В исследовательской работе впервые рассматривается тема истории нашего поселения до момента его возникновения.Учащиеся показывают движение различных этнических групп по нашей территории,определяют значимость переселенческой политики Елизаветы Петровны для нашего края, роль чумаков-солевозов. На основе археологических источников и письменных документов учащиеся делают определённые выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zaglyadyvaya_v_proshloe.docx | 49.77 КБ |
prilozhenie_k_rabote_zaglyadyvaya_v_proshloe.docx | 690.28 КБ |
Содержание
Вступление. Моё село на карте мира…..…………………………………стр.5
Глава 1. О чём молчат курганы……………………………………………стр.5-9
Глава 2. На чумацком шляхте……………………………………………..стр.9-11
Глава 3. От заволжских хуторов к колхозам……………….....................стр. 11-13
Будь достойным гражданином своей страны……………………………..стр. 13
Введение.
Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для меня это, прежде всего моя страна, село в котором я родилась и живу. Пройдет еще не так много времени и многие события из жизни нашего села забудутся, поскольку не останется людей, которые могут рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района было очень много сел и хуторов, многие давно снесены, перенесены, исчезли названия. Кто расскажет нам об этом? Изучение истории родного края и своего народа для человека полезно и поучительно. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории - будет блуждать, не знающий родства - будет бедствовать». В нашем школьном краеведческом музее собран большой материал по истории села: много разнообразных фотографий, документов, альбомов. Учащиеся школы в 70-90 годы вели частые беседы со старожилами села, записывая их воспоминания. Но нигде я не нахожу ответа на вопросы, которые очень давно меня волнуют: « А почему село возникло именно в этом месте в далёкой степи? Что здесь было очень и очень давно?» . Ответ на вопросы я смогла найти в некоторых документах музея, исследовав специальную литературу. В архивах школьного музея я обнаружила список памятников Николаевского района. На последнем листе прописаны памятники археологии , расположенные на территории нашего поселения. Вот с этого документа и началась моя работа. Были проанализированы историко-краеведческие сборники, отчёт эколого-краеведческой экспедиции по Николаевскому району. В интернете нашла материал о В.И. Мамонтове, ведь именно он занимался археологическим исследованием нашего края. Изучив этот материал, пришла к определённым выводам. Далее меня интересовал вопрос развития умётов и хуторских хозяйств с периода добычи соли на озере Эльтон. Многие хуторские хозяйства отмечены на карте волости к 1926 году. При анализе данного вопроса использовала литературу, посвящённую появлению и развитию Николаевска. В первую очередь- книгу Е. Малюты «История земли Николаевской». В книге «Николаевск –на- Волге. На рубеже веков» в статье А. Токарева «Николаевску-250 лет дается обзорное описание становления и развития слободы Николаевской. Данный вопрос также хорошо освещён в работе саратовского историка И.И. Шульги « Как чумаки с Эльтона соль возили». На протяжении двух с половиной столетий наша территория переходила из состава одного края в другой, из одной губернии в другую. Этот вопрос освещён в сборнике
« Стрежень» выпуск №7 в статье Манцурова Ю.А. «Процесс формирования
Царицынской губернии». Изучив и проанализировав этот материал, я смогла сделать
определённые выводы, которые легли в основу моей работы «Заглядывая в
прошлое» История села Путь Ильича.
Цель: изучить историю возникновения и развития села до 1941 года
Задачи:
Выяснить: 1. Кто жил на данной местности в древности?
2. Как появилось наше село? Что послужило толчком для образования и роста села?
3. Какие интересные изменения по реорганизации нашего хозяйства происходили в довоенный период.
Предмет исследования:
история возникновения и развития села Путь Ильича
Избранные методы исследования:
-беседа;
-наблюдения;
-поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов, карт.
Научная новизна исследования заключается в первой попытке изучить древнюю историю, предшествующую появлению села. Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории , краеведения, во время проведения экскурсиий школьного краеведческого музея.
Основная часть.
Вступление. Моё село на карте мира.
Село Путь Ильича расположено в степной глубинке за Волгой, что в Николаевском районе Волгоградской области (прил.№1) карта
Координаты | 49°55'00'' Северной Широты 45°47'60'' Восточной Долготы Над уровнем моря- 41 м |
Расстояние до городов: Волгограда 230 км, Николаевска 56км, Камышина 60,7км.
Посёлок находится в полупустынной зоне и относится к одной из самых сухих агроклиматических зон области. Рельеф в основном плоскоравнинный осложнённый лиманами и падинами. Типичной особенностью является активный ветровой режим в течение всего года. Большое влияние на климат оказывают лесные полосы. Они содействуют накоплению снега и равномерному его распределению.[1]
Глава 1. О чём молчат курганы.
