Доклад на районной научно- практической конференциии.
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_nauchno.docx | 40.85 КБ |
Районная научно-практическая конференция старшеклассников
«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Геометрия на клетчатой бумаге
Исследовательская работа
Выполнена ученицей
9А класса СОШ № 17
р. п. Юрты
Галбура Анной Константиновной
Научный руководитель-учитель
математики СОШ № 17
р. п. Юрты
Пузик Ирина Николаевна
р. п. Юрты, 2010
Оглавление.
Вступление.
Рассматриваемые задачи отличаются от обычных задач из действующих учебников и задачников по геометрии, и в тоже время они не требуют дополнительных сведений, направлены именно на обобщающее повторение основного курса геометрии 7 – 9-х классов, на его более глубокое освоение и понимание, выработку необходимых геометрических компетенций.
Все задачи сопровождаются рисунками, которые можно использовать для дополнительных построений и вычислений. Построение отрезков, прямых и углов проводятся с помощью линейки, построения окружностей и их дуг – с помощью циркуля. В задачах на вычисление стороны квадратов сетки считаются равными единице.
Решение предлагаемых задач на клетчатой бумаге в большей степени, чем решение обычных задач, поможет развить геометрические представления учащихся, выработать необходимые вычислительные навыки, практические умения производить построение геометрических фигур, подготовиться к экзаменам и участию в олимпиадах по математике.
Основная часть .
1.Через точку С проведите прямую, параллельную прямой АВ.
| |||||
С | В | ||||
А |
D | |||||
| |||||
C | В | ||||
А |
1.Соединим С и А.
2. Используя определение и свойства параллелограмма ( DВ параллелен АС и DВ=АС) проведем DВ.
3. Соединим СD. Из равенства треугольников АСВ и DВС следует, что угол DВС= углу АВС ( как накрест лежащие при прямых СD и АВ и секущей СВ), значит СD параллельная АВ.
| |||||
A | |||||
a | |||||
2. Найдите расстояние от точки А до прямой a.
| |||||
A | B | M | |||
D | C a | O | |||
1.Построим прямоугольник АВСD так, чтобы точка С принадлежала прямой а, и прямоугольник СКМО, так чтобы точка С была общей вершиной для этих прямоугольников.
| |||||
A | B | M | |||
D | C a | O | |||
2. СМ – диагональ прямоугольника СКМО. Проведем диагонали АС прямоугольника АВСD. Угол АВМ=900, так как треугольник ВОМ = треугольнику СВА и треугольники СКМ=СДА, значит АС перпендикулярен СМ, т. е. АС перпендикулярен а. АС - расстояние от точки А до прямой а.
3. Найдем АС по т. Пифагора
АС2=АD2+DС2
АС=√22+12=√5, АС=√5.
3. Найдите периметр треугольника АВС.
С | |||||
В | |||||
А | |||||
С | А1 | ||||
| 2√2 | ||||
К | В | ||||
А | |||||
1.Построим прямоугольник СА1ВК, так чтобы отрезок СВ являлся диагональю прямо-
угольника. Рассмотрим треугольник СА1В и по теореме Пифагора вычислим СВ:
СВ2= СО2+ОВ2
СВ=√22+22=√8=2√2
С | |||||
В1 | |||||
√13 | |||||
В | |||||
А | М | ||||
2. Аналогично построим прямоугольник АВ1СМ так, чтобы отрезок АС являлся
диагональю прямоугольника. Рассмотрим треугольник АВ1С и по т. Пифагора:
АС2=АВ2+В1С2
АС=√32+22=√13
С | |||||
√17 | В | ||||
А | |||||
3. Построим прямоугольник АКВС1 так, чтобы отрезок АВ являлся диагональю прямоугольника. Рассмотрим треугольник АС1В и по т. Пифагора:
АВ2=АС12+ВС12; АВ = √42+12=√17
4. Найдем периметр треугольника АВС:
Р=2√2+√13+√17
4. Постройте треугольник со сторонами, равными √5, √10,√13.
В |
| В | |||
√10 | С | √5 | |||
√13 | |||||
О | А | ||||
С | К | ||||
М | А |
1.Для построения отрезков воспользуемся т. Пифагора:
АВ=√5=√22+12 - построим прямоугольник АВО с катетами ВО=2 и АО=1.
ВС=√10=√32 + 12 - построим прямоугольник ВСК с катетами СК=1 и ВК=3.
АС=√13=√32 +√22 – построим прямоугольник САМ с катетами АМ=2 и СМ=3.
А | |||||
В | |||||
С | |||||
2.Начнем с построения стороны СВ, т. е. треугольника СВК.
Аналогично построим стороны АВ и АС.
5.Постройте параллелограмм, тремя вершинами которого являются точки А, В, С, а вершина D находится в узле сетки.
С | |||||
В | |||||
А | |||||
М | С | ||||
D | О | Х | |||
В | |||||
А | К | ||||
1.Соединим точки А и В. Построим прямоугольник АОВК так, чтобы АВ являлся диагональю.
2. Построим прямоугольник DМCХ равный прямоугольнику АОВК.
3. Проведем в прямоугольнике DМСХ диагональ СD.
4. Из равенства прямоугольников следует параллельность сторон DС и АВ.
