Работа исследует жизнь и деятельность великого русского учёного М.В.Ломоносова.
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskoy_zemlyoy_rozhdyonnyy.doc | 740 КБ |
buklet.doc | 1011 КБ |
МУК «Центральная городская библиотека для детей и юношества»
«Ломоносовские чтения»
Конкурс, посвящённый 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Исследовательская работа
на тему:
« Российской землёй рождённый»
ученицы 4 «А» класса
МОУ «СОШ № 55»
г.Новоуральска
Истоминой Анастасии
2011
План
Введение
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В ноябре 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. В канун юбилея я решила заняться исследованием по теме: «Российской землёй рождённый».
Цель: исследовать жизнь и деятельность великого русского учёного.
Задачи: 1) познакомиться с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова;
2) ответить на вопрос: почему мы Ломоносова называем великим учёным;
3) объяснить интеллектуальную мощь Ломоносова;
4) понять, какие черты характера помогли Ломоносову стать выдающимся человеком.
Методы исследования: анализ источников информации, обобщение полученных данных.
В Большой советской энциклопедии я прочитала, что Михаил Васильевич Ломоносов – первый российский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк.
Наше предположение в том, что именно Север дал России такого талантливого человека, воспитал в нём такие черты характера, которые помогли ему добиться больших успехов, стать великим учёным.
1. Родина М.В. Ломоносова.
«Велика Россия, а Ломоносов
мог родиться только на Севере»
А.Преображенский
Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова прошли на Беломорском Севере. Архангельский край уже в далёком прошлом был достаточно заселён и обжит переселенцами из Новгородских земель. Беломорский Север не знал крепостного права и татаро-монгольского ига. Это был край с высоким уровнем развития культуры, родина смелых мореходов. В то же время русский Север издавна играл важную роль в торговых, экономических, политических и культурных связях России со странами Западной Европы.
До оснований Петербурга Холмогоры и Архангельск служили главными морскими воротами Московского государства. Сюда морем прибывали иностранные корабли из Европы. Торговые связи способствовали развитию высокой культуры русского Севера.
В 16-17 веках велись разработки месторождений полезных ископаемых: железной руды, меди, серебра. Большое значение имели промыслы соли, смолы, слюды. Беломорский край славился широким развитием ремёсел: резьбой по дереву и кости, шитьём золотом и жемчугом, черчением по серебру. Некоторые из них получили известность за пределами Поморья. О высокой культуре северян говорит своеобразная архитектура, а также богатый фольклор.
Пётр Первый трижды посещал Поморье. Он был поражён богатством и культурой этого края. Здесь по его указанию были основаны медеплавильные и железоделательные заводы, создана горнозаводская школа, построены верфи. Убедившись, что поморы – искусные мореплаватели, Пётр Первый скомплектовал из них боевые экипажи Балтийского флота. Мастерство поморов использовалось при возведении новой столицы, на кораблестроительной верфи Петербурга.
В этой своеобразной обстановке и рос будущий учёный Михайло Ломоносов. Именно русский Север сыграл огромную роль в его развитии.
2. Детство М.Л. Ломоносова.
« Из Поморья вынес Ломоносов
свой физический закал, здесь впервые
воспитал он в себе вольнолюбивый,
свободный дух, железную настойчивость
и положительный ум».
П.Сакулик
Михаил Васильевич ломоносов родился в ноябре 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии в семье зажиточного крестьянина-помора. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел несколько судов и ходил на них в Белое море и Северный ледовитый океан. Мать Ломоносова – Елена Ивановна Сивкова. От неё он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость. Чем старше становился сынишка, тем больше слышал он от матери сказок и былин. Родители Михайло были хлебосольными хозяевами и охотно принимали у себя гостей. И ни один праздник не обходился без лирической песни, остроумных прибауток, пословиц и загадок. С детских лет слышал Ломоносов и рассказы поморов о войне со Швецией, о строительстве Новодвинской крепости, о подвиге кормщика Ивана Рябова, посадившего шведский корабль на мель, когда вражеская эскадра хотела захватить Архангельск. Слышал Михаил и рассказы о Петре Первом.
С малолетства Михайло обошёл каждый уголок Курострова, на котором раскинулась его родная деревня. Можно сказать, что уже в раннем детстве Ломоносов ощутил в себе призвание исследователя, географа, геолога и историка одновременно. Он знал наперечёт всё множество пересекающих родной двинский остров речушек и озёр, протоков и ручейков, овражков и перелесков. Через много лет Ломоносов по памяти смог начертить точный план местности, где прошло его детство.
