Учениками рассмотрены варианты окраски танка, прописана практическая работа по изготовлению модели танка Т - 34. В работе дана красткая информация об истории танка Т - 34., участии танка в решающих битвах Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
varianty_oraski_sovetskikh_tankov.doc | 715 КБ |
Работу выполнили ученики 1 класса
Таушанков Андрей, Таушанков Михаил
Оглавление
Введение
Весной прошлого года я посмотрел сериал «Великая война». В нём рассказывалось об основных сражениях Великой Отечественной Войны, военачальниках и простых солдатах, военной технике как нашей, так и немецкой. Особенно меня заинтересовали танки. Я узнал о наших КВ-1, БТ-7, ИС-2, а также о немецких танках Т-3, Т-4, «Пантера», «Тигр», но больше всего мне понравился танк Т-34. Узнав о моём интересе, родители подарили мне набор для постройки модели танка Т-34. Сборка модели оказалась увлекательным занятием. Но модель выглядит незавершённой, если она не окрашена. Эта работа оказалась интересна и моему младшему брату.
Поэтому для исследования мы выбрали тему «Варианты окраски советских танков в годы Великой Отечественной войны на примере танка Т-34».
Цель: узнать варианты окраски советских танков в годы Великой Отечественной войны и подобрать подходящую окраску для нашей модели.
Задачи:
- изучить литературу об истории танка Т-34 и его участии в сражениях ВОВ;
- узнать особенности окраски советских танков;
- проанализировать собранный материал и сделать выводы;
- произвести окраску модели танка Т-34;
- познакомить одноклассников с результатами своей работы.
Гипотеза: мы предположили, что танки окрашивались в белый цвет, оттенки зелёного и коричневого цветов или несли камуфляжную окраску зелёно-коричневых оттенков.
Основная часть
История танка Т - 34
«Чудо технической мысли», «Грозное оружие Победы», «Лучший танк в мире» — как только не называли Т-34.
История тридцатьчетверки началась в октябре 1937 года, после того как конструкторское бюро Харьковского завода получило заказ на проектирование новой колесно-гусеничной машины. Необходимо было разработать новый танк с лучшей защитой и дизельным двигателем. Главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода в то время был Михаил Ильич Кошкин.
4 мая 1938 года Харьковское КБ представило Комитету Обороны СССР 2 проекта: колесно-гусеничного танка и чисто гусеничного. Сравнительные испытания показали, что чисто гусеничный танк имеет больший запас прочности. Главный конструктор Михаил Ильич Кошкин, желая продемонстрировать надежность машины, зимой 1940 года организовал пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву. При этом Кошкин сам сел за рычаги головной машины. За время пути не произошло ни одной серьезной поломки. Сталин одобрил машину. К сожалению, в ходе пробега Кошкин простудился и тяжело заболел. В сентябре 1940 года талантливого и энергичного конструктора не стало… Дальнейшие работы по танку были поручены Морозову Александру Александровичу.
После всесторонних испытаний танк под новым названием Т-34 был запущен в серийное производство в июне 1940 года.
К 1 января 1941 года Харьковский завод выпустил 115 машин. Дальнейшая доработка машины и создание различных модификаций проходила в условиях военного времени. Всего было выпущено с 1940 по 1946 год более 61 тысячи машин различных модификаций. Производство танка осуществлялось на заводах: в Харькове (до осени 41 года), Нижнем Тагиле, Сталинграде, Горьком, Екатеринбурге, Челябинске, Ленинграде и Омске. Интересно, что первоначально танки собирали лишь в Харькове и Сталинграде, но к осени 1942 года оба завода были потеряны. Тем не менее, Т-34 продолжали появляться на фронте в больших количествах. Большая заслуга в этом принадлежит руководству страны, сумевшему организовать эвакуацию производства на Восток.
Танк Т-34 составлял основу танковых войск Советской армии до середины 1950-х годов. Официально танк Т-34 был снят с вооружения Российской Федерации только в 1993 году. После окончания Второй Мировой войны танки Т-34 в большом количестве отправлялись на экспорт. Они составляли основу танкового парка многих государств мира. Общий выпуск танков (с учётом произведенных в ЧССР и ПНР) составил около 70-80 тысяч единиц. Это позволяет утверждать, что танк Т-34 являлся самым массовым танком в мире.
Вывод: история танка Т-34 началась в 1937 году. Его конструкция была настолько удачна, что он продолжал свою службу до 90-х годов и состоял на вооружении других государств.
Боевые заслуги танка Т – 34
Танки Т-34 приняли участие в боях с первых же часов вторжения гитлеровских войск в нашу страну. Во всех решающих сражениях «тридцатьчетверки» сыграли немаловажную роль.
