – самым почетным оружием. Раннесредневековые мечи были сравнительно короткими, широкими, заостренными только с одной стороны, но самого высокого закала, чтобы не ломались о броню и шлемы.
О снаряжении русских воинов известно, к сожалению, гораздо меньше, так как изображений и археологических находок, относящихся к тому далекому времени, существует очень мало. Но то, что дошло до нас, позволяет сделать вывод, что на Руси использовалось подобное европейкому снаряжение: металлический шлем на голове, как правило конической, куполообразной формы, с кольчужной бармицей, защищавшей затылок, щеки, шею и плечи, на теле — кольчужная «рубаха» или, реже, доспех из металлических пластин, под ней — одежда из плотной ткани, а на ногах — высокие, до колена, кожаные сапоги. Только в вооружении у русских воинов было одно существенное отличие от европейских рыцарей: кроме копий и мечей они все или почти все имели луки, в то время как в Европе использовались арбалеты, и то это было оружием не рыцарей, а их оруженосцев и пеших воинов. Топор и рогатина считались основным оружием пешего воина в средневековой Руси. Также использовались: мечи и сабли, кинжалы и булавы, арбалеты.
§ 2. Рыцарские турниры и кулачные бои.
Значительная часть времени рыцаря и богатыря была занята воинскими тренировками, к которым относились рыцарские турниры и кулачные бои.
Рыцарские турниры представляли собой военные упражнения, происходившие на арене, окруженной зрителями. Любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уже о зрителях. Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов. В назначенный день гости съезжались к месту турнира со всех сторон. В замке устроителя турнира могли разместиться далеко не все желающие, приходилось устраиваться в ближайшем городке, а то и просто в шатрах, раскинутых под открытым небом. Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы – на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившимся оруженосцев удостаивались особой чести – их прямо на ристалище посвящали в рыцари. Если кто – то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выезжать на ристалище. Однако и для рыцаря, призванного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади. Поле для турнира – ристалище – обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими арбитрами были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Однако чаще всего дамы передавали право решения одному из рыцарей, которого сами избирали, и в знак такого отличия он назывался почетным рыцарем.
Для русского богатыря, помимо мастерского владения оружием, необходимым было владение приемами рукопашной схватки, отработке которых посвящалось достаточно много времени. В первую очередь это касается кулачных поединков, получивших повсеместное распространение. То, что на Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы её воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедеем, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем. Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Вот что об этом пишут исторические источники: "Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники", составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны", правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему ("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.
Изучив образцы вооружений и защитные доспехи богатырей и рыцарей, можно сделать вывод об их схожести. Различия наблюдаются лишь в системе «тренировок». Рыцарские поединки были своеобразными средневековыми шоу, в то время как богатыри редко тратили силы на внешние, показные проявления.
Глава III. Сравнительная характеристика Роланда и Ильи Муромца
по текстам «Песни о Роланде» и былине «Илья Муромец и
Соловей-Разбойник»
В своей работе мы сравним образы Ильи Муромца и Роланда, чтобы определить черты сходства и различия героев разных народов и попробовать сделать выводы о народных идеалах средневековых Руси и Франции.
Прежде всего, заметим, что оба героя доблестно сражаются с врагами своей страны, оба обладают необычайной силой, оба непобедимы в бою. Кроме того, как в «Песни о Роланде», так и в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» подчеркивается религиозность героев. Илья ориентируется во времени по молитвам – «Он стоял заутреню во Муроме, / А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град». Войдя в княжеские палаты, крестится. Роланд же перед смертью обращается к Богу с просьбой принять его в рай и протягивает Господу перчатку, признавая его своим сеньором. Оба героя стремятся служить верховному правителю своей страны.
На этом сходства заканчиваются. Рассмотрим различия. Роланд молод и «прекрасен телом», а Илья называет себя «старым казаком» и сказитель упоминает его «дородную фигуру». Роланд знатного рода – он племянник короля, а Илья – крестьянский сын из села Карачарово. Это, так сказать, исходные данные. Еще более важные различия проявляются в характере и поведении героев.
Роланд эмоционален и красноречив. Он обращается со страстными речами к своим рыцарям, призывая их на бой и обещая славу и добычу, он оплакивает павших друзей, он не упускает случая произнести маленькую речь над поверженным врагом и не раз повторяет: «Мы правы, враг не прав – за нас Господь».