В эпоху бронзы территория нашего края быта заселена очень густо. О чём свидетельствует список памятников археологии Николаевского района (прил.№2).
На территории земель совхоза «Мелиоратор» расположено 3 археологических памятника: 1) курганная группа «Мелиоратор» из 2 курганов; 2) курганный могильник «Дроновый» из 3 курганов; 3) одиночный курган «Путь Ильича»[2] .
В конце 60-х годов группа археологов производила археологические раскопки курганного могильника «Дроновый». Из воспоминаний односельчан: «… В центре села, рядом с конторой, студенты-археологи сделали выставку всего того, что нашли в этих курганах. Там были наконечники стрел, зеркала и какие-то вещи. Нам все это казалось не очень интересным. Но археологи радовались».
Из воспоминаний В.И. Мамонтова: « Мне запомнилась не моя экспедиция, а экспедиция моего товарища и коллеги. Я работал у Николая Борисовича Скворцова, в Заволжье, в Николаевском районе. Там был найден курган, в котором до нас побывали «грабители». Они разрушили погребение сармата, которое было устроено в насыпи кургана. Но потом оказалось, что захоронение идет дальше, глубже, где-то метров до 5-7.
Те находки произвели на меня большое впечатление. Вы только представьте: лежит молодая сарматка, лет двадцати, а рядом с ней находятся украшения, бытовые вещи, различные религиозные предметы, связанные с культом далеких лет.
Немного выше – захоронение, в котором находился сопровождающий воин, чья обязанность – охранять даму. Он тоже бы вооружен, рядом с ним находился котел, лежал меч, зеркало, наконечники стрел и т.д. Но все же особенно сильное впечатление произвела на меня сама сарматка. Потрясающие находки».[3]
Из воспоминаний Мамонтова можно сделать вывод, что наши земли являлись местом расселения сарматов. Кто же такие- сарматы?
В VII веке до н. э. —IIV веке н. э. огромные степные пространства Поволжья и Южного Приуралья занимали племена, которые сначала называли савроматами, а затем сарматами. (прил №3) Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык. Главным занятием сарматов было разведение лошадей, крупного рогатого скота, овец. Со стадами этих животных они кочевали с одного пастбища на другое. Древнегреческий географ Страбон писал о сарматах: «...их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром, мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые места». Подсобным промыслом у сарматов была охота на дикого зверя и птицу. Находимые в погребениях предметы говорят о том, что у сарматов были развиты кузнечное, гончарное ремесла, обработка шкур, кости, дерева и т. д. Сарматские женщины, как и скифские, вели домашнее хозяйство: занимались прядением, ткачеством, шили одежды, готовили пищу. Потому в женских могилах нередко находят одежду, которая очень походила на скифскую. Сарматы изготавливали из тканей, войлока и кожи. Мужчины обычно носили кожаные или шерстяные шаровары, заправленные в сапожки, и подпоясанный кафтан, поверх которого накидывался плащ, застегивающийся на правом плече фибулой-булавкой. Головной убор был в виде остроконечной шапки-башлыка. Заметную роль в хозяйстве сарматов играла торговля. Еще отец истории Геродот свидетельствовал о существовании торговых связей Нижнего Поволжья с греческими городами Северного Причерноморья, в частности с Ольвией, откуда в VI—V веках до н. э. в Поволжье и Приуралье привозились бронзовые зеркала с ручками, заканчивающимися фигурками животных. С IV века до н. э. развиваются торговые связи с боспорскими городами. Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота (прил.№4). Страбон утверждает, что страна, где они обитали, была бедной и холодной: «Выдерживать такие суровые условия может лишь местное население, привыкшее на кочевой манер жить на мясе и молоке, но для людей из других племен это невыносимо». В некоторых местах, в окрестностях рек, сарматы занимались и возделыванием земли, но в значительно меньшей степени. Они также охотились на диких зверей и птиц.. »[4]. Сарматы имели торговые связи и с восточными странами. Из Средней Азии, из городов древнего Хорезма, привозили большие красноглиняные лощеные сосуды и разнообразные стеклянные бусы. Через Сибирь и Алтай доходили до сарматов китайские зеркала и, возможно, шелковые ткани. Основная масса товаров обменивалась на скот, кожу, меха, местные изделия. Не исключено, что часть товаров покупалась за деньги, о чем свидетельствуют находки античных монет в нашем крае. Сарматы были воинственным народом. Они постоянно совершали набеги на своих ближних и дальних соседей. Почти во всех погребениях мужчин находят оружие, ибо все взрослое мужское население было воинами. В крупных военных походах первоначально участвовали и незамужние женщины. В сражении сарматские девушки должны были убить трех врагов, чтобы получить Сарматский воин, право выйти замуж. Позднее этот обычай исчез. Основную силу сарматского войска составляла легковооруженная конница. Главным ее оружием были лук и стрелы. В пешем рукопашном бою воины применяли короткие железные мечи — акинаки. Аристократические дружины, участвовавшие в ближнем бою, вооружались длинными мечами и копьями. На рубеже нашей эры у сарматов появляется тяжеловооруженная аристократическая конница. Всадники имели тяжелый оборонительный доспех в виде панциря, а позднее — кольчуги. Голову защищал конический шлем. Не только всадник, но и его конь имел доспех, чаще всего кожаный. Боевым оружием тяжеловооруженной конницы являлись пики. Такие всадники атаковали врага тесно сомкнутым строем или клином. Тяжелая конница в сражении всегда взаимодействовала с легкой кавалерией, обычно начинавшей бой. Вооружение сарматов и их военное искусство находились на высоком (для того времени) уровне и оказали влияние на соседние племена.