Удивительное для маленького мальчика начиналось сразу за порогом его дома. Нравилось юному Ломоносов собирать разные камешки сначала по берегам рек, а позже и на морском побережье, где ему попадали в руки жёлтые кусочки янтаря. Живые впечатления детства и отрочества повлияли впоследствии на многие научные открытия Ломоносова. Так, он впервые доказал органическое происхождение каменного угля и янтаря, высказал мысль об изменчивости коры земного шара: где сейчас равнина, некогда было «дно морское».
Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Поморы приучали своих сыновей к морскому и промысловому делу с малолетства и нередко брали с собой в плавание с семи-восьми лет. Отроком отправился вместе с отцом и его артелью на промыслы и Михайло Ломоносов. Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направление ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов. В просторах Арктики Михайло наблюдал плавание гигантских ледяных гор – айсбергов. Через много лет в своих научных трудах он объяснил происхождение полярных льдов, указал направление большого ледового айсберга и обосновал идею северного морского пути.
Юный Михайло хорошо знал морские, речные и береговые промыслы, занятия и ремёсла и сберёг в своей памяти множество сведений, над которыми не переставал размышлять на протяжении всей жизни. В общении с природой поморы накопили огромный опыт. Они могли растолковать Михайло, как надо ставить парус, пользоваться компасом, научить определять местоположение звёзд на небе и различать мельчайшие изменения погоды и ветра, рассказать о повадках рыб и морского зверя. Но ответить на вопросы любознательного мальчика о причинах этих явлений они не могли. Почему стрелка компаса смотрит всегда на север? Отчего рыба с неизменным постоянством идёт метать икру против течения рек? Откуда приливы и отливы, шторм и туманы?
Впервые научно объяснить причины многих природных явлений, казавшихся прежде непонятными и загадочными, предстояло самому Ломоносову! Чем больше возникало вопросов – тем сильнее становилась природная тяга юного помора к знаниям.
3. Путь в науку.
«Жажда знаний была сильнейшей страстью
сей души, исполненной страстей».
А.С.Пушкин
Отец хотел, чтобы сын, как и он сам и как многие поморы, стал рыбаком. У Михаила же была другая мечта: он задумался отправиться в Москву учиться. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Было ему 19 лет. В начале 1731 года он оказался в Москве.
Непросто было Ломоносову поступить в первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Ломоносову пришлось назваться сыном холмогорского дворянина, так как крестьянских детей в академию не принимали. К тому времени ему исполнилось 20 лет, но попал он в самый младший класс, где обучались дети 10-11 лет.
Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса академии. Он научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии, арифметику. Между тем, жизнь в академии была скудной и суровой. «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на одну денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом жил я почти 5 лет и наук не оставил»,- вспоминал Ломоносов.
За короткий срок Ломоносов добился больших успехов и стал первым по всем предметам. В этом ему помогли упорство и трудолюбие, его блестящие способности. В Славяно-греко-латинской академии ломоносов проучился 5 лет. Затем была учёба в Петербурге, а позже его вместе с другими молодыми одарёнными людьми послали учиться в Германию, где в то время работали известные учёные. За границей ломоносов изучает горное дело, иностранные языки, знакомство с новейшими достижениями мировой науки. Вернулся в Россию Ломоносов высокообразованным человеком.
4. Великий учёный.
«Историк, механик, химик…
художник и стихотворец. Он
всё испытал и всё проник…».
А.С.Пушкин
Трудно перечислить все открытия, сделанные М.В. Ломоносовым. Сколько книг пришлось ему прочесть, сколько опытов провести, чтобы прийти к своим знаменитым открытиям и изобретениям. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением», - указывал Ломоносов.
Эти открытия были сделаны учёным в различных областях знаний – химии, физике, астрономии, географии, металлургии, геологии, горном и мореходном деле, истории и словесности.
Академик М.В. Келдыш говорил: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, либо совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, либо высказал гениальные прогнозы. Многие идеи великого учёного на десятки лет и столетия опередили своё время».
«Пройдут века, а его имя с почтением будет произноситься
уже не десятками, а сотнями тысяч, миллионами русских людей
и уважаться не в одной России, а везде, куда проникнет
русская речь, русская грамота».