Это битва за Москву в 1941 г, в которой участвовали две танковые дивизии, 14 бригад и 13 отдельных танковых батальонов.
Дальше был 1942 год, Сталинградская битва. В контрнаступлении приняли участие 4 танковых и 2 механизированных корпуса, а также 17 отдельных танковых полков и бригад. Меньше, чем за четверо суток наши танки прошли 150 км с севера и 100 км с юга и замкнули кольцо окружения. В ночь на 22 ноября лихим рейдом танкисты 157-й танковой бригады захватили мост через р. Дон. Немецкая охрана моста никак не ожидала, что приближавшиеся с зажженными фарами машины - советские.
В решающий момент Курской битвы произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой (12 июля 1943 г.). Тут немецкий танковый таран наткнулся на встречный удар 5-й гвардейской танковой армии генерала П. А. Ротмистрова. Схватились более 1200 танков и САУ. Атака тридцатьчетверок была столь стремительна, что они прорезали весь боевой порядок противника. Его грозные "Тигры" и "Пантеры" в ближнем бою не могли использовать своего преимущества в вооружении. Именно лучшая маневренность тридцатьчетверок и помогла им выиграть этот бой.
Здесь, под Прохоровкой, в сорок третьем,
Смерть презрев, по сигналу атаки-
Шли солдаты наши в бессмертье,
Становились бессмертными танки.
Игорь Чернухин
Потом была Белорусская наступательная операция (июнь-август 1944 г.). И, наконец, Берлинская операция (апрель 1945 г.), в которой только с нашей стороны участвовало 6250 танков и САУ.
Вывод: трудно переоценить роль танка Т-34 в ходе Великой Отечественной войны.
Варианты окраски танка Т – 34
Перед изучением данного вопроса мы провёли анкетирование, в котором приняли участие 65 учеников 1-4 классов нашей школы. На вопрос о вариантах окраски танка предпочтение было отдано зелёной и камуфляжной окраске.
Далее мы решили узнать, какие варианты камуфляжа (по мнению детей) существуют
В результате анкетирования мы узнали, что и многие наши сверстники считают, что танки окрашивались либо в оттенки зелёного цвета, либо несли камуфляжную окраску в сочетании: зелёный – коричневый, но это оказалось не совсем так.
Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны камуфляжная окраска использовалась на небольшой части бронетанковой техники. Достаточно массовое использование камуфляжа впервые можно отметить в период битвы за Москву. Камуфляжная (деформирующая) окраска достигалась путём нанесения белой краски на тёмно – зелёный базовый фон. Танки окрашивались по наитию экипажей, поэтому можно было наблюдать нанесенные на технику белые пятна неправильной формы, а также извилистые полосы и даже следы автомобильных шин.
В конце 1941 года были разработаны инструкции с указанием, что окраска должна выполняться красками трёх цветов
1. Зелёная - подходит ко всем фонам зелёной растительности, площадь составляет 45-55 % объекта.
2. Жёлто-землистая - подходит к фонам оголённой земли (вспаханная земля, дороги и т.п.), площадь окраски 15 – 30 %.
3. Тёмно – коричневая – подходит к затенённым пятнам различных фонов и к цвету стволов деревьев.
Разные партии краски могли иметь разные оттенки. Кроме этого цвет краски зависел от того как краску размешали перед покраской и от воздействия окружающей среды (например, могла выгореть на солнце). Оттенки коричневого и песочного цветов так же могли быть разных вариантов.
К рисунку и расположению пятен предъявлялись следующие требования:
Допускалось применение двухцветного камуфляжа.
Для зимних условий в инструкции были следующие требования:
Но если зимняя окраска наносилась на советские танки вплоть до окончания войны, то летняя окраска использовалась в основном там, где был лесной ладшафт, так как в степных и лесостепных зонах хватало обычной защитной окраски.
С середины 1943 года когда Красная Армия стала наступать, важнее маскировки стала задача взаимоопознавания между родами войск и союзными войсками, поэтому на заключительном этапе войны камуфлированные танки встречались достаточно редко.
Вывод: чаще всего советские танки имели однотонную зелёную окраску. С 1941 года довольно широко стала использоваться камуфляжная окраска. В зимнее время для снижения заметности на фоне снега машины камуфлировались белым цветом.
Практическая работа
Заключение
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась не полностью. В источниках описан ещё жёлто - землистый цвет окраски танка и камуфляж с применением белого цвета.
Мы считаем, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Свою работу мы посвятили людям, которые одержали Великую Победу, в том числе и нашему прадеду, участнику Великой Отечественной войны. И следующая наша работа будет о нём, Вдовине Владимире Ивановиче.
Список литературы
Два плуга
Филимоновская игрушка
Ледяная внучка
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое