В данной презентации рассматриваются особенности женского народного костюма в Саратовском крае на рубеже XIX- XX веков
Вложение | Размер |
---|---|
zhenskiy_russkiy_narodnyy_kostyum_v_saratovskov_krae_v_kontse_xix-_nachale_xx_vekov.pptx | 2.79 МБ |
Слайд 1
ЖЕНСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В САРАТОВСКОМ КРАЕ В XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА БЕЛОЯРСКИЙ НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Работу выполнила: ученица 10 класса Елисова Элла Михайловна Руководитель: Юркина Светлана Анатольевна 1Слайд 2
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно будет знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежду, По презентации пройдемся не спеша, Рассмотрим мы саратовскую женскую народную одежду: Не правда ли, проста и хороша? 2
Слайд 3
Актуальность: На территории нашей области дружно живут представители разных народов, и это является залогом ее процветания. Каждый народ имеет свою особую культуру. В последнее время возрос интерес к изучению своих национальных корней: традиций, обычаев, религии, национального костюма. Национальный костюм – явление культуры, которое тесно связано с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями, религиозными и обрядовыми представлениями. 3
Слайд 4
Цели и задачи: выяснить какие изменения произошли в женском русском народном костюме в XIX- начале XX веков; выявить какое влияние на костюм оказывало социально-экономическое положение населения; проследить обрядовое значение костюма. 4
Слайд 5
Гипотеза: Мы думаем, что изучение женского русского народного костюма Саратовского края помогает восстановить внешний облик русского человека прошедших веков, образ его жизни и труда, соответствие взглядов поколений и стремление к национальному идеалу красоты, устанавливает взаимосвязь между поколениями, служит источником для понимания культуры русского народа. 5
Слайд 6
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: постановка (формулирование) проблемы, формулирование целей и задач; формулирование гипотезы; выбор методов исследования; сбор информации; анализ и синтез собранных данных; обработка результатов; оформление результатов исследовательской деятельности использование результатов деятельности на практике 6
Слайд 7
Используемые методы: 1. Аналитический метод Подборка литературы по данной теме; Сбор информации по данной теме в Интернете. 2. Сравнительный метод 3. Обобщение 4. Систематизация 7
Слайд 8
Использованная литература: 1.Бикчураева Е.В. Русский народный костюм. [Электронный ресурс] [сайт]. URL : http://nsportal.ru 2.Костюмы народов Поволжья. [Электронный ресурс] [сайт]. URL : http://kulturanarod.blogspot.ru 3.Маковцева Л.В. Русский народный костюм XVIII - первой четверти XX века в собрании Саратовского областного музея краеведения. Иллюстрированный каталог. Саратов: КИЦ « Саратовтелефильм » — « Добродея », 2006. 180 с. 4. Народный праздничный костюм. [Электронный ресурс] [сайт]. URL : http://bogatirevaaf.ucoz.ru 5.Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб «Искусство СПб», 2006.400с. 8
Слайд 9
Влияние статуса на костюм Костюм молодой незамужней женщины Костюм молодой замужней женщины Костюм пожилой женщины В русском народном костюме четко прослеживаются отличия в костюме молодой незамужней девушки и замужней, а также пожилой женщины. 9
Слайд 10
Праздничную Будничную Свадебную или венчальную Траурную Русская народная одежда делилась на : 10
Слайд 11
Рубаха: По конструкции русские рубахи разделялись на цельные и составные. 11
Слайд 12
Рубаха: В зависимости от кроя, рубахи делились на три типа: с прямыми поликами , косыми поликами и бесполиковые . 12
Слайд 13
Сарафан: Сарафан «московский» Сарафан « мисинер » Косоклинный сарафан 13
Слайд 14
Понёва: Понёва распашная Понёва « понька » Понёва « ангорка » Понёвный комплекс получил распространение на юге края. В него входила рубаха, сшитая из домотканого льняного белого холста. Иногда ворот и грудь таких рубах вышивали крестом – красным, голубым или жёлтым шёлком. Рубаха носилась с юбкой понёвой. 14
Слайд 15
Юбка: В конце XIX века широкое распространение получает ношение юбок, как правило, преобладала клетчатая расцветка. Юбку носили с кофтой, передником, поясом, на голове — волосник , платок. Юбка праздничная Юбка праздничная девичья Юбка будничная 15
Слайд 16
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДЕВУШЕК: Девичий головной убор являлся основным отличием костюма девушки и женщины. Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты, невинности, брачных возможностей. ОЧЕЛЬЕ ЛЕНТА 16
Слайд 17
Головной убор ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ: Женские головные уборы полностью скрывали волосы. Эта традиция связана с представлениями о магической силе, заключённой в них. По народным поверьям, волосы обладали колдовской силой и могли навлечь несчастье. Головной убор подчёркивал не только изменившееся семейное положение женщины, но также социальное и имущественное состояние. Кокошник каблучок Кокошник праздничный 17 Сорока
Слайд 18
Свадебный костюм По покрою свадебные костюмы мало отличались от повседневной одежды. Для таких костюмов в большинстве крестьянских семей в основном использовались ткани из льна и конопли, а для изготовления свадебных нарядов девушкам из состоятельных семей использовали шёлк, атлас, бархат, кашемир 18
Слайд 19
Вывод : Изучение женского русского народного костюма в XIX – начале XX века позволило выявить, что в Саратовской губернии он претерпел незначительную эволюцию за XIX век. Сами комплексы практически не менялись, изменялись лишь их элементы. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма оказали влияние: географическая среда, климатические условия, хозяйственный уклад, уровень развития производительных сил, а с конца XIX века начинает сказываться и городское влияние. Кроме того, крестьяне ношение того или иного вида одежды связывали, как правило, с разнообразными обрядами, имеющими оберегательное значение. 19
Слайд 20
Русский народный костюм – это яркое, красочное зрелище. Это часть нашей культуры. История народного костюма длиною в столетия! Она удивительна! Давайте и дальше знакомиться и сохранять культуру родного народа! 20
Слайд 21
Спасибо за внимание! 21
Выбери путь
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Марши для детей в классической музыке
Два Мороза
Денис-изобретатель (отрывок)