С | Р | ||||
У | В | ||||
А | |||||
5.Соединим точки С и В. Построим прямоугольник УСРВ так, чтобы СВ являлся диагональю.
6.Соединим точки А и С. Построим прямоугольник с диагональю АD.
7.Из равенства прямоугольника следует параллельность сторон АD и ВС.
8. Рассмотрим четырехугольник АВСD: противолежащие стороны DС и АВ, АD и ВС параллельны, то АВСD – параллелограмм.
6.Нарисуйте высоту трапеции АВСD, опущенную из вершины В. Найдите её длину.
С | D | ||||
В | K | ||||
o | H | ||||
А | K |
1.Построим квадрат ОВКН, ВН – диагональ.
2. Построим квадрат АОНК равный квадрату ОВКН, где АН – диагональ.
3. Так как квадраты ОВКН и АОНК равны и имеют общую сторону ОН, то угол АНВ – прямой, следовательно ВН перпендикулярен АН, а значит ВН перпендикулярен АD, то ВН – высота.
7.Найдите площадь треугольника АВС.
В | |||||
А |
| С |
В | |||||
А |
| Н | С |
1.Площадь треугольника АВС вычисляется по формуле S=½АС×ВН, где ВН - высота.
2.Проведем высоту ВН, ВН=4 см.
3. Найдем АС, АС=4 см.
4. Вычислим SАВС=(4×4)÷2= 8 см2
8. Найдите площадь трапеции АВСD.
С | |||||
В | |||||
D | |||||
А |
С | |||||
В | |||||
D | |||||
H | |||||
А |
1.Проведем ВН.
2.Рассмотрим четырехугольник НВСD: СD=DМ=ВМ=ВС как гипотенузы прямоугольного треугольника со сторонами 2 см и 1 см и из равенства треугольников следует, что все углы прямые, тогда четырехугольник – квадрат, т. е. СD=ВН=√22+12=√5 см.
3. Найдем ВС по т. Пифагора ВС=√22+12=√5 и ВС=НD=√5 см.
4.Рассмотрим треугольник АНВ: ВН=√5 см. Найдем АН, по т. Пифагора АН=√22+12=√5 см.
5. По формуле площади трапеции:
S = (BC+AD) ÷ 2, то АD=АН+НD=√5+√5=2√5 см.
S = ((√5+2√5) ÷ 2)×√5= 7,5 см2.
Заключение.
Задачи на клетчатой бумаге – хорошая альтернатива обычным задачам по геометрии. Ясная формулировка, готовый рисунок – все это помогает ученику правильно рассмотреть задачу и сконцентрироваться на ее точном решении.
Я считаю, что изученная мною новая тема, будет интересна многим и сможет привлечь остальных учащихся к разным видам решению задач.
Изучая эту тему, я подготовилась к решению экзаменационных задач на Едином Государственном Экзамене.
И я надеюсь, что такие задачи приобретут большую распространенность среди учащихся 9-11 классов.
Список используемой литературы.
1. П. И. Алтынов, И. И. Баврин, Е. М. Бойченко и др. « Большой справочник математика». Дрофа. Москва – 2006 год.
2.А. Л. Семенова, И. В. Ященко «Математика. ЕГЭ 2010».
3.И. Смирнова, В. Смирнов «Геометрия на клетчатой бумаге».Чистые пруды. Москва – 2009 год.
Рецензия
на исследовательскую работу обучающейся МОУ СОШ № 17 9 «А» класса
Галбура Анны по теме: «Геометрия на клетчатой бумаге»
Данная тема выбрана автором не случайно. Вопросы принятия наилучших (оптимальных) решений стали в настоящее время весьма актуальными, особенно в экономике, технике, военном деле и других областях человеческой жизни. «Геометрия на клетчатой бумаге»- один из способов решения геометрических задач. Эта тема является актуальной, так как даёт возможность хорошего усвоения работы с квадратами, прямоугольниками, прямоугольными треугольниками, а так же их свойствами; отработки навыков применения теоремы Пифагора.
Цель работы- повторение основного курса геометрии 7 – 9-х классов, на его более глубокое освоение и понимание, выработку необходимых геометрических компетенций. В работе рассмотрено восемь задач с выполненными дополнительными построениями и полным описанием решения, две из которых взяты из «Типовых тестовых заданий ЕГЭ 2010». В работе обобщён большой материал по данной проблеме, что способствует углублению и расширению знаний по математике, привитию интереса к предмету.
Работа начинается с введения где даётся краткая характеристика работы и раскрывается её актуальность. В основной части автор рассматривает решение геометрических задач с выполнением дополнительных построений.
Автором проработана специальная литература по математике. В результате сделаны свои выводы, используя знания, полученные из дополнительной литературы.
В целом работа грамотно оформлена, выдержана структура работы.
Практическая значимость данной работы не вызывает сомнения, так как информационный материал можно использовать при изучении геометрии, на факультативных и индивидуальных занятиях (9-11 классов) и элективных курсах, а так же для подготовки к ЕГЭ. Автор работы также признаёт её ценность для себя, так как планирует связать свою профессию с математикой.
05.03.2010год.
Пузик Ирина Николаевна.
Пустой колос голову кверху носит
Повезло! Стихи о счастливой семье
Как нарисовать черёмуху
Три коробки с орехами
Одна беседа. Лев Кассиль