Илья Муромец оказывается полной противоположностью французскому рыцарю. Он спокоен и немногословен. Лишь дважды он выражает словами свое отношение к происходящему. В первый раз грубо одергивает собственного коня, споткнувшегося от рыка и посвиста Соловья-Разбойника; во второй – произносит посмертный приговор злодею.
Причины, по которым герои совершают свои подвиги, также различны. Роланд часто упоминает Францию и французов, его не раз называют защитником страны, но более всего рыцаря волнует то, как оценит его поступки король. Заметим, что подвиги свои рыцарь совершает преимущественно в захватнических походах, которые обеспечивают славу и походу европейскому владыке и его вассалам. Русский же богатырь ведет себя очень независимо, если не грубо, по отношению к князю Владимиру. Он начинает с того, что распахивает дверь в «столовую горенку», где пирует князь, а заканчивает указанием (князю!) принести вина для раненого Соловья-Разбойника. Значит, ему важно не княжеское одобрение. Илья едет в Киев, потому что это – сердце русских земель. Отношение богатыря к Руси похоже на отношение крестьянина к своему хозяйству: если встретил какой непорядок, надо устранить – не славы и похвалы ради, а потому что хозяйство – свое.
Подводя итог, можно сказать, что и французский, и русский эпосы воплощают национальные идеалы в образах могучих воинов, но рыцаря вдохновляют на подвиги верность сеньору и желание славы, а богатыря – необходимость защитить свою землю и свой народ от посягающих на них злодеев. Роланд привлекает к себе благородством и силой страстей, а Илья – спокойной народной мудростью.
Заключение.
По своему положению, воинской подготовке, вооружению русские богатыри практически не отличались от западноевропейских рыцарей. Но как радикально различались они по своему мировоззрению и духовно-нравственным основам! Попробуем же сравнить.
Рыцари совершали свои подвиги либо по внутреннему побуждению, либо во славу своего сюзерена, либо ради прекрасной дамы. Заставы богатырские защищали родную землю. В этом и состоял исключительный смысл жизни богатырей. Ни в одном из трех тысяч сохранившихся былинных текстов нет восхваления успешных захватнических походов или грабительских набегов.
Рыцари участвовали в крестовых походах, искали церковные реликвии, боролись с «неверными» и язычниками. В то же время не известно фактов участия русских богатырей в акциях, носивших религиозный характер.
Рыцарь, это всегда человек благородного происхождения, дворянин, полный сословной гордости и презирающий чернь. Среди богатырей были как представители знати, так и выходцы из народа. Например, Илья Муромец, самый знаменитый и прославленный богатырь - крестьянский сын.
Рыцарь, это боец, который заботится прежде всего о личной славе, ярко выраженный индивидуалист, в котором нет чувства содружества, «рыцарского братства». Витязи заставы богатырской, это всегда побратимы, до конца стоящие «за други своя». Важность идеи братства в древнерусской нравственности хорошо просматривается при сравнении образов богатырей, представленных в былинах, с образами рыцарей. Содружество былинных богатырей представляет собой типичное рыцарское братство! Оно вписывается в общую логику развития подобных организаций и является предшественником средневековых рыцарских орденов.
Поскольку речь коснулась «службы», посмотрим, кому или чему служат русские богатыри. Формально они, отпрыски разных племён и выходцы из разных городов, служат князю. Но по существу они служат не столько князю, сколько Русской земле. Родина богатырю дороже, чем «высокооплачиваемая» служба. Иной характер имеет рыцарское служение: оно основывается на вассальной клятве сеньору, сюзерену, от которого рыцарь получает землю во владение. Не родной земле и её людям служит рыцарь, а «отслуживает» свой феод. Между прочим, в былинах земля представляется как «мать», как родное, живое существо, добрая кормилица, а не объект владения. Мать сыра земля живая, она требует любви и заботы.
Почему уместно сравнение именно богатырей и рыцарей? Во-первых, между ними имеется сходство по роду деятельности, они — ратники, тем не менее в сходных ситуациях они ведут себя по-разному. Во-вторых, богатыри и рыцари привлекали к себе особое внимание как образцы доблести и потому ярко описаны как в русском народном творчестве, так и в сочинениях западных писателей.
Список литературы
Сила слова
Рукавичка
Четыре художника. Осень
Снег своими руками
Ребята и утята