М. Глинка
Михаил Васильевич Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Русский народ любит и ценит М.В. Ломоносова как гениального учёного, патриота и последовательного борца за развитие науки, культуры и просвещения в России.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено открытому нашими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного ледовитого океана, одному из кратеров на обратной стороне Луны. Именем русского учёного названа одна из малых планет и один из минералов. Его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения и школы. Его имя присвоено Московскому Государственному Университету, перед главным корпусом воздвигнут памятник великому учёному.
Северяне гордятся своим земляком, свято чтут память о нём. В 1825 году по инициативе жителей Архангельска по всей России начался сбор средств на памятник учёному. За создание памятника взялся выдающийся скульптор И.П. Мартос. Он считал для себя честью «изобразить лик такого мужа, которого вся Россия чтит и чтить будет». Памятник был открыт в 1832 году. М.В. Ломоносов изображён в тоге, накинутой на плечи. Он стоит на северном полушарии, где выгравировано название его родины. Крылатый гений разума подаёт ему лиру.
Имя Ломоносова присвоено одному из главных проспектов города, педагогическому университету, театру, библиотеке, крупному промышленному району в Архангельске. Памятники М.В. Ломоносову воздвигнуты также в Северодвинске и на родине – в селе Ломоносово.
В нашей стране имеется два музея М.В. Ломоносова – музей Академии наук в Санкт-Петербурге и мемориальный музей на родине учёного.
Мемориальный дом-музей – небольшое одноэтажное деревянное здание – стоит , по преданию, на месте дома Ломоносовых. Музей был открыт в 1940 году. В нём более четырёх тысяч экспонатов. Здесь широко представлены различные предметы быта поморов, орудия лова, изделия из меди, кости и дерева, старинные книги, миниатюры, образцы женской одежды и головные уборы, отделанные речным жемчугом. Экспонаты рассказывают, какой была архангельская земля в начале 18 века, что окружало Михайло Ломоносова в детские и юношеские годы. В одном из залов можно увидеть две книги, которые впоследствии Ломоносов назовёт «вратами своей учёности», - «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого. В музее есть прижизненные издания произведений Ломоносова, копии редких документов того времени, которые помогают ять значение многогранной деятельности великого помора в области науки и литературы. Недалеко от музея установлен памятник великому земляку. Фигура М.В. Ломоносова выполнена в бронзе. Памятник был открыт в 1958 голу. Авторы его скульптур И.И. Козловский и архитектор М.Л. Поляков. Память о гениальном земляке близка и дорога северянам. Стали традиционными ежегодными Ломоносовские чтения, на которые прибывают многие видные учёные страны. Ломоносовские чтения являются значительным событием в культурной жизни Архангельской области и всей страны.
Заключение
За три столетия о Ломоносове написано множество книг. Но ни одна из них не позволяет утверждать, что мы знаем о нём всё. Интерес к личности Михаила Васильевича, его трудам и деяниям не меркнет. Каждая новая эпоха, новое время заставляет по-иному взглянуть на его биографию, по-новому оценить его труды и деятельность.
Выводы: 1) мы называем Ломоносова великим учёным, учёным-энциклопедистом, потому что он был всесторонне образованным человеком;
2) источник, постоянно питавший его – сознание единства с народом;
3) из поморья Михаил Васильевич вынес свой физический закал, здесь он воспитал в себе железную настойчивость, положительный ум, вольнолюбивый дух; красота родной природы способствовала развитию эстетических чувств, которые впоследствии помогли стать Ломоносову замечательным художником.
Великий помор – академик, все знания, опыт, энергию отдавал делу процветания Родины. Его любимым девизом служили слова: «Для пользы общества – коль радостно трудиться». Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – пример для каждого русского человека. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Именем М.В.Ломоносова названы многие объекты в разных городах нашей страны. Президент РФ Д.А.Медведев предложил назвать создаваемый в МГУ суперкомпьютер именем Ломоносова, и тем самым ещё раз подчеркнул, что Михаил Васильевич - выдающийся человек.
Список литературы
1. Гурьян О.М. Мальчик из Холмогор. - М.: Дет. литература, 1966.
2. Тихомиров О. Михайло Ломоносов /Худ. В. Перцов. - М.: Малыш,1982.
3. ФиаловЮ.Я. Сделал все, что мог...: Из жизни М.В. Ломоносова / Рис. Л. Зусмана. - М.: Дет.лит., 1972.
