В статье рассмотрены различные способы приобретения гражданства по законодательству РФ
Вложение | Размер |
---|---|
chernov_s.yu_.baboshina_e.v.doc | 47 КБ |
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РФ
Чернов С.Ю., ученик 10 б класса
«МКОУ Кизлярская гимназия №1»Республики Дагестан
Бабошина Е.В. , к.ю.н., учитель истории и обществознания
«МКОУ Кизлярская гимназия №1»Республики Дагестан
Законодательство Российской Федерации предполагает несколько способов-оснований приобретения российского гражданства:
1) по рождению (филиация);
2) в результате приема в гражданство (натурализация);
3) в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);
4) в результате выбора гражданства (оптация).
Рассмотрим каждый из этих способов подробнее.
Как известно, наиболее распространенными в различных странах мира способами филиации являются два основных принципа. Принцип «права крови» предполагает определения гражданства ребенка гражданством его родителей независимо от места рождения. Второй принцип – «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. В России, в соответствие со статьей 12 ФЗ «О гражданстве РФ», действует принцип «права крови». Второй же принцип приобретения гражданства также действует, но только в отношении детей, находящихся на российской территории и родители которых неизвестны, в том случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения такого ребенка.
Это же относится и к случаю, когда оба родителя (или единственный родитель) ребенка являются гражданами иностранного государства, не предоставляющего такому ребенку своего гражданства. Действие вышеуказанных положений обусловливается деятельностью Российской Федерации по сокращению безгражданства, обязательства в отношении которой были приняты нашей страной в соответствие с международным договором от 30 августа 1961 года.
Второй способ приобретения гражданства – натурализация, является наиболее сложным с точки зрения процедуры и условий осуществления. Надо сказать, что существуют два основных порядка натурализации.
Общий порядок приема в гражданство регулируется статьей 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года. Согласно ему, на гражданство Российской Федерации могут претендовать совершеннолетние, дееспособные иностранные граждане и апатриды при соответствии следующим условиям:
1. Они должны непрерывно проживать на территории РФ не менее пяти лет со дня получения вида на жительство. Непрерывность при этом не означает постоянное проживание. Такое лицо имеет право выезжать за пределы России не более чем за три месяца в течение одного года.
2. Обратившееся с заявлением о приеме в гражданство лицо обязуется соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство (то есть принимает на себя обязательстве в соответствие с частью 2 статьи 15 Конституции).
3. Указанное лицо имеет законный источник средств к существованию.
4. В случае, специально не предусмотренном международным договором Российской Федерации (а также при отсутствии иных случаев, предусмотренных законом «О гражданстве), если соответствующее лицо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства.
5. Такое лицо должно владеть русским языком (порядок определения уровня соответствующих знаний устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
В случае если натурализуемое лицо соответствует всем указанным выше критериям, оно вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в соответствующий полномочный орган. При этом в рамках общего порядка также предусмотрено сокращение срока непрерывного проживания на территории РФ до одного года в следующих случаях:
1) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание таким лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
2) при предоставлении лицу политического убежища на территории РФ;
3) признание лица беженцем в установленном законом порядке.
В рамках общего порядка также упоминается возможность получения лицом, желающим получить российское гражданство, так называемого почетного гражданства в том случае, если такое лицо имеет особые заслуги перед Россией. В этом случае правила, предусмотренные частью 1 рассматриваемой статьи, не распространяются на это лицо. Это положение справедливо также для граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих военную службу в Вооруженных Силах РФ (а также в других войсках и воинских формированиях) по контракту не менее трех лет.
Упрощенный порядок натурализации, регулируемый статьей 14 Федерального закона «О гражданстве», предусматривает возможность получения отдельными категориями иностранных граждан и апатридов российского гражданства без соблюдения условий общего порядка. Такой порядок распространяется на лиц:
1) имеющих хотя бы одного родителя-гражданина РФ, проживающего на территории России;
2) имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, в результате чего остающихся лицами без гражданства;
3) имеющих гражданство государств, входивших в состав СССР и получивших среднее или высшее профессиональное образование на территории Российской Федерации после 1 июля 2002 года;
4) являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории России;
5) являющихся недееспособными или детьми, соответствующими условиям части 6 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве».
1 апреля 2014г. Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, предусматривающий упрощенный порядок приема в российское гражданство соотечественников - носителей русского языка.
Соответствующие поправки по инициативе правительства вносятся в федеральный закон «О гражданстве РФ» и отдельные законодательные акты[1].
Российское гражданство по упрощенной схеме смогут получить соотечественники - носители русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, при условии переезда на постоянное место жительства в Россию, а также при отказе от гражданства иностранного государства.
Как уточнил журналистам глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, закон будет распространяться в том числе на новые субъекты РФ, то есть Республику Крым и город федерального значения Севастополь.
Условием для получения российского паспорта станет собеседование на уровень знания русского языка.
Документ сокращает действующие сроки рассмотрения заявок о приеме в гражданство и принятия соответствующего решения - процедура должна занять не более трех месяцев.
С шести до трех месяцев сокращается также рассмотрение заявлений участников госпрограммы о добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Им будут выдавать вид на жительство сроком на три года без предварительного получения разрешения на временное проживание. Кроме того, вид на жительство аннулируется в случае, если по истечении 2 лет после получения вида на жительство иностранный гражданин не подал заявление о приеме в гражданство РФ.
По данным ФМС, в конце февраля порядка 143 тысяч жителей Украины обратились за предоставлением убежища в связи с преследованиями на территории родной страны и угрозами расправы. Среди них есть желающие получить российское гражданство в упрощенном порядке. Также увеличилось количество обращений со стороны граждан Украины, постоянно проживающих на территории РФ, по этим же вопросам[2].
Стоит отметить, что условие о сроке непрерывного проживания на территории РФ не распространяется на лиц:
а) рожденных на территории РСФСР и имевших гражданство СССР;
б) состоящих в браке с гражданином России не менее трех лет;
в) являющихся нетрудоспособными и имеющих совершеннолетних дееспособных сына или дочь, являющихся гражданами Российской Федерации;
г) имеющих ребенка-гражданина РФ в случаях, предусмотренных пунктом «г» части 2 статьи 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
д) имеющих совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности в силу решения суда (в случае, если второй родитель не может заботиться о таком ребенке в силу действия условий, предусмотренных пунктом «д» части 2 статьи 14 ФЗ № 62);
е) являющихся нетрудоспособными, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР и зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года.
Также особые правила упрощенного порядка действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства, имеющих регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом[3].
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.
Третий способ получения гражданства – реинтеграция, регулируется статьей 15 Федерального закона № 62-ФЗ. В соответствие с данной статьей иностранные граждане и апатриды, имевшие ранее гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в российском гражданстве с соблюдением условий общего порядка натурализации. При этом срок их непрерывного проживания на территории России сокращается до трех лет
Говоря об оптации, то есть выборе гражданства при изменении Государственной границы РФ, стоит отметить, что порядок ее осуществления определяется в каждом конкретном случае международным договором в соответствие с которым и происходит такое изменение. При этом право на выбор гражданства предоставляется только лицам, проживающим на территории, государственная принадлежность которой изменена. Надо сказать, что оптация одновременно может выступать в качестве основания прекращения российского гражданства.
Таким образом, законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим Законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.
[1] О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ
[3] О гражданстве Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ. – Ч. 7 ст. 14.
Большое - маленькое
Будьте как солнце!
Фильм "Золушка"
Учимся ткать миленький коврик
Сказка "Морозко"