Один археологический памятник открыл нам свою тайну. А что таят в себе два других? Ведь в реестре археологических памятников они датируются периодом III тысячелетия до н.э.- XIV веком н.э.. А ведь в этот период по данной территории кочевали разнообразные племена. Эпоха великого переселения народов началась внезапным и стремительным нашествием из Азии гуннов в конце IV века. Проходя по завоеванным территориям, гунны всё предавали огню и мечу, безжалостно истребляли население, а часть увлекали за собой. В IX веке степные просторы Заволжья заняли пришедшие с востока печенеги. В XI веке в поволжские степи вторгаются новые племена половцев-кипчаков. Остатки разгромленных печенегов уходят на запад. В XIII веке половцы попадают под власть золотоордынских ханов(прил. № 5). Уцелевшие их остатки позже смешались с чувашами, башкирами, татарами, казахами и многими другими. О чём нам могут рассказать ещё и эти, молчащие до сих пор курганы?
Глава 2. На чумацком шляхте.
Бурное освоение нашего края начинается с середины XVIII века. Наша территория входила в состав Камышинского уезда Саратовского края (прил.№6) . В эти же годы Саратов становится крупным центром по вывозу соли. В 1749 году из Самары в Саратов было переведено Соляное комиссариатство (или комиссарство), переименованное позднее в Низовую соляную контору. В 1747 году для перевозки соли с озера Эльтон были приглашены украинцы. Чумакам (возчикам соли) давались земля для пастбищ, ссуда на обзаведение хозяйством, льготы по уплате податей и налогов, они освобождались от рекрутчины. К концу 1760-х гг. вдоль дорог от Эльтона до Саратова и Камышина и далее по дорогам к Воронежу и Тамбову возникло более 100 украинских хуторов и слобод. По данным третей ревизии, в 1762 г., в Саратовской губернии проживало 3428 украинцев-чумаков. Спустя двадцать лет количество чумаков возросло до 9674 человек.[5] Эльтонский соляной промысел приобрел всероссийское значение. Но этот промысел чумаков был очень трудным и сложным. Дождавшись первой соли и погрузив ее на фуры, рано утром чумаки
отправлялись в путь. Первый дневной переход продолжался до начала жары.
С началом жары чумаки распрягали волов, кормили и давали им "роздых". После того как жара спадала, чумаки продолжали свой путь дальше, до тех пор, пока совсем не темнело. Ночной отдых был недолгим, как и летняя ночь. С окончанием утреней зори все начиналось сначала. Осенью груженые солью фуры двигались весь светлый день безостановочно. Неизменным правилом чумаков было давать отдых волам на
вечернюю и утреннюю зорю, в это время и сами волы и их корм освежались
от росы. Если же, это правило нарушалось, волы начинали тощать и слабеть,
у животных начиналась так называемая "жестокая каменная болезнь",
излечить которую чумаки не могли.
Государство заботилось как о чумаках, так и об их верных помощниках и
тружениках - волах. Всем кто нарушал границы межевых полос, грозило суровое наказание. Одним из неудобств, с которыми сталкивались чумаки во время своего путешествия по степи, был недостаток питьевой воды. Поэтому, в засушливые периоды, отправляясь в путь, чумаки на 4-5 фур под соль, брали одну фуру,
на которой была установлена бочка с питьевой водой. Вывоз соли с озера продолжался до сентября месяца, реже до середины октября, да и то только в самые удачные годы. В общей сложности вывозить соль было возможно в течение 130-150 дней в году (май-октябрь).