4. Черняховский Ф.И. Михайло Васильевич Ломоносов. 1711-1765. -Архангельск: Кн. изд-во, 1961.
5. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) // Баландин Р.К. Всемирная история биографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои....— М., 1998.
6. Коничев К.И. Михаил Васильевич Ломоносов // Коничев К.И. Люди больших дел. -Архангельск, 1949.
7. Михаил Ломоносов // Рассказы по русской истории. - М., 1995.
8. Черненко Г. Жизнь и труды великого помора // Черненко Г. Творцы наук российских. - Л., 1989.
9. Муратов М.В. Юность Ломоносова. - М.: Детгиз, 1955.
10. Тихомиров О. Держись, Михайло! В Москву: [Рассказы о М.В. Ломоносове] //
Морянка:Сборник материалов о Русском Севере. -Архангельск, 1997.
11. Из детства Ломоносова взятое: [Рассказы о Ломоносове] // Родина Ломоносова. Выпуск № 1. - Архангельск, 1991.
12. Что Ломоносов называл «вратами своей учености» // Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История. - М., 1998.
Приложение 1
Частушки о М.В.Ломоносове.
Засиял звездой Российской
Ломоносов - наш земляк,
Ни с каким другим учёным
Не сравнишь его никак.
Гениальный, гениальный,
Просто гениальнейший.
Михаил наш Ломоносов
Просто уникальнейший.
Ломоносов, Ломоносов,
Хоть и бедный был помор,
Но умом своим блестящим
Всему миру нос утёр.
Миша, Миша, Михаил,
Обычный лапотник ты был
Стал учёный и поэт
Удивил весь белый свет.
Гениальный ум от Бога
Ломоносову был дан,
Потому наш Ломоносов,
Всем врагам не по зубам.
Михаил, Михаил,
Миша Ломоносов,
Гениальностью своей
Всех оставил с носом.
Миша, Миша, Михаил,
Сколько слёз ты в жизни лил…
Но награду получил-
Весь мир талантом поразил.
Не забыл Бог и про нас-
Север наш заброшенный.
Он прославил Север наш
Мишей Ломоносовым.
Приложение 2
Кроссворд о М.В.Ломоносове.
Вопросы по горизонтали:
1. Во сколько лет М.В.Ломоносов научился читать?
2. В семье кого родился М.В.Ломоносов? (Социальное происхождение).
3. Название города, в который М.В.Ломоносов ушёл учиться?
4. Что явилось причиной смерти М.В.Ломоносова?
5. В каком возрасте М.В.Ломоносов отправился учиться в Москву?
6. Имя Ломоносова?
7. Название деревни, в которой родился М.В.Ломоносов?
8. Название одной из улиц г. Северодвинска, где установлен памятник
М.В.Ломоносову?
9. Название области, где находится деревня Денисовка, в которой родился
М.В.Ломоносов?
10. Что проводилось М.В.Ломоносовым в сфере литературного языка?
Вопросы по вертикали:
1. Как называли М.В.Ломоносова, за его творческий, блестящий ум?
2. За сколько лет М.В.Ломоносов прошёл восьмилетний курс обучения в Славяно-греко-
латинской академии?
3. Ломоносов-химик, физик, художник, геолог, историк. А кем ещё был великий учёный
М.В.Ломоносов?
4. Чем занималась семья М.В.Ломоносова в д. Денисовке?
5. Какое учебное заведение было открыто по инициативе М.В.Ломоносова в г. Москве?
6. Отчество М.В.Ломоносова?
7. Название одной из книг, которую М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности»?
8. Название второй книги, которую М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности»?
9. Название села в Архангельской области, рядом с которым находится д. Денисовка?
10. Каким ещё промыслом, кроме земледелия, занималась семья Ломоносовых?
Приложение 3
20 сентября 2006 года N 1022
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА
Учитывая выдающийся вклад великого русского ученого М.В. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2011 году 300-летием со дня его рождения, постановляю:
1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:
образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова;
утвердить план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Москва, Кремль
20 сентября 2006 года
N 1022
Приложение 4
Викторина о М.В.Ломоносове.
