Цель проектапроанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся 5-9 классов МБОУ «СОШ №16» города Майкопа
Вложение | Размер |
---|---|
tatlok_tvorcheskaya_rabota_uchenitsy.pptx | 761.28 КБ |
Слайд 1
«Как слово наше отзовется?» Исследовательская работа по русскому языку ученицы 9 класса МБОУ «СОШ № 16» г. Майкопа Дьяченко Натальи. Руководитель Татлок Фатима Сулеймановна , учитель русского языка и литературы.Слайд 2
Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся 5-9 классов МБОУ «СОШ №16»
Слайд 3
Задачи проекта: 1. Определить, какое место занимает не общеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся. 2. Определить понятия "жаргон" и "сленг". 3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы с целью определения : * круга наиболее употребительных жаргонных слов, * частотности употребления жаргонизмов, * причин употребления школьниками жаргонизмов. 4. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. 5. Систематизировать материал. 6. Сделать выводы по теме исследования. 7. Выполнить компьютерную презентацию.
Слайд 5
ГИПОТЕЗА в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы- часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Слайд 6
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка. Объект исследования: учащиеся 5-9 классов МБОУ «СОШ № 16»
Слайд 7
Теоретические исследования : Диалектная лексика. К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 5-9 классов. Я выделила несколько причин редкого употребления диалектов: * Одни утверждают, что диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста; * Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и , как говорят ребята, «старомодно»; * Некоторые ответили « не знаю» что такое диалектизмы. .Профессиональные слова в лексиконе учащихся. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами . В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся . Например, , аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот, агротехника, медикаменты , педиатр, окулист, лор .
Слайд 8
Теоретические исследования: Что такое сленг? Существует несколько определений сленга. Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое: Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке. Что такое МОЛОДЕЖНЫЙ сленг? Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
Слайд 9
Причины употребления сленга. Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выясняла, что учащиеся 5-9 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие. В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Слайд 10
Название группы ПРИМЕРЫ 1 Части тела 2 Слова, обозначающие людей по профессии 3 Бытовая техника грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); ящик, телик (телевизор), мобила , сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD);
Слайд 11
4 Транспорт мотик , мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей) 5 Слова, обозначающие людей по родству предки, родичи, родоки (родители), папан , папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха , браток (брат), мен (парень) 6 Слова-оценки классно, клево, лафа, ништяк , зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно , отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)
Слайд 12
Вывод. Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит. Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача- учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
Слайд 13
Список использованной литературы: 6. Список использованной литературы 1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998. 3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант). 4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979. 5. О.Л.Соболева . Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003. 6. В.В.Соколова . Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995. 7. Материалы Интернет
Компас своими руками
Невидимое письмо
Воздух - музыкант
Ласточка. Корейская народная сказка
За еду птицы готовы собирать мусор