Расстояние от Эльтонского озера до камышинских соляных магазинов составляло 129 верст. Весь камышинский тракт был разбит на 23 станции, или, как их называли чумаки "уповоды" (умёты). В уметах торговали хлебом, мёдом, калачами, другими продуктами питания, а также пивом, вином.[6] Весь путь от озера к камышинским магазинам составлял шесть дней, а в хорошее осеннее время пять с половиной дней. Обратный путь с порожними фурами составлял пять дней. В общей сложности полная ходка за солью у камышинских возчиков
составляла одиннадцать дней, без времени потраченного на загрузку фур
солью. Известные по архивам умёты николаевских крестьян: братьев Крохмалей, Трегубова, Чумакова, Некуйкова, Заикиных, Прокопия Грека, Сидора Чеботаря, Алексея Стрельца, Михайлы Вакуленко, Александра Осадчего, Ивана Коцаря.[7]
Хозяйственно-экономическая жизнь чумаков не ограничивалась только
извозом соли. Постепенно занятия изменили и быт чумаков. Наши предки стали основывать хутора. Находились хутора друг от друга на почтительном расстоянии. Хутор-это несколько жилых строений и большие хозяйственные постройки для скота. Пашни вокруг хуторов вначале было немного. Традиционно, украинцы считались народом предприимчивым. Наряду с чумачеством, они стали заниматься землепашеством. Первоначально чумаки сеяли пшеницу только для собственного потребления. Со временем, землепашество стало выгодным занятием. Доходы от продажи хлеба постепенно росли. О том, что чумаки вели оживлённую торговлю на шляхте, свидетельствуют монеты, которые находят жители нашего села как в степи, так и в селе. (прил.№ 7) Первая - Денга эпохи Елизаветы Петровны, могла появиться как раз в период передвижения чумаков по шляхту. Вторая монета- 2 копейки 1813 года, периода правления Александра I.
Глава 3. От заволжских хуторов к колхозам.
На рубеже XIX - XX веков на месте современного поселения стояли несколько крупных хуторов (прил.№8 ): Панченко, Кравченко, Гура, Рыбальченко, Осьмак, Шаповалов, Сивко и др. Люди здесь жили своей крестьянской жизнью: трудились от зари до зари, скот разводили, хлеб растили. В 1929 году в районе создаётся первый колхоз «Двигатель». Его создание стало стартом коллективизации, в 1930 году создано 14 коллективных хозяйств. На современной территории поселения в прошлом были организованы колхозы: 1932 год-сельхозартель колхоза «Ленинец» Степновского сельсовета. В колхозе имеются 4 полеводческие бригады и 1 животноводческая. 1935 год-сельхозартель колхоза имени Кирова, которая обслуживалась Степновской МТС с 12 июля 1935 года [8] (прил.№9), о чём свидетельствуют данные Волгоградского государственного архива. И хотя в этой справке говорится, что колхоз «Путь Ильича» не существует, но в архиве совхоза «Мелиоратор» была получена спрвка следующего содержания: « Колхоз «Путь Ильича» организован в феврале 1935 года за счёт разукрупнения сельхозартели «Ленинец». По акту от 9 февраля о разделе колхоза «Ленинец» на два «Ленинец» и «Путь Ильича». К колхозу «Путь Ильича» отошли 3,4,5, 6 бригады со всем имуществом, МТФ, плантация; 18 лошадей,20 верблюдов,65 рабочих волов,18 бычков молодняка,54 коровы, 2 быка- производителя, телок-33,8 телок 1934 года,11 бычков 1934 года, 33 старых овцематки, 48 молодых, 19 баранов, 1 производитель,1 коза,1 козел,2 молодняка,14 свиноматок, 1 хряк, кролей-104, кур-8, 1 петух.
Сельхозорудия : 1 молотильная машина, 1 локомобиль,30 плугов,53 бороны, 1 пожарная машина.
Государственным актом от 18 февраля 1936 года на вечное пользование землей за сельхозартелью «Путь Ильича» было закреплено 7869,6 гектаров земли.
Решением общего собрания членов артели от 3 сентября 1935 года был принят устав колхоза «Путь Ильича» Степновского сельсовета.
Председателем колхоза был избран Котенко Григорий Павлович,1900 года рождения» [9].(прил. № 10)
С 1936 по 1967 годы изменялись границы колхозов, ликвидировались или передавались другим колхозам производственные бригады колхозов. Сейчас на месте бывших бригад уже ничего нет, и только некоторые жители могут вспомнить, а что же там было.