1.. Во сколько лет М.В.Ломоносов научился читать? 2. В семье кого родился М.В.Ломоносов? (Социальное происхождение). 3. Название города, в который М.В.Ломоносов ушёл учиться? 4. Что явилось причиной смерти М.В.Ломоносова? 5. В каком возрасте М.В.Ломоносов отправился учиться в Москву? 6. Имя Ломоносова? 7. Название деревни, в которой родился М.В.Ломоносов? 8. Название одной из улиц г. Северодвинска, где установлен памятник М.В.Ломоносову? 9. Название области, где находится деревня Денисовка, в которой родился М.В.Ломоносов? 10. Что проводилось М..Ломоносовым в сфере литературного языка? 11. Как называли М.В.Ломоносова, за его творческий, блестящий ум? 12. За сколько лет М.В.Ломоносов прошёл восьмилетний курс обучения в Славяно-греко-латинской академии? 13. Ломоносов-химик, физик, художник, геолог, историк. А кем ещё был великий учёный М.В.Ломоносов? 14. Чем занималась семья М.В.Ломоносова в д. Денисовке? 15. Какое учебное заведение было открыто по инициативе М.В.Ломоносова в г. Москве? 16. Отчество М.В.Ломоносова? 17. Название одной из книг, которую М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности»? 18. Название второй книги, которую М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности»? 19. Название села в Архангельской области, рядом с которым находится д. Денисовка? 20. Каким ещё промыслом, кроме земледелия, занималась семья Ломоносовых?
За три столетия о Ломоносове написано множество книг. Но ни одна из них не позволяет утверждать, что мы знаем о нём всё. Интерес к личности Михаила Васильевича, его трудам и деяниям не меркнет. Каждая новая эпоха, новое время заставляет по-иному взглянуть на его биографию, по-новому оценить его труды и деятельность.
Выводы: 1) мы называем Ломоносова великим учёным, учёным-энциклопедистом, потому что он был всесторонне образованным человеком;
2) источник, постоянно питавший его – сознание единства с народом;
3) из поморья Михаил Васильевич вынес свой физический закал, здесь он воспитал в себе железную настойчивость, положительный ум, вольнолюбивый дух; красота родной природы способствовала развитию эстетических чувств, которые впоследствии помогли стать Ломоносову замечательным художником.
Великий помор – академик, все знания, опыт, энергию отдавал делу процветания Родины. Его любимым девизом служили слова: «Для пользы общества – коль радостно трудиться». Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – пример для каждого русского человека. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. Именем М.В.Ломоносова названы многие объекты в разных городах нашей страны. Президент РФ Д.А.Медведев предложил назвать создаваемый в МГУ суперкомпьютер именем Ломоносова, и тем самым ещё раз подчеркнул, что Михаил Васильевич - выдающийся человек.
«РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛЁЙ
РОЖДЁННЫЙ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Михаил Васильевич Ломоносов
300 лет со дня рождения
Ученица 4 «А» класса МОУ «СОШ №55»
Истомина Анастасия.
Руководитель: Горюнова В.Е.
Цель: исследовать жизнь и деятельность великого русского учёного.
Задачи: 1) познакомиться с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова;
2) ответить на вопрос: почему мы Ломоносова называем великим учёным;
3) объяснить интеллектуальную мощь Ломоносова;
4) понять, какие черты характера помогли Ломоносову стать выдающимся человеком.
Методы исследования: анализ источников информации, обобщение полученных данных.
В Большой советской энциклопедии я прочитала, что Михаил Васильевич Ломоносов – первый российский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, художник, историк.
Наше предположение в том, что именно Север дал России такого талантливого человека, воспитал в нём такие черты характера, которые помогли ему добиться больших успехов, стать великим учёным.
«Велика Россия, а Ломоносов
мог родиться только на Севере»
А.Преображенский
« Из Поморья вынес Ломоносов
свой физический закал, здесь впервые
воспитал он в себе вольнолюбивый,
свободный дух, железную настойчивость
и положительный ум».
П.Сакулик
«Жажда знаний была сильнейшей страстью души, исполненной страстей».
А.С.Пушкин
«Историк, механик, химик…
художник и стихотворец. Он
всё испытал и всё проник…».
А.С.Пушкин
«Пройдут века, а его имя с почтением будет произноситься
уже не десятками, а сотнями тысяч, миллионами русских людей
и уважаться не в одной России, а везде, куда проникнет
русская речь, русская грамота».
М. Глинка
Флейта и Ветер
Большое - маленькое
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем крокусы акварелью
За еду птицы готовы собирать мусор