На протяжении многих лет колхозы не имели собственных сельских советов и относились в разное время к Ново-Бытовскому, Степновскому, Фрунзенскому сельским советам.
Выписка из архива Николаевского района: «В 1936 году колхоз им. Кирова, бригада № 1 колхоза им. Кирова, бригада № 3 колхоза им. Кирова, МТФ колхоза им. Кирова относились к Ново-Бытовскому сельскому совету. Колхоз «Ленинец», бахчевая бригада колхоза «Ленинец»,
- бригада № 1 колхоза «Ленинец», бригада № 2 колхоза «Ленинец», бригада № 3 колхоза «Ленинец», бригада № 4 колхоза «Ленинец», МТФ колхоза «Ленинец»
х. Половинко, колхоз «Путь Ильича», бригада № 1 колхоза «Путь Ильича»
бригада № 2 колхоза «Путь Ильича», бригада № 3 колхоза «Путь Ильича»,
бригада № 4 колхоза «Путь Ильича» относились к Фрунзенскому сельскому совету; центр сельсовета – усадьба колхоза «Путь Ильича».
- На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1954 года № 744/83 «Об объединении сельсоветов Сталинградской области» и решения Сталинградского облисполкома от 24 июня 1954 года № 15/801 было проведено объединение ряда сельсоветов района:
3) Степновский и Ново-Бытовский сельсоветы – в один Степновский сельсовет, центр – пос. Степной, с включением в его состав населенных пунктов: с. Степное, пос. усадьбы колхоза «Путь Ильича», пос. Кумысолечебницы, пос. Ленинец, пос. Рулевой, пос. Новый Быт, пос. Кирова, пос. Красногвардеец»[10]. И только 5 июля 1967 году образовался Ильичёвский сельский Совет народных депутатов, исполком Ильичёвского сельского Совета. Первым председателем сельского совета был Ерошов А.Я.. Перед Великой Отечественной войной колхозники избрали председателем Белова Сергея Алексеевича. После ранения он вернулся в родной колхоз и вновь был председателем до 1969 года.
В начале колхозного становления многие колхозники даже на центральной усадьбе, не говоря уже о животноводческих точках , жили в саманках. "Саманные дома были покрыты соломой. Их делали из глины, соломы и песка" - вспоминает старейший житель села - учитель начальных классов Можная Екатерина Степановна.
Вывод:
Будь достойным гражданином своей страны
Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Я не хочу, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории нашего села, ведь история жизни людей — это история села в целом. Таким образом, я узнала, что моё село не такое и старое, начало ему было положено в XX веке. Много бед и невзгод видело село и его люди. Все выстоял наш народ. В итоге изучения и анализа обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Надеюсь, и в будущем оно будет жить. Но село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.
Моя работа не заканчивается, ее можно будет продолжать и дальше, тем более что остается еще много тем требующих изучения.
Литература:
[1] Моников С.Н. Географические особенности. /По родному краю/ В-д. 2008. Стр 44
[2] Приложение к постановлению Волгоградской областной Думы от 05.06.1997г. № 62/706. Список памятников археологии Николаевского района. Стр.3
[3] http://губернские-вести.рф/culture/read/vladislav-ivanovich-mamontov/
[4] http://www.plam.ru/hist/sarmaty_drevnii_narod_yuga_rossii/p2.php
[5] И.И. Шульга Как чумаки с Эльтона соль возили. г. Саратов, 2008 г
[6] Е. Малюта. История земли Николаевской. Николаевск, 2003 г.
[7] Тупицын А.М. Истоки. По родному краю. Результаты комплексной научной эколого-краеведческой экспедиции Николаевского района (2002-2004) стр.18.
[8] Архивная справка №07-11/1348 от 15.10.2008 г.
[9] Архивная справка совхоза «Мелиоратор».
[10] Архивная справка . Николаевский район.
Приложение №1 Приложение №2.
Список памятников Николаевского района.
Карта Николаевского района Волгоградской области.
Приложение №3 Приложение №4. Воин-сармат.
Карта расселения сарматов по территории Саратовского края.
Приложение №5 Приложение №6.
Карта Камышинского уезда Саратовского края.
Карта расселения монголо-татар.
Приложение №7
Монеты. Денга 1749 года. Фото Две копейки 1813 года. Фото.
Приложение №8
Карта Николаевской волости Николаевского уезда
Приложение №9.
Справка из Волгоградского областного архива. Приложение №10.
Справка из архива совхоза « Мелиоратор»
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
О путнике
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Снег своими руками
Три загадки Солнца